Научная статья на тему 'Противоречия современного развития финансово-кредитной структуры АПК России'

Противоречия современного развития финансово-кредитной структуры АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия современного развития финансово-кредитной структуры АПК России»

Финансирование АПК

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

АПК РОССИИ

Г.В. ТИМОФЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент Волгоградского государственного университета

Агропромышленное производство обладает целым рядом особенностей, которые обусловливают специфику его финансово-кредитного обслуживания. В результате в аграрном секторе формируется особая финансово-кредитная инфраструктура, отличающаяся от подобных систем в других секторах экономики. Специфические черты аграрного производства определяют его менее благоприятное положение по сравнению с другими отраслями экономики: зависимость от природно-климатических условий, а также случайных факторов характеризуют земледелие как рискованное производство, что отрицательно сказывается на инвестировании сельского хозяйства. Сезонность сельскохозяйственного производства и связанный с этим характер формирования затрат и запасов обусловливают необходимость предоставления сельскому хозяйству заемных средств. Из-за длительности производственного цикла отсутствуют источники непрерывного финансирования. Указанное особенности определяют важное значение эффективного функционирования финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающей созданий условий для постоянного финансирования сельскохозяйственного производства и социальной сферы села и предоставления заемных средств, в системе хозяйственного механизма агропромышленного комплекса (АПК).

Основной целью функционирования финан-сово-Кредитной инфраструктуры АПК является формирование финансовой основы для динамичного развития агропромышленного производства, его социальной инфраструктуры, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды, обеспечения развития материально-технической базы инфраструктуры комп-

лекса. Финансово-кредитная инфраструктура АПК состоит из двух относительно самостоятельных элементов: финансовой подсистемы и кредитной. Основу финансовой подсистемы образуют отношения между экономическими субъектами при формировании и использовании фондов денежных средств, направляемых для финансовой поддержки развития сельского хозяйства, других отраслей АПК и социальной сферы села. Финансирование агропромышленного комплекса осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также внебюджетных источников, в пополнении которых участвуют самостоятельно хозяйствующие субъекты АПК, население — в процессе налогообложения или добровольных отчислений. Основу кредитной подсистемы инфраструктуры АПК образуют экономические отношения при движении средств в денежной или товарной форме на условиях платности и возвратности между кредитором и заемщиком, в роли которых могут выступать: государство, сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, общественные организации и другие социальные институты. Кредитная подсистема инфраструктуры АПК позволяет преодолевать сезонность и неравномерность распределения финансовых средств в течение года в связи с весенними и осенними циклами сельскохозяйственного производства.

Финансово-кредитная инфраструктура АПК имеет довольно сложную структуру, объединяющую элементы бюджетной, налоговой, кредитно-банковской, страховой систем государства, участвующие в финансово-кредитном обслуживании агропромышленного производства и социальной сферы села (см. схему автора).

Основными функциями, которые финансово-кредитная инфраструктура выполняет в АПК, являются:

• во-первых, функция аккумулирования избыточных сбережений экономических агентов и перераспределения между другими агентами, которые могут их производительно использовать. Формирование и использование денежных средств осуществляется через соответствующие фонды (бюджеты, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятий);

• во-вторых, воспроизводственная функция, связанная с обеспечением сбалансированности в движении материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе воспроизводства на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса;

• в-третьих, мотивационная функция, направленная на стимулирование деятельности

Основные элементы финансово-кредитной инфраструктуры АПК

субъектов финансовых отношений на научно-техническое развитие и решение социальных проблем. Во многих случаях стимулирование достижения социальных целей, таких как получение группами населения с невысокими доходами соответствующих ресурсов, может способствовать достижению и экономических целей (поддержание безопасности и надежности, защита потребителей, развитие конкуренции);

в-четвертых, контрольная функция, связанная с контролем за правильным и своевременным формированием фондов финансовых средств и за их целенаправленным и производительным использованием;

в-пятых, функция рационализации и ускорения экономических процессов на основе преодоления временного несовпадения производственных циклов отдельных товаропроизводителей, использования кредитных денег и кредитных операций;

• в-шестых, регулирующие и регламентирующие функции, направленные на предотвращение возможных препятствий при реализации функции рационализации экономических процессов.

