Научная статья на тему 'Инновационный подход к росту конкурентных преимуществ предприятия'

Инновационный подход к росту конкурентных преимуществ предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гранкин В.Ф., Удовикова А.А., Марченкова И.Н.

В статье представлены методы оценки конкурентоспособности экономических субъектов, возможности их использования для расчета эффективности инновационного проекта, направленного на рост конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия. На современном этапе развития рыночной экономики основной целью реформ в России является обеспечение использования инновационных возможностей, развитие рынков и конкуренции, способствующих закреплению государства на мировом уровне. Первостепенная фундаментальная причина успеха одних и неудача других предприятий на рынке наличие конкурентных преимуществ, преуспевающих предприятий, которые проявляются в их способности гораздо лучше, чем это делают конкуренты, обслуживать нужды своих целевых рынков. Являясь неотъемлемой частью рыночных отношений, конкуренция в машиностроительной отрасли способствует как адаптации хозяйствующего субъекта к изменяющимся условиям внешней среды, совершенствуя тем самым свою деятельность, так и обусловливает обогащение предложений на машиностроительном рынке. Представляя собой экономический процесс соперничества предприятий за более выгодные условия существования на рынке, конкуренция является стимулом их развития, способствуя вытеснению неэффективных предприятий и рациональному использованию ресурсов. Анализируя эффективность производственной деятельности любого хозяйствующего субъекта, можно сделать заключение о том, что рост конкурентоспособности сопутствует продвижению товаров данного субъекта на рынке товаров (работ, услуг). Рассматривая конкурентоспособность с точки зрения проведения инновационной деятельности на предприятии, отметим, что успешная реализации проекта может значительно повысить конкурентные преимущества предприятия и вывести его на новый уровень, недостижимый на данном этапе развития машиностроительной отрасли для его конкурентов. Таким образом, в результате реализации инновационного проекта машиностроительное предприятие не только повысит качество производимой продукции и облегчит работу персонала, являющегося ключевым ресурсом социально-ориентированного хозяйствующего субъекта, но и комплексно подойдет к формированию и управлению своими конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью не только предприятия, но и отрасли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гранкин В.Ф., Удовикова А.А., Марченкова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к росту конкурентных преимуществ предприятия»

7. Krylatykh E. N. Socio-economic factors and risks of rural development (methodological aspects). Sustainable rural development: concepts and mechanisms. M .: Encyclopedia of Russian villages. - 2001. - P. 7.

8. Vertakova Yu.V., Polozhentseva Yu.S., Klevtsova M.G. Implementation of an innovative approach to monitoring the trajectories of the socio-economic development of the region // Izvestiya Yugo-Zapadnogo Gosudarstvennogo Universiteta. Series Economics. Sociology. Management. - 2014. - No. 2. - P. 26-36.

9. Kolmykova TS, Merzlyakova EA Comparative study of innovative potential of regions // Region: Systems, economics, management. - 2015.-No. 3 (30). - P. 140-148.

10. Sergeev PV, Kolmykova TS, Emelyanov SG On the urgency of program-targeted planning for the development of industrial and social infrastructure in the regions // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - No. 6. - P. 61-66.

11. Sergeyev PV, Polyansky AV, Soloshenko RV Application of linear programming methods in economic theory and practice: Textbook. - Kursk: Publishing house Kursk. state. s.-. Ak., 2015. - 170 p.

12. Sergeev PV, Polyansky AV, Soloshenko RV Application of models of non-linear programming in economic research: a manual. - Kursk: Publishing house Kursk. state. s.-. Ak., 2016. - 224 p.

13. Chernov VA Financial Instruments and Indicators for Achieving Sustainable Development // Financial Management. - 2017. - No. 1.- P. 36-46.

14. Vasilkov Yu.V., Gushchin LS, Inyats N. Features of quality management of the organization // Modern management technologies. - 2015. - No. 1 (49) [Electronic resource]. URL: http: // sovman. com / artiele / 4903 /? pfstyle = wp

УДК 334

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РОСТУ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

ГРАНКИН В.Ф.,

доктор экономических наук, Юго-Западный государственный университет. УДОВИКОВА А.А.,

Старооскольский филиал ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», мкр. Солнечный, д. 18, 309500 Старый Оскол.

