Научная статья на тему 'Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся в системе среднего профессионального образования'

Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
805
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОЦЕНКА / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / STUDENT / RANKING SYSTEM / INTEGRATED ASSESSMENT / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Юлия Николаевна, Балабина Надежда Анатольевна

Статья посвящена одной из важнейших педагогических проблем внедрению в процесс изучения дисциплин рейтинговой системы, что обусловлено необходимостью повышения стимулов для систематической аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, эффективности труда преподавателя и обучающихся, а также для более точной и объективной оценки знаний и уровня профессиональной подготовки будущих специалистов. В статье рассмотрены положительные моменты применения рейтинговой накопительной системы оценки знаний обучающихся. Также определены те трудности, с которыми сталкивается преподаватель при применении данной системы оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rating Funded System of Assessment of Students in Secondary Vocational Education

The article is devoted to one of the most important educational problems the introduction in the process of studying the disciplines of the rating system, which is due to the need to increase incentives for systematic classroom and independent work of students, the efficiency of the labor of the teacher and students, as well as more accurate and objective assessment of knowledge and level of professional training of future specialists. The article describes the positive aspects of the use of the rating system evaluating the accumulation of knowledge of students. Also identified the difficulties faced by the teacher in the application of the evaluation system.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся в системе среднего профессионального образования»

Иванова Ю.Н., Балабина Н.А. Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся в системе среднего профессионального образования // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/497-00242. - ISSN 2413-4066

УДК 377

Иванова Юлия Николаевна

Преподаватель отделения СПО

Тарский филиал ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Тара

rudy-yuliya@bk.ru

Балабина Надежда Анатольевна

Специалист отдела учебно-методической и воспитательной работы Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара m n a 150379@mail.ru

Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся в системе среднего профессионального образования

Аннотация. Статья посвящена одной из важнейших педагогических проблем -внедрению в процесс изучения дисциплин рейтинговой системы, что обусловлено необходимостью повышения стимулов для систематической аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, эффективности труда преподавателя и обучающихся, а также для более точной и объективной оценки знаний и уровня профессиональной подготовки будущих специалистов.

В статье рассмотрены положительные моменты применения рейтинговой накопительной системы оценки знаний обучающихся. Также определены те трудности, с которыми сталкивается преподаватель при применении данной системы оценки.

Ключевые слова: обучающийся, рейтинговая система, интегрированная оценка, оценка знаний.

В современных условиях развития системы среднего профессионального образования в России, обусловленных реформированием и интеграционными процессами, важное значение придается качеству образовательных услуг, направленных на подготовку профессионально компетентного специалиста, востребованного на рынке труда. Система среднего профессионального образования продолжает переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Отличительной особенностью этих стандартов является их направленность на результаты обучения, а также на требования рынка труда. Выпускник без каких-либо усилий и проблем должен входить в производственные процессы, при этом эффективно применяя свою квалификацию, опыт и компетенции, которые были получены им в ходе процесса обучения, поскольку именно занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [1]. В связи с этим, актуальным становится вопрос о показателях профессиональной компетентности будущих специалистов и контроле качества обучения.

Вопросам контроля обучения всегда уделялось значительное внимание. Это отражено в работах психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьевой, В.В. Давыдова и др. Методы и формы контроля знаний рассматриваются в трудах отечественных (Ю.К. Бабаненский, М.И.

Зарецкий, В.М. Полонецкий, З.А. Решетова и др.) и зарубежных (А. Анастази, Н. Кронлунд, А. Хьюгс и др.) педагогов. На новом этапе развития образования оценивание качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин (МДК, профессиональных модулей) и оценка компетенций обучающихся.

Задачей каждого преподавателя становиться изучение и использование накопленного опыта, разработка и применение своих методов и форм контроля качества знаний, определение наиболее эффективных показателей оценки освоения компетенций в ходе обучения.

