Научная статья на тему 'Молочное скотоводство как один из резервов увеличения производства мяса крупного рогатого скота'

Молочное скотоводство как один из резервов увеличения производства мяса крупного рогатого скота Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
849
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЯСНОЕ СКОТОВОДСТВО / МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / EFFICIENCY / MEAT CATTLE BREEDING / DAIRY CATTLE BREEDING / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Шамина Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы современного состояния развития животноводства, а также показана возможность увеличения производства мясной продукции за счет функционирования молочных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAIRY CATTLE BREEDING AS ONE OF RESERVES OF THE INCREASE OF MANUFACTURE OF MEAT OF LARGE HORNED LIVESTOCK

In article questions of a state of the art of progress of animal industries are considered, as well as the possibility of an increase of manufacture of meat production due to functioning dairy complexes is shown.

Текст научной работы на тему «Молочное скотоводство как один из резервов увеличения производства мяса крупного рогатого скота»

МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО КАК ОДИН ИЗ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА МЯСА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

О. В. Шамина, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы современного состояния развития животноводства, а также показана возможность увеличения производства мясной продукции за счет функционирования молочных комплексов.

Ключевые слова: эффективность, мясное скотоводство, молочное скотоводство, рентабельность.

Известно, что мясное скотоводство более инертная отрасль животноводства, по сравнению с птицеводством и свиноводством. Скотоводство, в отличие от других мясных отраслей, характеризуется, с одной стороны, длительной продолжительностью производственного цикла, низким уровнем приспособленности говядины к условиям рынка, а с другой стороны, относительно низкой фондоемкостью продукции, более низкими затратами концентратов и использованием более дешевых грубых, сочных и пастбищных кормов.

В настоящее время скотоводство России, в том числе и его мясное направление, еще стоит на пути восстановления. Хотя производство мяса и мясопродуктов в России за 2004—2008 гг. возросло на

23,8 %, импорт говядины по-прежнему достигает почти 60 % от отечественного производства. Крупнейшими импортерами охлажденной говядины в Россию являются Литва и Германия, которые поставляют 62 и 29 % соответственно от объема ввозимой охлажденной говядины на территорию Российской Федерации. Кроме того, в Россию завозят свою продукцию Австралия, США, Аргентина, Польша, Нидерланды и Италия. На рынке практически отсутствует отечественная «мраморная» говядина. В настоящее время в стране всего 2 % животных мясных пород от общего поголовья крупного рогатого скота. Потребление

мяса говядины на душу населения составляет 18 кг на человека при норме в 32 кг.

Основная причина проблем отрасли - невысокая рентабельность производства говядины по сравнению с другими видами мяса и, как следствие, отсутствие притока инвестиций, что влечет за собой сокращение поголовья КРС, снижение качества мяса из-за нарушения технологий и условий содержания животных, а также рост цен из-за дефицита продукции.

Новый толчок для развития отрасли дает принятая Министерством сельского хозяйства Российской Федерации отраслевая программа «Развитие мясного скотоводства России до 2012 года», которая предусматривает создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отечественной отрасли специализированного мясного скотоводства.

В продовольственном балансе Нижегородской области мясо крупного рогатого скота занимает третье после молока и зерна место. На его долю приходится всего лишь около 18 % совокупной денежной выручки от реализации на рынке продовольственной продукции и, как видно из табл. 1, перспективы не обещают роста. Основанием для такого вывода является сокращение валового производства мяса в целом по области всеми категориями хозяйств. В 2009 г. отрасль «потеряла»

11,8 тыс. т. продукции, 8,5 % от результата 2005 г.

Таблица 1

Производство мяса крупного рогатого скота по категориям хозяйств Нижегородской области_______________

Годы Хозяйства всех категорий В том числе:

Сельскохозяйственные организации хозяйства населения крестьянские (фермерские) хозяйства

тыс. т. % тыс. т. % тыс. т. %

2005 138,8 80,6 58,0 52,6 41,1 0,8 0,6

2006 135,5 82,4 60,8 47,1 38,3 1,3 0,9

2007 125,8 80,6 62,7 43,9 35,8 1,3 1,5

2008 127,4 85,4 67,0 37,9 31,0 4,1 2,0

2009 127,0 88,8 69,9 35,5 28,0 2,7 2,2

В 2009 г., как видим, обозначилась некоторая попытка приостановить общее снижение производства мяса, но только не в личных хозяйствах населения, являющихся, как известно, наиболее незащищенными от перепадов конъюнктуры рынка. За 2005—2009 гг. личные хозяйства населения недодали более 17 тыс. т. продукции, более 30 %

от своих возможностей четырехлетней давности. Это откровенное признание того факта, что экономика подворья не в состоянии вписаться в рыночную экономику, во всяком случае, в мясном секторе рынка. Для этого у данной категории хозяйств нет ни материальных ресурсов, ни финансовой поддержки; на этом уровне хозяйствования вопросы «выгодно-невыгодно» решаются в семейной обстановке: стоит расходам на содержание буренки хотя бы на рубль превысить доход от нее, решение принимается незамедлительно, потому что эквивалентом экономической целесообразности здесь становиться кусок хлеба или стакан молока.

