Научная статья на тему 'Основные направления развития финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности АПК региона'

Основные направления развития финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АПК / FINANCIAL-ECONOMIC FACTOR / INVESTMENTS / REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верзилин В. А., Закшевский В. Г., Наролина Ю. В.

В статье рассмотрены основные показатели финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности регионального АПК. Разработаны практические рекомендации и определены перспективные направления, способствующие стабилизации финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности и повышению эффективности аграрного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic directions of development of financial-economic factor of investment appeal of regional agrarian and industrial complex

In the paper the basic parameters of the financial-economic factor of investment appeal of the regional agrarian and industrial complex are considered. Practical recommendations are developed and the perspective directions promoting stabilization of the financial-economic factor of investment appeal and increase of efficiency of agrarian production are defined.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности АПК региона»

дому»); банковские автоматы (денежные автоматы и многофункциональные терминалы); почтовая и телефонная связь, электронная почта;

б) несобственные сбытовые каналы (дочерние финансовые и нефинансовые учреждения, банки, страховые компании, предприятия жилищного строительства и т. д.); независимые агенты (представители свободных профессий и др.).

Одной из форм продвижения банковских услуг является стимулирование их сбыта, основными элементами которого являются личная продажа и пропаганда.

Стимулирование сбыта рассматривается как средство кратковременного воздействия, целью которого является увеличение объема реализации банковских услуг, уже известных клиенту. Такую форму продвижения услуг целесообразно использовать для оживления упавшего спроса, повышения осведомленности клиентов о предлагаемых и уже существующих банковских продуктах, для создания банком необходимого имиджа.

Исследования деятельности липецких банков свидетельствуют о последовательности мероприятий по стимулированию сбыта услуг для клиентам: разработка программы стимулирования сбыта, тестирование мероприятий по стимулированию сбыта, осуществление программы стимулирования сбыта и анализ результатов стимулирования сбыта.

С учетом специфики и внесистемного характера стимулирования сбыта услуг клиентам возможным становится расширение и использование такой формы продвижения услуг, как прямой или перекрестный маркетинг.

Поступила в редакцию 18.G1.2GG8 г.

Egorov A.I., Tolstykh M.S. The functioning of geographically organized economic systems. This article covers the questions concerning the functioning of geographically organized systems in the form of the particular economic area “Kazinka” in Lipetsk region. Special attention is given to the issues of essential bank-crediting infrastructure’s creation.

Key words: geographically organized economic systems, banking infrastructure.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АПК РЕГИОНА

В.А. Верзилин, В.Г. Закшевский, Ю.В. Наролина

В статье рассмотрены основные показатели финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности регионального АПК. Разработаны практические рекомендации и определены перспективные направления, способствующие стабилизации финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности и повышению эффективности аграрного производства.

Ключевые слова: финансово-экономический фактор, инвестиции, региональный АПК.

В работе рассмотрены основные показатели финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности регионального АПК. Разработаны практические рекомендации и определены перспективные направления, способствующие стабилизации финансово-экономического фактора инвестиционной привлекательности и повышению эффективности аграрного производства.

С целью финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо, в первую очередь, провести комплексную реструктуризацию кредитор-

ской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды, предусмотрев при этом ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей за повышение эффективности производства.

В ближайшие годы необходимо изменить направления государственной поддержки сельского хозяйства и оказывать ее предприятиям и фермерским хозяйствам, способным обеспечить наибольшую отдачу вложенных средств. Предоставление бюджет-

ных кредитов и субвенций будет осуществляться путем заключения с сельскохозяйственными предприятиями соглашений, в которых будут оговариваться обязательные условия их получения. Поддержка, оказываемая на региональном уровне, должна быть унифицирована с федеральными условиями и соответствовать российскому законодательству.

Для обеспечения устойчивости работы АПК с учетом повышенных естественных рисков необходимы страховые резервы отдельных ресурсов. Основной задачей в области страхования является формирование и развитие эффективной системы страхования в сельском хозяйстве, включающей в том числе обязательную перестраховку части рисков; введение отдельного учета операций по страхованию, обеспеченному государственной поддержкой. Другие виды страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем механизмы и нормативное обеспечение страхования урожая остаются несовершенными, что приводит к различного рода нарушениям и неэффективному использованию государственных средств.

В ЦФО договоры страхования урожая заключили в 2004 г. 427 сельхозпроизводителей, или 5,5 % от их общего числа (при среднем показателе по стране 25,4 %).

