ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
3. Б. АЛИЕВА, кандидат экономических наук,доцент, преподаватель кафедры финансового менеджмента E-mail: [email protected] Дагестанский государственный институт народного хозяйства
Проведен анализ финансово-кредитной политики России в аграрном секторе экономики с конца 1990-хгг. до сегодняшних дней; исследованы финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан за 2002-2008 гг., а также динамика дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям по Российской Федерации и Республике Дагестан за 2002-2008гг.; проанализированы показатели дебиторской и кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан за 2006-2008гг. и уровня государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: финансово-кредитное регулирование, льготное кредитование, государственный кредит, дотации, компенсации, кредиторская задолженность, дебиторская задолженность.
Современная рыночная система финансово-кредитного регулирования агропромышленного комплекса (АПК) начала складываться в конце 1980-хгг. До этого в Советском Союзе кредит выступал как составная часть плановой экономики. В 1992 г. государство впервые предоставило льготный централизованный кредит сроком на 1 год под 28 % годовых. Однако уже через год льготные кредиты были отменены. С 1994г. сельскохозяйственные предприятия стали получать кредиты по ставке рефинансирования Банка России, залогом служили в основном скот и сельскохозяйственная техника. В 1995—1996 гг. был введен механизм товарного кредитования сельского хозяйства. В 1997 г., после
принятия закона о государственном регулировании АПК, стало применяться льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием как бюджетных ресурсов, так и средств коммерческих банков. Был создан Фонд льготного кредитования АПК; государственные кредитные ресурсы стали выделять на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, закупку племенного скота и другие аналогичные нужды сроком до 1 года.
Начиная с 2000 г. сельскохозяйственные предприятия, прежде всего платежеспособные, имеют возможность получать компенсацию по уплате процентов по банковским кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России из средств федерального бюджета.
Последовательные действия Банка России с 2000 по 2007 г., направленные на существенное снижение ставки рефинансирования, способствовали активизации кредитной системы. Именно с этого периода наметился отчетливый рост объемов кредитования сельского хозяйства как в номинальном (2,9 раза за 2002—2006 гг.), так и реальном (с учетом уровня инфляции) выражении.
Доля кредитов, приходящихся на сельское хозяйство, существенно увеличилась: с 5—6% в 2000-2001 гг. до 17 % в 2004-2007 гг. в общей сумме задолженности по кредитам банков.
Такое перераспределение структуры кредитных вложений в пользу сельскохозяйственных предприятий во многом стало возможно благодаря измене-
нию механизма субсидирования процентной ставки кредита сельскохозяйственной организации. Стала действовать схема, по которой государство выплачивает средства непосредственно сельскохозяйственному предприятию, получившему кредит в банке по рыночной ставке, в конце срока кредитования. Это существенно облегчило контроль за целевым использованием финансов, перераспределились риски невозврата кредитов — от государства они перешли к коммерческим банкам. Кроме того, государственное гарантирование возврата кредита (прежде всего поручительства областных и районных органов власти) позволило решить сразу несколько задач: появилось обеспечение кредита; увеличилось число банков, предоставляющих заемные средства сельскохозяйственным предприятиям [5].
На сегодняшний день в РФ предприятия сельского хозяйства могут получать полный спектр банковского обслуживания, в том числе: финансирование в различных формах (кредит, гарантии, вексельное кредитование); безналичные расчеты (в рублях и иностранной валюте); прием и выдача денежной наличности (в рублях и иностранной валюте); зарплатные карточные проекты; круглосуточные расчеты по системе «Клиент-Банк»; конверсионные операции со всеми видами валют; вложение свободных средств предприятий в ценные бумаги (векселя, сертификаты) и депозиты.
Специализированные сельскохозяйственные кредитные организации (Россельхозбанк) предоставляют:
а) кратко-, средне- и долгосрочные целевые кредиты на восстановление основных фондов сельскохозяйственных предприятий по фиксированной процентной ставке;
б) долгосрочные инвестиционные кредиты на конкурсной основе;
в) кредиты кооперативных кредитных учреждений, предоставляемые местным сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также потребительское кредитование, лизинговые операции (поставка сельскохозяйственной техники по договорам с лизинговой компанией).