МАРЧЕНКОВА И.Н.,

Старооскольский филиал ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», мкр. Солнечный, д. 18, 309500 Старый Оскол.

Реферат. В статье представлены методы оценки конкурентоспособности экономических субъектов, возможности их использования для расчета эффективности инновационного проекта, направленного на рост конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия. На современном этапе развития рыночной экономики основной целью реформ в России является обеспечение использования инновационных возможностей, развитие рынков и конкуренции, способствующих закреплению государства на мировом уровне. Первостепенная фундаментальная причина успеха одних и неудача других предприятий на рынке - наличие конкурентных преимуществ, преуспевающих предприятий, которые проявляются в их способности гораздо лучше, чем это делают конкуренты, обслуживать нужды своих целевых рынков. Являясь неотъемлемой частью рыночных отношений, конкуренция в машиностроительной отрасли способствует как адаптации хозяйствующего субъекта к изменяющимся условиям внешней среды, совершенствуя тем самым свою деятельность, так и обусловливает обогащение предложений на машиностроительном рынке. Представляя собой экономический процесс соперничества предприятий за более выгодные условия существования на рынке, конкуренция является стимулом их развития, способствуя вытеснению неэффективных предприятий и рациональному использованию ресурсов. Анализируя эффективность производственной деятельности любого хозяйствующего субъекта, можно сделать заключение о том, что рост конкурентоспособности сопутствует продвижению товаров данного субъекта на рынке товаров (работ, услуг). Рассматривая конкурентоспособность с точки зрения проведения инновационной деятельности на предприятии, отметим, что успешная реализации проекта может значительно повысить конкурентные преимущества предприятия и вывести его на новый уровень, недостижимый на данном этапе развития машиностроительной отрасли для его конкурентов. Таким образом, в результате реализации инновационного проекта машиностроительное предприятие не только повысит качество производимой продукции и облегчит работу персонала, являющегося ключевым ресурсом социально-ориентированного хозяйствующего субъекта, но и комплексно подойдет к формированию и управлению своими конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью не только предприятия, но и отрасли в целом.

Ключевые слова: качество продукции, конкурентные преимущества, инновационный проект, конкурентоспособность.

INNOVATIVE APPROACH TO INCREASE THE ENTERPRISE COMPETITIVE ADVANTAGES

GRANKIN V.F.,

doctor of Economics, South-Western State University.

UDOVIKOVA A.A.,

Stary Oskol branch of Federal State Autonomous educational institution «Belgorod State national research University», MD. Sun, 18, 309500 Stary Oskol.

MARCHENKOVA I.N.,

Stary Oskol branch of Federal State Autonomous educational institution «Belgorod State national research University», MD. Sun, 18, 309500 Stary Oskol.

Essay. The article presents the methods of assessing the competitiveness of economic entities, the possibility of using them to calculate the effectiveness of an innovative project aimed at increasing the competitive advantages of the machinebuilding enterprise. At the present stage of development of the market economy, the main goal of reforms in Russia is to ensure the use of innovative opportunities, the development of markets and competition, contributing to the consolidation of the state at the world level. The primary fundamental reason for the success of some and the failure of others in the market is the existence of competitive advantages, successful enterprises, which are manifested in their ability to serve the needs of their target markets much better than competitors do. As the basis for the functioning of any economic system, competition is based on market mechanisms, which are the primary categories of any market economy.

Key words: product quality, competitive advantages, innovation project, competitiveness.

Введение. Неотъемлемой частью рыночных отношений выступает конкуренция, способствуя как адаптации хозяйствующего субъекта к изменяющимся условиям внешней среды и стимулируя ее к совершенствованию своей деятельности, так и обусловливая обогащение предложений на потребительском рынке.

