УДК 346.2+332.1 ББК 67.404+65.05
В. Е. ВАРАВЕНКО
Легальное определение понятия «резидент территории опережающего социально-экономического развития»: проблемы толкования
Проанализировано понятие «резидент территории опережающего социально-экономического развития», выявлены проблемы его толкования и применения. Предложены конкретные способы решения выявленных проблем.
Ключевые слова: территория опережающего социально-экономического развития, резиденты, управляющая компания, регистрация юридического лица, место осуществления деятельности юридическим лицом.
V. Ye. Varavenko
The Legal Definition of the Concept "Resident of the Territories of Advanced Social
& Economic Development": Interpretation Problems
The paper analyses the concept of "resident of the territories of advanced social & economic development" and reveals the problems that block its proper interpretation and application. The author puts forward the ways how to solve them.
Keywords: territories of socio-economic development, residents, managing company, registration of a legal entity, place of operation of a legal entity.
Эффективность правового регулирования общественных отношений складывается из множества факторов, не последним по значимости среди них представляется четкое определение понятий, используемых в текстах нормативно-правовых актов, ведь неопределенность терминов способна породить проблемы в ходе правоприменения.
ВАРАВЕНКО Виктор Евгеньевич — доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41. vevaravenko@gmail.com.
© Варавенко В. Е., 2016
Одним из базовых понятий федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон о ТОР) [12] является «резидент территории опережающего социально-экономического развития» (далее - резидент ТОР). Резидент ТОР - это «индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - реестр резидентов)» (п. 2 ст. 2 Закона о ТОР).
Определение понятия как логическая операция (и ее результат) представляет собой отражение существенных признаков предмета или явления. В рассматриваемом случае «существенность» признаков, содержащихся в определении понятия «резидент ТОР», очевидна. Эти признаки, по сути, служат критериями, которым коммерческая организация и/или индивидуальный предприниматель, намеревающиеся приобрести статус резидента ТОР, должны соответствовать. Соблюдение этих критериев есть обязательная предпосылка приобретения статуса и, следовательно, возможности использовать льготы, закрепленные в законодательстве.
Поскольку специальный режим осуществления предпринимательской деятельности в ТОР распространяется на строго обозначенную территорию, законодатель постарался отразить в определении понятия «резидент ТОР» признаки (характеристики претендента на приобретение статуса резидента), гарантирующие пространственную локализацию экономической активности в границах ТОР. Резидент должен отвечать следующим признакам: во-первых, быть зарегистрированным на территории опережающего социально-экономического развития и, во-вторых, осуществлять предпринимательскую деятельность только на указанной территории. Второй признак проявляется в других положениях Закона о ТОР: резидентам запрещено иметь филиалы и представительства за пределами ТОР (ч. 3 ст. 12 Закона о ТОР); в случае нарушения указанного запрета коммерческая организация или индивидуальный предприниматель подлежат лишению статуса резидента (п. 4 ч. 3 ст. 15 Закона о ТОР). Насколько удачным является данное законодательное решение? Достигло ли оно цели, которая явственно следует из содержания п. 2 ст. 2 Закона о ТОР? Для ответа на эти
вопросы проанализируем признаки «регистрации» и «осуществления деятельности» более подробно.
Регистрация индивидуального предпринимателя / коммерческой организации в границах ТОР. В федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) [10] четко сформулированы нормы о месте регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа; государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (части 2, 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации).
На первый взгляд все просто и прозрачно. Однако место нахождения офиса и место жительства гражданина предпринимателя фиксируется посредством указания адреса: «в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица» (п. 3 ст. 54 ГК РФ) [1]. При этом в соответствии со ст. 2 федерального закона «О федеральной информационной адресной системе...» [13] под адресом понимается «описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать»; а под объектом адресации - «один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки.». Вместе с тем ряд территорий опережающего социально-экономического развития создается по сценарию «greenfield»: в границах земельных участков, входящих в ТОР, нет ни административно-бытовых комплексов, ни жилья. Вследствие этого выполнение требования о государственной регистрации лица в границах ТОР становится, на первый взгляд, невыполнимым в силу объективных причин, не зависящих от воли потенциальных резидентов.