Субъектами финансово-кредитной инфраструктуры АПК в зависимости от характера участия и роли (кредитор, заемщик) могут выступать: государство, банки, сельскохозяйственные предприятия, население, общественные организации, социальные институты.

Государство как субъект финансово-кредитной инфраструктуры АПК, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, участвует в создании условий, обеспечивающих основу ведения расширенного воспроизводства, используя такие инструменты, как субсидии на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы, краткосрочное и инвестиционное кредитование предприятий АПК с государственной поддержкой, лизинг сельскохозяйственной техники

и племенных животных с использованием бюджетных средств, поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур, финансирование инвестиционной деятельности и др. В условиях недостаточности финансовых ресурсов государство должно определять приоритетные направления финансирования и в первую очередь направлять средства на выполнение общегосударственных и региональных программ социального развития села, землеустройства и мелиорации земель, по известкованию и гипсованию почв, созданию почвозащитных лесополос, обводнению территорий и рнедрению почвозащитных технологий, на развитие и поддержку аграрной науки, освоение и внедрение новых технологий и техники в АПК.

Центральный банк РФ, универсальные коммерческие банки, ипотечные банки, расчетные центры, финансовые компании, строительные общества, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, лизинговые компании выступают в качертве основных субъектов инфраструктуры на рьфке ссудных капиталов. Субъекты инфраструктуры на рынке ссудных капиталов как финансовые посредники выполняют важную функцию, обеспечивая механизм межотраслевого, межрегионального и внутрирегионального перераспределения финансового капитала. Основными видами их деятельности являются: депозитные и кредитные операции, ведение счетов юридических и физических лиц, организация и осуществление безналичных расчетов, лизинговые операции и т.д. Субъекты инфраструктуры на рынке ценных бумаг, осуществляющие финансовое посредничество, способствуют привлечению инвестиций в агропромышленное производство.

Активными субъектами финансово-кредитной инфраструктуры выступают сельскохозяйственные предприятия и население, прежде всего как основные налогоплательщики. Для пополнения фондов финансовых ресурсов сельскохозяйственные предприятия должны обладать достаточными средствами. Однако в настоящее время взимание налогов, не обеспеченных реальными источниками для их уплаты, дестабилизирует финансовое состояние предприятий, влечет за собой рост кредиторской задолженности несмотря на то, что к сельскому хозяйству применяется льготный режим налогообложения. Введение второй части Налогового кодекса РФ снизило налоговую нагрузку

1 КошолкинаЛ.А. Система государственной поддержки агропромышленного производства// Информационный бюллетень МСХ РФ. 2004. №2. С. 12.

на хозяйства. За счет уменьшения отчислений в государственные внебюджетные фонды и отмены местных налогов в 2001 г. начислено налогов 15,5 млрд руб. против 17,2 млрд руб. в 2000 г. В 2002 г. налоговая нагрузка возросла за счет повышения в 2 раза ставок земельного налога на 3 млрд руб., а в 2003 г. увеличилась еще на 2,3 млрд руб. (с учетом индексации в 1,8 раза)1. Для укрепления финансового положения сельскохозяйственных предприятий в 1999 — 2003 гг. на основе правительственных решений (Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», июль 2002 г.) проводилась реструктуризация кредиторской задолженности. Практическая реализация принятого недавно Закона о едином сельскохозяйственном налоге также способствует стабилизации экономической ситуации. В то же время в АПК сохраняются негативные тенденции, связанные с неэквивалентностью товарообмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики, что порождает противоречия в функционировании финансово-кредитной инфраструктуры АПК между необходимостью формирования фондов денежных средств для ведения расширенного воспроизводства и отсутствием возможности их пополнения сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Объектом взаимодействий в сфере финансово-кредитной инфраструктуры АПК выступает совокупность условий, обеспечивающих финансовую основу непрерывности воспроизводства основных факторов агропромышленного производства: человеческого, технико-технологического и природного.

