Приоритетные направления увеличения доходной базы бюджета городского округа -города Барнаула Алтайского края
В.Н. Стрижкина
доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, кандидат экономических наук И.В. Стрижкина
доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, кандидат экономических наук
С 1 января 2006 года на территории Алтайского края, также как и в половине субъектов Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начал применяться в полном объеме.
В Алтайском крае насчитывается 797 бюджетов муниципальных образований, из которых 725 - сельские. По этим показателям Алтайский край уступает только Татарстану и Башкортостану.
С началом реализации этого закона регион не потерял дотации из федерального бюджета, и в его денежной системе ресурсы не уменьшились, хотя во многих поселениях (особенно в сельских) из-за нечетко прописанных в законе полномочий собственные доходы не обеспечивают даже заработную плату работников муниципалитетов. Проблема дефицита муниципальных бюджетов заключается в том, что согласно закону муниципалитеты наделены большими полномочиями без указания дополнительных источников доходов.
При реализации муниципальной реформы выявились объективные трудности, связанные с несовершенством отдельных норм законодательства о местном самоуправлении и особенностями социально-экономической ситуации в Алтайском крае, сложившейся в последние годы. Большинство бюджетов муниципальных образований являются дотационными и в основном формируются за счет финансовой помощи из краевого бюджета. Система межбюджет-
ных отношений не обеспечивает заметного сокращения различий между муниципальными образованиями по уровню бюджетной обеспеченности.
На федеральном уровне не разработан законопроект о государственных минимальных социальных стандартах в целях определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В результате из-за отсутствия единого подхода к расчету норматива финансовых затрат на единицу предоставляемых услуг, предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации, суммы расходов имеют ориентировочный характер.
Результатом внесенных 31 декабря 2005 года и 29 декабря 2006 года изменений в Федеральный закон № 131-Ф3, касающихся расширения перечня вопросов местного значения, стало увеличение расходных обязательств местных бюджетов без указания дополнительных источников доходов, что нарушает основополагающий принцип бюджетной системы - сбалансированность бюджетов. В частности, это касается полномочий по организации и проведению территориального планирования, организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, организации деятельности аварийно-спасательных служб и других полномочий.
В связи с недостаточностью налоговой и статистической информации органы местного самоуправления не имеют возможности
обеспечить создание единой базы налогоплательщиков по местным налогам, полноту их учета, а также планировать соответствующие расходы на проведение работы с плательщиками местных налогов и сборов значительно ниже других источников доходов.
Для решения этой проблемы в Сибирском федеральном округе были разработаны и направлены в каждый сельский совет методические рекомендации по формированию с 1 сентября 2007 года ежегодных, среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития каждого муниципального образования. Программа социально-экономического развития должна быть продиктована потребностью муниципалитета и представлять собой конкретный план по производству работ, услуг, выпуску продукции и получению доходов в бюджет для удовлетворения насущных потребностей жителей муниципального образования, а не просто документ, содержащий формальный набор цифр, исполнение которого невозможно проконтролировать.
Понятно, что без реальной экономики нельзя осуществлять новое строительство, благоустройство, содержание объектов социальной сферы. Многие целевые программы (и федеральные, и региональные) рассчитаны на софинансирование из местных бюджетов.
Несбалансированность местных бюджетов привела к ухудшению социально-экономического положения муниципальных образований, а также к снижению уровня и качества предоставляемых населению муниципальных услуг.
Вопрос об уровне собственных доходов является одним из основных при определении бюджетной самостоятельности муниципальных образований. Основу налоговой компоненты бюджетных доходов составляют местные налоги: земельный налог и налог на имущество физических лиц (НДФЛ). На реальное поступление налоговых доходов оказывает влияние ряд факторов, значительно снижающих налоговый потенциал. Эффективная мобилизация земельного и имущественного налогов связана с проблемой передачи прав собственности на землю и имущество: необходимо прини-
мать меры по разграничению государственной собственности на землю с целью регистрации земельных отношений и передать их на муниципальный уровень; к тому же при регистрации меняются границы прав муниципальных образований для бюджетных учреждений и иных муниципальных учреждений и организаций, что в соответствии с современным порядком требует уплаты за эти действия государственной пошлины. В местных бюджетах денежные средства на эти цели не предусмотрены. Аналогичная ситуация складывается и у физических лиц: стоимость перерегистрации земельных участков и имущества иногда сопоставима со стоимостью всего имущественного комплекса, принадлежащего лицу.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц отличаются сезонностью - до 2/3 поступлений приходится на второе полугодие. Земельный налог является наиболее трудно-собираемым, поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов не получают отчислений по налогу на землю и потому не заинтересованы в улучшении его администрирования. Все это делает бюджеты поселений крайне неустойчивыми, зависимыми от сезонных и случайных факторов.
Основу доходной части бюджетов муниципальных районов составляет НДФЛ и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Бюджеты муниципальных районов в сравнении с поселениями более устойчивы. Доходная база городских округов наиболее диверсифицирована, поэтому бюджеты городских округов обладают наибольшим «запасом прочности» - устойчивостью к изменениям в поведении налогоплательщиков, сезонным и случайным факторам.
