Научная статья на тему 'Резервы страховщиков по «Зеленой карте»'

Резервы страховщиков по «Зеленой карте» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ / ЗЕЛЕНАЯ КАРТА / СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ / СТРАХОВЫЕ РЕЗЕРВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлюченко Т. Н.

Выход российских страховщиков на мировой рынок сделал еще более актуальной проблему совершенствования действующего механизма урегулирования убытков. В настоящей работе проанализированы основные положения по расчету и урегулированию убытков в системе страхования «Зеленая карта». Проанализирована методика формирования страховых резервов и порядок их бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервы страховщиков по «Зеленой карте»»

РЕЗЕРВЫ СТРАХОВЩИКОВ ПО «ЗЕЛЕНОЙ КАРТЕ»

Т. Н. ПАВЛЮЧЕНКО,

кандидат экономических наук, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита Воронежский государственный аграрныйуниверситет им. К. Д. Глинки

Россия присоединилась к международной системе «Зеленая карта» с 01.01.2009. «Зеленая карта» — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за рубеж на собственном автомобиле.

«Зеленая карта» обеспечивает защиту пострадавших в дорожно-транспортном происшествии, если виновник иностранец, и наряду с этим освобождает автомобилистов, посещающих другие страны, от необходимости исполнять принятые там страховые предписания. Полис действует на территории всех европейских государств, а также позволяет въехать в Израиль, Марокко, Тунис и Иран.

История возникновения «Зеленой карты» берет свое начало в послевоенные годы.

Комитет по вопросам транспорта Европейской экономической комиссии в Женеве в 1946 г. создал рабочую группу дорожного транспорта. В ее задачу входили разработка и создание такой системы, которая обеспечила бы защиту пострадавших в дорожно-транспортном происшествии, если виновник иностранец, и наряду с этим освобождала автомобилистов, посещавших другие страны, от необходимости исполнять принятые там страховые предписания.

Эта система начала свою жизнь на территории европейских стран и Скандинавии в феврале 1949 г. Россия вошла в состав этой системы с 01.01.2009.

Основным преимуществом данного вида страхования является защита интересов автовладельцев в случае, если они нанесут ущерб здоровью, жизни или имуществу третьих лиц в результате дорожнотранспортного происшествия (ДТП). Наличие полиса «Зеленая карта» позволяет использовать транспортное средство на территории другой страны, входящей в эту систему, и освобождает его владельца отдополнительного страхования.

Страховая сумма по договору страхования не ограничена. При этом размер возмещения по каждому страховому случаю не может превышать пределы страховой суммы, установленной

законодательством об обязательном страховании государства, где произошло ДТП.

Стоимость страхования зависит от следующих параметров:

• категория транспортного средства (легковой автомобиль, грузовик, мотоцикл, сельскохозяйственная или строительная техника ит. д.);

• период страхования (от 15 дней до 1 года). Особого внимания заслуживает вопрос

урегулирования убытков при наступлении страхового случая. В данном сегменте очень высока потенциальная убыточность, так как несмотря на незначительное количество ДТП с участием страхователей, в основном на территории стран ЕС, размер ущерба по каждому случаю значительно превышает среднестатистические убытки по ДТП, произошедшим в России.

В целях обеспечения стабильности страхового рынка и защиты страхователей от потерь в результате неисполнения страховщиками своих обязательств осуществляется государственное регулирование и контроль инвестиционной деятельности страховых организаций путем установления определенных нормативов по объемам финансовых вложений в различные активы, введения запретов на отдельные виды финансовых вложений, предъявления требований о предоставлении страховщиками отчетной информации об инвестиционных операциях.

Целевое назначение страховых резервов заключается в признании страховой организацией в составе обязательств тех из них, которые связаны исключительно с договорами страхования и необходимы для предстоящих выплат по ним. Таким образом, страховые резервы являются фактором обеспечения финансовых гарантий по договорам страхования.

