реализация сельхозпродукции: как изменить ситуацию
в пользу производителей?
проблемы реализации продукции сельхозтоваропроизводителей и пути их решения
на примере анализа предприятий южной равнинной подзоны дагестана
Аннотация
В статье поднимается проблема, связанная с тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители в условиях рынка оказались в невыгодном положении: закупочные цены на сельхозпродукцию диктуются перерабатывающими компаниями и хозяевами монополизированных рынков. В результате большую часть дохода от реализации сельхозпродукции получают не те, кто ее производит. Выход из создавшегося положения авторы видят в установлении гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также льгот и преференций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Ключевые слова: сельхозтоваропроизводитель, свободный рынок, диспаритет цен, убыточность производства
Известно, что любая продукция находит свое общественное признание только в результате ее реализации. Реализация продукции сельского хозяйства, и в том числе скотоводства, стала проблемной. До перехода к рынку сельскохозяйственные предприятия почти всю продукцию сдавали государству по закупочным ценам, устанавливаемым самим же государством [1]. С переходом к рынку наша страна перешла к свободным рыночным ценам, которые формируются без непосредственного вмешательства государственных органов, под действием рыночной конъюнктуры, законов
Гаджиева Умугани Ахмедовна
канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала [email protected]
Гаджиев Магомедкамиль Джамалутдингад-жиевич
аспирант кафедры
государственного
и муниципального
управления,
Дагестанский
государственный
университет,
г. Махачкала
аграрно-промышленны
ыйкомплекс
I. 1.1ЛЛ и
____городские спроса и предложения. Переход от фиксированных
_и межрайонные государственных цен к свободным, рыночным, то
_продовольственные есть либерализация цен, по мнению авторов рефор-
_рынки мы, должна была благотворно повлиять на процес-
_контролируются сы производства и обмена продукции. Вместо этого,
рыночными мафиями, мы получили экономический кризис со всеми его _а торгуют на них атрибутами.
_перекупщики, В результате кризиса больше других отраслей пос-
_которые понятия традало сельское хозяйство и основной причиной
_не имеют о том, где тому послужил диспаритет цен на промышленную
_и как производится и сельскохозяйственную продукцию.
_продаваемая ими
_продукция Рыночные отношения и проблемы
_ реализации сельхозпродукции
_ Суть рыночного механизма ценообразования
_ состоит в том, что цена устанавливается путем
_ выравнивания спроса и предложения, на базе
соглашения между двумя сторонами - продавцом покупателем, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Цена товара проявляется как эко-омическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Вне рынка, без купли_____продажи, о цене говорить не приходится. Цену способен устанавливать только рынок. Все это азбучные истины и говорить об этом приходится потому, сельскохозяйственные предприятия оказались вытесненными из рынка. Для того чтобы сельскохозяйственный товаропроизводитель имел доступ на свободный рынок, необходима декриминализация рынка. Все городские и межрайонные продовольственные рынки контролируются рыночными мафиями, а торгуют на них перекупщики, которые понятия не имеют о том, где и как производится продаваемая ими продукция. Другой бедой сельхозтоваропроизводителей стала экономически и организационно не продуманная приватизация промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию. Переработчики, как только они вышли из под контроля государства, установили монопольно низкие цены на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, сельхозпроизводитель вынужден продавать свою продукцию по бросовым ценам, в силу чего создаваемая в сельском хозяйстве рента достается переработчикам, перекупщикам, теневым хозяевам продовольственных рынков, а сельхозпредприятия несут убытки.
?
