Научная статья на тему 'РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТА КАК КОМПОНЕНТ PR-СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТА КАК КОМПОНЕНТ PR-СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
376
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рейтинг / высшее учебное заведение (вуз) / PR-стратегия / медиа / сотрудничество / конкурентоспособность / ranking / academy (Higher Education School) / PR-strategies / media / cooperation / competitiveness.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сун Юй

В статье уделяется внимание рассмотрению истории международных и национальных рейтингов университетов, которые побуждают высшие учебные заведения к применению PR-стратегии, сотрудничеству со СМИ для продвижения университетов в национальном и мировом образовательном содружестве. Предмет исследования – рейтинг университета в международных базах данных. Многие страны составляют мировые рейтинги университетов с различными стандартами для лучшего и более полного изучения университетов и оценки их преимуществ. Цель такого рейтинга – предоставление целевой аудитории более полной информации о высшем учебном заведении. Объект исследования – принципы формирования и влияние рейтингов на функционирование высшего учебного заведения. Передовые позиции в сопоставлении высших учебных заведений между собой позволяют получить мировую узнаваемость, а значит – интернациональный имидж; рассчитывать на большее количество абитуриентов, но и накладывают на образовательные учреждения дополнительные требования, направленные на удержание топовых позиций и подтверждения своего статуса. Методологической основой статьи послужили общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, обобщение. В ходе проведенных исследований установлено, что применение PR-стратегии является наиболее эффективным способом продвижения услуг университета в СМИ. Она играет ключевую роль в создании международного и национального имиджа университета, привлекая потенциальных абитуриентов, продвигая высшее учебное заведение на качественно новый уровень на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сун Юй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING OF UNIVERSITY AS A COMPONENT OF PR-STRATEGY OF ADVANCEMENT AT THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

The article focuses on examining the history of international and national rankings of universities, which encourage higher educational institutions to organize a PR-strategy, cooperate with the media to promote universities in the national and global educational community. The subject of the research is universities’ ranking in international databases. Many countries constitute world university rankings with different standards. Because of this people can better and fully consult universities and their advantages. The purpose of this rating is to provide the target audience with more complete information about higher education institution. The formation principles and the effect of ratings on the functioning of a higher educational institution became the research object of the article. Advanced positions in comparison of higher educational institutions among themselves allow gaining global recognition and an international image; count on a larger number of applicants, but also impose additional requirements on educational institutions aimed at retaining top positions and confirming their status. The methodological basis of the research lies in general scientific research methods like an analysis, a comparing and synthesis. The study concludes that organization of PR-strategy is the most effective way to promote university services in media. It plays a key role in creating the international and national image of the university, attracting potential applicants, promoting a higher educational institution to a qualitatively new level in the education services market.

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТА КАК КОМПОНЕНТ PR-СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

Подводя итоги, следует сказать, что реализация коммуникативной стратегии побуждения осуществляется посредством применения определенного спектра тактик, имеющих взаимозависимый и взаимодополняющий характер. Взаимодействие и взаимосвязь указанных тактик в рамках дискурса писем-прошений способствует более эффективному процессу достижения конечной цели адресанта. А употребление разнообразных экспрессивных языковых средств и

Библиографический список

приемов усиливает общий экспрессивный тон текста письма, «поскольку всякий прием - это активная и серьезная «игра» со значениями и смыслами, имеющая коммуникативную цель и прагматическое назначение - эмоциональное заражение адресата» [12, с. 35]. Имена прилагательные, используемые авторами немецкоязычных писем-прошений XIX столетия, играют в этом не последнюю роль.

1. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики. Новое в зарубежной лингвистике. Москва: Прогресс, 1985; Выпуск 16. Лингвистическая прагматика: 21 - 38.Available at: https://textarchive.ru/c-1288218.html

2. Астафурова Т.Н. Типология коммуникативных стратегий в научных парадигмах. Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации. Волгоград: ВолГУ 2003: 15 - 25.

3. Сибирякова С.Н. Структурные и содержательные особенности обращений (на материале немецкоязычных писем-прошений XIX века). Национальная ассоциация ученых. 2015; № 2-7 (7): 82 - 85.

4. Дюндик Ю.Б. Наречие оценки и категоризация опыта. Иркутск: ИГЛУ, 2011.

5. Сибирякова С.Н. Реализация коммуникативной стратегии в структуре писем-прошений (на материале немецкоязычных писем-прошений XIXвека). Диссертация ... кандидата филологических наук. Барнаул, 2010.

6. Останин А.И. Целевая соотносительность обращения и высказывания (на материале русской разговорной речи). Филологические науки. 1998; № 1: 65 - 72.

7. Карасик В.И. Язык социального статуса. Москва: ИТДГК «Гнозис», 2002.

