Научная статья на тему 'Стандартизация и сертификация профессорско-преподавательского состава вузов'

Стандартизация и сертификация профессорско-преподавательского состава вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СКИЙ СОСТАВ / АТТЕСТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ТРУДА / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕГЛАМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветошкина Татьяна Александровна, Полянок Ольга Васильевна, Дулова Лариса Александровна

Статья посвящена таким актуальным сегодня проблемам управления персоналом, как стандартизация и сертификация персонала. В ней содержится анализ проблем стандартизации и сертификации профессорско-преподавательского состава вузов. Авторы видят эти проблемы в отсутствии профессиональных стандартов деятельности преподавателей вузов, в отсутствии надежных и эффективных инструментов оценки качества, эффективности деятельности и компетенций профессорско-преподавательского состава вузов, отсутствии подготовки экспертов для оценки, что затрудняет процесс сертификации профессорско-преподавательского персонала вузов. Авторы проводят различие между аттестацией и сертификацией персонала и предлагают свои варианты решения указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стандартизация и сертификация профессорско-преподавательского состава вузов»

УДК 316.27

Ветошкина Татьяна Александровна

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой управления персоналом Уральского государственного горного университета tatyana.vetoshkina@m. ursmu.ru

Полянок Ольга Васильевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом Уральского государственного горного университета polyanok@mail.ru

Дулова Лариса Александровна

ассистент кафедры управления персоналом Уральского государственного горного университета ief.up@ursmu.ru

Стандартизация и сертификация

ПРОФЕССОРСКОПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ

Tat’yana A. Vetoshkina

candidate of philosophical Sciences, associate professor, Head of the Department of staff Management, Ural State Mining University tatyana.vetoshkina@m. ursmu.ru

Ol’ga V. Polyanok

candidate of psychological Sciences, associate professor.

Department of staff management,

Ural State Mining University polyanok@mail.ru

Larisa A. Dulova

assistant.

Department of staff management,

Ural State Mining University ief.up@ursmu.ru

Standardization and

CERTIFICATION OF THE PROFESSORIAL STAFF OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация. Статья посвящена таким актуальным сегодня проблемам управления персоналом, как стандартизация и сертификация персонала. В ней содержится анализ проблем стандартизации и сертификации профессорско-преподавательского состава вузов. Авторы видят эти проблемы в отсутствии профессиональных стандартов деятельности преподавателей вузов, в отсутствии надежных и эффективных инструментов оценки качества, эффективности деятельности и компетенций профессорско-преподавательского состава вузов, отсутствии подготовки экспертов для оценки, что затрудняет процесс сертификации профессорско-преподавательского персонала вузов. Авторы проводят различие между аттестацией и сертификацией персонала и предлагают свои варианты решения указанных проблем.

Ключевые слова: стандартизация, сертификация, персонал, профессорско-преподавательский состав, аттестация, качество труда, оценка, эффективность, результативность труда, профессиональные стандарты деятельности, компетенции, регламенты.

Annotation. Abstract. The article is devoted to such actual issues of personnel management as standardization and certification of personnel. It includes the analysis of problems of standardization and certification of professorial staff of universities. The authors see the reason of these problems in the absence of professional standards of universities professorial staff, in the absence of reliable and effective tools for assessing the quality, efficiency and competence of professorial staff of universities, and in the absence of training of experts for evaluation. All these complicate the process of certification of professorial personnel in higher education institutions.

The authors make difference between attestation and certification of personnel and suggest their ways of solution of the indicated problems.

Keywords: standardization, certification, staff, professorial staff, attestation, quality of work, assessment, efficiency, job productivity, professional standards of activity, competence, regulations.

Среди причин, актуализирующих в наши дни проблему оценивания профессиональной компетентности персонала в рамках системы сертификации, специалисты отмечают следующее: ощущаемая многими сотрудниками органи-

заций и предприятий необходимость повысить свою конкурентоспособность на рынке труда путем получения сертификата соответствия; создание основ для взаимопризнания сертификатов, выданных на базе профессиональных

298

стандартов [1-6]. Оценка соответствия процесса и результатов профессиональной деятельности персонала требованиям стандартов в разных видах деятельности лежит в основе сертификации персонала и способствует повышению эффективности его деятельности.