В 2007 году в регионе объем местных бюджетов на решение вопросов местного значения составил 11 161 миллион рублей, в том числе налоговые доходы - 6 372 миллиона рублей, или 57 процентов, неналоговые доходы - 1 003 миллиона рублей, или 10 процентов, финансовая помощь - 3 737 миллионов рублей, или 33 процента.
Налоговый потенциал поселений составляет 444 миллиона рублей, муниципальных районов - 1 029, городских округов - 4 898 миллионов рублей.
Из приведенных данных видно, что налоговый потенциал городских округов превышает поселенческий более чем в 10 раз. Они более активны в разработке программ комплексного социально-экономического развития. Так, муниципальное образование - городской округ «Город Барнаул» столица Алтайского края занимается оформлением собственности на земельные участки, объекты недвижимого имущества с целью формирования полноценной налогооблагаемой базы муниципальных бюджетов.
В 2006 году город участвовал в российском конкурсе среди муниципалитетов в рамках процесса реформирования муниципальных финансов и стал его победителем. После этого была разработана Концепция увеличения доходной части бюджета города на среднесрочную перспективу с целью создания условий для экономического роста, увеличения налоговой базы, привлечения источников пополнения бюджета города, улучшения социально-экономической обстановки, а также инвестиционного и предпринимательского климата в городе Барнауле. Основой для расчета доходов в целом или по отдельным видам налогов послужили:
• показатели социально-экономического развития региона;
• показатели анализа поступлений и сборов за предшествующие годы;
• ожидаемый объем поступлений;
• ожидаемый объем недоимки.
Существенной частью финансового потенциала является налоговый потенциал. Это максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в соответствии с существующим законодательством. Расчет налогового потенциала является важной составляющей бюджетного процесса. Основой расчетов налогового потенциала являются показатели прогноза социально-экономического развития города. На величину налогового потенциала оказывает влияние множество как объективных, так и субъективных факторов. К объективным отнесены следующие факторы:
• уровень развития экономики города, региона;
• отраслевая структура города;
• существующее налоговое законодательство;
• уровень и динамика действующих цен.
К субъективным факторам отнесено состояние налоговой политики города, количество предоставляемых льгот, отсрочек и ряд других внутренних факторов.
В Концепции рассматриваются реальные возможности органов местного самоуправления увеличения собственных доходов бюджета города посредством применения механизмов реализации мероприятий по перспективным направлениям социально-экономического развития города Барнаула на 2008-2010 годы, где имеется потенциальная возможность получения источников пополнения местного бюджета, прироста производственного потенциала, развития инновационных и технологичных производств, увеличения объемов строительства, развития платных услуг и малого предпринимательства.
Главными целями развития доходной базы города Барнаула являются расширение и укрепление доходной базы бюджета города, увеличение ее налоговой отдачи и мобилизация на этой основе максимальных налоговых поступлений в бюджет города. Для достижения поставленных целей в городе решаются и будут решаться следующие задачи:
1) повышение инвестиционной привлекательности города;
2) развитие малого предпринимательства;
3) стабилизация ситуации в промышленности;
4) повышение эффективности агропромышленного комплекса;
5) совершенствование дорожного хозяйства, инфраструктуры транспорта и связи;
6) реформирование жилищно-коммунального хозяйства;
7) улучшение жилищных условий населения;
8) развитие потребительского рынка;
9) совершенствование бюджетной и налоговой политики;
10) управление муниципальной собственностью.
В настоящее время в соответствии с определенными задачами по увеличению доходной части бюджета города в среднес-
рочной перспективе определен ряд основных направлений, а именно:
1) улучшение климата в сфере предпринимательства;
2) диверсификация структуры экономики и повышение ее конкурентоспособности;
3) устранение ограничений инфраструктурного характера;
4) реформирование муниципальных финансов, совершенствование управления муниципальной собственностью.
Улучшение климата в сфере предпринимательства
Деятельность по первому направлению включает в себя повышение инвестиционной привлекательности города и развитие малого предпринимательства.
Цели повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула:
• создание условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности на территории города;
• совершенствование действующих и внедрение новых технологий;
• повышение эффективности деятельности организационных форм кооперации и интеграции промышленных предприятий и научных организаций.
В рамках первого направления выделены следующие приоритеты:
• совершенствование законодательства в части инвестиционной деятельности;
• развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности;
• осуществление экспертизы и поддержки реализуемых инвестиционных проектов городских предприятий;
• привлечение средств федерального и краевого бюджетов в рамках целевых программ, ресурсов, инвестиционных фондов, банков, страховых организаций;
• заключение соглашений о сотрудничестве с потенциальными инвесторами;
• вовлечение объектов муниципальной собственности в инвестиционные процессы;
• информационное обеспечение участников инвестиционного процесса;
• расширение научных исследований и разработок предприятий города;
• развитие форм интеграции промышленных предприятий и научных организаций;
• стимулирование использования энергосберегающих технологий, применения новых видов сырья и материалов;
• содействие производству инновационной продукции и услуг.
