Научная статья на тему 'Вооруженный конфликт на Украине и международное право'

Вооруженный конфликт на Украине и международное право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6224
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / UKRAINE / "ПРАВЫЙ СЕКТОР" / "RIGHT SECTOR" / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ARMED CONFLICT / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / WAR CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котляров Иван Иванович, Пузырева Юлия Владимировна

Приводится краткий анализ событий, происходящих на Украине в последние месяцы; обосновывается их квалификации как вооруженный конфликт, сопровождающийся совершением военных преступлений и грубыми нарушениями прав человека со стороны вооруженных подразделений Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukrainian Armed conflict and international law

Paper is dedicated to a brief analysis of the events taking place in Ukraine in recent months, with the objectives justify their qualification as an armed conflict, accompanied by war crimes and gross human rights violations by the military units of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Вооруженный конфликт на Украине и международное право»

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

НА УКРАИНЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ИВАН ИВАНОВИЧ КОТЛЯРОВ,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры прав человека и международного права

Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

E-mail: ikotlyarov@mail.ru ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ПУЗЫРЕВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры прав человека и международного права

Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя E-mail: yuliya_dugina@mail.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится краткий анализ событий, происходящих на Украине в последние месяцы; обосновывается их квалификации как вооруженный конфликт, сопровождающийся совершением военных преступлений и грубыми нарушениями прав человека со стороны вооруженных подразделений Украины.

Ключевые слова: Украина, «Правый сектор», гражданская война, вооруженный конфликт, права человека, военные преступления.

Annotation. Paper is dedicated to a brief analysis of the events taking place in Ukraine in recent months, with the objectives justify their qualification as an armed conflict, accompanied by war crimes and gross human rights violations by the military units of Ukraine.

Keywords: Ukraine, «Right sector», civil war, armed conflict, human rights, war crimes.

Практика международных отношений свидетельствует о том, что международному сообществу не всегда удается уберечь мир от вооруженных столкновений как внутренних, так и международных. Примером тому служат войны и вооруженные конфликты последнего времени в Афганистане, Ираке, Северной Африке и на Ближнем Востоке. И кто бы мог подумать, что пламя гражданской войны вскоре перебросится на братскую Украину и так близко приблизится к границам России, затронет ее жизненно важные стратегические интересы. И что же, проникновенные слова Устава ООН («Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...», «...и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в

мире друг с другом, как добрые соседи.»1), воскресающие память о более, чем 54 миллионах жертв Второй мировой войны, оказались позабыты политиками Украины и ее западными покровителями всего лишь потому, что президент Украины В. Яну-кович в ноябре 2013 г. объявил о замораживании идеи евроассоциации. Такой поворот во внешней политике Киева вызвал бурю негодования в стане оппозиции; массовое протестное движение, названное Евромайданом, распространилось по всей Украине.

В начале января 2014 г. оно вылилось в столкновения вооруженных радикалов с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и «коктейли Молотова», стали десятки человеческих жертв2.

22 февраля 2014 г., несмотря на то, что накануне президент Украины и лидеры оппозиции под-

писали соглашение об урегулировании кризиса в Украине, Верховная рада, поддерживаемая радикальными силами, а также зарубежными наемниками, грубо нарушив нормы международного права, насильственным путем захватила власть. Законный президент Украины вынужден был покинуть свою страну.

После зверств в Одессе 2 мая 2014 г., многие люди Украины проснулись с мыслью, что это именно их война, что жертвы были не напрасны. Жители на Юго-Востоке наконец-то поняли, что война идет не между какими-то непонятными группировками, которые не могут поделить власть. Война идет с народом, который не желает принять «национал-фашистскую» идеологию.

На усмирение Юго-Востока Украины так называемые киевские власти бросили вооруженные силы, Нацгвардию, состоящую из бандитов «Правого сектора», подразделений внутренних войск Украины, а также иностранных наемников3.

