Научная статья на тему 'Режим военного положения и боевой обстановки в рамках конституционного права'

Режим военного положения и боевой обстановки в рамках конституционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1915
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальный режим / военное положение / боевая обстановка / special regime / martial law / military milieu

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вербицкая Т. В.

Статья посвящена исследованию сущностных признаков и отличительных особенностей военного положения и боевой обстановки в соответствии с конституционным правом Российской Федерации и зарубежных стран. Осуществляемый анализ позволяет решить вопрос о возможности совершенствования действующего российского законодательства, регламентирующего специальные правовые режимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вербицкая Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates essential characteristics and distinguishing features of martial law and military milieu in accordance with the constitutional law of Russian Federation and foreign countries. Implemented analyzes allows to solve the question of possible improving of Russian legislation, devoted to special legal regimes.

Текст научной работы на тему «Режим военного положения и боевой обстановки в рамках конституционного права»

Комиссия по науке Студенческого Совета Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

юридический

вестн и к

молодых ученых

^ Щ %

- А - *

э-=- А-«г

— 1755 — у

V V

ВЫПУСК № 3

МОСКВА - 2016

КОМИССИЯ ПО НАУКЕ

СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ЮРИДИЧЕСКИМ ВЕСТНИК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ВЫПУСК № 3

МОСКВА - 2016

УДК 34 ББК 67 Ю 70

Юридический вестник молодых ученых, 3 - Москва, 2016. - 88 стр.

Издание Комиссии по науке Студенческого совета Юридического факультета Московского государственного университета им. М.В Ломоносова

ISSN 2413-3078

Ответственный редактор: Иванов Д.А.

Редакционная коллегия: Каримов Д.А. Скворцов А.К. Шафранский С.В.

Ответственный за выпуск: Иванов Д.А.

Учредитель:

Комиссия по науке Студенческого совета Юридического факультета Московского государственного университета им. М.В Ломоносова

Сборник статей «Юридический вестник молодых ученых» выпускается по мере комплектования материала

Распространяется бесплатно

Материалы публикуются в авторской редакции Дизайн: Иванов А.А. Верстка: Иванов Д.А.

При перепечатке ссылка на «Юридический вестник молодых ученых» обязательна.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО...........................................................................................................4

_ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА_

ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕМАТЕРИАЛИЗАЦИИ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РЫНКА

ЦЕННЫХ БУМАГ..............................................................................................................................5

Богдан Д.И., Тяжбин М.Д.

СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ОБ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ К

СЕМЕЙНЫМ ПРАВООТНОШЕНИЯМ.....................................................................................11

Давыдова А.И.

УСТУПКА ВИНДИКАЦИОННОГО ПРИТЯЗАНИЯ.............................................................18

Ким С.Г.

ЗАВЕРЕНИЯ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ: СРАВНЕНИЕ С REPRESENTATIONS И WARRANTIES ПО АНГЛИЙСКОМУ ПРАВУ........................................................................25

Литовченко А.В.

АСТРЕНТ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ.....................................................34

Лобышева Е.А.

_ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА_

СДЕЛКИ О ПРИЗНАНИИ ВИНЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАН.................................................................................................................................................39

Алёшина А.Д., Асланян А.Л., Беляева К.В., Булатова В.В.

РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И БОЕВОЙ ОБСТАНОВКИ В РАМКАХ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА...............................................................................................45

Вербицкая Т.В.

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 177 УК РФ И СТ. 315 УК РФ ПРИ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЯНИЯ.............................................................................................................................................53

Габдуллина А.К.

ИНСТИТУТ СЕРТИФИКАЦИИ СУДЕБНЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ............................................58

Дриц К. В.

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ СТРАН И МЕЖСТРАНОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ................................................................................63

Теренин С.В.

_ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАВОВАЯ НАУКА_

КОНЕЦ ИСТОРИИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА................................................................71

Рейнер Кракман, Генри Хансман

_ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ_

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»............................................................................................................................82

Каримов Д.А.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Уважаемый читатель!