Механизм реализации первого направления был определен Барнаульской городской Думой, на сессии которой была принята Программа повышения инвестиционной привлекательности города до 2010 года.
Индикатором создания условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности, явился рост индекса физического объема инвестиций в основной капитал: в 2007 году (по отношению к 2005 году) количество использованных предприятиями передовых производственных технологий увеличилось в 1,5 раза, удельный вес инновационно-активных предприятий возрос в 1,3 раза.
Главными задачами инвестиционной политики администрации города являются:
• создание и реализация механизмов, обеспечивающих формирование и поддержку инвестиционного климата, который позволит удовлетворить потребности экономики города в инвестициях по приоритетным направлениям его социально-экономического развития;
• создание условий для мобилизации внутренних и увеличение притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику города, прежде всего повышение инвестиционной привлекательности города;
• привлечение финансовых ресурсов, новых технологий в конкретные инвестиционные проекты.
Наращивание объемов жилищного фонда предполагается за счет повышения этажности, расширения площади квартир до действующих нормативов, улучшения санитарно-гигиенических и экологических условий проживания, повышения уровня комфортности жилища, обеспечения теплотехнических требований и сокращения затрат на оплату коммунальных услуг в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
В целях реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» план ввода жилья в городе Барнауле на последующие годы откорректирован в сторону увеличения.
В 2007 году экономическая ситуация характеризовалась положительной динамикой в отдельных секторах экономики, отмечен рост инвестиций в основной капитал, объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда; увеличились показатели количества введенных в действие жилых домов, показатели потребительского рынка, а также доходы населения. В 2005 году рост инвестиций в основной капитал был обусловлен увеличением инвестиционной активности в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, в области развития транспорта и связи, а также на рынке недвижимого имущества.
Сформировалась положительная динамика увеличения инвестиций в основной капитал в сфере обрабатывающих производств, в том числе в производстве пищевых продуктов, прочих неметаллических минеральных продуктов, транспортных средств и оборудования, текстильном и швейном, целлюлозно-бумажном производствах.
Повышение объемов инвестиций имеет место также в сферах строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, финансовой деятельности, государственного управления, образования, здравоохранения, предоставления коммунальных и социальных услуг.
Для привлечения частных инвесторов к решению вопросов местного значения в рамках городской целевой программы повышения инвестиционной привлекательности города до 2010 года разработаны и утверждены следующие документы:
• Порядок предоставления средств бюджета города немуниципальным организациям и индивидуальным предпринимателям;
• Порядок оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот;
• Порядок оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов;
• Порядок формирования адресной инвестиционной программы города Барнаула и включения в бюджет города расходов на осуществление новых инвестиционных проектов.
С помощью программы повышения инвестиционной привлекательности города планируется не только существенно повысить эффективность и результативность работы органов местного самоуправления, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в городе. В свою очередь, достижение поставленных целей создаст необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики.
Цель развития малого предпринимательства - создание благоприятной экономической среды, стимулирующей повышение деловой активности населения.
Основные направления:
• развитие системы поддержки малого бизнеса, субсидирование процентной ставки по привлекаемым субъектами малого бизнеса банковским кредитам, внедрение механизма льготного кредитования малых предприятий;
• содействие формированию рыночной инфраструктуры;
• информационное обеспечение предпринимательской деятельности.
Механизм реализации - утверждение Барнаульской городской Думой Программы поддержки и развития предпринимательства в городе на 2005-2008 годы.
Индикаторы выполнения в 2008 году:
• создание более 1,5 тысячи субъектов малого бизнеса;
• увеличение доли занятых в этом секторе экономики на 8-17 процентов;
• рост доли малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг с 17,7 до 22,1 процента.
Степень благожелательности предпринимательского климата в значительной степени определяется характером взаимодействия органов городского самоуправления и предпринимателей. В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, оперативного решения проблем, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, и для устранения административных барьеров при развитии предпринимательства в городе Барнауле создана межведомственная комиссия администрации города по поддержке предпринимательства.
Для формирования и реализации на территории города муниципальной политики, направленной на развитие и поддержку предпринимательства, реализации Программы поддержки и развития предпринимательства в городе, постановлением главы администрации города Барнаула было утверждено Положение о порядке предоставления субъектам малого предпринимательства города финансовых средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на погашение части банковской процентной ставки по привлекаемым ими банковским кредитам.
С целью совершенствования нормативного правового регулирования деятельности рынков, создания условий для пополнения доходной части городского бюджета за счет легализации налогоплательщиков, обеспечения защиты прав потребителей в городе Барнауле разработаны Правила работы рынков, расположенных на территории муниципального образования.
За последние три года (2004-2006) уровень деловой активности малого предпринимательства можно оценить как положительный. Согласно статистическим данным отмечается динамика роста всех показателей: количество лиц, занятых в малом предпринимательстве (в том числе количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей), а также объемов розничного товарооборота, промышленного производства. Планируется сохранить тенденцию роста и в дальнейшем.
Диверсификация структуры экономики и повышение ее конкурентоспособности
Работа по второму направлению предполагает решение следующих задач.