8. Девкин В.Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика. Москва: Международные отношения, 1979.

9. Пугачева О.В. Коммуникативная полярность речевых актов упрека и самопохвалы и средства их экспликации. Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008; № 3: 134 - 139.

10. Холшевников В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения. Анализ одного стихотворения. Ленинград, 1985: 5 - 49.

11. Карабан В.И. Аргументация просьб в комплексных директивах. Речевое общение и аргументация. Санкт-Петербург: Экополис и культура, 1993; Выпуск 1: 39 - 45.

12. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. Москва, 1997.

References

1. Arutyunova N.D., Paducheva E.V. Istoki, problemy i kategorii pragmatiki. Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Moskva: Progress, 1985; Vypusk 16. Lingvisticheskaya pragmatika: 21 - 38.Available at: https://textarchive.ru/c-1288218.html

2. Astafurova T.N. Tipologiya kommunikativnyh strategij v nauchnyh paradigmah. Lingvodidakticheskieproblemy mezhkul'turnojkommunikacii. Volgograd: VolGU, 2003: 15 - 25.

3. Sibiryakova S.N. Strukturnye i soderzhatel'nye osobennosti obraschenij (na materiale nemeckoyazychnyh pisem-proshenij XIX veka). Nacional'naya associaciya uchenyh. 2015; № 2-7 (7): 82 - 85.

4. Dyundik Yu.B. Narechie ocenkii kategorizaciya opyta. Irkutsk: IGLU, 2011.

5. Sibiryakova S.N. Realizaciya kommunikativnoj strategii v strukture pisem-proshenij (na materiale nemeckoyazychnyh pisem-proshenij XIX veka). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Barnaul, 2010.

6. Ostanin A.I. Celevaya sootnositel'nost' obrascheniya i vyskazyvaniya (na materiale russkoj razgovornoj rechi). Filologicheskie nauki. 1998; № 1: 65 - 72.

7. Karasik V.I. Yazyksocial'nogo statusa. Moskva: ITDGK «Gnozis», 2002.

8. Devkin V.D. Nemeckaya razgovornaya rech': Sintaksis i leksika. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1979.

9. Pugacheva O.V. Kommunikativnaya polyarnost' rechevyh aktov upreka i samopohvaly i sredstva ih eksplikacii. Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2008; № 3: 134 - 139.

10. Holshevnikov V.E. Analiz kompozicii liricheskogo stihotvoreniya. Analiz odnogo stihotvoreniya. Leningrad, 1985: 5 - 49.

11. Karaban V.I. Argumentaciya pros'b v kompleksnyh direktivah. Rechevoe obschenie i argumentaciya. Sankt-Peterburg: Ekopolis i kul'tura, 1993; Vypusk 1: 39 - 45.

12. Maslova V.A. Vvedenie v lingvokul'turologiyu. Moskva, 1997.

Статья поступила в редакцию 14.01.21

УДК 811

Song Yu, postgraduate, Department of Advertising and Public Relations, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

RATING OF UNIVERSITY AS A COMPONENT OF PR-STRATEGY OF ADVANCEMENT AT THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES. The article focuses on examining the history of international and national rankings of universities, which encourage higher educational institutions to organize a PR-strategy, cooperate with the media to promote universities in the national and global educational community. The subject of the research is universities' ranking in international databases. Many countries constitute world university rankings with different standards. Because of this people can better and fully consult universities and their advantages. The purpose of this rating is to provide the target audience with more complete information about higher education institution. The formation principles and the effect of ratings on the functioning of a higher educational institution became the research object of the article. Advanced positions in comparison of higher educational institutions among themselves allow gaining global recognition and an international image; count on a larger number of applicants, but also impose additional requirements on educational institutions aimed at retaining top positions and confirming their status. The methodological basis of the research lies in general scientific research methods like an analysis, a comparing and synthesis. The study concludes that organization of PR-strategy is the most effective way to promote university services in media. It plays a key role in creating the international and national image of the university, attracting potential applicants, promoting a higher educational institution to a qualitatively new level in the education services market.

Key words: ranking, academy (Higher Education School), PR-strategies, media, cooperation, competitiveness.

