СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТАМБОВА:
ЗАМЫСЕЛ И РЕАЛИЗАЦИЯ
Е. Ю. ИВАНОВА
В статье проанализированы возможности реализации Стратегии социально-экономического развития города Тамбова Тамбовской области на период до 2020 г. и ряд других программных документов по долгосрочному развитию города. Названы основные мероприятия по реализации тактических планов и достижению стратегических задач органов управления городом. Город Тамбов характеризуется как гарант экономической и социальной устойчивости региона в целом.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегия развития муниципального образования, органы местного самоуправления, город Тамбов.
Для анализа деятельности администрации, для оценки ее эффективности важно установить, что является целью этой деятельности.
Стратегической целью в деятельности администрации города является дальнейшее экономическое развитие города Тамбова, направленное на обеспечение устойчивого роста качества жизни населения. Для достижения этой цели решением Тамбовской городской Думы от 23 мая 2012 г. была утверждена стратегия долгосрочного развития города [4].
Заявленная цель - сделать Тамбов примером для остальных городов области, обеспечить достойные условия для проживания его жителям. Выполнение всех поставленных задач позволит двигаться вперед, эффективно развиваться.
Любая управленческая деятельность не может осуществляться без целевых установок и понимания тех условий, в которых она реализуется. Для достижения поставленной задачи необходимо решить ряд стратегических задач:
- содействие развитию эффективного инновационного производства, комплекса сферы услуг на основе развития рыночных институтов и малого бизнеса;
- формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей условия для всестороннего развития личности;
- улучшение городской среды путем устойчивого функционирования и развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, реализации современной политики в градостроительстве и благоустройстве;
- улучшение экологической обстановки в городе.
Важнейшее значение следует отвести совершенствованию системы планирования и управления социально-экономическим развитием города. Для этого необходимо завершение формирования системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования на основе Стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 г.
Стратегия охватывает все сферы экономики города: промышленность, малый и средний бизнес, образование, здравоохранение, культуру, ЖКХ, транспорт и т. д. В ней сформулированы основные направления в экономической политике администрации, включая инвестиционную, налоговую и бюджетную политику, а также в социальной, молодежной и кадровой политике.
Реализация Стратегии позволит достичь показателей социально-экономического развития города (относительно 2009 г.):
- по среднегодовому приросту объемов промышленного производства за 2010-2013 гг. -на 11,4 %, к 2020 г. - на 22,7 %;
- по росту инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в
6,6 раза;
- по повышению реальных денежных доходов населения (включая заработную плату и пенсии) в 1,6 раза;
- по среднегодовым темпам роста товарооборота на 16,5 % (в действующих ценах);
- по снижению уровня инфляции до 4-5 % в год;
- по уровню регистрируемой безработицы -не допустить превышения 1 % от численности экономически активного населения;
- по обеспечению населения города объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- по укреплению здоровья горожан;
- по повышению уровня образования населения города.
Достижение этих показателей можно обеспечить в ходе следующих мероприятий:
1. Совершенствование и расширение частногосударственного партнерства в целях привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Вопросы активизации инвестиционной деятельности должны стать первостепенными при:
- проведении мероприятий градостроительного планирования в рамках принятого Генерального плана города Тамбова;
- уточнении предложений для инвесторов по инвестированию в городские объекты, представленные в инвестиционном паспорте города и размещенные на сайте администрации Тамбовской области;
- расширении доступа к земельным участкам для строительства объектов;
- уточнении плана приватизации объектов муниципальной собственности;
- дальнейшем снижении срока на получение разрешений на строительство объектов;
- получении инвесторами преференций в соответствии с действующим законодательством.
2. Обеспечение реализации мер по ресурсосбережению, в том числе на объектах муниципальной собственности. Дальнейшая реализация муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в г. Тамбове Тамбовской области на 20102015 гг. и на период до 2020 г.» [1].
