Научная статья на тему 'Рейтинговая оценка труда преподавателя ВУЗа: способ повышения качества преподавания'

Рейтинговая оценка труда преподавателя ВУЗа: способ повышения качества преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2509
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / РЕЙТИНГ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / TEACHER / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновский Л. М., Малов И. В.

Качество получаемого образования в немалой степени зависит от профессорско-преподавательского состава ВУЗа. Элементы, состязательности в преподавательский коллектив вносит анализ деятельности факультетов, кафедр и каждого отдельного преподавателя. это ежегодно проводимый рейтинг. Предлагается рейтинг осуществлять по 6 группам: деканы, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели и ассистенты, а набравшим, наибольшее количество баллов в каждой группе повышать заработную плату

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яновский Л. М., Малов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING ESTIMATION OF THE WORK OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION'S TEACHER A METHOD OF TEACHING PROCESS IMPROVEMENT

The quality of education depends significantly on teaching staff of a higher educational institution. Analysis of activity of faculties, departments and each individual teacher determined by annual rating promotes to competition among teaching staff. The author of the work offers to determine rating by six professional groups: deans, department heads, professors, assistant professors, senior lecturers and assistants and raise the salary to the best of them.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая оценка труда преподавателя ВУЗа: способ повышения качества преподавания»

УДК 371.166.4:378:37.011.31

Л.М. Яновский, И.В. Налов

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ

Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)

Качество получаемого образования в немалой степени зависит от профессорско-преподавательского состава ВУЗа. Элементы, состязательности, в преподавательский коллектив вносит, анализ деятельности, факультетов, кафедр и. каждого отдельного преподавателя. — это ежегодно проводимый. рейтинг. Предлагается, рейтинг осуществлять по 6 группам: деканы, заведующие кафедрами, профессора, доценты., старшие преподаватели, и. ассистенты., а набравшим, наибольшее количество баллов в каждой группе — повышать заработную плату.

Ключевые слова: ВУЗ, преподаватель, рейтинг

RATING ESTIMATION OF THE WORK OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION’S TEACHER - A METHOD OF TEACHING PROCESS IMPROVEMENT

L.M. Yanovsky, I.V. Malov

Irkutsk State Medicinal University, Irkutsk

The quality of education depends significantly on teaching staff of a higher educational institution. Analysis of activity of faculties, departments and each individual teacher determined, by annual rating promotes to competition, among teaching staff. The author of the work offers to determine rating by six professional groups: deans, department heads, professors, assistant professors, senior lecturers and. assistants and. raise the salary to the best of them.

Key words: Higher Educational Institution, teacher, rating

Одно из главных направлений модернизации образования в России связано с повышением его качества. Актуальность этой извечной проблемы на современном этапе во многом обусловлена уровнем преподавания в ВУЗе, уровнем образованности и профессионализма профессорско-преподавательского состава. Если прежде качество высшего образования обсуждалось преимущественно на государственном уровне, то теперь потребители специалистов либо прямо, либо опосредованно, через механизмы рынка труда побуждают ВУЗы добиваться улучшения профессиональной подготовки выпускников. За последние годы само существо проблемы качества высшего образования, а также организационно-управленческие, педагогические и иные методы ее решения кардинально изменились.

Можно выделить несколько основных направлений в решении проблемы качества образования:

• управленческая, связанная с процессами обеспечения технологиями и факторами повышения качества образования в ВУЗах;

• качество подготовки специалистов;

• качество образовательных стандартов, учебных программ и учебников для ВУЗов;

• качество организации учебного процесса и качество его научно-методического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения.

Существуют и другие подходы. Мы в настоящей работе решили осветить часть качественной оценки деятельности преподавателя ВУЗа, которая

для анализа и объективизации проводится в виде определения рейтинга.

Концепция модернизации предъявляет высокие требования к качеству труда преподавателей. Можно сказать, что работа преподавателя ВУЗа по своей многогранности почти универсальна. Он должен быть первоклассным специалистом в своей области знаний, квалифицированным педагогом, хорошим воспитателем, продуктивным ученым. В значительной мере качество подготовки специалистов в высшей школе зависит от того, насколько преподаватели ВУЗа соответствуют этим требованиям. Определить вклад отдельных преподавателей в уровни знаний и умений выпускников ВУЗ'ов очень сложно, т.к. такие критерии интегрируют результаты труда многих преподавателей, способности и трудолюбие самого молодого специалиста. Поэтому необходимо использовать систему объективной и наиболее полной характеристики работы преподавателя, оценку его деятельности.

ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ - НАСУЩНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Одним из важнейших инструментов управления качеством образовательного процесса является создание системы оценки труда преподавателя и внедрение ее в практику работы отдельно взятого преподавателя, а также кафедры, факультета и ВУЗа в целом.