До недавнего времени в России как эталон профессиональных требований к специалистам был Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. В настоящее время в Минтруда России ведется работа по введению в практику профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт -документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности в форме трудовых функций и необходимых для осуществления компетенций в рамках определенного вида деятельности. Он содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям [9].

На сегодняшний день профессиональные стандарты деятельности разработаны еще не для всех видов деятельности, что затрудняет процесс сертификации персонала.

Поскольку рынок выражает потребность в высококвалифицированных специалистах, это вызывает спрос на инструмент выявления уровня их квалификации, коим и является профессиональная сертификация.

В целом, под сертификацией персонала в литературе понимается установление соответствия характеристик сотрудников, их подготовленности и уровня профессиональной компетентности требованиям отечественных либо международных стандартов [10]. Результатом процесса сертификации должно быть признание профессиональной компетентности сертифицируемого персонала, которая основана на владении необходимым набором знаний, умений и навыков и проявляется в способности к успешному решению практических профессиональных задач.

Система профессиональной сертификации, как считают Субачева А.О. и Гаврина В.А. - это механизм, определяющий соответствие специалистов требованиям профессиональных стандартов и измеряющий их компетентность, это современная система оценки на основании единых, общепринятых, объективных критериев [10]. Сертификация направлена на повышение конкурентоспособности специалистов на рынке труда.

Сертификация подтверждает уровень развития общих и профессиональных знаний, умений и навыков кандидата; обеспечивает потребности работодателей и работников в стабильном уровне профессионализма; оценивает квалификацию специалистов, способствует улучшению системы профессиональной подготовки.

Как считают отечественные исследователи, институт профессиональной сертификации призван решать целый спектр важных вопросов, как для работодателей, так и для самих специалистов, поскольку сертификат отражает наличие и

уровень развития у них компетенций, необходимых для решения профессиональных задач:

- процесс подготовки к сертификации позволяет развить компетенции, расширить знания и практические навыки, определить программу дальнейшего профессионального роста;

- сертификат служит гарантией профессионального уровня специалиста и повышает его конкурентоспособность на рынке;

- сертификат повышает статус специалиста и его авторитет в профессиональной среде;

- сертификат позволяет упростить процесс рекрутмента, так как дает представление о квалификации соискателя и общем уровне его знаний, умений и навыков [9].

Сертификацию персонала не следует отождествлять с аттестацией, поскольку они имеют разные цели и основы для сравнения. При аттестации квалификация работника анализируется на предмет установления соответствия его деятельности занимаемой должности. А при сертификации устанавливается, насколько соответствует требованиям профессиональных стандартов специалист своим уровнем профессиональной подготовки, сформированностью и развитием профессиональных компетенций, а также выраженностью профессионально важных личностных качеств. Второе отличие связано с тем, что аттестацию проводит работодатель, а сертификацию - специальный орган по сертификации, независимый от руководства организации. Первое различие наблюдается не всегда, поскольку при аттестации персонала нередко при установлении соответствия должности уровень профессиональной подготовки, квалификация, практические навыки, качество результатов профессиональной деятельности персонала также сравнивается с требованиями профессиональных стандартов, если они есть в данной отрасли [3].

Комплексный подход к вопросам сертификации профессорско-преподавательского персонала в России пока отсутствует.

В системе сертификации профессорскопреподавательского персонала вузов можно выделить, на наш взгляд, шесть проблем:

1. Разработка регламентов, регулирующих деятельность профессорско-преподавательского

персонала в вузе.

2. Разработка профессиональных стандартов деятельности преподавателей вузов.

3. Разработка модели компетенции преподавателей вузов.

4. Оценка качества деятельности профессорско-преподавательского персонала вузов.

5. Соотношение аттестации и сертификации профессорско-преподавательского персонала.

299

6. Подготовка экспертов для системы сертификации профессорско-преподавательского персонал.

Проблема сертификации профессорско-преподавательского персонала вузов связана с оценкой качества его труда и проявляющихся в нем компетенций. Необходимость оценки деятельности преподавателя вуза обусловлена тем, что именно она дает ответ о качестве последней.

Анализ показывает, что в большинстве вузов России оценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава систематически не проводится. Это не значит, конечно, что преподавателей вообще не оценивают: прохождение процедуры конкурса на замещение вакантных должностей по кафедре невозможно без оценки. Говоря об отсутствии систематической оценки деятельности преподавателей, мы подразумеваем тот факт, что в основе процедуры оценивания не лежит четко обозначенная концепция, что затрудняет практическую реализацию оценочных мероприятий.