Таким образом, финансово-кредитная инфраструктура ЛПК представляет собой один из элементов интегральной инфраструктуры комплекса, опосредующий процессы аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, формирования и движения капитала между субъектами и сферами АПК в целях обеспечения непрерывности агропромышленного производства и развития социальной сферы села.

Современное функционирование финансовой подсистемы инфраструктуры АПК обеспечивает создание общих условий воспроизводства в процессе финансирования целевых программ, предоставления субсидий, финансовой поддержки сельского развития и инвестиционной деятельности и основывается наследующих принципах: приоритетного финансирования; множественности источников финансирования; распределения финансовой под-

держки по уровням (федеральный, региональный, местный).

Принцип приоритетного финансирования означает, что бюджетные средства направляются на развитие отраслей и видов деятельности, имеющих стратегическое значение для аграрной экономики, определяющих научно-технический прогресс в отрасли - элитное семеноводство, племенное дело, сохранение плодородия почвы, инвестиционная деятельность, поддержка аграрной науки, социальная сфера. Множественность источников финансирования означает, что финансовые средства поступают не только из федерального бюджета, как это имело место в условиях социалистического хозяйства, но и бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников. Так, из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансируются федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2010 года», «Повышение плодородия почв России» (2002 - 2005 гг.). Объем финансовых ресурсов на реализацию программы социального развития села составляет 167,8 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета

- 18,5 млрд руб., бюджетов субъектов Федерации

- 70,6 млрд руб. и внебюджетных источников - 78,7 млрд руб.2 Реализация принципа распределения финансовой поддержки по уровням предполагает закрепление определенных видов и объектов финансирования за различными бюджетами (федеральным, региональными, местными). В 1993 г. на региональный уровень переданы бюджетные субсидии на производство продукции животноводства. Перемещение бюджетного финансирования и прямого субсидирования сельского хозяйства на региональный уровень усиливает противоречия в бюджетной сфере аграрной экономики. Как показывает мировая практика, прямая поддержка отрасли должна осуществляться федеральным уровнем, а на уровне региона необходимо поддерживать сельское развитие: строительство дорог, научное и информационное обслуживание и другие элементы

2 Новости АПК // Информационный бюллетень МСХ РФ. 2004. №11. С. 10.

3 О возмещении из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2003 - 2004 гг. в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на срок до 5 лет. Постановление Правительства РФ от02.03.2004 № 121 // Информационный бюллетень МСХ РФ. 2004. № 5. С. 10-15.

4 Кошолкина Л.А. Система государственной поддержки агропромышленного производства // Информационный бюллетень МСХ РФ. 2004. №2. С. 11.

региональной инфраструктуры АПК, потому что предоставление регионами субсидий сельскому хозяйству может привести к разрушению формирующегося аграрного рынка страны. Поэтому при реализации указанного принципа важно четко распределить, какие виды финансовой поддержки и на какие цели будут предоставляться на разных уровнях бюджетной системы.

Прямые субсидии на производство сельскохозяйственной продукции и приобретение материально-технических ресурсов, которые раньше назывались дотациями и компенсациями, в течение последних лет сокращались в абсолютном и относительном выражении в общем объеме финансирования сельского хозяйства из федерального бюджета. Прекращено дотирование комбикормов, приобретаемых животноводческими комплексами и птицефабриками. В 2002 — 2003 гг. значительная часть средств федерального бюджета была сконцентрирована на стратегических направлениях: субсидии на элитное семеноводство увеличены в 5,4 раза, племенное дело — в 3,7 раза с целью сохранить генетический потенциал растений и животных как основу развития сельскохозяйственного производства. Увеличены субсидии на компенсацию части затрат хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, однако это существенно не отразилось на результатах производства. За период 2002 - 2003 гг. цены на минеральные удобрения выросли вдвое, а бюджетные субсидии не компенсируют роста цен. Новой формой финансирования товаропроизводителей в АПК стало возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (сроком до 3 и 5 лет), полученным в российских кредитных организациях3. В 2002 — 2003 гг. организациями АПК привлечено таких кредитов на сумму более 10 млрд руб.4