1. Стабилизация ситуации в промышленности с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции:
• за счет проведения мониторинга состояния промышленных предприятий;
• за счет осуществления экспертизы и поддержки инвестиционных и инновационных проектов;
• за счет содействия расширению рынков сбыта производимой продукции;
• за счет развития рынка энергетических ресурсов, газификации предприятий;
• за счет создания на территории города особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа.
Индикаторы выполнения: в 2008-2009 годах объем среднегодового производства промышленной продукции увеличится на 4-8 процентов, доля прибыльных предприятий в обрабатывающих производствах возрастет с 65,0 до 73,2 процента.
2. Повышение эффективности агропромышленного комплекса, что позволит решить задачу увеличения доходной части бюджета города. Здесь поставлена цель -увеличение эффективности агропромышленного производства и развитие перерабатывающих производств на территории города. Достичь поставленной цели позволит следующее:
• содействие развитию животноводства в коллективных, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»;
• осуществление экспертизы и поддержки инвестиционных проектов сельскохозяйственных предприятий.
Индикаторы выполнения к 2009 году: увеличение молочной продуктивности коров на 10 процентов, рост поголовья крупного рогатого скота до 3 300 голов, повышение объемов производства сельскохозяйственной продукции, рост поступлений налогов от субъектов малого предпринимательства через развитие сферы малого предпринимательства.
Устранение ограничений инфраструктурного характера
В среднесрочной перспективе третье направление, связанное с увеличением до-
ходной части бюджета города, включает четыре раздела.
1. Совершенствование дорожного хозяйства, инфраструктуры транспорта и связи. Главная цель - создание условий для предоставления качественных и разнообразных услуг потребителям в сфере транспорта и связи. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
• строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт магистралей, транспортных узлов и автомобильных дорог;
• оптимизация маршрутной схемы и объемов движения пассажирского транспорта;
• поддержка модернизации и обновления парка пассажирских автотранспортных средств;
• содействие внедрению современных информационных технологий связи на территории города.
Механизмами реализации являются:
• решение Барнаульской городской Думы «Об утверждении Основных направлений развития пассажирского транспорта на территории города Барнаула до 2010 года»;
• Временные правила организации транспортного обслуживания населения на территории города Барнаула;
• постановление главы города «О реализации схемы развития магистралей и транспортных узлов города Барнаула до 2010 года».
Индикаторы выполнения:
• рост объема пассажирооборота на 1,2-2,4 процента, грузооборота - на 1,2-3,1 процента в год;
• увеличение количества отремонтированных и реконструированных автомобильных дорог;
• прирост используемой емкости организаций проводной связи с 211,5 тысячи номеров в 2006 году до 229,7 тысячи в 2009 году.
Важной мерой в последовательном совершенствовании городской среды является развитие транспортного комплекса города Барнаула. С этой целью предусматривается ежегодное выполнение мероприятий по дальнейшему усовершенствованию маршрутной сети, достижению регулярнос-
ти движения на маршрутах городского и пригородного сообщения не менее 85 процентов от запланированных рейсов, упорядочению системы предоставления льгот с дальнейшим переходом на выплату адресных компенсаций малообеспеченным гражданам, повышению культуры обслуживания и развитию транспортной инфраструктуры.
В настоящее время основными инструментами контроля над рынком транспортных услуг в городе Барнауле являются:
• регулирование тарифов на перевозку пассажиров;
• утверждение маршрутной сети и заключение договоров на осуществление пассажирских перевозок.
Косвенным инструментом контроля над рынком транспортных услуг является компенсация выпадающих доходов от перевозки льготных категорий пассажиров со стороны бюджетов различных уровней.
2. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства.
Цель проведения реформы - повышение качества жилищно-коммунальных услуг, рост устойчивости, надежности и эффективности функционирования систем жилищно-коммунального комплекса.
Для достижения цели необходимо следующее:
• модернизация и развитие инженерной инфраструктуры и жилищного фонда;
• совершенствование методов регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
• демонополизация и развитие конкурентной среды в сфере обслуживания и ремонта жилищного и нежилого фондов;
• повышение финансово-экономической устойчивости предприятий городского хозяйства;
• увеличение объемов работ по капитальному ремонту жилищного фонда;
• реализация мероприятий по газификации территории города;
• расширение использования энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Механизмы реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства:
• решение Барнаульской городской Думы «О Концепции реформирования жилищ-
но-коммунального хозяйства города Барнаула до 2010 года»;
• постановление главы города Барнаула «О газификации города до 2010 года».
Индикаторы выполнения:
• увеличение объемов капитального ремонта муниципального жилищного фонда с 73,6 миллиона рублей в 2005 году до 540 миллионов рублей в 2009 году;
• сокращение количества жалоб и обращений граждан с 2 489 в 2005 году до 2 000 в 2009 году;
• увеличение объемов работ по замене ветхих тепловых, водопроводных и канализационных сетей;
• снижение аварийности в сетях;
• расширение деятельности управляющих компаний и товариществ собственников жилья в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;
• в 2008-2009 годах газификация более 10 000 квартир и домовладений, перевод на природный газ 38 котельных, ввод в эксплуатацию свыше 92,4 километра газовых сетей.
