4(331) - 2014
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
УДК 332.025
проблемное поле и источники финансовых ресурсов развития муниципальных образований -городских округов в российской федерации
е. в. орлов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Костромского государственного технологического университета, начальник отдела промышленности и предпринимательства Управления экономики администрации г. Костромы E-mail: [email protected]
В статье подведены итоги опросов жителей города Костромы о его основных проблемах, типичных для большого количества городов, расположенных на территории Российской Федерации. Сделан вывод об отсутствии возможности развития с использованием наиболее широко используемых сегодня механизмов наполнения муниципальных бюджетов. Определены основные источники ресурсов, необходимых для развития, и предложены конкретные меры, реализация которых позволит получить указанные ресурсы.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, источники ресурсов, исследование общественного мнения, наполнение бюджета, приоритеты развития.
К городам с ограниченной налоговой базой можно отнести многие малые и средние города России, а также ряд столичных городов субъектов Российской Федерации, к каковым относится и город Кострома - областной центр Костромской области. При достаточно небольшом количестве
жителей (в случае Костромы - 270 тыс.), они обладают более чем скромными бюджетными ресурсами («доходная» часть бюджета Костромы составляет около 4 млрд руб.).
Бюджетная обеспеченность жителей города Костромы, как показано в табл. 1, также одна из самых низких среди столиц субъектов Российской Федерации, расположенных в центральной части страны. Отдельные города испытывают недостаток средств не только на развитие, но и на покрытие обязательных расходов, установленных законодательством. Их бюджеты являются перманентно дефицитными, что также сигнализирует о «нездоровье» их финансовых систем.
Проблемы, с которыми сталкивается администрация Костромы в процессе своей деятельности, типичны для многих городов России. В целях выявления наиболее острых проблем под руководством автора в 2009-2011 гг. проводились исследования общественного мнения. В 2011 г. в ходе исследования было опрошено 1 536 чел., что составляет
Таблица 1
Бюджетная обеспеченность жителей столиц регионов в 2012 г. [3]
Доходы бюджета Отношение дефицита
Город на 1 жителя, или профицита
тыс. руб. к доходам бюджета, %
Брянск 11,1 -18,4
Кострома 13,7 -3,7
Иваново 13,9 -5,3
Рязань 13,9 -0,9
Смоленск 14,0 -17,9
Владимир 14,5 -8,0
Воронеж 14,9 -7,7
Курск 15,0 +0,1
Тамбов 16,2 -5,9
Липецк 18,3 -5,8
Белгород 18,7 -3,2
Ярославль 20,8 -6,0
Калуга 22,3 -0,1
0,68 % от общего числа жителей города в возрасте старше 18 лет. По половому признаку выборочная совокупность практически совпадает с генеральной (табл. 2). При сравнении выборочной и генеральной совокупностей по параметру «возраст» (рис. 1) выявляется отклонение в виде превышения в выборке лиц в возрасте до 45 лет и недостатка лиц в возрасте старше 45 лет. Это является не ограничивающим,
Таблица 2
Сравнение половой структуры опрошенных в ходе исследования и половой структуры жителей города Костромы в 2011 г., %
Пол Выборка Генеральная совокупность
Мужчины 43,6 43,3
Женщины 56,4 56,7
36,8
18-30 лет 31-45 лет 46-60 лет более 61 года
■ Выборка Н Генеральная совокупность
Рис. 1. Сравнение возрастной структуры опрошенных в ходе исследования и возрастной структуры жителей Костромы в 2011 г, %
а позитивным фактором для целей определения проблемного поля деятельности органов местного самоуправления и социально-экономического планирования, поскольку подобные разработки нацелены на будущее, т. е. то время, когда в более активную фазу жизнедеятельности вступят представители более молодого поколения.
