8.3. ВЛИЯНИЕ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА НА ХАРАКТЕР, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РАЙОНАХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
Щедринов К. С., юрисконсульт
Управление по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Впервые термин «вооруженный конфликт» появился в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.
Однако надо четко себе представлять разницу между понятием «война» и «вооруженный конфликт», так как эти понятия далеко не являются идентичными. Если каждая война одновременно является и вооруженным конфликтом, то далеко не каждый вооруженный конфликт можно назвать войной.
Так понятие «война» представляет собой прекращение с государством или группой государств мирных отношений с момента объявления войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.
В свою очередь, говоря о понятии «вооруженный конфликт», следует понимать, что его масштаб значительно меньше. Так все вооруженные конфликты можно разделить на две группы: вооруженные конфликты международного характера и вооруженные конфликты немеждународного характера, содержание которых более детально раскрыты в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны от 8 июня 1977 г.
Так п. 4 ст. 1 Протокола I содержит определение международного вооруженного конфликта и относит к нему такие ситуации, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, а также расистских режимов и осуществления своего права на самоопределение1.
Понятие и критерии вооруженного конфликта немеждународного характера закреплены в статье 1 Дополнительного протокола II, согласно которым под вооруженным конфликтом немеждународного характера понимаются все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и анти-
1 См.: Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов. - М.: МККК, 1998. С. 8.
правительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами.
Организация расследования преступлений, совершаемых в районах вооруженного конфликта, затрудняется целым рядом негативных факторов, что существенно влияет на процесс выявления, раскрытия и расследования данной категории преступлений.
Расследование преступлений, совершаемых в условиях ведения боевых (военных) действий, производится, как правило, в боевой обстановке. Оказывая воздействие на все стороны жизнедеятельности и вызывая соответствующие чрезвычайные меры (военное или чрезвычайное положение), боевая обстановка влияет и на расследование, определяя специфические устойчивые связи, зависимости, отношения и тенденции в этой сфере человеческой деятельности. На этом основании можно утверждать о существовании специфических закономерностей расследования преступлений, совершаемых в районах вооруженного кон-фликта2.
В связи с этим все негативные факторы, оказывающие влияние на расследование преступлений в районах вооруженного конфликта носят объективный или субъективный характер.
Говоря об негативных факторах объективного характера, влияющих на расследование преступлений, совершаемых в районе вооруженного конфликта можно выделить следующие их виды:
- особый характер преступлений, который многие из них приобретают в районах вооруженного конфликта;
- непосредственное воздействие боевой обстановки на организацию и методику расследования;
- повышение уровня общественной опасности преступлений;
- более тяжкие последствия преступлений;
- появление преступлений, посягающих на специфические воинские правоотношения, возникающие в связи с ведением боевых действий (в боевой обстановке, на поле боя, в районе военных действий);
- зависимость уровня преступности от интенсивности боевых действий.
Что касается основных негативных факторов субъективного характера, влияющих на организацию расследования преступлений в районах вооруженного конфликта, то к ним относится:
- комплектование следственных органов следственными работниками, не имеющими достаточного практического опыта;
- краткосрочность пребывания следственных работников в районах вооруженного конфликта;
- некомплект штатного состава следственных работников и др.3
Особый характер преступлений, совершаемых в районе вооруженного конфликта, и влияние на формы и методы их расследования боевой обстановки обуславливается в первую очередь наличием специфических мер обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации, вводимых на данной территории и влекущих за собой от-
2 См.: Маликов С. В. Правовые и организационные основы расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта. Дис. ... д.ю.н. М., 2004. С. 34-35.
3 См.: Маликов С. В. Расследование преступлений в боевой обстановке (правовое обеспечение, организация, методика). Дис. ... к.ю.н. М., 1998. С. 32-33, 67-77.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
3’ 2008
дельные ограничения прав и свобод граждан на период действия военного или чрезвычайного положения4.
Так под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии5.
В свою очередь чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей6.
Тем самым в силу Федерального конституционного закона «О военном положении» и Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» на территории, на которой действует режим военного или чрезвычайного положения, создаются органы особого управления, которым могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с целью оптимизации согласованной деятельности всех государственных органов, в том числе и правоохранительных.
Все это влечет за собой изменение субъектов правоохранительной деятельности, что не может не отразиться на формах и методах расследования преступлений, совершаемых в районах действия чрезвычайного или военного положения, так как полномочия органов особого управления определяются в соответствии с Положением о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, которое утверждается Президентом Российской Федерации, а, следовательно, влечет за собой изменение определенного порядка координации усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
На сегодняшний день, как показывает практика, взаимодействие правоохранительных органов при расследовании преступлений, совершаемых в районах вооруженного конфликта, осуществляется в рамках традиционных форм, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (ст.ст. 38, 208210 УПК РФ).
