Научная статья на тему 'Рейтинговая оценка профессиональных компетенций: особенности разработки и внедрения'

Рейтинговая оценка профессиональных компетенций: особенности разработки и внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCE / COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCE / RATING / RATING GUIDELINES OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / RATING SCORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Л. Д., Кандерова О. Н.

В статье обозначены проблемы оценки профессиональных компетенций в свете новых требований к результатам подготовки специалистов в системе профессионального образования и один из способов их решения рейтинговая оценка. Также показан ряд преимуществ рейтинговой оценки профессиональных компетенций над традиционной системой оценки, уделено внимание организации и методам проведения систематического контроля уровня профессиональных компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Л. Д., Кандерова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES: THE FEATURES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

In the article the problems of professional competences assessment in the light of new requirements to the results of training in vocational education and one of the ways of their solution rating score are indicated. A number of advantages of rating score of professional competencies of the traditional system of assessment are shown. The attention of organization and methods of the systematic control of the professional competencies of students is devoted.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая оценка профессиональных компетенций: особенности разработки и внедрения»

Образовательные технологии наука и практика

УДК 377 Л. Д. Алексеева, зав. отделением Магнитогорс-

кого технологического колледжа (МТК),

г. Магнитогорск О. Н. Кандерова, доц. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск,

e-mail: [email protected]

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ

В статье обозначены проблемы оценки профессиональных компетенций в свете новых требований к результатам подготовки специалистов в системе профессионального образования и один из способов их решения — рейтинговая оценка. Также показан ряд преимуществ рейтинговой оценки профессиональных компетенций над традиционной системой оценки, уделено внимание организации и методам проведения систематического контроля уровня профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетенция, рейтинг, рейтинговая оценка, принципы рейтинговой оценки профессиональных компетенций.

Системообразующей целью современного профессионального образования становится высокое качество профессиональной подготовки специалиста. Сегодня ученые пытаются описать результат подготовки специалиста с помощью компетентностного подхода.

В рамках компетентностного подхода предпринимались попытки развести два понятия: компетенция и компетентность. Под компетентностью все чаще понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов выполнения деятельности, опыта практического использования знаний и умений, характеристик мышления, обеспечивающих способность принимать эффективные решения, действовать рационально и т. д.), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Определение понятия «компетенция» многие исследователи связывают с деятельностным результатом обучения, направленным на развитие способности соединять базовые элементы (знания, умения и навыки) в единое целое для достижения высокого уровня исполнения действия в зависимости от цели, контекста, ситуации, функции.

Мы согласны с мнением В. П. Смирнова, который профессиональные компетенции понимает как «готовность (способность) работника на основе усвоенных знаний, умений и приобретенного опыта решать типичные профессиональные задачи, преодолевать проблемные производственные ситуации. Они характеризуют человека как субъекта специальной деятельности (как специалиста) [1]. Исходя из этого, в основу профессиональной компетенции могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста.

В результате профессиональная компетентность и профессиональная деятельность оказываются взаимосвязанными категориями: профессиональная компетентность формируется с освоением конкретных форм (видов) профессиональной деятельности и в ее предметном поле, а содержание деятельности, в свою очередь, определяет структуру и состав компетентности как комплекс профессиональных компетенций.

Образовательный процесс, происходящий в заведениях начального и среднего профессионального образования, во-первых, должен быть направлен на формирование компетентностей, во-вторых, должен способствовать формированию профессиональных компетенций посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции. При этом если под компетентностью понимается способность к выполнению какой-либо деятельности, то профессиональная компетенция — это содержательный компонент такой способности в виде знаний, навыков, умений, приобретаемых в ходе обучения. Более емким понятием в профессиональной сфере считается «профессиональная компетенция», включающая как функционально-профессиональный, так и личностный фактор.

Формирование профессиональных компетенций — процесс, подразумевающий некую законченность, достижение определенного уровня стандарта, соответствие целей и результатов, о которых можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому.

В государственных образовательных стандартах указано, что оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную (итоговую) аттестацию выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям профессиональной образовательной программы, для текущей и промежуточной аттестации, должны быть созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить не только знания, умения, но и освоенные профессиональные компетенции.

С целью фиксирования и описания сформированных профессиональных компетенций студентов в образовательных учреждениях предстоит решить задачу проведения оценки профессиональных компетенций.

В системе начального и среднего профессионального образования всегда была установка на практикоориентированность, поэтому проведение оценки профессиональных компетенций, требующее формулировки показателей результатов обучения, доработки существующего и создание нового оценочного инструментария для оценивания уровней сформированности профессиональных компетенций не является большой проблемой.

