Научная статья на тему 'Применение балльно-рейтинговой системы в технических университетах при изучении курса «Химия»'

Применение балльно-рейтинговой системы в технических университетах при изучении курса «Химия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / SCORE-RATING SYSTEM / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL AND EXTRACURRICULAR WORK / РЕЙТИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATION PROGRAM / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / TRAINING MODULE / РЕЙТИНГ-ПЛАН / RATING-PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Ю.Г., Михайлова Н.Н., Богомазова А.А.

В статье рассмотрена балльно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов при изучении дисциплины «Химия» в техническом университете. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины, оцениваются в рейтинговых баллах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION RATING SYSTEM AT THE TECHNICAL UNIVERSITY WHILE STUDYING THE COURSE «CHEMISTRY»

The article examines the score-rating system of education and performance rating of students in studies of Chemistry at the Technical University. All knowledge, skills and attainments, acquired by students in the learning discipline process, are estimated in the course of a discipline study by rating scores.

Текст научной работы на тему «Применение балльно-рейтинговой системы в технических университетах при изучении курса «Химия»»

УДК 378.146

Применение балльно-рейтинговой системы

в технических университетах при изучении курса «химия»

Ю.Г. БОРИСОВА,

аспирант,

Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)

Н.Н. МИХАЙЛОВА,

канд. техн. наук, доцент кафедры «Общая и аналитическая химия» Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1)

E-mail: ximik2008@mail.ru А.А. БОГОМАЗОВА, канд. хим. наук, доцент Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский Государственный Университет»,

(Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, проспект Ленина 47а) E-mail: bogomazova-a-a@rambler.ru В статье рассмотрена балльно-рейтин-говая система обучения и оценки успеваемости студентов при изучении дисциплины «Химия» в техническом университете. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины, оцениваются в рейтинговых баллах.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, учебная и внеучебная работа, рейтинг, образовательная программа, учебный модуль, рейтинг-план

В связи с модернизацией российского образования и внедрением Болонских соглашений происходят изменения требований к качеству образования и системы её оценки.

Балльно-рейтинговая система — одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система балльно-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника.

Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов.

В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает поэтапное оценивание уровня освоения дисциплин основной образовательной программы, при которой осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на модули и проводится регулярная оценка знаний и умений студентов в течение семестра. Текущая рейтинговая оценка складывается из оценок, практикуемых в ВУЗе видов учебной работы и такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступлениях на конференциях, защита курсовых и дипломных работ, прохождение практик и т.д.

Благодаря открытости балльно-рейтинговой системы результаты успеваемости студентов доступны родителям, инвесторам, руководителям учебных подразделений на протяжении всего учебного года.

Реализация рейтинговой системы оценки успеваемости основана на регулярной системе контроля учебной деятельности каждого студента, получении оценки и накапливании соответствующего рейтингового балла в зависимости от результатов его систематической работы. Оценивание учебной деятельности студентов осуществляется по рейтинговой системе во всех учебных подразделениях ВУЗа с учётом специфики образовательной программы.

Итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности студента выражается в процентах и показывает степень освоения им материала, предусмотренного рабочей программой учебной дисциплины. Рейтинговая оценка может быть определена по одной, нескольким, всем дисциплинам учебного семестра и по итогам выполнения образовательной программы.

В ФГБОУ ВПО «Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет» такая система оценки знаний учащихся внедрена и широко используется в процессе обучения. Для получения зачета или оценки за экзамен по дисциплине предлагается балльная система оценивания работы студентов. Балльная система оценки в университете основана на следующих принципах:

1. Оценивание учебной деятельности студентов происходит регулярно, после изучения каждого модуля тем. По каждому

Методология и методы педагогических исследований

Примечание. Сумма РТ — суммарный текущий рейтинг за все виды занятий в семестре.

Рейтинг-план учебной дисциплины

Номер текущего рейтинга Наименование темы (модуля) Вид занятий Вид отчётности Оценка в баллах

мин. макс.

РТ 1 Тема № 1 Самостоятельная работа студента (СРС) Домашнее задание № 1 3 5

Защита домашнего задания № 1 10 15

Лабораторные работы Оформление отчёта и защита Лабораторных работ № 1-4 12 20

РТ 2 Тема № 2 Лабораторные работы Оформление отчёта и защита лабораторных работ № 5-6 6 10

СРС Контрольная работа № 1 5 15

РТ 3 Тема № 3 Лабораторные работы Оформление отчёта и защита лабораторной работы № 7 3 5

РТ 4 Тема № 4 СРС Домашнее задание № 2 3 5

Защита домашнего задания № 2 5 10

Лабораторные работы Оформление отчёта и защита лабораторных работ № 8 3 5

РТ 5 Все темы за семестр Поощрительные баллы Подготовка доклада на конференцию, призовые места на олимпиаде 10 10

Сумма РТ Суммарный текущий рейтинг за семестр Все занятия за семестр 60 100

модулю устанавливается перечень обязательных видов работы студента, включающий: лекционные, практические и лабораторные занятия; решение практических задач и выполнение заданий на занятиях; выполнение лабораторных работ; выполнение контрольных работ; участие в коллоквиумах по отдельным темам; тестирование по теме; другие виды работ, определяемые преподавателем.