3. Модернизация экономики, в том числе муниципальной экономики в рамках требований Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», расширение прав бюджетных и автономных муниципальных учреждений, избавление в порядке приватизации от муниципального имущества, не имеющего прямого отношения к непосредственным обязанностям органов местного самоуправления, но требующего значительных ресурсных затрат на его содержание [2].
Одним из инструментов политики администрации города в вопросе модернизации муници-
пальной экономики является реализация программы приватизации муниципального имущества, принятой Тамбовской городской думой [3].
Одновременно надо подчеркнуть роль администрации города в обеспечении стабильности в промышленном производстве на территории города. Необходима технологическая и техническая модернизация производств, которая обеспечит повышение энергоэффективности экономики к 2020 г. на 40 %. В этом направлении администрации города предстоит работа по привлечению частного капитала.
4. Модернизация должна затронуть сферу торговли и услуг, где преобладает деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства.
5. Должна быть принята городская целевая программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе лучших имеющихся в других муниципалитетах и регионах практик. К числу таковых относится сокращение сроков выдачи разрешений, например, на строительство объектов, необходимых для начала бизнеса, участие в организации инвестиционных промышленных площадок и целый ряд других мер.
6. Реализация государственной тарифной политики на территории города и достижение баланса интересов продавцов и покупателей в тех сферах экономики, где пока окончательно не сформированы рыночные механизмы саморегуляции.
7. Реализация муниципальной ценовой политики оказания платных муниципальных услуг органами администрации и муниципальными учреждениями, в том числе путем формирования условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целях сдерживания роста цен на социально значимые товары для населения.
8. Совершенствование системы оплаты труда муниципальных служащих и специалистов муниципальных учреждений; сокращение неэффективных расходов на содержание местных органов самоуправления, в частности, за счет оптимизации штатной численности.
Бюджетная политика города Тамбова направлена на обеспечение финансовой стабильности в городе, сохранение социальных гарантий населению, снижение неэффективных бюджетных расходов.
Одна из приоритетных задач - обеспечить существенный рост доходов городского бюджета.
Одним из важнейших вопросов на ближайшую перспективу является оптимальное исполь-
зование муниципального имущества и земельных участков с целью максимального получения доходов.
И если политика управления муниципальной собственностью должна ориентироваться на дальнейшее сокращение имущества, не обеспечивающего выполнение функций и полномочий муниципального образования, то политика в области земельных отношений, напротив, должна быть направлена на максимальное вовлечение земель в хозяйственный оборот, оформление права пользования земельными участками. По грубым расчетам налоговый потенциал города только по земельному налогу составляет более 1 млрд руб., а используется менее чем на треть. Задача администрации города Тамбова на начальном этапе -достоверно оценить имеющиеся резервы, выявить слабые места, а затем, используя административный ресурс, обеспечить наиболее полное поступление доходов в бюджет.
Налоговая политика будет выстраиваться с учетом изменений федерального и регионального законодательства по налогам, формирующим доходную часть городского бюджета, совершенствования нормативно-правовой базы по местным налогам.
В 2011 г. вступили в силу изменения бюджетного законодательства в части увеличения нормативов отчислений по налогам на совокупный доход в городской бюджет. Вместе с тем изменились сроки уплаты по налогу на имущество физических лиц, что приведет к значительному сокращению доходов по данному доходному источнику в следующем году, порядка 50 млн руб.
По-прежнему сохраняется острота проблемы выпадающих доходов местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами по местным налогам. Так, за 2009 г. только сумма налога на имущество физических лиц, не поступившего в городской бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам таких налоговых льгот, составила 43,4 млн руб. В связи с тем, что Правительству РФ поручено определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот, задача муниципалитета - иметь достоверную базу в отношении льготных категорий плательщиков.
Работа по увеличению налоговых поступлений будет направлена не только на усиление налогового бремени, но и на улучшение администрирования платежей, ужесточение требований и применяемых мер воздействия в отношении недобросовестных плательщиков.