Мирные жители Донбасса и других областей были вынуждены взяться за оружие и организовать народное ополчение с целью защиты государственного суверенитета и независимости Донецкой и Луганской народных республик, провозглашенных после проведенного 11 мая 2014 г4 референдума.

Как справедливо отмечал великий ученый, дипломат и юрист, автор русского проекта Конвенции о законах и обычаях войны5 Ф.Ф. Мартенс, — «Междоусобные войны всегда гораздо больше вызывают у воюющих чувство ненависти и возбуждают страсти, чем войны между независимыми государствами»6.

Надежды на обещанное П. Порошенко мирное урегулирование ситуации на Юге-Востоке, объявленное им еще до выборов, а также озвученное позже в инаугурационной речи президента Украины, не оправдались. И стоит отметить с огромным сожалением, что военные действия армейских подразделений против жителей Донбасса еще более ужесточились и проводятся с каждым днем с нарастающей интенсивностью.

Рассматривая ситуацию на Украине через призму норм международного права, следует подчеркнуть, что киевские власти и до, и после выборов ныне действующего президента грубо нарушали и

продолжают нарушать международные договоры, действующие как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, участником которых является Украина.

Прежде всего речь идет об уважении принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН (п. 2 ст. 1)7, а также в ст. 1 Международных пактов о правах человека 1966 г. (в дальнейшем Пакты8), в которых отмечается, что «...все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». О праве народов на самоопределение говорится и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. В ней сформулирован принцип, согласно которому «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». Более того, в этой Декларации указаны пути реализации права на самоопределение: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение» (курсив наш)9. Аналогичные положения отражены и в других международных документах10.

В Украине грубо попираются и другие нормы о правах человека — проводится политика геноцида в отношении жителей Юго-Востока вопреки Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.11. Также систематически нарушается Пакт об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующий: право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7); справедливую заработную плату (ст. 7); право на социальное обеспечение (ст. 9); право на защиту семьи, детей (ст. 10); свободу от голода (ст. 11); право на образование (ст. 13), а также Международный пакт о гражданских и политических правах,

гарантирующий: право на жизнь (ст. 6)12; право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9) и др. права.

Именно грубые нарушения прав человека явились причиной массовых протестов населения и дестабилизации обстановки на Юго-Востоке и в других областях Украины. Вместо проведения мирного диалога с населением о путях выхода из кризиса и разрешения ряда гуманитарных проблем жителей Донбасса, киевские власти продолжают военную карательную операцию против сторонников независимости.

Кроме того, Украина в период военных действий на Юге-Востоке грубо нарушает государственный суверенитет и территориальную целостность России, что выразилось в нападении 14 июня 2014 г. на дипломатическое представительство Российской Федерации в Киеве13 в нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и в попытке нападения «Правым сектором» на консульство России в Одессе; вооруженные силы Украины бесцеремонно пересекали и обстреливали российскую границу, территория России неоднократно подвергалась артиллерийским ударам14. Так, 28 июня 2014 г. украинские силовики обстреляли пункт пропуска «Гуково» в Ростовской области. Серьезные разрушения получило помещение таможенного поста. Снаряды попали также в близлежащие населенные пункты на территории России. В связи с этим МИД России заявил решительный протест украинской стороне и потребовал тщательно расследовать случившееся15.

С точки зрения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, сложившееся военное противостояние в Украине можно охарактеризовать как вооруженный конфликт немеждународного характера, в котором одной стороной являются вооруженные силы Украины, поддерживаемые неформальными вооруженными группами «Правый сектор» и частными вооруженными охранными компаниями (ЧВОК), не имеющими лицензии правительства Украины на участие в военных действиях в составе вооруженных сил, что противоречит ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г16, ст. 17 Конституции Украины от 28 июня 1996 г.17, а также ст. 1

закона Украины «О борьбе с терроризмом», о чем будет сказано ниже. На стороне вооруженных сил Украины воюют также иностранные наемники18, использование которых само по себе является во-

19

енным преступлением19.