Сравнение результатов исследований, проведенных в 2009-2011 гг., выровненных по наименьшему количеству опрошенных, позволяет сделать вывод о сохранении структуры проблемного поля жизнедеятельности города. Основные итоги исследования, проведенного в октябре 2011 г., представлены на рис. 2. Несмотря на возможность дальнейшего агрегирования показателей, подобная структура позволяет составить комплексную картину проблемного поля.
основными проблемами дорожного хозяйства были названы состояние дорог и наличие пробок. Транспортные проблемы в подавляющем большинстве случаев связаны с деятельностью городского пассажирского транспорта: жители недовольны расписанием и количеством транспорта на маршрутах. В структуре проблем ЖКХ преобладают уличное освещение, величина или рост тарифов, водоснабжение (во многих случаях горячее). Примечательно, что все больше нареканий вызывает деятельность управляющих компаний. Если учесть факт, что качество их деятельности существенно не изменяется со временем, можно говорить об осознании жителями роли этих организаций в обеспечении комфортных условий проживания.
В образовательной сфере наиболее остро стоит проблема детских садов. Озабоченность жителей также вызывают фактическая платность образовательных услуг и их качество. Жителей города как пользователей услуг системы здравоохранения не устраивают наличие очередей в медицинских учреждениях, уровень цен на лекарства, качество предоставляемых услуг, а также факт необходимости оплаты или размер тарифов. Социальная защита населения вызывает нарекания по размеру пенсий и других социальных выплат, а также по отсутствию или малому количеству льгот.
Проблемы, связываемые жителями города с жильем, можно разделить на 2 группы: стоимость и состояние жилья. К населению города еще не пришло осознание того, что оно само ответственно за состояние внутридомовых и собственных помещений.
При упоминании уровня или роста цен респонденты наиболее часто вспоминают топливо и
700
600
500
400
300
200
100
649
612
332
294
52 50 49 43 41 40
i .......
22
О
»Р А
<<у АУ
?ч4
.о* ^
Лу- <
/ о^
С
О ^
Рис. 2. Ранжирование проблем г Костромы на основании результатов опроса,
проведенного в 2011 г
продукты питания, но жалобы на уровни цен на отраслевые продукты или услуги (в здравоохранении, образовании, ЖКХ и др.) учтены в качестве проблем соответствующих сфер.
Среди проблем, связанных с досугом жителей, наиболее часто упоминаются наличие мест отдыха и парков, организация досуга молодежи. Необходимо обратить внимание на такие проблемы, как наличие мусора, трудоустройство и уровень оплаты труда. Менее значимыми, по мнению жителей, но от этого стоящими не менее остро, являются проблемы пьянства, наркомании и табакокурения, объединенные в категорию «Социальное здоровье», а также проблемы культуры (в том числе в молодежной среде), деятельности органов управления, благоустройства городских территорий (в первую очередь исторического центра) и охраны правопорядка.
Подводя итог анализа проведенного исследования, можно сказать, что независимо от сферы возникновения проблемы, которые отметили респонденты и на решение которых может оказывать воздействие муниципалитет, требуют наличия финансовых ресурсов, поэтому важнейшей проблемой остается наполнение муниципального бюджета.
Динамика социально-экономических показателей, регистрируемых в г. Костроме, и анализ результатов исследования общественного мнения
позволяют определить сферы жизнедеятельности города, которые требуют особенного внимания со стороны местных властей:
1) состояние дорог;
2) жилищно-коммунальные услуги;
3) дошкольное и школьное образование;
4) здравоохранение, на развитие которого органы муниципального управления непосредственно влиять не могут;
5) городской пас -сажирский транспорт и вся транспортная инфраструктура в целом;
6) трудоустройство жителей на рабочие места с нормальными условиями труда и достойным уровнем его оплаты.
Все представленные сферы являются ресурсоемкими и предъявляют повышенные требования к объемам прежде всего финансовых ресурсов, вкладываемых в развитие городскими властями. Решение многих из указанных проблем лежит в плоскости активизации воздействия на промышленное развитие в целях получения положительных результатов не только за счет инфляционного роста стоимости выпускаемой продукции, но и за счет увеличения объемов производства, повышения занятости населения, а также повышения производственно-экономического потенциала города для привлечения больших объемов ресурсов, необходимых для развития.