Хотя следует заметить, определение начального и конечного уровня сформирован-ности профессиональных компетенций имеет высокую степень неопределенности. Измерить степень сформированности профессиональных компетенций можно только приблизительно, так как она зависит от целого ряда факторов, в том числе и субъективных.

При проведении оценки профессиональных компетенций в свете новых требований к результатам подготовки специалистов в системе профессионального образования на первый план выходят проблемы:

- неготовности образовательных учреждений и государственных аттестационных ко -миссий (ГАК) оценивать профессиональные компетенции обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования, поскольку существующее методическое обеспечение контроля обученности и оценки уровня подготовки специалистов не предназначено для оценки компетенций;

- разработки нового методического обеспечения оценки профессиональных компетенций — данную проблему невозможно решить без соответствующего теоретического обоснования, объясняющего природу и закономерности формирования компетенций;

- изменения методологии оценки сфор-мированности профессиональных компетенций — данная проблема влечет за собой соответствующие изменения контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном планах.

При оценивании профессиональных компетенций обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования, по мнению некоторых исследователей (Д. В. Лернилевский, Е. В. Ткаченко, С. Я. Батышев и др.), можно использовать компонентный метод анализа, который позволяет профессиональную компетенцию представить в системе следующих компонентов: эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий компоненты и компонент

самосовершенствования. Каждый компонент профессиональной компетенции имеет свою характеристику, что позволяет создать инструментарий для оценивания уровней сформи-рованности профессиональных компетенций. Ниже представлена характеристика некоторых компонентов профессиональных компетенции по профессии «Парикмахер»:

- эмоционально-психологический компонент (вера в свои возможности, стремление реализовать себя в профессии, ориентация на успех; настрой на преодоление препятствий, умение преодолеть страх перед неизвестным; способность переводить в действия свои профессионально значимые потребностные состояния, реализовывать мотивы и др.);

- регулятивный компонент (умение организовать рабочее место для работы и содержать его в порядке; умение выполнять санитарно-гигиенические правила; умение соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности; умение правильно пользоваться инструментом, приборами, аппаратурой; умение дезинфицировать, чистить и править инструмент; умение выполнять массаж и мытье головы; умение расчесывать и укладывать волосы в соответствии с направлением моды, учитывая индивидуальные особенности лица клиента; умение выполнять разные виды стрижек, укладку волос холодным способом; умение выполнять укладку волос зажимами, щипцами; и др.

- социальный компонент (обладание высоким уровнем коммуникабельности и развития профессионально значимых качеств личности: общительности, вежливости, доброжелательности, честности, внимательности, тактичности, самообладания; умение строить гармоничные отношения с коллегами и клиентами и преодолевать возможные противоречия, возникающие в процессе производственной деятельности) и др.

При определении основных показателей результатов освоения студентом профессиональных компетенций необходимо следовать следующим принципам:

1) проверка должна быть реализована в ком-петентностном ключе, формулировать результаты следует, отвечая на вопросы: «Зачем это нужно делать?», «На каком уровне мы хотим, чтобы выпускник это делал?», «С какой скоростью должна быть сделана эта операция?» и т. д.;

2) показатели должны полностью соответствовать уровням сформированности профессиональных компетенций, при этом их формулировки не должны повторять название самих компетенций;

3) любой из выбранных показателей должен быть диагностируемым, т. е. должно быть представление о критериях сформированности этого результата, а также инструмент для его оценки [2].

В связи с этим важной составной частью формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов должна стать научная организация контроля. Контроль должен обеспечить систематическую обратную связь, которая позволяет, во-первых, строить адаптивную программу обучения, включающую формирование профессиональных компетенций и, во-вторых, своевременно корректировать действия преподавателей и студентов по их формированию в процессе обучения. Основные функции контроля связаны с определением соответствия заданной цели исходного уровня профессиональных компетенций, а также результатов промежуточных этапов их формирования и конечного результата всего процесса обучения в целом. Контролем устанавливается степень сформи-рованности профессиональных компетенций, как результат — подготовленность выпускника к дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, педагогически обоснованная организация системы контроля за формированием профессиональных компетенций может быть представлена в виде двухуровневой схемы: нижний уровень (уровень дисциплины) — определение соответствия учебных успехов студентов требованиям изучаемой дисциплины, целям обучения (сформированность профессиональных компетенций); верхний уровень — определение соответствия подготавливаемых специалистов требованиям государственного образовательного стандарта.

Организация эффективной системы педагогического контроля за формированием профессиональных компетенций предполагает обязательный переход к использованию методов обоснования оценок и проведения педагогических измерений.

