кой «образовательной реформы», видимо, не понимая этого, - пытаются реформировать её не в векторе прогресса, - а в векторе регресса.
Таким образом, уроки образовательной составляющей, как и всей советской индустриализации, являются актуальными для реализации сегодняшней задачи новой индустриализации в РФ. Но использовать эти уроки эффективно можно только при определенных условиях. И прежде всего - при условии коренного переворота всей макроэкономической, в том числе и образовательной, политики РФ.
Библиографический список
1. Гордеев В.А., Гордеев А.А. Актуален ли для РФ опыт советской индустриализации 1930-х го-
дов? // Труды Вольного экономического общества России. Т. 163. - М., 2012. - 708 с. - С. 194-208.
2. История народного хозяйства СССР. Курс лекций / под ред. Ф.Я. Полянского и др. - М.: Изд-во соц.-эк. лит-ры, 1960. - 664 с.
3. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1986). Т. 6. 1933-1937. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
4. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1986). - 9-е изд., испр. и доп. Т.5. 1929-1932. - М.: Политиздат, 1984. - 446 с.
5. Черняховский С. Догматизм невежества // Завтра. - 2012. - 26 декабря.
УДК 330 + 332.1
Грабова Ольга Николаевна Свиридов Николай Никитович Блинов Михаил Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ГОРОДСКОГО ТИПА
Целью статьи является поиск и обоснование путей ускорения социально-экономического развития муниципального образования город Мантурово и разработка предложений по решению главнейших задач: росту благосостояния населения, сокращению безработицы, повышению эффективности ЖКХ и предотвращению возможных отрицательных тенденций и явлений. Исследование проводилось на основе использования методологических подходов институциональной экономики, социологии и других современных парадигм и концепций.
Ключевые слова: управление муниципальным образованием, качество жизни населения, институты.
Решение многих задач социального и экономического характера все больше перемещается в регионы. В этой связи возрастает роль муниципальных образований. В силу существенных природных, культурно-исторических и институциональных различий субъектов Российской Федерации должны быть разработаны в известной мере «свои» механизмы и методы решения этих задач. Особую актуальность приобретают проблемы малых городов лесной зоны с населением 15-25 тыс. человек. Как показали наши исследования, отток населения из сельской местности и малых городов ориентирован преимущественно в областные центры, крупные города, особенно в Санкт-Петербург и Москву Целью данной статьи является на основе использования методологических подходов институциональной экономики, социологии и других современных парадигм и концепций выявление реальных возможностей ускорения социально-экономического развития муниципального образования город Мантурово и разработка предложений по решению главнейших задач: росту благосостояния населения, сокращению безработицы, повышению эффективности ЖКХ и предотвращению возможных отрицательных тенденций и явлений.
Дадим краткую характеристику города Мантурово. Статус города Мантурово получило в 1958 году в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 апреля 1958 года, а с 1963 года Мантурово получило статус города областного подчинения. На 1 января 2013 года в г. Мантурово проживало 17,1 тыс. человек, город вошел в четвертую группу городов и поселков городского типа по Костромской области с численностью населения от 10 до 19,9 тыс. человек (табл. 1).
Представленная таблица 1 требует некоторых комментариев. Во-первых, прослеживается устойчивая тенденция сокращения городов в регионе. За период с 1989 по 2010 годы численность городов и поселков городского типа в регионе сократилось с 30 до 19. Такой процесс повторяет «исчезновение» сельских населенных пунктов области (табл. 2).
За изучаемый период в регионе число сельских населенных пунктов сократилось с 3469 в 1989 году до 2301 в 2010 году. Практически не стало каждого третьего села и деревни. Эта проблема требует самостоятельного исследования. Однако она не может быть оторвана от социально-экономического анализа городских муниципальных образований.
Во-вторых, в Костромской области происходит «угасание» социально-экономического потенциала
© Грабова О.Н., Свиридов Н.Н., Блинов М.В., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
43
Таблица 1
Распределение городов и поселков городского типа Костромской области (Источник: [1, с. 45])
Показатели Число городов и поселков городского типа Численность населения, тыс. чел.
1989 2002 2010 1989 2002 2010
Города и поселки городского типа - всего 30 20 19 551,7 496,1 466,7
из них с числом жителей, тыс. чел.
