АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Формирование стратегии вуза для подготовки кадров в интернациональной среде
Мэн Фаньхун,
профессор, директор института иностранных языков, Хэйхэский университет (г. Хэйхэ, КНР) E-mail: [email protected]
Глобализация сферы образовательных услуг, уменьшение роли государства в финансировании высшего образования и негативные демографические тенденции, связанные со старением населения большинства стран Европы и Северной Америки обострили конкуренцию между высшими учебными заведениями как внутри национальных государств, так и на региональном, а в отдельных случаях - на мировом рынке. В условиях сокращения государственных расходов на образование и перехода от субсидирования деятельности научно-образовательных учреждений к проектному финансированию на основе грантов, основными заинтересованными и платежеспособными клиентами вузов становятся работодатели и потенциальные абитуриенты. В условиях стремительного роста количества высших учебных заведений в мире в течение последних 200 лет, выбор места обучения или объекта делового сотрудничества в сфере научно-исследовательских работ и образовательно-профессиональной подготовки происходит на основе учета многочисленных критериев, одним среди которых является престижность учебного заведения. Подтверждением такой престижности является международное признание, в частности, и высокие позиции соответствующих университетов в международных академических рейтингах. Целью данной работы является определение основных факторов, мешающих успешному представлению достижений китайских университетов в международных рейтингах и формирование перечня действий, направленных на усиление их международных позиций.
Ключевые слова: Хэйлунцзян, Китайско-иностранный кооперативный образовательный проект, образовательная политика, Один пояс - один путь, цель подготовки кадров.
о с
U
сэ см о см со
Абитуриенты финансируют деятельность научно-учебных заведений непосредственно, путем предоставления финансовых пожертвований или эндаументов соответствующим институтам, причем чаще всего с этой целью создаются благотворительные организации в виде трастов, чей основной капитал должен оставаться неприкосновенным в течение некоторого определенного периода, а финансирование образовательной деятельности и научных исследований осуществляется за счет использования процентов с капитала (получение ренты). Косвенно работодатели поддерживают высшие учебные заведения своим признанием и сотрудничеством в научных и образовательных проектах: это облегчает дальнейшее трудоустройство для студентов и делает такие учебные заведения более привлекательными в глазах потенциальных абитуриентов [7]. Проблемой китайских вузов остается изолированность, низкий уровень контактов с внешним миром, слабая адаптированность образовательно-профессиональных программ к требованиям потенциальных потребителей образовательных услуг, проблемы в интеграции образования и науки, результатом чего становится отсутствие подавляющего большинства национальных высших учебных заведений как в таких рейтингах как High Impact Universities, Global University Ranking и Academic Ranking of World Universities (последний более известен как «Шанхайский рейтинг»).
Вопрос игнорирования китайских учебных заведений высшего уровня в международной среде рассматривается как серьезная проблема в течение последних десяти лет. В литературе и аналитических докладах приведен глубокий анализ процедуры оценки потенциала высших учебных заведений международными экспертами, рейтин-гование представлено как индикатор общественной полезности научно-образовательной деятельности. Кроме того, проблемы оценки китайского высшего образования и его интеграции в образовательное пространство были представлены в ряде публицистических статей в общественно-аналитических изданиях. Во всех работах особое внимание было уделено определению слабых мест китайской модели оказания образовательных услуг и определению рекомендаций по преодолению разрыва между китайскими и иностранными высшими учебными заведениями в кратко - и среднесрочной перспективе [6].
В 1990-х годах университеты провинции Хэйлун-цзян активно использовали свое географическое преимущество, и последовательно осуществляли международное сотрудничество с университетами соседних стран, Великобританией и Соединенными Штатами. В процессе сотрудничества в области образования, Хэйлунцзянские университеты руководствовались курсом «Образование Китая в мир, привлечение иностранных образовательных ресурсов в Китай», учились на успешном опыте и модели подготовки кадров, а также совместно организовали 178 программ для студентов и магистров. Открывая новые пути для развития высшего образования в провинции Хэйлунцзян, а также активно обобщая и изучая состояние и проблемы китайско-иностранного сотрудничества, следует рассмотреть способы их решения и провести контрмеры. По состоянию на март 2018 года 27 высших учебных заведений провинции Хэйлунцзян (24 государственных и 3 частных) сотрудничали с 9 странами: Великобританией, Соединенными Штатами, Россией, Австралией, Канадой, Ирландией, Финляндией, Южной Кореей, Южной Африкой. Среди проектов сотрудничества, объявленных на китайско-зарубежной информационной платформе Министерства образования Китая, было рассмотрено 154 проекта, планируется осуществить 24, а 1 проект находится на стадии рассмотрения и утверждения, в общей сложности - 178 аспектов китайско-иностранного сотрудничества [3].