Другой стороной вооруженного конфликта является вооруженное ополчение Донбасса, которое, находясь под ответственным командованием, осуществляет такой контроль над частью территории Украины, который позволяет им проводить непрерывные и согласованные военные действия и применять нормы международного гуманитарного права, что соответствует ст. 1 Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны. Народное ополчение Донбасса соответствует всем признакам воюющей стороны по международному гуманитарному праву.

Однако, власти Украины, не желая вести гражданскую войну по правилам, т.е. в соответствии с международным гуманитарным правом, и признавать народное ополчение законной воюющей стороной, дискредитируют ополченцев, называя их «сепаратистами», «террористами», что противоречит, например, закону Украины от 20 марта 2003 г. .№638-ГУ «О борьбе с терроризмом»20. В соответствии с этим законом «терроризм — общественно опасная деятельность, заключающаяся в сознательном, целенаправленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств» и др.21. Понятно, что ничего подобного ополченцы Донбасса не совершают. Причем в преамбуле названного закона подчеркивается, что «Положения настоящего Закона не могут быть применены в качестве основания для преследования граждан, которые, действуя в пределах закона, выступают в защиту своих конституционных прав и свобод» (выделено нами).

Таким образом, согласно анализируемому закону Украины, деятельность народного ополчения никак не укладывается в понятие «террористическая», что выбивает почву из под ног у идеологов украинского профашистско — бандеровского режима, цель которого, вопреки принципам и нормам

международного права, любыми методами и средствами подавить борьбу жителей Донбасса — своих соотечественников за права человека, свободу и независимость.

Вооруженные формирования Украины, вопреки принципам международного гуманитарного права защиты жертв войны, защиты гражданских объектов в период вооруженных конфликтов22, ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны23, уничтожают мирное население и гражданские объекты Донбасса, чем грубо нарушают принятые Украиной обязательства, закрепленные в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г. и Протокол II к ним 1977 г., а также Наставление для командного состава Вооруженных Сил Украины (Порадник для командного складу Збройных Сыл Украiны24), что выражается в применении таких запрещенных методов, как:

нанесение ударов по гражданскому населению, отдельным гражданским лицам (включая детей, женщин, стариков, больных, раненых25 — ст. 13 Дополнительного протокола II 1977 г.), гражданским объектам (жилым домам, больницам, школам, детским садам, магазинам, энерго- и теплосетям, сооружениям для снабжения питьевой водой, индивидуальному и общественному транспорту и т.п.) Донецка, Славянска, Краматорска, Константиновки, Горловки, Луганска, Лисичанска и др. городов Юго-Востока, что причиняет огромные жертвы и разрушения, создает обстановку голода среди гражданского населения (ст. 14 Дополнительного протокола II 1977 г.26, ст. XXV Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.);

терроризирование гражданского населения, которое выражается в применении, особенно в ночное время, таких боевых средств, как: бомбардировочная авиация, танки, тяжелая артиллерия (пушки, гаубицы), система залпового огня «Град», последствиями чего являются огромные жертвы, большие пожары и разрушения объектов для выживания людей, что сеет панику, ужас и страх среди мирного населения (ст. 4 d; ст. 13 п. 2 Дополнительного протокола II 1977 г. 27);

убийство бойцами «Правого сектора» в целях устрашения лиц, вышедших из строя (раненых в больнице под Луганском 23 мая 2014 г.), расстрел нацгвардией солдат — срочников, сложивших оружие и отказавшихся вести братоубийственную войну (ст. 4^ Дополнительного протокола II 1977 г.28);

использование в вооруженном конфликте символики ООН29 (ст. 38 Дополнительного протокола I 1977 г.30.);