Проверка страховых компаний и хозяйств - страхователей урожая сельскохозяйственных культур показала, что в связи с отсутствием средств у сельхозтоваропроизводителей применялись схемы оплаты за них страховых взносов со счетов третьих лиц и с использованием вексельной формы расчетов. При этом расчетные счета третьих лиц и расчетные счета страховых компаний находились в одних и тех же банковских учреждениях, что позволяло им в один день осуществлять обмен платежными поручениями без реального движения денежных средств.

В страховых компаниях по проверенным договорам оплата страховых взносов через счета третьих лиц составила 97,6 %. В связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители находились в финансовой зависимости от страховых компаний, что в дальнейшем позволяло последним регулировать размеры выплат страховых возмещений.

За счет средств федерального бюджета должны финансироваться объекты, вошедшие в федеральные целевые программы, а также строительство, реконструкция, техническое перевооружение бюджетных организаций, природоохранных объектов.

Одним из важнейших направлений кредитной политики государства должно стать привлечение инвестиций в АПК. При инвестировании АПК необходимо учитывать специфику крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм малого предпринимательства.

Предлагается стимулировать создание организаций кредитной кооперации. Политика налогообложения в АПК должна проводиться в следующих направлениях:

- упорядочение системы налогообложения с учетом сложившейся доходности сельскохозяйственного производства;

- совершенствование налогообложения сельскохозяйственных угодий [1].

Согласно Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» федеральная аграрная политика будет исходить из необходимости:

- сохранения льготного режима налогообложения сельскохозяйственного производства. Особенности агропродовольствен-ного сектора найдут свое отражение в законодательстве о банкротстве и антимонопольном законодательстве;

- совершенствования земельного законодательства с целью уменьшения транзакционных издержек при сделках с землями сельскохозяйственного назначения; упорядочения ограничительных мер по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий для предотвращения сокращения аграрного потенциала страны, ускорения работы по созданию кадастра земли и связанной с ней недвижимости.

Для повышения эффективности и открытости агропродовольственной политики государство будет содействовать формированию действенных самодеятельных ассоциаций производителей, привлекать эти ассоциации к выработке, оценке и реализации отдельных мероприятий этой политики.

За период реализации Государственной программы финансовое положение сельского хозяйства стабилизируется, т. е. средняя рен-

табельность по отрасли будет находиться на уровне 10 %, а доля убыточных хозяйств не превысит 30 % всех сельскохозяйственных производителей. Эта цель будет достигаться путем нескольких подпрограмм, сформулированных в настоящем разделе Государственной программы.

Для сельскохозяйственных производителей сохранится льготный режим налогообложения, включающий упрощенный режим налогообложения - единый сельскохозяйственных налог, в 2008-2012 гг. для сельскохозяйственных производителей будет сохранена ставка налога на прибыль - 0 %.

В законодательство по банкротству предполагается внести поправки, учитывающие особенности процедур банкротства в сельском хозяйстве, направленные, с одной стороны, на сохранение потенциала сельскохозяйственного производства и облегчение прихода в отрасль внешних инвесторов, а с другой стороны, на соблюдение прав собственников земли и работников сельскохозяйственных организаций. Также будет продолжена программа финансового оздоровления сельскохозяйственных производителей.

Государственной программой предусмотрен комплекс мер по повышению доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 1).

Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса в российских кредитных организациях, и по займам, полученным ими в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Субсидии выплачиваются заемщикам для возмещения части затрат по следующим видам кредитов (займов):

- краткосрочным кредитам (займам), полученным на срок до одного года;

- инвестиционным кредитам (займам), полученным на срок до 5 лет на приобретение техники, оборудования, племенных животных и другие цели;

- инвестиционным кредитам, полученным на срок до восьми лет на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов свиноводства и птицеводства и другие цели;

- инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов животноводства мясного и молочного направления;

- на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Субсидии выплачиваются сельскохозяйственным товаро-производителям и организациям агропромышленного комплекса в размере двух третей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - в размере не менее чем девяносто пять процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, но не более чем девяносто пять процентов их фактических затрат [2].

Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» включает комплекс мер по развитию малых форм хозяйствования на селе, которые включают задачи:

- обеспечение доступа личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитным ресурсам;

Таблица1

Целевые индикаторы повышение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Наименование Годы

2008 2009 2010 2011 2012

Объем кредитов, млрд. руб. 148,9 339,5 309,2 330,4 344,5

Прирост объемов привлеченных кредитов (займов), в % к 2007 г. - 54 40 48 64

- развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;

- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;

- повышение доходов сельского населения.

Реализация программных мероприятий будет осуществляться путем предоставления субсидий:

- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на срок до 8 лет;

- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах гражданами, проживающими в сельской местности, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на срок до 8 лет предоставляются субъектам Российской Федерации на условиях их долевого финансирования расходов в размере не менее 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора или договора займа.

Возмещение предоставляется ЛПХ, КФХ и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в размере не менее чем 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита или займа, но не более их фактических затрат по следующим видам кредитов и займов.