Вы держите в руках третий выпуск Юридического вестника молодых ученых. Издание было подготовлено силами Комиссии по науке Студенческого Совета Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Продолжая традиции первых двух выпусков - поддержка и опубликование работ молодых ученых, исследующих самые разные аспекты российского и зарубежного права, мы рады представить и новую рубрику -«Зарубежная правовая наука», в которой будут публиковаться наиболее известные и интересные работы, опубликованные на иностранных языках. В настоящем выпуске вашему вниманию будет представлена статья Рейне-ра Кракмана и Генри Хансмана, посвященная сравнению преимуществ и недостатков разных моделей корпоративного управления. Вызвав большое количество дискуссий, эта статья, с одной стороны, обобщила существовавшие в науке взгляды, а, с другой стороны, помогла посмотреть на проблему по-новому. Мы надеемся, что эта работа одних из ведущих специалистов по корпоративному праву в мире будет интересна и российским читателям.

Кроме этого, в новом выпуске также появится раздел «Обзор литературы», в котором в сжатом виде будет содержаться информация о тех источниках, которые могут быть полезны при глубоком исследовании той или иной юридической тематики.

Но, несмотря на эти новшества, ядром журнала остаются исследования молодых авторов. В этом выпуске представлены самые разные работы, каждая из которых будет интересна широкому кругу читателей в силу не только своей глубины, но и актуальности, нестандартности заявленных тем.

Зарубежная правовая наука

Мы надеемся, что третий номер журнала вызовет интерес у читателей, станет дополнительным толчком к исследованиям молодых авторов, привлечет внимание к студенческой юридической науке у публики.

С уважением,

Комиссия по науке Студенческого Совета Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И БОЕВОЙ ОБСТАНОВКИ В РАМКАХ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Вербицкая Т.В.

Уральский государственный юридический университет

Аннотация

Статья посвящена исследованию сущностных признаков и отличительных особенностей военного положения и боевой обстановки в соответствии с конституционным правом Российской Федерации и зарубежных стран. Осуществляемый анализ позволяет решить вопрос о возможности совершенствования действующего российского законодательства, регламентирующего специальные правовые режимы.

Ключевые слова: специальный режим, военное положение, боевая обстановка.

Abstract

The article investigates essential characteristics and distinguishing features of martial law and military milieu in accordance with the constitutional law of Russian Federation and foreign countries. Implemented analyzes allows to solve the question of possible improving of Russian legislation, devoted to special legal regimes.

Keywords: special regime, martial law, military milieu.

Под военным положением понимается специальный правовой режим, вводимый как на территории Российской Федерации в целом, так и в отдельных местностях в случае совершения иностранным государством агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. Исходя из указанного определения, можно сделать вывод о том, что военное положение может быть введено при наличии угрозы внешней составляющей суверенитета (агрессии, угрозы агрессии), при всех других обстоятельствах экстраординарного характера (в том числе внутренних угроз безопасности государства, жизни народа) вводится чрезвычайное положение. Все указанные режимы сопровождаются ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина на определенный период времени.

Режим военного положения регламентируется в рамках конституционного законодательства зарубежных государств и Российской Федерации с большей или меньшей степенью детализации. Как правило, в рамках государств Европейского Союза режим военного положения отражен подробно (в силу наложения ограничений прав человека в рамках введения указанного режима). Нередко вопросы военного положения регламентированы непосредственно основным законом государства.

В Соединенных Штатах Америки отсутствует четкое разграничение режимов военного и чрезвычайного положения (приоритетом обладает первое). В целом можно отметить, что объявление войны (введение военного положения) относится к компетенции Конгресса. Введение же чрезвычайного положения, как на отдельной территории, так и во всем государстве, осуществляется Президентом посредством принятия акта в форме Постановления, которое незамедлительно направляется в Конгресс и про-мульгируется в официальном издании «Федерал режистер». Однако как чрезвычайное, так и военное положение прекращаются посредством совпадающей резолюции палат Конгресса, актом Президента или истечением срока его введения99.

На территории Европы вопросы введения военного, чрезвычайного положения наиболее детально урегулированы в соответствии с Конституцией Венгрии от 25 апреля 2011 года100.