Тем не менее решение данной проблемы осуществимо как на уровне правоприменения, так и на уровне правотворчества. «Правоприменительный» подход, реализация которого стала возможной благодаря усилиям специалистов управляющей компании АО «Корпорация развития Дальнего Востока», основан на толковании Правил присвоения, изменения
и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее - Правила) [8].
Адресообразующие элементы, представленные в Правилах, различаются по степени обязательности. В п. 47 Правил содержится перечень обязательных адресообразующих элементов, к которым относятся: 1) страна; 2) субъект Российской Федерации; 3) муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; 4) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); 5) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Кроме того, в соответствии с приказом Минфина России от 05.11.2015 № 171н об утверждении перечня элементов, используемых в качестве реквизитов адреса [7], «территория» является самостоятельным адресообразующим элементом.
Таким образом, в качестве адреса (местонахождения) юридического лица при его регистрации в границах ТОР может быть указана соответствующая территория опережающего социально-экономического развития, с указанием обязательных адресообразующих элементов и «территории» регистрации, например: «Россия, Приморский край, Надеждинский район, село Вольно-Надеждинское, территория ТОР «Надеждинская». По состоянию на 27 октября 2016 г., в соответствии с данными Реестра резидентов ТОР [14], таким способом зарегистрированы 22 предприятия из 91 на 5 территориях опережающего социально-экономического развития.
Вместе с тем реализация данного подхода связана с необходимостью размещения резидентами органов управления и офисных подразделений за пределами ТОР, что возможно осуществить одним из следующих способов: 1) легализация создания обособленного подразделения компании, не являющегося филиалом или представительством, вне места ее регистрации, путем подачи сообщения по форме С-09-3-1 [9] о его создании в Федеральную налоговую службу; 2) передача функций единоличного исполнительного органа компании резидента другой коммерческой органи-зации1. Указанные варианты размещения офисов резидентов за пределами ТОР формально соответствуют требованиям статей 12, 15 Закона о ТОР, но по сути представляют собой создание обособленных подразделений резидентов за пределами границ ТОР. Кроме того, реализация данного подхода может иметь ряд «побочных эффектов», способных негативно
1 Такая возможность предусмотрена законодательством о хозяйственных обществах (см. напр.: ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
повлиять на резидентов, например, риски, связанные с направлением юридически значимых сообщений2. Кроме того, рассматриваемый подход абсолютно не применим к регистрации индивидуальных предпринимателей.
Решение проблемы регистрации резидента в границах ТОР на уровне правотворчества возможно посредством уточнения определения понятия «резидент ТОР», данного в п. 2 ст. 2 Закона о ТОР. Например, можно использовать подход, закрепленный в федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ) [5]. В соответствии со ст. 9 Закона об ОЭЗ, «резидентом ОЭЗ является коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования (курсив автора -В. В.), где расположена ОЭЗ».
Еще одним правотворческим вариантом решения проблемы может стать дополнение содержания ст. 12 Закона о ТОР, в частности: 1) включение в ч. 3 ст. 12 указания на общий запрет создания резидентами не только филиалов и представительств, но и иных обособленных подразделений, 2) дополнить ст. 12 частью 3.1, содержащей изъятие из общего запрета на создание обособленных подразделений (предоставление резиденту права на срочное (временное) создание одного филиала за пределами ТОР для обеспечения работы офисных подразделений резидента с обязанностью по его ликвидации после создания соответствующих инфраструктурных объектов в границах ТОР). Данный вариант позволил бы, помимо прочего, эффективно контролировать создание резидентами обособленных подразделений, в том числе «не филиального» типа, что в настоящее время затруднительно.
Осуществление деятельности индивидуальным предпринимателем / коммерческой организацией в границах ТОР. Виды экономической деятельности, пользующиеся государственной поддержкой в рамках специального административно-правового режима осуществления предпринимательской деятельности, закрепляются в постановлениях Правительства РФ о создании ТОР. При этом некоторые виды экономической деятельности в силу своей природы не могут быть локализованы в границах ТОР.
