О.В. Головашина
Режим Дольфуса-Шушнига и перспективы развития национальной самоидентификации австрийцев
The Dollfuss-Schuschnigg Regime and Prospects for the Development of National Self-Identification of the Austrians
Аннотация, abstract:
Статья посвящена перспективам становления самобытной австрийской нации в корпоративном государстве (1933 - 1938 гг.). Рассмотрены взгляды политической элиты, научной и художественной интеллигенции и их отражение в массовом сознании. Подробно анализируются представления о самобытной австрийской нации А. Клара и Э.К. Винтера
The article discusses the prospects of a separate Austrian nation establishing in the corporate state (19331938). The views of political elite, academic and artistic intelligentsia as well as their representation in the collective consciousness are considered. The ideas of A. Klar and E.K. Vinter about a separate Austrian nation are closely analyzed.
Автор, author:
Головашина Оксана Владимировна - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державин, аспирант кафедры Всеобщей истории Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, [email protected]
Oxana V. Golovaschina, post-graduated student of the Universal History Department in Tambov State University named after G.R. Derzhavin, [email protected]
Ключевые слова, keywords:
Австрийская нация, национальное самосознание. The Austrian nation, national identity.
ГРНТИ 03.09
Победа национал-социализма в Германии обострила национальную самоидентификацию австрийцев. Вопросы об объединении всех немцев,
0 едином культурном пространстве стали означать не только идеал великогерманских романтиков XIX в., но и присоединение к тоталитарному государству. Политическая элита Австрии, зачастую осознавая свою «немецкость», тем не менее, боролась за сохранение независимости республики.
Новый этап становления самобытной австрийской нации связан с корпоративным режимом канцлера Э. Дольфуса.
Под корпоративным государством большинством исследователей понимается авторитарная форма правления, при которой партии исключаются из управления страной, а население позиционируется как единая гражданская общность, объединенная рядом принципов1. Термин «австрофа-шизм», который имеет синонимичное значение в западной историографии и является единственным обозначением режима Дольфуса в советской исторической науке, показывает близость корпоративного управления Дольфуса и фашистских режимов Италии и Германии. Если с национал-социализмом связан девиз «Одно государство, один народ, один фюрер» то Дольфусу принадлежит фраза «Я сам фюрер» («Der Fuhrer bin ich selbst»). В отличие от фашистских режимов, которые носят революционный характер и отказываются от существующей системы, корпоративное государство имел консервативную природу: опиралось на религию и стремилось возвратить
1 Kluge U. Der osterreichische Standestaat 1934 -
1938. Entstehen und Scheitern, Verlag fur Geschichte
und Politik, Wien 1984, S. 91
INETERNUM
INETERNuM
человека к христианским корням2. Внутренняя политика корпоративного режима была направлена на учреждение и укрепление авторитета правительства, акцентуацию австрийского патриотизма, традиций, католического христианства3.
Австрийский канцлер Э. Дольфус уже на инаугурационной речи обозначил основные принципы своего правления: «Я убежден, что наша страна является жизнеспособной, с этим глубоким убеждением я буду руководить Австрией. Дорога наша будет тяжелой и неровной. Но мы глубоко убеждены в будущем нашего народа». Правительство считало, что укрепление «национального сознания» станет «крепостью» против нацистской идеологии4.
«Мы хотим социальную, христианскую, немецкую Австрию с сильным независимым руководством»5. Еще ранее он говорил: «Австрия - залог и надежда христианской реконструкции в западном мире»6.
Дольфус и его сторонники из рядов социал-хри-стиан не верили в силы революции, предпочитая ей органичное развитие. Канцлер с ненавистью смотрел на социал-демократов, уважал итальянский фашизм. Австрия, с его точки зрения, носила «священный характер». «В конечном счете,
2 Kriechbaumer R. Faschistisch oder Autoritar // «Osterreich und Front Heil!» Aus den Akten des Ge-neralsekretariats der Vaterlandischen Front. Innen-ansichten eines Regimes. Wien 2005. S. 43.
3 Jagschitz G. Die Presse in Osterreich von 1918 bis 1945 // Die osterreichische Tagespresse. Vergan-genheit, Gegenwart und Zukunft. Eine Dokumenta-tion von Vortragen des Symposiums „200 Jahre Ta-geszeitung in Osterreich", Hefte des „Kuratoriums fur Journalistenbildung", Heft 5 (Sonderheft), Kuratori-um fur Journalistenausbildung, Salzburg 1983 S. 56.