В случае агрессии, угрозы агрессии иностранного государства Парламентом Венгрии 2/3 голосов депутатов вводится состояние необходимости принятия мер по обеспечению обороны государства. В частности, может быть учрежден Совет по Национальной обороне, состоящий из Председателя (спикера) Парламента, лидеров парламентских фракций, Премьер-министра, Министров, Начальника Штаба обороны (последний обладает консультативными полномочиями). Иными словами, не действует система сдержек и противовесов. Совет по Национальной обороне обладает чрезвычайными полномочиями (осуществляет полномочия Президента, Правительства, делегированные полномочиями Парламента в сфере обороны). Если иностранным государством или иными акторами международных отношений совершены вооруженные действия, объектом которых является безопасность, территориальная целостность, основы конституционного строя, представляющие собой существенную угрозу нормальной жизни народа, собственности, может быть введено чрезвычайное положение, или состояние крайней необходимости. Для пресечения перечисленных военных действий используются силы полиции. Только в случае, если не удалось добиться необходимых результатов, применяются Силы обороны. Если Парламент не в состоянии принимать указанные решения вследствие нехватки времени, обстоятельств, которые делают невозможным заседания Парламента, может быть введено состояние политического кризиса. В случае объявления состояния политического кризиса принятие решений о введении одного из приведенных выше режимов осуществляется Президентом самостоятельно посредством Указа, который действует в течение 30 дней, после чего требует утверждения Парламента.

99 См. Раздел 8 главы 1 Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm; Баглай М.В. Основы конституционного права США.- М. : Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 465.

100 См. статьи 47-52 Конституции Венгрии от 25 апреля 2011 года // http://www.krugosvet.ru/enc/gosudarstvo-i-politika/vengriya-konstitutsiya?page=0,9.

Следующий специальный режим в Венгрии - профилактическая оборонная ситуация, применяемая в случае вооруженного вторжения (не представляющего собой акт агрессии или угрозы агрессии) или принятия соответствующего решения Европейским Союзом, НАТО. В рамках режима профилактической оборонной ситуации, который вводится посредством специального закона, также принимаемого 2/3 депутатов Парламента, могут быть применены меры в отступление от актов, регулирующих порядок деятельности правоохранительных органов, органов, в которых осуществляется милитаризованная или военная служба. Кроме того, актами Правительства сроком до 60 дней может приостанавливаться действие ординарных законов, в том числе направленных на регулирование и защиту прав человека, в той мере, в которой это необходимо, исходя из особенностей сложившейся обстановки в стране, международной ситуации.

В случае внезапного нападения на территорию Венгрии, осуществления вооруженного терроризма против Венгрии Президент и Правительство разрабатывают оборонный план по отражению такого нападения; возможно использование Вооруженных сил Венгрии, в том числе резервных сил противовоздушной обороны, иностранных вооруженных сил. Правительство Венгрии квалифицированным большинством голосов его членов может приостанавливать действия отдельных ординарных законов, в той мере, в которой это необходимо, с учетом насущных потребностей. Данные меры применяются вплоть до введения Парламентом чрезвычайных мер, чрезвычайного или военного положения.

Чрезвычайная ситуация на территории Венгрии также вводится для ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий, угрожающих возможности нормальной жизни народа и собственности.

Таким образом, режим военного положения в Венгрии связан с возможностью Правительства временно приостанавливать действие законов посредством принятия указов, в той мере, в которой это необходимо для разрешения кризисной ситуации.

Также достаточно подробное регулирование процедуры введения военного положения осуществлено в соответствии с Разделом XI Конституции Польши от 2 апреля 1997 года.

На основании статьи 238 Конституции Польши, в исключительных обстоятельствах, когда механизм защиты конституционного правопорядка недостаточен для преодоления угроз национальной безопасности, вводится чрезвычайное положение. Разновидностями указанного специального режима являются военное положение (вводимое в случае агрессии, угрозы агрессии со стороны иностранного государства), исключительное положение (применяемое в случаях возникновения внутренней напряженности), положение стихийного бедствия. Все приведенные специальные режимы вводятся посредством закона. В случае введения любого из специальных режимов могут вводиться отдельные временные ограничения прав челове-

ка, однако лишь в той мере, в которой они соответствуют характеру и степени интенсивности угроз.

Во время введения чрезвычайного положения в Польше не могут изменяться: Конституция, положения о выборах в Сейм, Сенат и органы территориального самоуправления, закон о выборах Президента Республики, а также законы о чрезвычайном положении и его видах. Во время чрезвычайного положения, а также в течение 90 дней после его отмены недопустимо сокращение срока полномочий Сейма, проведение общепольского референдума, объявление выборов Президента, в Сейм, Сенат, в органы территориального самоуправления; сроки полномочий указанных органов подлежат продлению вплоть до устранения угроз безопасности страны. Назначение выборов в органы территориального самоуправления возможно только в тех местностях, в которых чрезвычайное положение не было введено.