Ряд отечественных вузов разработали технологию оценки, определив показатели эффективности труда преподавателей. Однако сам механизм оценивания, также как и обозначенные критерии, требуют значительной доработки [8], так как они не выполняют одну из основных функций оценочных процедур - не являются инструментом развития личности преподавателя.

Разработанные вузами методы и критерии оценки имеют ряд недостатков. К ним можно отнести:

- количественный подход к оценке:

а) преобладают количественные показатели оценки;

б) избыточная формализация методик, дающая общую оценку деятельности преподавателя на основе только количественных показателей;

в) итоговый рейтинг проводится на основе количественных показателей;

- ограниченность критериев оценки количественными показателями, критерии не охватывают всех аспектов деятельности преподавателя;

- отсутствие технологии интерпретации полученных результатов и их практическое применение [1].

В результате проведенного анализа методик оценки качества труда профессорско-преподавательского персонала вузов можно сформулировать следующие выводы.

Прохождение преподавателя по конкурсу (процедура аттестации) не должно быть сведено к формальным критериям признания статуса преподавателя (ученая степень, ученое звание), потому что целью оценки является не только определение соответствия формальным требованиям, но и подтверждение согласованности содержания и качества деятельности преподавателя установленным стандартам. Процедура

аттестации (установления должностного статуса) требует наличия полной, достоверной информации о деятельности преподавателя, на основе которой возможно будет разработать гибкие механизмы управления, смоделировать значения показателей результативности и качества деятельности преподавателя [1].

Для представления преподавателя к аттестации требуется совокупность аналитических материалов и результатов экспертной оценки деятельности преподавателя о соответствии заявленного статуса должности требованиям к соответствующей должности.

Представление содержит информационные и аналитические материалы по преподавателю, проходящему аттестацию.

Информационные материалы нацелены на информирование членов ученого совета:

- о наличии ученой степени и звания;

- о перечне дисциплин, читаемых преподавателем;

- о направлении научных исследований.

Аналитические материалы позволяют принять решение об уровне качества деятельности преподавателя и установления статусной категории по должности на кафедре на основе показателей аттестации.

Часть показателей представляется качественной (экспертной) оценкой, часть количественной - на основе анализа представленной информации.

Экспертная оценка удостоверяет:

- качество научно - исследовательской работы;

- качество методического обеспечения читаемых дисциплины;

- качество системы контроля знаний студентов по читаемым дисциплинам;

- соответствие уровня и качество подготовки обучаемых студентов требованиям ФГОС по дисциплине;

качество организации внеучебной работы со студентами.

Показатели, представленные аттестационной комиссией, дают материал для анализа качества деятельности преподавателя на фоне средних значений качества деятельности других преподавателей с таким же статусом должности по кафедре (по данным за последние 5 лет), они учитывают:

- эффективность образовательной деятельности;

- эффективность методической работы;

- эффективность научной работы;

- эффективность общественной работы.

300

На наш взгляд, сегодня существует эффективный метод оценки компетентности преподавателя в вузах - это метод «360°».

Все критерии и показатели качества деятельности преподавателя должны оцениваться в баллах по методу 360°: необходима оценка самим преподавателем своего труда и профессиональных компетенций (самооценка, самоотчет); оценка непосредственного руководителя, оценка коллегами (экспертная оценка) и оценка качества труда и профессиональных компетенций преподавателя студентами - непосредственными потребителями образовательных услуг.

Этот метод обеспечит всесторонность и объективность оценки качества труда и компетенций преподавателя. Но этот метод применим только к оценке компетенций преподавателя и предполагает разработку модели профессиональных компетенций преподавателей, которые, как известно, пока не разработаны в большинстве вузов. Вот почему этот метод оценки пока малоприменим.

Вместе с тем, именно этот метод позволяет оценить профессиональные компетенции преподавателей, которые и лежат в основе сертификации профессорско-преподавательского состава вузов.

Таким образом, исходя из анализа проблем стандартизации и сертификации профессорско-

Литература:

1. Бордовская Н.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза : методические рекомендации / Н.В. Бордовская, Е.В. Титова. Архангельск, 2003.

2. Васильева ЕЮ. Теория и практика оценки качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вуза : монография / Е.Ю. Васильева, С.Ю. Трапицын. СПб. : Изд-во РГППУ им. А И. Герцена, 2006.