Убытки при реализации молока и скота, прибыль при реализации готовой продукции
Материалы табл. (см. на с. 115) показывают, что во всех районах реализация скота и молока была убыточной. Исключение составляет реализация молока по Карабудахкентскому району за 2007 и 2008 гг. За все годы как по районам, так и по южной равнинной подзоне систематически росли полная себестоимость единицы продукции и средние реализационные цены. Вместе с тем темпы роста цен были выше, чем темпы роста полной себестоимости. Так, в 2009 г. по сравнению с 2006 г. увеличились: полная себестоимость 1 ц. молока в 1,33 раза, прирост живой массы скота в 1,36 раза; средняя реализационная цена 1 ц. молока - в 1,68 раза, 1 ц. живой массы скота - в 1,85 раза. В этой связи произошло заметное снижение уровня убыточности реализации и молока, и живого скота. Известно, что 1 кг расфасованного в бумажные (картонные) упаковки молока жирностью в 2,4% стоил в 2009 г. 14 рублей. Сельхозпредприятия южной равнинной подзоны продавали 1 кг молока жирностью 3,6% по средней цене 7,21 рубля. Отношение жирности молока, купленного переработчиками у сельхозпредприятий (3,6%) к жирности молока, который реализуется молкомбинатами населению (2,4%), равное 1,5 означает, что только на уменьшение жирности молока с 3,6 до 2,4% переработчики из каждого килограмма купленного молока делают 1,5 кг реализуемого молока. Известно также, что пастеризация молока, его расфасовка по картонным упаковкам, стоимость самой упаковки и доставка до пунктов реализации в расчете на 1 кг молока или на 1 упаковку обходится (по хорошо скрываемой информации) не более 3 рублей. Итак, купив 1 кг молока с жирностью 3,6% за 7,21 рубля и разбавив его до жирности 2,4% они зарабатывают 2,41 рубля, то есть каждый килограмм молока с жирностью 2,4% им обходится в 4,8 рубля. Переработка, расфасовка, доставка в торговую сеть в расчете на 1 упаковку составляют еще 3 рубля. Расходы по реализации (аренда помещения, оплата труда продавца и т.п.) в расчете на 1 упаковку обходятся не дороже 1 рубля. Вычтя из 14 рублей всю сумму затрат переработчиков и торговли (4,8 + 3,0
тот факт, что
сельхозпроизводитель получает убытки, равные 27%, а переработчики и работники торговли получают ренту
в 59% говорит
о необходимости
обязательного
перераспределения доходов между ними
+ 1,0) то есть 8,8 рубля определяем прибыль, которая равна 5,2 рубля и рентабельность (14 - 8,8) : 8,8 = 0,59 или 59%.
кизм
.нам представляется
необходимым
введение
гарантированных цен _на сельско-
хозяйственную
продукцию. Они
применяются во всем цивилизованном мире
_с целью поддержки
сельхозтоваро-_производителей
Решение проблемы: гарантированные закупочные цены на сельхозпродукцию
Тот факт, что сельхозпроизводитель получает убытки, равные 27%, а переработчики и работники торговли получают ренту в 59% говорит о необходимости обязательного перераспределения доходов между ними. Мы поддерживаем мнение многих экономистов-аграрников, которые считают, что прибыль, получаемая от реализации молока и молопродуктов должна распределяться так, чтобы 70% доставалось сельхозпроизводителям, 20 - переработчикам и 10% - работникам торговли. Примерно такое же положение в реализации живого скота, мяса и продукции его ереработки - убытки достаются скотоводам, а ренту делят между собой переработчики и работники торговли. здесь тоже необходимо перераспределение ренты по той же схеме, что и по молоку.
В условиях инфляции, диспаритета цен, криминализации рынка и хронической убыточности сельскохозяйственного производства нам представляется необходимым введение гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Они применяются во всем цивилизованном мире с целью поддержки сельхозтоваропроизводителей. Поводом к их применению служит ситуация, когда средние рыночные цены ниже гарантированных. Гарантированная цена должна обеспечивать сельхозтоваропроизводителям (с учетом прочих форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Согласно Федеральному закону от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»1 Правительство РФ дало право применять целевые и гарантированные цены, устанавливать уровень этих цен, порядок их применения, определять перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации.
1 Указанный Федеральный закон утратил силу с 1 января 2005 г. - Прим. ред.