Одним из таких эффективных показателей, применяемых в последнее время в системе среднего профессионального образования, становится интегрированная оценка успешности освоения обучающимися образовательной программы, реализуемая через внедрение рейтинговой накопительной системы оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Рейтинговая накопительная система - критериально-ориентированная, инновационная система оценивания достижений на основе компетентностного подхода в образовании. Рейтинговая система оценки - это система интегральной оценки всех видов деятельности субъектов образовательного процесса, выраженная в баллах.

Рейтинговая система отличается открытостью и гласностью. Это проявляется в том, что условия работы и оценивание качества знаний, умений и навыков доводятся до сведения обучающихся заранее. Это обстоятельство соответствует требованиям федерального государственного стандарта среднего профессионального образования «к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы» в том, что «конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения». С системой оценки качества знаний группа должна знакомиться на первом занятии по дисциплине. При этом всю подробную информацию о программе работы, перечне обязательных контрольных точек (мероприятий) и времени их проведения, принципе рейтинга (минимальный и максимальный балл) по этим контрольным точкам, модулю, окончательном результате, способе получения дополнительных баллов и прочую информацию целесообразно оформлять в виде информационного листа.

Рейтинговая накопительная система дает возможность обучающемуся выбрать свой образовательный маршрут, самому распоряжаться своим временем, выбирать порядок выполнения заданий, самостоятельно планировать выполнение заданий, постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий, сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся. Каждый может принять меры по улучшению своего рейтинга, например, выполнением самостоятельной работы более сложного уровня, решением задач повышенной сложности. В свою очередь, у преподавателя есть возможность стимулировать труд каждого обучающегося, его самостоятельную дополнительную работу по расширению и углублению знаний по предмету.

Также рейтинговая система позволяет рассматривать процесс обучения в динамике, в разные моменты времени, на разных дисциплинах модуля или на разных модулях, анализировать достоинства и недостатки тех или иных нововведений, перестраивать и прогнозировать будущие результаты. Важным условием рейтинговой системы является своевременное выполнение установленных видов работ [2]. В системе оценивания учебных достижений обучающихся рейтинг рассматривается как интегрированная оценка результатов всех видов учебной деятельности за семестровый период обучения по учебным дисциплинам, включающий входной контроль текущей работы, промежуточный рейтинг-контроль, итоговый рейтинг-контроль и бонусные (дополнительные) задания для добора баллов обучающимися.

Рейтинговая система имеет преимущества перед традиционной пятибалльной системой и с психологической стороны. Нет отрицательного момента, когда все делятся на «успевающих» и «неуспевающих». Опытный преподаватель знает, что количество «двоек» часто не стимулирует, а, наоборот порождает безразличие. Рейтинг-результат (даже небольшой) в конце каждой темы, раздела поощряет любое продвижение вперед, ведь при применении рейтинговой системы нет «плохих» оценок, даже малый ответ приносит свой балл, который идет в общую копилку.

Рейтинговая система контроля качества знаний позволяет создать условия, при которых получают удовлетворение от работы и учебы обе стороны учебного процесса.

Применение рейтинговой системы оценки качества знаний не требует изменения структуры учебного процесса и лучше всего сочетается с блочно-модульной системой обучения. Деление содержания учебной дисциплины на разделы и темы уже содержится в рабочей программе. Начинать разработку рейтинговых показателей необходимо с анализа имеющихся методических материалов по обеспечению контроля и определению основных контрольных точек.

Простота, доступность, очевидность (прежде всего для студента) и логичность - в первую очередь должны учитываться при выборе той или иной системы рейтинговых показателей. Перечень контрольных точек обязательно включает зачет, экзамен, отчет по практической работе, контрольную и самостоятельную работы, домашнее задание и другие мероприятия.

Разработка рейтингового показателя по каждой контрольной точке является для преподавателя самым ответственным и трудоемким процессом. Необходимо учитывать, прежде всего, уровень значимости каждой контрольной точки по ее вкладу в изучение темы, раздела и дисциплины в целом. Выбор многобалльной системы может быть любой и зависит от индивидуальности преподавателя. Рекомендуется не сильно увеличивать диапазон оценок и использовать, так называемый, «коэффициент значимости» (от 2 до 10 -для текущего контроля и до 25 - для итогового), т.е. все мероприятия ранжируются. Для определения нижних границ показателей оценки (минимальный балл) рекомендуется применение «коэффициента усвоения», в большинстве случаев - 0,7, хотя применяют от 0,4 до 1,0.