до 3 6 1 - 14,1 1,7 -
3 - 4,9 6 4 6 24,0 16,6 24,9
5 - 9,9 9 6 5 60,8 38,9 36,7
10-19,9 3 5 4 44,3 81,9 64,1
20 - 49,9 5 3 3 131,0 78,3 72,3
50 - 99,9 - - - - - -
100 - 499,9 1 1 1 277,5 278,7 268,7
Таблица 2
Распределение сельских населенных пунктов по числу жителей в Костромской области (Источник: [1, с. 45])
Показатели Число сельских населенных пунктов
1989 2002 2010
Сельские населенные пункты - всего 3469 2809 2301
из них с числом жителей, человек:
до 10 1274 1098
11 - 50 2620 816 599
51 - 100 305 240 191
101 и более 544 479 413
Таблица 3
Характеристика внутренней среды г. Мантурово Костромской области на основе SWOT-анализа
Сильные стороны Возможности
1. Удобное географическое положение, наличие устойчивого железнодорожного и автомобильного сообщения по маршруту: Москва - Кострома -Мантурово - Киров - Свердловск. Сравнительно близкий рынок сбыта продукции. 2. Однородная этническая и конфессиональная структура населения, отсутствие серьезных потенциальных противоречий среди местных жителей. 3. Имеются крупные резервы ценных лесных ресурсов для переработки древесины на имеющихся предприятиях. Наличие современного предприятия по изготовлению качественной фанеры 4. Имеются значительные возможности для привлечения населения из других регионов для постоянного проживания в городе Мантурово и пригородной зоне. 1. Рост инноваций в деятельности и на этой основе внедрение конкурентоспособных технологий и товаров, модернизация и диверсификация производств. 2. Устойчивое пополнение бюджета города на основе расширения налогооблагаемой базы за счет новых крупных предприятий и развития малого бизнеса, семейно-трудовых хозяйств, ремесленного производства и местного промысла. 3. Рост денежных доходов населения и на этой основе улучшение благосостояния жителей и их закрепление в городе. 4. Улучшение духовно-нравственных индикаторов, укрепление положительных семейных устоев и традиций.
Слабые стороны Угрозы
1. Высокая степень морального и физического износа большинства предприятий, слаборазвитая внутригородская дорожная сеть. 2. Продолжающийся отток населения из города в другие регионы. Демографическая ситуация остается неблагоприятной. 3. Слабо развита производственная и социальная инфраструктура. 4. Отсутствует семейное ремесленное производство и местные промыслы. 1. Дефицит городского бюджета и дисбаланс финансового состояния многих предприятий и организаций. 2. Рост угроз аварийных ситуаций в связи с износом инфраструктуры. 3. Рост цен на жизненно важные виды продукции и услуги, усиление отрицательного влияния местных монополистов (ЖКХ, энергетики и т.д.). 4. Потеря оседлости местного населения с возможными отрицательными социальноэкономическими последствиями. 5. Возможность банкротства предприятий малого и среднего бизнеса.
44
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
малых городов и сельских населенных пунктов, теряется местный социум, утрачиваются самобытность, исторические навыки и традиции населения региона.
И, в-третьих, обозначенные явления и процессы требуют особого внимания не только региональных, но и федеральных органов власти, поскольку они имеют общегосударственный характер и несут в себе угрозы безопасности страны.
Следует констатировать, что в г. Мантурово процесс сокращения населения также не приостановлен. Так, если на 1 января 2006 года в городе проживало 18,3 тыс. человек, то в 2012 году - 17,1 тыс. человек. Однако с введением в строй в 2010 году ОАО Мантуровского фанерного комбината обозначилась положительная демографическая динамика: стабилизировалась численность населения, улучшились индикаторы воспроизводства населения, устойчиво работают производственная и социальная инфраструктура. Как показал SWOT-анализ, г. Мантурово имеет резервы наращивания потенциала устойчивого социально-экономического развития (табл. 3).
Надо сказать, что г. Мантурово имеет проблемы социально-экономического развития, которые характерны для подобного типа городов. Детерминанты таких проблем: бедность значительной части населения, жилищная проблема, рост цен на услуги, предоставляемые местными монополистами, прежде всего сферы ЖКХ и энергетиков. Местная администрация практически не имеет рычагов влияния на рост тарифов сферы ЖКХ, так как тарифы устанавливает департамент государственного регулирования цен и тарифов администрации Костромской области (то есть исключено произвольное установление тарифов со стороны предприятий ЖКХ), и объективно рост тарифов связан с ростом цен на привозное топливо (мазут, уголь). Кроме того, именно предприятия сферы ЖКХ демонстрируют свою неэффективность: обанкротились ООО «Водоканал» (предприятие малого бизнеса) и ООО «Теплосеть» (предприятие среднего бизнеса).
В качестве меры социальной поддержки населения в г. Мантурово местный бюджет при помощи областного оплачивает более 50% от установленного тарифа за тепло.
Вместе с тем за последние годы органы местного самоуправления городского округа города Мантурово Костромской области сумели переломить ситуацию, и наметилась положительная динамика социально-экономического развития.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 ежегодно проводится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2011 год городской округ город Мантурово улучшил свои позиции относительно 2009 года по разделам: «жилищно-коммунальное хозяйство» (город поднялся с 6 места в 2009 году на 2 место в 2011 году; «здравоохранение» (с 5 на 4); «культура» (с 4 на 3); «организация муниципального управления» (с 5 на 4); «обеспечение безопасности населения» (с 6 на 3). Стабильно высокие показатели имеются в сферах экономического развития, земельных и имущественных отношений.
Структурируем сферы деятельности органов местного самоуправления городского округа город Мантурово Костромской области во взаимосвязи с тенденциями их развития и степенью проблем-ности (табл. 4).
