Научная статья на тему 'Рейтинговая оценка системы управления конкурентоспособным потенциалом предприятия'

Рейтинговая оценка системы управления конкурентоспособным потенциалом предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АЛГОРИТМ / ГРАФОАНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колтакова Г.В.

Цель исследования заключается в оценке внутреннего и внешнего методов экономического анализа, мониторинга и диагностики деятельности аграрного предприятия на рынке сельскохозяйственной продукции. Полученные результаты позволяют оценить эффективность управления хозяйствующим субъектом и определить основные стратегически важные факторы влияния на эффективность управления аграрным предприятием в соответствии в выбранными критериями оценивания. В современных условиях моделирование является активным и перспективным направлением исследования в области управления и принятия управленческих решений. Эффективность деятельности предприятий как экономическая категория характеризуется системой факторов, которая включает платежеспособность, устойчивость финансового состояния, структуру производства, качество и ассортимент продукции, эффективность применения современных информационных технологий для сотрудничества с поставщиками и клиентами. В условиях неопределенности факторов влияния рыночных условий требуется использовать наглядные методы демонстрации деятельности хозяйствующего субъекта на рынке. Применение рейтинговой оценки для диагностики деятельности сельскохозяйственного предприятия на рынке сельскохозяйственной продукции является перспективным направлением, использование которого позволяет визуально смоделировать и оценить качество работы. Управление потенциалом базируется на общих принципах и законах, одним из которых выступает взаимозависимость и иерархичность между объектами и субъектами управления. И необходимо отметить важность взаимосвязи информации и управления. Таким образом, появляется необходимость в модифицировании методов и моделей экономического управления в шаблон, пригодный для универсальной типовой документации для контроля, прогнозирования деятельности предприятия на рынке. Применяя на практике алгоритм графоаналитического метода оценивания потенциала предприятия можно проанализировать качество работы. И принять управленческое решение относительно усовершенствования эффективности работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая оценка системы управления конкурентоспособным потенциалом предприятия»

УДК 339.13

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

КОЛТАКОВА Г.В.,

ассистент кафедры «Бизнес-информатика», Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск; e-mail:g_kolt@ukr.net.

Реферат. Цель исследования заключается в оценке внутреннего и внешнего методов экономического анализа, мониторинга и диагностики деятельности аграрного предприятия на рынке сельскохозяйственной продукции. Полученные результаты позволяют оценить эффективность управления хозяйствующим субъектом и определить основные стратегически важные факторы влияния на эффективность управления аграрным предприятием в соответствии в выбранными критериями оценивания. В современных условиях моделирование является активным и перспективным направлением исследования в области управления и принятия управленческих решений. Эффективность деятельности предприятий как экономическая категория характеризуется системой факторов, которая включает платежеспособность, устойчивость финансового состояния, структуру производства, качество и ассортимент продукции, эффективность применения современных информационных технологий для сотрудничества с поставщиками и клиентами. В условиях неопределенности факторов влияния рыночных условий требуется использовать наглядные методы демонстрации деятельности хозяйствующего субъекта на рынке. Применение рейтинговой оценки для диагностики деятельности сельскохозяйственного предприятия на рынке сельскохозяйственной продукции является перспективным направлением, использование которого позволяет визуально смоделировать и оценить качество работы. Управление потенциалом базируется на общих принципах и законах, одним из которых выступает взаимозависимость и иерархичность между объектами и субъектами управления. И необходимо отметить важность взаимосвязи информации и управления. Таким образом, появляется необходимость в модифицировании методов и моделей экономического управления в шаблон, пригодный для универсальной типовой документации для контроля, прогнозирования деятельности предприятия на рынке. Применяя на практике алгоритм графоаналитического метода оценивания потенциала предприятия можно проанализировать качество работы. И принять управленческое решение относительно усовершенствования эффективности работы.

Ключевые слова: сельскохозяйственное предприятие, эффективность деятельности, алгоритм, графоаналитический метод.

THE RATING OF SYSTEM MANAGEMENT COMPETITIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE

KOLTAKOVA G.V.,

assistant of the Department of Business Informatics, Lugansk National Agrarian University, Lugansk; e-mail:g_kolt@ukr.net.

