JURISPRUDENCE / <<Ш^ШетУМ~^(ШТМа1>>#Щ19)),2(0]9
Бойко Семен Витальевич, Коннов Роман Андреевич
студенты Юридической школы Дальневосточного федерального университета DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10496 ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОЧЕСТВА
Boiko Scmyon Vitalyevich, Konnov Roman Andreevich
Students of the law school, Far Eastern Federal University,
THE CONCEPT LAW-MAKING
Аннотация.
В настоящей научной статье рассматривается вопрос о понятии правотворчества и подходах к определению правотворчества. Поднимается актуальная проблема содержания правотворчества, рассматриваются проблемы соотношения правотворчества и правообразования. Рассматривается правотворчество как правовое явление.
Abstract.
This scientific article addresses the issue of the concept of law-making and approaches to the definition of law-making. The actual problem of the content of law-making is raised, the problems of correlation of law-making and law-making are considered. Considered lawmaking as a legal phenomenon.
Ключевые слова: правотворчество, правообразование, понятие, содержание.
Keywords: lawmaking, legal education, concept, content.
Из правовых явлений, которыми можно охарактеризовать государственно-организационную жизнь современного общества, можно выделить центральное - правотворчество как процесс создания и закрепления норм права. Это обусловлено, прежде всего, тем фактором, что от того, в какой мере действующие нормы права выражают потребности и интересы общества, от того, насколько эффективно они воздействуют на поведение людей, зависит и достижение тех целей — непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы. Именно поэтому нормотворческая деятельность всегда является начальным этапом процесса правового регулирования.
Правотворчество - одно из важных направлений деятельности любого государства. Это специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с изданием, изменением и отменой юридических норм. По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативным правовым актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. В буквальном смысле слова правотворчество - это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах.
Вместе с тем, необходимо отметить, что пристальное внимание правоведов к проблеме правотворчества породило множество определений
этого понятия. Давайте рассмотрим точки зрения авторов на понятие правотворчества.
Поленина С.В. дает следующее определение правотворчества: это «.. .направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании общественных отношений и созданию в
соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих».
Карташов В.Н. определяет правотворчество, как «процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур».
Исходя из данного определения можно выделить, несколько элементов правотворчества:
- познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;
- определение органа или иного субъекта (например, организации, должностного лица и пр.);
- подготовка, принятие или изменение нормативного акта в рамках соответствующих установленных процедур. Естественно, что все вышеупомянутые элементы находятся между собой в органическом единстве, а, следовательно, выделение роли какого-либо из этих элементов, или его отсутствие делает дефектным правотворчество в целом.
Мицкевич А.В. дает определение правотворчеству как деятельности государства по установлению правовых норм, неважно, каким путем это уствновление происходит.
Малько А.В. и Матузов Н.И. говорят, что правотворчество — это, прежде всего, деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Нерсесянц В.С. определяет правотворчество как форму государственной деятельности, связанную с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права.
Рассмотрев данные точки зрения, я хочу сказать, что в одном случае понятие правотворчества связывается в первую очередь, с процедурно- про-
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / ГОМБРЯГОБЖЕ
цессуальной деятельностью различных уполномоченных органов. В основу другого определения положена социально-юридическая трактовка правотворчества, которая охватывает весь процесс создания нормы права, начиная с возникновения идеи о необходимости приведения нормативного регулирования в соответствие со сложившимися в обществе отношениями и заканчивая принятием соответствующей нормы права и ее введением в действие.
Приведенные точки зрения в отношении правотворчества в тех или иных вариантах сохраняются и в настоящее время. В научных трудах последнего времени, посвященных в большинстве своем проблемам законотворчества как формы правотворчества, авторы, как правило, охватывают весь процесс создания нормы права.
Сущностью правотворчества можно назвать возведение государственной воли в нормы права, в форму юридических предписаний, которые имеют общеобязательный характер.
Под правотворчеством понимают организационно-правовую форму властной деятельности управомоченных органов и лиц, связанную с разработкой и принятием нормативных правовых актов, восполнением пробелов и официальной систематизацией законодательства для обеспечения нормативного урегулирования общественных отношений.
Законодательство напрямую зависит от процессуальной формы, при помощи которой происходит его становление и которая обеспечивает качество и жизнеспособность каждого принимаемого закона.
Достижение целей правотворчества возможно лишь при базировании на принципах правотворческой деятельности, являющихся его методологической основой.
Соотнесём понятия правотворчество и право-образование:
Правотворчество — это специальная деятельность компетентных органов, завершающая процесс правообразования.
Субъективной деятельности законодателя предшествуют объективные процессы правообра-зования. Многие правила поведения до того, как они были выражены в тексте нормативных актов, уже сложились в общественных отношениях, в реальном правовом поведении субъектов права, либо сформировались в правосознании народа. Их оставалось только документально оформить, придать им официальную силу. Таким образом, издавая нормы права, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других.
Вопрос состоит только в том, включать правотворчество в правообразование как вторую фазу всего процесса или рассматривать правообразова-ние и правотворчество как самостоятельные процессы, объединив их, например, понятием «установление» права. Последнее кажется предпочтительным, хотя единственно правильный ответ дать нельзя, поскольку социологическая теория права и основанная на ней правовая система признает пра-вообразование в ходе судебного процесса, что одновременно расценивается как правотворчество.
Но мы могли бы сказать, что в одних правовых системах вопрос о том, что является правом, а что им не является, решает законодатель, а в других — суд. Кстати, тот и другой могут ошибиться и принять решение вразрез с объективным процессом право-образования.
Правообразование — это процесс от возникновения потребности в правовом регулировании к первоначальному зарождению норм права в недрах общественных отношений и до их закрепления в законе. Более того, еще до вмешательства законодателя могут сложиться вполне объективированные правила (например, обычаи), которыми начинают руководствоваться. Эти правила могут получить признание в обществе, и только потом они становятся такими нормами, которые признаются государством и в дальнейшем закрепляются законодателем в нормативных правовых актах как общеобязательные.
Таким образом, правообразование носит объективный характер и обусловливается закономерностями общественного развития, а правотворчество — всегда творческая деятельность и обусловлена государственным волеизъявлением. Последнее, в силу разных причин, может и не согласовываться с общественной закономерностью, заявлять о себе вопреки ей. Обеспечение гармонии — это уже практическая проблема. В теории правового государства всегда констатируют несоответствие закона праву, когда законодатель возводит в закон свой произвол.
В процессе правообразования имеет место взаимодействие самых разных факторов — экономических, социальных, политических. Большую роль приобретает общественное сознание во всех его формах (нравственное, политическое, религиозное и т. д.). В формировании правового сознания здесь участвует не только интеллектуальное, элитарное, но и обыденное мнение. Только потом, уже в правотворческой деятельности, решающее значение приобретут позиции чиновников, депутатов, иногда специалистов-правоведов. Но и сознание людей обусловливается жизненными отношениями в целом и теми конкретными обстоятельствами, которые рождают потребность в правовом регулировании.
Список литературы:
1. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества: Учебное пособие. В 2 т. Т. 1. Ярославль, 2005. С. 249.
2. Белоусова М.С. Правотворческая функция российского государства // Вестник Челябинского государственного университета. Право. 2010. №24. С.11-13.
3. Правотворчество в СССР / Под ред. А.В.Мицкевича. М.: Юрид, лит. 1974. С. 37.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 157.
5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб, для вузов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2002. С. 416.4. Корнев В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2008. № 8 (48). С. 35-42.