3. Улучшение жилищных условий населения.
Для решения поставленной задачи в части улучшения жилищных условий необходимо следующее:
• в рамках федеральной целевой программы «Жилище» привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на обеспечение инженерного обустройства земельных участков, выделяемых под жилищное строительство;
• реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;
• развитие ипотечного жилищного кредитования;
• содействие реконструкции и модернизации производства строительных материалов.
Механизм реализации:
• приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;
• решения Барнаульской городской Думы «Об утверждении городской программы «Улучшение жилищных условий граж-
дан города Барнаула на период 2006-2010 годы» и «Об утверждении городской целевой Программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в городе Барнауле на 2006-2010 годы».
Индикаторы выполнения:
• увеличение обеспеченности населения жильем с 19,2 квадратных метра на человека в 2005 году до 20 квадратных метров в 2008 году;
• рост к 2009 году объемов ипотечного кредитования в 1,5-2 раза к уровню 2005 года.
4. Развитие потребительского рынка.
Цель - повышение жизненного уровня населения путем предоставления доступных, качественных услуг в сфере потребления. Основные направления:
• формирование эффективной системы товародвижения, инфраструктуры торговли, общественного питания и платных услуг;
• развитие сети социальных магазинов, внедрение социальных карт;
• содействие внедрению передовых форм и методов обслуживания покупателей города;
• расширение потребительского кредитования.
Механизм реализации:
• решение Барнаульской городской Думы «О Концепции развития потребительского рынка города Барнаула до 2010 года»;
• разработка и принятие Концепции бытового обслуживания населения.
Индикаторы выполнения:
• ежегодный темп роста оборота розничной торговли, общественного питания на уровне 8,0-10,5 процента, платных услуг -6,9-9,7 процента;
• введение в 2008-2009 годах в эксплуатацию 27 торговых центров общей площадью 79 тысяч квадратных метров;
• открытие к 2009 году не менее 45 социальных магазинов;
• функционирование к 2009 году в городе не менее 90 социальных магазинов;
• увеличение количества обслуживаемых граждан с 44 тысяч человек в 2005 году до 100 тысяч в 2009 году.
Развитие потребительского рынка является важнейшим фактором обеспечения экономической стабильности города, улучшения условий и качества жизни барнауль-цев.
Отметим, что потребительский рынок Барнаула сформировался и функционирует в результате рыночных преобразований. В связи с этим в соответствии со Стратегией развития города Барнаула до 2010 года разработана и принята городской Думой Концепция развития потребительского рынка города до 2010 года. Этот документ на перспективу определяет приоритеты развития потребительского рынка города с целью повышения качества жизни населения Барнаула путем предоставления доступных, качественных услуг. В последние годы проведена большая работа по реконструкции и созданию новых современных предприятий потребительского рынка, наращиванию объемов выпускаемой продукции местными пищевыми и перерабатывающими предприятиями, насыщению рынка продовольственными и другими социально значимыми товарами. Главный итог этой работы - обилие самых разнообразных товаров, ликвидация дефицита и очередей, возрастающая культура обслуживания.
Реформирование муниципальных финансов, совершенствование управления муниципальной собственностью
Особого внимания заслуживает четвертое направление - реформирование муниципальных финансов, совершенствование управления муниципальной собственностью, так как в 2006 году городской округ выиграл конкурс и в числе восьми городов России получил 12 миллион рублей из федерального фонда реформирования муниципальных финансов.
Совершенствование бюджетной и налоговой политики подразумевает повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, оздоровление системы муниципальных финансовых отношений, рост доходов городского бюджета. При
этом выделены следующие основные направления пополнения доходов городского бюджета:
• осуществление перехода к среднесрочному финансовому планированию;
• увеличение собственных доходов бюджета города;
• внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;
• оптимизация долговой политики и реструктуризация кредиторской задолженности;
• совершенствование процедур размещения заказа для муниципальных нужд.
Механизм реализации поставленных задач заложен в решении Барнаульской городской Думы об утверждении Комплексной программы «Реформирование муниципальных финансов города Барнаула в 2005-2007 годах».
Индикаторами выполнения являются:
• снижение к 2008 году просроченной задолженности по исполнению долговых бюджетных обязательств до 30 процентов от объема собственных доходов бюджета города за счет совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов;
• сокращение расходов бюджета до 35 процентов от общего объема расходов на предоставляемые услуги благодаря переводу отдельных бюджетных организаций, предоставляющих муниципальные услуги, в форму немуниципальных;
• снижение просроченной кредиторской задолженности городского бюджета до объема среднемесячных расходов бюджета;
• увеличение к 2008 году доли расходов, осуществляемых по результатам проведения открытых конкурсов, до 35 процентов от общего объема расходов бюджета.
Основными задачами бюджетной и налоговой политики являются:
• финансовое оздоровление экономики города;
• повышение прозрачности системы финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;
• совершенствование системы контроля, введение процедур независимой экспертизы;
• модернизация бюджетного процесса в связи с внедрением новых информационных технологий, позволяющих обеспечить более высокий уровень финансового планирования и финансового контроля;
• бюджетирование по целям и результатам;
• инвентаризация бюджетных услуг, разработка и внедрение стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг;
• разработка и внедрение системы оценки эффективности и результативности бюджетных расходов;
• обеспечение реалистичности бюджета города, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;
• совершенствование управления муниципальными заимствованиями, кредиторской и дебиторской задолженностью;
• снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджета города.