Привлечь внебюджетные средства, необходимые для активизации социально-экономического развития, как показывает мировая и отечественная практика, не затратив предварительно бюджетных средств, практически невозможно. По различным оценкам, на каждый рубль вложенных в развитие бюджетных средств можно привлечь от 3 до 10 руб. из внебюджетных источников, в том числе и в виде инвестиционных ресурсов. Но первичным для старта процесса привлечения средств обязательно является бюджетное финансирование.
Здесь возникает проблема перманентного дефицита муниципального бюджета, что ставит вопрос о
0
РЕгионАльнАяэкономика: теория и практика 11
поиске источников бюджетного финансирования мероприятий, направленных на развитие муниципалитета. Его решение теоретически с учетом действующего законодательства [1] возможно за счет активизации действий, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджета. Увеличение поступления налоговых доходов сегодня не представляется возможным по двум основным причинам:
1) налоги, зачисляемые в муниципальный бюджет, устанавливаются на других уровнях бюджетной системы, органы муниципальной власти практически не имеют рычагов воздействия на процесс установления налоговых платежей;
2) те налоги, на размеры которых органы муниципального управления могут оказать влияние (например, ЕНВД с помощью установления коэффициента К2), имеют сегодня максимальные или приближенные к ним ставки, что делает повышение невозможным или приведет к переходу плательщиков на другие системы налогообложения, еще более сократив налоговую базу местного бюджета. Дополнительно необходимо отметить, что в
последние годы наблюдается тенденция к сокращению доли налоговых платежей, поступающих в муниципальный бюджет (табл. 3).
В связи с этим единственным реальным источником существенного увеличения муниципального бюджета сегодня являются неналоговые доходы, к которым относятся [2]:
а) доходы от использования имущества, в том числе доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или в виде дивидендов по акциям;
б) доходы от продажи имущества;
в) доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
г) часть прибыли унитарных предприятий;
д) плата за использование лесов;
Таблица 3
Динамика распределения налоговых доходов,
полученных на территории г. Костромы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в 2009-2012 гг., %
Источник 2009 2010 2011 2012
финансирования
Федеральный бюджет 23,5 23,9 25,9 24,1
Бюджет Костромской области 52,2 53,1 52,1 55,9
Бюджет г. Костромы 24,3 23,0 22,0 20,0
е) плата за пользование водными объектами;
ж) плата за негативное воздействие на окружающую среду;
з) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
и) средства самообложения граждан;
к) доходы от передачи в аренду или продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; л) доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с земельными участками, занятыми такими объектами недвижимого имущества;
м) доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Необходимо осознавать, что в условиях современной ресурсной базы без наполнения бюджета любые попытки социально-экономического развития территории послужат только неэффективному использованию современного скудного потенциала. Наиболее перспективными (имеющими возможность расширения) среди представленных выше неналоговых источников пополнения бюджета городского округа являются следующие:
- доходы от использования имущества, в том числе доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или в виде дивидендов по акциям;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- часть прибыли унитарных предприятий.
Все остальные виды либо не имеют перспектив увеличения, либо их использование приводит к сокращению возможности получения средств в будущем (например, доходы от продажи имущества).
Необходимо отметить, что реализация мер, направленных на повышение наполняемости бюджета, будет положительно влиять на реализацию приоритетных мер в выявленных ранее проблемных сферах и непосредственно, без задействования бюджета, с помощью участия муниципальных хозяйствующих субъектов в решении проблем городского хозяйства, в обеспечении занятости, развитии производственной деятельности.