Являясь мощным двигателем совершенствования и постоянного развития научно-технического прогресса общества необходимым элементом рыночного механизма, конкуренция, представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов за лучшие места на сбытовом рынке и положительные финансовые результаты коммерческой деятельности. Она является гарантом защиты покупателей и заказчиков от роста цен, отсутствия необходимых товаров и некачественной продукции. Никакой закон о правах потребителей не будет работать, если он не подкреплён реальным механизмом рыночного соревнования.

Для обеспечения конкурентоспособности машиностроительных предприятий важно совершенствование системы управления конкурентными преимуществами наукоемкого машиностроения.

Цель исследования. На основе изучения инновационных подходов к росту конкурентоспособности предприятия, предложить мероприятия по повышению его конкурентных преимуществ на основе повышения качества продукции, позволяющих обеспечить усиление собственных позиций на потребительском рынке.

Материал и методика исследования. Для достижения целей исследования в работе были использованы статистические данные, экономико-математический, технико-экономический методы анализа, а также сравнительный анализ абсолютных показателей, определение относительных показателей, построение статистических и аналитических таблиц, графическое представление статистической информации. Теоретической базой работы послужили научные труды отечественных ученых, посвященные проблеме формирования конкурентных преимуществ, выбора конкурентных стратегий и других аспектов управления конкурентоспособностью предприятий.

Результаты исследования. Заставляя руководство предприятия постоянно искать и использовать новые возможности создания, популяризации и распространения материальных ресурсов, конкуренция стимулирует повышение их качества, форсирует совершенствование технологий их производства, ориентируя предприятие на разработку новых видов продукции актуальных для со-

временного потребителя. Хотя потребительский рынок функционирует и развивается по общим законам маркетинга, все же он имеет определенные специфические характеристики, обусловливающие ряд его явлений, в том числе и конкуренцию.

Конкурентоспособность сегодня является одним из основных показателей эффективности работы любого хозяйствующего субъекта. В этой связи предприятиям необходимо овладеть средствами обретения и повышения конкурентоспособности как способности эффективнее лучше других справляться с конкуренцией и искать способы обеспечения высоких качественных показателей предоставляемой продукции и товаров при минимальном уровне производственных затрат и коммерческих расходов. Конкурентоспособность обеспечивается посредством коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, путем создания определенных ценностей для своих клиентов, и превращая их в собственные конкурентные преимущества.

Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта зависит от наличия в его работе тех или иных характеристик, которые выгодно отличают его от конкурентов и предлагаемый потребительскому рынку продукт также отличается качественной составляющей от аналогичных товаров конкурентов. В специальной литературе эти характеристики получили название конкурентных преимуществ.

Ключевые стратегии конкурентных преимуществ машиностроительных предприятий, можно построить на одной из трех стратегий достижения конкурентных преимуществ:

1) стратегия лидерства по затратам и издержкам производства (внутренние конкурентные преимущества);

2) стратегия дифференциации (внешние конкурентные преимущества);

3) стратегия лидерства в сегменте (ориентация, как на внешние, так и на внутренние конкурентные преимущества).

В общем виде данные стратегии управления конкурентоспособностью экономического субъекта можно представить в виде упрощенных матриц конкурентного преимущества, одна их которых представлена на рисунке 1.

Символичное разделение упрощенной матрицы на квадранты не означает, что стратегия опирается исключительно только на одном виде конкурентных преимуществ.

Величина преимущества

малая большая

большое ФРАГМЕНТАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

много возможностей завоевания конкурентных преимуществ, наличие многообразных преимуществ объясняется дифференцирован-ностью запросов клиентов имеет место в различных отраслях экономики, дифференцированный спрос на продукцию, наличие обширных конкурентных преимуществ

малое ПАТОВАЯ СИТУАЦИЯ ОБЪЕМНОСТЬ

положение, когда в отрасли могут быть реализованы лишь не многие преимущества проявляется при наличии небольшого количества возможностей достижения конкурентных преимуществ

£ о

м

00 О

в

в т с

е ще

О Ёу тес еир

о

Рисунок 1 - Упрощенная матрица конкурентного преимущества

Рисунок 2 - Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Стратегия лидерства по издержкам ориентирует предприятие на повышение производительности и минимизацию затрат на производство и издержек, связанных с закупочной и сбытовой деятельностью, она ведет к установлению более низких цен на продукцию или повышение качества продукции в сравнении с конкурентами.