Таблица
Объем реализации, полная себестоимость, цена и рентабельность продукции сельскохозяйственных предприятий районов южнойравнинной подзоны Дагестана
Районы Молоко и молочная продукция в переводе на молоко Крупный рогатый скот и говядина в переводе в живую массу
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1.Реализовано прод укции, ц.
Карабудахкентский 16093 17219 16787 17332 2892 1891 2502 2744
Каякентский 9317 9914 9966 10547 1171 844 1274 1462
Дербентский 2907 2345 3976 3290 522 410 738 462
Магарамкентский 2975 2231 578 1113 815 554 532 571
Южная равнинная подзона 31292 31709 31307 32282 5400 3699 5146 5239
2. Полная себестоимость 1 ц., руб.
Карабудахкентский 534 413 487 693 3194 2623 3177 3390
Каякентский 490 639 756 696 2746 3607 3361 4577
Дербентский 783 975 916 980 3477 2895 5274 6589
Магарамкентский 535 799 1588 639 1891 3523 3577 3236
Южная равнинная подзона 544 554 647 721 2927 3276 3759 3986
3. Средняя цена реализации 1 ц. руб.
Карабудахкентский 394 455 554 631 1741 1902 2674 3230
Каякентский 339 371 485 546 1420 1985 2009 2597
Дербентский 350 384 479 579 1255 1388 2295 2714
Магарамкентский 162 433 498 423 1475 1968 2056 2461
Южная равнинная подзона 351 428 522 591 1574 1873 2391 2924
4. Рентабельность реализованной прод укции, %
Карабудахкентский -26 +9 +14 -9 -45 -28 -16 -5
Каякентский -31 -42 -36 -21 -48 -45 -45 -43
Дербентский -55 -61 -48 -41 -64 -52 -56 -59
Магарамкентский -70 -42 -69 -34 -22 -44 -43 -24
Южная равнинная подзона -35 -23 -19 -18 -46 -43 -36 -27
Заключение
Цены на многие виды сельскохозяйственной продукции и особенно животноводческой, не компенсируют затрат на их производство. Поэтому необходимо осуществлять государственную поддержку в виде регулирования цен, налоговых льгот, лояльной кредитной политики, адресных и целевых субсидий, отказа от таможенных сборов с завозимой из-за рубежа сельскохозяйственной техники и особенно средств малой механизации животноводческих ферм. Государство может и должно выступать гарантом при приобретении передовой техники
из-за рубежа по лизингу под залог будущего урожая. Все это поможет сельхозпредприятиям преодолеть экономический кризис, устранить убыточность производства, получать определенную ренту и будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности страны.
Литература
1. Байтемиров Б.А., Шейхов М.А. Повышение экономической эффективности производства продукции скотоводства (по материалам РД.). - Махачкала, 200.
2. Емельянов А.М. Сельскохозяйственная статистика. - М.: Экономика, 1982.
3. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально экономической статистики. -М.: МСХА, 1998.
4. Райзберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: Инфра-М, 1999.
5. Саидов Т.С. Резервы роста эффективности сельскохозяйственного производства. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.
UmuganiA. Gadzhieva
Cand. of Econ. Sci., Senior Lecturer, Department of Accounting, Dagestan State Technical University, Makhachkala MagomedkamilJ. Gadzhiev
Postgraduate Student, Department of State and Municipal Management, Dagestan State Technical University, Makhachkala
Selling Agricultural Products: Problems and Solutions (the Case of the Southern Plain Area of Dagestan)
_Abstract
Tlhe article raises the issue of the underprivileged position of agricultural producers under the new market conditions: the purchase prices for agricultural produce are dictated by the processing companies and market monopolists. As a result, the major proportion of the profit from the sold agricultural goods does not go to those, who produced them. The writers argue that a way out of this is to fix prices for agricultural goods to be guaranteed, and introduce privileges and preferences for the agricultural producers.
Keywords: agricultural producer, free market, price disparity, unprofitable production