Приоритетные направления бюджетного финансирования агропромышленного комплекса
П. И. Огородников, д.т.н, профессор, Н. Н. Пряд-кина, Л. И. Лизнева, Оренбургский филиал Института экономики Уральского отделения РАН
В результате аграрных реформ в стране сформировано многоукладное рыночное сельское хозяйство. Вместе с тем либерализация экономики страны, сокращение бюджетной поддержки, кредитная и налоговая политика, не учитывающая специфику аграрного производства, и ряд других факторов привели к негативным последствиям в экономике агропромышленного комплекса страны.
В сложившихся условиях неизбежно встает вопрос о роли государства в регулировании отечественного агропромышленного производства. Необходимость бюджетной поддержки обусловлена тем, что сельское хозяйство в условиях рынка не может, в силу своей специфики, успешно участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельскохозяйственное производство характеризуется сезонностью и длительностью производственного цикла, сильной зависимостью от природноклиматических факторов. По указанным причинам, а также из-за неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, низкой инвестиционной привлекательности и покупательной способности населения страны и ряда других негативных факторов сельское хозяйство является низкорентабельной отраслью.
Федеральный бюджет представляет собой систему денежных отношений для образования и использования централизованного денежного фонда государства. А это значит, что теоретически в нем каждая отрасль экономики должна иметь свои
определенные доли, являясь как источником формирования бюджета, так и потребителем средств. Однако на практике указанные доли часто не совпадают, в том числе это касается и АПК в целом и сельского хозяйства в частности. Доля расходов на сельское хозяйство в федеральном бюджете (в последние годы не превышает 0,3% ВВП) значительно меньше его вклада в ВВП страны (около 6,5%), и к тому же из года в год сокращается.
Сокращается и доля расходов на АПК по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в расходной части федерального бюджета, с 2001 г. по 2005 г. они уменьшились с 1,74% до 0,86%.
Основные направления государственной поддержки АПК за счет федерального бюджета следующие:
— прямая бюджетная государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, выплачиваемая, прежде всего, в виде субсидий, дотаций и компенсаций;
— государственная поддержка краткосрочного денежного кредитования сезонных затрат товаропроизводителей АПК на льготных условиях (на возвратной основе), а также впервые предусмотренные, начиная с 2001 г., такие формы государственной бюджетной поддержки, как возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями в банках, и средства на формирование финансово-кредитной системы обслуживания товаропроизводителей АПК (на увеличение уставного капитала Российского сельскохозяйственного банка);
— государственная поддержка обеспечения предприятий и организаций агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на
1. Расходы федерального бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство», предусмотренные Законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год [9, 10, 11, 12, 13]
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Раздел «Сельское хозяйство и рыболовство», млрд. руб. 20,8 26,8 32,4 41,3 26,1
Удельный вес статьи в общей сумме расходов, % 1,74 1,38 1,34 1,49 0,86
основе долгосрочной аренды или лизинга (на возвратной основе);
— специализированная государственная поддержка по отдельным направлениям: развитие фермерства, создание сезонных накоплений запасных частей, федерального фонда семян и др.;
— государственное безвозвратное финансирование капитальных вложений, инвестиций в рамках федеральных целевых программ;
— возвратное государственное финансирование капитальных вложений, а также предоставление государственных гарантий по привлекаемым инвестиционным кредитам.
Впервые бюджетные дотации в Российской Федерации введены в марте 1992 г., когда было принято решение о дотировании производства животноводческой продукции. Они выделялись сельскохозяйственным товаропроизводителям в расчете на 1 т реализованного молока, мяса, десяток яиц. В 1993 г. осуществление выплат указанных дотаций было передано на региональный уровень. На практике это привело к тому, что величина дотаций на эти цели стала значительно различаться по регионам.
В настоящее время необходимо осуществить модернизацию существующих форм и методов государственной поддержки АПК, формирование новых направлений и механизмов ее реализации. Система государственной поддержки должна быть гибкой, соответствовать как текущим, так и долгосрочным потребностям сельского хозяйства. При формировании структуры расходов на АПК в федеральном бюджете необходимо ориентироваться прежде всего на финансовое обеспечение:
— структурных изменений в агропромышленном комплексе, поддержки приоритетных направлений развития агропромышленного производства, а также мер по формированию инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка;
— мер по созданию условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики;
— формирования финансово-кредитного механизма обслуживания товаропроизводителей АПК, адекватного условиям рынка, развития Россельхозбанка, сельской кредитной кооперации, формирования системы страхования сельскохозяйственной деятельности.
