школьников факторами как психологическими, так и непсихологического характера.
Библиографический список
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. -М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. Изд. 2-е, доп. и перераб.— Л.: Медицина, 1983.—256 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1995. - 356 с.
4. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ 1984. - С. 252-279.
5. ЦукерманГ.А. Школьные трудности благополучных детей // Серия Педагогический ф-т. М.: Знание, 1989. - 81 с.
Putan L., Turchin A.
ESTIMATION OF SOMATIC AND PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS OF SECONDARY AND COLLEGE LEARNING
In the article the comparative analysis of the empirical indicators of the health of students-older Teens school classes with traditional and Lyceum form of education.
Keywords: health, learning, motivation, teaching, performance.
УДК 330 + 332.1
Свиридов Н.Н., Грабова О.Н., Блинов М.В.
РЕЗЕРВЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ОПЫТ г. МАНТУРОВО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
В данной статье исследуются резервы малых городов России. Цель данной статьи заключается в том, чтобы выявить потенциальные возможности и резервы ускорения социально-экономического развития городского округа и на этой основе оценить возможности существенного улучшения качества жизни жителей города Мантурово.
Ключевые слова: потенциал и резервы городского округа, стратегия социально-экономического развития, качество жизни.
Главная стратегическая задача федеральной и региональной власти - создать предпосылки и институциональные гарантии значительного улучшения качества жизни населения. Эта задача может быть решена на основе устойчивого развития территориальных образований всех уровней. Кроме того, в современных условиях тенденции разделения властных полномочий таковы, что решение многих задач социального и экономического характера все больше перемещается в регионы. В этой связи возрастает роль муниципальных образований. В силу существенных природных, культурно-исторических и институциональных различий субъектов Российской Федерации должны быть разработаны в известной мере «свои» механизмы и методы решения этих задач. Особое значение приобретают проблемы малых городов лесной зоны с населением 15-25 тыс. человек. Поэтому возникает необходимость на базе новых методологических подходов институциональной экономики, социологии и других современных парадигм и концепций выявить реальные возможности ускорения социально-эко-
© Свиридов Н.Н., Грабова О.Н., Блинов М.В., 2015
номического развития подобных городов на примере городского округа город Мантурово Костромской области [1].
Задача данной статьи заключается в том, чтобы выявить потенциальные возможности и резервы ускорения социально-экономического развития городского округа и на этой основе оценить возможности существенного улучшения качества жизни жителей города Мантурово. Надо отметить, что за последние 20 лет обозначились неблагоприятные тенденции в процессах развития малых городов и поселков (табл. 1).
Представленная таблица 1 дает основание для следующих суждений. Во-первых, прослеживается устойчивая тенденция сокращения городов в регионе. За период с 1989 по 2013 годы численность городов и поселков городского типа в регионе сократилось с 30 до 19. Такой процесс повторяет «исчезновение» сельских населенных пунктов области. За изучаемый период в регионе не стало каждого третьего села и деревни. Эта проблема требует самостоятельного исследования. Однако, она не может
Экономика образования ♦ № 1, 2015
Таблица1
Распределение городов и поселков городского типа по числу жителей Костромской области [3]
Число городов и поселков городского типа Численность населения, тысяч человек
1989 2002 2010 2011 2012 2013 1989 2002 2010 2011 2012 2013
Города и поселки
городского типа - всего 30 20 19 19 19 19 551,7 496,1 466,7 466,2 464,6 464,5
из них с
числом
жителей,
тыс. человек
до 3 6 1 - - - - 14,1 1,7 - - - -
3 - 4,9 6 4 6 6 6 6 24,0 16,6 24,9 24,8 24,5 24,1
5 - 9,9 6 6 5 5 5 5 60,8 38,9 36,7 36,5 36,1 35,6
10 - 19,9 3 5 4 4 4 4 44,3 81,9 64,1 64,1 63,3 62,7
20 - 49,9 5 3 3 3 3 3 131,0 78,3 72,3 72,1 71,4 70,6
50 - 99,9 - - - - - - - - - - - -
100 - 499,9 1 1 1 1 1 1 277,5 278,7 268,7 268,7 269,3 271,5
быть оторвана от социально-экономического анализа городских муниципальных образований. Во-вторых, в значительной части регионов, включая Костромскую область, происходит «угасание» социально-экономического потенциала малых городов и сельских населенных пунктов, теряется местный социум, утрачиваются самобытность, исторические навыки и традиции населения региона. И в-третьих, обозначенные явления и процессы требуют особого внимания не только региональных, но и федеральных органов власти, поскольку они имеют общегосударственный характер и несут в себе угрозы безопасности страны.