Сун Юй, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТА

КАК КОМПОНЕНТ PR-СТРАТЕГИИ

ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье уделяется внимание рассмотрению истории международных и национальных рейтингов университетов, которые побуждают высшие учебные заведения к применению PR-стратегии, сотрудничеству со СМИ для продвижения университетов в национальном и мировом образовательном содружестве. Предмет исследования - рейтинг университета в международных базах данных. Многие страны составляют мировые рейтинги университетов с различными стандартами для лучшего и более полного изучения университетов и оценки их преимуществ. Цель такого рейтинга - предоставление целевой аудитории более полной информации о высшем учебном заведении. Объект исследования - принципы формирования и влияние рейтингов на функционирование высшего учебного заведения. Передовые позиции в сопоставлении высших учебных заведений между собой позволяют получить мировую узнаваемость, а значит - интернациональный имидж; рассчитывать на большее количество абитуриентов, но и накладывают на образовательные учреждения дополнительные требования, направленные на удержание топовых позиций и подтверждения своего статуса. Методологической основой статьи послужили

общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, обобщение. В ходе проведенных исследований установлено, что применение PR-стратегии является наиболее эффективным способом продвижения услуг университета в СМИ. Она играет ключевую роль в создании международного и национального имиджа университета, привлекая потенциальных абитуриентов, продвигая высшее учебное заведение на качественно новый уровень на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: рейтинг, высшее учебное заведение (вуз), PR-стратегия, медиа, сотрудничество, конкурентоспособность.

Образование - это общечеловеческое наследие, благодаря которому человеческая цивилизация передает из поколения в поколение знания, а также мораль и духовность. При этом высшее образование способствует продвижению нравственных ценностей и человеческих знаний. Кроме этого, наука, технологии и кадры являются основой конкурентоспособности стран в международном сообществе. Высшее образование занимает важнейшее место в развитии кадров и совершенствовании научно-технических сил, поэтому не только незаменимо для развития успешной личности, но и играет значимую роль в общенациональной стратегии развития. Международное сотрудничество и конкуренция в высшем образовании способствуют развитию всего человечества. Компетентно разработанная PR-стратегия продвижения университета позволит создать ему собственную международную репутацию.

Изучением стратегии продвижения университета на рынке образовательных услуг занимались К. Асплунд, Ван Юе, Д.П. Гавра, С.С. Демцура, В.Г Кисме-решкин, Ф. Котлер, И.Я. Рожков, Ю.В. Таранова, А.В. Фаюстов. Исследователи подчеркнули актуальность медиатизации глобальной образовательной среды, спровоцированной стремлением вузов подняться в мировых рейтингах, завоевать передовые позиции на рынке. Вопросы международных и национальных рейтингов университетов изучали Е.В. Балацкий, Н.А. Екимова, И.А. Павлова, О.М. Примина, А.С. Юдина. Так, рассмотрены рейтинги как инструмент определения конкурентоспособности вузов. Подчеркнуто, что для улучшения своего положения университеты используют различные программы (в частности, PR-стра-тегию), что способствует повышению конкурентоспособности вуза на мировой арене.

Мировой опыт составления международного рейтинга университетов

Рейтинг университетов впервые был составлен в США в 1870 г Годовой отчет Федерального бюро образования США ранжирует университеты на основе имеющихся у них данных. Современные рейтинги университетов - это рейтинги, публикуемые изданием «U.S. News & World Report» с 1983 г [1]. Они издаются каждые два года и предназначены, в основном, для учреждений высшего образования. Журнал собирает данные университетов, обрабатывает их, а затем - публикует. Он предоставляет абитуриентам и родителям различные сопоставимые данные для справки при выборе университета. Это неофициальная форма, которую можно рассматривать как прообраз рейтинга университетов.

Мировые рейтинги университетов появились в г. Шанхае (Китай). Шанхайский университет Цзяо Тун запустил первый в мире рейтинг университетов мира (ARWU) в 2003 г [2]. Он основан на академических данных. Учитывался уровень цитирования статей, количество профессоров, лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий, количество статей в журналах «Nature» и «Science», а также количество статей SCI и SSCI. Шанхайский университет Цзяо Тун стал эталоном мирового рейтинга. С 2004 г. благодаря совместному проекту изданий Times Higher Education и Quacquarelli Symonds (QS) публикуется мировой рейтинг университетов (The World University Rankings). С 2010 г свое основание ведет другой известный мировой рейтинг учреждений высшего образования - Times Higher Education World University Rankings (THE) [1]. Не менее известны среди ежегодно издаваемых международных рейтингов репутации ведущих мировых вузов, такие рейтинги как World Reputation Rankings и World University Rankings.

В современных условиях функционирует рейтинговая система вузов, включающая три ступени: глобальные, национальные и внутриуниверситетские. По мнению аналитиков, повышению позиции университета в международных рейтинговых табелях ранжирования способствуют наличие информации о существующих рейтингах и прогрессивная система подготовки результатов [3].

Международные рейтинги университетов являются инструментом манипуляции общественным мнением и средством конкурентной борьбы. При этом низкие показатели в рейтинге способны привести к снижению общего количества абитуриентов.