Поэтому в документах, посвященных страте ги-ческому планированию социально-экономического развития г. Костромы на ближайшую стратегичес-
кую перспективу (3-5 лет), целесообразно приоритетное внимание уделить созданию ресурсного потенциала местного бюджета исходя из приоритетных направлений, заложенных в законодательной базе деятельности муниципалитетов, т. е. развитию муниципальных предприятий и учреждений, повышению эффективности использования муниципального имущества. Это позволит накопить ресурсы для активизации деятельности в проблемных сферах в следующих стратегических периодах.
Далее необходимо рассмотреть указанные приоритетные неналоговые источники наполнения бюджета более подробно. Если говорить о доходах от платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, то в Бюджетном кодексе Российской Федерации, утвержденном Федеральным законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ [1], указано, что речь идет только о казенных учреждениях, критериями создания которых являлись оказание заведомо убыточных услуг и отсутствие значительных объемов внебюджетной деятельности. Но и эти учреждения могут приносить доходы в бюджет, оказывая дополнительные платные услуги. Для активизации этого процесса необходимо увязать премиальную часть оплаты труда руководителей и сотрудников с результатами внебюджетной деятельности. Несмотря на то, что в Бюджетном кодексе не указано, что доходы от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений служат источником пополнения бюджета, косвенное влияние, выраженное в возможности сокращения бюджетного финансирования, т. е. сохранения бюджетных ресурсов, а также посредством уплаты налогов, эта деятельность оказывает. Учреждения также могут содействовать развитию города, вкладывая средства в окружающую инфраструктуру. Таким образом, внебюджетная деятельность учреждений, несмотря на незначительность вклада в наполнение бюджета, является одним из источников накопления ресурсов для вложения в развитие города.
Более перспективным и более значимым в плане наполнения бюджета является развитие системы муниципальных унитарных предприятий, которые кроме достижения целей, выраженных в реализации социально значимых товаров и оказании социально значимых услуг, могут, действуя как коммерческие хозяйствующие субъекты, реализовывать товары и услуги, на которые рынком предъявляется реальный платежеспособный спрос. Особенностями муниципальных предприятий также являются их подконтрольность муниципалитету, полностью «белая» бухгалтерия, уплата налогов в полном объеме,
которые также положительно влияют на социально-экономическое развитие городов. Муниципальные предприятия способствуют уменьшению социальной напряженности путем предоставления жителям города мест работы с полным социальным пакетом, уплатой всех взносов, нормированными режимами труда и отдыха и т. д. Основными сферами, в которых действуют сегодня муниципальные предприятия г. Костромы, являются транспорт, ЖКХ, общественное питание и торговля, фармацевтика. Дополнительные виды деятельности позволяют получать прибыль, часть которой идет на развитие предприятий, а часть поступает в бюджет города.
Рассмотрим более подробно примеры направлений развития муниципальных предприятий г. Костромы, которые можно предложить, проанализировав перспективы развития сфер их деятельности.
Развитие предприятий транспорта возможно за счет оказания дополнительных услуг, среди которых можно выделить мойку машин, технический осмотр и техническое обслуживание, организацию автостоянок, ремонт автомобилей, деятельность такси и маршрутного такси, прокат автомобилей, оказание услуг по заправке топливом, эвакуацию автомобилей, продажу автозапчастей и сопутствующих товаров, обучение водителей и курсы повышения их квалификации, утилизацию автомобилей, грузопассажирские перевозки, реализацию автомобилей, предоставление автодрома (в случае передачи соответствующих площадей от муниципалитета).
Муниципальные аптечные предприятия г. Костромы обладают значительными, но слабоисполь-зуемыми имущественными ресурсами. На их базе возможна организация производства лекарственных средств и пищевых добавок на основе растительного сырья, произрастающего на территории Костромской области. Репутация фармацевтического предприятия может быть использована в рекламных целях. Также возможно производство низкотехнологичных медицинских продуктов, таких как бинт, марля и т. д. Более подробное описание направлений развития аптек можно сделать на основе исследования ресурсного потенциала и потребностей основных контрагентов (больниц).