Учитывая, что объем расходов городского бюджета ограничен его доходными возможностями, необходимо повышение результативности использования бюджетных ассигнований и сокращение неэффективных расходов как на стадии определения направлений расходования бюджетных средств, так и в ходе исполнения бюджета города.
Исходя из этих принципов, основными направлениями бюджетной политики города Тамбова можно назвать:
- обеспечение бюджетных обязательств, в первую очередь по заработной плате с начислениями, социальным выплатам и оплате коммунальных услуг;
- взвешенный подход к принятию решений об установлении новых расходных обязательств, которые должны приниматься только на условиях муниципального задания в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов;
- использование механизмов программноцелевого принципа планирования и исполнения бюджета в форме долгосрочных целевых и ведомственных программ, усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств;
- введение режима жесткой экономии бюджетных средств на всех уровнях, исключение реализации задач, не носящих в текущей ситуации первоочередного характера;
- сокращение неэффективных расходов на содержание органов местного самоуправления, соблюдение установленных нормативов финансирования расходов на содержание органов местного самоуправления.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов будет оптимизирована сеть муниципальных учреждений при сохранении объема и качества муниципальных услуг, предоставляемых населению, внедрении муниципальных заданий, определяющих конкретные, измеримые результаты использования бюджетных средств.
Планируется сокращение расходов городского бюджета на потребление учреждениями города топливно-энергетических ресурсов за счет проведения энергосберегающих мероприятий во всех сферах хозяйственной деятельности.
Следует четко определить приоритеты направления средств на капитальное строительство. В преимущественном порядке сконцентрировать бюджетные ассигнования на объектах, софинансирова-ние которых осуществляется за счет средств вышестоящего бюджета. Провести инвентаризацию незавершенного строительства для принятия решений о дальнейшем его использовании.
Политика в области муниципального долга, при сохранении долговой нагрузки не выше 30 % объема собственных доходов бюджета, будет направлена на поэтапное сокращение размера муниципального долга, а также на своевременное исполнение долговых обязательств.
На 2011 г. бюджет удалось сбалансировать с дефицитом в размере 243,6 млн руб., на 2012-2013 гг. предложен проект бездефицитного бюджета. Источником финансирования дефицита городского бюджета в 2011 г. были заимствования. В целях оптимизации расходов бюджета на обслуживание муниципального долга предполагается привлекать кредиты в коммерческих банках по ставке заимствования, не превышающей двух пунктов установленной Центральным Банком РФ ставки рефинансирования.
Таким образом, стратегия развития города выстроена таким образом, чтобы максимально возможно улучшить условия жизни горожан, развивать городскую инфраструктуру.
В ежегодном рейтинге топ-100 лучших городов России, составленного экономическим журналом «Секрет фирмы» в начале 2012 г. среди 153 городов-участников с населением более 100 тыс. чел., Тамбов занял 11 строчку, поднявшись с 18 места по итогам 2011 г. В рейтинге использовались 14 критериев, объединенных в пять индексов [6]:
1. Композитный социальный индекс включает процентную долю занятых в общей численности трудоспособного населения, количество врачей на 10 тыс. чел., число зарегистрированных преступлений на 10 тыс. жителей.
2. Композитный инфраструктурный индекс включает объем пассажироперевозок за год на 10 тыс. горожан, долю дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности автодорог в регионе, количество абонентских устройств передачи данных на 1 тыс. жителей региона.
3. Строительный индекс вычислялся по количеству квадратных метров жилья на одного жителя.
4. Композитный индекс расходов (индекс богатства) включает среднедушевой объем инвестиций в основной капитал, среднедушевые расходы бюджета, потребительские расходы населения.
5. Композитный индекс доходов (индекс финансовой эффективности) включает: долю собственных доходов (без трансфертов) в общих доходах бюджета долю неналоговых доходов в собственных доходах, коэффициент дефицита бюджета в процентах от доходов бюджета.
Согласно этому рейтингу, расходы на душу населения по г. Тамбову составили чуть меньше
21 тыс. руб., самостоятельность бюджета была определена на уровне 49,5 %, при этом его дефицит составил порядка 2,5 %, а неналоговые доходы - 35 %. При этом отставание города Тамбова от Воронежа, замыкающего десятку лучших городов, незначительное.