Современная система сельского кредитования как элемент финансово-кредитной инфраструктуры АПК начала складываться в процессе реформ в конце 1980-х гг. За последние годы сельская кредитная инфраструктура претерпела несколько этапов своей эволюции, однако до настоящего времени на сельском кредитном рынке доминируют государственный сельскохозяйственный банк и его правопреемники, а конкурентные частные каналы кредитования занимают очень небольшой сегмент этого рынка. Так, в 1995 г. был введен механизм «товарного кредитования» сельского хозяйства, при котором поставщики ресурсов, приобретаемых сельским хозяйством, напрямую поставляли свои

товары сельскохозяйственным предприятиям, но при этом не получали от хозяйств никаких платежей. Долги хозяйств брало на себя правительство и списывало их в зачет налогов, которые должны были заплатить государству поставщики сельскохозяйственных ресурсов. На федеральном уровне эта система просуществовала до конца 1996 г., однако во многих регионах она действует и сегодня.

После принятия закона о государственном регулировании АПК в 1997 г. стала применяться новая система — льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием как бюджетных ресурсов, так и средств коммерческих банков. Был создан Фонд льготного кредитования АПК. Средства из федерального бюджета, выделенные на финансирование фонда, перечислялись в уполномоченные банки (выигравшие тендер), затем банки по кредитному договору передавали средства сельскохозяйственным предприятиям. Однако такая практика имела существенные недостатки: кредитные ресурсы по льготной ставке попадали не в сельское хозяйство, а в другие отрасли; искажались конкурентные условия на финансовом рынке услуг, поскольку с сельским хозяйством работали лишь те банки, которые имели доступ к бюджетным ресурсам; возрастали затраты на контроль за целевым использованием кредитов; кредитные ресурсы на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, закупку племенного скота и другие аналогичные нужды выделялись на срок до 1 года, что явно недостаточно для сельскохозяйственного производства; количество банков, кредитовавших сельское хозяйство, было ограничено (в 1998 г. фонд льготного кредитования обслуживали 12 уполномоченных банков, в 1999 — уже Только 5)5.

С 2000 г. данный механизм был заменен системой компенсации процентов по кредиту. Теперь сельскохозяйственное предприятие, взявшее кредит в любом банке, имеет право на получение компенсации из средств федерального бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования. Новый подход к кредитованию сельского хозяйства (через систему компенсации процентной ставки по кредитам) позволил несколько улучшить ситуацию сельхозпредприятий с оборотными средствами,

5ХицкОв А. Кредитный потенциал сельскохозяйственною производства // АПК: экономика, управление. 2001. № 12. С. 43.

6Состоиние и меры поразвитиюагропромышленного производства РФ. Ежегодный доклад. 2003. М.: МСХ РФ, 2004. С. 147.

7 Кошолкина, Л.Л. Система государственной поддержки агропромышленного производства // Информационный бюллетень МСХ РФ. 2004. №2. С. 11.

пополняемыми в основном за счет краткосрочных кредитных ресурсов. В 2001 г. благодаря новой системе кредитования коммерческие банки смогли предоставить сельским товаропроизводителям 18,4 млрд руб. льготных кредитов, в 2002 г. — свыше 25 млрд руб., в 2003 г. — почти 39 млрд руб., в то время как в 2000 г. на эти цели из бюджетного фонда льготного кредитования было выделено кредитов на сумму 2,4 млрд руб. Кредитные ресурсы для финансирования своей деятельности активно использовали сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Татарстан (2,6 млрд руб.), Белгородской области (2,4 млрд руб.), Алтайского края (2,0 млрд руб.)6.

Механизм субсидирования ставки процента более прогрессивен по сравнению с Фондом льготного кредитования: правительство уже не определяет получателей кредитов, а федеральный бюджет не берет на себя кредитный риск. Все риски берут на себя банки, поэтому они вынуждены оценивать кредитные риски. Благодаря этому у банков появляется стимул к тому, чтобы совершенствовать собственные навыки оценки сельскохозяйственных проектов и связанных с ними рисков. Новый механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет восстановить реализацию основных принципов функционирования кредитной системы: платности, возвратности, срочности, материальной обеспеченности и целевой направленности кредитов.