Хозяйства населения не самый главный поставщик мяса на областной рынок, занимая на нем 28 %. «Лидерство» занимают сельскохозяйственные организации, имеющие 69,9 % валового производства мяса в области. Обладая всеми преимуществами концентрации производства (необходимой энерговооруженностью, технической оснащенностью, финансовыми запасами и кадровым потенциалом) сельскохозяйственные организации, хоть и в лихорадочном режиме, но закончили пятилетие с 10-процентным плюсом. Однако ту брешь в областном мясном балансе, которая возникла из-за несостоятельности хозяйств населения, сельскохозяйственные организации, при всех своих ресурсных возможностях, не смогли закрыть своим «плюсом». В целом произошло сокращение валового производства мяса всеми категориями хозяйств.

Сокращение объемов производства мяса в Нижегородской области происходило как за счет уменьшения поголовья скота, так и за счет снижения продуктивности животных.

Мясная продуктивность в скотоводстве области продолжает оставаться на довольно низком уровне, хотя и имеет небольшую тенденцию к увеличению. Если в 2005 г. среднесуточные привесы составляли в среднем 349 гр., то в 2009 г. они увеличились до 372 гр. При этом реализация мяса крупного рогатого скота остается убыточной: уровень убыточности в 2009 году составил 22,1 %. В основе данного факта лежит ежегодное повышение себестоимости единицы продукции и ее превышение над ценой реализации (табл. 2).

Следует учитывать и неразвитую систему сбыта, рост цен по основным статьям затрат в производстве продукции животноводства. В Нижегородской области за анализируемый нами период цена на электроэнергию для производственных нужд возросла в 2,4 раза, на строительные материалы - более чем в 3,5 раза, на топливо - в 2,9 раза. Цена же 1 ц продукции мясного скотоводства увеличилась в 1,8

раза. Как показывает практика, товарные ресурсы говядины формируются как сумма основного продукта специализированной монопродук-товой отрасли мясного скотоводства и как сопряженного продукта молочного скотоводства.

Таблица 2

Динамика показателей экономической эффективности производства основных видов продукции скотоводства в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области, руб.

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009

Крупный рогатый скот

Средняя себестоимость

Цена реализации 3485 3999 4471 5363 6038

Прибыль (+), убыток (-) 2443 3146 3905 4337 4553

на 1 ц

-1042 -853 -566 -1026 -1485

Молоко

Средняя себестоимость

Цена реализации 529 588 639 765 927

Прибыль (+), убыток (-) 568 661 694 928 1048

на 1 ц

+39 +73 +55 +163 +121

Известно, что в молочном скотоводстве сочетается производство молока и выращивание сверхремонтного молодняка.

В Российской Федерации более 90 % говядины получают от убоя выбракованных коров и сверхремонтного молодняка из молочных стад.

Для развития отрасли мясного скотоводства во многих районах Нижегородской области имеются благоприятные природноклиматические и хозяйственные условия, особенно в депрессивных районах и хозяйствах, располагающих большими площадями естественных кормовых угодий и ограниченными трудовыми ресурсами. Однако в современных условиях в области отрасль мясного скотоводства как таковая не сформирована, отсутствуют специализированные хозяйства, занимающиеся откормом и выращиванием крупного рогатого скота на мясо, нет чисто мясной направленности в животноводстве, за исключением СПК «Деяновское» Пильнинского района. В этом хозяйстве с очень развитым растениеводством, молочным животноводством удачно уживается и набирает темпы мясное скотоводство. Создав хорошее молочное стадо, специалистами была разработана

программа промышленного скрещивания. Решение проблемы нашли в использовании бычков мясной герефордской породы с менее продуктивными молочными коровами. Вначале создали поместное стадо. В настоящее время в результате плановой и кропотливой селекции создано почти чистопородное герефордское ядро.

За этим исключением вся произведенная мясная продукция по-прежнему производиться в качестве сопутствующей продукции в молочном скотоводстве.