В этой связи средства массовой информации используются вузами для трансляции и пропаганды своих рейтингов. Например, рейтинги лучших университетов в Великобритании формируют и ежегодно публикуют такие издания, как The Guardian, The Sunday Times, а также Times Higher Education [4]. Из публикации в издании The Complete University Guide, а также версии THE и QS известно, что в 2018 году лидерами являлись: Massachusetts Institute of Technology (максимальный результат - 100 баллов), Stanford University и Harvard University (98,7 и 98,4 балла соответственно) [5]. Именно СМИ являются приоритетным каналом передачи данных, через который распространяется информация о рейтинге университетов, а также их преимуществах. Например, одной из приоритетных в средствах массовой информации Великобритании является тема высшего образования в стране, поскольку британская образовательная система формировалась не одно столетие, став показателем престижа и высокого качества.

Газета The Times осуществляет ранжирование вузов Великобритании и ежегодную публикацию собственного субъективного рейтинга. Многолетнее лидерство Оксфордского (University of Oxford) и Кембриджского (University of

Cambridge) университетов в отношении продвижения имиджа исключает появление конкурентов. Несмотря на это уровень и качество образования в некоторых молодых вузах страны не уступает вышеназванным университетам. В 2018 г. University of Roehampton, который является наиболее молодым высшим учебным заведением, занял первое место в рейтинге под названием «Complete University Guide 2018» [4]. Но поскольку печатные СМИ ему практически не уделяют внимания, найти информацию о нем возможно лишь на интернет-сайтах. С 2009 г под названием «Global Universities Ranking» (GUR) независимым информационным агентством «РейтОР» при содействии и поддержке МГУ имени Ломоносова регулярно публикуется российская версия рейтингов ведущих университетов мира, где учитывается качество образования и направленность на это деятельности вузов.

Данный показатель отображает следующие направления: степень признания научной и учебной работы в обществе, уровень компетентности и профессионализма кадрового профессорско-преподавательского состава вуза, наличие современной материально-технической базы и средств обучения, потребность в выпускниках вуза на рынке труда [3; 4].

Очень важную роль в формировании у потенциальных студентов и их родителей позитивного имиджа вуза имеет взаимодействие университетов со СМИ. Поэтому актуальной является передача информации о вузе с помощью социальных сетей, SMM-рассылок, SEO-продвижений, а также других инструментов создания бренда университета. Для его продвижения и трансляции организуются специальные PR-департаменты, которые отвечают за коммуникацию со средствами массовой информации [4]. Более того, PR - актуальная функция управления образовательным учреждением, приоритетной целью которого является взаимодействие и доверие между вузом и обществом.

Влияние PR-технологии на рейтинг вузов на фоне интернационализации образования

Рейтинг вузов тесно связан с интернационализацией образования, т. к. обеспечение качества обучения, реализация проектов и исследований, экспорт образовательных услуг содержит международное измерение. К интернационализации высшего образования относится и коммерциализация научных результатов, стартапов студентов, т.е. получение дохода от образовательной деятельности без предоставления государственных субсидий. В этом отношении каждый университет сегодня стремится развивать международное научное сотрудничество в аспекте создания совместных альянсов, образовательных корпораций, что не только формирует на рынке образовательных услуг положительную репутацию и благоприятный имидж высшего учебного заведения, но и определяет уровень конкурентоспособности государства [6]. Международные образовательные программы вузов привлекают студентов из других стран возможностью получения двойного диплома, обучением на иностранном языке с последующей сертификацией. Это также характеризует развитие интернационализации высшего образования.

Исследователи выделяют внутреннюю и внешнюю интернационализацию высшего образования. Внутренняя интернационализация - это ориентация на культурные традиции, исторический национальный опыт каждой страны. К внешней интернационализации относится интеграция вузов в международную образовательную среду, что является одним из стратегических направлений развития государства [7]. Необходимость интеграции в мировое образовательное пространство обусловлено следующими факторами:

- повышение узнаваемости на рынке образовательных услуг путем продвижения бренда университета с помощью PR-технологий;

- реализация инновационного и кадрового потенциала вуза через внедрение международных стандартов обучения;

- подготовка востребованных на мировом рынке труда конкурентоспособных и высококлассных специалистов.

В теории такие понятия, как имидж» и «образ» обладают определенным сходством, в том числе конструктивным, которое объединяет предметный, стереотипный и мифологический уровни. По мнению Филиппа Котлера, имеющего мировую известность американского маркетолога, образ предстает в качестве суммы «всех эмоциональных и эстетических качеств, таких как опыт, убеждения, идеи, воспоминания и впечатления, которые есть у индивида» [8].