4 Talos E. Das austrofaschistische Herrschaftssys-tem 1933-1938 // «Der Fuhrer bin ich selbst». Engelbert Dollfuft - Benito Mussolini Briefwechsel, Locker Verlag, Wien, 2004 S. 113.
5 Der Fuhrer Bundeskanzler Dr. Dollfuft zum Feste des Wiederaufbaues. 3 Reden. 1. Mai 1934. Osterr. Bundespressedienst, Wien 1934. S. 34.
он хотел распространить новую социальную и политическую культуру под знаком австрийской национальной идеи»7.
Э. Дольфус в выступлениях подчеркивал как независимый характер австрийской республики, так и тесную связь (но не единство) германского и австрийского народов. «Весь мир должен понять, - говорил он в 1934 г., - что мы сознаем себя как самостоятельное немецкое государство, тесная связь и дружба которого с Германией обязана и обусловлена кровью, историей и географическим положением нашей родины»8. Однако, в отличие от жителей соседней Германии, австрийцы смогли избавиться от поверхностного национализма, поэтому являются «хорошими» немцами, - заявил Дольфус в своем выступлении по радио по случаю принятия конституции 1934 г.9. Еще раньше, в апреле 1933 г., он утверждал: «Мы австрийцы полностью и всецело осознаем тесную связь нашей судьбы со всем немецким народом»10. При этом он не стремился к объединению: «Если мой брат богат, а я владелец небольшой фермы, то для меня было бы более желательным оставаться хозяином своей небольшой собственности, а не идти в слуги к своему брату»11, - сказал он в одном из своих обращений к народу.
Хотя общее понимание роли Австрии в Европе Дольфусом и его общегражданская позиция имела истоки в великогерманском понимании истории, его политика была последовательным продолжением идей Зейпеля об Австрии как культурном мосте в Средней Европе и социал-христианской (католической) миссии страны в пределах общей немецкой самобытности: «Австрия волею исторической судьбы предназначена быть посредником между
7 Kriechbaumer R. Faschistisch oder Autoritar // «Osterreich und Front Heil!» Aus den Akten des Ge-neralsekretariats der Vaterlandischen Front. Innen-ansichten eines Regimes. Wien 2005.
8 Osterreichische Jahrbuch, 1935, Wien 1936. S. 11.
9 Jagschitz G. Der ost. Standestaat 1934-1938 // Osterreich 1918-1938, Bd.1, S. 497-515.
10 „Der Fuhrer bin ich selbst." Engelbert Dollfuft -
Benito Mussolini. Briefwechsel. Locker, Maderthaner
W. (Hrsg.): Wien 2004. S. 101.
6 Ibid. S. 30.
11 Ibid. S. 103.
общегерманской культурой - старейшим и самым лучшим представителем которой - она является и другими нациями»12.
С точкой зрения на Австрию как второе немецкое государство с особенной культурной миссией Дольфус находился в оппозиции с биологическими представлениями национал-социализма: «Многовековое сосуществования австрийских немцев с другими нациями сделало их более мягкими и терпеливыми по отношению к другим культурам, но у австрийцев сохранилось стремление к сохранению собственной культуры и вида»13.
Э. Дольфус до самой смерти остался верен своим убеждениям. 25 июля 1934 г. около полудня 154 эсэсовца-австрийца из 89-го австрийского батальона СС, переодетые в форму австрийской гражданской гвардии, ворвались в канцелярию и захватили канцлера Дольфуса, потребовав от него подать в отставку. Получивший серьёзные ранения Дольфус категорически отказался. Перед ним положили перо и бумагу, лишили какой-либо медицинской помощи и вновь стали требовать отставки. Без врача и священника Дольфус умер через несколько часов, так и не нарушив присяги.
Тем временем верные правительству войска окружили здание парламента. К вечеру стало известно, что оказывавший Дольфусу открытую поддержку Муссолини в ответ на попытку переворота мобилизовал пять дивизий, которые немедленно двинулись через Бреннерский перевал к границе Австрии. В 19 часов мятежники были вынуждены сдаться.