Страны, университеты которых сотрудничают с вузами провинции Хэйлунцзян, включают в себя Россию, Великобританию, Австралию, Канаду и другие государства. Форма сотрудничества существует в рамках программ бакалавра и магистра, охватывающих десять дисциплин: литература, наука, агрономия, медицина, машиностроение, право, менеджмент, историография, педагогика и экономика, которые включают в себя более 30 специальностей, таких, как иностранный язык и литература, финансы и торговля, экономическое управление, компьютерное машиностроение, искусство и дизайн и т.д. Модель обучения для подготовки кадров в основном выглядит как: "3+1", "2+2" и "4+0", а ежегодное число приема составляет от 20 до 150 человек.
Большинство выпускников в проекте китайско-иностранного сотрудничества получают дипломы, выданные зарубежными университетами, такие, как, программа подготовки магистров социальной медицины и управления здравоохранением, совместно организованная Харбинским медицинским университетом и университетом Ла Тробе Австралии, и программа подготовки магистров образования в сотрудничестве с Канберрским университетом Австралии[2]. Кроме этого, некоторое число студентов может получить дипломы, выданные Китаем и зарубежными странами, например, диплом магистерской программы между Международным институтом искусств Харбинского педагогического университета, и проекта сотрудничества бакалавров в области электротехни-
ки и автоматизации, организованного Харбинским политехническим университетом и Сиднейским университетом в Австралии.
В июле 2004 года Министерство образования Китая издало постановление о порядке осуществления положений Китайской Народной Республики о сотрудничестве между Китаем и зарубежными учебными заведениями, в котором уточняется, что «китайско-зарубежная программа кооперативного образования означает, что китайские и зарубежные вузы сотрудничают в осуществлении образовательной и преподавательской деятельности по дисциплинам, специальностям, курсам и другим аспектам, без создания учебных заведений, а целевые показатели зачисления являются китайскими выпускниками школы» [4].
Из-за неточного понимания этой концепции некоторые люди часто ошибаются при проведении экзаменов на самостоятельное обучение и репетиторство, проводимых зарубежными университетами, а также во внедрении образовательных ресурсов, взаимном признании кредитов и деятельности по обмену студентами, как китайско-иностранное сотрудничество в управлении учебными заведениями. В результате это вызывает недопонимание среди выпускников школ и родителей при выборе вуза, некоторые считают, что китайско-иностранное кооперативное образование является учебной платформой для учащихся с низкими баллами и превосходными условиями жизни, т.е. с высокой платой за обучение, игнорируя тем самым истинные цели государства по организации совместного обучения между Китаем и зарубежными вузами.
На самом деле, цель сотрудничества между Китаем и зарубежными странами в области образования заключается в том, чтобы на его основе повысить качество образования и учиться друг у друга, с целью того, чтобы китайские дети могли пользоваться высококачественными ресурсами
иностранных университетов, не выезжая за границу.
Специфика современных проблем высшего образования является частично унаследованной от 1990-х годов, а частично является результатом неудачной социально-экономической трансформации общества. Первая группа проблем, унаследованных от системы, включает искусственное отделение образования от науки (последняя традиционно была сосредоточена в учреждениях Академии Наук), отсутствие университетской автономии (права самостоятельного выбора курсов, определение содержания дисциплин, назначение и увольнение преподавателей), выдающуюся роль государства и минимальную - общественных организаций (организаций работодателей, профессиональных ассоциаций) в определении содержания образовательной деятельности [10]. Вторая группа проблем связана с возникновением разрыва между реальной средой профессиональной деятельности специалистов и тем, чему учат в высших учебных заведениях, деформацией цен-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
ностей и диспропорциями в социальной структуре общества, в результате чего произошла девальвация престижности высшего образования и уменьшилось значение профессионализма как залога успешности карьерного развития, отставанием образовательной среды от скорости трансформации реального сектора экономики вследствие нехватки кадров, дефицита материальных и информационных ресурсов, несоответствием заявленных стандартов реальному положению дел и возможностям системы высшего образования в стране. В этих условиях возник риск превращения образовательного пространства в серую зону с последующей его деградацией, потерей профессиональных качеств и соответствующих позиций на рынке образовательных и научных услуг. Параллельно с указанными выше негативными тенденциями в китайском высшем образовании продолжается формирование «точек роста», которые создаются вокруг «ключевых компетенций», то есть сильных конкурентных позиций отдельных высших учебных заведений [8]. Для подтверждения таких позиций среди международных партнеров и привлечения дополнительных ресурсов для развития необходимы сильные позиции в рейтингах. На чем же базируется оценка университетов в большинстве из них?