Тамбову отведена значительная роль в формировании и поддержании экономической устойчивости региона, не только как административному центру, но и как территории, где сконцентрирован наибольший объем материальных, трудовых и производственных ресурсов по сравнению с другими территориями области. В связи с этим возрастает роль и ответственность руководства администрации Тамбова и ее органов за исполнение своих полномочий и обязательств по дальнейшему экономическому и социальному развитию города.
Всего объем инвестиций в основной капитал города по итогам за 2011 г. составил 18,4 млрд руб., что ниже, чем в 2010 г. на 7,8 % (в сопоставимых ценах) [5].
По доходам бюджет городского округа - город Тамбов за 2011 г. исполнен в сумме 4 676,7 млн руб., в том числе по собственным налоговым и неналоговым доходам - в сумме 2 786,7 млн руб. По сравнению с 2010 г. поступления снизились на 336,9 млн руб. или на 6,7 % в результате сокращения безвозмездных поступлений, а по собственным налоговым и неналоговым доходам возросли на 307,1 млн руб., или на 12,4 %.
По налоговым платежам, которые составляют 66 % собственных доходов городского бюджета, прирост к уровню прошлого года составил 14,2 %, или 228 млн руб. Наибольший рост по отношению к 2010 г. достигнут по земельному налогу -на 47,6 %, или на 165,5 млн руб.
Доходы городского бюджета от использования и приватизации муниципального имущества в
2011 г. составили 462 808,5 тыс. руб. (по отношению к 2010 г. - 109,5 %).
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества 2011 г. составляют 48,7 % от всех неналоговых доходов городского бюджета, 16,6 % от общих доходов городского бюджета.
Структура поступлений сложилась следующим образом:
- доходы от приватизации - 57 % (264,3 млн руб.);
- доходы от сдачи в аренду - 40 % (184,6 млн руб.);
- прочие доходы (отчисления части прибыли МУП, плата за размещение рекламных конст-
рукций, дивиденды по акциям, плата за наем) -3 % (13,9 млн руб.).
В 2011 г. в городе действовала программа мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа - город Тамбов, разработанная на 2 года. Эффект от проведенных в прошлом году мероприятий составил по мобилизации доходов 162,2 млн руб., по оптимизации расходов 55,2 млн руб. Наиболее значимый экономический эффект получен в результате деятельности комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, созданной еще в 2006 г. За 2011 г. на заседаниях комиссии, проводимых ежемесячно, рассмотрено состояние платежной дисциплины 168 недоимщиков. В результате проведенной комиссией работы погашена недоимка в консолидированный бюджет Тамбовской области на сумму 100,4 млн руб., что больше по сравнению с 2010 г. на 34,4 млн руб., или на 52 %. На городской бюджет приходится около трети учтенной суммы или 29,2 млн руб.
По расходам бюджет городского округа - город Тамбов за 2011 г. исполнен в сумме 5 011,4 млн руб., в том числе 738,6 млн руб. - бюджетные инвестиции, связанные с увеличением стоимости основных средств. По сравнению с 2010 г. объем расходов снизился на 127,1 млн руб., или на 2,5 %, при этом по капиталовложениям снижение составило 302,4 млн руб., или 29,0 %. Наибольшая доля расходов -(39,6 %) приходится на жилищно-коммунальное хозяйство, здесь же сосредоточена основная доля капиталовложений (около 68,7 %). Расходы на образование составили 35,2 % от общей суммы расходов, на социальную политику, культуру и кинематографию, здравоохранение, средства массовой информации и физическую культуру и спорт - 14,5 %, на общегосударственные вопросы - 6,6 %.
В 2011 г. в ходе исполнения расходной части бюджета особое внимание уделялось оптимизации бюджетных расходов при сохранении уровня финансового обеспечения функционирования учреждений бюджетной сферы и городского хозяйства, инвестиционной деятельности и других важнейших направлений, а также безусловному выполнению принятых ранее долговых обязательств.