Следующий австрийский канцлер, Курт Шушниг, получивший образование в германской католической школе, еще работая в кабинете Эберта, много сделал для сближения Австрии и Германии. В качестве министра юстиции он в 1930-1931 гг. довел до конца унификацию гражданских кодексов Германии и Австрии, о чем подробно пишет в своих мемуарах14, а в 1933 г., уже после прихода к власти
12 Barnthaler I. Die Vaterlandische Front. Wien, 1971. S.122
13 Der Fuhrer Bundeskanzler Dr. Dollfuft zum Feste des Wiederaufbaues. 3 Reden. 1. Mai 1934. Osterr. Bundespressedienst, Wien 1934. S. 79.
14 Schuschnigg K. Im Kampf gegen Hitler. Die uber-windung der Anschlussidee. Wien u.a., Molden, 1969. S. 114.
национал-социалистов, обещал довести до конца унификацию уголовных кодексов. Работа велась одновременно в комитетах в Вене и Берлине.
Выступая с лекцией в Веймаре в середине 1930-х гг., он заявил, что центр Европы всегда будет немецким, и Австрия часть этого единого германского пространства. «Католическая Австрия - это реализация предназначения немецкого народа на христианском Западе, возрождение святой империи и умиротворение кровоточащей с тысячи ран Средней Европы», - патетически говорил в то время федеральный министр юстиции Курт Шушниг на съезде христианско-социальной партии в 1933 г.
С приходом Шушнига к власти лозунг Дольфуса о сохранении независимости Австрии отодвинулся в пользу идеи Австрии как второго немецкого государства. Это наиболее ярко отразилось в его работе «Трижды Австрия»: Шушниг доказывает, что он всегда стремился к сохранению независимости своей страны, однако объявляет Австрию немецкий государством15.
Для Курта Шушнига, возвращающегося к идеям Зейпеля, имеет значение политическое христианство: южнонемецкая католическая контримперия против северогерманской протестантской империи16.
Как отметил Э. Брукмиллер: «Австрийский федеральный канцлер Курт Шушниг так настойчиво, с такой эмоциональной силой думал о себе, как о «немце», что для него сопротивление шантажу Гитлера было чрезвычайно трудным (не только из-за слабости Австрии), и не случайно, что в известной прощальной речи Шушнига вечером 11 марта, он говорил о своем нежелании проливать «немецкую кровь»17.
Таким образом, Дольфус и Шушниг рассматривали Австрию как культурного посредника, миссионе-
15 Schuschnigg K. Dreimal Osterreich. Verlag Thomas Hegner. Wien 1937.
16 Schuschnigg K. Im Kampf gegen Hitler. Die uber-windung der Anschlussidee. Wien u.a., Molden, 1969. S. 203.
17 Bruckmuller E. The nationl identity of the Austri-
ans // The National question in Europe in historical
context. New York, 1998. S. 210.
INETERNuM
INETERNUM
ра, несущего германскую культуру в другие страны. М. Шойх так характеризует влияние австрофа-шизма на национальное самосознание австрийцев: «Авторитарный курс христианско-социальной партии отправил большинство населения в политический офсайд, а Отечественный фронт не мог пробудить австрийский патриотизм. Во-первых, потому, что этот патриотизм был антиреспубли-канский и ориентировался на габсбургское прошлое и на послушную власти церковь. Во-вторых, признание Австрии как «второго немецкого государства», «лучшей Германии» не могло противодействовать нацизму»18. Однако мы считаем, что, создавая образ не просто второй, а «лучшей» немецкой страны, лидеры Австрии способствовали появлению государственной австрийской нации. Страну можно было называть как угодно, однако отделение от соседей, даже по принципу «мы похожи, но мы лучше», произошло, что стало дополнительной ступенькой к появлению самобытной австрийской нации. Отметим, что даже Гитлер, который имел возможность сравнить австрийских и германских немцев на собственном опыте, проводил различие между жителями Рейха (Германии) и так называемыми Volksdeutsche, которые со временем могут получить возможность «вернуться» в Рейх19.
Идеология корпоративного государства вытекала из австрийской имперской идеи.
Новый канцлер Курт Шушниг 8 августа 1934 г., выступая с речью в память Дольфуса, восхвалял Габсбургскую монархию как гарантию независимости государства. В 1935 г., им же был отменен существовавший с первых дней республики закон, запрещавший Габсбургам появляться на территории Австрии, и этим же указом императорской семье было возвращено все их имущество. 14 февраля
1937 г. Шушниг прочитал речь, которая была опубликована даже в либеральной прессе. «Монархическая пропаганда, - отметил канцлер, - становится составной частью внутренней и внешней политики Австрии», поэтому необходимо «призвать
18 Scheuch M. Osterreich im 20. Jahrhundert - Von der Monarchie zur Zweiten Republik, Verlag christian Brandstatter, Wien-Munchen 2000, S. 169.