Предоставление страховой услуги предполагает вступление страховой организации во взаимоотношения с многочисленными субъектами, главными из которых являются потенциальные страхователи. Заключение, ведение договоров

страхования, урегулирование убытков по договорам при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре, составляют основные технологические звенья страхового производства. Принципиальными отличиями страхового производства являются вероятностный характер страховых событий, принятых страховщиком по заключенным договорам страхования, а также неопределенность момента наступления и величины ущерба, связанных с реализацией этих событий [1]. Страховое производство характеризуется высоким динамизмом, поскольку деятельность по заключению договоров страхования осуществляется постоянно и так же постоянно осуществляются страховые выплаты. Страховое производство сопровождается образованием встречных денежных потоков, которые формируют финансовые ресурсы страховой организации. Минфином России 22.06.2010 был подписан приказ № 77н «О внесении изменений в правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (далее — приказ № 77н). Эти изменения ранее были утверждены приказом Минфина России от 11.06.2002 № 51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (далее — приказ №51н) [2].

Приказом № 77н уточняется порядок расчета резерва заявленных, но неурегулированных убытков по «Зеленой карте» по страховым событиям в тех странах, где отсутствует законодательное ограничение выплат по моторному страхованию. Новый порядок сделает процедуру формирования резервов по «Зеленой карте» более понятной, прозрачной и точной.

Расчеты страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, производятся страховщиками в соответствии с требованиями действующего законодательства. Порядок расчета резервов определяется правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденными приказом № 51н. На основании этих правил каждый страховщик разрабатывает свой внутренний документ, положение, определяющее порядок расчета резервов.

Резервы представляют собой обязательства организации, размер и сроки исполнения которых не определены.

Расчет резерва заявленных, но неурегулированных убытков, строится на основании данных, получаемых из разных источников информации [1]:

• о начисленных страховых премиях — из журнала учета страховых премий;

• об урегулированных убытках — из журнала

учета убытков;

• о величине резерва незаработанной премии по кварталам — из расчета соответствующих резервов;

• о сумме заявленных убытков, не урегулированных на отчетную дату, — из расчета резерва заявленных, но неурегулированных убытков резерва.

Пунктом 29 правил установлено, что расчет резерва заявленных, но неурегулированных убытков производится отдельно по каждой учетной группе договоров. Величина резерва произошедших, но незаявленных убытков определяется путем суммирования резервов произошедших, но незаявленных убытков, рассчитанных по всем учетным группам договоров.

В пункте 14 правил установлено распределение договоров по 19 учетным группам плюс дополнительно выделяется учетная группа 13.2 для договоров страхования «Зеленая карта» [3].

Действующие правила расчета резервов дополнены п. 26.2, согласно которому при расчете резерва заявленных, но неурегулированных убытков по учетной группе 13.2 страховщик оценивает заявленные убытки исходя из полученной им от иностранных представителей, уполномоченных на рассмотрение требований потерпевших о наступивших страховых случаях в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта», информации о предполагаемом размере ущерба на территории стран — членов указанной международной системы страхования, нанесенного владельцами транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, чья ответственность застрахована в рамках международной системы страхования «Зеленая карта» [2].

Если четко следовать правилам, все договоры страхования для расчета резерва заявленных, но неурегулированных убытков объединяются в одну группу, по которой производится единый расчет. Такой подход не позволяет подойти к статистически обоснованному размеру страховых резервов.

Согласно п. 15 данных правил для расчета страховых резервов страховщик внутри каждой учетной группы может вводить дополнительные учетные подгруппы договоров в зависимости от условий договоров, объектов страхования и перечня страховыхрисков [3].

Косвенно на необходимость выделения дополнительных учетных подгрупп указывают вносимые поправки, в частности в них отмечено: средние суммы страховых выплат по договорам, относящимся к учетной группе 13.2, должны быть дифференцированы в зависимости от вида ущерба (имущественный ущерб и ущерб, причиненный

жизни и (или) здоровью третьих лиц) и страны, на территории которой произошел страховой случай.