Стратегия дифференциации предполагает, что любое предприятие должно стремиться к достижению превосходства над конкурентами. Данная стратегия связана со значительными затратами, что является одной из важнейших проблем ее реализации.

Стратегия лидерства в сегменте направлена на удовлетворение потребностей и запросов узкой группы покупателей.

Для определения стратегического направления развития предприятия руководитель выбирает один из квадрантов упрощенной матрицы конкурентного преимущества и определяет сочетание стратегий более низкого порядка, позволяющих добиваться того или иного вида конкурентных преимуществ.

Существуют разные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Они могут быть основаны на оценке потребительских свойств товара (модель Но-риаки Кано), по доле рынка (матрица БКГ), оценке внутренних и внешних факторов предприятия (SWOT-анализ), сравнении показателей оцениваемого продукта или услуги и базисного продукта или услуги (матрица конкурентоспособности), на основе динамики финансовых показателей (динамический индекс конкурентоспо-

собности), поведения потребителей (коэффициент потребительского предпочтения) и т.д.

Выделим основные методы оценки конкурентоспособности предприятия (рисунок 2).

Данные методы имеют как достоинства и недостатки и отличаются между собой анализируемыми показателями, а, следовательно, и содержанием. Каждый из них направлен на оценку финансового и имущественного положения предприятия на рынке, выявление резервов повышения эффективности функционирования и улучшения условий жизнедеятельности в будущем. Сравнение существующих методов позволяет субъектам хозяйствования комплексно их использовать в соответствии с шагами оценки конкурентоспособности, учитывая при этом и конкурентоспособность продукции, и эффективность производственно-хозяйственной деятельности как неотъемлемые составляющие конкурентоспособности предприятия.

Одной из самых проблемных отраслей промышленности России является машиностроительный комплекс. Ситуация в машиностроении стала ухудшаться довольно давно - одновременно с тем, как стала ухудшаться динамика инвестиций в стране, то есть с 2012 года, а с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада [2].

Чем выше эффективность конкурентоспособности, тем выше шанс для предприятия выйти победителем из противостояния с конкурентами. Если рассматривать конкурентоспособность с этой точки зрения, то можно

провести параллели с инновационными проектами. Инновационный проект, в случае его успеха, может кардинально повысить конкурентоспособность предприятия, вывести его на новый уровень, недостижимый на данном этапе развития отрасли для его конкурентов. Поэтому в инновационной деятельности необходимы грамотные и адекватные инструменты оценки эффективности инновационных проектов. И для этой цели могут подойти, при должной модификации, методы оценки конкурентоспособности.

Инновационный проект является длительным проектом и состоит из нескольких стадий:

1) маркетинговые исследования потребностей рынка;

2) выбор цели инновации, постановка задачи;

3) технико-экономическая экспертиза проекта;

4) НИОКР;

5) подготовка производства продукции;

6) производство инновационной продукции;

7) реализация;

8) пост-инновационная деятельность (оценка экономической эффективности, распространенней т. д.) [1].

Не каждый метод оценки конкурентоспособности применим для оценки инновационного проекта в целом. Например, динамический индекс конкурентоспособности невозможно применить без фактических показателей, которые начнут «появляться» не раньше этапа подготовки производства. Соответственно, какие-то методы можно применить для комплексной оценки проекта, какие-то - для оценке на отдельной стадии, а какие-то - только для оценки на этапе постинновационной деятельности.

Нами рассмотрено машиностроительное предприятие ОАО «СОЭМИ», расположенное в Белгородской области, которое специализируется на изготовлении высоковольтной аппаратуры и электромонтажных изделий.

Одним из решающих факторов повышения рентабельности продукции машиностроительного предприятия выступает снижение её себестоимости. Главным направлением снижения себестоимости является экономия материальных ресурсов.