Следует констатировать, что в г. Мантурово обозначилась положительная демографическая динамика: стабилизировалась численность населения, улучшились индикаторы воспроизводства населения, устойчиво работают производственная и социальная инфраструктура и дало толчок для развития строительной и смежных отраслей.
В общей системе городских округов г. Мантуро-во занимает незначительную долю, как по численности населения, так и по объему производства, однако, роль и значение города Мантурово возрастает, поэтому встает стратегическая задача - поддерживать положительную динамику. В Костромской области на 1 января 2012 года было 186 муниципальных образований, в том числе 24 муниципальных района, 6 городских округов, 12 городских поселений и 144 сельских поселений. Город Мантуро-во по форме муниципального образования является городским округом (табл. 2).
Доля населения г. Мантурово в общей численности населения городских округов 4,5 %, а в области всего 2,6 %. В общей численности населения по Костромской области население городских округов составляет 57,8 %, с доминирующей долей областного центра города Кострома, в которой проживает 40,7 % жителей области.
Город Мантурово имеет хорошие транспортные
Таблица2
Городские округа Численность населения
тыс. чел. в % к итогу
Кострома 269,3 70,5
Буй 25,2 6,6
Волгореченск 17,0 4,4
Галич 17,0 4,4
Мантурово 17,1 4,5
Шарья 36,7 9,6
Итого по округам: 382,3 100,0
Всего по области 661,8 Х
(железнодорожные, автомобильные) связи с крупными рынками сбыта производимой продукции как в восточном, так и западном направлениях. Сравнительная близость к областному центру и доступность транспортных магистралей обусловливают привлекательность района в качестве места постоянного проживания и отдыха городских жителей, формирования и развития различных форм малого и среднего бизнеса.
В городе нарастают темпы строительства жилья, совершенствуется производственная и социальная инфраструктура. Все это в комплексе формирует благоприятные условия для инвестиций, устойчивого социально-экономического развития городского округа г. Мантурово, выхода в перспективе на самодостаточное финансирование, существенного улучшения качества жизни населения.
Главным фактором роста экономики являются действующие и новые хозяйствующие субъекты. Общая численность хозяйствующих субъектов как в области, так и в разрезе городов остается стабильной. Некоторое их сокращение связано с кризисом 2007-2008 гг. В этих условиях город Мантурово в целом сохранил численность хозяйствующих субъектов. Численность организаций, занимающихся экономической деятельностью, составляет более 250 единиц, в том числе по отраслям и сферам деятельности: сельское хозяйство, охота и лесном хозяйство - 14; добыча полезных ископаемых - 1, обрабатывающее производство - 28, торговля 60 и др.
В связи с переходом на рыночные условия сформировался пласт индивидуальных предпринимателей - их более 470 единиц. Индивидуальный малый бизнес демонстрирует высокую выживаемость в условиях нестабильных и неблагоприятных факторов внешней среды. Стратегической задачей здесь является поддержка разными инструментами данной формы хозяйствования. Именно местные органы власти имеют значительные рычаги влияния на малый бизнес.
Одной из приоритетных задач на перспективу является существенное повышение заработной платы, которая становится не только экономической, но и социально-политической проблемой. Инфляция, рост цен «съедают» значительную часть бюджета семьи. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что в силу отсутствия собственности на средства производства у большинства населения, а также в связи с объективными трудностями деятельности малого бизнеса, основным источником дохода населения является заработная плата. Кроме того, кей-нсианская модель показывает, что рост заработной платы повышает совокупный спрос населения, а это в свою очередь стимулирует бизнес на увеличение производства и рост предложения товаров на рынке. Экономический и социальный риск заключается в том, что уровень заработной платы в России
значительно ниже (в 3-5 раз), чем в странах с развитой рыночной экономикой. Поэтому заработная плата должна быть повышена не менее чем в 2-3 раза в ближайшей перспективе с учетом роста производительности труда. Рост зарплаты на 5-10 % в год лишь разгоняет инфляцию, которая становится бесконтрольной.