Одним из приоритетных направлений бюджетной политики является бюджетирование, ориентированное на результат, обеспечивающее целесообразное расходование бюджетных средств, повышающее, таким образом, результативность бюджетных расходов. В целях эффективного управления расходами городского бюджета и поэтапного реформирования бюджетного процесса в городе разработано и утверждено Положение о порядке предоставления средств бюджета города немуниципальным организациям и индивидуальным предпринимателям.
В целях обеспечения результативности налоговых льгот, их соответствия общественным интересам и в целях сокращения потерь бюджета города, связанных с предоставлением налоговых льгот, утвержден Порядок оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот. Оценка эффективности производится в целях сокращения потерь бюджета города, связанных с предоставлением налоговых льгот, оптимизации системы и повышения эффективности предоставления налоговых льгот.
Для повышения роли среднесрочного финансового планирования разработан перспективный финансовый план на 3 года. Документ формируется одновременно с проектом бюджета города на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития города и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета города по мобилизации доходов, привлечению заимствований и финансированию основных расходов бюджета города. В ноябре 2007 года город принял трехлетний бюджет на 2008 год и плановый период (2009 и 2010 годы).
В области налоговой политики разработаны и приняты 3 решения Барнаульской городской Думы: «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности», «О налоге на имущество физических лиц», «О земельном налоге на территории города Барнаула». В указанных решениях устанавливаются ставки, коэффициенты по видам деятельности, сроки уплаты, а также льготы для определенных категорий налогоплательщиков.
В 2006 году была снижена налоговая нагрузка на предприятия в связи с установлением и введением в действие земельного налога, обязательного к уплате на территории города Барнаула. Снижены суммы начислений по земельному налогу для группы земель, занятых промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства и объектами транспорта; по арендной плате -за земли, занятые промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами транспорта, а также за земли сельскохозяйственного использования.
С целью повышения эффективности управления земельными ресурсами и увеличения доходов от использования земли по мере необходимости по результатам подведения ежеквартальных итогов поступления арендных платежей созывается постоянно действующая комиссия по взысканию задолженности по арендным платежам по договорам аренды земельных участков.
Согласно положениям Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации од-
ной из задач налоговой политики является необходимость создания условий для замены всех имущественных налогов единым налогом на недвижимость, который в перспективе может стать основой местного бюджета. Если в связи с этим на федеральном уровне будут завершены разработка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки недвижимости в целях обеспечения введения единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов, то с 2009 года можно ожидать значительного пополнения доходов всех местных бюджетов, в том числе и бюджета города Барнаула.
Кроме совершенствования бюджетной и налоговой политики, реформирование муниципальных финансов предусматривает управление муниципальной собственностью, так как важными факторами устойчивого социально-экономического развития любой территории являются имущественный комплекс и земельные ресурсы.
Повышение эффективности использования муниципального имущества предполагает следующее:
• разграничение государственной и муниципальной собственности на землю, формирование единой базы данных по земельным участкам;
• оптимизация состава и структуры муниципального сектора;
• осуществление мониторинга и контроля над финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий;
• создание информационно-технической инфраструктуры автоматизированной системы управления недвижимостью.
Индикаторы выполнения:
• в 2008 году рост доходов от использования муниципального имущества в 1,97-2,1 раза к уровню 2005 года;
• снижение количества муниципальных организаций с 476 в 2005 году до 370-379 в 2008 году, муниципальных унитарных предприятий - с 106 до 24-36.
Поскольку увеличение доходной части бюджета города напрямую связано с рас-
ширением налогооблагаемой базы, значительным резервом пополнения доходной части бюджета города являются доходы от использования муниципального имущества
и, учитывая, что налоговый потенциал земель города Барнаула используется не в полном объеме, в городе осуществляются срочные меры по более полному использованию налогового потенциала городских земель, а именно:
• вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления путем организации товариществ собственников жилья;
• приватизация муниципального имущества в соответствии с утвержденным прогнозным планом приватизации объектов муниципальной собственности до 2008 года.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в городском округе применяются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Переоформление права постоянного бессрочного пользования на земельные участки потребовало решения городской Думы в части утверждения Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах городской черты, определяющего порядок оформления земельных участков в собственность.
Продолжением работы по инвентаризации земельных участков, разграничению собственности на землю явилась разработка нормативного правового документа о создании комиссии по проведению оценки индивидуальных объектов недвижимости методом визуального наблюдения.
По-прежнему важно продолжать следующую работу:
• по разработке и совершенствованию нормативной правовой базы в области ведения государственного земельного кадастра и учета недвижимости, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;
• по усилению контроля за использованием объектов, выполнением условий их сдачи в аренду и за поступлением арендной платы в доходы бюджета;
• по расширению арендооблагаемой базы путем выявления неиспользуемых и неэффективно используемых площадей и земельных участков;
• по оформлению и переоформлению прав на земельные участки предприятиями, организациями и частными предпринимателями;
• по формированию земельных участков под многоквартирными домами и постановке их на кадастровый учет;
• по проведению инвентаризации земельных участков, занимаемых многоквартирными жилыми домами.