19 Хобсбаум Э. Нации и национализм. М., 2008. С. 199.
народ к решению вопроса о форме государства»20.
Монархические настроения были присуще и другим представителям политической элиты. Например, 11 августа 1934 г. Штарамберг в интервью представителям иностранной печати утверждал, что 95 % австрийцев выступают за восстановление монархии, и возвращение Габсбургов на престол невозможно только потому, что это вызовет протест других государств21.
Габсбурги в этом случае выступали как воплощение сильной и независимой страны. Поэтому рост монархических настроений в этот период наблюдался среди самого широкого спектра населения. Большое влияние на данное явление оказала австрийская литература этого периода. Нестабильное экономическое, социальное и политическое положение в стране привело к тому, что многие стали видеть в прошлом замену «смутному» настоящему. Габсбурги воплощали в глазах населения «бессмертную австрийскую идею»22 и собственное, казавшееся счастливым по сравнению с реалиями современности, детство и юность: «Император Франц Иосиф I мой особенный император, император моего детства и юности»23.
Сами Габсбурги наблюдали за ситуацией в Австрии и стремились участвовать в ней. 17 февраля 1938 г. Отто Габсбург направляет письму канцлеру Шушнигу с призывом передать ему власть в стране. Но 2 марта 1938 г. Шушниг отклоняет это предложение под предлогом подготовки к войне.
После аннексии Австрии Рейхом 16 марта 1938 г. Отто Габсбург публикует во французских газетах протест против аншлюса, еще раз доказывая, что Габсбурги воплощают образ независимой Австрии.
Корпоративное государство с акцентом на католичестве усилило авторитет священников. Канцлеры Дольфус и Шушниг акцентировали католическую
20 Neue Freie Presse.15.2.37
21 Funder F. Von Gestern ins Heute. Aus dem Kaiser-reich in die Republik. Wien;Munchen, Herold, 1971. S. 399.
22 Decloedt L. Imago Imperatoris. Franz Joseph I in
der osterreichishen Belletristik der Zwischenkriegs-
zeit. Wien-Koln-Weimar, 1995.
23 Рот Й. Могила капуцинов. M., 1999. С. 77.
составляющую своей политической идеологии как важный фактор сохранения независимости Австрии от национал-социалистической Германии. Священникам вернули их положение наставников в молодежных организациях и гимназиях, что способствовало росту влияния католичества в менталитете австрийцев. Служители церкви почувствовали себя причастными к управлению государством. Епископ Йоханес Мария Гфеллнер заявил: «В основе идеологии социализма и коммунизма - предвестников большевизма - лежит дегенерирующий иудаизм. Преодолевать это вредное влияние не только право, но и долг совести каждого христианина»24. Формально в конституции обозначалось свобода вероисповедания (ст. 27, п. 1) и равенство граждан, независимо от их вероисповедания (ст. 27, п. 2), но конкордатом, заключенным с Римом 5 июня 1933 г.25, ратифицированным на последнем заседании Национального собрания вместе с конституцией, создавалось привилегированное положение католической церкви. За ней признается положение публично-правовой организации (ст. 2), обеспечивается полная независимость действий, то есть, исходя из ст. 1, п.2., права государства в государстве26. Занятия во всех учебных заведениях, а также регистрация брака и развода происходит только по канонам.
В рождественском пасторском послании 1933 г. церковь восхваляла оборонительный бой правительства против национал-социализма и «учреждение могущественной дамбы против проникновения религиозных ошибок»27.
Акцентуация католичества и имперского сознания способствовала формированию самобытной австрийской нации. Как отметил американский исследователь Дж. Джонсон, у истоков уникальности австрийцев стоят дом Габсбургов вплоть до его крушения, католицизм и австрийское барокко. Он предлагает считать период с 1838 г. по
24 Kluge U. Der osterreichische Standestaat 1934 -1938. Entstehen und Scheitern, Verlag fur Geschichte und Politik, Wien 1984. S. 117.
25 Текст конкордата см.: http://www. Kirchen.net / upload / 6607_ D15-Konkordat1933.pdf.