использование в военных действиях против ополченцев Донбасса иностранных наемников, бойцов частных вооруженных охранных компаний, о чем уже было сказано; убийство, захват в заложники, пытки российских и иностранных журналистов, несущих правду мировому сообществу о преступных действиях вооруженных структур Украины в процессе ведения военных действий31. Следует подчеркнуть, что в соответствии с нормами международного гуманитарного права, журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица. И в связи с этим они пользуются защитой как таковые (ст. 79 Дополнительного протокола I32 и ст. 13 Дополнительного протокола II 1977 г.) и не должны быть объектом нападения; в отношении них запрещаются акты насилия или угрозы насилием с целью воспрепятствовать выполнению ими своего профессионального долга.

Силовые структуры Украины (формальные и неформальные), вопреки нормам международного гуманитарного права и Наставлению для командного состава вооруженных сил Украины33, проявляют жестокость в отношении мирного населения Донбасса посредством использования таких запрещенных средств ведения войны, как: зажигательное оружие против гражданского населения или гражданских объектов34 (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г. и Протокол III к ней35); кассетные боеприпасы (Конвенция по кассетным боеприпасам 2008 г.); химическое ору-

жие (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.)36. Названные запрещенные методы и средства ведения войны, применяемые вооруженными силами в Украине в соответствии с Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г., являются серьезными нарушениями норм международного гуманитарного права и квалифицируются как военные преступления (ст. 85 п. 5 Дополнительного протокола I 1977 г.). Такие действия караются и Уголовным кодексом Украины (с изменениями от 19 июня 2014 г.), в соответствии с которым «применение средств ведения войны, запрещенных международным правом, другие нарушения законов и обычаев войны... — наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет». Те же деяния, если они «объединены с умышленным убийством, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы» (ст. 438)37.

Массовые нарушения прав человека киевскими властями, подчиненными им вооруженными силами и незаконными вооруженными формированиями, каждодневное и систематическое совершение ими военных преступлений, спровоцировали большой поток беженцев38 из украинских городов, находящихся в районе ведения военных действий. По заявлению Министра иностранных дел России, на Юго-Востоке Украины происходит реальная гуманитарная катастрофа39.

В соответствии с нормами международного права лица, совершающие международные преступления, привлекаются к индивидуальной уголовной ответственности национальными или международными судебными органами (органы международной уголовной юстиции)40. Учитывая эти факты, в Следственном комитете Российской Федерации было создано специализированное управление по расследованию военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных на территории Украины. Следственный комитет намерен привлечь к уголовной ответственности всех лиц, ответственных за организацию «карательных операций», принимающих участие в них, а также «отдающих приказы и финансирующих убийства мирных граж-

дан». В связи с этим Следственный комитет России уже определил двух должностных лиц, в первую очередь «достойных» привлечения к уголовной ответственности за совершаемые преступления в ходе вооруженного конфликта на Украине — А. Авакова и И. Коломойского41.

Проведенный анализ событий на Украине через призму норм международного права позволяет сделать вывод о юридической квалификации сложившейся ситуации как «вооруженный конфликт немеждународного характера» и о констатации повсеместного нарушения украинскими органами государственной власти своих международных обязательств, действующих как в мирное, так и в военное время. В представленной статье раскрыты грубые нарушения основных принципов международного права, нарушения ключевых прав и свобод человека, а также совершаемые силовыми структурами Украины противоправные деяния вопреки требованиям международного гуманитарного права.

Как показывает международная практика, лица, совершающие международные преступления, рано или поздно будут привлечены к уголовной ответственности с учетом того, что к военным преступлениям и преступлениям против человечности не применяются сроки давности (ст. 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 г.). В этой связи позиция России по сбору своевременной и доказательственной базы в отношении отдельных фигурантов Украины вполне обоснованна. Все остальное — это вопрос времени.

1 См.: Устав Организации Объединенных Наций (преамбула) и Статут Международного Суда. Нью-Йорк: Департамент общественной информации ООН, 2006. С. 3.