Essay. The purpose of the study is to assess the internal and external methods of economic analysis, monitoring and diagnostics of the activities of an agricultural enterprise in the agricultural market. The results obtained make it possible to evaluate the effectiveness of managing a business entity and determine the main strategically important factors influencing the management efficiency of an agricultural enterprise in accordance with the selected assessment criteria. In modern conditions, modeling is an active and promising direction of research in the field of management and management decision-making. The efficiency of enterprises as an economic category is characterized by a system of factors, which includes solvency, financial stability, production structure, quality and product range, the effectiveness of modern information technologies for cooperation with suppliers and customers. In the conditions of uncertainty of factors influencing market conditions, it is required to use visual methods of demonstrating the activity of an economic entity in the market. The use of a rating to diagnose the activities of an agricultural enterprise in the market of agricultural products is a promising direc-

tion, the use of which allows you to visually model and evaluate the quality of work. Potential management is based on general principles and laws, one of which is interdependence and hierarchy between objects and subjects of management. And it should be noted the importance of the relationship of information and management. Thus, there is a need to modify the methods and models of economic management into a template suitable for universal standard documentation for monitoring and forecasting the enterprise's activities in the market. Using the algorithm of the analytical method for assessing the potential of an enterprise, it is possible not only to make an assessment, but also to make a management decision regarding the improvement of work efficiency.

Key words: agricultural enterprise, efficiency, algorithm, analytical method.

Введение. Оценку эффективности использования рыночного потенциала сельскохозяйственных предприятий необходимо начинать с проведения диагностических и экономико-аналитических расчетов. Анализ является одной из общих функций управления экономическими системами, с которых начинается управленческий процесс. Изучение экономического состояния хозяйства не должно ограничиваться только расчетом финансовых показателей. Следует определить степень стабильности предприятия во внешней среде, то есть уровень конкурентоспособности потенциала хозяйства, для чего используем методы стратегического анализа. По нашему мнению, оценка рыночного потенциала сельскохозяйственных предприятий должна не только количественно и качественно определить главные причины, факторы и резервы повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий.

Материал и методика исследования. Изучению конкурентоспособности потенциала предприятия посвящено много научных трудов отечественных и зарубежных ученых [1. - С. 144-146]. Однако отдельные важные аспекты конкурентоспособности аграрных предприятий остаются дискуссионными и еще не получили должного освещения. Так, не решенными остаются проблемы формирования организационного обеспечения процедуры анализа их конкурентоспособности, обоснования необходимости организационно-экономической поддержки в процессе формировании механизма управления конкурентоспособностью предприятия.

Как показали результаты исследования, большинство ученых идентифицируют «конкурентоспособность» предприятия через такие сущностные признаки. Например, наличие конкурентных преимуществ на рынке; возможность адаптироваться к изменениям внешней среды; возможность обеспечения расширенного воспроизводства хозяйственной деятельности; наличие эффективной стратегии развития; конку-

рентное положение производителя на рынке; способность эффективно хозяйствовать и продуктивно использовать ресурсы; способность производить продукцию с минимальными затратами и качественно удовлетворять потребности потребителей.

Однако не только функционирование внутренней среды предприятия влияет на уровень конкурентоспособности. Немаловажное значение имеют факторы, на которые предприятие не в состоянии влиять. Исходя из этого, отметим, что конкурентоспособность предприятия характеризуется воздействием системы факторов внешней и внутренней среды (рисунок 1).

Механизм управления конкурентоспособностью следует рассматривать как наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизм управления конкурентоспособностью - совокупность ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на рыночные процессы, применяемые руководящими органами всех иерархических уровней для достижения целей экономического развития элемента экономической системы.

Под конкурентоспособностью потенциала предприятия мы понимаем синергическую способность предприятия благодаря собственным преимуществам получать рыночные преимущества. В современной практике используется большое количество методов оценки конкурентоспособности [2. - С. 232-246].

Классификация методов оценки конкурентоспособности осуществляется по четырем классификационным признакам: направление формирования информационной базы; способ отображения конечных результатов; возможность разработки управленческих решений; способ оценки.

В основе метода лежит оценивание четырех модулей-показателей или критериев конкурентоспособности [3. - С. 105-110].

Рисунок 1 - Система факторов конкурентоспособности предприятия

В I группу обозначены показатели, характеризующие эффективность управления производственным потенциалом (ЭПП): экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления продукции, организация труда на производстве. То есть первая группа сформирована на основе основных показателей производственного и экономического потенциалов.

Во II группу включены показатели эффективности финансового потенциала (ЭФП), отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, платежеспособность, возможность стабильного развития в будущем.

К Ш группе относятся показатели эффективности маркетингового потенциала (ЭМП)

предприятия, позволяющие охарактеризовать эффективность управления сбытом и продвижения товара на рынке с помощью рекламы и стимулирования.