Для ЛПХ :

- на срок до 2-х лет: на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, запас-

ных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и другие цели, при условии, что общая сумма кредита или займа, полученного гражданином на срок до 2-х лет в текущем году, не будет превышать 300 тыс. руб. на одно хозяйство;

- на срок до 5-ти лет: на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л. с. и агрегатируе-мых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 т, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям и на другие цели при условии, что общая сумма кредита или займа, полученного гражданином на срок до 5-ти лет в текущем году, не будет превышать 700 тыс. руб. на одно хозяйство.

Для КФХ:

• на срок до 2-х лет: на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственных культур и на другие цели, при условии, что общая сумма кредита или займа, полученного в текущем году, не превышает 5 млн руб. на одно хозяйство;

• на срок до 8-ми лет: на приобретение техники и оборудования (отечественного и зарубежного производства), в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей на газомоторное топливо, оборудования для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенного рыбопосадочного материала, на строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закры-

том грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, предприятия по переработке льна и льноволокна, на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, и на другие цели, при условии, что общая сумма кредита или займа, полученного в текущем году, не превышает 10 млн руб. на одно хозяйство.

Для сельскохозяйственных потребительских кооперативов:

- на срок до 2-х лет: на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных сельскохозяйственных работ, молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, в том числе для поставки их своим членам; на приобретение отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки; на закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива, для ее дальнейшей реализации, на организационное обустройство кооператива и на другие цели, при условии, что общая сумма кредита или займа, полученного в текущем году, не превышает 15 млн руб. на один кооператив;

- на срок до 8-ми лет: на приобретение техники и оборудования (отечественного и зарубежного производства), в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, ремонтного молодняка и родительского стада птицы; тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин; машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства; оборудования для перевода грузовых автомобилей на газомоторное топливо; специализированного технологического оборудования для пищевой, мясо-молочной и рыбной промышленности; специализированного технологического оборудования для мукомольно-крупяной, комбикормовой и элеваторной промышленности, промышленности минеральных удобрений и ядовитых химикатов; специализированного технологического оборудования для торговли, общественного питания и пищеблоков, холодильного; на приобретение сельскохозяйственных животных, рыбопосадочного материала, в том числе для поставки их своим членам; на

строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства и кормопроизводства, предприятий по переработке льна и льноволокна; на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции; на закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов, и на другие цели при условии, что общая сумма кредита или займа, полученного в текущем году, не превышает 40 млн руб. на один кооператив [2].

Государственная поддержка инвестиционной деятельности должна включать комплекс мер по проведению гибкой кредитной, налоговой политики, расширение возможностей лизинга.

В рамках проекта «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» предусматривается предоставление инвесторам льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет. Также возможно изменение сроков уплаты налогов в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Также предоставляются льготные условия пользования землей и природными ресурсами области.

В 2004 г. постановлением администрации Воронежской области принято положение о субсидировании процентной ставки по инвестиционным кредитам в АПК, были определены категории получателей и установлены четкие критерии предоставления субсидий, упрощена процедура их предоставления.

В рамках реализации областной целевой программы «Развитие крестьянских хозяйств Воронежской области на 2003-2006 гг.» в 2005 г. с участием средств областного бюджета в размере 2000 тыс. руб. на условиях лизинга предприятиями АПК была приобретена техника.

В рамках Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 гг. была оказана областная поддержка в виде субсидий из областного

бюджета на компенсацию 2/3 части затрат на уплату процентов по банковским кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов ряда сельскохозяйственных предприятий области.

С целью создания условий для развития рынка ценных бумаг на территории Воронежской области и его использования для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики в 2003 г. постановлением Воронежской областной Думы была утверждена областная целевая программа «Развития рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003-2006 гг.». Основными задачами данной программы являются:

- повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области;

- создание инфраструктуры рынка ценных бумаг на территории Воронежской области, содействующей увеличению его емкости;

- стимулирование привлечения инвестиций с помощью инструментов рынка ценных бумаг в промышленность и агропромышленный комплекс Воронежской области.

В рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйтвенной продукции, сырья и пррдовольствия на 2008-2012 гг.» предусматривается развитие финансовокредитной сферы АПК, обеспечивающей увеличение объемов производства сельхозтоваропроизводителей различных форм собственности и хозяйствования. Для достижения главной цели определены основные задачи данного направления:

- привлечение кредитных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей в средствах для финансирования проектов в АПК;

- стимулирование инвестиционной активности в АПК;

- привлечение долгосрочных финансовых ресурсов для финансирования инвестиционных проектов, в том числе и в области социальной и инженерной инфраструктуры.