Так, в постановлении Правительства РФ от 28.08.2015 № 899 «О создании территории опережающего социально-экономического развития
2 Адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является официальным адресом, который используется для направления юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ). В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
"Камчатка"» (далее - Постановление) [11] предусмотрено 50 видов экономической деятельности резидентов, осуществление которых пользуется льготами в рамках режима ТОР. Среди них «Рыболовство и рыбоводство», «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма», «Деятельность водного транспорта». Очевидно, что указанными видами деятельности невозможно заниматься без выхода за границы ТОР, определенные в указанном Постановлении: морские перевозки и рыболовство осуществляются в акваториях Охотского и Берингова морей; туристские маршруты проходят не только по землям, включенным в границы ТОР. Может ли в таком случае деятельность резидентов рассматриваться как экономическая деятельность, «осуществляемая на территории опережающего социально-экономического развития», т. е. подпадающая под льготный режим?
Данная проблема так же, как и предыдущая, может быть решена как на правоприменительном, так и на правотворческом уровне. Однако и первый, и второй сценарии содержательно совпадают: необходимо конкретизировать, что понимается под «местом осуществления деятельности».
На уровне правоприменения такой конкретизацией может стать официальное толкование (мнение) уполномоченных субъектов (ответственных руководителей управляющей компании или должностных лиц Министерства РФ по развитию Дальнего Востока), содержащее анализ и оценку ситуации конкретного резидента, а также позицию по вопросу места осуществления деятельности таким резидентом. На уровне правотворчества целесообразно конкретизировать место осуществления деятельности применительно к отдельным видам экономической деятельности, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и указанным в соответствующих постановлениях Правительства РФ о создании ТОР.
Правотворческое решение проблемы требует принятия нормативно-правового акта, содержащего конкретизирующие правила: 1) постановление Правительства РФ (поскольку виды экономической деятельности, разрешенные резидентам ТОР, устанавливаются нормативными актами данного государственного органа); либо 2) закрепление за Министерством РФ по развитию Дальнего Востока полномочий по разработке конкретизирующих правил о месте осуществления деятельности и их закреплению в своих ведомственных нормативно-правовых актах.
В качестве инструментария конкретизации критерия «место осуществления деятельности резидентом в границах ТОР» можно применять подходы, сформировавшиеся в других отраслях права и законодательства. Перспективным является использование доктрин личного закона, разработанных наукой международного частного права, применяемых также в сфере таможенного, валютного, налогового регулирования для
определения круга лиц, на которых распространяются соответствующие административно-правовые режимы.
Задача определения пространственной сферы действия правовых норм является центральной для международного частного права как отрасли права в целом. В нашем случае ценность представляют подходы к определению личного закона: коллизионные привязки, которые устанавливают правила выбора материального права, закрепляющего правовой статус юридических лиц. Существует четыре основные доктрины личного закона юридического лица: 1) доктрина инкорпорации (личным законом юридического лица является право страны - места его государственной регистрации), 2) доктрина оседлости (личным законом является право страны местонахождения органов управления юридического лица), 3) доктрина контроля (личным законом является право страны местонахождения выгодоприобретателей (бенефициаров) юридического лица, 4) доктрина центра эксплуатации (личным законом является право страны, где юридическое лицо ведет хозяйственную деятельность).
Последняя из указанных доктрин соответствует содержанию критерия «место осуществления деятельности резидентом в границах ТОР». Однако подробное изложение данной доктрины в источниках по международному частному праву не приводится. Авторы указывают на то, что данная коллизионная доктрина не имеет широкого распространения; характерна для международного частного права развивающихся стран, стремящихся подчинить своему национальному праву деятельность зарубежных компаний, осуществляющих производственную деятельность на их территории, в частности, добычу полезных ископаемых [2, с. 245-246; 3, с. 226-227].
Вопрос об определении места осуществления экономической деятельности предпринимателем - лицом отечественного или зарубежного права, является одним из ключевых при разграничении сфер действия налоговых юрисдикций. Хорошей иллюстрацией этого являются двухсторонние межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения, где для целей принятия решения о применении налогового режима одного из договаривающихся государств к налогоплательщикам, чьи экономические операции связаны с двумя юрисдикциями, помимо категории «резидент» используется категория «постоянное представительство» (permanent representation), призванная отразить связь хозяйственной деятельности резидента одной из договаривающихся сторон с налоговым режимом другой стороны.