Распоряжение о введении военного или исключительного положения, подписанное Президентом Польской Республики, представляется главой государства Сейму в течение 48 часов. Сейм незамедлительно рассматривает распоряжение Президента Польши о введении одного перечисленных специальных режимов. Сейм может отменить такое распоряжение Президента Польши абсолютным большинством голосов в случае присутствия на заседании не менее половины законно установленного числа депутатов.

В целях предотвращения последствий природных катаклизм или технических аварий, носящих характер стихийного бедствия, а также для их ликвидации, Совет Министров Польши может ввести на определенный срок (не превышающий 30 дней), положение стихийного бедствия на части или на всей территории Польши. Продление подобного положения может осуществляться в случае наличия согласия Сейма.

В Испании в случае наличия внешней угрозы обороне страны Парламент может делегировать Правительству право принятия законов-декретов. Подобные акты не могут регламентировать деятельность институтов государства, права, свободы, обязанности граждан, положение региональных автономных объединений, всеобщее избирательное право101.

В Латиноамериканских странах президент выступает в роли инициатора «чрезвычайного» законодательства и введения чрезвычайного и военного положения на территории всей страны или в отдельных ее местностях, как правило, на длительный период времени102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

103

Например, в соответствии со статьей 72 Конституция Чили , Президент имеет право вводить в стране четыре вида исключительного положе-

101 См. статью 97 Конституции Испании от 27 декабря 1978 года // http://mjp.univ-perp.fr/constit/es1978.htm#2.

102 См. Орлов А.Г. Конституционное право стран Латинской Америки. - М. :Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 1017-1018.

103Конституция Чили 1980 года // http://worldconstitutions.ru/?p=688. 48 | Страница

ния, во время введения которых конституционные права и свободы граждан временно приостанавливаются. Может быть объявлено осадное положение (военное положение), особое положение (режим контртеррористической операции), чрезвычайное положение (в случае наличия внутренней угрозы конституционному строю) и бедственное положение (при чрезвычайных обстоятельствах природного характера). Основания для введения указанных режимов могут быть следующими: внешняя война, внутренняя война, внутренние потрясения, чрезвычайные обстоятельства и общественные бедствия. Все указанные условия, кроме внешней войны, отнесены к причинам внутреннего характера. Конституция закрепляет и полномочия Президента, связанные с объявлением любого вида исключительного положения. Глава государства вправе приостанавливать или ограничивать личную свободу граждан, право на собрания, свободу информации и выражения мнений, право на труд, на объединения в ассоциации и профсоюзы, вводить цензуру на корреспонденцию и средства связи, ограничивать некоторые имущественные права граждан, свободу передвижения, осуществлять экстрадицию, запрещать въезд в страну.

Режим военного положения в России нашел отражение в Федеральном конституционном законе от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»1.

В соответствии с общепризнанными нормами международного права104, агрессией против России признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против политической независимости, суверенитета, и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо другим образом, противоречащим Уставу Организации Объединенных Наций.

Также необходимо отметить, что в науке существует схожий по содержанию термин - боевая обстановка.

В.А. Владимиров под боевой обстановкой понимает такое положение, при котором воинская часть находится в непосредственном соприкосновении с противником или готовится к выполнению боевого задания, как во время войны, так и в мирное время105. Данную точку зрения разделяет Н.П. Смирнова, в соответствии с позицией которой боевая обстановка — это такое положение, при котором воинская часть, выполняя боевую задачу, находится в непосредственном соприкосновении с противником. При этом Н.П. Смирнова считает возможным возникновение подобного положения как в военное, так и в мирное время106. С.Н. Красильников считает, боевая обстановка представляет

104Определение агрессии, утвержденное Резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблей ООН от 14 декабря 1974 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml

105 Владимиров В.А. Советское уголовное право. Часть Особенная. - М. : Юридическая литература, 1979. С. 533.

106 Смирнова Н.П. Актуальные проблемы уголовной ответственности военнослужащих // Ученые записки юридического факультета. Выпуск 2: Актуальные проблемы юриспруденции в условиях становления правовой системы России. - СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1997. С. 97-99.

собой совокупность разных факторов и условий, сложившихся к определенному моменту времени, при которых осуществляется подготовка и ведение

107

боя или операции . Согласно точке зрения В.М. Чхиквадзе, М.Я. Савицкого,

при «боевой обстановке» воинская часть располагается в непосредственном

108

соприкосновении и близости с неприятельскими войсками . Подобное положение может возникнуть не только в условиях ведения боевых действий, но и в тылу (в случае совершения вражеских десантов или воздушных налетов). Также, согласно указанной точке зрения, боевая обстановка может возникнуть не только в военное, но и в мирное время.