Очевидно, что любой рейтинг, даже лучший, представляет собой модель действительности, своего рода отражением результатов работы университета и представлений об общественной значимости его научных результатов деятельности. Поэтому все, даже самые «объективные» рейтинги, не лишены определенной субъективности, определяемой как мировосприятием, так и базой сравнения. Что же влияет на признание университета? Во-первых, почти во всех упомянутых рейтингах выше результативность деятельности университета (способность создавать и передавать уже существующие знания) и ее общественная значимость оценивается на основе количества публикаций научно-педагогических работников в сборниках научных статей, журналах и количества изданных монографий, количества полученных международных наград в области науки и техники, соотношения между количеством научно-преподавательского персонала и количеством студентов, доступности информации о деятельности высшего учебного заведения. Хотя алгоритм оценки позиции университетов в различных рейтингах может различаться между собой, к тому же сами эти рейтинги могут отражать разные аспекты деятельности университета (например, Webometrics дает нам представление о присутствии конкретного высшего учебного заведения в глобальной сети и учитывает только веб-публикации), большинство из них ориентируются на на-5 учный результат, который оценивается по количе-§ ству выданных в течение года научных публикаций и количеством цитирований изданных науч° ных трудов в других научных работах. Первая со-ав ставляющая (количество научных публикаций) из-
меряет производительность научных работников, а вторая (количество цитирований) - отображает значение опубликованных результатов исследований для научной среды. Чем более уникальными будут результаты, чем больше они будут отвечать требованиям настоящего, тем больше будет количество ссылок и упоминаний определенной научной работы в трудах других ученых. И наоборот.
В настоящее время из 178 китайско-зарубежных проектов сотрудничества, осуществляемых университетами провинции Хэйлунцзян и зарубежными университетами, насчитывается 174 программы бакалавриата, только 4 магистерские программы и 0 докторских программ, наблюдается серьезная нехватка сотрудничества высокой академической квалификации [5]. Что касается объектов сотрудничества, то больше внимания уделяется сотрудничеству с российскими вузами, в настоящее время университеты провинции Хэй-лунцзян осуществили 85 проектов сотрудничества с 29 вузами в России, в то время как южнокорейские университеты, которые относительно близки по своему географическому положению, имеют только два проекта сотрудничества, а Япония вовсе ни одного [1]. Следует отметить, что провинция Хэйлунцзян, являющаяся важным узлом стратегии «экономического коридора между Китаем и Монголией», однако сотрудничество с Монголией в сфере образования все еще находится на пустом этапе, что значительно отстает от торгового сотрудничества.
Не хватает высокоуровневых и демонстрационных совместных учебных проектов. Несмотря на то, что в провинции Хэйлунцзян сотрудничество между Китаем и зарубежными учебными заведениями стало осуществляться сравнительно рано, в большинстве вузов оно развивается медленно. За последние 10 лет только три вуза провинции добились заметных успехов в китайско-иностранном кооперативном образовании: Китайско-русский институт Хэйлунцзянского университета, Международный художественный институт Харбинского педагогического университета и Харбинский политехнический университет.
Вопреки тому, что многие университеты осуществляют проекты сотрудничества между Китаем и зарубежными странами, некоторые делают это в целях получения прибыли. Такие учебные заведения принимают студентов, специализация которых не имеет преимуществ и особых характеристик, эти университеты предоставляют объективно плохое качество преподавания и слабый уровень преподавательского состава, тем самым вызывая трудности с трудоустройством большого числа выпускников. Именно поэтому в обществе сложилось негативное впечатление о том, что студентам китайско-иностранных программ трудно найти работу [9].
Более того, цель обучения студентов не соответствует национальному спросу на новые кадры, а также отсутствует совместная подготовка новых и высококвалифицированных специалистов, та-
ких, как эксперты передовых технологий, передовых областей науки, медицины и т.п.
