Научная статья на тему 'Способ инновации в интернационализации высшего образования в геоэкономической стратегии «Один пояс - Один путь»'

Способ инновации в интернационализации высшего образования в геоэкономической стратегии «Один пояс - Один путь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ / "ONE BELT ONE ROAD" / INTERNATIONALIZATION / CONCEPT INNOVATION / HIGHER EDUCATION / TRAINING OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунь Янь

Стратегические идеи геоэкономической политики «Один пояс один путь» не только способствуют развитию партнёрских отношений между государствами, но и обеспечивают огромные перспективы в сфере высшего образования и подготовки высококвалифицированных кадров. В контексте данной политики, высшие учебные заведения стран участников пояса Нового экономического Шёлкового пути должны укреплять инновационные технологии в сфере образования, совершенствовать системы образования, улучшать программы обучения и повышать количество обучающихся студентов, сочетать обучение с исследовательской практикой. Однако в вопросах продвижения Китаем образовательных программ в страны Нового экономического Шёлкового пути есть и немалые трудности. Одной из основных является нехватка преподавателей, владеющих китайским и иностранными языками в странах региона «Один пояс один путь». В данной статье использовались методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, периодических изданий и материалов сети Интернет. Способы подготовки высококвалифицированных кадров, передовой опыт образования других стран, сочетание с собственным опытом, улучшение учебной методики и системы дисциплин, повышение качества преподавания по программам сотрудничества с зарубежными странами и расширение сферы сотрудничества в обучении и воспитании международных специалистов по разным отраслям экономики являются результатом этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Method of Innovation in the Process of Higher Education Internationalization in the Context of "One Belt - One Road" Geoeconomic Strategy

The strategic ideas of the geoeconomic policy "One Belt One Road" do not only promote the development of partnerships between the states, but also provide great prospects in the field of higher education and the training of highly qualified personnel. In the context of this policy, higher education institutions of the countries participating in the belt of the New Economic Silk Road should strengthen innovative technologies in the field of education, develop education systems, improve training programs, increase the number of students and combine training with research practices. However, in the issues of China's advancement of educational programs in the countries of the New Economic Silk Road, there are also considerable difficulties. One of the main problems is a shortage of teachers who are proficient both in Chinese and foreign languages in the countries of the "One Belt One Road" region. The article uses the methods of theoretical analysis, generalization of scientific literature, periodicals and materials of the Internet. This article results in clarifying the methods of training highly qualified personnel, who combine the best teaching experience of other countries with their own experience, improving the teaching methodology and the system of disciplines, improving the quality of teaching under the programs of cooperation with foreign countries and developing the sphere of cooperation in training and educating international specialists in different sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «Способ инновации в интернационализации высшего образования в геоэкономической стратегии «Один пояс - Один путь»»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853

УДК 378

Сунь Янь,

преподаватель,

Хэйлунцзянский институт иностранных языков (150025, г. Харбин, Зона развития Ли Минь, ул. Шиданайлу, 1),

e-mail: sunyannushi@126.com

Способ инновации в интернационализации высшего образования в геоэкономической стратегии «Один пояс - один путь»

Стратегические идеи геоэкономической политики «Один пояс - один путь» не только способствуют развитию партнёрских отношений между государствами, но и обеспечивают огромные перспективы в сфере высшего образования и подготовки высококвалифицированных кадров. В контексте данной политики, высшие учебные заведения стран - участников пояса Нового экономического Шёлкового пути должны укреплять инновационные технологии в сфере образования, совершенствовать системы образования, улучшать программы обучения и повышать количество обучающихся студентов, сочетать обучение с исследовательской практикой. Однако в вопросах продвижения Китаем образовательных программ в страны Нового экономического Шёлкового пути есть и немалые трудности. Одной из основных является нехватка преподавателей, владеющих китайским и иностранными языками в странах региона «Один пояс - один путь». В данной статье использовались методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, периодических изданий и материалов сети Интернет. Способы подготовки высококвалифицированных кадров, передовой опыт образования других стран, сочетание с собственным опытом, улучшение учебной методики и системы дисциплин, повышение качества преподавания по программам сотрудничества с зарубежными странами и расширение сферы сотрудничества в обучении и воспитании международных специалистов по разным отраслям экономики являются результатом этой работы.