Важнейшим источником ускорения и модернизации социального развития является бюджет города. Городской округ г. Мантурово за последние годы имеет существенный рост доходной части местного бюджета. Однако, уровень собственных доходов не позволяет говорить о самодостаточности. Здесь обозначились противоречия в общей налоговой политике как федерального, так и регионального уровней (что является отдельной темой обсуждения). Положительным моментом является активное участие городского округа г. Мантурово в федеральных программах «Переселение из аварийного жилья», «Чистая вода», «Жилище. Молодые семьи», что привело к значительному росту финансирования со стороны бюджетов субъекта и федерального и дало толчок для развития строительной и смежных отраслей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №2 607 ежегодно проводится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2013 год городской округ город Мантурово улучшил свои позиции относительно 2010 года по таким важным показателям как: объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя - рост с 10641 руб. (2010 г.) до 26445 руб. (2013 г.); среднемесячная номинальная начисленная заработная плата - почти в 2 раза по всем формам и сферам деятельности коммерческих и некоммерческих организаций; отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей муниципальных общеобразовательных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий выросло с 88 % (2010 г.) до 112 % (2013 г.). За период с 2009 года городской округ г. Мантурово стабильно рос в соответствии с рангом по комплексной оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления с 6 позиции до 3 (2013 г.).
Вместе с тем в городе Мантурово наряду с региональными имеются и «свои» специфические проблемы, требующие безотлагательного решения. В результате структуризации сформировались следующие сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Мантуро-во Костромской области во взаимосвязи с тенден-
циями их развития и степени проблемности (табл. 3).
Наряду с улучшением и стабильностью ряда сфер города, отдельные отрасли и показатели качества жизни: ЖКХ, топливно-энергетический комплекс и обеспеченность жильем, - требуют неотложного принятия мер. Здесь надо отметить ряд обстоятельств: во-первых, город получил в наследство от прошлого периода ветхое жилье барачного типа; во-вторых, проявляется монополистическая политика энергетиков в части формирования тарифов, которые тяжким бременем ложатся на тощий семейный и местный бюджет. Монополисты не активно инициируют модернизацию электролиний, проведение газа и т.д.
Вместе с тем на основе стратегических решений в г. Мантурово уже реализуются следующие инвестиционные проекты, включенные в комплексный инвестиционный план (КИП) для моногородов: реконструкция производства фанеры на ОАО «Ман-туровский фанерный комбинат»; проект «Чистая вода»; проект «Переселение из аварийного жилья». Все проекты связаны с лесопромышленным комплексом и решением острых социальных задач. Для осуществления инвестиционной деятельности на территории городского округа имеются свободные производственные площадки для размещения промышленного производства. Перечень свободных производственных площадок размещен на официальном сайте городского округа город Мантурово и на инвестиционном портале государственных органов Костромской области.
Если говорить о потенциале г. Мантурово, то одним из преимуществ, как отмечалось выше, является удачное географическое положение города. Он расположен на правом берегу реки Унжи, на месте пересечения ее Северной железной дорогой (станция Мантурово) и автострадой федерального зна-
чения Москва - Екатеринбург. Расстояние до областного центра города Костромы по шоссе 267 км.
Особо отметим, что труд является особым и специфичным фактором производства. Качественные трудовые ресурсы являются важнейшим условием развития муниципальных образований и регионов. В соответствии со стратегией развития России стоит задача создать в ближайшие 10-15 лет не менее 25 млн. рабочих мест высоких стандартов, отвечающих инновационной экономике. Применительно к г. Мантурово таких рабочих мест должно быть создано не менее 1,5-1,8 тысяч. На это направлена текущая и перспективная деятельность администрации города. Понимая сложность расширенного воспроизводства населения, подчеркнем, что в основе неблагоприятной демографической обстановки лежат не только демографические факторы, но и в значительной мере социально-экономические: бедность, жилищные проблемы, сложности организации се-мейно-трудовых хозяйств, упадок духовно-нравственных ценностей, утрата многих устоев русской семьи, навыков в труде и оседлости. Рост занятых в производстве трудовых ресурсов сложно обеспечить за счет внешней и внутриобластной миграции. В перспективе следует ориентироваться преимущественно на внутренние резервы. Поэтому первоочередная задача стратегии социально-экономического развития всех уровней: страны, субъектов и муниципальных образований (особенно в областях Центральной России) - это восстановление социума русского народа. Это связано с решением не только экономических проблем, но и с проблемой обеспечения безопасности страны.