26 Ibid.
27 Blessing W.K. Staat und Kirche in der Gesell-schaft. Gottingen, S. 137.
1938 г. главным в истории становления австрийской идентичности28.
Идея социал-христиан «австрийцы - лучшие немцы» могла развиваться только в поддержании «тысячелетней австрийской самостоятельности и независимости», поэтому аншлюс позиционировался политической элитой как смерть Австрии и её древней немецкой культуры. Австрийский министр иностранных дел Э. Бергер-Валденегг, подчеркивал «что автономия Австрии для нас является вечным понятием»29.
Победа фашизма в Германии косвенно способствовала появлению первой научной теории обоснования самобытной австрийской нации. Её автором является доктор Альфред Клар.
Коммунистическая партия Австрия с первых дней существования республики выступала против аншлюса, однако было бы ошибочно видеть в этом уверенность австрийских коммунистов в самобытности собственной нации. На конференции, посвященной объединению трех партий (Австрийской коммунистической партии, социалистической рабочей партии Австрии и Чешской коммунистической партии) 25 января 1921 г. представитель германской коммунистической партии Штекер заявил: «Мы, коммунисты, относимся к вопросу о государствах и присоединении с совершенно иной точки зрения, чем буржуазии и ее приспешники -социал-демократы. Товарищи, для нас ясно, что вопрос об аншлюсе только тогда может разрешиться, когда мы свергнем буржуазию»30. Данное заявление было встречено оживленными аплодисментами, показывающими положительную оценку этих слов со стороны всех участников конференции. На VII всемирном конгрессе Коминтерн в 1935 г. представитель КПА объяснял, что у независимости Австрии нет ничего общего с идеологией австрийского патриотизма, так как австрийский народ - это часть большого немецкого народа; к 1 мая 1936 пароль КПА звучал еще «Да здравствует рабочий немецкий народ в Австрии»31.
28 Scheuch M. Op. cit. S. 2З.
29 Wiener Zeitung. 4.5.19З5.
30 РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 80. Д. 24
31 Steiner H. Die Kommunistische Partei // Oster-
reich 1918-19З8, Bd.1 S. З2З.
INETERNuM
INETERNuM
В второй половине 1930-х гг. внешнеполитическое положение Австрии изменилось. Ось Рим-Берлин и дипломатическое сближение Германии и Австрии (которое проявилось, например, в июльском соглашении 1936 г.) создавали большой антикоммунистический блок, распространивший свое влияние на соседние страны в Средней Европе. На фоне данной внешнеполитической ситуации Исполком Коминтерна собирался 11 мая 1936 г. в Москве. Генеральный секретарь Димитрофф обратил внимания КПА на опасность аншлюса. Председатель КПА Копле-ниг в июле 1936 г. предписал «научное» исследование особенностей австрийского народа. Вскоре Клар опубликовал серию статей в журнале «Вег унд Цил», содержащих идеологически-историческое обоснование австрийской нации.
Проанализировав архивные материалы в Праге и Москве, Клар приходит к выводу, что великогерманские тенденции, присутствующее в немецкоязычном рабочем движении, устарели и препятствуют дальнейшему развитию национального самосознания и борьбе с классовыми врагами. Его способности исследователя и жизненный опыт человека, который лично наблюдал положение немцев в разных государствах, способствовали написанию в 1937 г. двух статей, вышедших в свет в коммунистическом издании «Путь и цель» («Weg ипЛ 21е1»). В этих работах, более известных под общим названием «К национальному вопросу в Австрии», Клар доказывает существование самобытного австрийского народа, опираясь на определение И. Сталина, данное им еще в 1912 г.: «Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»32. Исходя из этой теории, Клар доказывает, что австрийцы и германцы не могут быть единой нацией: «Немцы долгое время жили на общей территории и говорили на одном и том же языке, но были экономически отсталыми и политически раздробленными, следовательно, вплоть до второй половины XIX столетия «строго говоря, не образовывали никакую единую нацию». Еще накануне Великой Французской революции на общей территории проживало более 300 экономически закрытых и политически независимых немецких
32 Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Соч. Т. 2. М., 1951. С. 290-362.
княжеств, которые иногда образовывали коалиции. «Священная Римская империя германской нации» Габсбургов, существовавшая до 1806 г., относится к одному из таких союзов. Только развитие капитализма привело к необходимости объединения Германии. Однако после 1866 г., и особенно после 1871 г., когда официально была образована Германская империя, в силу исторических обстоятельств, Австрия была окончательно вытеснена из общенемецкого пространства»33.