Система финансово-кредитных отношений сельскохозяйственного производства является одной из основополагающих компонент государственной поддержки АПК, которую можно представить как сумму следующих затрат:
ГП=Д+К + Л + 3+П, где: ГП— общий объем ассигнований из федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовс-
твоД — дотации и компенсации; К— средства на создание фонда льготного кредитования за счет средств федерального бюджета; Л — средства на формирование лизингового фонда; 3 — средства на поддержание состояния земельных ресурсов; П— прочие направления, включая текущее содержание подведомственных структур.
В результате благоприятной экономической конъюнктуры, сложившейся на агропродовольс-твенном рынке, финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей России в 2007 г. улучшилось. Так, доля прибыльных сельскохозяйственных организаций увеличилась больше чем на 80 п. п. по сравнению с 2002г. и составила 75,5 % от их общего количества. В 2007 г. выручка от реализации сельскохозяйственной продукции достигла почти 734 млрд руб., что почти на 30 % больше показателя 2006 г., себестоимость за тот же период повысилась на 22%. В результате прибыль от реалиации продукции (работ и услуг) выросла почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и приблизилась к 105,8 млрд руб. Для сельскохозяйственного производства это особенно важно, поскольку все последние годы прибыль была невысокой, а она, как известно, является предпосылкой для следующего цикла воспроизводства как в материальной, так и в социальной сферах. Все это сказалось и на финансовом положении сельскохозяйственных предприятий за анализируемый период (табл. 1).
Доля прибыльных предприятий в Республике Дагестан (РД) в 2007 г. увеличилась по сравнению с 2002 г. на 18 п. п. и составила 70% от их общего количества, а в 2008 г. — на 21,4 п. п. и составила 73,4% соответственно. В 2008г. выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в РД составила 1 441 247тыс. руб., что на 4,8% больше показателя 2006 г.
Из анализа финансово-экономических показателей деятельности сельскохозяйственных предприятий за 2002—2008 гг. следует, что динамика ассигнований (дотаций и компенсаций) из федерального бюджета на поддержку регионального АПК имеет тенденцию к росту (с 105 728тыс. руб. в 2002г. до 280 759тыс. руб. в 2008г., т.е. почти в 2,7 раза).
В этом контексте особый интерес представляет анализ влияния динамики полученных из федерального бюджета средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей РД (рис. 1) на рентабельность сельскохозяйственных предприятий, изменение доли прибыльных предприятий и числа убыточных сельскохозяйственных предприятий (см. табл. 1). Как видно из рис. 1, в
Таблица 1
Финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан за 2002—2008 гг. [4]
Показатель Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Число сельскохозяйственных предприятий 675 675 679 659 654 655 655
Число прибыльных сельскохозяйственных 354 378 449 386 367 458 481
предприятий
Число убыточных сельскохозяйственных 321 297 230 273 287 196 174
предприятий
Доля прибыльных предприятий, % 52,0 56,0 66,0 58.0 56,1 70,0 73,4
Чистый результат по всей деятельности (включая дотации и компенсации),тыс. руб. -12 038 8 476 102 556 5 228 61402 118 807 151 650
Дотации и компенсации, тыс. руб. 105 728 77 409 151 972 54 751 55 193 240 925 280 759
Рентабельность всей деятельности (с учетом дотаций и компенсаций), % -1,1 0,6 8,2 3,6 4,8 9,2 11,2
Выручка от реализации всей продукции (работ, услуг), тыс. руб. 1 061 221 1 270 544 1 359 715 1 490 048 1 374 946 1 385 542 1 441 247
2004 г. сумма дотаций и компенсаций увеличилась на 74 563тыс. руб. по сравнению с 2003 г., что отразилось на увеличении рентабельности на 7,6 %; а в
2005 г. имело место резкое сокращение дотаций и компенсаций по сравнению с 2004 г. почти на 100 млн руб., что не замедлило отразиться на пропорциональном снижении рентабельности от всей деятельности с 8,2% в 2004г. до 3,6 % в 2005г., т. е. более чем в 2 раза. С 2006—2008 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Так, имел место резкий скачок ассигнований: с 55 193 тыс. руб. в 2006 г. до 240 925 тыс. руб. в 2007 г., т. е. в 4,4 раза. Этот процесс отразился на резком сокращении числа убыточных сельскохозяйственных предприятий: с287 в2006г. до 196 в2007г., нерентабельность от всей деятельности сельскохозяйственных предприятий за этот же период возросла на 4,4 п. п. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дотации и компенсации производились целенаправленно и адресно.