В качестве сильных сторон экономического потенциала можно отметить наличие на территории городского округа город Мантурово промышленных предприятий, наиболее крупными из которых
Тенденции развития сфер и степень их проблемности
Улучшение деятельности Стабильная деятельность Требуют значительного улучшения работы
Сферы
• здравоохранение • социальная защита населения • жилищно-коммунальное
• культура • туристическая деятельность хозяйство
• образование • дорожное строительство и • топливно-энергетический
• безопасность населения транспортное обслуживание комплекс
• торговля и общественное питание • лесопромышленный комплекс • тарифная политика
• занятость населения • природопользование и охрана
• строительство жилья, окружающей среды
включая индивидуальное • архивное дело
• переселение из аварийного жилья
Таблица 3
Группировка сфер деятельности в городском округе г. Мантурово во взаимосвязи с тенденциями
их развития и степени проблемности
являются: ОАО «Мантуровский фанерный комбинат», ООО «Мантуровский сыродельный комбинат», ООО «Ингакамф», ООО «Медкомпресс+», ЗАО «Кологрив-М». В целом, промышленные предприятия в городе уже на настоящий момент являются в значительной мере конкурентными, что создает условия для дальнейшего развития существующих производств и решения важнейших стратегических социальных и экономических задач. Надо отметить, что крупные резервы роста и повышения эффективности производства находятся внутри предприятий. Поэтому каждое предприятие должно провести тщательный внутренний аудит и мониторинг в целях повышения эффективности использования экономического потенциала. Еще раз подчеркнем, что в городском округе город Мантурово есть резервы для решения главной задачи - роста благосостояния населения за счет развития производства, прежде всего, на имеющихся предприятиях.
На динамику развития территорий влияют и духовно-нравственные факторы. Известно, что преступность - источник и следствие нравственного и духовного разложения общества, она формирует и воспроизводит уголовный менталитет, что становится существенным препятствием для социальной и экономической адаптации. Как следствие, судебная система работает с напряжением. Только за последние 20 лет в России было осуждено 18,7 млн. человек преимущественно по статьям экономической направленности.
Вызывает тревогу такие индикаторы неблагополучия общества, как значительный уровень разводов (5-6 разводов на 10 зарегистрированных браков), рождение детей вне брака (25-30 %). Для преодоления этих неблагоприятных тенденций в стратегии социально-экономического развития всех уровней должны быть приоритетными такие направления как образование, культура, спорт, возрождение местных промыслов. Возрождение духовности невозможно без восстановления порушенных храмов и православных моральных принципов. Все это станет предпосылками укрепления духовно-нравственных основ общества.
Итак, можно сделать вывод о том, что в городском округе город Мантурово имеются крупные резервы роста производства, прежде всего за счет имеющегося экономического потенциала существующих предприятий и организаций крупного, среднего и малого бизнеса.
При разработке социально-экономической стратегии города Мантурово (Стратегия 2030) был проведен SWOT - анализ, который показал, что в силу специфических особенностей города, необходима и своя особенная стратегия социально-экономического развития, обеспечивающая эффективную работу города как единой системы в будущем [2]. При реализации стратегии развития целесообразно вы-
делить предпочтительные направления по следующим блокам факторов.
Во-первых, социальные: жизненный уровень; общественные и духовные ценности и мораль; уровень образования и компетентность населения в навыках трудовой деятельности; социальная стратификация.
Во-вторых, технологические: подготовка специалистов всех уровней; внедрение инноваций и ресурсосберегающих технологий; общий уровень технологического развития и инвестиции в новые отрасли и предприятия; эколого ориентированная технология и производство экологически чистой продукции; оптимизирование НИОКР.
В-третьих, экономические: кредитно-налоговая политика; динамика экономического роста на основе модернизации и развития инфраструктуры; инвестиционная политика; покупательная способность населения; дефицит бюджета; межрегиональные (межрайонные) связи; снижение доминирования монополистов (энергетики, газовики увеличивают цены; переработчики сельскохозяйственного сырья занижают закупочные цены, на этой основе создаются «ножницы цен» в аграрном секторе).
В-четвертых, политические: внутриполитическая обстановка во всех эшелонах государственной и муниципальной власти и финансово-экономических групп; эффективная работа законодательной и исполнительной власти; влияние администрации области на обстановку в городе; политическая поляризация населения.
