УДК 378.147:336
И. В. Толмачева
канд. экон. наук, доцент, кафедра «Финансы и кредит», ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», г. Тирасполь, Республика Молдова
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО РЕЙТИНГА КАФЕДРЫ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» НА КАЧЕСТВЕННОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье рассмотрены сущность и значение рейтинга преподавателей факультета. Обозначена взаимосвязь учебного процесса, его результатов и рейтинга преподавателя. Отмечены области применения рейтинга преподавателей. Предложена система критериев по отдельным направлениям деятельности преподавателя.
Ключевые слова: рейтинг, преподаватель, учебный процесс, мотивация, критерии.
I.V. Tolmacheva, Shevchenko Pridnestrovian State University, Tiraspol, Moldova
EFFECT OF TEACHING RATING DEPARTMENT "FINANCE AND CREDIT" TO A QUALITATIVELY EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. The article examines the nature and significance ranking faculty. It denotes the relationship of the educational process, its results and rankings of the teacher. Marked by the application of rating teachers. The system of criteria in certain areas of activity of the teacher.
Keywords: rating, teacher, learning process, motivation, criteria.
Актуальность научной статьи заключается в необходимости введения рейтинговой оценки профессорско-преподавательского состава на кафедре «Финансы и кредит», а впоследствии и на других кафедрах и в рамках экономического факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Разработанная система определения рейтинга преподавателей будет стимулировать к повышению качественности выполнения обязанностей по ведению учебного процесса непосредственно на лекционных и практических занятиях.
Приоритетной целью учебного процесса является - подготовка высококачественного специалиста для сектора экономики государства, касающегося финансов и кредита. Учебный процесс высшей школы - сложное, многогранное и результативное явление. Сложность касается и относится к объему направлений выполняющих преподавателями высшей школы. Результативность касается не только получения оценок студентами, но и результативность относительно объема и качества деятельности профессорско-преподавательского состава. В учебном процессе ответственную и главную роль играет преподаватель, который в принципе организует весь этот процесс. Организация любого процесса предусматривает управление. В системе управления обязательно действует два элемента - субъект как управляющий элемент и объект, как управляемый. Преподаватель выступает в качестве менеджера, который планирует, организует, координирует, контролирует знания, вырабатывает умения и навыки студентов.
И здесь необходимо поддерживать стимулирование преподавателя для выполнения этих функций. Одним из таких способов является рейтинговая оценка деятельности преподавателя кафедры, факультета.
Рейтинговая оценка профессорско-преподавательского состава важна с точки зрения мотивации его с целью улучшения выполнения своих трудовых обязанностей, повышения ответственности и качества преподавания, ведения научной деятельности [2, с. 36]. За качество знаний и умений студентов ответственны и преподаватели. При выполнении самостоятельной работы, курсовых и дипломных работ научное руководство является обязательным и необходимым элементом. Особенно важно осуществление данных функций при выполнении курсовых и дипломных проектов. По защите последних выставляется и присваивается квалификация студенту. Таким образом, научное руководство должно осуществляться в полном объеме и качественно. Очень часто искусство руководить приводит к лучшим результатам.
При разработке и внедрении рейтинговой системы профессорско-преподавательского состава необходимо включить комплекс различных критериев, по которым будет оценена деятельность преподавателя, по направлениям его функционирования, таким как учебная, учебно-методическая, научная, воспитательная и повышение квалификации. Эти все виды деятельности выполняются на нашем факультете профессорско-преподавательским составом кафедр. Выполнение этих видов работ очень важно, они являются основой для выработки системы рейтинга, первоначально они важны для выполнения учебного процесса в высшей школе в полном объеме. Опираясь на опыт российских вузов при распределении нагрузки учитывается рейтинг профессорско-преподавательского состава, что является абсолютно заслуженным результатом.
Система рейтинга профессорско-преподавательского состава при её грамотной разработке будет давать стимул к развитию и совершенствованию самих преподавателей, что положительно будет сказываться на результатах учебного процесса и в конечном итоге на профессиональном уровне выпускников кафедр.
В наших условиях рейтинг выводится относительно ведения научной деятельности, воспитательной, но нет рейтинга по учебной деятельности, учебно-методической и повышению квалификации. Научная деятельность фиксируется в отчетах по научно-исследовательской работе и в отчетах кафедр, которые действительно отражают участие и уровень занятия научной деятельностью. Воспитательная работа выражается в результатах проводимых конкурсах на лучшего куратора, лучшую академическую группу.
Учебно-методическая работа отражается только лишь в указанных печатных изданиях, печатных листах, которые не фиксируются нигде. Ответственный за организацию учебно-методической работы экономического факультета предоставляет данную информацию обычно на Ученом совете факультета, при этом не делается акцент на кафедре или преподавателе, который больше издал за прошедший год учебной или учебно-методической литературы. В условиях снижения количества студентов, выпуск
учебной литературы становится затруднительным. Студенты не планируют приобретать учебную и учебно-методическую литературу у преподавателя, они надеются на более обширные Интернет-ресурсы. В основном преподаватели выпускают учебные и учебно-методические пособия к подготовке прохождения конкурса на очередное замещение вакантной должности.
