ЭКОнОМИКА
УДК 336: 631.15
РЕЗЕРВЫ РОСТА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
сельскохозяйственных предприятий
М.Л. Яшина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
моб.: 8 903 338 42 82 e-mail: [email protected]
Д.З. Ибрагимова, соискатель Адрес: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 9, кв. 55. моб: 8 904 18 33 123 e-mail: [email protected]
ФГОУ ВПО ««Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»
Ключевые слова: финансовая устойчивость, Государственная программа развития сельского хозяйства, диспаритет цен, резервы роста финансовой устойчивости Key words: financial stability, the state Agriculture Development Programme economy, price discrepancies, reserves growth of financial stability
В статье затрагиваются проблемы финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий. Рассмотрены направления поддержания устойчивости предприятий аграрного сектора экономики со стороны государства. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные предприятия вследствие несовершенства государственной ценовой и торговой аграрной политики. Предложены направления повышения финансовой устойчивости предприятий аграрной сферы.
Финансовая устойчивость является основным показателем успешной экономической деятельности предприятия, базой принятия решений по развитию и совершенствованию его функционирования. Очевидно, что обеспечение финансовой устойчивости является важнейшей задачей финансовых служб и администрации предприятия, условием успешности его внутренних и внешних взаимодействий.
Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние его финансовых ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия на основе прибыли и
роста капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого риска.
Поскольку финансовая устойчивость является главным компонентом общей устойчивости предприятия, то ее управлением необходимо заниматься как на макро-, так и на микроуровне.
В последние годы государство стало уделять больше внимания поддержанию устойчивости предприятий аграрного сектора экономики. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-
вольствия на 2008-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г N 446, поставлена задача стабилизации финансового положения в сельском хозяйстве.
Главными показателями финансовой устойчивости, в соответствии с Программой, являются: рост прибыли и рентабельности, снижение просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций. В 2009 г., по данным бухгалтерской отчетности Минсельхоза России, прибыль до налогообложения сельскохозяйственных организаций составила 83,6 млрд. руб. против 117,4 млрд. руб. в 2008 г. Совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) в 2009 г. сложилась на уровне 9,7 % (в
2008 г. - 15,3 %). Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2009 г. составил 72,1 % против 78,3 % в 2008 г.
За период проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в программах финансового оздоровления приняли участие 13,1 тыс. сельскохозяйственных товаропроизводителей. По состоянию на 1 января 2010 г., сумма просроченной кредиторской задолженности составила 29,5 млрд. руб., что на 6,6 млрд. руб. больше, чем в 2008 г. [2].
Целью мер по увеличению привлечения сельскохозяйственными товаропроизводителями кредитов и займов также является повышение финансовой устойчивости отрасли путем своевременного пополнения оборотных средств, обновления и модернизации основных фондов, развитие в сельском хозяйстве первичной переработки мяса и молока. Повышение доступности сельскохозяйственным производителям кредитов обеспечивалось предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными органи-
зациями [1].
Субсидии из федерального бюджета предоставляются на условиях обязательного софинансирования из региональных бюджетов. Размер получаемого возмещения устанавливается в процентах к ставке рефинансирования Центрального банка России, действующей на момент заключения кредитного договора. В 2009 г. объем субсидий увеличился с 2/3 ставки рефинансирования до 80%, а по кредитам на молочное и мясное скотоводство до 100%.
В 2010 г. Министерство сельского хозяйства учло пожелания регионов и снизило нагрузку на местные бюджеты по софинансированию Госпрограммы с 50% до 35%. На осуществление мероприятий по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства в 2009 г. было израсходовано 137 млрд руб., т.е. 72% всех средств Государственной программы (включая взносы в уставные капиталы ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг»). Причем на субсидирование процентных ставок по кредитам в 2009 г. было выделено 64 млрд. руб., что почти на 50 % выше, чем предусмотрено Государственной программой. Однако это всего лишь 1% от расходной части бюджета. Для сравнения, страны Евросоюза ежегодно выделяют на развитие сельского хозяйства почти половину своих бюджетов - там на гектар сельхозугодий приходится более 800 долларов США в виде субсидий, в Белоруссии - 250 долларов США на гектар пахотных земель. В России этот показатель составляет примерно 17 долларов США на гектар.
Согласно данным мониторинга Государственной программы, в субъектах Российской Федерации повсеместно позитивно оценивают механизм субсидирования процентных ставок и его влияние на техническое перевооружение отрасли. В 2010 г. планируют взять краткосрочный кредит 37% опрошенных руководителей хозяйств, инвестиционный - 27%. Согласно опросу 2008 г., такие планы были соответственно у 49% и 42% опро-
шенных руководителей хозяйств [2].
При всей важности принятой Государственной программы она не решает всех проблем предприятий аграрной сферы. Из-за ограниченности финансовых ресурсов государства каждая организация должна самостоятельно выработать внутренние механизмы управления финансовой устойчивостью.