Традиционная система оценки уровня сфор-мированности профессиональных компетенций студентов базируется на результатах выпускных экзаменов и защиты письменных экзаменационных работ как форме итогового государственного контроля. Следует отметить, что несмотря на очевидные достоинства, для такой системы характерны существенные недостатки, отражающиеся на качестве подготовки специалистов.

Во-первых, она не стимулирует повседневную систематическую работу студентов. Промежуточные контрольные мероприятия не

решают этой проблемы, так как не препятствуют обучающемуся накапливать задолженности до сдачи экзаменов. В свою очередь низкая эффективность текущего контроля с его узкой шкалой оценок (по сути, двухбалльная шкала: «сдал — не сдал») и отсутствием возможности учитывать дополнительную работу студентов, сроки сдачи и сложность заданий также приводит к переносу всей нагрузки на период сдачи экзаменов. Получаемый же при этом результат не влияет на итоговую оценку по дисциплине и вывод о сформированности соответствующей профессиональной компетенции.

Во-вторых, сложившаяся система не обладает объективными критериями дифференциации обучающихся по уровню подготовки. Поэтому большие подгруппы обучающихся, отличающиеся по уровню сформированнос-ти профессиональных компетенций, получают одинаковые оценки. Это приводит к отсутствию состязательности между ними.

Кроме того, к недостаткам традиционной системы можно отнести влияние на итоговую оценку случайного фактора на экзамене (психофизиологическое состояние экзаменатора и экзаменуемого, выбор билета, субъективизм преподавателя, его требовательность, опыт и т. п.).

Один из наиболее прогрессивных принципов оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов — взвешенное суммирование оценок при формировании показателя успешности учебной деятельности студента при освоении как отдельных учебных дисциплин, так и учебного плана в целом. Именно этот принцип лежит и в основе рейтинговой оценки сформированных у студентов профессиональных компетенций.

«Рейтинг» (от англ. rating — оценка, порядок, классификация) — термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале [3].

М. В. Катханов под рейтингом понимает «накопленную отметку» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения [4].

Для Л. И. Вареновой, В. Ж. Куклина, В. Г Наводнова рейтинг — это «сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени по определенным правилам, не изменявшемся в течение этого промежутка» [5]. В. П. Симонов предлагает такие определения: «накопительный рейтинг — это набор студентом (обучающимся) суммарного коэффициента результатов его обучения за определенный период, в ходе систематической экспертизы

преподавателем его знаний, умений, навыков», а также «суммарная оценка степени обучен-ности и квалификации будущего специалиста за определенный период времени, выраженная в баллах или относительных показателях (процентах)» [6].

Разные авторы по-своему определяют понятие «рейтинговая оценка». Для М. П. Батура, А. В. Ломако, Л. Ю. Шилина это «совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин» [7].

Ю. Попов под рейтинговой оценкой понимает «комплекс определенных расчетов и положений, в котором все результаты контролируемых видов деятельности студентов при изучении дисциплины в целом или ее части (модуля) оцениваются в количественных единицах (баллах)» [8].

По мнению многих исследователей, рейтинговая оценка позволяет отслеживать в учебном процессе два основных параметра, отражающих сущность профессиональной компетенции:

1) сумму приобретаемых знаний (или объем учебной работы), умений и опыта;

2) качество усвоения знаний, умений и приобретенного опыта.

При использовании рейтинговой оценки профессиональных компетенций необходимо придерживаться следующей последовательности: весь курс обучения по дисциплине разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен; по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль с оценкой в баллах; в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.

Важным моментом осуществления рейтинговой оценки является проведение систематического контроля уровня профессиональных компетенций обучающихся, который осуществляется на основании оценивания выполнения практического задания, отчета о результатах лабораторных исследований, представляющих собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно контроль считается пройденным, если обучающийся получает не менее 50 процентов от максимального балла.

Для обеспечения непрерывного контроля за работой обучающихся и объективной оценки качества усвоения материала преподаватель проводит следующую работу: делит весь учебный материал на структурно-логические самостоятельные блоки; определяет уровень усвоения материала каждым обучающимся после окончания изучения каждого блока с выставлением рейтинговой оценки; в конце периода обучения выставляет общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные блоки.

Принципами использования рейтинговой оценки профессиональных компетенций являются:

- относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение количества часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

- для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, сдача зачетов, решение ситуационных, производственных задач и т. д.;

- дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий; дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.

С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» студента. Такая система оценки позволяет обучающемуся быть более активным в учебной или производственной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценке профессиональных компетенций, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.