Для повышения конкурентоспособности продукции и снижения ее себестоимости нами предлагается маши-

ностроительному предприятию ОАО «СОЭМИ» приобрести специальное оборудование - гидравлический револьверный пробивной пресс, который обеспечивает не только сверхвысокую скорость вырубки, но и дает возможность снизить уровень шума при использовании инструмента большого диаметра, а также при использовании формовочного инструмента на низкой скорости перемещать балки.

Общая экономичность процессов гидравлического револьверного пресса с ЧПУ FINN-POWER C5 с использованием холодной штамповки не только не снижает, но ещё больше повышает значение экономии металла. Это объясняется тем, что стоимость материала при данной технологии обработки обычно составляет 60-80 % общей стоимости детали, в то время как доля прямой заработной платы находится в пределах 5-15 %.

Новая техника объединяет большое количество разнообразных операций, тех, которые ранее она не имела:

Анализ себестоимости штампованных деталей позволяет сделать вывод о том, что снизив материальные затраты лишь на 10 % позволит увеличить производительность труда в 3-4 раза на всех операциях.

Для реализации инновационного проекта используется внешнее финансирование, которое составляет 6,5 млн. руб. Для внешнего финансирования требуется взять кредит, который возьмем в банке на срок 24 месяца под 17 % годовых, предположим, что это 14 января 2019 года (таблица 1).

Ежемесячный возврат кредита будет составлять 108,33 тыс. руб. Проценты по кредиту будут зависеть от остатка на начало месяца.

Общие затраты по годам с учетом налоговых льгот представим в таблице 2.

Оборудование приобретено для производства ввод-но-распределительных устройств (ВРУ), предназначенных для приема, распределения и учета электроэнергии, защиты оборудования от токов короткого замыкания и перегрузок в сетях переменного тока напряжением 380/220 В, частотой 50 и 60 Гц. Область применения - в электроустановках жилых и общественных зданий.

Для расчета эффективности предлагаемого проекта воспользуемся исходными данными (таблица 3).

В тысячах рублей

Дата Расчетные показатели, тыс. руб.

сумма кредита остаток на начало месяца возврат кредита X % за кредит всего платеж

14.01.2019 6500 6500

14.02.2019 6500,00 108,33 92,08 182,00

14.03.2019 6391,67 108,33 90,55 180,77

14.04.2019 6283,33 108,33 89,01 219,38

14.05.2019 6175,00 108,33 87,48 178,32

14.06.2019 6066,67 108,33 85,94 177,09

14.07.2019 5958,33 108,33 84,41 209,18

14.08.2019 5850,00 108,33 82,88 174,63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.09.2019 5741,67 108,33 81,34 173,41

14.10.2019 5633,33 108,33 79,81 203,46

14.11.2019 5525,00 108,33 78,27 170,95

14.12.2019 5416,67 108,33 76,74 169,72

Примечание: Аналогично начисляются проценты за оставшиеся месяцы.

Таблица 1 - Расчеты выплат по кредиту ОАО «СОЭМИ» за 2019 г.

Таблица 2 - Общие затраты за пользование кредитными ресурсами ОАО «СОЭМИ»

Наименование показателя Год реализации проекта Всего

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Сумма кредита 6500 - - - - 6500

Возврат кредита 1300 1300 1300 1300 1300 6500

Х% за кредит 928,81 801,13 580,13 359,13 138,13 2807,01

Налоговый щит, тыс. руб. 200,74 156,54 112,34 68,14 23,94 561,71

Налог на имущество, тыс. руб. 133,93 100,10 71,50 42,90 14,30 362,73

Таблица 3 - Затраты на производство 1 вводно-распределительное устройство (ВРУ)

Наименование статьи затрат Затраты на 1 штуку, тыс. руб.