2 http://ria.ru/world/20140509/1007155016.html (дата обращения 19 июня 2014 г.).

3 Заявление МИД России относительно силовой операции на Юго-Востоке Украины http://mid.ru/brp_4.nsf/newsline/ 3E75E3F7753EE78A44257CCC003985B3 (дата обращения

25 июля 2014 г.)

4 Результаты референдума показывают, что практически 90% жителей Донецка и Луганска проголосовали за автономную Донецкую Народную Республику и отсоединение от Украины. МИД РФ: референдумы в Донецке и Луганске показывают настрой граждан // Офи-

циальный сайт «РИА новости». URL: http://ria.ru/ world/20140512/1007519878.html (дата обращения 12 июня 2014 г).

5 Обсуждавшегося на: Брюссельской конференции европейских держав (1874 г.), Первой (1899 г) и Второй (1907 г.) Конференциях мира. Последняя закончилась принятием 14 конвенций, кодифицирующих законы и обычаи войны, 12 из которых действуют и в наше время.

6 Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1898. С. 189—190.

7 В этом пункте определена одна из целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». См.: Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. Нью-Йорк: Департамент общественной информации ООН, 2006. С. 5.

8 Имеются в виду Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. См.: Действующее международное право в трех томах. Т. 2. Составители Колосов Ю. М., Кривчикова Э.С. М.: МНИМП, 1997. С. 11—39.

9 См.: Действующее международное право в 3 т. Т. 1. Составители КолосовЮ.М., Кривчикова Э.С. С. 71.

10 Так, в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи 14 декабря 1960 г., провозглашается, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие» (п. 2). См.: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/dec1_ conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения: 14 июня 2014 г.).

11 См.: Действующее международное право в 3 т. Т. 2. Составители Колосов Ю. М., Кривчикова Э.С. С. 68—71.

12 В результате нарушения данного права под огнем тяжелой артиллерии и военной авиации ежедневно погибают десятки жителей Донбасса: дети (при этом в Конвенции о правах ребенка 1989 г. закреплена норма, согласно которой «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и государства — участники «обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» ст. 6), женщины, старики. Яркий тому пример — уже упоминавшееся массовое уничтожение людей в Одессе.

13 Данный инцидент Российской Федерацией расценивается как «грубейшее нарушение международных обязательств Украины». См. подробнее: Заявление МИД России по ситуации вокруг Посольства России в Киеве // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/news1ine/BE0640EF 4CC54AF844257CF700673414 (дата обращения: 17 июня 2014 г.).

14 На 25 июля 2014 г. по территории Ростовской области было выпущено около 40 артиллерийских боеприпасов, есть погибшие и раненые. http://izvestia.ru/news/574396 (дата обращения 25 июля 2014 г.).

15 В нем говорится, что российская сторона заявляет решительный протест в связи с подобными провокациями украинской стороны, которые грубо нарушают основополагающие принципы международного права. Следственный комитет России по данному факту возбудил уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух или более лиц, совершенное группой лиц общеопасным способом». См. подробнее: Москва потребовала от Киева наказать виновных в обстреле российского пограничного пункта // Интерфакс.

URL: http://www.interfax.ru/russia/383147 (дата обращения: 28 июня 2014 г.).

16 В этой статье определено, что лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комба-тантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях (курсив наш). В кн.: Действующее международное право в 3 т. Т. 2. Составители Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. С.756.

17 В ней говорится, что «на территории Украины запрещается создание и функционирование каких-либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом». Конституция Украины от 28 июня 1996 г. №254к/96-ВР (в редакции Законов Украины от 8 декабря 2004 г. №2222-IV, 1 февраля 2011 г. №2952-VI, 19 сентября 2013 г. №586-VII, 21 февраля 2014 г. №742-VII) // Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8689 (дата обращения: 28 июня 2014 г.).