2. Положение балльно-рейтинговой системы должны быть известны и понятны каждому студенту.

3. Оценивание исходит из общих критериев, независимо от личного отношения преподавателя к студенту.

4. С целью поощрения инициативы учащихся используют дополнительные баллы.

Каждый дисциплинарный модуль завершается определённой формой контроля для оценки степени усвоения учебного материала и получения рейтинговой оценки качества усвоения учебного материала.

Каждый преподаватель отдельно по каждой форме обучения разрабатывает рейтинг-планы преподаваемых дисциплин.

Так, по дисциплине «Химия» содержание курса одного семестра разделено на пять модулей. По каждому модулю студенты набирают определённое количество баллов (таблица).

Условием допуска к экзамену является выполнение всех лабораторных работ. В случае пропуска лабораторной работы студент должен её отработать. Если не выполнены контрольные работы и не защищены домашние задания, в конце семестра выполняется итоговая контрольная работа в форме тестовых заданий с максимальной оценкой — 15 баллов

(минимальное количество баллов — 9). К экзамену допускаются студенты, набравшие по результатам работы в семестре не менее 60 баллов.

Суммарный балл за работу учитывается в двух семестрах при проведении итогов за год и определении итоговой оценки по учебной дисциплине.

Успешное участие в научно-технической конференции или олимпиаде по химии, а также активная работа на аудиторных занятиях среди студентов оценивается дополнительными поощрительными баллами.

Применение балльно-рейтинговой системы оценки студентов по химическим дисциплинам, несмотря на объём и сложность предварительных расчётов, показывает положительные результаты: повышается мотивация студентов к активной и систематической работе; упорядочивается система контроля знаний, умений и навыков которые приобретают студенты в процессе обучения; студенты получают мотивацию для участия в олимпиадах, конференциях и научно-исследовательских работах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сазонов БА. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. — 2012. — № 6. — С. 2840.

2. Зябкина О.Ю., Попова В.И. Современный подход к оценке достижений учащихся на основе балльно-рейтин-говой системы // Современные научные исследования и инновации. — Сентябрь 2011. — № 5. Адрес доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2557.

APPLICATION RATING SYSTEM AT THE TECHNICAL UNIVERSITY WHILE STUDYING THE COURSE «CHEMISTRY»

Borisova Yu.G., Graduate Student. Ufa State Petroleum Technological University (1, Cosmonauts ul., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450062, Russian Federation)

Mikhaylova N.N., Candidate of Tech.Sci., Associate Professor. Ufa State Petroleum Technological University (1, Cosmonauts ul., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450062, Russian Federation). E-mail: ximik2008@mail.ru

Bogomazova A.A., Cand. Chem. Sci., Associate Professor. Sterlitamak Branch Bashkir State University (47a, Lenin Prosp., Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, Russian Federation). E-mail: bogomazova-a-a@rambler.ru

ABSTRACT

The article examines the score-rating system of education and performance rating of students in studies of Chemistry at the Technical University. All knowledge, skills and attainments, acquired by students in the learning discipline process, are estimated in the course of a discipline study by rating scores.

Keywords: score-rating system, educational and extracurricular work, education program, training module, rating-plan.

REFERENCES

1. Sazonov B.A. Ball'no-reytingovyye sistemy otsenivaniya znaniy i obespecheniye kachestva uchebnogo protsessa [Point-rating system of knowledge evaluation and quality assurance of the educational process]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2012, no. 6, pp. 28-40.

2. Zyabkina O.Yu., Popova V.I. Sovremennyypodkhod k otsenke dostizheniy uchashchikhsya na osnove ball'no-reytingovoy sistemy [Modern approach to the assessment of student achievement based on the score-rating system]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii. 2011, no. 5. Avialable at: http://web.snauka.ru/ issues/2011/09/2557.

14. Kornetov G.B. Paradigma pedagogiki manipulyatsii [The paradigm of pedagogy manipulation]. Trudy kafedry pedagogiki, istorii obrazovaniya i pedagogicheskoy antropologii. Issue 7. Moscow, URAO Publ., 2001. p.13.

ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ!

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ «ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Научный информационный сборник «История и педагогика естествознания» (свид. о регистрации ПИ №ф С77-46966 от 13.10.2011 г. в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия), является периодическим рецензируемым изданием (входит в Перечень ВАК) по распространению опыта в области педагогики естествознания, а также в области истории развития естествознания. Подписаться можно в любом почтовом отделении по каталогу ОАО «Роспечать» «Издания органов НТИ». Подписной индекс 58751. Журнал выходит 4 раза в год. Телефон для справок: +7(926)460-88-24 E-mail: akademnauka@rambler.ru

28 W-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.