В целях дальнейшего роста объемов жилищного строительства в городе проведен анализ выделенных строительным организациям земельных участков под конкретные жилые дома и подготовлен план строительства и ввода многоэтажных жилых домов на период 2007-2010 годы. За этот период планируется ввести около 900 тысяч квадратных метров жилья.
Налоговый потенциал земельного налога на земельные участки, занятые многоэтажным жилищным фондом (муниципальный, ведомственный жилищный фонд, общежития, товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), дома, находящиеся на обслуживании у управляющих компаний, и земельные участки, предоставленные для строительства многоэтажных домов (новостройки) - 3 366 домов), составляет 54 773,4 тысячи рублей, в том числе:
• 50 000 тысяч рублей, или 91 процент от налогового потенциала земельного налога на земельные участки, занятые многоэтажным жилищным фондом, - 2 987 домов;
• 3 734,5 тысячи рублей, или 7 процентов, - на земельные участки, занятые ТСЖ и ЖСК, - 318 домов;
• 1 038,9 тысячи рублей, или 2 процента, - на земельные участки, отведенные для строительства многоэтажных жилых домов (новостройки), - 61 дом (см. табл.).
Таблица
Налоговый потенциал города Барнаула: земельные участки, занятые жилищным многоэтажным фондом (2007-2010 годы)
Количество домов Земельные участки Сумма земельного налога, тыс. р. Сумма земельного налога на 1 дом, тыс. р.
2 987 Муниципальный жилищный фонд 50 000 16,7
318 ТСЖ и ЖСК 3 734,5 11,7
61 Для строительства многоэтажных жилых домов (новостройки) 1 038,9 17,0
Всего 3 366 Всего 54 773,4 В среднем на дом - 16,3
В последние годы в земельное, а также в приватизационное законодательство в части регулирования прав на застроенные земельные участки введен ряд принципиальных норм, которые уже оказывают и в обозримой перспективе будут оказывать определяющее влияние на развитие рынка земли и недвижимости. К ним прежде всего следует отнести разграничение земель. Государственные земли должны быть разграничены на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований.
Земли, отнесенные к муниципальной собственности, подлежат регистрации. Возникновение права собственности на них позволит реализовывать в полной мере возложенные на муниципальные образования задачи по формированию и пополнению местного бюджета. В первую очередь это даст возможность управлять и распоряжаться земельными участками, определять размер арендной платы, порядок и сроки ее внесения. За счет выкупа земли город может получать достаточно крупные разовые платежи, необходимые для финансирования приоритетных городских инвестиционных и иных программ, а недостаточно рационально используемая земля найдет более эффективных собственников.
Сказанное свидетельствует о том, что органы местного самоуправления заинтересованы в быстром и качественном осуществлении мероприятий по разграничению государственной собственности на землю.
В целом основные направления увеличения доходной базы бюджета представлены следующим образом.
1. Направления повышения налоговых доходов бюджета:
1) усиление взаимодействия и информационного обмена между администрацией города и межрайонной инспекцией Финансовой налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края в рамках Соглашения о сотрудничестве;
2) увеличение нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в городской бюджет;
3) проведение мониторинга и анализа базы налогоплательщиков, оценка налогового потенциала города;
4) снижение недоимки по обязательным платежам в городской бюджет:
• совершенствование работы городской и районных комиссий по снижению задолженности по налогам и сборам, поступающим в бюджет города;
5) легализация заработной платы работников:
• учет требований соглашения между администрацией города, городскими работодателями и профсоюзами по минимальному размеру заработной платы при заключении и продлении договоров аренды имущества и земельных участков, устранение задолженности по платежам по налогу на доходы физических лиц;
• при проведении конкурсов по муниципальному заказу использование в качестве критерия отсутствие задолженности по налогу на доходы физических лиц;
• формирование и анализ списков организаций и индивидуальных предпринимателей, работники которых имеют заработную плату ниже прожиточного минимума;
6) реализация программы повышения заработной платы работников различных отраслей;
7) выявление незаконной предпринимательской деятельности;
8) поддержка и содействие реализации инвестиционных проектов предприятий, предусматривающих создание новых рабочих мест, рост налоговых платежей;
9) повышение социальной, экономической и бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот и льгот по арендной плате. Отмена неэффективных льгот;
10) активизация претензионно-исковой работы по взысканию задолженности в городской бюджет;
11) инвентаризация юридических и физических лиц, осуществляющих операции на рынке недвижимого имущества (сдача в наем, аренду квартир, жилых домов). Учет доходов физических лиц, заключивших договор сдачи в наем, аренду недвижимого имущества;
12) выявление и вовлечение в оборот незавершенных строительных объектов;
13) выявление земельных участков, используемых без правоустанавливающих документов;
14) проведение технической инвентаризации объектов, подлежащих налогообложению;
15) переоценка инвентаризационной стоимости недвижимого имущества;
16) выявление и постановка на учет владельцев объектов недвижимого имущества, подлежащего сдаче в эксплуатацию и государственной регистрации права владения.