18 Определение «наемник» закреплено в таких международных соглашениях, как Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны (ст. 47), а также Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. (ст. 1).

19 Так, в ст. 2 Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. отмечается, что «Любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников... совершает преступление...», а в п. 1 ст. 3 дается квалификация действий самого наемника: «Наемник., который непосредственно участвует в военных или совместных насильственных действиях, в зависимости от обстоятельств, совершает преступление...». См.: Действующее международное право в 3 т. Т. 2. Составители Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. С. 179.

20 Закон Украины «О борьбе с терроризмом» от 20 марта 2003 г. (в редакции Законов Украины от 31 мая 2005 г. № 2600-IV, от 15 декабря 2005 г. №3200-IV, 14 апреля

2009 г. № 1254-VI, от 16 февраля 2010 г. №1900-VI, 18 мая

2010 г. № 2258-VI, 7 октября 2010 г. №2592-VI, 21 апреля

2011 г. № 3266-VI, 16 октября 2012 г. №5461-VI, 20 ноября 2012 г. № 5502-VI, 4 июля 2013 г. №406-VII, 13 марта 2014 г. №877-VII) // Законодательство стран СНГ. URL:http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16885 (дата обращения:

20 июня 2014 г.).

21 И далее: «террористическая деятельность — деятельность, которая охватывает: «планирование, организацию, подготовку и реализацию террористических актов; подстрекательство к совершению террористических актов, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях; организацию незаконных вооруженных формирований, преступных группировок (преступных организаций), организованных преступных групп для совершения террористических актов, равно как и участие в таких актах» (Ст. 1 Определение основных терминов). См.: http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=16885 (дата обращения: 20 июня 2014 г.).

22 Пузырева Ю.В. Историко-правовые аспекты становления и развития принципа защиты гражданских объектов в период вооруженных конфликтов // Московский журнал международного права. 2012. № 1. С. 89—110.

23 Нормативное отражение названного принципа впервые было выражено в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (ст. XXII Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Дальнейшее развитие он нашел в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны: «право

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (ст. 35).

24 См.: Право вшны. Порадник для командного складу Збройных Сыл Украшы. Мгтстерство оборони Украшы. Тасis:1998. С. 17—23, 45—46, 58—59, 61—62.

25 Комментарий МИД России о жертвах среди мирного населения Востока Украины // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/4DEC8A 2F4A83316744257D0803B6A (дата обращения: 23 июня 2014 г.).

26 Эта статья запрещает использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий, подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие, как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения.

27 В соответствии с нормами международного гуманитарного права «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население».

28 Международным гуманитарным правом запрещаются «акты терроризма» и угрозы их совершения.

29 По словам Чуркина, — Постоянного представителя РФ при ООН и в Совете Безопасности ООН, имеются многочисленные свидетельства СМИ и видеоматериалы об использовании ВВС Украины вертолетов с ооновской символикой. Последний такого рода случай, сообщил он, был зафиксирован 26 мая в небе над Луганской областью. См. подробнее: Чуркин призвал ООН отреагировать на боевые вертолеты Украины с символикой организации // РБК. URL: http://www. rbc.ru/rbcfreenews/20140529005800.shtml (дата обращения:

29 июня 2014 г.).

30 Запрещение использования без разрешения эмблемы и формы ООН закреплено в военных уставах и наставлениях, которые применимы или применялись во время немеждународных вооруженных конфликтов». По законодательству многих государств (Австралии, Германии, Италии, Колумбии, Югославии) нарушение этой нормы является преступлением во время любого вооруженного конфликта. См.: Хенкертс Ж.-М. и Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. С. 272.

31 Украинские силовики снова взяли в заложники журналистов. Это подтвердили в российском МИДе. Минувшей ночью пропала связь сразу с двумя съемочными группами — телеканала Russia Today и новостного агентства Анна-news. Причем, один из задержанных журналистов — гражданин Великобритании, стрингер Russia Today Грэм Филлипс. http://www.vesti.ru/doc.html?id=1828534&cid=9 (дата обращения 23 июля 2014 г.).