Так, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Соглашение) [6], «постоянное представительство»
определяется как «фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность» (п. 1 ст. 5 Соглашения). Также закрепляется перечень объектов и деятельности, которая квалифицируется как «постоянное представительство»: 1) место управления; 2) отделение; 3) контора; 4) фабрика; 5) мастерская; 6) шахта, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; 7) строительная площадка, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорная деятельность, связанная с ними, но только в том случае, если такие площадка, объект или деятельность существуют более 12 мес.; 8) предоставление услуг, включая консультационные услуги, предприятием через своих сотрудников или иной персонал, нанятый с этой целью, если деятельность такого характера осуществляется в Договаривающейся Стороне в течение периода или периодов, составляющих более 183 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 2, 3 ст. 5 Соглашения). Кроме того, устанавливается перечень объектов и деятельности, которая не рассматривается в качестве «постоянного представительства»: 1) использование сооружений исключительно для целей хранения или демонстрации товаров или изделий, принадлежащих предприятию; 2) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей их хранения или демонстрации; 3) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;
4) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
5) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера (п. 4 ст. 5 Соглашения).
В результате сопоставления перечней объектов и деятельности, по которым устанавливается наличие или отсутствие «постоянного представительства» налогоплательщика, можно сделать вывод, что отличие между ними проводится по признаку «место реализации произведенного товара, работы, услуги». Под «реализацией товара, работы, услуги» понимается «передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу...» (ч. 1 ст. 39 НК РФ) [4]. Объекты и деятельность, указанные в пунктах 2, 3 ст. 5 Соглашения, непосредственно связаны с реализацией товара, работы, услуги; объекты и деятельность, указанные в п. 4 ст. 5 Соглашения, не имеют такой связи.
Подходы к определению места осуществления деятельности, используемые в межправительственных соглашениях, являются перспективными
для определения места осуществления деятельности резидентом ТОР. В качестве иллюстрации применения данного подхода определим место осуществления деятельности по рыболовству и рыбоводству предпринимателем, намеревающимся приобрести статус резидента ТОР. Предприятие осуществляет добычу и переработку морских биоресурсов. Офис, а также объект по переработке сырья расположены в границах ТОР. Рыболовецкие суда добывают сырье в акватории Охотского моря, т. е. за пределами ТОР. Часть работников и служащих выполняют трудовые функции за пределами ТОР. Подпадает ли деятельность данного предприятия под критерий «осуществление деятельности на территории опережающего социально-экономического развития»? На этот вопрос следует дать положительный ответ, поскольку добыча морских биоресурсов представляет собой вспомогательную деятельность по отношению к реализации продукции данного предприятия, которая осуществляется со склада готовой продукции на заводе, расположенном в границах ТОР.
Итак, критерии определения места осуществления деятельности резидентами ТОР следует разработать на основе подходов, применяемых в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения и в налоговом законодательстве. В зависимости от уровня решения проблемы (правоприменительного или правотворческого) следует разработать либо методические рекомендации, адресованные сотрудникам управляющей компании и/или должностным лицам Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, уполномоченным принимать решения, связанные с присвоением статуса резидента ТОР, либо подзаконный нормативно-правовой акт, детализирующий нормы действующего законодательства о ТОР.
В заключение следует еще раз подчеркнуть значимость четкого определения понятий, терминов, категорий, используемых в законодательстве. Двусмысленность, неопределенность основных понятий закона способна затруднить реализацию его положений на практике. Создавая понятийный аппарат закона, следует уже на стадии разработки проекта оценивать соответствие терминологии требованиям юридической техники; учитывать соотношение новых терминов с существующими.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
2. Звеков В. П. Коллизии законов в международном частном праве. М., 2007. 416 с.
3. Международное частное право: учебник / отв. ред. Г. К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. 688 с.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1): федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
5. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
6. Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы: соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики (заключено в г. Гонконге 18.01.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов: приказ Минфина России от 05.11.2015 № 171н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов: постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О создании территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка»: постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 899. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2014 № 473-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федер. закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Реестр резидентов ТОР. URL: http://erdc.ru/docs/tor-registry. pdf?v=24.10.2016 (дата обращения 27.10.2016).