Представляется, что основная часть бюджетных расходов на аграрный сектор должна приходиться на прямые бюджетные субсидии, дотации и компенсации для поддержки производства ряда социально значимых видов сельскохозяйственной продукции и обеспечения уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Они необходимы для того, чтобы постепенно компенсировать сельскому хозяйству изымавшийся смежными отраслями доход, повысить платежеспособность товаропроизводителей и улучшить их инвестиционную привлекательность.
С целью совершенствования механизма использования государственных инвестиций необходимо, чтобы участие товаропроизводителей АПК в государственных программах, предусматривающих бюджетное финансирование, и само финансирование осуществлялись на строго конкурсной основе под соответствующие проекты или программы. Возвратность государственных капитальных вложений должна быть обеспечена обязательствами получателя, которые необходимо фиксировать в договоре, заключаемом по итогам конкурса. Целесообразно расширить сферу применения бюджетных ассигнований на условиях долевого участия получателей.
Для реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» Правительством Российской Федерации и Межведомственной федеральной комиссией по финансовому оздоровлению приняты необходимые нормативные документы. Президентом Российской Федерации 16 июля 2002 г. № 784 подписан Указ «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей». Пре-
2. Структура инвестиций в основной капитал в АПК по источникам финансирования
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Инвестиции в основной капитал АПК - всего, млрд. руб. (в фактически действовавших ценах) 63,5 83,6 95,5 115,1
Структура инвестиций в основной капитал, %
Все источники финансирования 100 100 100 100
из них за счет:
средств федерального бюджета 3,9 2,0 2,1 1,7
средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 4,3 3,4 2,8 2,3
собственных заемных средств предприятий, организаций и других источников 91,8 94,6 95,1 96,0
Примечание: по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
дусмотренные Указом Президента меры позволят расширить число хозяйств, участвующих в программе реструктуризации задолженности, и в целом по России может быть списано штрафов и пеней на сумму более 50 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2005 г., более 90 крестьянских хозяйств Оренбургской области находятся на реструктуризации на общую сумму недоимки и штрафов во все уровни бюджетов более 70 млн. руб. [13].
Обеспечение потребностей АПК и особенно сельского хозяйства в бюджетном финансировании вызывает необходимость поиска дополнительных источников средств для осуществления государственной поддержки аграрного сектора. Вводить дополнительные налоги нерационально, так как это вызовет ухудшение условий хозяйствования всех экономических субъектов. С 1 января 2004 г. Федеральным законом № 147-ФЗ от 11.11.2003 г. внесено изменение в главу 26 часть вторую Налогового кодекса РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (единый сельхозналог) [11]. Положительный момент в механизме уплаты данного налога видится в том, что он предусматривает замену налогов на продукцию, труд и капитал (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество и единый социальный налог) и добровольность перехода.
В выборе экономически обоснованных мер по восстановлению и развитию сельскохозяйственного производства особое место принадлежит регионам. Доля бюджетов субъектов Российской Федерации в финансировании АПК из общего бюджета страны за последние годы в регионах возросла с 40 до 55%. В ряде регионов такая бюджетная поддержка достигла 70—90%.
Общая сумма финансирования АПК области из областного бюджета в 2005 г. составит 1084,8 млн. руб. За счет средств областного бюджета в 2005 г. будет реализовываться областная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (157 млн. руб.) и региональная целевая программа «Развитие инфраструктуры электросвязи в сельской местности Оренбургской области на 2002—2010 гг.». В 2005 г. планируется предоставление субсидий на развитие животноводства и растениеводства, реструктуризация долгов организаций АПК области перед бюджетами всех
уровней и государственными внебюджетными фондами, выплата дотаций сельскохозпроизводи-телям за реализованную сельскохозяйственную продукцию собственного производства. Статьями 25 и 26 Закона «Об областном бюджете на 2005 год» установлено, что из областного бюджета будет производиться возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, машинно-технологическими станциями на закупку семян, кормов, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений, на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур, запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники, ветеринарных препаратов, оплату первоначального взноса и текущих платежей по договорам финансового лизинга за сельскохозяйственную технику и оборудование, приобретенные за счет средств областного бюджета; ГУП «Оренбург-облпродконтракт» для приобретения горюче-смазочных материалов и других материальных ресурсов на проведение сезонных работ в сельском хозяйстве; ГУП «Оренбургагроснабтехсервис», ОАО «Агролизинг» для приобретения запасных частей и других материальных ресурсов на проведение сезонных работ в сельском хозяйстве [8].