Российские исследователи, изучающие проблему имиджа, И.Я. Рожков и В.Г. Кисмерешкин рассматривают его как конструкцию, формируемую под влиянием СМИ, разнообразных информационных источников и личного опыта каждого гражданина [9]. В то же время исследователями из Санкт-Петербургского госуниверситета Д.П. Гавром и Ю.В. Тарановым утверждается, что «рассматривая имидж любого объекта - личности, компании, региона, государства, необходимо понимать, что в основании своем имидж имеет информационно-коммуникативную природу. Он формируется на основе информации об объекте посредством процессов коммуникации. Информация, на базе которой происходит формирование имиджа, называется имиджеформирующей информацией» [10]. Подобная

точка зрения акцентирует внимание на значении средств массовой информации и социальных сетей в передаче информации о вузе, что соответствует нашему исследованию.

Приемы манипулирования, используемые при ранжировании университетов, в данной статье нами не рассматриваются. Эта проблема уже стала объектом внимания других исследователей. Однако наиболее ярким и востребованным показателем эффективности деятельности вуза продолжает оставаться рейтинг

Рост привлекательности образа высших учебных заведений страны и её национальной образовательной системы находится в центре внимания национальной образовательной политики, направленной на повышение академической, прежде всего студенческой, миграции и привлечение инвестиций. Параллельно значимую роль занимает медиатизация высшего образования. Содержание учебной и научной деятельности университета составляет основу создаваемого бренда и способствует привлечению внимания СМИ, задачей которых является обеспечение узнаваемости вуза как бренда, хорошей репутации и привлекательности для абитуриентов [11]. Поэтому для создания репутации вуза крайне важным заданием является построение эффективной коммуникации между СМИ и вузом.

Особенности и характеристики учебного заведения, которые дают представление о его способности удовлетворить существующие запросы студентов, обеспечить определенный уровень образования, помочь абитуриентам сделать правильный выбор, воплощает в себе бренд университета [12]. Создание сильного бренда обеспечивает внимание со стороны СМИ, увеличивает поток абитуриентов, а также высококвалифицированных преподавателей, привлекает стратегических партнеров, гарантирует финансовую поддержку государства [13]. Для продвижения бренда используется реклама, сотрудничество со СМИ, Рр-кампа-нии, веб-сайты и социальные сети [11]. Главное, чтобы любая платформа отражала суть бренда университета.

Формируя взаимоотношения между вузом и СМИ, можно выделить:

- ревизионно-ознакомительный этап (пересмотр актуальных контактов и создание новых с информационными агентствами, периодической прессой, радио и телевидением);

- «ковровая бомбардировка» СМИ и стимулирование запросов (приглашение СМИ на мероприятия регионального, национального и международного уровня);

- продвижение ключевых тем (выбор ключевых направлений деятельности университета для продвижения их в СМИ) [11].

Российские СМИ в 2017 году распространили данные рейтинга ведущих вузов тех стран, которые входят в состав организации БРИКС (включает Бразилию,

Библиографический список

Россию, Индию, Китай и ЮАР). Согласно полученной информации Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занял пятое место [14]. На основе показателей таблицы рейтинга QS первые четыре строчки заняли университеты (Цинхуа, Пекинский, Фудань и Китайский университету науки и технологий) из Китайской Народной Республики (КНР). Данная новость, о которой в СМИ сообщила пресс-служба вуза, была повсеместно растиражирована журналистами, что позитивно отразилось на формировании имиджа МГУ, впоследствии определив выбор большого количества российских и иностранных абитуриентов в пользу учебного заведения.

Китайские вузы (университеты Цинхуа, Пекинский и Фудань - 1, 2 и 3 места соответственно) в 2018 году в рейтинге Qs вновь заняли лидирующие позиции среди вузов БРИКС. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова вновь занял 5 место. Девятое и десятое места в TOP 10 QS забрали индийские вузы: Индийский институт технологий в Мумбае и Индийский научный институт [15].

Постоянное присутствие вузов КНР на первых позициях рейтингов объясняется наличием широких инвестиций государства в сферу высшего образования с акцентом на IT-технологии, математику и инжиниринг. При этом популярность обучения в Китае растет с каждым годом. Здесь представлены иностранные студенты практически из всех стран мира. Из Южной Кореи в КНР прибывает наибольшее количество студентов. Далее следуют такие страны, как США, Таиланд, Россия, Япония и Индонезия. Например, в Республике Казахстан уже исследуется явление учебной миграции из Казахстана в Китай, что привлекло внимание аналитиков.

