Научная статья на тему 'Резервы повышения рентабельности производства продукции скотоводства в хозяйствах Дагестана'

Резервы повышения рентабельности производства продукции скотоводства в хозяйствах Дагестана Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
272
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОТОВОДСТВО / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ СКОТОВОДСТВА

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Алибулатов А. А., Шейхов М. А.

С привлечением материала годовых отчетов и массовых статистических данных в статье с помощью индексного метода исследованы изменение прибыли в результате увеличения (снижения) себестоимости и от реализации молока и говядины, проанализированы результаты их реализации в длительной динамике в сельскохозяйственных предприятиях Дагестана. Определены основные мероприятия по повышению рентабельности производства продукции скотоводства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Алибулатов А. А., Шейхов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESERVES OF INCREASE OF PROFITABILITY OF PRODUCTION OF CATTLE BREEDING IN FACILITIES OF DAGESTAN

With attraction of a material of annual reports and mass statistical data in clause by means of an index method are investigated change of profit as a result of increase (decrease) in the cost price and from realization of milk and a beef, results of their realization in long dynamics in the agricultural enterprises of Dagestan are analysed. The basic actions on increase of profitability of production of cattle breeding are certain

Текст научной работы на тему «Резервы повышения рентабельности производства продукции скотоводства в хозяйствах Дагестана»

_АЛИБУЛАТОВ А. А., ШЕЙХОВМ. А.

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СКОТОВОДСТВА В ХОЗЯЙСТВАХ ДАГЕСТАНА

С привлечением материала годовых отчетов и массовых статистических данных в статье с помощью индексного метода исследованы изменение прибыли в результате увеличения (снижения) себестоимости и от реализации молока и говядины, проанализированы результаты их реализации в длительной динамике в сельскохозяйственных предприятиях Дагестана. Определены основные мероприятия по повышению рентабельности производства продукции скотоводства

_ALIBULATOV A.A., SHEIHOVM.A.

RESERVES OF INCREASE OF PROFITABILITY OF PRODUCTION OF CATTLE BREEDING IN FACILITIES OF DAGESTAN

With attraction of a material of annual reports and mass statistical data in clause by means of an index method are investigated change of profit as a result of increase (decrease) in the cost price and from realization of milk and a beef, results of their realization in long dynamics in the agricultural enterprises of Dagestan are analysed. The basic actions on increase of profitability of production of cattle breeding are certain

Ключевые слова: скотоводство, рентабельность, себестоимость, сельскохозяйственные предприятия, производство продукции скотоводства.

Рентабельность - обобщающий показатель экономической эффективности сельскохозяйственного производства, отражает эффективность использования потребленных производственных ресурсов отрасли - трудовых, земельных и материальных, уровень управления и организации производства и труда, количество, качество и результаты реализации продукции, возможности осуществления расширенного воспроизводства и экономического стимулирования работников.

Рентабельность - экономическая категория, отражающая доходность, прибыльность сельскохозяйственного производства и находящая свое выражение в наличии прибыли.

Прибыль - реализованная часть чистого дохода и рассчитывается вычитанием из денежной выручки от реализации продукции коммерческой (полной) себестоимости или издержек производства.

Прибыль выполняет ряд важных экономических функций: v измерительную - ее используют в качестве обобщающего показателя экономической эффективности производства; v распределительную - в качестве средства распределения прибавочного продукта;

v стимулирующую - как источник формирования фондов экономического стимулирования. Прибыль может быть повышена за счет структурных сдвигов путем увеличения производства более рента-

бельных видов продукции и сокращения производства менее рентабельной, но также необходимой обществу продукции. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что одни и те же средства труда используются в производстве многих видов продукции. Поэтому определение уровня рентабельности основных и нормы прибыли по отдельным видам продукции представляет определенные трудности. В силу этого указанные показатели рассчитывают только по сельскохозяйственному производству в целом, то есть растениеводству и животноводству, взятых вместе.

Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли, в связи с чем установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего, установление факторов прибыли, которые условно разделяют на две группы: 1) факторы внутреннего порядка, зависящие от производителей продукции и носящие субъективный характер и факторы внешнего порядка, не зависящие от производителей продукции и являющиеся объективными. Количество реализованной продукции зависит от объема валовой продукции и уровня ее товарности. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли также через денежную выручку, так как продукция высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Формирование прибыли в сельском хозяйстве отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Формирование прибыли в сельском хозяйстве

Величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, ее структуры и рынков сбыта.

