ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.А.Сазонова
Аннотация. Рассматриваются основные факторы регулирования производственно - экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий Курской области.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, фактор - цены, фактор - бюджетная поддержка, фактор - налоги, фактор - кредит, фактор - инвестиции, фактор - страхование.
Сельскохозяйственное производство характеризуется сезонностью и длительностью производственного цикла, сильной зависимостью от природно-климатических и рыночных факторов. Среди рыночных факторов выделяют такие, как: цены, бюджетная поддержка, налоги, кредиты, инвестиции, страхование. По указанным причинам, а также из-за неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, низкой инвестиционной привлекательности и покупательной способности населения
страны сельское хозяйство является убыточной или в лучшем случае низкорентабельной отраслью[2.-С. 11].
Фактор - цены. После принятия в 1991 г. Указа Президента Российской Федерации «О либерализации цен» государство фактически устранилось от регулирования процесса ценообразования в экономике, что стало предпосылкой для нарушения паритета цен на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, поставляющих им ресурсы, а также организаций, приобретающих сельскохозяйственную продукцию для последующей переработки.
Так, в 2005-2007 гг. ценовые пропорции складывались не в пользу сельского хозяйства как в целом по Российской Федерации, так и в Курской области. В связи с невыгодностью импорта продуктов питания произошел значительный рост цен на отечественное продовольствие. Рост цен на промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве, во многом обусловил повышение себестоимости единицы производимой продукции. В целом за анализируемый период наиболее высокий рост себестоимости характерен для
зерна (в 2,5 раза), привеса крупного рогатого скота (в 1,9 раза), молока (в 1,8 раза), а себестоимость привеса свиней снизилась более чем на 6 %. Следовательно, с целью повышения рентабельности производства большинства видов продукции сельскохозяйственных предприятий необходима политика государства, направленная на поддержание более высокого уровня цен реализации (закупочных цен).
Фактор - бюджетная поддержка. Один из основных рычагов государственного экономического регулирования представляет собой бюджетную политику. В государственной бюджетной поддержке сельского хозяйства Курской области в последние годы можно выделить две основные тенденции.
Первая заключается в том, что наблюдался рост абсолютной величины субсидий сельскому хозяйству: с 223659 тыс. руб. (2005 г.) до 1197832 тыс. руб. (2010 г.) (рисунок 1) [1.-С.2].
Вторая особенность - это процесс регионализации бюджетного финансирования АПК, который характерен для всех регионов России, в том числе и для Курской области. За 2005-2010 гг. доля федерального бюд-
1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
жета в региональном консолидированном сельскохозяйственном бюджете Курской области повысилась всего на 7,9 процентного пункта и составила 30,2 % в 2010 г.
На основе проведенного анализа распределения государственных субсидий сельскохозяйственным предприятиям Курской области выявлено, что почти на 80% сельскохозяйственных предприятий из общей суммы дотаций и компенсаций, выделенных государством для этого сектора экономики Курской области, приходилось менее 20% (рисунок 2).
В целом выделенные субсидии крайне незначительно повлияли на финансовые результаты сельскохозяйственных предприятий Курской области: за счет субсидий уровень рентабельности по всей деятельности в 2010 году был увеличен на 6,4 %: с 22,0% до 28,4 %.
Государственное регулирование заключается не только в оказании бюджетной, финансовой поддержки, но и в системе налогообложения предприятий.
Фактор - налоги. Практика налогообложения АПК, как показывал опыт работы сельскохозяйственных предприятий Курской области, требует совершенствования.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
Субсидии сельскому хозяйству
Рисунок 1 - Динамика распределения государственных субсидий сельскохозяйственным предприятиям Курской области, тыс.руб.
1000000
800000
й 600000 а
к 400000 о
200000 0
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
□ Федеральный бюджет
□ Региональный бюджет
Рисунок 2 - Размер финансовой помощи, направленной на развитие АПК Курской области за счет средств регионального и федерального бюджетов, тыс. руб.
Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал предприятий агропромышленного комплекса Курской области
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение (+,-)
Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, всего 1440 3177 4144 2834 2214 6271 4831
в т.ч. на растениеводство 1031 2071 2016 2664 2108 4834 3803
в % к итогу 71,6 65,2 48,6 94,0 95,3 77,1 5,5
животноводство 370 1100 2119 98 65 1365 995
в % к итогу 25,7 34,6 51,1 3,5 2,9 21,7 -4,0
другие 39 6 9 71 41 72 33
в % к итогу 2,7 0,2 0,2 2,5 1,8 1,2 -1,5
Таблица 2- Сельскохозяйственная техника и оборудование, поступившие по лизингу (на конец года), ед.
Виды сельскохозяйственной техники 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. Изменение (+,-)
Трактора всех марок (без тракторов, на которых смонтировано оборудование) 196 192 185 188 12 44 -152
в % от наличия 3,1 3,0 2,8 2,9 0,2 0,9 -2,2
Трактора, на которых смонтировано оборудование 4 3 3 4 2 -2
в % от наличия 0,7 0,4 0,4 0,6 - 0,5 -0,2
Сеялки 38 35 30 29 2 9 -29
в % от наличия 1,3 1,2 1,3 1,3 0,1 0,5 -0,8
Зерноуборочные комбайны 276 265 260 195 11 13 -263
в % от наличия 8,7 8,5 8,0 7,7 0,7 0,9 -7,8
Свеклоуборочные машины 11 10 8 5 - 1 -10
в % от наличия 2,3 2,0 1,8 1,6 - 0,4 -1,9
Косилки 3 2 2 1 - - -
в % от наличия 0,5 0,4 0,5 0,4 - - -
Жатки 18 19 17 2 - - -
в % от наличия 2,4 2,5 2,2 0,3 - - -
Так, в структуре краткосрочной кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий Курской области на конец 2010 года 43,0% составил долг перед государственными внебюджетными фондами, 15,4%, -перед бюджетом. Для сельскохозяйственных предприятий установлен льготный режим налогообложения и уплаты обязательных отчислений, но тем не менее в структуре кредиторской задолженности более 50% -долги перед государством.
Действующая до начала 2004 года система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагала: уплату 12-16 видов налогов в федеральный, региональный и местный бюджеты. Среди основных налогов: на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог (ЕСН), на прибыль, на доходы физических лиц, на охрану окружающей среды и др. В структуре начисленных налогов, сборов и обязательных платежей сельскохозяйственных предприятий Курской области наибольший удельный вес в 2010 г. занимали ЕСН (39,6%) и НДС (35,3%).
Задолженность по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в течение 2010 года в среднем по области увеличилась на 16% (220,5 млн. руб.) и составила 1594,4 млн. руб., в том числе штрафы и пени 748,8 млн. руб. (47%), что еще больше усугубило тяжелое финансовое положение. Задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам составила на конец 2010 года 48% к сумме выручки от реализации и в 38 раз превысила полученную прибыль (до уплаты налогов).
Во многом это было обусловлено высокой налоговой нагрузкой. Анализ начисленных налогов показывает, что для сельскохозяйственных предприятий установлен высокий уровень изъятия средств путем взимания налогов и сборов. В 2010 году в сельскохозяйственных предприятиях Курской области начисленные налоги и сборы в затратах на основное производство составили 2,8%, в выручке 34,8%, тогда как, например, в странах с развитой рыночной экономикой; сумма всех налогов равна 2-6% фермерских затрат. Начисленные налоги, сборы и обязательные платежи на 58,6 % превысили прибыль до уплаты налогов, в связи с чем даже этот льготный режим налогообложения был непосильным для предприятий сельского хозяйства.