2. Направления повышения неналоговых доходов бюджета:
1) разграничение государственной и муниципальной собственности на землю;
2) создание информационно-технической инфраструктуры, автоматизация системы управления недвижимостью;
3) совершенствование системы администрирования земельного налога и арендной платы за землю;
4) инвентаризация земельных участков и муниципального имущества. Выявление неоформленных участков и имущества;
5) расширение учета индивидуальных и коллективных объектов недвижимости:
• проведение оценки индивидуальных объектов недвижимости методом визуального наблюдения;
• включение в налоговую базу имущества, полученного в результате долевого строительства жилья, право собственности, на которое не зарегистрировано;
• формирование банка данных о земельных участках под многоквартирными домами для внесения сведений в государственный земельный кадастр.
С целью определения на территории Алтайского края кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края, в том числе города Барнаула.
Решением Барнаульской городской Думы от 21 апреля 2004 года № 334 «О создании рабочей группы по анализу результатов кадастровой оценки земли в городе Барнауле» рабочей группе поручено проводить работу по анализу результатов кадастровой оценки земли в городе Барнауле с учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами городской Думы, представителями администрации и жителями города;
6) активизация работы административных комиссий по наложению и взысканию штрафных санкций;
7) внедрение конкурсных основ при приватизации или передаче муниципального имущества в аренду;
8) привлечение в экономику и социальную сферу города средств федерального, краевого бюджетов, в том числе в рамках федеральных и краевых целевых программ, и внебюджетных средств (гранты, спонсорская помощь, международные программы финансирования экономических и социальных проектов и т. д.).
3. Направления реформирования муниципального сектора экономики города:
1) совершенствование механизма мониторинга и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий. Оценка эффективности их деятельности;
2) увеличение поступлений в бюджет города от чистой прибыли муниципальных предприятий, дивидендов от участия муниципалитета в акционерных обществах;
3) реорганизация или ликвидация убыточных муниципальных предприятий;
4) перевод муниципальных учреждений в форму автономных учреждений;
5) приватизация муниципального имущества.
6) проведение аукционов по продаже земельных участков под жилищное строительство;
7) оптимизация механизма расчета арендной платы за использование муниципального имущества, рыночный принцип ее формирования;
8) вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого или неэффективно используемого муниципального имущества;
9) страхование муниципального имущества;
10) реализация концессионных соглашений на базе объектов муниципальной собственности;
11) повышение информационной открытости и прозрачности отношений по управлению муниципальной собственностью;
12) расширение предоставления платных услуг муниципальными предприятиями и
учреждениями.
4. Направления оптимизации системы управления муниципальным долгом:
1) снижение дебиторской задолженности городского бюджета;
2) реструктуризация муниципального долга;
3) совершенствование заемно-кредитной политики.
* * *
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ, ДОВОДИМ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ,
ЧТО ИЗ ПЕЧАТИ ВЫШЛА КНИГА РУТГАЙЗЕРА В.М. И БУДИЦКОГО А.Е.
«ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА»
(М., МАРОСЕЙКА, 2007. 233 С.)
По мнению заведующего сектором Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, доктора экономических наук, профессора Дубенецкого Я.Н., «книга В.М. Рутгайзера и А.Е. Будицкого весьма интересна не только для собственно специалистов, профессионально занятых оценкой бизнеса и осуществляющих сделки купли-продажи банков, но и для достаточно широкого круга владельцев, акционеров и менеджеров банков, для которых оценка стоимости их банка и движение этой оценки будут выступать лучшим измерителем эффективности деятельности банка и его перспектив.
Авторы правильно поступают, начав с изложения и разъяснения позиций видных западных специалистов: Коупленда, Дамодарана, Роуза и других. Особое одобрение вызывает то, что В.М. Рутгайзер и А.Е. Будицкий не просто принимают позиции этих видных экономистов и следует их подходам, а критически анализируют, осмысливают эти подходы с позиций собственного профессионального опыта и развивают теоретические посылки, принятые этими известными авторами.
В рассматриваемой книге достаточно обстоятельно анализируются принятые в мировой практике методы оценки стоимости банков, приведены характеристики новых методов оценки, проанализированы достоинства и недостатки различных методов.
Одним из существенных достоинств анализируемой книги является то, что авторы внимательно исследуют содержание действующих в российской банковской системе нормативных документов и, не скатываясь на позиции их огульного очернения, выявляют те или иные позиции, по которым эти нормативные требования могли бы быть усовершенствованы.
Весьма полезны приведенные в работе примеры оценки двух банков различными методами, анализ фактических данных состоявшихся сделок купли-продажи банков, построение соответствующих мультипликаторов, анализ применимости различных моделей в практических расчетах по оценке банков.
Особую ценность представляет разработка авторами собственных рекомендаций по значениям мультипликаторов при проведении оценок, а также условий, при которых эти мультипликаторы должны корректироваться.
Эта книга, несомненно, является содержательной, актуальной и полезной с практической точки зрения».