По оценкам Института Конфуция при Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева в г. Астана, имидж китайских вузов является в сознании казахстанских студентов весьма привлекательным. Информацию о вузах будущие студенты в основном находят в Интернете. Среди преимуществ обучения в китайских вузах на первом месте стоит «забота о студентах-иностранцах (визовая поддержка, комфортабельные общежития, помощь в экстренных ситуациях); далее следует «низкая плата за обучение» и лишь затем - «качество образования» [16]. Рейтинговость в совокупности с публикациями в средствах массовой информации у общества в целом и целевой аудитории учебных заведений в частности, формирует узнаваемый образ и положительный имидж вуза. Будучи уникальной азиатской страной, Китай демонстрирует миру как внутреннюю, так внешнюю интернационализацию образования. С одной стороны, вузы КНР активно завоевывают мировое образовательное пространство, привлекая иностранных студентов и преподавателей, с другой - не забывают при этом о своих национальных интересах, пропагандируя и продвигая традиционные китайские гуманитарные ценности.

1. Юдина А.С., Павлова И.А. Международные рейтинги и конкурентоспособность университетов. Вестник науки Сибири. 2017; № 1 (24): 1 - 24.

2. Шестопалова А.В. Сравнительный анализ статистики и методологии мировых рейтингов вузов. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016; Т. IX, № 1 (45): 84 - 100.

3. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования. Экономика образования. 2012; № 9: 67 - 80.

4. Примина О.М. Рейтинги вузов как имиджеформирующий компонент в аспекте формирования информационного пространства. Вестник АГУ. 2018; № 2 (217): 234 - 239.

5. Рейтинг университетов мира QS. Available at: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/?year=2018

6. Акульшина А.В., Галушко Д.В. Интернационализация высшего образования и национальные интересы: пути гармонизации. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015; № 3(39): 165 - 171.

7. Левченко В.В., Агрикова Е.В., Упирова В.Г Деятельность преподавателей высших учебных заведений в контексте интернационализации образования. Перспективы науки и образования. 2019; № 4 (40): 497 - 508.

8. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики, 2005.

9. Рожков И.Я., Кисмеришкин В.Г Бренды и имиджы: страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. Москва: РИП-холдинг, 2006.

10. Гавра Д.П., Таранова Ю.В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2013.

11. Фаюстов А.В. Продвижение бренда федерального университета в современной России: опыт Уральского федерального университета по взаимодействию со СМИ. Известия Уральского федерального университета: Проблемы образования, науки и культуры. 2019; Т. XXV, № 2 (186): 5 - 17.

12. Bennett R., Ali-Choudhury R. Prospective Students' Perceptions of University Brands: An Empirical Study. Journal of Marketing for Higher Education. 2009; № 19 (1): 85 - 107.

13. Joseph M., Mullen E.W., Spake D. University Branding: Understanding Students' Choice of an Educational Institution. Journal of Brand Management. 2012; № 20 (1): 1 - 12.

14. МГУ вошел в пятерку лучших вузов стран БРИКС. Available at: http//www. rbc.ru/society/22/11/2017/5a15df339a79473ca9ec4641

15. Лидерами рейтинга университетов БРИКС-2018 вновь стали китайские вузы. Available at: //iac.kz/ru/liderami-reytinga-universitetov-briks-2018-vnov-stali-kitayskie-vuzy.

16. Учеба в Китае: чего хотят и что получают наши студенты. Available at: https://www.zakon.kz/4846930-ucheba-v-kitae-chego-khotjat-i-chto.html

17. Юе В. Основные традиционные каналы внешней коммуникации в Китае. Вестник РУДН: Литературоведение, журналистика. 2016; № 2: 142 - 150.

18. Демцура С.С., Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Рынок образовательных услуг и современные тенденции развития образования в России. Балтийский гуманитарный журнал. 2017; Т. VI, № 2 (19): 114 - 117.

References

1. Yudina A.S., Pavlova I.A. Mezhdunarodnye rejtingi i konkurentosposobnost' universitetov. VestniknaukiSibiri. 2017; № 1 (24): 1 - 24.

2. Shestopalova A.V. Sravnitel'nyj analiz statistiki i metodologii mirovyh rejtingov vuzov. Kontury global'nyh transformacij: politika, 'ekonomika, pravo. 2016; T. IX, № 1 (45): 84 - 100.

3. Balackij E.V., Ekimova N.A. Mezhdunarodnye rejtingi universitetov: praktika sostavleniya i ispol'zovaniya. 'Ekonomika obrazovaniya. 2012; № 9: 67 - 80.

4. Primina O.M. Rejtingi vuzov kak imidzheformiruyuschij komponent v aspekte formirovaniya informacionnogo prostranstva. Vestnik AGU. 2018; № 2 (217): 234 - 239.

5. Rejting universitetovmira QS. Available at: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings/qsrPyeap2018

6. Akul'shina A.V., Galushko D.V. Internacionalizaciya vysshego obrazovaniya i nacional'nye interesy: puti garmonizacii. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015; № 3(39): 165 - 171.