Как учитывается учебная работа? В настоящий момент она учитывается только лишь записями в журналах учебных занятий, которые подтверждают проведение и полную вычитку часов по указанной дисциплине. Но каков уровень и качество выполнения учебной работы, как её оценить? Можно разработать критерии и классы оценок. Например, проведение внутренних тестирований студентов по пройденным предметам. Тестирование в основном проводится только самими преподавателями без общей оценки и подведения результатов по кафедре, по читаемым дисциплинам на разных специальностях. Многие могут возмутиться, что студенты сами отвечают за результаты тестирования. Можно по-разному к этому подходить, но стоит напомнить, что именно преподаватель является главным менеджером в учебном процессе. Подготовка и знания присутствуют в учебном процессе главными компонентами и компетенциями, если они не реализуются, то можно предположить не усвоение студентами основной образовательной программы. Вторым критерием можно выбрать уровень выполнения заданий по самостоятельной работе студентами. Самостоятельная работа должна контролироваться и сдаваться студентами в виде определенных выполненных заданий в зависимости от специфики предмета. Но подтверждение выполнение студентами заданий самостоятельной работы необходимо. Тем самым получает и преподаватель подтверждение выполнение им учебного плана по читаемым дисциплинам. Третьим критерием выбирается проведение открытых занятий, а также занятий в интерактивных формах. А уже в ходе анализа открытых уроков, интерактивной форме уделяется внимание таким вопросам как подготовка и качество презентаций, умение работать со студенческой аудиторией. Открытые аудиторные занятия обсуждаются присутствующими, и формируется мнение и уровень достижения целей и задач занятия. Результатом может быть коллегиальная оценка, которая может быть учтена при составлении рейтинга профессорско-преподавательского состава факультета и кафедр.
При разработке системы рейтинговой оценки следует использовать опыт российских вузов. Можно выводить не только рейтинг преподавателя в рамках кафедры, факультета, но и кафедры в рамках факультета, факультета в рамках университета. Нам же интересно, сколько балов занимает кафедра, факультет по научно-исследовательской работе, почему не можем учесть и другие достижения и разработки профессорско-преподавательского состава.
Рейтинг по научной работе уже разработан в университете. В конце каждого календарного года ответственный за организацию научной работы на экономическом факультете, в соответствии с оценкой результатов научно-исследовательской кафедр, определяет рейтинг лучших трех преподавателей, потом эта процедура производится в рамках университета. Снова же рейтинг составляется, учитывая только трех преподава-
телей, а как же остальные? Мы можем наблюдать частичное стимулирование только лишь за первые три места по научной деятельности, но мы не выводим рейтинг остальных преподавателей. Хотя если проанализировать, то многие преподаватели, даже не занимая первые три места, издаются за пределами Приднестровья, в журналах рецензируемых Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации, международных журналах, пишут монографии.
Рейтинг по учебной и методической работе может включать такие параметры как: объем учебной нагрузки, учебное пособие, разработанное в этом учебном году, электронный учебник по дисциплине, методические указания по учебной дисциплине, составление новой программы, разработка нового лекционного курса, разработка и проведение семинарско-практических занятий по новой дисциплине, применение современных активных методов обучения, организация межвузовских вузовских конференций, семинаров, руководство студенческим научным кружком, результаты анкетирования «преподаватель глазами студента (рейтинг)».
Критериями по общественно-значимой деятельности может быть тематическое выступление на Ученом совете университета, факультета, научно-методическом семинаре, участие в работе ученого совета университета, факультета, участие в совместной работе с органами исполнительной и законодательной власти, организация спортивно-массовых и воспитательных мероприятий на факультете, кураторство студенческой группы, участие в профориентационной работе факультета, правительственные награды за высокие показатели в сфере науки и образования (орден, медаль, звание), награждение дипломами, медалями, грамотой, получение благодарственного письма министра просвещения, председателя правительства, президента [1, с. 153]. За 2014 год кафедрами факультета («Прикладная информатика», «Экономическая теория и мировая экономика», «Экономика и менеджмент», «Бухгалтерский учет и аудит») было проведено четыре научных семинара. Научные семинары теперь уже привычное научное мероприятие, которое проводится всеми кафедрами в соответствии с планом научных мероприятий на каждый год. Привычно уже стала практика, когда лучших преподавателей факультета привлекают в качестве консультантов и экспертов органы государственной власти. Научные разработки, опыт научного исследования и практика экономических процессов сочетание, которое необходимо развивать и далее. Каждый год представители факультета представляются к государственным наградам, благодарственным письмам.
Как в любой шкале можно двигаться или вверх или вниз. Так как это шкала баллов, значит, могут быть и понижающие баллы, например, отсутствие двух научных статей или иных публикаций за последний год, невыполнение или некачественное выполнение заданий (поручений) деканата, срывы занятий, некачественное выполнение индивидуального плана, поручений заведующего кафедрой, необеспеченность учебной дисциплины учебно-методическими материалами, некачественное выполнение обязанностей по проверке и рецензированию контрольных и курсовых работ студентов, некачественное выполнение обязанностей по руководству дипломными работами, дисцип-
линарные взыскания по приказу. Подобные критерии можно разработать и для определения рейтинга кафедры, факультета. В любом случае определенная соревновательная ситуация всегда положительно скажется не только на самом преподавателе, но и на результатах его труда.
Заключая, все вышеописанное, следует подчеркнуть мотивы и следствия применения рейтинга преподавателя и его влияния на качественность учебного процесса. Рейтинг профессорско-преподавательского состава позволит:
- выявить вклад каждого сотрудника в результаты деятельности структурного подразделения и факультета в целом;
- получить основание для морального и материального поощрения работников;
- повысить мотивацию работников и обеспечить личную заинтересованность работников в повышении квалификационного уровня, продуктивности педагогической и научной работы;
- определить области для улучшения в деятельности работников факультета, разработать корректирующие мероприятия по ее совершенствованию, скорректировать направления деятельности работников факультета.
Список литературы:
1. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: методическое пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. -159 с.
2. Толмачева И.В. Система рейтинга преподавателя // Экономика Приднестровья. - 2015. - № 1. - С. 36-38.