3. Ветошкина ТА. Проблемы стандартизации, сертификации и оценки качества труда профессорско-преподавательского персонала вуза / Т.А. Ветошкина, О.В. Полянок // Горный журнал, 2013. № 7. С. 150-155.

4. Захаревич ВТ. Оценка качества работы преподавателей вуза / В.Г. Захаревич, В.А. Обухо-вец // Высшее Образование сегодня, 2003. № 5.

С. 12-15.

5. Звержановская ЮТ. Регламентация и нормирование труда профессорско-преподавательского состава : Материалы VI Всероссийского межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова. М. : Изд-во ГУУ, 2015.

6. Ковалев В. Система оценки деятельности кафедр университета // Вестник высшей школы, 2002. № 1. С. 17-22. 7

7. Мизинцев В.П. Основы аттестации профессорско-преподавательского состава в вузе. Южно-Сахалинск, 2002.

преподавательского состава вузов, мы предлагаем следующие варианты решения обозначенных проблем:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Разработать Положение о профессорскопреподавательском персонале в вузах.

2. Разработать другие регламентирующие документы трудовой деятельности профессорскопреподавательского состава в вузах - Положение о сертификации, Положение о стимулировании по результатам труда.

3. Разработать модели компетенций преподавателей вузов.

4. Применять эффективный метод оценки профессиональных компетенций профессорско-

преподавательского состава (например, метод 360°).

5. Разработать ключевые показатели эффективности труда профессорско-преподавательского состава и осуществлять оценку эффективности труда профессорско-преподавательского состава на их основе.

6. На уровне Министерства труда РФ разработать Профессиональные стандарты образовательной деятельности преподавателей вузов.

7. Осуществлять подготовку экспертов для сертификации профессорско-преподавательского

состава.

Literature:

1. Bordovskaya N. V. Estimation procedure of activity quality of teachers in a higher education institution : methodic recommendations / N.V. Bordovskaya, E.V. Titova. Arkhangelsk, 2003. 72 p.

2. Vasil’eva E.Yu. Theory and practice of assessment of the quality of professorial staff's professional activity of a higher education institution : monograph / E.Yu. Vasil'eva, S.Yu. Trapitsyn. St. Petersburg : RSPPU after A.I. Gertsen Press, 2006.

3. Vetoshkina ТА. Problems of standardization, certification and quality assessment of professorial p ers o n n el's work in a higher education institution / T.A. Vetoshkina, O.V. Polyanok // Mining jour-nal.2013. № 7. P. 150-155.

4. Zakharevich V.G. Quality assessment of teachers' work in a higher education institution / V.G. Zakharevich, V.AObukhovets // Higher education today. 2003. № 5. P. 12-15.

5. Zverzhanovskaya Yu.V. Regulation and standardization of professorial staff's work : materials of the VI All-Russian interuniversity personnel forum after A.Yu. Kibanov. M. : SUU Press, 2015.

6. Kovalev V. The Assessment system of chairs activity in a higher education institution // Bulletin of higher school. 2002. № 1. P. 17-22.

7. Mizintsev V.P. Certification bases of professorial staff in a higher education institution. Yuzhno-Sakhalinsk, 2002.

301

8. Новаков Н. Рейтинг преподавателей и управление вузом. Волгоградское ГТУ. Волгоград, 2002.

9. Нуждин В.Н. Стратегическое управление качеством образования / В.Н. Нуждин, ГГ. Кадамцева // Высшее образование сегодня, 200з. № 4, 5. С. 6-13.

10. Субачева А.О. Профессиональная сертификация как квалификационная характеристика специалиста по управлению персоналом в России / А.О. Субачева, В. А. Гаврина // Материалы I Всероссийской научно - практической конференции «Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда»: М. : Изд-во ГУУ, 2015.

8. Novakov N. Rating of teachers and higher education institution management. Volgograd: Volgograd STU Press, 2002.

9. Nuzhdin V.N. Strategic management of education quality / V.N. Nuzhdin, G.G. Kadamtseva // Higher education today. 2003. № 4, 5. P. 6-13.

10. Subacheva A.O. Professional certification as a qualification characteristic of a personnel management expert in Russia / A.O. Subacheva, V.A. Gavrina // materials of the I All-Russian academic and research conference «Current questions of personnel management and labour economics». M. : SUU Press, 2015.

302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.