В 2000 г. Правительством России был возрожден государственный Россельхозбанк, который создан на базе одной из частей прекратившего свое существование банка «СБС-Агро» в качестве основного канала проведения бюджетных средств, предназначенных для сельского хозяйства, включая программы льготного кредитования, лизинга и страхования урожая. Россельхозбанк имеет 62 филиала и более 180 дополнительных офисов по всей стране. По объемам предоставленных товаропроизводителям АПК кредитных ресурсов банк вышел на второе место после Сбербанка России7.

Коммерческие банки не принимали активного участия в кредитовании сельского хозяйства, что было обусловлено рядом причин общего и внутриотраслевого характера. К числу общих причин можно отнести чрезвычайно высокую доходность инвестиций на рынке государственных облигаций, что создало для банков отрицательные стимулы к кредитованию реального сектора, а также финансовый кризис 1998 п, в результате которого многие банки оказались неплатежеспособными.

Внутриотраслевыми причинами относительно небольшого объема кредитования сельского хозяйства со стороны коммерческих банков являлись: субсидируемые кредиты, которые предоставлялись через Фонд льготного кредитования и вытеснили коммерческие кредиты; низкая рентабельность сельского хозяйства и кажущийся высоким уровень риска, что усугубляется неспособностью сельских производителей предоставить приемлемый залог.

В последнее время объем кредитования коммерческими банками сельского хозяйства несколько увеличился. Это связано: во-первых, с переизбытком ликвидных средств у некоторых банков, в связи с чем они ищут возможности для инвестирования в реальный сектор; и, во-вторых, с тем, что по мере накопления коммерческими банками опыта кредитования сельского хозяйства они могут лучше оценивать кредиты, управлять ими и обеспечивать их выплату.

До настоящего времени функционирование кредитной подсистемы инфраструктуры АПК остается неупорядоченным, лишь немногие банки могут предоставлять ипотечный кредит, и лишь немногие собственники земли могут или хотят использовать землю в качестве предмета обеспечения. Ипотека является важным инструментом сельскохозяйственного кредитования, используемого для частных инвестиций, но для развития такого кредитования необходимы защита прав владения, правового титула на земельные участки, которые могут быть использованы в качестве предмета обеспечения, а также наличие земельных рынков, которые могут сформировать объективную оценку земли.

В современных условиях наблюдается процесс разделения сфер обслуживания между банками и кредитными кооперативами: банки как коммерческие, так и государственные, кредитуют в основном крупные сельскохозяйственные предприятия и не заинтересованы в кредитовании мелких и средних товаропроизводителей и населения, которые вынуждены кооперироваться для решения проблем поиска кредитных ресурсов. По данным Ассоциации коммерческих банков РФ, даже Сберегательный банк, работающий со средствами населения,

8 Как создать и зарегистрировать сельский кредитно-сберегательный кооператив в России // Проект TACIS, FD RUS 9810 «Стратегия развития сельской кредитной кооперации и пилотные проекгы», 2001. - С. 15.

9 Козенко З.Н. Современная сельская кредитная кооперация: тенденции,риски,ориентиры/3.Н. Козенко,Д.А. Коробейников, О.М. Коробейникова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 14.

10 Состояние и меры по развитию агропромышленного производства РФ. М.: МСХ РФ, 2004. С. 124.