Ключевые слова: «Один пояс - один путь», интернационализация, инновация концепции, высшее образование, подготовка высококвалифицированных кадров

«Один пояс - один путь» является результатом изменения международных экономических отношений, международного обязательства Китая и претворения китайской традиционной культуры в международное социально-экономическое развитие [3, с. 7]. Подготовка высококвалифицированных кадров имеет важное значение в развитии и интеграции Китая в международное сообщество. Подготовка кадров повышает внутренние силы экономической производительности страны. Высококвалифицированные кадры - это ключ всемерного стимулирования стратегических идей политики Нового Шёлкового пути «Один пояс - один путь». Поэтому в процессе экономического развития страны кадры имеют основное стратегическое значение, а высококвалифицированные творческие кадры - это элита ресурсов кадров [4, с. 170].

Таким образом, высококвалифицированные кадры играют огромное значение в инновационном развитии социально-экономических, международных отношений и в дипломатических областях сотрудничества.

Стратегические идеи политики «Один пояс - один путь» предоставляют истори-

ческую возможность углубить торгово-экономические, социальные, политические отношения между странами и создать новые системы многостороннего сотрудничества. Для осуществления связей с вовлечёнными странами необходимо не только укреплять международные партнёрские отношения, но и обучать и воспитывать дальновидных высококвалифицированных специалистов, учёных, деятелей культуры и дипломатов с навыками международного общения [6].

В стратегической идее политики «Один пояс - один путь» укрепление воспитания дипломатов и специалистов в международных организациях очень важно. Так, при стимулировании стратегических идей политики «Один пояс - один путь» подготовка высококвалифицированных кадров является очень важным фактором. Стратегия «Один пояс -один путь» включает в себя не только экономику, политику, законы, инфраструктуры, но и культуру, и, в первую очередь, образование. Каждая отрасль нуждается в решительной поддержке кадров. Поэтому подготовка кадров, особенно высококвалифицированных, имеет большое значение [7, с. 18].

30

© Сунь Янь, 2017

Философия общества

Высшие учебные заведения являются базой подготовки кадров гуманитарного, научно-технического направления, исследования и инновации. Подготовка высококвалифицированных творческих кадров высшего образования является значимой в повышении экономической производительности и ускорении инновационного развития экономики страны [4, с. 2].

В современном международном обществе уровень экономического и социального развития региона или страны зависит от степени освоения науки и техники. Поэтому высококвалифицированные кадры являются основой инновационных технологий и реструктуризации промышленности. Конкурентоспособность международных науки и техники и уровень науки и техники региона или страны зависит от общего количества и качества высококвалифицированных научно-технических творческих кадров.

Стратегическая политическая идея «Один пояс - один путь» способствует регулированию экономической структуры и оптимизации промышленности. Инновационные технологии являются важным звеном при регулировании структуры промышленности. Потребность в высококвалифицированных творческих кадрах повышается [6].

В областях интернационализации высшего образования большинство высших учебных заведений и управление образования в Китае осознают всю важность воспитания квалифицированных кадров. Но по мере того, как тенденция глобализации экономики обостряется, и после того, как появилась стратегия «Один пояс - один путь», построение интернационализации высшего образования уже является самым важным звеном в процессе развития образования в Китае [1, с. 121].

Интернационализация образования должна влиться в обучение во многих вузах, воспитать и обучать высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в нескольких областях, по всем направлениям, создать интернациональные коллективы [4, с. 3].

В концепции о подготовке кадров Китая система оценки кадров должна превращаться из «видов знаний» в «виды способностей», то есть оценка кадров по способностям и качествам. В то же время концепция образования вузов Китая должна перейти из «экзаменационного» образования в качественное образование и создавать концепцию образования на основе развития способностей студентов. Только таким образом студенты вузов могут получить свободное пространство для

развития и повышения исследовательских и инновационных способностей.