Надо отметить, что некоторые факторы являются интегральными и большинство их системно взаимно зависимы и взаимно обусловлены. При реализации концептуальных положений администрации городского округа следует учитывать влияние как негативных, так и позитивных факторов. В связи с этим именно зарождение и развитие малого и среднего бизнеса позволяет создать средний класс, а, следовательно, существенно снизить потенциал противоречий и сформировать устойчивую социально-экономическую и политическую стабильность.
Видимо и в ближайшей перспективе (10-15 лет), как и в настоящее время, по-прежнему серьезной проблемой города будет общий низкий уровень образования и компетентности специалистов всех уровней. Дороговизна проживания в городе, высокие транспортные расходы сдерживают местное население в получении высшего, среднего, специального и даже профессионального образования по разным направлениям. Однако, стремление получить высшее образование для выпускников средних школ остается приоритетным, так процент поступивших в вузы 11-классников города Мантурово составляет 78%., при этом более 50% поступили за пределы области (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль), те после введения ЕГЭ доступность высшего
образования для выпускников из малых городов выросла, но уменьшается доля возвращающихся и в область и в город после учебы в крупных городах. Поэтому выход: создание филиалов учебных заведений непосредственно в городе. Изменить политико-идеологические предпочтения в ближайшее время так же сомнительно. Демографические тенденции особенно в ближайшие 5-10 лет, в лучшую сторону существенно не изменяться. Поэтому характерной чертой города является наличие значительной части людей пожилого возраста и отсутствие высоко квалифицированных кадров. Вместе с тем принимаемые общегосударственные меры дают основание на оптимистический настрой.
Город Мантурово имеет ряд преимуществ, которые могут быть использованы в ускорении социально-экономического развития. Сильные стороны города характеризуются в первую очередь тем, что он исторически органично связан с крупными городами, которые являются весьма емкими рынка-
ми сбыта экологически чистой продукции, источником знаний и инновационных технологий.
Как показал SWOT-анализ, городской округ город Мантурово имеет резервы наращивания потенциала устойчивого социально-экономического развития (табл. 4).
Главным стержнем решения социально- экономических проблем является мощная институциональная защита частной собственности жителей города, особенно собственности на землю, проблему которой нельзя считать решенной.
В рамках разработки Стратегии социально экономического развития городского округа г. Манту-рово Костромской области до 2030 года было проведено масштабное социологическое обследование населения г. Мантурово в целях выявления мнения жителей по вопросам качества жизни в городе, определения резервов экономического роста города, а также для повышения обоснованности и достоверности стратегического прогнозирования.
Таблица4
Характеристика внутренней среды городского округа город Мантурово Костромской области
на основе SWOT-анализа
Сильные стороны Возможности
1. Удобное географическое положение, наличие устойчивого железнодорожного и автомобильного сообщения по маршруту: Москва-Кострома- Мантурово-Киров -Екатеринбург. Сравнительно близкий рынок сбыта продукции. 2. Однородная этническая и конфессиональная структура населения, отсутствие серьезных потенциальных противоречий среди местных жителей. 3. Имеются крупные резервы ценных лесных ресурсов для переработки древесины на имеющихся предприятиях. Наличие современного предприятия по изготовлению качественной фанеры 4. Имеются значительные возможности для привлечения населения из других регионов для постоянного проживания в городе Мантурово и пригородной зоне. 1. Рост инноваций в деятельности и на этой основе внедрение конкурентоспособных технологий и товаров, модернизация и диверсификация производств. 2. Устойчивое пополнение бюджета города на основе расширения налогооблагаемой базы за счет новых крупных предприятий и развития малого бизнеса, семейно-трудовых хозяйств, ремесленного производства и местного промысла. 3. Рост денежных доходов населения и на этой основе улучшение благосостояния жителей и их закрепление в городе. 4. Улучшение духовно-нравственных индикаторов, укрепление положительных семейных устоев и традиций.
Слабые стороны Угрозы
1. Высокая степень морального и физического износа большинства предприятий, слаборазвитая внутригородская дорожная сеть. 2. Продолжающийся отток населения из города в другие регионы. Демографическая ситуация остается неблагоприятной. 3. Слабо развита производственная и социальная инфраструктура. 4. Отсутствует семейное ремесленное производство и местные промыслы. 1. Дефицит городского бюджета и дисбаланс финансового состояния многих предприятий и организаций. 2. Рост угроз аварийных ситуаций в связи с износом инфраструктуры. 3. Рост цен на жизненно важные виды продукции и услуги, усиление отрицательного влияния местных монополистов (ЖКХ, энергетики и т.д.) 4. Потеря оседлости местного населения с возможными отрицательными социально-экономическими последствиями. 5. Возможность банкротства предприятий малого и среднего бизнеса.