Если проанализировать динамику доли дотаций и компенсаций, направленных на развитие сельского хозяйства в 2005 — 2008 гг., в совокупной отраслевой структуре доходов бюджетов РД в динамике (рис. 2), то получим следующие результаты: в 2005 г. доля дотаций и компенсаций на развитие сельского хозяйства составляла 0,4% от общей суммы полученных РД дотаций, субсидий и субвенций; в 2006г. — 0,3%; в 2007г. — почти 1 %; в 2008 г. — 0,9 % [3].
Таким образом, за исключением 2005—2006гг., наблюдалась пропорциональная система предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям дотаций и компенсаций, но их доля очень мала.
Прилагаемые статистические данные показывают, что сельское хозяйство республики продолжает оставаться в стагнационном состоянии. Это выявляется при пересчете «высоких» показателей роста производства сельскохозяйственной продукции в рублевом эквиваленте с учетом индекса потребительских цен. Так, например, если потребительские расходы населения РД (траты населения на покупку товаров и услуг) на 2008 г. в расчете на 1 потребителя составляли 7 719 руб. (при среднемесячном денежном доходе на одного человека — 10 291 руб.) и, следовательно, индекс потребительских цен со-
300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000
280 759
240 925
151 972
105 728
\\—П— 54 751 55 193
1 1 1 Г 1
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 1. Динамика дотаций и компенсаций сельскохозяйственным производителям Республики Дагестан за 2002—2008 гг. [4]
46 521 275
В1
50 000 000 40 000 000
30 000 000 24454
_18463928
20 000 000114 358 953
10 000 000
0
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 2. Динамика отраслевой структуры доходов бюджета РеспубликиДагестан, тыс. руб. [2]
ставлял — 75 %; то в 2009 г. потребительские расходы в расчете на 1 потребителя составляли 9 656,8 руб. (при среднемесячном денежном доходе на одного человека — 12 256,5 руб.) и, следовательно, индекс потребительских цен составлял 78,8 %; т. е. повысился почти на4% (на 1 937,8 руб.).
Получение дотаций должно быть напрямую связано с фиксацией сельскохозяйственными товаропроизводителями реализации своей продукции в денежной форме и отражением результатов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности. Государственная казна выиграет от этого дважды. Во-первых, будет достигнута «прозрачность» финансового состояния предприятий АПК, что отразится на своевременности выплаты налогов. Укрепится и валюта страны, так как именно рубль будет выполнять функции платежного средства, а не его суррогаты. Во-вторых, расход денежных средств из федерального бюджета будет осуществляться только при условии, что произведенный предприятиями сельского хозяйства продукт действительно реализован, т. е. оплачиваться будут конкретные результаты работы.
Отрасль получает субсидии из бюджетов всех уровней. В 2007 г. в Российской Федерации эти вложения, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций, составили 56 млрд руб. Субсидии позволили повысить уровень рентабельности по всем видам деятельности с 9,9 в 2002г. до 17,2%. Конкретно от реализации продукции этот показатель составил 19,2%, в том числе растениеводческой — 40,6% (прибыль — 85,5 млрд руб.), животноводческой — 6,3% (прибыль — 22 млрд руб.). Производство мяса крупного рогатого скота и шерсти оставалось убыточным.
В 2008 г. объем субсидий, предоставленных сельскохозяйственным предприятиям РД, составил 913 439тыс. руб. [1]. Доля субсидий в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции в РД за 2008 г. составила 75,4%, что не замедлило сказаться на повышении уровня рентабельности на 2 % по сравнению с 2007 г. и на 6,4 % по сравнению с 2006 г. (см. табл. 1).
В 2008 г. объем субсидий в РД (913 439 тыс. руб.) составил 75,4% от объема реализации сельскохозяйственной продукции (1 216 391 тыс. руб.) [1].
В 2004—2005 гг. краткосрочная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций России (без кредитов и займов) в 2—2,5 раза превышала дебиторскую, в 2006г. она была всего на 40 % больше. Данные 2007 г. свидетельствуют, что разрыв
между ними еще больше сократился: кредиторская задолженность лишь на 12 % была больше дебиторской. Такая динамика свидетельствует о том, что финансовое положение сельскохозяйственных организаций становится все более устойчивым. Сократились и размеры просроченных задолженностей.