Примитивные способы субъективной оценки наподобие «слабый преподаватель», «хороший пре-

подаватель» не могут быть приняты в высшей школе и не могут являться каким-либо ориентиром для оценки специалиста. Только периодически проводимая оценка труда преподавателя может выявить недоработки и сильные места в его работе и позволит своевременно производить коррективы.

Выбор приоритетных направлений в работе отдельных преподавателей и кафедры позволяет направлять усилия на выполнение задач, поставленных перед ВУЗом. В качестве одной из движущих сил в повышении актуальности того или иного вида деятельности может применяться материальное стимулирование сотрудников ВУЗа. Повышение личной квалификации в той или иной сфере деятельности стимулируется разработанной системой оценки качества вклада каждого преподавателя.

Система оценки труда согласно действующей тарифной сетки в довольно сильной степени ведет к уравниванию трудозатрат сотрудников ВУЗа. В этой системе отношение отдельного сотрудника к труду, качество и результативность его работы не учитываются.

Использование системы оценки труда преподавателей предоставляет возможность наиболее точно учитывать результаты труда педагога, что может служить основой для определения заработной платы, и ввести категорирование профессорско-преподавательского состава. Для примера можно привести опыт Волгоградского государственного технического университета, где критерии рейтинга являются едиными для всех преподавателей, однако для обеспечения сравниваемости результатов они подразделяются на шесть квалификационных категорий: деканы, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели и ассистенты. Внутри этих групп определяется рейтинг каждого преподавателя. Его образуют два элемента: рейтинг «П», характеризующий квалификационный потенциал, накопленный за время работы, и рейтинг «А», отражающий активность по основным направлениям деятельности за последние годы. Для стимулирования постоянной активной творческой работы преподавателей приняты коэффициенты весомости рейтингов «П» и «А» в общей суммарной оценке их деятельности — это соответственно 0,33 и 0,67 части от единицы. В рейтинге «П» приводятся квалификационные сведения — ученая степень, ученое звание, членство в составе государственных и общественных академий, количество подготовленных кандидатов, докторов наук, работа в специализированных советах, редколлегиях и т.д. Исходными данными для определения рейтинга «А» являются объем учебной нагрузки, в т.ч. по руководству аспирантами, докторантами, сведения о публикациях, методических рекомендациях, патентах, разработанных рабочих программах. Абсолютный личный рейтинг определяется суммированием натуральных величин и умножением их на коэффициенты «П» и «А», т.е. на 0,33 и на 0,67 соответственно. Относительный рейтинг равен частному от деления абсолютного рейтинга преподавателя на среднее значение рейтинга в рас-

сматриваемой квалификационной группе. В этом ВУЗ'е проходит ряд рассмотрений, проверок, и по итогам мониторинга качества работы преподавателей, кафедр и факультетов комиссией по этому виду вузовской работы в ректорат вносятся предложения о поощрении в виде ежемесячной надбавки к окладу.

В странах с развитыми экономиками всем этим проблемам уделяется самое серьезное внимание. В университетах этих стран при процедурах их аттестации и аккредитации важное место уделяется анализу и оценке труда и квалификации преподавателей. Степень зрелости, авторитетности университета определяется определенными критериями, куда входит и отработанная система оценки качества труда преподавателей. Особенно эти сведения учитываются при проведении процедуры сравниваемости, однозначности, уравниваемости дипломов выпускников университетов различных стран. Все эти сведения включаются в самоотчет университета и учитываются экспертной комиссией.

Главным разделом самоотчета для самоаттес-тации являются сведения о профессорско-преподавательском составе университета, их биографические справки, приводятся данные об учебной и научной работе, доказывающие компетентность преподавателей в разделах учебного плана, занятия по которым они ведут. Количество преподавателей должно быть достаточным для обеспечения на хорошем уровне организационной работы среди студентов, их обучения, консультирования и воспитания. Освещаются вопросы взаимодействия с органами практического здравоохранения, практикующими профессионалами и будущими работодателями студентов. Приводятся данные об аттестации преподавателей, участвующих в подготовке бакалавров. Самоотчет содержит анализ участия преподавателей во всех видах учебно-методических работ, которые входят в образовательную программу.

В научно-исследовательских институтах Российской академии наук в течение многих лет существует система оценки качества труда научных работников, где в баллах оцениваются результаты научных работ за истекший календарный год.

Российская система аттестации и аккредитации ВУЗов имеет целый ряд требований к способам оценки квалификации работников вузов аттестационными комиссиями министерства образования. В каждом ВУЗе создается своя система оценки качества труда преподавателей, хотя они во многом сходны. Обычно перечень требований к преподавателям используется при объявлении конкурса на ту или иную должность в ВУЗе.