Оказание дополнительных услуг и производство новых товаров возможны и в рамках деятельности предприятий остальных сфер: - в ЖКХ - благоустройство частных территорий,
бурение скважин, прокладка сетей, реализация
продукции питомников;
- в общепите и торговле - путем захвата новых рыночных ниш как в территориальном разрезе, так и в разрезе новых групп товаров, каналов распространения и т. д.
Значимым направлением развития источников пополнения бюджета г. Костромы является увеличение доходов от использования имущества, которое может быть рассмотрено в рамках основных видов имущества, находящегося в распоряжении муниципалитета:
а) недвижимое имущество (здания и сооружения);
б) земельные участки;
в) доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ. Участие в коммерческих хозяйствующих субъектах возможно путем внесения вкладов в их уставные капиталы в виде денежных средств, движимого и недвижимого имущества, земельных участков. Здесь муниципалитет должен вести себя как инвестор, который предполагает получить доход от вложенных средств в виде дивидендов, а также в виде увеличения стоимости его доли в уставном капитале общества. Поэтому необходимо проводить анализ перспективных для инвестирования сфер или приобретать результаты
Платные услуги учреждений
Прибыль муниципальных унитарных предприятий
Доходы от использования имущества
Бюджетные учреждения
Казенные учреждения
Развитие дополнительных видов деятельности
Создание новых предприятий
Недвижимость
Земля
Доли в капиталах предприятий
Увеличение налоговых поступлений в бюджет, трудоустройство жителей города и другие
виды эффекта
Рис. 3. Источники ресурсов наполнения муниципального бюджета
анализов этих сфер у организаций, занимающихся аналитической деятельностью на профессиональной основе. При принятии решений об инвестировании необходимо также руководствоваться социальной эффективностью создаваемых предприятий.
Использование земли и недвижимости предполагает 3 возможных варианта действий:
а) передача в аренду;
б) передача для использования в деятельности муниципальных предприятий;
в) внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.
Все указанные варианты предполагают получение денежных средств за переданные имущественные ресурсы, но время получения и размеры платежей существенно различаются в зависимости от выбранного варианта, поэтому при принятии решения по конкретным объектам необходимо исходить не только из экономической, но также из бюджетной и социальной эффективности реализации проектов. Таким образом, решения об участии в проектах принимаются в каждом случае индивидуально.
Обобщение предложенных действий позволяет построить схему источников пополнения бюджета, представленную на рис. 3.
Рассмотренные источники пополнения бюджета требуют разработки перечня конкретных мероприятий, реализация которых будет способствовать интенсификации их использования. Мероприятия условно можно разделить на действия первого и второго порядков. К действиям первого порядка относятся те, которые являются отчасти результатами действий второго, в частности:
Сокращение финансирования
Оказание рыночных услуг
Реализация товаров, востребованных рынком
Дивиденды, рост стоимости долей
- определение сфер, перспективных для развития муниципального предпринимательства, т. е. тех, в которых целесообразно создавать муниципальные предприятия, предприятия с участием муниципалитета или расширять сферу деятельности действующих муниципальных предприятий и учреждений;
- повышение заинтересованности руководителей предприятий и учреждений в результатах деятельности руководимых ими организаций путем установления вознаграждений за достижение установленных в плановых документах уровней производства продукции или оказания услуг, а также за превышение запланированных показателей, влекущее за собой увеличение размера прибыли, остающейся в распоряжении организации;
- повышение отдачи от использования муниципального движимого и недвижимого имущества, земельных участков посредством выбора оптимальных режимов их использования, что предполагает сравнение альтернативных вариантов по экономическим и социальным параметрам;
- развитие (повышение стоимости) муниципальной имущественной базы как путем улучшения качества действующих объектов, так и путем приобретения новых.