В IV группу отнесены показатели конкурентоспособности товара (КТ) и его цены.

Применение метода «Квадрат потенциала предприятия» для анализа потенциала хозяйствующего субъекта позволяет определить взаимосвязь между его отдельными элементами. С помощью данной методики рассчитывается уровень его развития и конкурентоспособности. Имея визуализированное представление о деятельности, хозяйствующему субъекту гораздо проще оперативно принимать и реализовать управленческие решения по повышению эффективности работы предприятия. Метод включает в себя некоторые теоретические аспекты, которые детально отражены в работах [3-5].

Результаты исследования. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что выбор управленческих решений при помощи данной методики предполагает их своевременный контроль.

В качестве групп критериев для проведения анализа оценки потенциала предприятия путем сравнительной комплексной рейтинговой оценки определим:

- группа 1 - «Производство, распределение и сбыт продукции» - необходимо определить объем, темпы производства и его структуру, фонды производства, парк оборудования, который имеется в наличии, а также степень его использования, расположение производства, экологию производства и наличие инфраструктуры, уровень продаж и другие критерии;

- группа 2 - «Организационная структура и менеджмент» - дается аналитическая оценка организации и системе управления, количественным и качественным составляющим рабочих, уровню менеджмента и внутренней культуре;

- группа 3 - «Маркетинг» - предусматривает исследование рынка, товаров, каналов сбыта, инноваций, коммуникационных связей, рекламы, маркетинговых планов и программ;

- группа 4 - «Финансы» - анализируется финансовое состояние предприятия с помощью различных коэффициентов (рентабельности, эффективности, зависимости, ликвидности и др.).

Для получения итоговой рейтинговой оценки необходимо провести сравнение предприятия по каждому критерию приведенных групп с условным эталонным предприятием или с предприятием, которое имеет лучший результат.

Таким образом, основой для получения рейтинговой оценки состояния и уровня использования конкурентоспособного потенциала пред-

Таблица 1 - Итоговая таблица по разделу «Эффективность управления производственным потенциа-

лом»

№ п/п Наименование показателя Вес показателя

1 Качество продукции, % 3

2 Фондоотдача, руб. 1

3 Затраты на 1 руб. товарной продукции 1

4 Валовая прибыль, тыс. руб. 3

5 Рентабельность производства, % 2

Таблица 2 - Итоговая таблица по разделу «Организационная структура и менеджмент»

№ п/п Наименование показателя Вес показателя

1 Деловые качества менеджеров, баллов 3

2 Эффективность организационной структуры управления, баллов 3

3 Возраст персонала, % до 45 лет 2

4 Уровень образования, % с высшим образованием 2

5 Производительность труда, тыс. руб./чел. 1

6 Среднемесячная оплата работы, руб./чел. 1

приятия является не субъективное представление экспертов, а самые высокие результаты, что были достигнуты в действительности.

Данную методику целесообразно применить в условиях рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный субъект рыночных отношений нацелен на лучший результат.

Квадрат потенциала предприятия имеет четыре зоны в соответствии с разделами, которые применены в рассматриваемой системе показателей, и четыре вектора (В), которые создают его.

1 вектор 100

50

4 вектор К >2 вектор

3 вектор

Рисунок 2 - Квадрат потенциала предприятия

Согласно алгоритму рейтинговой оценки приведены итоговые таблицы 1 -5 для сельскохозяйственного предприятия ООО НПП «Аг-роЛугань» за 2017 год. В таблице 1 выполнено ранжирование анализируемых показателей по разделу «Эффективность управления производственным потенциалом».

В таблице 2 выполнено ранжирование анализируемых показателей по разделу «Организационная структура и менеджмент».

Таблица 3 - Итоговая таблица по разделу «Маркетинг»

№ п/п Наименование показателя Вес показателя

1 Объемы поставок на внутренний рынок, тыс. руб. 2

2 Финансирование рекламной деятельности, доля к общим затратам предприятия 1

3 Фирменный стиль (развитые направления), ед. 1

4 Средняя цена за 1 ц зерновых, руб. 3

5 Марка продукта, ед. 1

6 Качество продуктов, ед. 1

Таблица 4 - Итоговая таблица по разделу «Финансы»

№ п/п Наименование показателя Вес показателя

Коэффициент ликвидности:

1 Коэффициент текущей ликвидности 1

2 Коэффициент общей ликвидности 1

3 Срок погашения дебиторской задолженности 1

Коэффициент рентабельности:

4 Рентабельность продаж 3

5 Рентабельность активов 3

6 Рентабельность собственного капитала 3

Показатели эффективности:

7 Коэффициент оборачиваемости активов, оборотов 1

8 Валовая прибыль на одного работающего, тыс. руб. 1

9 Чистый доход на одного работающего, тыс. руб. 1

Коэффициент зависимости:

10 Коэффициент задолженности 2

11 Коэффициент финансового ливериджа 2

Таблица 5 - Итоговая таблица параметров квадрата потенциала

№ п/п Параметр потенциала Значение параметра потенциала, %

1 Эффективность управления производственным потенциалом 50

2 Организационная структура и менеджмент 50

3 Маркетинг 75

4 Финансы 64

В таблице 3 выполнено ранжирование анализируемых показателей по разделу «Маркетинг».

В таблице 4 выполнено ранжирование анализируемых показателей по разделу «Финансы».

Определим длину вектора по каждому разделу:

B = 100 -(10 - 5) B = 100 -(12 - 6)

B = 100 -(9 - 6)*

= 50%,

5* (3-1)

* 100 = 50%,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6* (3 -1) 100

6* (3 -1)

= 75%,

B = 100 -(19 -11)*

100

11* (3 -1)

= 64%.

Определив длину всех векторов, был построен квадрат потенциала сельскохозяйственного предприятия [5. - С. 98]. Графическое изображение квадрата потенциала отражено на рисунке 3. Квадрат потенциала имеет правильную форму, то есть анализируемое предприятие имеет сбалансированный потенциал, что является основой успеха их деятельности. Деловые качества менеджеров сельскохозяйственного предприятия оценены на достаточно высоком уровне, т.к. им удается в условиях тяжелой политической и международной обстановки налаживать отношения с контрагентами. Подобная зависимость проявилась при

Выводы. Контроль обеспечивает наблюдение и проверку соответствия достигнутого уровня конкурентоспособного потенциала предприятия поставленным задачам, планам, программам, своевременную их корректировку для безусловного достижения цели предприятия. Построенный график позволяет охарактеризовать степень достигнутого уровня потенциала хозяйствующего субъекта за анализируемый период. Выбрав данные за определенный промежуток времени можно также сравнивать результаты деятельности.

Таким образом, рассмотренная методика позволяет комплексно оценить уровень реализации конкурентоспособного потенциала предприятия, определить преимущества и недостатки производственного процесса. В дальнейшем это позволит хозяйствующему субъекту принимать решения, нацеленные на повышение уровня рыночного потенциала.

Список использованных источников

1. Белкин В. Н., Белкина Н.А., Владыкина Л.Б. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика региона. - 2015. - № 1. - С. 144-155.

2. Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции. - Краснодар: Изд-во Просвещение, 2013. - 346 с.

3. Потенщал тдприемства: формування та ощнка / О.К. Добикша, В.С. Рижиков, С.В. Кась-янюк и др. - Навчальний поабник. - К.: ЦУЛ, 2007. - 208 с.

4. 1ванов В.Б., Кохась О.М., Хмелевський С.М. Потенщал тдприемства: Навчально-методичний поабник. - К.: Кондор, 2009. - 300 с.

5. Федонш О.С., Ретна I. М., Олексюк О. I. Потенщал тдприемства: формування та оцшка: Навч.- метод. поабник — К.: КНЕУ, 2005. - 261 с.

List of sourse used

1. Belkin V.N., Belkina N.A., Vladykina L.B. Theoretical foundations for assessing the competitiveness of enterprises // Economy of the region. - 2015. - No. 1. - P. 144-155.

2. Voronov A.A. Evaluation and management of product competitiveness / A.A. Ravens Krasnodar: Publishing House of Enlightenment, 2013. - 346 p.

3. Enterprise Potential: Formation and Evaluation: Training Manual / O.K. Dobikina, V.S. Ryzhikov, S.V. Kasyanyuk et al. - K.: ZUL, 2007. - 208 p.

4. Ivanov V.B., Kokhas O.M., Khmelevsky S.M. Potential of the enterprise: Educational and methodical manual. - K.: Condor, 2009. - 300 p.

5. Fedonin A. S., Repina I. M., Oleksyuk O.I. Potential of enterprise: formation and evaluation: Textbook. - Method. Guide. - K.: KNEU, 2005. - 261 p.

определении уровня эффективности организации структуры управления.

В1

В4

80,00 60,00 io Г0,00 -000

В3

В2

Рисунок 3 - Квадрат потенциала ООО НПП «АгроЛугань»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.