Показатели дебиторской и кредиторской задолженностей сельскохозяйственных предприятий РД за 2006—2008 гг. отражены в табл. 2—5. Анализ данных показателей свидетельствует, что кредиторская задолженность за 2006—2008гг., так же, как и по России в целом, превышаладебиторскую почти в 2 раза: в 2006г. — на 301 441тыс. руб., в 2007г. — на 316 195тыс. руб., в 2008г. - на 414 684тыс. руб. Но, учитывая, что в 2007г. объем реализации сельскохозяйственной продукции превысил этот же показатель за 2006г. на 16 984тыс. руб. (табл. 6), это отразилось и на соотношении объема реализации и кредиторской задолженности. Если в 2006 г это соотношение составляло 72,2 %, то в 2007 г. — уже 82,3 %.
Таблица 2
Кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий РД в 2007г., тыс. руб. [1]
Кредиторская задолженность 2006 г. 2007 г.
Всего 812 412 776 588
В том числе:
по заработной плате 59 287 69 937
во внебюджетные фонды фонды 101 884 100 058
по налогам 122 137 130 765
Таблица 3 Дебиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий РД в 2007г., тыс. руб. [1]
Показатель 2006 г. 2007 г.
Наличие денежных средств 99 123 108 521
Дебиторская задолженность 510 971 460 393
Займы, кредиты, реструктурированная задолженность 1 091 959 915 135
Кредиторская задолженность сельскохозяйст предприятий РД в 2008 г., тыс. руб. [1 Таблица 4 венных
Кредиторская задолженность 2007 г. 2008 г.
Всего 763 962 853 495
В том числе:
по заработной плате 70 518 58 767
по внебюджетным фондам 101 525 115 267
по налогам 130 913 150 239
Таблица 5
Дебиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий РД в 2008 г., тыс. руб. [1]
Показатель 2007 г. 2008 г.
Наличие денежных средств 108 536 94 662
Дебиторская задолженность 456 974 438 811
Таблица 6
Соотношение объема реализации и кредиторской
задолженности, кредитов, займов в 2006 и 2007гг.,тыс. руб.
Показатель 2006 г. 2007 г.
Годовой объем реализации 1 374 946 1 391 930
Кредиторская задолженность 1 904 371 1 691 723
Соотношение объема реали- 72,2 82,3
зации к кредиторской задол-
женности %
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской характерно для неплатежеспособных предприятий. Из-за отсутствия оборотных средств предприятия вынуждены привлекать средства других организаций, своевременно не выплачивается заработная плата, не платятся налоги и платежи во внебюджетные фонды.
По данным Минсельхоза России, в ходе реализации Федерального закона от 09.07.2002 № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» по состоянию на 01.04.2008 число организаций, участвующих в программе, достигло 12 820 ед., причем значительная их часть сосредоточена в Приволжском и Центральном федеральных округах (34,8 и 22,6% соответственно). Меньше всего предприятий задействовано в программе финансового оздоровления в Дальневосточном (около 3 %), Северо-Западном и Уральском (по 5 %) федеральных округах. Сумма реструктурированной задолженности по организациям, подписавшим соглашение, составляет 84 млрд руб., сумма списанной задолженности по пеням и штрафам — 30,3 млрд руб. Более 5тыс. сельскохозяйственных организаций, вошедших в программу, утратили право на реструктуризацию долгов. Больше всего таких предприятий сосредоточено в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах, что связано с невозможностью из-за неустойчивого финансового положения выполнить все условия соглашения. К тому же свыше 8 700 организаций вообще не могут принять участия в программе финансового оздоровления, поскольку против половины из них возбуждено дело о банкротстве, а четверть хозяйств не могут уплатить текущих платежей в течение одного месяца до принятия решения о реструктуризации долгов.
В силу ряда причин за годы реформ объем государственной поддержки АПК страны сократился до критической отметки. Если в 1990 г. в расходной части бюджета доля сельского хозяйства, по разным оценкам, была выше 18 %, то в 2007г. она составила всего 2,5 % (табл. 7) [3]. Но в 2005—2007 гг. финансовая политика государства стала меняться. Так, рас-
ходы консолидированного бюджета увеличились с 764,2 млрд руб. до 1 560,4 млрд, или в 2 раза, расходы на сельское хозяйство и рыболовство — в1,9 раза.