Коммунист Клар активно полемизирует со своими политическими оппонентами - австрийскими социал-демократами и социал-христианами. Определение социалиста Отто Бауэра, который главными критериями нации считает общность языка и культуры, Клар назвал «неисторичным и идеалистическим». Он подчеркивает, что на одном языке говорят англичане и американцы, тем не менее (это подчеркивал и И.Сталин), их нельзя назвать одной нацией. А «общность культуры» - слишком спорное, «идеалистическое», как выражается автор, понятие, чтобы считать его объективной характеристикой нации. Критикуя позицию социал-христиан, пропагандирующих Австрию как второе немецкое государство, Клар писал: «Являются ли поволжские немцы также немцами? Безусловно. Но «немцами» их называют только потому, что они не русские и не украинцы, а немецкоязычный народ. Слово «немец» здесь обозначает только общность языка и происхождения. Однако общность происхождения ничего не говорит о национальном характере, не отвечает на вопрос, являются ли поволжские немцы частью немецкой нации. Мы называем себя «австрийскими немцами», чтобы подчеркнуть, что мы не чехи и не итальянцы; это то же самое, что швейцарцы итальянского или французского происхождения»34.
В качестве доказательства своего тезиса Клар ссылается на современное ему внешнеполитическое положение Австрии. Если бы немецкая самоидентификация в народе была действительно так сильна, как говорят лидеры других партий, то Гитлер уже аннексировал бы Австрию. «Гитлеровская волна сломалась на австрийском народе», - при-
33 Klahr A. Zur nationalen Frage in Osterreich // Weg und Ziel. 1937. № 2 // http://www.antifa.co.at/ antifa/KLAHR.PDF
34 Ibid.
водит А. Клар слова своего товарища по партии Копленига, сказанные годом раньше35. Время показало несостоятельность этого тезиса. Однако следующий аргумент автора более убедительный. Признавая общность культурного пространства австрийского и других немецких народов до середины XIX в., автор доказывает существование уникальной австрийской культуры после образования единого германского государства. Гриль-парцер, Анастазиус Грюн, Раймунд, Кюрнбергер, Анценгрубер, Фердинанд Зар, Вильдганс, Карл Краус, Стефан Цвейг; Гайдн, Моцарт, Шуберт, Штраус, Брукнер; Макарт, Деффрегер, Валдмил-лер, Антон Ханнак и другие воплощают в себе «австрийский национальный характер и никакой более»36. «Австрийский характер» Клар вслед за Ф. Энгельсом (для которого разница между германцами и австрийцами не была поводом считать последних самостоятельной нацией) связывает с влиянием веселого возбудимого славянского этноса на немецкий темперамент37. Объективной реальностью Клар считает наличие общего экономического пространства в Австрийской республике, самостоятельное развитие австрийской и германской экономики, хотя в 1930-е гг. уже наблюдалось усиленное проникновение германского капитала в Австрию.
Взгляды Клара не были популярны в Первой республике. Причина этого в положении и авторитете коммунистической партии в Австрии конца 1930-х гг. и в самой идее самобытной Австрии, которая еще не могла найти отклик у большинства соотечественников А. Клара. Даже коллеги по КПА не могли однозначно согласится с тезисами исследователя38.
Реалии 1930-е гг., пропаганда политической элиты, нацизм в Германии способствовали становлению и развитию взглядов еще одного последовательного сторонника самобытности Австрии - Э.К. Винтера. Если Клар опирался на теорию национализма И. Сталина и написал свою работу по рекоменда-
35 Ibid.
36 Ibid.
37 Ibid.
38 Steiner H. Die Kommunistische Partei // Oster-
reich 1918-1938, Bd.1. S. 325.
ции Интернационала, то истоки взглядов Винтера находятся в католическом патриотизме, широкая пропаганда которого связана именно с корпоративным государством. Э.К. Винтер логически развил тезис социал-христиан об австрийцах как «лучших немцах», пытаясь доказать, что «лучшие немце» представляют собой самобытную нацию.