в последние годы сократил сеть своих филиалов в регионах страны, особенно в сельской местности, на 20 — 30%, а в отдельных регионах - до 50%8. Удельный вес объемов кредитования мелких и средних сельских товаропроизводителей банками России в последние три года не превышал 6%9. Сложившаяся ситуация приводит к обострению противоречий, связанных с устранением из сферы кредитных отношений мелких и средних сельских товаропроизводителей и индивидуальных инвесторов, которые, с одной стороны, испытывают острый дефицит финансовых средств, а с другой, обладают небольшими сбережениями, которые, будучи аккумулированными финансово-кредитными организациями, могли бы создать мощный поток инвестиций в сельскохозяйственное производство. Организация сельских кредитных кооперативов направлена на разрешение сложившегося противоречия, однако следует отметить, что и банкам следует апробировать приемлемые формы кредитного обслуживания сельских тружеников, поскольку кредитные кооперативы не стали массовым явлением, эффективно функционируют не во всех регионах страны и имеют определенные пределы развития.

Сельские кредитные кооперативы ориентированы на обслуживание малого и среднего агробизнеса, сельского населения. В 2003 г. по данным Госкомстата в России было зарегистрировано свыше 300 кредитных кооперативов различных видов10. Многие из них первоначально были созданы в качестве потребительских фондов взаимопомощи (кредитных союзов) в городах, а некоторые с самого начала создавались в сельской местности. В большинстве случаев основное направление деятельности таких кооперативов составляют кредиты потребителям.

Как правило, среди учредителей сельских кредитных кооперативов преобладают юридические лица (обычно — крестьянские хозяйства). Однако постепенно, если деятельность кооператива является успешной, он становится привлекательным для более широких слоев сельского населения (в основном для собственников личных подсобных хозяйств и садовых участков), в составе членов кооператива начинают преобладать физические лица. В таком случае сельский кредитный кооператив может рассматриваться как форма вовлечения в хозяйственный оборот средств индивидуальных инвесторов, проживающих в той же местности и имеющих возможность контролировать направления и эффективность использования своих денежных

капиталов. По мере того как круг членов кооператива становится все более широким, в него нередко входят местные предприятия, в том числе иногда те, которые косвенным образом связаны с сельскохозяйственным производством (перерабатывающие, торговые, сбытовые, обслуживающие й другие).

Наиболее интенсивно кредитные кооперативы развиваются в Волгоградской области, где разработана и действует региональная целевая Программа развития сельской кредитной кооперации до 2010 ц предусматривающая меры финансовой, политической, административной, образовательной поддержки, нацеленной на создание эффективных механизмов целевого инвестирования процессов жизнедеятельности и жизнеобеспечения в аграрной сфере. В Волгоградской области функционирует 41 сельскохозяйственный кредитный кооператив, который объединяет 13 821 членов-пайщиков (для сравнения: в 1996 г. — 6 кооперативов и 102 пайщика)!1. Кредитные кооперативы Волгоградской области осуществляют активную финансово-кредитную деятельность. До 2000 г. сельскохозяйственные кредитные кооперативы предоставили кредитов на общую сумму более 16 млн руб.12, в 2002 г. - на сумму 241, 1 млн руб.13 Возврат взятых кредитов составляет 99,5%. Преобладающая доля этих кредитов приходится на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время сельская кредитная кооперация в России находится на начальном этапе развития, кредитные кооперативы функционируют в 42 регионах России. Основными факторами, препятствующими развитию сельских кредитных кооперативов, являются: во-первых, несовершенство законодательной базы. В некоторых областях, например в Волгоградской, были приняты региональное законы, которые в любое время могут быть отменены принятием новых федеральных законов и нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных кооперативов. В этой связи налоговый статус сельских кредитных кооперативов зависит от отношения к ним и уровня понимания местных (районных) налоговых органов, поскольку юри-

11 Козе и ко З.Н. Современная сельская кредитная кооперация: тенденции, риски, ориентиры/З.Н. Козенко, Д.А. Коробейииков, О.М. Коробейникова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 29.

12 Воробьев И. Особенности кредитных отношений в аграрном секторе/ И. Воробьев. АПК: экономика, управление. 2001. № 10. С. 48.

13 Козенко З.Н. Современная сельская кредитная кооперация: тенденцйи, риски, ориентиры/З.Н. Козенко, Д.А. Коробейников, О.М. Коробейникова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 29.

14 Агропромышленный комплекс России в 2003 году. М.: МСХ РФ, 2004. С. 378 - 379.