Проведенное обследование выявило ряд важных социально-экономических проблем, которые следует учитывать при реализации стратегии: 1. Остаются иждивенческие настроения значительной части населения в решении личных и производственных задач. Так, респонденты полагают, что главным инвестором для предприятий, в которых они работают, должно быть государство (~ 60 %); 2. Абсолютное большинство опрошенных считают, что сдерживающим фактором развития предприятий является низкая заработная плата (более 70 %). При этом у большинства отсутствует инициатива по организации личного бизнеса. Основные причины нежелания организовать бизнес: бюрократические барьеры при оформлении документов (что значительно упрощено в настоящее время с 2013 года для индивидуальных предпринимателей с введением патентной системы налогообложения для некоторых видов деятельности); отсутствие квалифицированной юридической помощи, недостаточность личных средств и высокие ставки по кредитам; 3. Большинство опрошенных имеют заработную плату на уровне 10-15 тыс. рублей в месяц. Лишь в Мантуров-ском фанерном комбинате среднемесячная заработная плата составила 20,3 тыс. рублей. Большинство респондентов высказали желание иметь заработную плату в пределах 15-25 тыс. рублей в месяц; 4. Выявление проблемных социальных секторов показало, что население крайне неудовлетворенно: функционированием здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства; отсутствием комфортных жилищных условий и постоянного газоснабжения.
Надо сказать, что г. Мантурово имеет проблемы социально-экономического развития, которые характерны для подобного типа городов. Детерминанты таких проблем: бедность значительной части населения, жилищная проблема, рост цен на услуги, предоставляемые местными монополистами, прежде всего сферы ЖКХ и энергетиков. Местная администрация практически не имеет рычагов влияния на рост тарифов сферы ЖКХ, так как тарифы устанавливает Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (т.е. исключено произвольное установление тарифов со стороны предприятий ЖКХ), и объективно рост тарифов связан с ростом цен на привозное топливо (мазут, уголь) в условиях отсутствия магистрального природного газа. Кроме того, именно предприятия сферы ЖКХ демонстрируют свою неэффективность: обанкротились ООО «Водоканал» (предприятие малого бизнеса) и ООО «Теплосеть» (предприятие среднего бизнеса). В качестве меры социальной поддержки населения в г. Мантурово местный бюджет при помощи областного оплачивает более 50 % от установленного тарифа за тепло и горячее водоснабжение.
Социально-экономические преобразования в
городском округе г. Мантурово могут осуществляться на основе трех возможных экономических подходах. Во-первых, модифицировать применительно к российской действительности известные западные Концепции. В значительной мере уже создана основополагающая законодательная база. Во-вторых, можно опираться на теоретические основы экономики переходного периода. Это направление имеет ряд изъянов и противоречий. И в-третьих, можно использовать методологические и практические положения институциональной теории в вариантах, приемлемых для России и ее регионов. Представляется, что первый и третий подходы имеют реальные и эффективные основы и положительные социально-экономические и политические перспективы. При этом нужно учитывать комплекс факторов: природно-климатические, историко-культурные, общественно-политические, социально-экономические, институциональные и экологические. На этой основе возможны: разработка перспективных моделей экономического развития и их механизмов, установление траектории экономических процессов, выявление их специфических свойств и связей. Особенно значимо при этом спрогнозировать модели развития города. Именно фирмы различных организационно-правовых форм должны стать главными силами социально-экономической стратегии, вовлечения местных ресурсов (природных, трудовых и т.д.) в хозяйственную деятельность. Руководителям при осуществлении социально-экономической политики необходимо опираться на сильную нравственно-культурную часть населения. В этом процессе особая роль принадлежит интеллигенции в продвижении и широком распространении передовых идей.
На этом базируется разработка Стратегии, обеспечивающая решение главнейших задач: рост благосостояния населения, сокращение безработицы, повышение эффективности ЖКХ и предотвращение возможных отрицательных тенденций и явлений.
В этой связи возникла необходимость определения сценариев социально-экономического развития обусловлено динамикой следующих факторов: конъюнктура отечественного и зарубежного рынка; складывающиеся цены на сырьевые ресурсы; экспортно-импортная политика государства; налоговая политика государства; институциональная среда; социальная и политическая ситуация внутри России и др.