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Затраты на материальные ресурсы 8,87 9,22 9,59 9,98 10,38

Амортизация 2,60 2,36 2,17 2,00 1,86

Основная заработная плата 2,00 2,08 2,16 2,25 2,34

Начисления на заработную плату 0,61 0,63 0,69 0,71 0,74

Прочие затраты 0,85 0,88 0,92 0,96 0,99

Общецеховые расходы 0,98 1,02 1,06 1,10 1,15

Административные расходы 1,09 1,13 1,18 1,23 1,28

Полная себестоимость 17,00 17,34 17,77 18,23 18,73

Таблица 4 - Затраты на весь объем производства ВРУ за период осуществления проекта

Наименование статьи затрат Затраты на 1 штуку, тыс. руб.

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Количество штук в год 500 550 600 650 700

Затраты на материальные ресурсы 4435 5074 5756 6485 7264

Амортизация 1300 1300 1300 1300 1300

Основная заработная плата 1000 1144 1298 1462 1638

Начисления на заработную плату 305 349 411 464 519

Прочие затраты 425 486 552 621 696

Общецеховые расходы 490 561 636 717 803

Административные расходы 545 623 707 797 893

Полная себестоимость 8500 9537 10660 11846 13113

Таблица 5 - Планируемый объем реализации вводно-распределительных устройств (ВРУ) в период осуществления проекта__

Наименование показателя Период осуществления проекта

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Объем реализации, штук 500 550 600 650 700

Цена за 1 м2 с учетом НДС, тыс.руб. 28,00 29,40 30,87 32,41 34,03

Выручка от продаж, тыс.руб. 14000,0 16170,0 18522,0 21068,8 23823,9

НДС на весь объем продаж, руб. 2135,59 2466,61 2825,39 3213,88 3634,16

В среднем предположим рост материальных затрат, заработной платы, отчислений во внебюджетные фонды и прочие затраты на 4 % в год.

Далее рассчитаем затраты на весь объем производства ВРУ за период осуществления проекта (2019-2023 годы), результаты представим в таблице 4.

Проведем расчет окупаемости инновационного проекта. Исходные данные представим в таблице 5.

На сегодняшний день цена 1 штуки вводно -распределительного устройства (ВРУ) в среднем составляет 28000 руб., следовательно, выручка составит в 2019 г. - 14000 тыс. руб., в 2020 г. при цене 16170 тыс. руб., в 2021 г. - 18522 тыс. руб., в 2022 г. - 21068,8 тыс. руб. и в 2023 г. - 23823,9 тыс. руб.

Доходы и расходы по операционной деятельности машиностроительного предприятия в период осуществления проекта представим в таблице 6.

Оценивая показатели эффективности предложенного инновационного проекта, можно сделать заключение, что предприятие получит дополнительно чистой

прибыли 13707,64 тыс. руб. Чистый доход от операционной деятельности составит 20207,64 тыс. руб.

Далее проведем расчет простого срока окупаемости вложений в проект:

РР = 6500/ (20207,64 / 5) = 1,608 года (587 дней) или 1 год 7 месяцев 12 дней.

Норму дисконта мы в проекте определяли исходя из ключевой ставки Центрального банка (БС), которая со 12 февраля 2018 года составляет - 7,5 %, плюс риск неполучения предусмотренных проектом доходов. Воспользуясь методикой ожидаемого уровня доходности инвестированного капитала с учетом всех рисков проекта, определим ставку дисконтирования.

Так как данный проект имеет определенный риск, то определим уровень риска равный 8,5 %, тогда ставка дисконтирования будет равна: 7,5 % + 8,5 = 16 %.

Далее рассчитаем коммерческую эффективность инновационного проекта, направленного на рост конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия (таблица 7).

Таблица 6 - Денежные потоки по операционной деятельности в течение жизненного цикла проекта

Наименование показателя Номер шага расчета (год) Итого

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Нетто--выручка, тыс. руб. 11864,41 13703,39 15696,61 17854,89 20189,76 79309,07

Себестоимость продукции, тыс. руб. 8500 9537 10660 11846 13113 53655,50

Валовая прибыль, тыс. руб. 3364,41 4166,39 5036,61 6008,90 7076,77 25653,07

Проценты по кредиту, тыс. руб. 928,51 801,13 580,13 359,13 138,13 2807,01

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 2435,90 3365,26 4456,49 5649,77 6938,64 22846,07