Стоит отметить, что исторически китайские научные периодические издания (за исключением отдельных научных журналов технического направления имеют незначительные импакт-факто-ры или не имеют их вообще. Публикации в таких научных изданиях, даже при условии их «профессионализма», остаются вне поля зрения профессиональной среды, что имеет свои положительные и отрицательные стороны. К тому же, «узким местом» китайских научно-педагогических работников остается низкий уровень владения иностранными языками и англофицированность научно-образовательной среды, что затрудняет получение информации о последних исследованиях в других странах, приводит к «вторичности» восприятия информации в переводе английских (в большей мере) источников и не позволяет ученым выходить на международный уровень. Существующая система подготовки научно-педагогических кадров консервирует существующее положение дел и способствует «изоляционизма» научных работников, когда обмен результатами научной деятельности происходит только между бывшими постсоветскими странами. В современных условиях для ученого более важными являются публикации в рекомендованных «профессиональных изданиях», в то время как наличие/отсутствие работ в изданиях научного уровня с высокими индексами цитирования вообще не является обязательным требованием для получения ученой степени или ученого звания. Результатом становится низкая мотивация научно-педагогических работников к выходу на международный уровень, когда даже действительно интересные разработки остаются известными внутри страны узкому кругу специалистов, а в дальнейшем могут появляться в других странах и позиционироваться там в качестве «собственных» разработок и научных идей.
Для исправления существующей ситуации необходимо определить те сферы научных исследований, в которых отечественные научно-образовательные учреждения могут быть конкурентоспособными на мировом рынке, так называемые «точки роста», сосредоточив на их поддержке основные ресурсы и человеческий капитал. Во-вторых, в тех сферах, в которых позиции являются относительно слабыми, использовать стратегию интенсификации академических обменов и стажировок с иностранными вузами-партнерами с целью получения опыта соответствующей работы и переноса его в национальное образовательное и научное пространство. В-третьих, необходимо сделать международный уровень признания научных работ необходимым условием для получения научных степеней и ученых званий, добавив требования о наличии не только публикаций в профессиональных изданиях, но и в международных, с высокими (больше 1) индексами цитирования.
Для того чтобы создать положительный имидж подобному типу высшего образования требуется
принять ряд мер, среди которых: усиление продвижения политики сотрудничества между Китаем и зарубежными учебными заведениями, создание успешных примеров кооперации, а также создание положительного бренда данной инициативы и передача опыта другим вузам. Необходимо выделить специальные средства, сформировать Исследовательскую группу, всесторонне обобщить историю и более чем 30-летний опыт сотрудничества в области образования в провинции Хэйлун-цзян. Более того, требуется совершенствовать систему квалификаций для совместного обучения, отказывать в праве на сотрудничество колледжам, которые не отвечают требованиям качества обучения и уровня сотрудничества.
Также для провинции Хэйлунцзян немаловажно, опираясь на собственные преимущества, продолжать укреплять и углублять китайско-российское сотрудничество в области образования, особенно в новых областях науки и техники, освоении новых источников энергии и подготовке магистров, аспирантов, докторов. Необходимо также развивать сотрудничество в области образования с пятью странами Центральной Азии.
Таким образом, на фоне новой эпохи существуют, как и перспективные возможности, так и серьезные проблемы в китайско-иностранном кооперативном образовании в провинции Хэйлунцзян. С одной стороны, сотрудничество имеет долгую историю, географические преимущества и большое количество совместных проектов. С другой стороны, уровень сотрудничества неровный, существует географическая несбалансированность, устаревшие цели развития людских ресурсов и отсутствие особых проектов мешают его стабильному развитию. Подобная система не в состоянии удовлетворить потребности страны в новых кадрах, большинство вузов сосредоточено только на количестве, но не на качестве. Все эти вопросы требуют трезвого размышления и постепенного решения. В целом, развитие сотрудничества между Китаем и зарубежными странами в области образования в провинции Хэйлунцзян требует совместных усилий правительства, вузов и общества, непрерывного обобщения опыта, современных, идущих в ногу со временем решений, для того, чтобы обеспечить подготовку большего количества новых кадров для страны.
Одними из основных факторов, которые мешают признанию китайских вузов на международном уровне является отсутствие требований к научно педагогическим работникам по публикации результатов научных исследований в зарубежных изданиях с импакт-фактором, низкая мотивация научно-педагогических работников к изучению иностранных языков и международному признанию собственных достижений, изоляционизм системы высшего образования и ее интеграция в англоязычное пространство.
В связи с этим приобретают вопросы приоритетности международного сотрудничества, развития стажировок и академических обменов между
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
китайскими университетами и вузами-партнерами из других стран, усиление сотрудничества между высшими учебными заведениями и китайскими бизнес-структурами.
Особое внимание необходимо уделять уходу от англофикации научного пространства и интеграции его в англоязычную среду, поскольку без преодоления проблемы моноязычия в китайской науке отсутствуют шансы на восстановление конкурентоспособных позиций.