Важнейшим фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.

Факторы рентабельности сельскохозяйственного производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы - такие, которые оказывают влияние на рентабельность путем изменения количества реализованной продукции, и интенсивные - рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.

В таблице 1 приводится анализ изменения прибыли в результате увеличения (снижения) себестоимости реализованного молока и мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях Дагестана.

Таблица 1

Материалы к анализу изменения прибыли в результате увеличения (снижения) себестоимости реализованного молока и мяса крупного рогатого скота в

сельскохозяйственных предприятиях Дагестана

в 2001 г. по сравнению с 2005 г. _тыс. руб.

Показатели Условные обозначения Порядок расчета Молоко Прирост крупного рогатого скота

1. Себестоимость реализованной продукции годовой отчет 70134 60031

2. Условная себестоимость реализованной продукции стр 26 х стр 27 281814 24830

3. Прирост прибыли (убыток) за счет изменения себестоимости ДП2 -41950 -35201

в том числе за счет изменения:

4. Затрат по оплате труда ДПу У0 Я1- У1 10802 -6549

5. Производительности труда ДПг 10870 +6906

6. Уровня оплаты труда 68 +357

7. Затрат на корма ДПк к0 ql- к1 ql -21513 -23032

8. Затрат на работы и услуги ДПр у0 ql-уl ql -4135 -2593

9. Затрат по содержанию основных средств ДПс.о. с0 ql-Cl ql -6332 -2805

10. Затрат по организации производства и управлению ДПор х0 ql-хl ql -4768 -4047

11.Прочих прямых затрат Дпр П0 ql- П1 ql -980 -497

Источник: Данные рассчитаны по сводным годовым отчетам сельхозпредприятий.

Как известно, главным фактором, влияющим на массу прибыли и через нее на рентабельность производства, является себестоимость продукции, которая в основном зависит от уровня хозяйствования. В этой связи определенный интерес представляет исследование влияния указанных факторов на формирование массы прибыли и ее изменения в динамике индексным методом.

Себестоимость продукции, как отмечалось выше, складывается из различных элементов материальных и трудовых затрат. Сокращение удельных

затрат по каждой статье калькуляции ведет к снижению себестоимости и через нее к увеличению прибыли и рентабельности.

Таблица 2

Материалы к индексному анализу изменения прибыли от реализации молока и мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях Даге-

стана в 2005 г. по сравнению с 2001 г. _тыс. руб.

Показатели Условные обозначения Молоко Прирост крупного рогатого скота

1. Количество реализованной продукции, ц

базисный год 30 283199 59318

отчетный год 31 213935 29942

2. Выручка от реализации

базисный год Я0Р0 27290 17378

отчетный год фР: 68359 54757

3. Себестоимость реализованной продукции

базисный год 36225 30269

отчетный год 70134 60031

4. Прибыль (убытки) от реализации

базисный год П0= 30Р0 - г0 Я0 -8935 -12891

отчетный год П1= 31Р1- -1775 -5274

5. Прирост прибыли (убытка) ЛП= Пг П0 -7160 -7617

в том числе за счет изменения:

физического объема реализации (31 Р0- Я0Р0).Г0 -2185 -1557

структуры товарной продукции (Гусл - Г0)- 31 Р0 -1666 -2771

цен Я1Р1- Р0 47744 45985

себестоимости -42770 -44752

6. Средняя реализационная цена 1 ц в базисном году, руб. Р0 96,36 292,96

7. Себестоимость 1 ц в базисном году, руб. г0 127,91 510,28

8. Условная выручка Ф Р0 20615 8772

9. Условная себестоимость 20 27364 15279

10. Прибыль (убыток) в условной выручке П усл= 41 Р0- 31 20 -6749 -6507

11. Удельный вес прибыли (убыток) в выручке базисного года Г0= П0: 30Р0 0,3274 0,7418