Между тем, независимо от того, было ли объявлено военное положение или нет, в любом случае складывается боевая обстановка, идет ли речь о вооруженном нападении иностранного государства или военных действиях внутри государства (вооруженном конфликте немеждународного характера). В соответствии со статьей 2 Первой Женевской Конвенции от 12 августа 1949 года «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»109, части 1 статьи 1 Второго Дополнительного Протокола к Женевским конвенциям110 данные акты применяются в случае объявления войны или возникновении всякого другого вооруженного конфликта, даже в том случае, если государство не признает состояния войны. Таким образом, понятия «боевая обстановка» и военное положение равнозначны между собой.

Исходя из вышеуказанных точек зрения, можно выделить следующие признаки совершения военных действий (использования военнослужащих в составе вооруженных сил или иных воинских формирований): во-первых, такое использование возможно только при наличии определенной в международном гуманитарном праве и внутригосударственными правовыми актами, посвященными вопросам обороны, совокупности факторов и условий; во-вторых, данные факторы и условия являются юридическими фактами начала ведения военных действий - вооруженное противостояние, вооруженное столкновение, применение боевого оружия и средств ведения войны. Необходимо отметить, что авторы считают возможным ведение боевых действии в мирное время при осуществлении ведомствами, в компетенцию которых входит обеспечение национальной безопасности, антитеррористических операций по уничтожению незаконных вооруженных формирований (вооруженных банд)111. Нельзя не обратить внимание, что указанная точка зрения не со-

107 Словарь основных военных терминов / под ред. С.Н. Красильникова. - М., 1965. С. 53.

108 Чхиквадзе В.М., Савицкий М.Я. Положение о воинских преступлениях (комментарий). - Ашхабад : ВЮА, 1943. С. 56.

109 Первая Женевская Конвенция от 12 августа 1949 года «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» // http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm.

110 Второй Дополнительный Протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года // http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm.

111 Мусаев Х.А. Боевая обстановка как конструктивный признак состава преступления//Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 14: в 2 томах. Т. 2. - М.: ООО»Издательство «Юрист», 2014. С. 669

ответствует положениям указанной Женевской конвенции и Второго Протокола к Женевским конвенциям.

Боевая обстановка (военное положение) как сложная система включает в себя совокупность таких элементов, как: 1) целесообразную деятельность военнослужащих в составе вооруженных сил, иных воинских формирований (в соответствии с поставленными задачами по защите суверенитета); 2) оружие и другую военную технику, с помощью которых осуществляется подобная деятельность; 3) противника, действия которого оказывают влияние на задачи и цели боевых действий войск.

Таким образом, исходя из анализа регулирования режима военного положения, литературы, посвященной вопросу боевой обстановки, можно сделать вывод о тождестве данных понятий, а также о необходимости внесения изменений в Федеральный конституционный закон «О военном положении» в части определения понятия агрессия, исключения ссылок на несоответствие действий иностранного государства Уставу Организации Объединенных Наций, перечня действий иностранного государства, в случае совершения которых может быть введено военное положение.

Список литературы:

1. Баглай М.В. Основы конституционного права США.- М. : Норма: ИНФРА-М, 2013. - 1084 с.

2. Владимиров В.А. Советское уголовное право. Часть Особенная. - М. : Юридическая литература, 1979. -567 с.

3. Мусаев Х.А. Боевая обстановка как конструктивный признак состава преступления//Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 14: в 2 томах. Т. 2. - М.: ООО «Издательство «Юрист», 2014. -987 с.

4. Орлов А.Г. Конституционное право стран Латинской Америки. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 1017-1018

5. Словарь основных военных терминов / под ред. С.Н. Красильникова. - М., 1965. - 523 с.

6. Смирнова Н.П. Актуальные проблемы уголовной ответственности военнослужащих // Ученые записки юридического факультета. Выпуск 2: Актуальные проблемы юриспруденции в условиях становления правовой системы России. - СПб. : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1997. - 63 с.

7. Чхиквадзе В.М., Савицкий М.Я. Положение о воинских преступлениях (комментарий). - Ашхабад: ВЮА, 1943.- 665 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.