К действиям второго порядка относятся:
- содействие развитию действующих муниципальных организаций, в том числе охват их деятельностью новых сфер, внедрение новых продуктов и услуг, выход на новые рынки, помощь в организации рекламных компаний, построение системы взаимодействия муниципальных организаций;
- создание муниципальных организаций, которые наряду с решением вопросов местного значения наделяются видами деятельности, имеющими перспективу развития в рыночных условиях;
- объединение учреждений, что позволит повысить их управляемость, оптимизировать затраты ресурсов, прежде всего финансовых, лучше организовать использование имущества, оказывать услуги и даже производить товары, востребованные на рынке, а, следовательно, сокращать потребность в бюджетном финансировании и даже приносить доходы в бюджет;
- передача дополнительного имуще ства муниципальным организациям, как движимого, так и недвижимого, что позволит им открыть новые направления деятельности, производить новые
товары, способствуя тем самым не только их развитию, но и пополнению бюджета города;
- закрепление в трудовых договорах с руководителями муниципальных организаций зависимости оплаты труда от результатов деятельности и развития организаций, участия в полученных доходах, т. е. увязать премиальную часть оплаты труда руководителя с результатами деятельности организации, прежде всего размером прибыли предприятий или доходами от внебюджетной деятельности учреждений;
- получение в собственность муниципалитета новых объектов имущества, например путем разграничения права собственности на землю или участия в коммерческих проектах, подразумевающих получение отдачи в объеме, превосходящем объем вложений (участие имущественными или земельными ресурсами с последующим получением доли в уставном капитале общества, создаваемого для реализации какого-либо коммерчески оправданного проекта, или с получением части вновь построенного жилого фонда в собственность муниципалитета с целью последующей сдачи в аренду);
- содержание в надлежащем состоянии муниципального имущества, как переданного в аренду, так и предоставленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, путем проведения ремонтов, усовершенствования, реконструкции и т. д. в целях сохранения или повышения его рыночной стоимости, а также развития на его базе новых видов деятельности;
- развитие земельных участков, предназначенных для строительства жилых и промышленных объектов, например подведение коммуникаций, что увеличит долю муниципалитета при участии в коммерческих проектах, в том числе и связанных с жилищным строительством. Графическая схема взаимосвязей между указанными действиями представлена на рис. 4.
Содействие развитию действующих муниципальных предприятий приведет к расширению перечней видов их деятельности и выходу на новые рынки сбыта.
В ходе анализа перспективных направлений развития муниципальных предприятий и юридических лиц с участием муниципалитета необходимо опираться на ресурсный потенциал региона. Кроме указанной переработки растительного сырья в результате проведения поверхностного анализа перс-
Рис. 4. Схема действий, направленных на пополнение муниципального бюджета
пективными (обеспеченными местными ресурсами) являются деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, переработка продукции животноводства. Развитие новых направлений деятельности муниципальных предприятий всех сфер приведет к увеличению прибыли (переходу из убыточных в прибыльные), а, следовательно, к увеличению объемов перечислений в бюджет города.
Поскольку подавляющее большинство муниципальных учреждений относится к сфере образования, можно рассмотреть на их примере направления развития этого сектора. Видится целесообразным объединение общеобразовательных, художественных, музыкальных, спортивных школ и дошкольных учреждений по территориальному признаку. Объединенные учреждения, кроме образовательных услуг различной направленности и для контингента различных возрастов, могут заниматься производственной деятельностью (например, поделки с целью дальнейшей реализации туристам, посещающим город), оказывать услуги общественного питания для граждан, не являющихся воспитанниками данных учреждений и т. д.
Создание новых муниципальных предприятий или хозяйственных обществ, выполняющих функ-
ции муниципалитета и одновременно реализующих востребованные рынком товары и услуги, можно продемонстрировать на следующем примере. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (п. 24 ст. 16) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Создание мусоросортировочного завода и использование вторичных ресурсов могут не только решить проблему организации свалок, но и позволят получать прибыль от реализации вторсырья или продукции его переработки.