Отметим, что городской округ город Мантуро-во включен в перечень моногородов Российской Федерации. В целях диверсификации экономики города был разработан Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода (КИП). На территории г. Манурово реализуются следующие инвестиционные проекты, включенные в КИП:
- ОАО «Мантуровский фанерный комбинат» -по реконструкции производства фанеры;
- ООО «Дело» - организация производства инновационного вида топлива - древесных пеллет (на
Таблица 4
Группировка сфер деятельности в г. Мантурово во взаимосвязи с тенденциями их развития и степени проблемности
Тенденции развития сфер и степень их проблемности
Улучшение деятельности Стабильная деятельность Требуют значительного улучшения работы
Сферы
- здравоохранение - культура - образование - безопасность населения - торговля и общественное питание - занятость населения - социальная защита населения - туристическая деятельность - дорожное строительство и транспортное обслуживание - лесопромышленный комплекс - природопользование и охрана окружающей среды - архивное дело - жилищно-коммунальное хозяйство - топливно-энергетический комплекс и тарифная политика - агропромышленный комплекс - строительство жилья, включая индивидуальное - переселение из аварийного жилья
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
45
данный момент производство древесных гранул не ведется, так как не завершен процесс реконструкции деревообрабатывающего производства под переработку древесных отходов от лесопильного комплекса для производства пеллет);
- ИП И.В. Гришиной - производство по заготовке и переработке древесины.
Все проекты связаны с лесопромышленным комплексом. Для осуществления инвестиционной деятельности на территории городского округа имеются свободные производственные площадки, производственные мощности для размещения промышленного производства. Для инвесторов были предоставлены льготы по местным налогам. Рост объема промышленного производства за 11 месяцев 2012 года к аналогичному периоду 2011 года 110,4% и составил 1 млрд. 680 млн. 492 тыс. рублей.
Уровень безработицы в городе в 2011 году снизился в 3,5 раза и составил 1,21%. Коэффициент напряженности снизился более чем в 7 раз и составляет сейчас 0,7 чел. на 1 заявленную в службу занятости вакансию. Улучшению ситуации способствовала реализация программ занятости в городе. Ценным является то, что успешно развивается
малый бизнес и семейно-трудовая деятельность в различных сферах деятельности. За 2011 год общее количество предпринимателей, состоящих на учете в налоговой инспекции, проживающих на территории г. Мантурово, составило 335 человек -1,96% от общей численности, за 2012 год - 382 человека - 2,2% от общей численности.
Дальнейшие перспективы развития города связаны с переводом экономики города на энергосберегающий путь развития и газификацией городского округа; привлечением инвестиций и диверсификацией экономики; развитием малого и среднего предпринимательства, институциональными преобразованиями. Это будет способствовать улучшению бюджетной обеспеченности и решению социально-экономических проблем города Мантуро-во. Для этой цели администрация инициирует разработку стратегии социально-экономического развития до 2030 года, которая станет ориентиром деятельности органов власти и бизнеса.
Библиографический список
1. Костромская область. Статистический ежегодник: 2012. - Кострома, 2013. - 457 с.
УДК 338.43
Губин Владимир Анатольевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РАЗВИТИЕ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
В статье рассматриваются социально-экономические проблемы развития крестьянских (фермерских) хозяйств, отмечается необходимость законодательную и аграрную политику региона и федеральных властей ориентировать в значительной мере на динамичное развитие института таких хозяйств.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, приоритетный национальный проект, крестьянское (фермерское) хозяйство; Костромская область.
Эффективное производство сельскохозяйственной продукции на фоне кризиса аграрной сферы может быть достигнуто путём развития частных, фермерских хозяйств, где мотивация работников велика и фермер имеет цель максимизировать доход. Проблема эффективного развития фермерских хозяйств в агропромышленном комплексе получила широкое распространение как в специализированной литературе, посвященной вопросам агропромышленного комплекса, так и в научно-популярной литературе. Среди множества работ, особое внимание привлекает работа основоположника теории семейно-трудового хозяйства и классической теории сельскохозяйственной кооперации А.В. Чаянова «Крестьянское хозяйство», где автор подробно подходит к изучению вопроса сущности, принципов организации производства и основных параметров главной составляющей фермерского хозяйства - крестьянской семьи.
Учения К. Маркса, который рассуждает о семейной собственности, положительных и отрицательных сторонах частного землепользования и пишет, что именно «свободная собственность крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, есть, очевидно, самая нормальная форма собственности». Статьи и очерки современного автора В.И. Кудряшова, который говорит о проблемах развития фермерского хозяйства: криминальном бизнесе и коррупции, слабой государственной поддержке, отсутствии доступной рыночной инфраструктуры и т.д. Вопросом рассмотрения факторов, сдерживающих рост аграрного производства в России, занимаются многие авторы. Так, В.И. Кудряшов, М.П. Козлов, С.С. Кузьминская дают точное определение процессов, сдерживающих фермерское производство в России [1, с. 67-69.].
За последние 6-7 лет российское фермерство проходит один из тяжелых этапов своего развития.
46
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
© Губин В.А., 2012