12. Удельный вес прибыли в условной выручке ^-усл Пусл: Р 0,2466 0,4259

Основной удельный вес в себестоимости продукции животноводства занимают затраты по кормам и заработной плате. Изменения удельных расходов по этим статьям затрат в основном приводят к росту или снижению себестоимости. Каждая статья затрат, как известно, состоит из вещественных элементов затрат и их денежной оценки. Поскольку каждая из этих составляющих влияет на себестоимость по-разному, в процессе анализа необходимо определить раздельно степень влияния каждого из натуральных и стоимостных факторов, что позволяет выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Так, расчеты, приведенные в таблице 1, показывают, что в 2005 году по сравнению с 2001 годом себестоимость производства молока увеличилась, за счет чего масса прибыли от реализации сократилась на 41950 тыс. руб., по приросту крупного рогатого скота - на 35201 тыс. руб. Удорожание себестоимости производства молока произошло в результате перерасхода средств

по статьям: оплаты труда - 10802 тыс. руб. (по приросту - 6549 тыс. руб.); затрат на корма - 21513 тыс. руб. (23032 тыс. руб.); работ и услуг - 4135 тыс. руб. (2593 тыс. руб.); затрат по содержанию основных средств - 6332 тыс. руб. (2805); затрат по организации производства и управлению -4768 тыс. руб. (4047), прочих прямых затрат 980 тыс. руб. (497). Снижение затрат по оплате труда произошло в результате повышения производительности труда на 10870 тыс. руб. (6906 тыс. руб.). Последнее, то есть повышение производительности труда, повлекло за собой увеличение уровня его оплаты на 68 тыс. руб. (357).

Выше отмечалось, что наряду с себестоимостью продукции на формирование прибыли влияют и такие факторы, как количество реализованной продукции, ее структура и средние реализационные цены. Рассмотрим, как повлияли эти факторы на изменение массы прибыли от реализации молока и прироста крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях Дагестана. Для удобства восприятия исходные и расчетные данные к индексному анализу изменения прибыли приведены в таблице 2.

Таблица 3

Результаты реализации молока в сельхозпредприятиях Дагестана

за 1991-2005 годы

Годы Количество реализованного молока, ц Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб. Сумма выручки от реализации молока, тыс. руб. Прибыль (+), Убыток (-), тыс. руб. Уровень рентабельности (убыточности), %

1991 1258640 100599 109617 +9018 +9,0

1992 791744 476953 369435 -107518 -22,5

1993 572625 3001645 2621504 -380141 -12,7

1994 404537 10511191 8660106 -1851085 -17,6

1995 317215 24754 22944 -1810 -7,3

1991-1995 668952 2823028 2356721 -466307 -16,5

1996 283199 36225 27290 -8935 -24,7

1997 269415 39650 29675 -9975 -25,2

1998 239655 37495 28637 -8858 -23,6

1999 241671 50200 50887 +687 + 1,4

2000 209632 56997 55738 -1259 -2,2

1996-2000 248714 44113 38445 -5668 -12,8

2001 213935 70134 68359 -1775 -2,5

2002 225505 82315 86486 +4171 +5,1

2003 212604 83780 82150 -1630 -1,9

2004 197671 86114 86796 +682 +0,8

2005 185216 100442 99441 -1001 -1,0

2001-2005 206986 84557 84646 +89 +0,1

Расчеты, приведенные в этой таблице показывают, что в сельскохозяйственных предприятиях Дагестана в результате превышения производственных затрат над выручкой получены убытки от реализации молока в сумме 7160 тыс. руб., в том числе за счет снижения физического объема реализации молока - 2185 тыс. руб., ухудшения структуры товарной продукции - 1666

тыс. руб. Вместе с тем, в 2001 году значительно повысился уровень средних реализационных цен, что дало прибавку прибыли в сумме 47744 тыс. руб. Однако вследствие удорожания себестоимости реализованного молока получены убытки в сумме 42770 тыс. руб.

Аналогичная картина наблюдается и по приросту крупного рогатого скота в хозяйствах республики.

Таким образом, посредством индексного метода можно определить совокупное и частное влияние различных факторов на изменение себестоимости продукции и прибыли от производства и реализации продукции скотоводства, что очень важно для выявления резервов повышения эффективности производимой продукции.

Исследование результатов реализации молока и мяса крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях Дагестана за последние десять лет показало, что наблюдается общая тенденция к снижению уровня убыточности этих видов продукции и в целом по скотоводству (таблицы 3, 4, 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывают данные таблицы 3, за последние десять лет произошли существенные изменения в результатах реализации молока. Так, если уровень убыточности производства молока в сельхозпредприятиях Дагестана составил в среднем за 1991-1995 гг. 16,5 %, то в среднем за 2001-2005 гг. уровень рентабельности производства молока составил 0,1 %.

