Научная статья на тему 'Рейтинговая система оценивания в обучении школьников'

Рейтинговая система оценивания в обучении школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНИВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружлякова Анна Витальевна

В статье анализируется необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая система оценивания в обучении школьников»

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

ШКОЛЬНИКОВ Дружлякова А.А.

Дружлякова Анна Витальевна - студент, кафедра английского языка и методики преподавания, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье анализируется необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения.

Ключевые слова: педагогика, рейтинговая система, оценивание, обучение школьников.

В жизни общества днем за днем происходят значительные изменения. В связи с этим, создается необходимость постепенного преобразования содержания и методов деятельности педагога. Школьная система балльных оценок не всегда способна оценить качественное изменение учащегося в процессе обучения, отмечая в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний - система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг применяется очень редко и, в основном, в порядке эксперимента.

Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.

В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля в обучении как одного из важнейших мотивирующих факторов.

А.А. Полозов определяет учебный рейтинг как метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом [19].

Также многие исследователи посвящали свои труды вопросам достоинств и недостатков данной системы, например, Е.В. Телеева [6, с. 116], О.Ю. Зябкина наряду с В.И. Поповой [2, с. 37] выделяли ключевые преимущества данной системы оценивания, рассмотрев которые становится ясным, почему эта система является уместной:

1. Снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика.

2. Придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в школе.

3. Стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников.

4. Возрастает роль текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты).

5. Позволяет обращать внимание на незначительные ошибки при выполнении заданий.

6. Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения.

7. Позволяет ученику выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания также связана с тем, что в сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран -

участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Одним из этих принципов является то, что важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократичных обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная [3].

Отсюда следует, что образовательные стандарты в Европе должны в ближайшие годы постепенно сближаться, и рейтинговая система - это то внедрение, которое логично вытекает из сближения российских образовательных стандартов с европейскими, и ввиду подписанной декларации, это следствие не только логичное, но и обязательное.

Таким образом, развитие современного общества обуславливает необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания школьников. Рейтинговая система вносит значительный вклад в решение проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения. В ходе применения в педагогической практике рейтинговой системы оценивания, в образовательном процессе будут исполняться потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.

Список литературы

1. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.msmsu.ru./ (дата обращения: 13.05.2017).

2. Зябкина О.Ю., Попова В.И. Современный подход к оценке достижений учащихся на основе балльно-рейтинговой системы. [Электронный ресурс]: О.Ю. Зябкина, В.И. Попова // Современные научные исследования и инновации: науч.-практ. журн., 2011. № 5. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2557/ (дата обращения: 14.05.2017).

3. Левченко Т.А. Проблемы и перспективы использования балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов высших учебных заведений // Успехи современного естествознания, 2008. № 9. С. 55-56.

4. Науменко Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования. [Текст] / Ю.В. Науменко // Стандарты и мониторинг в образовании, 2006. № 2. С. 23-30.

5. Рейтинговая система проверки, учета и оценки знаний // Теория обучения: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. И. П. Андриади. М.: Академия, 2010. С. 183-185.

6. Телеева Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Е.В. Телеева. Шадринск: Изд-во Шадрин. пед. инст, 2009. 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.