Механизм развития Россельхозбанка и его филиальной сети включает реализацию программных мероприятий:

- расширение филиальной сети ОАО «Россельхозбанк» и создание дополнительных офисов банка во всех сельских районах Российской Федерации;

- увеличение уставного капитала и объема кредитного портфеля ОАО «Россельхозбанк»;

- развитие сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в сельских муниципальных образованиях при поддержке ОАО «Россельхозбанк»;

- расширение продуктового ряда кредитов за счет введения новых кредитных продуктов, обеспечивающих развитие социальной и инженерной инфраструктуры села, строительство жилья, организацию лечения, получение образования и др.

- обеспечение доступности и доставки банковских продуктов непосредственно в места расположения клиентов - сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Как известно, в зарубежной практике, исходя из продолжительности сроков аренды, различают три ее вида:

1. Краткосрочная аренда - рентинг (прокат, чартер) - сроком от нескольких часов до 1 года.

2. Среднесрочная аренда - хайринг -сроком от 1 года до 3 лет.

3. Долгосрочная аренда - лизинг - сроком от 3 лет и более.

Одним из основных направлений развития услуг в сфере транспортного обслуживания является рентинг (прокат) технических средств. Он весьма динамично развивается в мировой экономике [3].

Основная целевая функция, возлагаемая на систему проката технических средств, -оперативное и рациональное удовлетворение краткосрочных и разовых потребностей предприятий и организаций в средствах труда. Прокат технических средств позволяет при меньшем объеме материальных ресурсов обеспечивать потребности большего числа потребителей, эксплуатировать технику только в период ее новизны, повышать коэффициент использования техники, сокращать капиталоемкость производства, а также создать определенный сервис для предприятий и организаций, пользующихся им.

Прокат технических средств как специфический вид деятельности предполагает использование собственных показателей планирования, учета и отчетности, а также разработку методик расчета объема и структуры прокатного парка, анализа хозяйствен-

ной деятельности и оценки эффективной работы предприятий проката [3].

Для расширения финансово-инвестиционных возможностей регионов в проведении активной инвестиционной политики потребуется задействование различных внебюджетных и других нетрадиционных источников финансирования капитальных вложений. Мобилизацию дополнительных инвестиционных средств в регионах целесообразно, по нашему мнению, осуществлять, в частности, посредством:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) широкого привлечения доходов от операций с муниципальной недвижимостью, части доходов от продажи находящихся на соответствующей территории объектов незавершенного строительства, доли прибыли от продажи участков земли под частное жилищное строительство, а также доли налога на недвижимость;

2) организации привлекательных для инвесторов региональных и муниципальных займов с высоким уровнем процента и защиты от инфляции (в том числе под обеспечение высоколиквидными активами, имуществом и т. п.);

3) более надежного, двухзвенного, страхования привлекаемых иностранных и межрегиональных инвестиций с помощью региональных экспортных ликвидных ресурсов [4].

Привлекательность АПК региона необходимо повышать путем восстановления инвестиционного потенциала сельскохозяйственных предприятий региона за счет повышения роли собственных источников - амортизации и прибыли.

Перспективными направлениями повышения эффективности аграрного производства являются следующие мероприятия: государственные (сокращение диспаритета

цен, увеличение объемов кредитования,

в т. ч. лизинга, реструктуризация задолженности и др.) и внутриотраслевые (вертикальную и горизонтальную интеграцию, совершенствование организации, диверсификацию производства, целевое использование амортизационного фонда и др.). Для этого необходимо устранить диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства, уменьшить налоговое давление, реструктурировать долги, включая их списание и пролонгацию.

1. Основные направления агропродовольствен-ной политики Правительства Российской Федерации на 2QQ1-2Q1Q гг. Режим доступа: http: //www.mcx.ru/dep_doc.html?he_id=8QQ&doc_id =5QQQ. Загл. с экрана.

2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2QQ8-2Q12 годы» (Проект).

3. Верзилин В.А. Использование транспорта в

сельском хозяйстве: теория и практика:

моногр. Воронеж, 2003.

4. Закшевский В.Г., Захарова Н.А. Инвестиционная привлекательность сельскохозяйственного предприятия. Воронеж, 2QQ4.

Поступила в редакцию 2G.G1.2GG8 г.

Verzilin V.A., Zakshevsky V.G., Narolina Y.V. Basic directions of development of financial-economic factor of investment appeal of regional agrarian and industrial complex. In the paper the basic parameters of the financial-economic factor of investment appeal of the regional agrarian and industrial complex are considered. Practical recommendations are developed and the perspective directions promoting stabilization of the financial-economic factor of investment appeal and increase of efficiency of agrarian production are defined.

Key words: financial-economic factor, investments, regional agrarian and industrial complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.