Главная цель стратегии экономики городского округа г. Мантурово, как и всей страны в перспективе - борьба с бедностью, значительное улучшение жизненных стандартов большинства населения. Средством достижения этой цели являются рыночные механизмы, стержнем которых служит институт частной собственности, и социальные гарантии государства.
В силу специфических условий и особенностей структуры экономики города, а также общего макроэкономического развития России возможны следующие варианты и сценарии стратегического социально-экономического развития городского округа г. Мантурово на период до 2030 года.
Благоприятный сценарий: более высокие темпы прироста промышленности и ВРП возможны под действием трех групп факторов:
1) Для экономики и специализации промышленности городского округа г. Мантурово характерна, в значительной мере, монопрофильность, что существенно отличает ее от структуры промышленности Костромской области. Диверсифицированная структура производства должна развиваться более устойчиво, но невысокими темпами. В условиях благоприятной конъюнктуры и других факторов средние темпы прироста производства в городе, вероятнее всего, не будут выше, чем по Костромской области. Это предположение и оценка складываются из того, что специфические конкурентные производства города будут расти более быстрыми темпами, чем в области. С другой стороны, некоторые отрасли, производящие конечную продукцию, будут испытывать давление импорта и межрегионального обмена.
2) Реализация администрацией города системы факторов роста (демократизация экономики, льготное налогообложение, административная либерализация, активная поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, местных промыслов, защита частной собственности на землю) позволят получить значительный экономический эффект (сохранение имеющегося низкого уровня безработицы - 1,0-1,2 % от экономически активного населения; повышение доходов населения в 3,5-4,0 раз).
3) Освоение и реализация городских инвестиционных проектов, диверсификация экономики и углубление реформирования экономики и социальной сферы дадут возможность активно вовлечь ресурсы города в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу и пополнить местный бюджет.
В настоящее время сложились достаточно благоприятные условия для инвестирования инновационных проектов в городском округе г. Мантурово, прежде всего, в лесопромышленном комплексе. Процессы, происходящие в городе, позволяют осуществлять вложения капитала многими инвесторами. Часть конкурентных преимуществ города (удачная стратегически важная дорожная инфраструктура, позволяющая выходить на крупные рынки сбыта, благоприятное географическое положение, низкая урбанизированность и др.) в значительной мере реализовались. В результате город имеет ряд положительных параметров и тенденций в сравнении с другими городами Костромской области. Реализа-
ция инвестиционных проектов позволит создать кон-курентноспособные отрасли и производства. Существует неопределенность в отношении технологического обновления в таких стратегических и жизненно важных сферах как производственная и социальная инфраструктура, электроэнергетика, теплоэнергетика, водоснабжение, газоснабжение, культура, образование и т. д. Однако, в сфере водоснабжения город участвует в программе «Чистая вода» и существуют утвержденные планы по строительству газопровода Парфеньево - Нея - Мантурово - Ша-рья (смежные близлежайшие города) в 2016 году. Источники инвестирования в этих секторах должны быть изысканы внутри города и предприятий. При соответствующих условиях (благоприятной налоговой нагрузке, доступности кредитов, развитии системы страхования рисков, росте собственных доходов у производителей и населения) ежегодный прирост инвестиций составит 15-17 % в среднем за 20152030 годы. При этом основной объем ресурсов должен быть инвестирован в 2015-2020 годах. При условии инвестиционного роста экономики города и уровня инфляции по стране в пределах 4-6 % в год темпы реальных доходов населения составят 6-8 % в год.
Неблагоприятный сценарий. В данном сценарии возможны показатели социально-экономического развития города близкие и даже ниже средних по Костромской области. Это касается, прежде всего, темпов роста валового регионального продукта. Современные сравнительно низкие темпы прироста экономики объясняются исчерпанием источников безинвестиционного роста и более жесткими условиями функционирования предприятий, низкими темпами роста инвестиций. В этих условиях даже при благоприятной сырьевой конъюнктуре темпы прироста ВРП города составят не более 4-6 % в год. Освоение таких показателей будет зависеть от внутренних факторов роста развития экономики и механизмов их реализации. По неблагоприятному прогнозу возможны низкие темпы прироста инвестиций и реальных доходов населения, которые составят соответственно 85-90 % от среднеобластных.
Независимо от экзогенных и эндогенных факторов следует сосредоточиться на таких главных стратегических задачах как борьба с бедностью, привлечение инвестиций, более полная занятость населения. Средством решения указанных задач являются институциональные преобразования, защита частной собственности, обеспечение общественной безопасности в городе.