Технология рейтинговой оценки профессиональных компетенций включает следующие основные элементы:

- определение максимальной рейтинговой оценки (Я тах);

- определение рейтинговой оценки профессиональной компетенции;

- определение учебной успешности в освоении профессиональных компетенций.

Определение рейтинговой оценки профессиональной компетенции обучающихся происходит следующим образом:

1) Рассчитывается учебная успешность в освоении профессиональных компетенций (соответствие суммарных рейтинговых оценок тому

или иному уровню сформированности профессиональной компетенции изображается в форме таблицы, которой следует руководствоваться, переводя суммарные баллы в оценки).

2) Определяются и нормируются «контрольные точки»: оцениваемые виды учебных заданий и результаты деятельности обучающихся. Выполняя задание, обучающийся зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения, например:

• выполнение практической (лабораторной) работы по теме (3 балла);

• решение проблемных, ситуационных задач по теме (5 баллов);

• выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (подготовка доклада, разработка презентаций, оформление средств наглядности, выполнение индивидуальных заданий преподавателя и др.) (10 баллов);

• тестовый контроль (20 баллов);

• полнота и качество выполнения практических заданий в процессе прохождения практики в соответствии с ее программой (30 баллов);

• полнота, грамотность ведения дневника по практике с обязательным отражением самостоятельно выполненной работы и собеседование по дневнику (30 баллов) и т. д. [9].

Контрольные точки могут охватывать не только работу на занятии, но и домашние задания, внеурочную работу по дисциплинам или учебным и производственным практикам и т. д.

Можно выделить ряд преимуществ рейтинговой оценки профессиональных компетенций над традиционной:

- снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений педагога и обучающегося;

- придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в образовательных учреждениях;

- стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу обучающихся;

- возрастает роль текущего и промежуточного контроля (на этих этапах обучающемуся предоставляется возможность набрать большое количество баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу студентов);

- позволяет обращать внимание на незначительные ошибки при выполнении заданий;

- устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников и хорошистов. Вместо них появляются «первый» обучающийся, «десятый», «двадцатый».

При этом у студента возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. При этом обучающийся имеет возможность самостоятельно выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Внедрение и реализация рейтинговой оценки не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий лич-ностно-ориентированного обучения. Главная сложность при внедрении рейтинговой оценки профессиональных компетенций — необходи-

Библиографический список

мость не только в качественном анализе сформированных профессиональных компетенций выпускника, но и в случае необходимости коррекции рейтинговой системы профессиональных компетенций и самого учебного процесса.

Разработка и внедрение рейтинговой оценки профессиональных компетенций в учреждении профессионального образования — важный элемент системы обеспечения и контроля формирования профессиональных компетенций обучающихся, позволяющий создать условия для мотивации самостоятельности студентов средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Смирнов, В. П. Мониторинг профессиональных компетенций специалистов СПО / В. П. Смирнов, Р. А. Пахалюк // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/monitoring_professionalnyh_kompetencii_specialistov_spo.html

Калужская, М. В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? [Текст] / М. В. Калужская, О. С. Уколова, И. Г. Каменских. — М. : Чистые пруды, 2006. — 244 с.

Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов-н/Д : Феникс, 1998.

Катханов, М. В. Методика разработки и внедрения рейтинг-контроля умений и знаний студентов [Текст] : учеб. пособие / М. В. Катханов. — М., 2010. — 204 с

Варенова, Л. И. Рейтинговая интенсивная технология рейтингового обучения [Текст] / Л. И. Ва-ренова, В. Ж. Куклин, В. Г. Наводнов. — М., 1993.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 165 с.

Батура, М. П. Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий [Текст] : метод. пособие для преподавателей и студентов / М. П. Батура, А. В. Ломако, Л. Ю. Шилин. — Минск : БГУИР, 1994.

Попов, Ю. Рейтинговая система [Текст] / Ю. Попов, В. Подлеснов, В. Садовников, Е. Андросюк, В. Кучеров // Высшее образование в России. — 2001. — № 4. — С. 131-137.

Гурина, Р. Как измерить профессиональную компетентность? [Текст] / Р. Гурина // Высшее образование в России. — 2008. — № 10. — С. 82-89.

УДК 377 Г. П. Андрусенко, руководитель Регионального

центра внедрения ФГОС НиСПО Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО),

г. Челябинск

Н. И. Ерина, методист Регионального центра внедрения ФГОС НиСПО Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

КОНСТРУИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ НПО)

Формирование компетенций представляется одной из базовых составляющих Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, направленных на инновационный путь развития современного образования. Обучение, основанное на компетенциях,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.