дический статус кредитных кооперативов четко не определен. Во-вторых, сельские кредитные кооперативы не в полной мере интегрированы в общую финансовую систему. В результате одной из серьезных проблем является распределение кредитных ресурсов сельских кредитных кооперативов в так называемый «мертвый сезон». Спрос на кредиты выше всего весной, летом и осенью. Зимой имеющиеся ресурсы сельских кредитных кооперативов в действительности не используются, в то время как в «пиковый» сезон спрос превышает имеющиеся кредитные ресурсы. Поскольку такие кооперативы не могут беспрепятственно занимать средства у других финансовых организаций или, напротив, ссужать последним такие средства, сезонный характер работы представляет для них существенную проблему.

Государственной программой поддержки инвестиционного процесса в АПК стала система лизинга, которая реализуется в основном через федеральный и региональный бюджеты. В феврале 2001 г. было создано открытое акционерное общество «Росагролизинг» с уставным капиталом 5 млрд руб. Главная цель работы ОАО «Росагролизинг» - реализация политики государственной поддержки сельских товаропроизводителей на основе новой национальной системы аграрного лизинга как наиболее защищенной формы инвестиций на федеральном и региональном уровнях. Национальная система аграрного лизинга включает в себя сеть крупных региональных лизинговых компаний, которые имеют положительный опыт лизинговых сделок, устойчивое финансовое состояние, сервисную техническую базу и пользуются авторитетом среди конечных лизингополучателей. Эти компании способны сочетать работу по линии федерального лизинга с деятельностью в рамках региональных программ лизинга сельскохозяйственной техники, оборудования и племенной продукции и могут выступать в качестве надежных партнеров ОАО «Росагролизинг» в реализации крупных инвестиционных проектов.

Наибольшее количество техники по лизингу было поставлено в 2003 г. в субъекты РФ Центрального (около 26%), Южного (около 21%), Приволжского (около 18%) федеральных округов14.

Компания «Росагролизинг» реализует гибкий подход в определении гарантийного обеспечения, использует не только государственные гарантии, но и залоги (техника, зерно, сахар и пр.), акции и другие ценные бумаги. На данном этапе «Росагролизинг» рассматривает гарантии субъектов

Федерации в качестве одного из важных элементов обеспечения договоров лизинга. Во-первых, гарантии субъекта РФ должны быть подтверждены соответствующей защищенной статьей бюджета региона. Требуемая форма гарантии и порядок ее предоставления находятся в полном соответствии с Бюджетным кодексом РФ и согласованы с Минфином России. Во-вторых, региональные администрации рекомендуют региональные лизинговые компании и предоставляют за них гарантии.

Важным элементом финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающим условия для стабилизации экономического положения сельскохозяйственных производителей, является страхование: органы страхования за счет средств, получаемых от хозяйств в виде страховых платежей и доходов от их инвестирования, выплачивают страховые возмещения при неурожаях, гибели скота и птицы, утрате другого имущества.

С 1969 по 1990 г. страхование имущества против стихийных бедствий в СССР было обязательным, и страховые выплаты субсидировались за счет средств федерального бюджета примерно на 57%. В 1990 г. страхование стало добровольным. Субсидии бюджета были практически прекращены, а страховые компании увеличили страховые взносы на 40-80%. В результате многие сельскохозяйственные предприятия решили не оформлять договоры страхования.

В 1993 г. Правительство России вновь ввело сельскохозяйственное страхование, осуществляемое при государственной поддержке. Предполагалось, что субсидия за счет средств бюджета должна была составлять до 50%. На начало 1999 г. компенсация по страховым взносам была зафиксирована на уровне 25%. Однако действительный уровень субсидий был еще ниже. В результате только 5— 11 % всех производителей сельскохозяйственной продукции в 1993 - 1998 гг. страховали урожай. Ситуация несколько изменилась после того, как Правительство России приняло постановление от 27.1 1.1998 № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства». Это Постановление вновь вводило 50%-ные субсидии за счет федерального бюджета.