Налог на прибыль (20 %), тыс. руб. 487,18 673,05 891,30 1129,95 1387,73 4569,21

Чистая прибыль, тыс. руб. 1461,54 2019,16 2673,89 3389,86 4163,19 13707,64

Амортизационные отчисления по внедряемому оборудованию, тыс. руб. 1300,00 1300,00 1300,00 1300,00 1300,00 6500,00

Чистый доход от операционной деятельности (ЧД), тыс. руб. 2761,54 3319,16 3973,89 4689,86 5463,19 20207,64

Таблица 7 - Расчет коммерческой эффективности проекта по внедрению гидравлического револьверного пробивочного пресса__

Наименование показателя Номер шага расчета (год)

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Капитальные затраты, тыс. руб. 6500

Сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности, тыс. руб. -3738,46 -419,30 3554,59 8244,45 13707,64

Коэффициент дисконтирования (1/(1+г)^) 0,862 0,743 0,641 0,552 0,476

Дисконтированное сальдо суммарного денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности, тыс. руб. -3222,81 -311,61 2277,28 4553,34 6526,39

Дисконтированное сальдо накопленного эффекта (ЧДД), тыс. руб. -3222,81 -3534,42 -1257,14 3296,20 9822,59

Таблица 8 - Расчет внутренней доходности по предлагаемому проекту

Год Денежный поток, Д Коэффициент дисконтирования, га=16% Дисконтированный денежный поток (NPVa) Коэффициент дисконтирования, rb=90% Дисконтированный денежный поток (NPVb)

-6500 1 -6500 1 -6500

2019 -3738,46 0,862 -3222,81 0,526 -1967,61

2020 -419,30 0,743 -311,61 0,277 -116,15

2021 3554,59 0,641 2277,28 0,146 518,24

2022 8244,45 0,552 4553,34 0,077 632,63

2023 13707,64 0,476 6526,39 0,040 553,60

Сумма NPV 9822,58 -379,30

ЧДД = -3222,81+-311,61+2277,28+4553,34+6526,39 = 9822,59 тыс. руб.

Данный инвестиционный проект можно считать эффективным, так как показатели ЧД > 0 и ЧДД > 0.

Далее определим дисконтированный срок окупаемости проекта.

DPP = 3 + 1257,14 / 4553,34 = 3,276 года или 3 года 3 месяца 11 дней.

Дисконтированный срок окупаемости свидетельствует о том, что разработанная экономико-организационная модель управления окупит инвестированные денежные средства в течение года эксплуатации оборудования.

Внутренняя норма доходности характеризует максимальную отдачу, которую можно получить от проекта, т. е. ту норму прибыли на вложенный капитал, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю.

При этом внутренняя норма доходности представляет собой предельно допустимую стоимость денежных средств (величину процентной ставки по кредиту), ко-

торые могут быть привлечены для финансирования инновационного проекта.

Рассчитаем внутреннюю ставку доходности по предлагаемому проекту, данные занесем в таблицу 8.

IRR = 16 + (90 - 16)* 6500 / (6500 - (-379,3)) = 85,92

%.

По результатам расчетов можно сделать вывод, что внутренний коэффициент окупаемости равен 85,92 %, что превышает эффективную ставку 17 %, следовательно, проект принимается.

Индекс доходности будет равен: ИД = 9822,58 / 6500 = 1,51.

Он больше 1, следовательно, предлагаемый инновационный проект экономически эффективен.

Среднегодовая рентабельность проекта показывает, какой доход приносят, вложенные в предлагаемый проект инвестиции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1,51 - 1)/5*100% = 10,2 %.

Результаты расчета коммерческой эффективности инвестиционного проекта представим в таблице 9.