Для восстановления финансовой устойчивости необходимо использование тактического механизма финансовой стабилизации. Он представляет собой систему мер, направленных на достижение точки финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде. Модель финансового равновесия, к достижению которой стремится в кризисной ситуации предприятие, представляет собой равенство возможного объема собственных финансовых ресурсов и объема потребления собственных финансовых ресурсов.
Каждая сельскохозяйственная организация имеет резервы укрепления финансовой устойчивости. Подтверждением тому выступило исследование политики стабилизации финансовой ситуации СХПК «Волга» Цильнинского района Ульяновской области.
Одним из резервов повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственного предприятия является увеличение его собственного капитала. Рост реального собственного капитала возможен за счет накопления нераспределенной прибыли или за счет распределения прибыли после налогообложения в фонды накопления при условии роста части этих фондов, не вложенной во внеоборотные активы.
В свою очередь увеличение прибыли невозможно без роста выручки, с одной стороны, и сокращения размера себестоимости (включая постоянные и переменные издержки), с другой.
В 2009 г. исследуемое предприятие реализовало продукцию с убытком. Важнейшей причиной ухудшения финансового положения СХПК «Волга» и ряда
других предприятий аграрной сферы стало неблагоприятное соотношение цен реализации сельскохозяйственной и промышленной продукции, поставляемой отрасли. Так, по расчетам Росстата, цены производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию в целом за
2009 г. по сравнению с 2008 г. снизились на 2,9%. При этом на зерновые культуры они уменьшились на 17,1%, на молоко - на 10,5%. Вместе с тем цены на электроэнергию, отпущенную сельскохозяйственным товаропроизводителям, выросли за этот период на 22,6%, на дизельное топливо на 12,9% и средства защиты растений на 24,1% [2].
Продолжавшийся экономический кризис в стране, отсутствие возможностей получения краткосрочных кредитов и их дороговизна привели к росту себестоимости реализованной продукции.
Проведенное исследование формирования финансовых результатов в СХПК «Волга» подтверждает сохранение негативной ценовой тенденции в 2009 г. В исследуемом предприятии в 2009 г. наблюдалось сокращение объемов производства, что следует рассматривать как вынужденную меру товаропроизводителей, поскольку при сложившемся уровне себестоимости и цен на продукцию сельского хозяйства оно сопровождается финансовой экономией предприятия.
Цены на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую СХПК «Волга» в 2009 г., как и в 2008 г., снизились. Так, цена зерна снизилась почти вдвое, снижение цены молока составило около 20%, вследствие чего исследуемое предприятие недополучило прибыли в сумме 7,8 млн. руб.
Экономика зернового хозяйства ухудшилась. Такое положение связано, прежде всего, с опережающим ростом цен на материально-технические ресурсы по сравнению с ростом цен реализации зерна, несовершенством механизмов поддержки цен на зерновом рынке.
Аналогичная ситуация наблюдается в скотоводстве. Динамика цен на мясную
продукцию складывалась под влиянием ряда факторов: рост импортных цен на мясную продукцию; существенное удорожание материально-технических ресурсов, используемых при производстве мясной и другой сельскохозяйственной продукции, в том числе комбикормов. Реализация молока сельскохозяйственными организациями была убыточна в 21 из 83 субъектов РФ.
В 2009 г. в целях поддержания доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для компенсации части затрат на приобретение ими средств химизации было выделено и профинансировано из федерального бюджета 9,6 млрд. руб. (против 10,3 млрд. в 2008 г.), что составило немногим более 2% от полной себестоимости реализованной сельскохозяйственной продукции [2].
Аналогичная ситуация наблюдалась и с финансированием части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов. Бюджетных средств оказалось недостаточно. Так, в 2009 г. СХПК «Волга» только в результате удорожания горючесмазочных материалов недополучило прибыли в сумме 235,2 тыс. руб.
Совокупное же негативное воздействие рассмотренных выше факторов проявилось в недополучении предприятием почти 6 млн. руб. (табл. 1).
Такие соотношения в ценах на сельскохозяйственное сырье, продукцию его переработки, неадекватная динамика этих цен связаны с неразвитостью ин-
фраструктуры агропродовольственного рынка, наличием на нем излишних посредников, крайне слабой государственной торговой политикой на продукты первой жизненной необходимости.
Прогноз запаса финансовой устойчивости исследуемого предприятия (табл. 2) показал, что восстановление прежних объемов выручки от реализации продукции при одновременном использовании даже части выявленных резервов, приведет к росту прибыли от продаж, а это в свою очередь вызовет рост маржинального дохода. Предприятие будет находиться в зоне рентабельности и сформирует запас финансовой устойчивости в размере 7685 тыс. руб. или 20,73%.
Такая ситуация благоприятно повлияет на эффективность деятельности предприятия. Рентабельность продаж составит 5,74% против убыточности продаж 2,98%. Рентабельность продукции возрастет до 6,09% против убыточности продукции 2,90% в 2009 г.
Для оценки роста эффективности использования заемных ресурсов на предприятии нами был сделан расчет эффекта финансового рычага, предполагающий использование субсидированных кредитов на финансирование процентных ставок по имеющимся на предприятии кредитам (табл. 3). Для стимулирования приоритетного развития молочного и мясного скотоводства с 2009 г. для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством мяса крупно-
Таблица 1
Определение совокупной недополученной прибыли СХПК «Волга» в 2009 г.,
тыс. руб.