Структура и финансирование бюджетных расходов на сельское хозяйство варьировалась в течение последних лет.
Анализ проблем кризисного состояния аграрного сектора экономики показывает, что все они возникли в результате резкого ослабления роли государства в регулировании агропромышленного производства в период проведения рыночных реформ. Вместе с тем, международный опыт говорит о том, что для поддержания стабильного положения в аграрном секторе используются государственные методы регулирования. С учетом этого целесообразно реализовать ряд мер правового, организационного и экономического характера, направленных на повышение роли государства в -регулировании агропромышленного производства. Важнейшими из них являются: принятие рамочного закона «О сельском хозяйстве»; увеличение государственной поддержки АПК с учетом бюджетирования по результатам; обеспечение за-
3. Расходы областного бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство», предусмотренные Законом «Об областном бюджете» на соответствующий год
2001 г. 2002 г.* 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Раздел «Сельское хозяйство и рыболовство», млн. руб. 407,3 267,6 370,4 376,2 1084,8
в том числе: формирование региональных продовольственных фондов 283,6 17,0 110,0 44,0
Удельный вес статьи в общей сумме расходов, % 6,58 3,37 3,2 2,9 6,37
Примечание: * Закон Оренбургской области от 31.12.2002 N 492/75-Ш-ОЗ (ред. от 10.03.2004) «Об областном бюджете на 2003 год» [1, 3, 5, 7, 8]
4. Исполнение бюджетных назначений консолидированного бюджета Оренбургской области по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство»
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Фактическое финансирование расходов по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство», млн. руб. 862,5 235,3 537,0 676,8
Исполнение бюджетных назначений, % 80,0 73,7* 69,4 91,0
Примечание: *в 2002 г. осуществлен возврат в областной бюджет бюджетных кредитов на сумму 271,4 млн. руб. [2, 4, 6, 7]
щиты сельскохозяйственных товаропроизводителей от экспансии импортного продовольствия; поддержка крупных компаний-интеграторов; совершенствование системы лизинга, кредитования и страхования в сельском хозяйстве; завершение работы по оздоровлению сельскохозяйственных предприятий; проведение интервенций на рынке зерна на основе льготного кредитования оборотного капитала и внедрение системы складских свидетельств; обеспечение перехода к единому сельскохозяйственному налогу; формирование эффективной системы финансово-кредитного обслуживания сельхозтоваропроизводителей; обеспечение финансирования бюджетами всех уровней мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года».
Литература
1 Закон Оренбургской области от 09.01.2001 №764/229-ОЗ (ред. от 07.03.2002) «Об областном бюджете на 2001 год».
2 Закон Оренбургской области от 04.07.2002 №58/16-111-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2001 год».
3 Закон Оренбургской области от 28.12.2001 №420/349-11-ОЗ (ред. от 13.03.2003) «Об областном бюджете на 2002 год».
4 Закон Оренбургской области от 01.10.2003 №491/57-111-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2002 год».
5 Закон Оренбургской области от 31.12.2002 №492/75-111-ОЗ (ред. от 10.03.2004) «Об областном бюджете на 2003 год».
6 Закон Оренбургской области от 02.09.2004 №1450/219-111-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2003 год».
7 Закон Оренбургской области от 31.12.2003 №731/99-Ш-ОЗ (ред. от 26.10.2004) «Об областном бюджете на 2004 год».
8 Закон Оренбургской области от 28.01.2004 №1747/278-111-ОЗ «Об областном бюджете на 2005 год».
9 Федеральный закон от 27.12.2000 №150-ФЗ (ред. от 25.07.2002, с изм. от 23.12.2003) « О федеральном бюджете на 2001 год» (принят ГД ФС рФ 14.12.2000).
10Федеральный закон от 30.12.2001 №194-ФЗ (ред. от 10.11.2004, с изм. от 23.12.2004) « О федеральном бюджете на 2002 год « (принят ГД ФС РФ 14.12.2001). “Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ (ред. от
10.11.2004) « О федеральном бюджете на 2003 год « (принят ГД ФС РФ 11.12.2002).
12Федеральный закон от 23.12.2003 №186-ФЗ (ред. от
10.11.2004) « О федеральном бюджете на 2004 год «(принят ГД ФС РФ 28.11.2003).
13Федеральный закон от 23.12.2004 №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».