Однако боевая обстановка ставит необходимость привлечения к расследованию преступлений более широкого круга правоохранительных органов (органы военной прокуратуры, органы безопасности в войсках,
4 См.: ст. 56 Конституции РФ.
5 См.: ст. 1 Федерального конституционного закона «О военном положении» № 1-КФЗ от 30.0І.2002. Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, № 5, ст. 375.
6 См.: ст. 1 Федерального конституционного закона «О
чрезвычайном положении» № 3-КФЗ от 30.05.2001. Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2277.
командование воинских частей и др.), имеющих различные задачи и подчиненность. Это обуславливается в первую очередь экстремальностью ситуации, влекущую за собой существенную специфику форм и методов организации взаимодействия правоохранительных органов, которые не укладываются в традиционные рамки, определенные уголовно-процессуальным законодательством.
Так, например, субъектами взаимодействия в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике (1994-96 гг.) являлись: собственно сама военная прокуратура гарнизонного звена (в/ч 44662), военная прокуратура СКВО и Главная военная прокуратура с одной стороны; а с другой - Кавказская межрегиональная прокуратура, специализированные следственные бригады Генеральной прокуратуры, специализированные оперативные группы центрального подчинения МВД, органы Федеральной службы безопасности, командиры воинских частей7.
Круг субъектов взаимодействия в период проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе (1999-2004 гг.) был еще более расширен: военная прокуратура ОГВ (с), военные прокуратуры гарнизонного звена, военная прокуратура СКВО и Главная военная прокуратура с одной стороны; а с другой - Главное управление Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе, специализированные следственные бригады Генеральной прокуратуры, специализированные оперативные группы центрального подчинения МВД, органы безопасности в войсках, командиры воинских частей, местные органы внутренних дел.
Представляется, что для минимизации влияния вышеперечисленных негативных факторов на формы и методы расследования преступлений, совершаемых в районе вооруженного конфликта, необходимо не только внесение организационных корректив в организацию расследования преступлений в районах вооруженного конфликта, но и разработать новую, адекватную условиям вооруженного конфликта, форму организации расследования преступлений, путем внесения изменений в уголовно-процессуальный порядок расследования преступлений, касающихся следующих вопросов: подследственности органов военной прокуратуры; форм расследования преступлений; процессуальной роли командования; сроков расследования преступлений; порядка избрания и применения мер процессуального принуждения; порядка привлечения участников уголовного судопроизводства (защитников, переводчиков, специалистов, понятых) и др.
В целях нейтрализации действия всех негативных факторов, вызванных вооруженным конфликтом, скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка в районах вооруженного конфликта предусмотрены чрезвычайные меры, которые сопровождаются установлением исключительных (особых) правовых режимов (режим проведения контртеррористической операции, чрезвычайное и военное положения), которые обладают определенной спецификой и отличаются характером и системой преду-
7 См.: Маликов С. В. К вопросу о взаимодействии органов военной прокуратуры с войсковыми подразделениями при проведении войсковых операций в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1994-1996гг. // Сборник научных трудов. - М.: ГИ. 2001. № 1.
смотренных мероприятий, сроком действия, строгостью мер, объемом временных ограничений и т.д. Практическая реализация этих правовых режимов должна создавать фактические предпосылки для успешного осуществления своих функций правоохранительными органами, в том числе и при расследовании преступлений, так как в этих условиях они получают дополнительные возможности для привлечения необходимых сил и средств к проведению широкомасштабных тактических операций, что позволит им успешнее преодолевать многочисленные сложности, вызванные негативными факторами вооруженного конфликта.
В свете вышеизложенного представляется, что негативные факторы вооруженного конфликта, определяя специфические условия расследования преступлений в районах вооруженного конфликта, оказывают, в конечном счете, значительное влияние на правовое обеспечение, организацию и методику расследования преступлений, совершаемых в районах вооруженного конфликта.
Литература:
1. Конституция РФ.
2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» № 1-КФЗ от 30.01.2002.
3. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № З-КФЗ от 30.05.2001.
4. Основные положения Женевских конвенций и Дополнительных протоколов. М., 1998.
5. Маликов С. В. Правовые и организационные основы расследования преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооруженного конфликта. М., 2004.
6. Маликов С. В. Расследование преступлений в боевой обстановке (правовое обеспечение, организация, методика). М., 1998.
7. Маликов С. В. К вопросу о взаимодействии органов военной прокуратуры с войсковыми подразделениями при проведении войсковых операций в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике в 1994-1996 гг. М., 2001.