Следует отметить, что наметившиеся положительные тенденции социально-экономического развития города за последние 2-3 года носят весьма хрупкий и неустойчивый характер, поэтому необходима целенаправленная деятельность всех органов власти, активное функционирование федераль-
ных и областных органов власти, находящихся на территории города. Особенно возрастает роль муниципальных органов власти и ее взаимодействие с представителями бизнеса и финансово- экономических структур, а также федеральными органами, находящимися на территории городского округа г. Мантурово.
В Стратегии концептуально приняты напряженные, но реально достижимые показатели. Кроме того, необходимо учитывать в стратегическом управлении и новые конкурентные условия, определяемые вступлением в ВТО. Кроме того, следует учитывать политику санкций некоторых стран в отношении России. Опора на собственные резервы и свой потенциал остается актуальной задачей властей всех уровней.
По каждому из сценариев предусматривается развитие города как промышленного. При этом упор делается на укрепление материально-технической базы предприятий, поддержку и развитие кооперации, внедрение новых современных технологий. В промышленности планируется сохранение структуры отраслей промышленности и темпов экономического роста, поддержка малого и среднего бизнеса, семейно-трудовых хозяйств разной специализации. Им предложено в Стратегии освоение 17 проектов с объемом инвестиций от 20 до 200 млн. рублей по каждому. При этом некоторые проекты могут быть освоены на кооперативных началах.
Расчеты, экспертные оценки и разработанные мероприятия позволяют достичь следующих показателей. В области экономики: обеспечение ежегодного прироста производства продукции не менее 8-10%; доведение к 2030 году ежегодного объема инвестиций до 27-30 тыс. рублей на душу населения; увеличение ежегодных объемов строительства жилья до 2-2,5 тыс.кв.м. В социальной сфере: увеличение средней продолжительности жизни не менее чем до 75 лет; сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 11,5 %; рост реальных денежных доходов и реальной заработной платы не менее чем в 3,5-4,0 раз; сокращение диспропорции в заработной плате между отраслями; увеличение обеспеченности жильем к 2030 году до 35-40 кв. м на одного человека.
Таким образом, приоритетными направлениями развития города являются: комплексная застройка территории города жильем различного ценового класса, объектами инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии со схемами территориального планирования и программными документами Российской Федерации и Костромской области; привлечение инвестиций в город, создание сети социально-производственных комплексов; развитие здравоохранения; значительная институциональная поддержка малого предпринимательства и семей-но-трудовых хозяйств; поддержка ремесленного производства и местных промыслов; содействие в укреплении семьи и духовно-нравственных основ населения. С целью создания условий для производства и предпринимательства планируется организация деятельности органов местного самоуправления и администрации в следующих направлениях: 1) реализация инвестиционных проектов, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие; 2) развитие социального партнерства со всеми слоями населения; 3) поддержка малого и среднего бизнеса, семейно-трудовых хозяйств и местного промысла. Разумеется, предстоит компетентная и напряженная деятельность органов власти, руководителей крупных предприятий, активизация малого, среднего бизнеса и населения города. Поэтапная реализация Стратегии развития города Мантурово способна решить главную задачу - существенно улучшить качество жизни населения городского округа.
Библиографический список
1. Потенциал и резервы провинций / Н.Н. Свиридов, О.Н. Грабова, Н.П. Гибало, А.В. Храмина / под общ. ред. Н.Н. Свиридова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 433 с. ISBN 978-5-75911436-9.
2. Стратегия 2030: на примере городского округа город Мантурово Костромской области / Н.Н. Свиридов, О.Н. Грабова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 112 с. ISBN 978-5-7591-1385-0.
3. Костромская область. Статистический ежегодник: Стат. сб. / Костромастат. - К., 2013. - 468 с.
Sviridov N., Grabova O. Blinov M.
RESERVES OF REGIONAL CITIES (EXPERIENCE OF THE CITY OF MANTUROVO OF THE KOSTROMA REGION)
In this article reserves of small cities ofRussia are investigated. The purpose of given clause consists in revealing potential opportunities and reserves of acceleration of social and economic development of regional cities and on this basis to estimate opportunities of substantial improvement of quality of a life of city dwellers Manturovo.
Keywords: potential and reserves of regional cities, strategy of social and economic development, quality of a life.