32 В 1996 г. Комитет министров Совета Европы подтвердил значимость ст. 79 Дополнительного протокола I, «который оговаривает, что журналисты должны считаться гражданскими лицами и пользоваться защитой в качестве таковых». Комитет министров указал, что «это обязательство применяется и в отношении немеждународных вооруженных конфликтов». См.: Хенкертс Ж.-М. и Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. С. 150.

33 См.:Право вшны. Порадник для командного складу Збройных Сыл Украшы. Мшстерство оборони Украшы. До-даток перший. С. 58, 112—113.

34 См. подробнее: Ополчение: силовики обстреляли Сла-вянск зажигательными бомбами. МИД РФ обвинил Киев в применении запрещенного оружия // NEWSru.com. URL: http://ria.ru/world/20140519/1008457553.html (дата обращения: 22 июня 2014 г.).

35 Практика государств устанавливает эту норму в качестве нормы обычного международного права, применяемой во время как международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов. Этот вывод также подтверждается отсутствием разногласий при обсуждении распространения сферы действия Протокола III на немеждународные вооружённые конфликты в 2001 г., который с тех пор уже вступил в силу. См.: Хенкертс Ж.-М. и Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. Нормы. С. 369.

36 30 июня 2014 г. поступила информация о том, что украинские силовики вновь применяют химическое оружие в окрестностях Славянска, сообщает корреспондент The Moscow Post со ссылкой на местные СМИ. Российский МИД уже выступил с резкой критикой действий украинских военных. Украинские силовики вновь использовали химическое оружие? // Общероссийский общественно-политическая электронная газета «The Moscow Post». URL: http: //www. moscow-post.com/in_world/ukrainskie_siloviki_ vnov_ispolzovalie_oruzhie (дата обращения: 30 июня 2014 г.).

37 http://meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/razdel-1-20/ (Дата обращения 26 июля 2014 г.).

38 Комиссия ООН побывала в лагерях украинских беженцев на территории России, и после этого представила доклад, в котором говорится, что за время конфликта в Россию бежали более 110 тыс. украинских граждан, еще 45 жителей востока Украины, по данным управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, перебрались в другие регионы своей страны. УВКБ сообщает о росте числа перемещенных лиц в Украине // Центр новостей ООН. URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=21879#. U7SCWUBmOoI (дата обращения: 29 июня 2014 г.).

39 «Гуманитарная катастрофа налицо. Кто оказывается в России, рассказывает, как страдают женщины, старики, дети. Просили Киев доставить гуманитарную помощь - ответили, все ваше продовольствие и медикаменты отправьте в Крым. Думаю, не нужно объяснять, как это цинично. Будем формулировать конкретные предложения сформировать гуманитарную миссию для юго-востока Украины. Больше закрывать глаза на гуманитарный характер потребностей было бы преступно», — считает глава российского МИД. http:// www.vesti.ru/doc.html?id=1855805 (дата обращения 31 июля 2014 г.).

40 См.: Грицаев С.А. Правосудие по Римскому статуту Международного уголовного суда. Учредительные и юрисдикционные основы. Монография. Белгород, 2005. 188 с.

41 В рамках уголовного дела о применении запрещенных средств и методов ведения войны, убийстве при отягчающих обстоятельствах, воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов и похищении людей следователями Следственного комитета вынесено постановление о розыске А. Авакова и И. Коломойского. Это постановление направлено в Главное управление уголовного розыска МВД России. Эти лица объявлены в международный розыск, который проводится на территории всех государств — членов Интерпола. См.: А. Аваков и И. Коломойский объявлены в международный розыск // Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. URL: http:// www.sledcom.ru/actual/405514/ (дата обращения: 29 июня 2014 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.