Оставив агрессивную католическую риторику и стремление к Дунайской федерации, он продолжал подчеркивать особую миссию Австрии. В противовес «второго немецкого государства» социал-хри-стиан он выдвинул лозунг «европейской миссии малого государства». Патриот своей страны, Винтер пытался примирить социал-демократов и соци-ал-христиан для борьбы с нацистской угрозой. Настойчивая антинацистская пропаганда стала одной из причин его увольнения с поста заместителя мэра Вены в 1936 г. вскоре после заключения Шушнигом первого соглашения с нацистами: «Я считаю, то 11 июля 1936 г. самый решающий день австрийской истории после 12 ноября 1918... политические силы готовятся к последнему прыжку: либо конец Австрии, падение её в Третьем рейхе, или воссоздание страны, через центр мира, через борьбу с нацистской Германией. Третьего не дано»39.
Его идеи находили отклик в монархических кругах, однако они так и не завоевали популярность даже в пределах христианско-социальной партии, не говоря уже о широком общественном мнении. Только в 1970-х гг. работы Винтера были снова открыты и распространены. Тогда они пришлись более ко времени.
Творческая интеллигенция в этот период занимала неоднозначную в целом позицию. С одной стороны большинство представителей австрийской провинциальной литературы - Паула Гроггер, Макс Мель, Франц Набль, Петер Роззеггер, Карл Шёнхер, Франц Тумлер, Карл Хейнц Ваггерль, Йозеф Венер активно обращаются к мотиву пути домой, интерпретируя это как возвращение в лоно великой Германии. На сторону нацизма открыто встает «певец Вены» Йозеф Вайнхебер, видя в немцах спасение от наступающего большевизма. Показателен его «Гимн возвращению домой» вос-
39 Scheuch M. Osterreich im 20. Jahrhundert - Von der Monarchie zur Zweiten Republik, Verlag christian Brandstatter, Wien; Munchen 2000. S. 200.
INETERNUM
INETERNuM
певающий от имени народа аншлюс40. Противостояли угрозе национал-социализма Юра Зойфер и Франц Теодор Чокор. Известный австрийский писатель Й. Рот негативно относился к тому, что провинциальная литература выходит на первое место. В 1934 г. он писал: «Новые правители кажутся мне слишком «приверженными к земле», слишком много альпийской земли; это не широкая, а узкая физиономия империи отцов. Можно ли из географической ограниченности восстановить Австрию, чья сущность заключена в географической неограниченности? Иногда я слышу, что федеральный канцлер оценивает кого-нибудь из писателей словом «австрийский», хотя мы все знаем, что он был бы локальным гением из Брюнна, если б мир находился в порядке. Не так ли? И не думает ли канцлер, что так можно восстановить равновесие между ограниченными Альпами и «широтой горизонта»?» - высказывался он в письме другу Эрнсту Кренеку. Сам Рот сумел одной фразой в произведении «Могила капуцинов» (1938) выразить взгляды творческой интеллигенции на идентичность сограждан: «Австрия - никакое не государство, никакая не родина, никакая не нация. Это религия»41. Немцы не вызывают у Рота симпатии: «Австрия погибнет из-за этой верности нибелунгам»42. Выходец из еврейской семьи, он считает, что «сущность Австрии не в центре, а в периферии»43. Дух государства надо искать в ее восточных землях: «Австрию нельзя найти в Альпах, здесь есть серны, эдельвейсы и горечавка, но едва ли понятие о двуглавом орле. Австрийская субстанция кормится и постоянно пополняется за счет коронных земель»44.
Однако, несмотря на то, что ряд представителей австрийской интеллектуальной элиты анализировали свое место в сообществе европейских наций и даже были попытки последовательной пропаганды самобытной австрийской нации, национа-
40 Bollenbeck G. Bildung und Kultur. Glanz und Elend eines deutschen Deutungsmusters. Frankfurt und Leipzig 1994. S. 233.
41 Рот Й. Могила капуцинов. М., 1999. С. 203.
42 Там же.
43 Там же. С. 204.
44 Там же
лизма как такового в Первой республике так и не возникло. Известный тезис Э. Геллнера: «Именно национализм порождает нации, а не наоборот»45 можно применить и для межвоенной Австрии. Отсутствие национализма привело к слабому развитию национального самосознания и позднему, по сравнению с другими европейскими народами, формированию нации. Массы, несмотря на официальную пропаганду со стороны правительств Шушнига и Дольфуса были больше озабочены экономическими и социальными вопросами, а не национальными. Это приводит нас к тезису другого исследователя Э. Хобсбаума: «Мы не вправе считать, будто для большинства людей национальная идентификация - если таковая существует -исключает всякий раз или превосходит по своей значимости все прочие способы самоидентификации, присущие человеку в общественном состоянии. Фактически она всегда сочетается с иного рода идентификациями» 46.