7. Levchenko V.V., Agrikova E.V., Upirova V.G. Deyatel'nost' prepodavatelej vysshih uchebnyh zavedenij v kontekste internacionalizacii obrazovaniya. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019; № 4 (40): 497 - 508.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kotler F., Asplund K., Rejn I., Hajder D. Marketing mest. Sankt-Peterburg: Stokgol'mskaya shkola 'ekonomiki, 2005.

9. Rozhkov I.Ya., Kismerishkin V.G. Brendy iimidzhy: strana, region, gorod, otrasl', predpriyatie, tovary, uslugi. Moskva: RIP-holding, 2006.

1G. Gavra D.P., Taranova Yu.V. Imidzh territorial'nyh sub'ektov v sovremennom informacionnom prostranstve. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, Vysshaya shkola zhurnalistiki i massovyh kommunikacij, 2G13.

11. Fayustov A.V. Prodvizhenie brenda federal'nogo universiteta v sovremennoj Rossii: opyt Ural'skogo federal'nogo universiteta po vzaimodejstviyu so SMI. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta: Problemy obrazovaniya, nauki i kultury. 2G19; T. XXV, № 2 (186): 5 - 17.

12. Bennett R., Ali-Choudhury R. Prospective Students' Perceptions of University Brands: An Empirical Study. Journal of Marketing for Higher Education. 2GG9; № 19 (1): 85 - 1G7.

13. Joseph M., Mullen E.W., Spake D. University Branding: Understanding Students' Choice of an Educational Institution. Journal of Brand Management. 2G12; № 2G (1): 1 - 12.

14. MGU voshel v pyaterku luchshih vuzov stran BRIKS. Available at: http//www. rbc.ru/society/22/11/2G17/5a15df339a79473ca9ec4641

15. Lideramirejtinga universitetov BRIKS-2018 vnov' stali kitajskie vuzy. Available at: //iac.kz/ru/liderami-reytinga-universitetov-briks-2G1B-vnov-stali-kitayskie-vuzy.

16. Ucheba v Kitae: chego hotyat i chto poluchayut nashi studenty. Available at: https://www.zakon.kz/4B4693G-ucheba-v-kitae-chego-khotjat-i-chto.html

17. Yue V. Osnovnye tradicionnye kanaly vneshnej kommunikacii v Kitae. Vestnik RUDN: Literaturovedenie, zhurnalistika. 2G16; № 2: 142 - 15G.

18. Demcura S.S., Dmitrieva E.Yu., Poluyanova L.A. Rynok obrazovatel'nyh uslug i sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya v Rossii. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2G17; T. VI, № 2 (19): 114 - 117.

Статья поступила в редакцию 24.11.20

УДК 811.581

Tsi Yalun, postgraduate, Department of General and Comparative-historical Linguistics, Philological Faculty, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE CONCEPT OF "A TERM" IN THE CHINESE LANGUAGE TRADITION. The article analyzes the origin of Chinese terminology. The study includes the main examples of term creation in the works of ancient Chinese thinkers and scholars, for instance, terms from the book "Lun Yu", "Erya", etc. To achieve the goal of the research, particular attention is paid to the analysis of the ancient Chinese terminology tradition and the viewpoints of Chinese modern linguists and terminologists on the concept of "a term". The most important dates in the history of Chinese terminology are listed. The results of the studies have shown that China has an ancient terminological tradition. The Chinese terminological studies in recent years take into account ancient terminological tradition and the points of view of foreign linguists and terminologists. The method used in the work is mainly descriptive.

Key words: Chinese terminology, Chinese ancient term creation, term, terminology.

Ци Ялунь, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ «ТЕРМИН»

В КИТАЙСКОЙ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы происхождения китайской терминологии. Представлены основные примеры терминотворчества в трудах древних китайских мыслителей и ученых, в частности примеры, взятые из книги «Лунь Юй», «Эръя» и т.д. Проведен анализ древнекитайской терми-нотворческой традиции, даны характеристики ранних изысканий по терминологии. Перечислены важнейшие даты в истории китайского терминоведения. Приведены точки зрения современных китайских языковедов и терминологов на понятие «термин». Результаты проведенных исследований показали, что в Китае имеется древняя терминологическая традиция. Терминологическая деятельность современного Китая происходит с учетом традиций китайского терминотворчества и точек зрения зарубежных ученых и терминологов. В статье используется главным образом описательный метод. Ключевые слова: китайская терминология, древнекитайское терминотворчество, термин, терминоведение.

В Китае терминоведение получило статус научной дисциплины в начале XXI века. В 2009 году оно впервые вошло в обновленный государственный стандарт «Классификация и код специальностей». Как следствие, терминоведение в Китае является довольно молодой дисциплиной. На китайском языке оно называется shй уй хие.