Таблица 4

Результаты реализации мяса крупного рогатого скота сельскохозяйствен-

ными предприятиями Дагестана за 1991-2005 годы

Годы Количество реализованного мяса КРС, ц Полная себестоимость реализованного мяса КРС, тыс. руб. Сумма выручки от реализации мяска КРС, тыс. руб. Прибыль (+), Убыток (-), тыс. руб. Уровень рентабельности, (убыточности), %

1991 281805 132052 158282 +26230 +19,9

1992 274279 589620 502353 -87267 -14,8

1993 138959 2373045 2765121 +392076 +16,5

1994 100485 8434969 5667755 -2767214 -32,8

1995 67480 19505 12474 -7031 -36,0

1991-1995 172602 2309838 1821197 -488641 -21,1

1996 59318 30269 17378 -12891 -42,6

1997 57003 39782 20285 -19497 -49,0

1998 54449 41725 22981 -18744 -44,9

1999 31419 36347 30625 -5722 -15,7

2000 32554 45695 36418 -9277 -20,3

1996-2000 48949 38764 25537 -13227 -34,1

2001 29942 60031 54757 -5274 -8,8

2002 32469 67197 59029 -8168 -12,1

2003 31694 68103 52317 -15786 -23,2

2004 36149 87159 73800 -13359 -15,3

2005 36762 104694 97879 -6815 -6,5

20012005 33403 77437 67556 -9881 -12,8

Как показывают данные таблицы 4, наблюдается общая тенденция к снижению уровня убыточности производства мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях Дагестана.

Из таблицы 5 видно, что в целом и по скотоводству наблюдается тенденция к снижению убыточности отрасли. В настоящее время в хозяйствах республики идет процесс стабилизации производства продукции животноводства.

Таблица 5

Уровень рентабельности (убыточности) производства продукции скотоводст-

ва в сельхозпредприятиях Дагестана за 1991-2005 годы

Годы Полная себестоимость реализованной продукции скотоводства, тыс. руб. Сумма выручки от реализации продукции скотоводства, тыс. руб. Прибыль (+), Убыток (-), тыс. руб. Уровень рентабельности (убыточности), %

1991 232651 267899 +35248 +15,1

1992 1066573 871788 -194785 -18,3

1993 5374690 5386625 +11935 +0,2

1994 18946160 14327861 -4618299 -24,4

1995 44259 35418 -8841 -20,0

1991-1995 5132866 4177918 -954948 -18,6

1996 66494 44668 -21826 -32,8

1997 79432 49960 -29472 -37,1

1998 7922 51618 -27602 -34,8

1999 86547 81512 -5035 -5,8

2000 102692 92156 -10536 -10,3

1996-2000 82877 63983 -18894 -22,8

2001 130165 123116 -7049 -5,4

2002 149512 145515 -3997 -2,7

2003 151883 134467 -17416 -11,5

2004 173273 160596 -12677 -7,3

2005 205136 197820 -7816 -3,8

2001-2005 162083 152202 -9881 -6,1

Показатели рентабельности сельскохозяйственного производства имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен и себестоимости продукции. В показателе средней многолетней цены находят отражение усредненные данные о количестве и качестве реализованной продукции, а в показателе средней многолетней себестоимости единицы продукции несколько сглаживается влияние изменений условий производства. Сопоставление средних показателей рентабельности одного и то же вида продукции за ряд лет позволяет получить объективные данные об устойчивых тенденциях изменения рентабельности производства данного вида продукции, а сопоставление средних показателей рентабельности различных видов продукции дает возможность обоснованно судить о том, какой вид продукции является наиболее выгодным, доходным.

Определение резервов повышения рентабельности сельскохозяйственного производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации продукции, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции.

Литература

1. Аджиев А.М., Ибрагимов М.А., Гурбаев О.М. Особенности формирования агропромышленного комплекса. Махачкала. -2000.

2. Добрынин В.А. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса. М., Издательство МСХА, 2001.

3. Добрынин В.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям. М., Издательство МСХА, 1994.

4. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. Курс лекций. М., ЭКМОС, 1996.

5. Шейхов М.А. Проблемы повышения эффективности производства продукции скотоводства (методология исследования). Махачкала, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.