Ярким примером предприятий с таким направлением деятельности являются 17 сельскохозяйственных организаций Нижегородской области, ставшие участниками национального проекта «Развитие АПК» по молочному направлению. Анализ структуры выручки исследуемых хозяйств показал, что большинство из них имели мясомолочное направление работы с развитым зерновым производством. В структуре товарной продукции предприятий-участников нацпроекта «Развитие АПК» в Нижегородской области доля средств, приходящихся на выручку от продаж крупного рогатого скота, за годы реализации мероприятий по реконструкции и строительству составила в среднем около 30 % общей денежной выручки по хозяйству, в отрасли животноводства - около 65 %. Большая часть данных сельскохозяйственных организаций явились большими по размеру хозяйствующими субъектами, играющими достаточно значительную роль в производстве продукции скотоводства по области (как по молоку, так и по мясу крупного рогатого скота).

Анализ результатов деятельности данных хозяйств показал, что реализация национального проекта «Развитие АПК» по направлению молочного скотоводства в Нижегородской области уже увеличила производство молока в организациях-участниках, несколько повысила эффективность их деятельности и дала необходимый социальный эффект, что должно иметь положительную тенденцию на перспективу. За 2005-2008 гг. производство прироста живой массы крупного рогатого скота увеличилось более чем на 20 %. Однако эффект от производства говядины в исследуемой группе хозяйств ежегодно снижается. Если в 2005 году на 1 ц произведенного мяса крупного рогатого скота приходилось 918 руб. прибыли, то в 2008 г. - только 204 руб. В основе снижения эффективности производства говядины лежит более высокий рост себестоимости производимой продукции по сравнению с ценами ее реализации.

К внутрихозяйственным проблемам относится низкий уровень кормления и содержания животных, что приводит к увеличению потерь и снижению качества производимой продукции.

В результате, в целом отрасль животноводства пока остается низкоэффективной. За рассматриваемый нами период в среднем по группе исследуемых хозяйств уровень рентабельности производства мяса крупного рогатого скота снизился с 26,6 до 2,7 %.

Таким образом, одним из резервов увеличения производства мяса и мясной продукции как в Нижегородской области, так и в целом в Российской Федерации является повышение эффективности использования имеющегося поголовья молочных и смешанных пород крупного рогатого скота.

Для этого необходимы структурные изменения стада, в результате которых доля коров должна составлять около 40 % при уменьшении яловости маточного поголовья и повышении показателя воспроизводства до 85-90 % делового приплода на 100 маток. Кроме того, целесообразно отказаться от практики убоя телят в раннем возрасте, разработав методы экономического стимулирования сохранения полученного приплода.

Организация мясного скотоводства в составе крупных молочных хозяйств на отдельных фермах позволит наиболее полно использовать старые помещения, отдаленные пастбища и сенокосы, обеспечить занятость работников низкой квалификации. В результате может быть решена существующая проблема обеспеченности мясоперерабатывающих предприятий сырьем, которые уже сейчас испытывают серьезные финансовые трудности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брыкля, О. Формирование конкурентной стратегии развития мясного производства / О. Брыкля // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2007. - №3. - С. 39-40.

2. Перспективы развития сельского хозяйства: повышение конкурентоспособности производства продукции мясного скотоводства в России: материалы II российско-германской научно-практической конференции, 25-26 ноября 2009 года. - Воронеж: «Истоки», 2010. -171 с.

3. Состояние животноводства Нижегородской области в крупных, средних сельхозпредприятиях в 2009 году: Статистический бюллетень. - Нижний Новгород, февраль, 2010.

DAIRY CATTLE BREEDING AS ONE OF RESERVES OF THE INCREASE OF MANUFACTURE OF MEAT OF LARGE HORNED

LIVESTOCK

O. V. Shamina, the candidate of economic science, the docent of the chair «Economics and statistics» the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute

Annotation. In article questions of a state of the art of progress of animal industries are considered, as well as the possibility of an increase of manufacture of meat production due to functioning dairy complexes is shown.

The keywords: efficiency, meat cattle breeding, dairy cattle breeding, profitability

ВЫСТАВКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ АПК

Ю. Н. Тетерин, к. э. н., доцент кафедры «Организация и менеджмент» НГИЭИ

Аннотация. Продвижение сельскохозяйственной продукции является сложной многоплановой задачей, в решении которой используются различные методы. Одним из универсальных методов продвижения продукции к потребителю является презентация продукции сельскохозяйственного предприятия в процессе проведения выставок-ярмарок. В работе предлагается подход к планированию и организации выставочной деятельности предприятия, начинающийся с выбора целей экспозиции, вида выставки и заканчивающийся заключением контрактов и определением эффективности проведенной работы.

Ключевые слова: выставка, экспозиция, презентация, позиционирование, управление спросом, эффективность выставочной деятельности.

По мнению Е. П. Голубкова, комплексным методом, который направлен как на потребителей, так и на торговых посредников и деловых партнёров и включает все методы комплекса продвижения (рекламу, стимулирование сбыта, персональные продажи и связи с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.