Слово (термин, shu уй) состоит из двух иероглифов. На наш взгляд, #shй - это иероглиф, который не может употребляться самостоятельно. Например, ^ в словах (наука), «$#» (техника), (боевое искусство) - это то же самое, что и ^ в (термин), что, получается, объединяет искусство, технику и науку. 1§уй - это язык или речь. Таким образом, (термин) в буквальном смысле - это специальный язык или язык науки и техники.

Слово «термин» появилось в Китае относительно поздно, и его история насчитывает всего несколько десятилетий. Вероятно, слово (термин) было заимствовано. Как отмечает китайский специалист Ши Лицзянь, оно, скорее всего, пришло из японского языка (в японском языке слово «термин» выражается аналогичными иероглифами - [1, с. 187]. При этом необходимо отметить, что ещё в древности в Китае появились труды, отражающие понятие «термин». Таким образом, мы можем найти истоки китайского терминотворчества и блестящие идеи о терминологии в трудах древних китайских мыслителей и ученых.

В нынешней версии «Лунь Юй» («Беседы и суждения») в Главе XIII Цзы лу речь идет о «Чжэн мин» - Ш^ (перевод: 'выправление имен'). В этой главе Конфуций (551 до н.э. - 479 до н.э.) произносит знаменитое высказывание: «Если не подходит имя, то неуместно его толкование; коль неуместно толкование, не может быть успеха в деле» [2]. По мнению Кон-

фуция, имя должно точно соответствовать действительности. Первоочередной задачей китайского государства являлось упорядочение философской и общественно-политической терминологии. Но эта точка зрения была мотивирована не развитием или совершенствованием терминологической системы, а политической волей к установлению единого социального порядка и возвращению к истокам.

В труде «Лунь Юй» содержатся пять важных философских категорий, именно С геп, X у/, Л И, ® ¿К/, Ш х/п, которые трудно перевести на иностранные языки кратко, хотя каждая из них воплощена в одном иероглифе. Возьмем в качестве примера <4И/», этот иероглиф появляется в «Лунь Юй» 74 раза, обозначает понятие ритуала. Он тесно связан с этикой, моралью и нормами поведения, распространяющимися не только на сферу древних законов и правил, но и на

индивидов. Эти понятия употребляются в общественно-политическом контексте Китая и в наши дни. По всей вероятности, с точки зрения современного терминоведения эти слова являются философскими терминами, которые признаны определенным кругом людей, имеют определенную частоту использования и фиксированное значение.

Другим сторонником «выправления имен» также выступает Сюнь-цзы (приблизительно 316 - 235 гг до н.э.). В поздний период Сражающихся царств (250 - 221 гг до н.э., до первого императора династии Цинь) появился труд о теории языка «Сюнь-цзы - выправление имен», ряд положений которого относятся к вопросам терминологии. Так, например, язык является продуктом общества. Сюнь-цзы полагает, что наименование вещей является абстрактным, к сути предмета оно может не относиться, поскольку тот или иной предмет так договорились называть люди. Как результат, Сюнь-цзы материалистически трактует происхождение «имен» (£, т/лд), впервые разъясняет социальную природу языка и объясняет соотношение между семантикой слов и объективной реальностью. Его теория о конвенциональности имен имеет значимость в истории китайской лингвистики.

Фактически, в Китае более двух тысяч лет назад обратили внимание на толкование и именование понятий и вещей в научно-технической деятельности, и мы можем найти массу примеров терминологических теорий и практик. Таким примером может служить толковый словарь «Эръя» (&Я).

Как отмечает Оуян Сю (1007-1072) [3], в «Эръя» речь идет о упорядочении имен и наименовании вещей, и в те годы «Эръя» выполнял функцию учебника. В эпоху Цин Шао Цзиньхань (1743-1796) также констатирует, что «Эръя» является трудом о выправлении имен [4].

В существующей версии «Эръя» содержатся приблизительно 2000 терминологических единиц, которые разделены на 19 лексико-тематических групп. Примеры взяты из раздела Ши гу книги «Эръя» [5]:

0, I, 1, *, Щ, X, К, «, I, Ж, йй - 'начало' ;

#, Ж, % I, г, й, й, й, Шй - 'правитель' .

В разделе Ши гу автор пишет о синонимах, использованных в более ранний период, и толкует их через современные ему слова. Так, в каждом предложении последовательно представлены в среднем десять слов, и потом эти лексемы толкуются через последнее слово в конце предложения.

Труд «Эръя» был выполнен с целью различить «£» тпд и «£» shí, т.е. различить имя и реалию. В главах «Эръя» большей частью приводятся толкования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.