Научная статья на тему 'Электронный учебно-методический комплекс на основе модульно-рейтинговой технологии обучения'

Электронный учебно-методический комплекс на основе модульно-рейтинговой технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1418
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МОДУЛЬ / РЕЙТИНГ / БАЛЛ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / TECHNOLOGY / ELECTRONIC GUIDANCE COMPLEX / MODULE / RATING / GRADE / MODULE-RATING EVALUATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васюкевич Валентина Валентиновна

В статье рассматривается вопрос о разработке электронных учебно-методических комплексов в высших учебных заведениях на основе модульно-рейтинговой технологии обучения. Раскрываются понятия: "электронный учебно-методический комплекс", "модуль", "модульно-рейтинговая система оценивания". Автором предложены модель создания ЭУМК по дисциплине и модель карточки контроля учебных достижений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васюкевич Валентина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational and methodic complex on the basis of mod ule-rating technology of teaching

The article is devoted to the issue of creation of electronic educational and methodic complexes in higher institutions on the basis of module-rating technology of teaching. The article deals with the notions of electronic educational and methodic complex, module, module-rating evaluation system. The author introduces the model of electronic educational and methodic complex in a discipline and a model of control paper of students' academic progress.

Текст научной работы на тему «Электронный учебно-методический комплекс на основе модульно-рейтинговой технологии обучения»

В. В. Васюкевич

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики Мурманского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Н. Зимина

В статье рассматривается вопрос о разработке электронных учебнометодических комплексов в высших учебных заведениях на основе модульнорейтинговой технологии обучения. Раскрываются понятия: «электронный учебнометодический комплекс», «модуль», «модульно-рейтинговая система оценивания». Автором предложены модель создания ЭУМК по дисциплине и модель карточки контроля учебных достижений студентов.

Ключевые слова: технология, электронный учебно-методический комплекс, модуль, рейтинг, балл, модульно-рейтинговая система оценивания.

The article is devoted to the issue of creation of electronic educational and methodic complexes in higher institutions on the basis of module-rating technology of teaching. The article deals with the notions of electronic educational and methodic complex, module, module-rating evaluation system. The author introduces the model of electronic educational and methodic complex in a discipline and a model of control paper of students’ academic progress.

Key words: technology, electronic guidance complex, module, rating, grade, module-rating evaluative system.

Различные стороны глобализации мирового сообщества (научная, технологическая, экономическая, культурная и образовательная) оказали весьма значительное влияние на развитие разнообразных образовательных новшеств с использованием информационных и коммуникационных технологий, таких как дистанционное обучение и виртуальные университеты. В последнее время в высших образовательных учебных заведениях с целью совершенствования учебного процесса активно создаются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК).

Электронный учебно-методиче-

ский комплекс - это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины.

Являясь средством комплексного воздействия на обучающихся путем сочетания концептуальной, иллюстратив-

ной, справочной, тренажерной и контролирующей частей, ЭУМК позволяет:

• оказывать помощь студентам в изучении и систематизации теоретических знаний;

• формировать практические умения, совершенствовать имеющиеся навыки;

• рационально сочетать различные технологии обучения;

• представлять изучаемый материал различными способами (текст, графика, аудио, видео, анимация);

• контролировать качество обучения (как самому студенту, так и преподавателю);

• эффективно управлять самостоятельной работой студентов по овладению учебным материалом;

• реализовывать индивидуальный подход;

• управлять познавательной деятельностью студентов при реализации

основных образовательных программ высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий;

• дает возможность студенту изучать предмет в любое время и в любом удобном месте.

В условиях модернизации российского образования и перехода на двухуровневую модель подготовки студентов высшей школы актуальной становится задача внедрения принципиально иного по организации и реализации учебного процесса, способа обучения. Актуальным становится обучение, сочетающее педагогические и информационные технологии, обучение, обеспечивающее альтернативный выбор обучаемому.

Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность использования модульной технологии обучения. Технология модульного обучения (ТМО) характеризуется алгоритмизацией учебной деятельности, опережающим изучением теоретического материала, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

Технология модульного обучения зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х гг. XX в. Особенности модульного обучения в отечественной и зарубежной практике рассматриваются в трудах Б. Т. Лихачева, В. П. Беспалько, И. П. Волкова, В. М. Шепель, М. Чошанова, В. М. Монахова, М. В. Кларина, Д. Г. Левитеса, Г. К. Селевко, П. Юцявичене, П. И. Третьяковой, С. Я. Батышева и др.

Существуют следующие взгляды на понятие модуль:

1) единица государственного

учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин, отвечающих требованиям квалификационной характеристики;

2) организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных дисциплин, необходимых для специальности.

Мы рассматриваем модуль с точки зрения организационно-методической

структурной единицы в рамках одной учебной дисциплины, в которой объединены учебное содержание и технология овладения им.

Модульная технология обучения была рекомендована Международной организацией труда как наиболее гибкая из существующих систем, которая также может быть использована при разработке электронных учебно-методических комплексов.

Возможность применения модульной технологии в рамках создания ЭУМК по дисциплине позволяет обеспечить гибкость и доступность изучаемого материала, эффективность, мобильность, широкий охват технических и информационных средств.

Модульность является главным принципом построения ЭУМК. Все содержание дисциплины разбивается на самостоятельные целевые функциональные узлы - модули. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Каждый отдельный модуль создает целостное представление об определенной предметной области и включает учебные элементы: входные требования, цель, содержание, практические задания, тесты, дополнительные информационные ресурсы, задания для проверки достижений и т. д. Элементы внутри модуля взаимозаменяемы и подвижны (рис. 1).