Доля средств федерального бюджета в общей сумме поддержки в 2002г. составляла 43 %, к 2005 г. данный показатель снизился до 40%. В 2007г. выплаты субсидий за счет средств федерального бюджета составили 56,8%. По разным направлениям поддержки объем субсидий существенно менялся. В 2006—2007 гг. доля федерального бюджета в господдержке программ и мероприятий по развитию растениеводства практически достигла 50%. В программе по развитию животноводства вложения федерального бюджета были невысокими, но в 2007 г. его доля несколько увеличилась по сравнению с 2006 г. и составила 11,6%. Доля федерального бюджета в субсидировании процентных ставок по привлекаемым кредитам в 2007 г. достигла 70 % [6].
Проведенный анализ уровня государственной поддержки показал, что только в двух регионах страны (Белгородской области и Республике Татарстан) доля затрат на поддержку сельского хозяйства в консолидированном бюджете сопоставима с долей аграрного сектора в валовом региональном продукте (ВРП). Отчасти это объясняется тем, что уровень дотационности их региональных бюджетов (17,9% в Белгородской области и 12,9% в Республике Татарстан) значительно ниже, чем во многих других регионах, что дает им возможность безболезненно выделять значительные объемы средств на стимулирование экономического роста. Такая политика вполне себя оправдывает, поскольку, как видно из табл. 7, эти два региона по темпам наращивания объемов агропроизводства выступают лидерами. Если по стране в целом в 2007 г. объем сельскохозяйственного производства во всех категориях хозяйств по отношению к 1990г. составил всего 78,3 %, то в этих регионах объемы производства не только восстановлены, но и значительно превзойдены: Белгородская область — 121,8%, Республика Татарстан — 128 %. Более высоких темпов роста аграрного производства добился только Дагестан — 141,6%.
Правительство РФ принимает меры, направленные на повышение устойчивости финансовой системы в аграрном секторе. В дополнение к ним целесообразно сосредоточиться на решении следующих задач:
во-первых, создании специальных кредитных линий, повышении доступности средне- и долгосрочных кредитов, обеспечении возможности предоставления государственных гарантий; аг-рострахования;
Таблица 7
Сравнительный анализ поддержки сельского хозяйства за счет средств консолидированных бюджетов в 2007г., % [3]
Доля расходов на Индекс про- Доля хозяйств
поддержку сельского Дотаци- Доля сель- дукции сель- населения в
Регион хозяйства в расходной онность ского хозяйс- ского хозяис- продукции
части консолидиро- бюджета тва в ВРП твав2007г. к сельского
ванного бюджета 1990г. хозяйства
Регионы с наибольшей долей расходов на поддержку сельского хозяйства
Белгородская область 10,3 17,9 10,7 121,8 26,7
Республика Татарстан 9,3 12,9 7,9 128,0 46,5
Орловская область 9,1 30,8 12,1 80,5 50,2
Республика Калмыкия 9,0 60,9 29,1 57,0 52,0
Алтайский край 7,7 47,3 16,8 91,8 51,7
Регионы с наименьшей долей расходов на поддержку сельского хозяйства
Астраханская область 1,7 44,2 7,9 71,3 62,4
Хабаровский край 1,5 23,2 8,3 66,3 73,3
Приморский край 1,3 28,3 12,7 57,5 61,8
Мурманская область 1,2 23,2 9,8 34,2 24,3
Московская область 0,9 10,9 3,7 65,4 43,2
Республика Дагестан (для сравнения) 2,8 78,5 21 141,6 79,7
Российская Федерация 2,5 - 5,2 78,3 52,3
во-вторых, внедрении механизма мониторинга государственных средств, направляемых банкам; включении АПК в перечень рекомендуемых отраслей для рефинансирования коммерческих банков под залог кредитныхдоговоров;
в-третьих, рассмотрении вопроса о введении субсидирования процентной ставки предприятиям АПК в размере 100% ставки рефинансирования Банка России не по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, а по всем заемным ресурсам, привлекаемым в 2008—2010гг.;
в-четвертых, снижение инфляции должно лежать не столько в сфере совершенствования финансовой (кредитно-денежной) политики, сколько в развитии реального сектора экономики, особенно сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в увеличении предложения на рынке продовольственных товаров.
Список литературы
1. Годовые отчеты Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан за 2007—2008 гг.
2. О бюджете просто // Черновик. 06.11.2009. №45.
3. Российский статистический ежегодник. 2007: стат. сб. М.: Росстат, 2007.
4. Сельское хозяйство Дагестана: стат. сборник. Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан. 2008.
5. ХицковА. Особенности банковского обслуживания сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление. 2008. №4.
6. Шарипов Ш. Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий: реальность и механизмы совершенствования // АПК: экономика и управление, 2009. №1.С. 48.