В высших учебных заведениях необходимо создать организационную структуру многочисленных матриц: матрица сочетания научного исследования с административно-управленческими, матрица сочетания обучения с научным исследованием, матрица сочетания разных проектов и разных учебных дисциплин. Это предоставит не только больше возможностей повышения координации между организациями, но и будет содействовать совместному использованию ресурсов в исследовательских проектах, содействовать подготовке высококвалифицированных творческих кадров. В областях системы обучения высшие учебные заведения должны придерживаться принципов «Всё для студента», предоставлять программы обучения, соответствующие индивидуальным способностям каждого студента [5, с. 2].

В обучении организации учебных дисциплин дать студентам больше пространства для самостоятельного выбора. Высшие учебные заведения должны совершенствовать системы преподавания в области организации обучения по специальностям, предоставить возможность изучать дисциплины по разным специальностям, воспитывать инновационные кадры.

По мере непрерывного углубления интернационализации способность общаться на иностранном языке уже стала одним из требований для специалистов. Обучение иностранным языкам способствует не только повышению уровня знания языка студентов, но и углублению понимания культурного многообразия. Знание иностранного языка расширяет международный кругозор студентов, воспитывает международное сознание, повышает способность к межкультурному общению и развивает инновационный потенциал [7, с. 4].

Поэтому высшие учебные заведения и управления образованием Китая должны уделять большое внимание обучению иностранным языкам.

Например, развивать преподавание на двух языках, улучшать модель обучения иностранным языкам, открыть дисциплины по выбору. Кроме обучения общепринятому международному английскому языку, следует развивать обучение русскому языку, так как Россия является самым большим и значимым стратегическим партнёром, и другим иностранным языкам, которые являются незаменимой частью в процессе обучения меж-

дународных специалистов в новых инновационных экономических условиях «Один пояс -один путь».

В настоящее время в реализации образовательных программ Китаем в странах Нового экономического Шёлкового пути есть и немалые проблемы. Так, одной из основных является нехватка кадров, владеющих иностранными языками, стран региона «Одного пояса - одного пути». Для решения этой проблемы Китаем в университетах реализуются программы обучения по обмену студентами и преподавателями. Лучшие из студентов смогут завершить своё образование за рубежом, а преподаватели проводят курсы в университетах-партнёрах [5, с. 5].

Так, например, для реализации идей концепции «Один пояс - один путь» Хэйлунцзянский университет иностранных языков в г. Харбине уделяет особое внимание изучению русского языка наряду с другими иностранными языками стран региона Нового Шёлкового пути.

Университет имеет партнёрские соглашения по обмену студентами со многими ведущими вузами России в реализации совместных образовательных программ. Хэй-лунцзянский университет иностранных языков имеет давние партнёрские отношения с вузами Европы и Юго-Восточной Азии, налаживает контакты с вузами Африки.

В странах и регионах, которые касаются стратегии «Один пояс - один путь», используется более 40 языков. При международном общении и в торгово-экономическом сотрудничестве дипломатические кадры и высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками, востребованы [5, с. 3].

Многие страны, участвующие в китайском проекте создания экономического пояса «Один пояс - один путь», заявляют о заинтересованности в том, чтобы в этих странах начали работу филиалы китайских вузов, в частности, Египет и Иордания. В этих странах хорошо знакомы с продукцией, выпускаемой на предприятиях Китая, таких, как мобильные телефоны, товары народного потребления и автомобили.

Представители органов образования этих стран и местные жители надеются на то, что китайские вузы, которые специализируются в преподавании прикладных наук, откроют у них свои филиалы.

Так, текстильный университет города Ухани провинции Хубэй, готовящий инженеров текстильной промышленности и дизайне-

ров, откроет свой филиал в частном университете в Бангладеш.

Число образовательных программ, которые реализуются китайскими преподавателями в разных странах, более сотни. Большинство из них в вузах стран Юго-Восточной Азии. Это филиалы Китайского университета Сучоу в столице Лаоса городе Вьентьяне, Пекинского университета языка и культуры в Японии, филиал Сямэньского университета в Малайзии и Юньнаньского университета финансов и экономики в Таиланде. Для реализации идей правительство Китая должно создать специальные фонды финансирования деятельности филиалов китайских вузов [7, с. 18].

Таким образом, в высших учебных заведениях надо открыть соответствующие специальности и учебные дисциплины, обратить внимание на воспитание специалистов, имеющих международный кругозор, владеющих иностранными языками.