Литература
1. Хань Юн. Исследование путей совместного обучения в Китае и за рубежом // Обучение на современных предприятиях. 2012. № 7. С. 10-15.
2. Чэнь Пин. Изучение модели подготовки русского кадра в контексте совместных китайско-российских учебных заведений // Чтение и написание. 2015. № 1. С. 47-51.
3. Лю Сян Юнь. Подготовка русских прикладных специалистов с точки зрения китайско-русского совместного обучения // Наука в современное время. 2014. № 9. С. 35-39.
4. Линь Вэнь. Образование в области инноваций и предпринимательства в режиме обучения прикладным талантам // Образование и наука. 2014. № 4. С. 103-107.
5. Чжао Хуэй Цин. Развитие многопрофессиональных специалистов на русском языке на фоне инициативы «Один пояс-один путь» // Обучение в разные этапы. 2016. № 5. С. 19-24.
6. Абакумова Н.Н., Сю С. Вхождение и продвижение университетов в мировых рейтингах: российский и китайский опыт // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 181-185.
7. Китурко И.Ф., Белокоз Е.И., Белых Ю.Э., Середа Л.М. Стратегия интернационализации университета: китайский вектор // Высшая школа: научно-методический и публицистический журнал. 2019. № 6 (134). С. 45-48
8. Ван К. Мысли о развитии и инновациях Ье1сапЮ в современных китайских университетах // В сборнике: педагогика и психология: теория и практика. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 96-98.
9. Юань Ф. Подготовка специалистов социальной сферы в университетах Китайской народной республики // Социальная педагогика. 2017. № 3. С. 74-80.
10. Маврин О.П. Китайская и японская модели университета: социокультурный монтаж // Образование и право. 2017.№ 8. С. 236-240.
formation of a university strategy for
TRAINING in an INTERNATioNAL environment
Meng Fan Hong,
Heihe University
The globalization of the educational services sector, the decrease in the role of the state in financing higher education and negative demographic trends associated with the aging of the population of most countries in Europe and North America have intensified competition between higher education institutions both within national states and at the regional, and in some cases, globally. market. In the context of reducing government spending on education and the transition from subsidizing the activities of research and educational institutions to project financing based on grants, employers and potential applicants are becoming the main interested and solvent clients of universities. In the context of the rapid growth in the number of higher educational institutions in the world over the past 200 years, the choice of a place of study or an object of business cooperation in the field of research and educational and vocational training is based on taking into account numerous criteria, one of which is the prestige of an educational institution. This prestige is confirmed by international recognition, in particular, and the high positions of the corresponding universities in international academic rankings. The purpose of this work is to identify the main factors that hinder the successful presentation of the achievements of Chinese universities in international rankings and to form a list of actions aimed at strengthening their international positions.
Keywords: Heilongjiang, Sino-foreign cooperative educational project, educational policy, One belt - one road, training goal.
References
1. Han Yong. Study of ways of joint learning in China and abroad // Education at modern enterprises. 2012. No. 7. S. 10-15.
2. Chen Ping. Study of the model of training Russian personnel in the context of joint Chinese-Russian educational institutions // Reading and writing. 2015. No. 1. S. 47-51.
3. Liu Xiang Yun. Training of Russian applied specialists from the point of view of Chinese-Russian joint education // Science in modern times. 2014. No. 9. S. 35-39.
4. Lin Wen. Education in the field of innovation and entrepreneur-ship in the mode of teaching applied talents // Education and Science. 2014. No. 4. S. 103-107.
5. Zhao Hui Qing. Development of multiprofessional specialists in Russian against the background of the «One Belt - One Road» initiative // Training at different stages. 2016. No. 5. S. 19-24.
6. Abakumova NN, Xu S. Entry and promotion of universities in world rankings: Russian and Chinese experience // Bulletin of the Tomsk State University. 2020. No. 452. S. 181-185.
7. Kiturko I.F., Belokoz E.I., Belykh Yu.E., Sereda L.M. University internationalization strategy: Chinese vector // Higher school: scientific, methodological and journalistic journal. 2019. No. 6 (134). S. 45-48
8. Wang K. Thoughts on the development and innovation of belcanto in modern Chinese universities // In the collection: pedagogy and psychology: theory and practice. collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2020.S. 96-98.
9. Yuan F. Training of specialists in the social sphere in the universities of the People's Republic of China // Social pedagogy. 2017. No. 3. S. 74-80.
10. Mavrin O.P. Chinese and Japanese University Models: Socio-cultural Installation // Education and Law. 2017. No. 8.P. 236240.
o с
u
CM CO