Передача дополнительного имущества муниципальным организациям позволит им организовать производство новых товаров и услуг, востребованных рынком. Прежде всего речь идет о недвижимости. Новые производственные площади, например для предприятий общественного питания, дадут возможность им производить новые, востребованные рынком виды продукции. Таковым может послужить производство готовых обедов, которые достаточно разогреть в микроволновой печи. Данная продукция будет востребована работ-
никами предприятий, находящихся далеко от мест общественного питания и не имеющих собственных столовых. Дополнительные помещения могут также использоваться и для упаковки продукции.
Установление зависимости размера премиальных выплат руководителя муниципального предприятия или хозяйственного общества от размеров прибыли предприятия производится уже сегодня (необходимо только повысить эффективность этого стимулирования). В случае с руководителями муниципальных учреждений эта работа только начинается. Установление зависимости премиальной части оплаты труда руководителей от результатов внебюджетной деятельности учреждений на примере того же образования позволит конкретному директору получать самому и устанавливать своим сотрудникам надбавки по итогам оценки ведения внебюджетной деятельности, как учебной, так и производственной.
Получение в собственность муниципалитета новых объектов недвижимости рассмотрим на примере строительства жилья. Так, участие может состоять в выделении для строительства земли, принадлежащей муниципалитету, а также в подведении основных коммуникаций муниципальными предприятиями, действующими в соответствующих сферах. При рыночной оценке этих вложений доля муниципалитета в новом объекте может быть весьма существенной. За счет переданных в муниципальную собственность жилых помещений возможна организация социального жилья. Возвратность средств будет обеспечиваться платежами за найм указанного социального жилья. Эти меры будут также способствовать стабилизации цен на рынке жилья города, стоимости аренды жилых помещений и стабилизации численности населения.
Перепрофилирование имущества, принадлежащего муниципалитетам, - обычная практика в западных странах, пока не получившая широкого распространения в России. Для поддержания нормального состояния муниципального имущества необходима постоянная актуализация его использования. Подобная имущественная политика приведет к тому, что пользователи (как муниципальные, так и частные организации) будут вынуждены поддерживать состояние используемого имущества и даже улучшать и совершенствовать его путем ремонта и реконструкции. Так, исследования рынка в конкретном районе города могут привести, например, к выводу о недостаточности количества предприятий общественного питания. Муниципальные помеще-
ния, расположенные в данном районе, могут быть переданы муниципальным предприятиям общественного питания на праве хозяйственного ведения с целью организации структурных подразделений, например, выполняющих доготовку и распространение продукции, произведенной на основной базе. Предприятие будет вынуждено производить ремонт и поддерживать помещение, сохраняя или увеличивая его рыночную стоимость.
В целом реализация предложенных мер приведет к следующим результатам, которые, к сожалению, сегодня невозможно оценить в денежном выражении, поскольку это будет зависеть от множества факторов, важнейшим из которых является степень внедрения данной разработки в деятельность органов муниципального управления:
- к увеличению объемов платных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, а также росту объемов производимых ими товаров, что в свою очередь отразится на объемах бюджетного финансирования (в сторону сокращения), а также послужит увеличению перечислений в бюджет поступлений от услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- к росту объемов прибыли, перечисляемой муниципальными предприятиями в бюджет г. Костромы;
- к повышению социальной и бюджетной эффективности использования муниципального имущества путем соблюдения баланса интересов при передаче в хозяйственное ведение (оперативное управление) муниципальным предприятиям (учреждениям), сдаче в аренду сторонним организациям или передаче в качестве взноса в уставный капитал хозяйственным обществам. Все указанные меры приведут к аккумулированию ресурсов, которые будут вложены в социальные проекты на следующих этапах стратегического планирования и развития городских округов.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
3. Сравнительный анализ социально-экономического развития города Костромы с другими городами - участниками обмена социально-экономическими показателями за январь-декабрь 2012 года.