Источник экономии (+), упущенной выгоды (-) Основные виды сельскохозяйственной продукции Всего
зерно сахарная свекла молоко мясо КРС
Изменение объёма продаж +8,2 +1706,1 -4,0 +400,0 +2110,3
Изменение цены реализации -7478,9 +205,4 -486,9 -43,8 -7804,2
Изменение цен на ГСМ +189,9 -228,5 -266,9 +70,3 -235,2
Итого -7280,8 +1683,0 -757,8 +426,5 -5929,1
Таблица 2
Прогнозирование запаса финансовой устойчивости в СХПК «Волга»
Показатели 2009 г. Прогноз
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 36025 37078
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. -1077 2129
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 37102 34949
Сумма переменных затрат, тыс. руб. 29166 27013
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. 7936 7936
Сумма маржинального дохода, тыс. руб. 6859 10065
Доля маржинального дохода в выручке 0,19 0,27
Порог рентабельности, тыс. руб. 41768 29393
Запас финансовой устойчивости, тыс. руб. - 7685
Запас финансовой устойчивости, % - 20,73
Таблица 3
Прогнозирование эффекта финансового рычага СХПК «Волга»
Показатели 2009 г. Прогноз
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 63 8782
Коэффициент налогообложения 0,06 0,06
Среднегодовая сумма капитала, тыс. руб. 57923 57923
в т.ч. собственного 46925 46925
заемного 10998 10998
Плечо финансового рычага 0,23 0,23
Рентабельность совокупного капитала, % 0,11 15,16
Средняя ставка процента за кредит, % 19 0
Темп инфляции, % 8,80 6,00
Эффект финансового рычага, % х 4,66
го рогатого скота и молока, по кредитам введено возмещение из федерального бюджета - в размере 100% ставки ЦБ РФ. Соответственно софинансирование по этим кредитам (займам) из региональных бюджетов определено в размере не менее трех процентных пунктов сверх ставки ЦБ РФ. Анализируемое предприятие попадает под данную категорию хозяйств и может рассчитывать на поддержку государства в виде субсидирования 100% ставки рефинансирования, не используемую им ранее.
Видны очевидные изменения в эффективности использования заемных средств. Использование 100% субсидированной процентной ставки и восстановление объемов производства до достигаемого в предыдущие периоды уровня приведет к изменению значения эффекта финансового рычага. Оно при-
мет положительное значение в размере 4,66%. Рентабельность активов увеличится на 15,05 процентных пункта, что подтверждает целесообразность использования заемного финансирования на предприятии.
Рост объемов реализации приведет к росту прибыли до налогообложения с 63 тыс. руб. до 8782 тыс. руб. при условии сохранения суммы прочих доходов на уровне 2009 г. Размер чистой прибыли составит 8255 тыс. руб. При условии полной капитализации чистой прибыли, сумма собственного капитала возрастет до 54928 тыс. руб. Благодаря росту собственного капитала на 18%, коэффициент автономии возрастает на 3 процентных пункта (табл. 4). Коэффициент соотношения заемных и собственных средств снизится на 3 процентных пункта. Изменения показателей свидетельствуют о росте
Таблица 4
Прогнозные значения относительных показателей финансовой устойчивости в СХПК «Волга»
Показатели 2009 г. Прогноз
Коэффициент концентрации собственного капитала 0,72 0,75
Коэффициент концентрации привлеченных средств 0,28 0,25
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 0,39 0,33
Коэффициент финансовой устойчивости 0,81 0,83
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,66 0,72
Коэффициент маневренности собственного капитала 0,50 0,57
финансовой независимости предприятия от заемных средств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами увеличится на 6 процентных пунктов, т.е. в будущем 72% оборотных активов будут сформированы за счет собственных оборотных средств, 57% собственного капитала будет направлено на формирование оборотных активов.
Таким образом, резервы роста финансовой устойчивости предприятий аграрной сферы скрыты, прежде всего, в решении следующих проблем:
• ценовая неустойчивость на рынках основных видов сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна, молока и молочной продукции;
• низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, не обеспечивающая им создание условий для расширенного воспроизводства;
• слабая доступность сельхозтоваропроизводителей к каналам реализации произведенной ими продукции без излишних посредников с целью получения справедливой доли в конечной цене продовольственных товаров;
• недостаточный уровень развития сбытовой кооперации как формы объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей для защиты своих интересов на агропродовольственном рынке и конкуренции с действующими торговыми сетями;
• недостаточный уровень защиты от
импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и др.
Решение вышеотмеченных проблем, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленное сырье позволят снизить издержки, наращивать собственный капитал и улучшить финансовое положение предприятий аграрной сферы. Использование внутренних и внешних механизмов роста прибыли повысит финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий.
Литература:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы // (Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ: [сайт]. URL: http: //www.mcx.ru/).
2. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2009 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» // (Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ: [сайт]. URL: http: // www.mcx.ru/).