Рейтинговая система позволяет активизировать не только аудиторную, но и внеаудиторную (самостоятельную) работу студентов: подготовка сообщений и рефератов, проектно-исследовательская работа, презентации, составление и решение кроссвордов, задач повышенной сложности, изготовление пособий и др. - оценивается соответствующими баллами. Баллы за самостоятельную работу могут составлять до 40% от количества баллов по данному модулю, что является хорошей мотивацией данной деятельности и позволяют лучшим образом оценивать сформированные компетенции.

Если студент пропустил контрольную точку по уважительной причине, то эта работа выполняется в дополнительное время и оценивается тем же количеством баллов. Пропуск контрольного мероприятия без уважительной причины штрафуется тем, что выполненная в дополнительное время работа оценивается по минимуму. Если контрольное мероприятие не выполнено (даже на минимальный балл) допускается повторное выполнение работы, но оценивается только по нижнему пределу.

На каждый модуль (раздел дисциплины) должна составляться карта учета рейтинговых показателей, в которой указывается общее количество баллов (от и до), все контрольные точки и соответствующие им баллы. В конце семестра результаты всех карт должны заноситься в общую карту по дисциплине (сводную по модулям), подводиться итог (соответствующая колонка).

Рейтинговая система позволяет легко и быстро обобщить достижения каждого студента, сделать анализ успеваемости всей группы и каждого в отдельности, выявить недостатки, вовремя принять меры по изменению неблагоприятных ситуаций. Даже на начальной стадии применения данной системы контроля знаний очевидным становится

повышение у студентов мотивации к учебной деятельности, желание учиться регулярно становится закономерным, отмечается осознанная заинтересованность в результатах своего труда.

Использование рейтинговой системы контроля качества знаний раскрывает перед преподавателем новые возможности по совершенствованию форм и содержания контрольных мероприятий. Рейтинг позволят реализовать в полной мере методическую функцию контроля: совершенствование работы самого преподавателя. Позволяет каждому из нас оценить методы преподавания, увидеть свои слабые и сильные стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.

Конечно, применение рейтинговой системы создает для преподавателя значительную дополнительную нагрузку. Это и определение «стоимости» рейтинговых показателей, выбор и составление перечня контрольных точек, необходимость постоянно производить аттестацию обучающихся и регулярно подводить итоги и, прежде всего, методическое обеспечение контроля по всем разделам и темам.

Текущий контроль обеспечивает регулярное управление учебной деятельностью, ее коррекцию, стимулирует постоянство интереса к познавательной активности. Это определяет формы и содержание контрольных мероприятий: фронтальный опрос, индивидуальные устные ответы дополняются домашними заданиями (письменно), самостоятельными работами (письменно, на 10 минут), тестовыми заданиями. Чтобы иметь достоверное представление об уровне усвоенного материала, задания должны быть многовариантными и разноуровневыми (реализовывая личностно-ориентированный подход). Безусловно, это дополнительная методическая работа и нагрузка при проверке работ.

Рубежный контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по разделам и темам и способность применять полученные умения и навыки при выполнении практических заданий. Этот вид контроля можно организовать, применяя контрольные работы среднего уровня (до 15 баллов) и повышенной сложности (до 25 баллов). Нельзя не сказать и о воспитательном значении этого момента: обучающиеся учатся реально оценивать свои возможности, принимать ответственные решения, развивать самокритику, делать правильные выводы на будущее.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения.

Все перечисленные методы, и формы контроля, и соответствующее им методическое обеспечение отражается в фонде оценочных средств по данной дисциплине.