Преподаватели являются необходимой частью в процессе подготовки специалистов и высококвалифицированных кадров. Обучение педагогов играет большую роль в подготовке специалистов высших учебных заведений. Они должны стараться не отставать от инновационных способов и методов обучения учебным дисциплинам. Понятно, что в современных условиях необходимо выпустить специалиста не только с хорошими знаниями, но и умеющего на практике их использовать. Чтобы научить студентов самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные творческие способности, брать на себя ответственность, преподавателям следует изучать и использовать инновационные методы и способы обучения [2, с. 724].

В процессе обучения Китай должен твёрдо придерживаться сочетания стратегии «идти вовне», «выход за границу» со стратегией «привлечение зарубежного». Стратегия «выход за границу» - то есть высшие учебные заведения должны предоставить педагогам возможность выехать за границу обмениваться опытом и учиться, изучать зарубежную, передовую концепцию образования, улучшить стиль преподавания, повысить качество преподавания. Стратегией «привлечение зарубежного», то есть высшие учебные заведения должны привлекать известных учёных и специалистов для доклада и проведения лекций [8, с. 11].

Таким образом, предоставлять студентам больше возможностей узнавать и изучать международные передовые культуру и технику.

Философия общества

Кроме того, высшие учебные заведения и управление образованием КНР должны широко развивать мероприятия по научному взаимодействию внутри и за пределами страны, содействовать глубокому сотрудничеству высших учебных заведений Китая с заграничными ведущими высшими учебными заведениями.

Так, высшие учебные заведения страны должны укреплять сотрудничество с известными ведущими международными вузами, предоставлять студентам больше возможностей знакомства с международным опытом, обращать внимание на сотрудничество в традиционных отраслях образования. Учитывать передовой опыт образования других стран, сочетать с собственным опытом, улучшить учебную методику и систему дисциплин, повысить качество преподавания по програм-

мам сотрудничества с зарубежными странами и расширять сферу сотрудничества в обучении и воспитании международных специалистов по разным отраслям экономики1.

Таким образом, высшим учебным заведениям Китая следует обратить внимание на способ инновации в интернализации высшего образования в подготовке высококвалифицированных специалистов в новых условиях геоэкономической стратегии «Один пояс -один путь». Университеты должны готовить студентов не только с практическими знаниями, но и способных к исследовательской деятельности в различных областях профессиональной деятельности, с международным кругозором, инновационным мышлением и знанием иностранных языков стран региона Нового Шёлкового пути.

Список литературы

1. Бай Лу. Исследование пути интернационализации высшего образования при стратегии «Один пояс-один путь» // Новый запад. 2015. № 23. С. 115-132.

2. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой учёный. 2014. № 2. С. 724-725.

3. Ван Гоган. «Один пояс - один путь»: инновация концепции международной экономики на основании китайской традиционной культуры // Исследование международных финансов. 2015. Июль. С. 3-10.

4. Дударева Н. А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг // Вестн. ИГЭУ 2010. Вып. 1. С. 1-5.

5. Ли Синьюнь. Путь развития и трудности высшего образования в стратегии «Один пояс - один путь» // Учебная газета. Нанкинский политехнический университет. 2016. С. 1-5.

6. Цюй Чжэньюань. Строительство «Одного пояса - одного пути» и новое задание образования государства // Гуаньминьжибао. 2016. 13 авг.

7. Чжао Вэй. Шанс и вызов в строительстве «Один пояс - один путь» в Китае // Китайский рынок. 2015. № 43. С. 18.

8. Чэн Сюуянь. Путь подготовки кадров в высших учебных заведениях в стратегии «Один пояс - один путь» // Теория и практика образования. 2016. № 27. С. 9-11.

9. Ян Сяобо. Подготовка специалистов высшего образования в стратегии «Один пояс - один путь» // Реформа и исследование. 2016. № 108. С. 170-172.

10. Lau M. Guangdong May Set up Own Silk Road Fund as it Implements China's 'One Belt, One Road' Strategy [Электронный ресурс] // Politics. 2015. 5 June. Режим доступа: http://www.scmp.com/news/china/ (дата обращения: 12.12.2016).