Система оценки качества труда преподавателей ВУЗа должна охватывать все виды их деятельности (иметь интегральный характер), обеспечивать количественную оценку качества труда преподавателей, ее объективность (низводить до минимума элементы субъективизма), обеспечивать формализацию итоговых оценок, давать возможность работать обратным связям для повышения качества

подготовки специалистов, иметь направленность на стимулирование труда и повышение зарплаты. Система должна быть гибкой, приспосабливаемой к новым задачам, новым приоритетам, что позволит прогнозировать в дальнейшем развитие ВУЗа.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗ’ОВ

В Иркутском государственном медицинском университете (ИГМУ) разработана и внедрена система оценки качества работы преподавателей, базисом которой являются перечисленные выше принципы. Основой построения этой системы является непосредственная связь требований, предъявляемых к преподавателям, с требованиями, предъявляемыми к университету. Последние отражены в контрольных показателях системы определения рейтингов ВУЗа, факультетов, кафедр и специальностей. Результаты работы преподавателя и его личный вклад в выполнение контрольных показателей являются основой подсчета рейтинга преподавателя.

В ноябре месяце ежегодно проводится определение рейтингов преподавателей, кафедр, факультетов и всего университета в целом. В университете на каждого преподавателя на кафедрах заведен «Аттестационный лист преподавателя», куда и заносятся результаты определения его рейтинга. Последний является результирующим, итоговым суммы отдельных составляющих.

Расчеты рейтинга производятся по разработанной учебной частью университета Оценочной шкале, состоящей из следующих разделов:

I — учебная работа и подготовка кадров;

II — организационно-методическая и общественная работа;

III — научная работа;

IV — экономическая деятельность кафедр.

Если преподаватель занимает не полную ставку, то показатель суммарного фактического рейтинга делится на долю занимаемой рабочей ставки, и таким образом показатель приводится к работе на полную ставку. Результаты подсчета рейтинга доводятся до сведения всех преподавателей кафедры. Рейтинг заведующих кафедрами утверждается на заседаниях советов факультетов.

В результате внедрения рейтинговой системы оценки качества труда преподавателей в ИГМУ и ее совершенствования наш ВУЗ изменил свое положение при оценке рейтингов медицинских ВУЗов страны. Так если в 2003 г. при анализе рейтингов 2002 г. он занимал 32 место из 41, то в 2004г. при анализе рейтингов 2003 г. наш ВУЗ занял 30 место, но уже среди 47 ВУЗ'ов страны.

При пересмотре университетом приоритетов в решаемых проблемах возможно изменение количественных оценок в аттестационном листе преподавателя, что придает определенную гибкость системе и способствует скорейшему достижению намеченных целей.

Выделение лучших сотрудников университета возможно стоит проводить присвоением им кате-

гории по их желанию на основании личного заявления. Тогда установленный государством размер заработной платы в соответствии с единой тарифной сеткой может быть основой, а получение категории можно будет рассматривать как надбавку за высокий ежегодный рейтинг. Категорирование сотрудников университета разумно было бы проводить ежегодно по результатам определения последнего рейтинга. Утверждение категорий, видимо, стоит проводить приказом ректора по представлению советов факультетов. Более высокая категория преподавателя — это не только повышенная оплата его труда, здесь можно применять и другие виды поощрения и стимулирования его деятельности. В такой ситуации повышается роль ректората, т.к. его службам необходимо изыскивать средства покрытия расходов при внедрении в жизнь системы оценки качества работы преподавателей.

Введение системы оценки качества труда преподавателей в конечном счете должно способствовать повышению качества предоставляемых образовательных услуг, совершенствованию системы оплаты труда и методов управления научным и педагогическим процессом в ВУЗе. Условия ограниченного финансирования, необходимость достижения высоких научных результатов и высокой конкурентоспособности в сфере образовательных услуг указывают на необходимость внедрения в практику ВУЗов описанной выше системы.

Модернизация образования дала расширение прав ВУЗам, повышение уровня их автономности, что возлагает на них гораздо большую ответственность за состояние подготовки специалистов. В ВУЗе, на факультетах, на кафедрах необходим постоянный мониторинг качества образования, где преподаватель играет первейшую роль. Мониторинг качества образования призван выявлять:

• степень и полноту реализации государственных образовательных стандартов;

• соответствие качества подготовки выпускников ВУЗа требованиям государственных образовательных стандартов;

• качество учебных программ, учебников и учебных пособий, методических материалов, рекомендуемых студентам;

• качество деятельности преподавателей ВУЗ'а;

• соответствие квалификации научно-педагогических и руководящих кадров установленным требованиями и занимаемым должностям;

• способы управления качеством образования в ВУЗе;

• методы стимулирования улучшения профессионального мастерства преподавателя ВУЗа;

• качество организации образовательной, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов на факультетах и кафедрах;

• качественный показатель условий, в которых осуществляется деятельность преподавателей и студентов, а также сотрудников ВУЗа и их соответствие установленным нормативам.

Внутривузовский мониторинг качества работы профессорско-преподавательского состава позволяет определить уровень учебного и научноисследовательского процессов, а также условий и результатов подготовки специалистов и дея-

тельности факультетов, кафедр, выйти на сравнительный анализ, выявить тенденции, определить причины или факторы, тормозящие либо стимулирующие улучшение качественных аспектов работы ВУЗа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.