Рейтинговая система контроля качества знаний «живая», поддающаяся изменениям система. Это заставляет преподавателя быть постоянно в поиске, совершенствовать формы и методы контрольных мероприятий, корректировать методический материал (увеличивая варианты, вводя задания различной сложности, разрабатывая дополнительные задания, задачи повышенной сложности и т.д.), иногда пересматривать саму методику преподавания, изучать накопленный опыт коллег. Это стимулирует творческую активность преподавателя, способствует его профессиональному росту и благоприятно влияет на процесс обучения в целом.

При ряде преимуществ рейтинговая накопительная система оценивания учебных достижений обучающихся имеет и недостатки. В качестве основного недостатка данной системы можно выделить трудоемкость ее реализации. Постоянный подсчет, контроль и обновление баллов требует существенных усилий со стороны преподавателя. Вместе с тем рейтинговая накопительная система делает образовательный процесс несколько формализованным и недостаточно гибким, так как в условиях реального учебного времени ввиду объективных обстоятельств (разный уровень подготовки обучающихся, разный темп усвоения учебного материала) преподаватель сталкивается с необходимостью корректировать распределение различных видов деятельности обучающихся в течение семестра.

Но несмотря на наличие некоторых недостатков, применение рейтинговой системы оценки качества знаний позволяет с большей объективностью судить о реальных

достижениях каждого студента. Рейтинг - индивидуальный интегрированный числовой показатель заставляет каждого работать на конечный результат. Начиная с невысоких баллов за устный ответ, за работу на аудиторном занятии, обучающийся постепенно втягивается в систематическую, добросовестную работу от занятия к занятию. Рефлексия дает возможность получить лучший результат: выбрать более сложное задание, тщательнее подготовившись к контрольной точке и т.п.

Контроль качества знаний с помощью рейтинга позволяет максимально учитывать индивидуально-психологические особенности обучающегося как личности.

Итак, рейтинговая система оценки качества знаний позволяет:

• стимулировать систематическую работу обучающегося;

• самому обучающемуся прогнозировать поэтапно оценки своей работы и видеть состояние своих дел в любой момент времени;

• воспитывать ответственность, добросовестность и дисциплинированность;

• объективно и гибко оценивать знания;

• вовремя производить корректировку;

• совершенствовать комплексное учебно-методическое обеспечение предмета.

На наш взгляд, именно рейтинговая накопительная система позволяет сегодня обеспечить качество профессиональной подготовки выпускника в системе среднего профессионального образования, поскольку она охватывает не только аудиторную, но и внеаудиторную работы обучающегося, способствует развитию его позитивных личных качеств, дает стимул к выполнению определенных заданий. В результате чего обучающийся развивается как личность, учиться отстаивать свою точку зрения, повышается его дисциплина и самоорганизованность. именно эти качества в дальнейшем помогут обеспечить его трудоустройство.

Ссылки на источники

1. Балабина Н.А. Динамика безработицы в Тарском районе Омской области/ Н.А. Балабина, Ю.Н. Иванова // Современное научное знание в условиях системных изменений (материалы Первой национальной научно-практической конференции). Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Тарский филиал, 2016. С. 148.

2. Склярова Е.Е. Рейтинговая система оценки студентов // Персональный сайт «Экономика и управление». 2013, URL: http://econspecdis.ucoz.ru/index/rejtingovaj a_si stema_ocenki_studentov/ 0-30.

Yuliya Ivanova

Lecturer in the Department of secondary vocational education Tara Branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara rudy-yuliya@bk.ru

Nadezhda Balabina

Specialist of educational-methodical and educational work Tara Branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara m n a 150379@mail.ru

Rating Funded System of Assessment of Students in Secondary Vocational Education

Abstract. The article is devoted to one of the most important educational problems - the introduction in the process of studying the disciplines of the rating system, which is due to the need to increase incentives for systematic classroom and independent work of students, the efficiency of the labor of the teacher and students, as well as more accurate and objective assessment of knowledge and level of professional training of future specialists.

The article describes the positive aspects of the use of the rating system evaluating the accumulation of knowledge of students. Also identified the difficulties faced by the teacher in the application of the evaluation system.

Keywords: student, ranking system, integrated assessment, knowledge

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.