Для учетной группы 13.2, исходя из изложенного, можно ввести следующие учетные подгруппы:

• 13.2.1 «Страхование гражданской ответственности по причиненному имущественному ущербу»;

• 13.2.2 «Страхование гражданской ответственности по причиненному ущербу жизни или здоровью».

Незнание реальных объемов будущих выплат даже при наличии информации о страховом событии может привести к тому, что страховщик в один период показывает прибыль и уплачивает с нее налоги, а в другой, когда у него крупный убыток, остается в должниках.

До сих пор страховщики могли рассчитывать убытки в пределах лимитов по моторному страхованию, установленному законодательством государства, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Если по договору, относящемуся к учетной группе 13.2, заявлено о страховом случае, но размер заявленного убытка не установлен, величина убытка принимается равной средней сумме страховой выплаты.

Расчет средних сумм страховых выплат по договорам, относящимся к учетной группе 13.2, производится профессиональным объединением страховщиков, осуществляющим функции национального страхового бюро международной системы страхования «Зеленая карта», на основании статистических данных страховщиков и иностранных бюро — членов международной системы страхования «Зеленая карта».

Средние суммы страховых выплат по договорам, относящимся к учетной группе 13.2, пересматриваются не реже одного раза в год [2].

Законодательно-нормативная база, регламентирующая организацию и ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации, непрерывно развивается и тесно связана с организационноправовыми и финансовыми нормами, устанавливающими порядок мобилизации финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, в том числе и страховых организаций. При этом в сфере страховой деятельности современная направленность законодательных требований в области бухгалтерского учета основывается на предоставлении определенной свободы выбора в способах и методах ведения учета в сочетании с жестко зафиксированными правилами регулирования источников формирования и использования как средств страхового фонда, так и собственных средств страховых организаций.

Для обобщения информации о страховых резервах, образуемых страховой организацией в соответствии с действующим законодательством и на основании положений о порядке формирования страховых резервов, утвержденных страховой организацией, предназначен счет95 «Страховыерезервы» [1].

Учет резервов заявленных, но неурегулированных убытков осуществляют по следующим субсчетам:

• 95-5 «Резерв заявленных, но неурегулированных убытков»;

• 95-6 «Доля перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированныхубытков»;

• 95-7 «Результат изменения резерва заявленных, но неурегулированныхубытков»;

• 95.8 «Результат изменения доли перестраховщиков в резерве заявленных, но неурегулированных убытков».

Бухгалтерское оформление начисления страхового резерва осуществляется в результате последовательного проведения двух операций:

Д-т сч. 95-7 «Результат изменения резерва заявленных, но неурегулированных убытков»

К-т сч. 95-5 «Резерв заявленных, но неурегулированныхубытков» — начислена сумма резерва на отчетную дату;

Д-т сч. 95-5 «Резерв заявленных, но неурегулированных убытков»

К-т сч. 95-7 «Результат изменения резерва заявленных, но неурегулированных убытков» — отражена сумма резерва по состоянию на предыдущую отчетную дату.

Кредитовое сальдо, образовавшееся по субсчету 95.5 «Резерв заявленных, но неурегулированных убытков», и будет отражать размер страхового резерва на отчетную дату.

При этом в бухгалтерском учете страховой организации формируется информационный ресурс, который в свою очередь определяет качество и величину финансовых ресурсов страховщика, гарантирующих исполнение принятых обязательств по договорам страхования, потенциал его финансовой устойчивости и платежеспособности.

Список литературы

1. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет в страховых организациях: учеб. практическое пособие. М.: ТКВелби. Проспект, 2010. 608 с.

2. О внесении изменений в правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни: приказ Минфина России от 22.07.2010 № 77н // URL: http: base, consultant, ru.

3. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни: приказ Минфина России от 11.06.2002 № 51н // URL: http: base. Consultant, ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.