После победы национал-социализма в Германии социал-демократы убрали пункт о необходимости аншлюса из своей программы. Однако они оставались пропагандистами национальной общности германских и австрийских немцев.
В статье «Социализм и немецкий вопрос» в январе 1937 г. О. Бауэр продолжал выступать против идеи самобытной австрийской нации, насмешливо называя её «смешением католицизма, Габсбургской традиции и феодальной культуры»47. «Немецкая Австрия, - писал он, - всегда была составной частью Германской империи, и их связь разорвалась только ссорой династий Габсбург и Гогенцеллер-нов. Так как сегодня обе династии лишены власти, то причины разделения больше не существует»48.
Печатный орган социал-демократов газета «Ар-байтер Цайтунг» продолжала последовательно акцентировать принадлежность австрийцев к единой немецкой нации. «Мы не намерены противо-
45 Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. С. 127.
46 Хобсбаум Э. Указ. соч. С. 115.
47 Froschl E. Otto Bauer (1881-1938). Theorie und Praxis. Wien: Europa-Verlag, 1985. S. 312.
48 Ibid.
поставлять великой общности судьбы и культуры германского народа отечественную разновидность некого австрийского человека. Мы считаем немецко-австрийское племя такой же частью германской нации, как баварцы и швабы, как саксонцы и франки. Мы чувствуем себя неразрывно связанным с великим немецким рабочим классом. Поэтому и в дни наихудшего унижения немецкого народа нашей целью остается аншлюс к свободной Германии завтрашнего дня», - писала «Арбайтер Цайтунг»49.
Таким образом, несмотря на то, что руководители корпоративного государства подчеркивали свое немецкое этническое происхождение, акцентуация уникальных черт австрийской культуры и государства (католичество, Габсбургская династия, особенности исторического развития) способствовали новому этапу становления самобытной нации.
Литература
Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
Рот Й. Могила капуцинов. M., 1999.
Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Сталин И.В. Сочинения. Т. 2. М., 1951.
Хобсбаум Э. Нации и национализм. М., 2008.
Barnthaler I. Die Vaterlandische Front. Wien, 1971.
Bollenbeck G. Bildung und Kultur. Glanz und Elend eines deutschen Deutungsmusters. Frankfurt und Leipzig 1994.
49 Arbeiter Zeitung. 26.2.1933.
Bruckmuller, E. The nationl identity of the Austrians // The National question in Europe in historical context. New York, 1998.
Decloedt L. Imago Imperatoris. Franz Joseph I in der osterreichishen Belletristik der Zwischenkriegszeit. Wien-Koln-Weimar, 1995.
Funder F. Von Gestern ins Heute. Aus dem Kaiser-reich in die Republik. Wien; Munchen, Herold, 1971.
Jagschitz G. Die Presse in Osterreich von 1918 bis 1945 // Die osterreichische Tagespresse. Vergangen-heit, Gegenwart und Zukunft. Salzburg 1983.
Kluge U. Der osterreichische Standestaat 1934 -1938. Entstehen und Scheitern, Verlag fur Geschichte und Politik, Wien 1984. S. 117.
Kriechbaumer R. Faschistisch oder Autoritar // «Osterreich und Front Heil!» Aus den Akten des Gener-alsekretariats der Vaterlandischen Front. Innenansi-chten eines Regimes. Wien 2005.
Scheuch M. Osterreich im 20. Jahrhundert - Von der Monarchie zur Zweiten Republik, Verlag christian Brandstatter, Wien-Munchen 2000.
Schuschnigg K. Dreimal Osterreich. Verlag Thomas Hegner. Wien 1937.
Schuschnigg K. Im Kampf gegen Hitler. Die uber-windung der Anschlussidee. Wien u.a., Molden, 1969.
Steiner H. Die Kommunistische Partei // Osterreich 1918-1938, Bd.1.
Talos E. Das austrofaschistische Herrschaftssystem 1933-1938 // «Der Fuhrer bin ich selbst». Engelbert Dollfufi - Benito Mussolini Briefwechsel, Locker Ver-lag, Wien, 2004.
INETERNUM