Фактор — кредит. На эффективность применения такого экономического рычага, как кредит, также оказывают влияние сам хозяйствующий субъект (который оценивает необходимость, возможность и выгодность привлечения заемных: средств для финансирования; своей деятельности, выбирает кредитующую организа-
цию), и государство, повышая доступность кредитных ресурсов путем предоставления определенных льгот.
Кредитная политика государства в агропромышленном комплексе за прошедшие годы реформ претерпела значительные изменения. К началу 90-х гг. страна не имела адекватного кредитного механизма (в том числе в сфере агропромышленного производства), участники кредитного процесса не были готовы приспособиться к коммерческим отношениям в области финансово-кредитного механизма.
С 1992 по 2003 гг. было использовано несколько схем кредитования; предприятий аграрного сектора. Условно этот период можно разбить на несколько этапов: 1992-1994 гг.- централизованный кредит; 19951996 гг.; - товарный кредит; 1997-2000 гг. - кредитование из Фонда льготного кредитования; 2001-2003 гг. -субсидирование процентной ставки по краткосрочным кредитам, с 2002 г. - в том числе по среднесрочным.
В первые годы экономических реформ Центральный банк России выделил централизованные кредитные ресурсы коммерческим банкам для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей на льготных условиях, свыше 90% средств не были возвращены в бюджет.
В настоящее время, если регион не выбирает объем финансирования из федерального бюджета, в следующем году объем финансирования сокращается. Сложившаяся ситуация требует немедленного решения со стороны руководства региона вопроса по увеличению объема финансирования. В противном случае и без того низкие темпы развития АПК региона окажутся еще ниже. В то же время сложившаяся ситуация противоречит мировой практике государственной поддержки АПК, т.к. в США, странах Евросоюза средства централизованных фондов в субсидировании аграрной сферы достигают 90%.
Потребность в инвестиционных кредитах высока, в том числе в силу нехватки собственных средств у сельскохозяйственных предприятий региона.
Фактор - инвестиции. Сельское хозяйство наименее привлекательная отрасль для инвестиций в связи с повышенной степенью риска, зависимости развития отрасли от объективных причин (природные и погодные условия).
За рассматриваемый период 2005-2010 гг. существенно увеличились инвестиции в агропромышленный комплекс Курской области, и в сельскохозяйственное производство в частности. Причем рост инвестиций в сельское хозяйство опережал их увеличение по агропромышленному комплексу в целом (таблица 1).
Анализ полученных данных показывает, что инвестиционные вложения, направляемые в сельское хозяй-
ство в 2010 году, по сравнению с 2005 годом возросли на 4831 млн. руб., или в 4,3 раза, в том числе сумма средств, направленных в растениеводство, возросла почти в 4,7 раза, а сумма средств, направленная в отрасль животноводства, возросла за этот же период более чем 3,8 раза [3.-С.45].
Рост инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса в фактически действовавших ценах обусловлен процессом инфляции.
Наибольший удельный вес занимают инвестиции в основной капитал отрасли растениеводства, поскольку данная отрасль более материалоёмкая и продукция данной отрасли занимает значительно больше удельный вес в валовом общественном продукте сельского хозяйства. Недостаток финансовых средств у большинства организаций Курской области, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию не позволяют в необходимых масштабах воспроизводить машинно-тракторный парк. В современных условиях выходом из сложившейся ситуации может служить лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования. Однако условия, предлагаемые лизинговыми фирмами, не способствуют развитию этого вида услуг (высокие процентные ставки и др.) (таблица 2).
Несмотря на то, что количество поставляемой по лизингу техники растет, ее удельный вес по отношению к имеющимся у предприятий остается низким. Наиболее значительное количество приобретается по лизингу дорогостоящей техники - тракторов и комбайнов, так в 2010 году по лизингу поступило тракторов 44 шт., сеялок - 9 шт., зерноуборочных комбайнов - 13 шт., свеклоуборочных машин - 1 шт.
Система лизинга оказывает существенное влияние на уровень поставок техники в сельскохозяйственные предприятия региона, прежде всего, зерноуборочных комбайнов, в то же время, практически не влияя на уровень обновления оборудования для животноводства. В целом обновление машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций осуществляется низкими темпами.