15 Состояние и меры по развитию агропромышленного производства РФ. Ежегодный доклад. 2003 г. М.: МСХ РФ, 2004. С. 147.

16 Состояние и меры по развитию агропромышленного производства РФ. Ежегодный доклад. 2003 г. М.: МСХ РФ, 2004. С. 148.

В 2003 г. около 5,5 тыс. сельскохозяйственных предприятий из 53 регионов России приняли участие в страховании урожая сельскохозяйственных культур против 3,2 тыс. хозяйств из 35 регионов в 2002 г. Сумма уплаченных сельскохозяйственными предприятиями страховых взносов в 2003 г. составила 44,4% от начисленных средств, вместо полагающихся 50%. При этом государство выплатило 28,2% к общей сумме страхового платежа, вместо 50%15. Таким образом, ни хозяйства, ни государство полностью не выполнили свои обязательства по уплате страховых взносов.

Среди регионов, активно участвующих в страховании урожая с государственной поддержкой, можно выделить: Алтайский край, где приняли участие 690 сельскохозяйственных предприятий, Чувашскую республику — 595, Саратовскую (561), Нижегородскую (394), Волгоградскую (329) и Пермскую (328) области. Практически не получило развитие страхование в таких субъектах Федерации, как республика Адыгея, Архангельская, Кировская и Орловская области, где застраховали урожай по одному хозяйству, Астраханская область (два хозяйства), Брянская, Калининградская и Ленинградская области (три хозяйства)16.

Основными факторами, ограничивающими развитие различных видов страхования на селе, являются: высокий уровень ставок страховых взносов, что связано с общим кризисом страховой отрасли и практически полным отсутствием спроса со стороны сельских товаропроизводителей; низкая платежеспособность большинства хозяйств; высокая степень зависимости производства от неконтролируемых климатических условий.

В то же время сельскохозяйственное страхование делает аграрный сектор более привлекательным для кредиторов, поскольку уменьшает соответствующие финансовые риски. В связи с этим целесообразно принять меры, обеспечивающие интеграцию сельскохозяйственного страхования в систему страхования в целом, а не создавать специааьную систему. Для активизации роли страхования в развитии агропромышленного производства страны необходимо: во-первых, жестко увязывать любые схемы страхования с обязательством не предоставлять как застрахованным, так и незастрахованным лицам так называемую помощь при стихийных бедствиях. Если потенциальные покупатели страховок будут рассчитывать на такую помощь, то это помешает развитию рынка страхования. Во-вторых, избегать создания новых специализированных структур, результатом которого стало бы обособле-

ние компаний по страхованию урожая сельскохозяйственных культур от остальной части страховой отрасли; вместо этого следует создать структуру по управлению субсидиями. Будучи некоммерческой организацией, такая структура не должна финансироваться за счет взносов сельскохозяйственного страхования. В-третьих, предлагать страховые субсидии тогда, когда они основываются на рациональных принципах, чтобы минимизировать «моральную угрозу». В-четвертых, поддерживать работу по созданию филиалов и представительств страховых компаний, положительно зарекомендовавших себя в обслуживании сельских товаропроизводителей («Поддержка», «Инвестстрах-Агро» и др.).

Таким образом, финансово-кредитная инфраструктура АПК до настоящего времени находится на стадии формирования, что определяет высокий

уровень противоречивости ее функционирования: это прежде всего противоречия, связанные с неэквивалентностью товарообмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики, что требует значительной государственной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей и лишает последних возможности привлечения заемных средств. Государство продолжает активно участвовать в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей, это нарушает принципы функционирования кредитной подсистемы и тормозит развитие кредитного рынка. Целесообразно было бы использовать государственные средства не на прямое кредитование сельского хозяйства, а на поддержку возникающих рыночных структур, которые начинают работать на рынке сельскохозяйственного кредита.

Реклама в журналах

i

Издательского дома «Финансы и Кредит»

Мы гарантируем Вам:

s Оперативное размещение s Гнбкую систему скидок s Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств.

Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены

У Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ V Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: 8(095)921-69-49, http:www.financepress.ru

8(095)921-91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.