Таблица 9 - Показатели эффективности проекта по внедрению оборудования ОАО «СОЭМИ»

Наименование показателя Величина

Чистый доход (ЧД), тыс. руб. 20207,64

Чистый дисконтированный доход (ЧДД), тыс. руб. 9822,58

Простой срок окупаемости инвестиций, лет 1 год 7 месяцев 12 дней

Дисконтированный срок окупаемости, лет 3 года 3 месяца 11 дней

Индекс доходности (Р1), руб. 1,51

Внутренняя норма доходности (ВНД), % 85,92

Оценивая коммерческую эффективность инвестиций, мы пришли к заключению о том, что:

чистый доход 20207,64 тыс. руб. и чистый дисконтированный доход 9822,58 тыс. руб. положительные, следовательно, проект эффективен;

- дисконтированный срок окупаемости данного проекта равен 3 год 3 месяца 11 дней из расчета, что срок проекта 5 лет, предприятию будет выгодно запустить этот проект, он принесет прибыль предприятию равную 20207,64 тыс. рублей;

индекс доходности составляет 1,51, что больше единицы, это тоже говорит о рентабельности проекта, которая равна 10,2 %;

внутренняя норма доходности (внутренний коэффициент окупаемости) равна 85,92 %, что превышает ставку по кредиту 17 %, следовательно, проект эффективен.

Таким образом, на основании рассчитанных показателей можно утверждать, что данный инновационный проект, эффективен и рекомендуется к внедрению.

Выводы. Таким образом, формирование и управление конкурентными преимуществами машиностроительного предприятия осуществляется в рамках комплексного подхода, представляющего собой синтез управления инновационной деятельностью предприятия, а также качеством выпускаемой продукции и не в последнюю очередь -работой с персоналом, являющимся ключевым ресурсом социально-ориентированной организации.

Внедрение инновационного оборудования позволит привлечь большее число клиентов, повысить материально-технический оборот продукции, увеличить товарооборот и прибыль предприятия.

Оценивая коммерческую эффективность предложенных мероприятий, мы пришли к заключению о том, что по результатам осуществления проекта машиностроительное предприятие получит дополнительный доход 20207,64 тыс. руб. и закрепит свои позиции на потребительском рынке.

Список использованных источников

1. Пивоваров В.И., Кошель И.С. Применение методов оценки конкурентоспособности для оценки эффективности инновационных проектов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. -2013. - Т. 5. - № 1 (15). - С. 71-77.

2. Удовикова А.А. Теоретические подходы к управлению инновациями. - «Наука XXI века - взгляд в будущее»: сб. ст. по материалам I Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Логос, 2016. - 164 с.

List of sources used

1. Pivovarov V.I., Koshel I.S. Application of methods for assessing competitiveness for assessing the effectiveness of innovative projects // Izvestiya of Moscow State Technical University MAMI. - 2013. - T. 5. - No. 1 (15). - P. 71-77.

2. Udovikov A.A. Theoretical approaches to innovation management. - "Science of the XXI century - a look into the future": Sat. Art. on the materials of the I International Scientific and Practical Conference. - Stavropol: The Logos, 2016. -164 p.

УДК 338.012

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ АПК ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЧЕРНЯКОВА И.С.,

аспирант кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита», ассистент кафедры «Бизнес - информатика», Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск; e-mail:chernyakova-71@mail.ru.

Реферат. Мясоперерабатывающая отрасль, являясь составной частью системы АПК, использует в качестве основного сырья продукцию животноводства и птицеводства, что обуславливает прямую зависимость устойчивости развития предприятий данной отрасли от состояния сельского хозяйства. Снижение поголовья скота, птицы, рост цен на зерно и комбикорма неблагоприятно отражается на функционировании отрасли в целом и обуславливает низкий уровень развития рынка мяса и мясопродуктов, а также высокий уровень зависимости мясоперерабатывающей отрасли от импортного сырья. Залогом ускоренного экономического роста и повышения уровня устойчивого развития данных предприятий на рынке мяса и мясопродуктов является ускоренное развитие животноводческой отрасли. Основным путем выхода мясного подкомплекса из состояния кризиса является наращивание поголовья скота и птицы, а также восстановление имеющейся кормовой базы. Также необходима максимизация производства, которая может быть достигнута не только путем ввода в эксплуатацию новых мощностей, но и путем технического перевооружения предприятий мясоперерабатывающей отрасли и внедрения прогрессивных технологий. При этом, на региональном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.