Фактор — страхование. Еще одно важное направление государственной поддержки - финансирование программы страхования урожая сельскохозяйственных культур. Правительством Российской Федерации 1 ноября 2001 г. принято Постановление №758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства», в соответствии с которым при проведении страхования урожая сельскохозяйственных культур государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется за счет средств федерального бюджета в виде субсидий на уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями части страхового взноса (50%) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями.
Большинство сельскохозяйственных предприятий Курской области и Российской Федерации в целом не принимают участия в программе страхования, используя в качестве компенсации затрат от недобора урожая средства, выделяемые в форме возмещений потерь по чрезвычайным ситуациям. При этом суммы компенсации потерь по чрезвычайным ситуациям поступали на счета сельскохозяйственных предприятий с большим опозданием.
Проведенный анализ влияния рыночных факторов на производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий Курской области позволяет сделать следующие выводы.
1. До сих пор не сложилась действенная система государственной поддержки развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка. Размеры бюджетных субсидий незначительны и не оказывают существенного влияния на конечные результаты производ-
ственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий.
2. Как показали проведенные исследования, фактически сельскохозяйственные предприятия, находясь в зоне льготного налогообложения, являлись донорами бюджета. Полученные в 2010 году субсидии из бюджетов всех уровней были в 2,1 раза меньше уплаченных налогов, сборов и обязательных платежей (из федерального бюджета — на 30 %). В связи с этим более целесообразно снижение налоговой нагрузки вместо увеличения размера субсидий.
3. В связи с невыгодностью импорта продуктов питания произошел значительный рост цен на отечественное продовольствие. Рост цен на промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве, во многом обусловил повышение себестоимости единицы производимой продукции.
4. Как показали расчеты, одним из немногих реально работающих механизмов государственной поддержки предприятий АПК считается агролизинг. Однако и здесь есть проблемы, связанные с неурегулированностью НДС. Аграрии выплачивают НДС по пониженной ставке (10%). Поэтому им приходится какое-то время платить больший налог, чем положено, пока не будут произведены налоговые вычеты. Возмещение НДС в лучшем случае занимает 6-7 месяцев, а в большинстве ситуаций затягивается и на значительно более длительный срок, поскольку требует проведения проверок.
5. Даже определенные позитивные изменения в действии отдельных рычагов экономического механизма (введение субсидирования процентных платежей по кредитам, поддержка страхования путем уплаты части страхового взноса, льготный режим налогообложения, повышение доступности использования лизинга) не оказывают существенного влияния на экономическое и финансовое положение сельскохозяйственных предприятий ввиду нерешенности других проблем, прежде всего, регулирования ценовых пропорций обмена между сельским хозяйством и другими отраслями, наличием огромных, ежегодно возрастающих, просроченных долгов перед кредиторами, которые были накоплены, в том числе и из-за проблемы диспаритета цен [4.- С.13].
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что биоклиматический потенциал Курской области используется в настоящее время менее эффективно, а так как природно-экономические ресурсы существенно измениться не могли, то на отмеченную негативную тенденцию повлияли рыночные факторы сельскохозяйственного производства.
Список использованных источников
1 Постановление Правительства Российской Федерации №446 от 14 июля 2010г. «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.».
2 Мелюхина О., Серова Е. Оценка уровня государственной поддержки сельского хозяйства // Вопросы экономики. -2010. - №8.
3 Сельское хозяйство Курской области: официальное издание (Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Курской области). - Курск, 2009. - 274 с.
4 Черняев А. Альтернативный путь перехода АПК на рыночные отношения //АПК: экономика, управление. - 2009. -№3. - С. 13-17.
Информация об авторе
Сазонова Наталья Алексеевна, преподаватель кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», e-mail: [email protected], тел. 8-920-726- 00-10.