Статья поступила в редакцию 11.01.2017; принята к публикации 27.02.2017

Библиографическое описание статьи

Сунь Янь. Способ инновации в интернализации высшего образования в геоэкономической стратегии «Один пояс - один путь» // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 3. С. 30-34.

1 Материалы Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/porektor_2009/ (дата обращения: 12.12.2016).

fyMaHMTapHbm BeKTop. 2017. T. 12, № 3

Sun Yan,

Lecturer,

Heilongjiang International University (1 South Shida Road, Limin Development Zone, Harbin, China, 150025), e-mail: sunyannushi@126.com

The Method of Innovation in the Process of Higher Education Internationalization in the Context of "One Belt - One Road" Geoeconomic Strategy

The strategic ideas of the geoeconomic policy "One Belt - One Road" do not only promote the development of partnerships between the states, but also provide great prospects in the field of higher education and the training of highly qualified personnel. In the context of this policy, higher education institutions of the countries participating in the belt of the New Economic Silk Road should strengthen innovative technologies in the field of education, develop education systems, improve training programs, increase the number of students and combine training with research practices. However, in the issues of China's advancement of educational programs in the countries of the New Economic Silk Road, there are also considerable difficulties. One of the main problems is a shortage of teachers who are proficient both in Chinese and foreign languages in the countries of the "One Belt - One Road" region. The article uses the methods of theoretical analysis, generalization of scientific literature, periodicals and materials of the Internet. This article results in clarifying the methods of training highly qualified personnel, who combine the best teaching experience of other countries with their own experience, improving the teaching methodology and the system of disciplines, improving the quality of teaching under the programs of cooperation with foreign countries and developing the sphere of cooperation in training and educating international specialists in different sectors of the economy.

Keywords: "One Belt - One Road", internationalization, concept innovation, higher education, training of highly qualified personnel

References

1. Bai Lu. Issledovanie puti internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya pri strategii «Odin poyas - odin put'» // Novyi zapad. 2015. № 23. S. 115-132.

2. Balin A. V. Ispol'zovanie innovatsionnykh metodov v obrazovanii // Molodoi uchenyi. 2014. № 2. S. 724-725.

3. Van Gogan. «Odin poyas - odin put'»: innovatsiya kontseptsii mezhdunarodnoi ekonomiki na osnovanii kitaiskoi traditsionnoi kul'tury // Issledovanie mezhdunarodnykh finansov. 2015. Iyul'. S.3-10.

4. Dudareva N. A. Internatsionalizatsiya rossiiskoi sistemy vysshego obrazovaniya: eksport obrazovatel'nykh uslug // Vestn. IGEU. 2010. Vyp. 1. S.1-5.

5. Li Sin'yun'. Put' razvitiya i trudnosti vysshego obrazovaniya v strategii «Odin poyas - odin put'» // Uchebnaya gazeta. Nankinskii politekhnicheskii universitet. 2016. S. 1-5.

6. Tsyui Chzhen'yuan'. Stroitel'stvo «Odnogo poyasa - odnogo puti» i novoe zadanie obrazovaniya gosudarstva // Guan'min'zhibao. 2016. 13 avg.

7. Chzhao Vei. Shans i vyzov v stroitel'stve «Odin poyas - odin put'» v Kitae // Kitaiskii rynok. 2015.№ 43.S.18.

8. Chen Syuuyan'. Put' podgotovki kadrov v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh v strategii «Odin poyas-odin put'» // Teoriya i praktika obrazovaniya. 2016. № 27. S.9-11.

9. Yan Syaobo. Podgotovka spetsialistov vysshego obrazovaniya v strategii «Odin poyas - odin put'» // Reforma i issledovanie. 2016. № 108. S.170-172.

10. Lau M. Guangdong May Set up Own Silk Road Fund as it Implements China's 'One Belt, One Road' Strategy [Elektronnyi resurs] // Politics. 2015. 5 June. Rezhim dostupa: http://www.scmp.com/news/china/ (data obrashcheniya: 12.12.2016).

Received: January 11, 2017; accepted for publication February 27, 2017

Reference to the article

Sun Yan. The Method of Innovation in the Process of Higher Education Internationalization in the Context of "One Belt - One Road" Geoeconomic Strategy // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 3. PP. 30-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.