Наряду с модульной технологией обучения в процессе разработки электронных учебно-методических комплексов предусматривается использование балльно-рейтинговой системы

оценивания учебных достижений студентов. Проблема оценивания и оценки в различных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Л. И. Божович,

Дж. Брунер, Л. С. Выготский, Э. А. Голубева, В. Джеймс, З. И. Калмыкова, Г. Клаус, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер,

А. К. Маркова, В. С. Мерлин, А. И. Раев, М. Н. Скаткин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Д. Б. Эль-конин, И. С. Якиманская и др.).

Рис. 1. Модель электронного учебно-методического комплекса по дисциплине

Вопросы использования рейтинга в образовательной практике освещены в работах Л. И. Вареновой, Н. А. Васильевой, О. В. Вязовой, Е. С. Гиматова,

В. Ж. Куклина, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой, В. П. Мизинцева,

В. Г. Наводникова, В. Н. Нуждина, М. Н. Пиганова, Ю. В. Попова и др.

Под рейтинговой системой понимают систему накопления баллов, набранных студентом в процессе изучения дисциплины, которые отражают не только успеваемость обучаемых, но и их творческий потенциал. Рейтинг -количественная оценка качества освоения программы учебной дисциплины студентом.

Рейтинговая система учитывает всю активную деятельность студентов, связанную с приобретением знаний, умений, навыков. При подсчете баллов учитываются такие компоненты, как посещаемость, активность студентов на практических и лабораторных занятиях, выполнение тестовых и контрольных заданий, самостоятельная работа студента (рис. 2).

Карточка контроля по дисциплине ХиМ ОБЖД студента группы БЖ-03 Ф.И.О. Анна П.

№ Тема Посещение ШЛБ Работа на Ш'ЛЕ Тест Сумма баллов Зачтено (роспись преподав атепя) Самостоятельная работа Баллы Итого Роспись преподан атепя

т Научны= н органпзашюнно-педагогнчгскне основы обученна учащихся ОК5С.

-1 Практическое № 1 Карточка контроля

2 Практическое № 2 Пои --- п ии

3 Практическое № 3 Сочинение

ИТОГО

М2. Структура н содержание школьного курса ОБЖ.

4 Практическое № 4 Должностные обязанности

5 Практическое № 5 ЛЕТ

6 Практическое № 6

1 Практическое №7

ИТОГО

Аттестация 21.11.06 3

М3 Урок безопасности жишедеиельностн.

3 Практическое № 8

э Практическое № 9

10 Практическое № 10

11 Практическое № 11

12 Практическое № 12

13 Практическое № 13

14 Практическое № 14

15 Практическое № 15

ИТОГО

подведение итогов

Сумма баллов (М1-МЗ; £И 15 15 3 2 35 15 50

Перевод баллов в отметку до 20 баллов отметка 2

от 21 до 30 баллов отметка 3

от 31 до 40 баллов отметка 4

от 41 до 50 баллов отметка 5

Перевод отметки в баллы отметка 2 20 баллов

отметка 3 30 баллов

отметка 4 40 баллов

отметка 5 50 баллов

Баллы за зачет 50

Сумма баллов за 1 блок 100

РЕЙТИНГ 1

Итоговая отметка 5

Перевод баллов в отметку (М+£.£+3) до 40 баллов отметка 2

от 41 до 60 баллов отметка 3

от 61 до 80 баллов отметка 4

от 81 до 100 баллов отметка 5

Рис. 2. Модель карточки контроля учебных достижений студента

Существует необходимость разработки критериев оценки, которые бы позволяли избежать субъективизма в оценивании обучаемых.

Данная система оценивания студента отвечает Болонской декларации, в которой развитие европейского сотрудничества в области контроля качества полученных знаний направлено на использование системы ясных и сопоставимых оценок, критериев и методологии.

При объединении модульной технологии обучения и рейтинговой системы оценки знаний можно говорить о модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТО), подразумевающей освоение дисциплины по модулям и оценивание каждого модуля в баллах с помощью контрольных мероприятий.

ЭУМК по дисциплине, разработанный по технологии модульно-рейтингового обучения, помогает студенту организовать собственную самостоятельную работу, при этом студент учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, прогнозированию перспектив дальнейшего обучения, самоконтролю и самооценке. Такой подход к обучению в полной мере способствует формированию у студентов навыков самообразования.

К достоинствам ЭУМК, основанном на модульно-рейтинговой технологии, можно отнести: четкую структуру курса, упорядоченность, возможность отслеживания связей между элементами, наглядность, осознание перспективы, индивидуальный подход к обучению, гибкость представления информации, развитие продуктивного мышления, многофункциональность,

возможность самоконтроля и само-

оценки, активизация познавательной деятельности, комплексность, ориентация на перспективу продвижения, накопительный принцип оценивания работы студента, формирование самостоятельности, тренировку в выборе и ответственность за него, формирование субъектной позиции в учебной деятельности.

Наряду с вышеперечисленными достоинствами ЭУМК с использованием МРТО на фоне развития информационно-коммуникационных технологий обучения можно выделить еще одно преимущество электронного УМК - возможность студентов обучаться опосредованно, т. е. на удаленном расстоянии друг от друга, при этом, имея возможность доступа к широкополосному Интернету, получать консультации преподавателей и отчитываться за изученные модули.

Структурированные электронные учебно-методические комплексы могут размещаться в локальной университетской сети, в сети Интернет, на электронных носителях, что позволяет в полной мере обеспечить студента необходимой информацией по дисциплине, при этом своевременно сдавать зачеты по изученным модулям, пользуясь технологиями дистанционного обучения.

Таким образом, охватывая основные этапы педагогического процесса, ЭУМК является актуальным средством в познавательном процессе и позволяет: сообщать учебную информацию; закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки; использовать информационные и коммуникационные технологии; обеспечивать объективный контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.