Обеспечено своевременное и полное финансирование расходов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, городского хозяйства, теплоэнергетическим ресурсам, а также расходов социального характера.
На выплату зарплаты в 2011 г. было направлено 1 819,9 млн руб.; на оплату поставщикам коммунальных услуг - 290,4 млн руб.; на соци-
альные выплаты - 78,5 млн руб.; на капитальный ремонт жилого фонда - 127,6 млн руб.; на благоустройство города - 1 351,5 млн руб. По сравнению с 2010 г. рост расходов на заработную плату составил 248,8 млн руб., или 15,8 %, по ТЭР -
10,6 млн руб., или 3,8 %.
В 2011 г. был организован и осуществлен целый комплекс мероприятий, позволивший обеспечить условия, необходимые для получения финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов в общей сумме 1 177,9 млн руб. на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на капитальный ремонт автомобильных дорог и путепроводов, ремонт дворовых территорий, на строительство сооружений и сетей инженерной инфраструктуры в микрорайоне «Московский», ТСЖ «Радужный», в поселке Северный, на строительство нового путепровода по улице Магистральной, на строительство детского сада в микрорайоне «Московский», на безопасность дорожного движения.
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2012 г. составил 1 175,7 млн руб., или 42,2 % к объему доходов без учета финансовой помощи. В структуру муниципального долга входят кредиты кредитных организаций в сумме 892,6 млн руб., кредит федерального бюджета в виде субзайма МБРР в сумме 4 883,9 тыс. долл. США, или по курсу валюты 152,4 млн руб. и бюджетный кредит, предоставленный из областного бюджета в сумме 130,8 млн руб. для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В рамках общегосударственной политики перехода на программно-целевой метод финансирования при составлении бюджета на 2012-2014 гг. значительно увеличена доля бюджетных средств, направляемых на финансирование как городских, так и ведомственных программ. В бюджете на
2012 г. удельный вес программных расходов составляет почти 7 %, что стало возможным благодаря разработке и утверждению главными распорядителями бюджетных средств новых целевых и ведомственных программ. В результате, если год назад в проекте бюджета были учтены расходы на реализацию лишь 12 городских программ, то в бюджете 2012 г. предусмотрено финансирование уже 14 целевых и 6 ведомственных программ, что позволит более разумно, с прицелом на конечный результат расходовать бюджетные средства.
Литература
1. Об утверждении муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Тамбове Тамбовской области на 2010-2015 годы и на период до 2020 года»: постановление администрации города Тамбова от 30 июля 2010 г. № 6818 // «ЭнергоСовет» - портал по энергосбережению. URL: http://www.energosovet.ru
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон РФ № 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. URL: http://www.consultant.ru
3. О внесении изменений в Решение Тамбовской городской Думы от 26.10.2011 № 413 «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества города Тамбова на 2012 год»: решение Тамбовской городской Думы от 28.03.2012 № 554. URL: http ://www. consultant. ru
4. О стратегии социально-экономического развития г. Тамбова на период до 2020 г.: решение Тамбовской городской Думы от 23 мая 2012 г. № 584 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru
5. Официальный сайт администрации г. Тамбова. URL: http://rity.tambov.gov.rn
6. Топ-100 лучших городов России // Коммерсантъ Секрет Фирмы. № 4(307). URL: http:// www. kommersant.ru
* * *
STRATEGY OF THE LONG-TERM DEVELOPMENT OF THE TAMBOV: PLAN AND REALIZATION
E. Yu. Ivanova
In article possibilities of realization of strategy of a social and economic development of the Tambov of the Tambov region for the period till 2020 and some other program documents on a long-term development of the city are analyzed. The main actions for implementation of tactical plans and achievement of strategic tasks of governing bodies by the city are called. The Tambov is characterized as the guarantor of economic and social stability of the region as a whole.
Key words: social and economic development, strategy of development of municipality, local governments, Tambov.