Научная статья на тему 'РЕЙТИНГ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ'

РЕЙТИНГ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЙТИНГ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / EDUCATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / RATING / STUDENTS / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гецевич Андрей Казимирович

В статье рассматриваются вопросы формирования, учета и применения рейтинговой системы социально-воспитательной деятельности студенческой молодежи. Обозначены основные проблемные моменты классификации внеучебной деятельности студентов, которая подпадает под ранжирование. В настоящее время система внедрена и проходит тестирование в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы (Беларусь).The article discusses the issues of formation, accounting and application of the rating system of social and educational activities of students. The main problem points of the classification of extracurricular activities of students, which falls under the ranking, are indicated. The system has been implemented and is being tested at Y. Kupala Grodno State University (Belarus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

УДК 378.18

РЕЙТИНГ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Гецевич Андрей Казимирович, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования, учета и применения рейтинговой системы социально-воспитательной деятельности студенческой молодежи. Обозначены основные проблемные моменты классификации внеучебной деятельности студентов, которая подпадает под ранжирование. В настоящее время система внедрена и проходит тестирование в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы (Беларусь).

Abstract. The article discusses the issues of formation, accounting and application of the rating system of social and educational activities of students. The main problem points of the classification of extracurricular activities of students, which falls under the ranking, are indicated. The system has been implemented and is being tested at Y.Kupala Grodno State University(Belarus).

Ключевые слова: образование, внеучебная деятельность, рейтинг, студенты, молодежь

Key words: education, extracurricular activities, rating, students, youth

Цель исследования - разработка алгоритма учета внеучебной деятельности студентов высших учебных заведений с помощью системы ранжирования.

Вопросы важности внеучебной деятельности студенческой молодежи достаточно активно обсуждаются в педагогической среде университетов [1, 2]. Вместе с тем, лишь педагогические несколько ведущих вузов России приступили к теоретической и практической реализации [3].

Современное общество привыкает жить категориями «рейтинг», «индекс». Подобные явления актуальны и для образовательного процесса. В последние годы мировые и региональные рейтинги университетов начали набирать популярность и признание по всему миру. Они стали одним из действенных подходов оценки высшего образования, как на всех этапах обучения, так и выходе. Именно итоги рейтингов должны обеспечить потребителю ясность в выборе образовательных услуг.

Мировые рейтинги университетов базируются в основном на показателях научной сферы (публикации в рейтинговых журналах, кадровый потенциал, индексы цитирования, успешные выпускники) и преподавательской деятельности (соотношение количества преподавателей к числу студентов, включая иностранных).

Очевидно, что участие университетов в глобальных рейтингах спровоцировало развитие системы внутриуниверситетского ранжирования. При этом репутационная оценка преподавателя в основном также учитывает учебную и научную составляющую. В тоже время важным компонентом образовательной деятельности является воспитательная работа преподавателей со студентами. В базовых принципах указывается необходимость признавать разнообразие учебных заведений и учитывать различие миссий и целей учебных заведений [4]. В западной университетской традиции воспитательный компонент достаточно небольшой, что выражается в следующих деталях:

- воспитательная работа осуществляется в процессе изучения специальных дисциплин, включенных в учебный план;

- внимание преподавателей сосредоточено на индивидуализации обучения и воспитания (тьюторство);

- особое внимание в подготовке специалистов уделяется формированию умений анализировать обстановку в процессе обучения и обдумывать собственное поведение;

- воспитательная работа организуется с учетом будущей деятельности обучаемых;

- основной акцент в воспитательной работе делается на формировании практических навыков работы с людьми и разрешении проблемных ситуаций.

- внеаудиторной работе с целью воспитания уделяется недостаточно времени [5, с. 136].

Очевидно, что воспитательные маркеры достаточно сложны для учета в глобальных рейтингах, однако их полное игнорирование в перспективе также не возможно.

Особенно актуально включение воспитательного компонента в рейтинговую систему на постсоветском пространстве. Очевидно, что во многом это можно связать с достаточно большим наследием советской образовательной системы, где воспитательному компоненту отводилась значительная роль.

С другой стороны, пробел в воспитательной работе с молодежью, который наблюдается на протяжении последней четверти века, просто необходимо максимально быстро и полно ликвидировать. В этом громадный интерес всех государственных институтов. Формирование активной конструктивной патриотичной молодежи - залог успешного развития страны. Поэтому создание дополнительных мотивационных соревновательных условий позволит на выходе получить как разносторонне развитую личность, так и даст возможность тем, кто имеет большую склонность к организационно-творческой деятельности.

Ведь традиционная система студенческого рейтинга в основном сводится к оценке уровня успеваемости обучающегося и является основополагающим элементом, характеризующим школьника, студента категориям как «двоечник», «тихий троечник» или «отличник».

Несколько уступает учебному рейтингу рейтинг научный. Главными его показателями являются участие студентов в научных мероприятиях (конференции, семинары, выставки, презентации), уровень публикационной активности, международные студенческие обмены.

Социально-воспитательная деятельность до последнего времени ранжировалась достаточно условно и сводилась к участию студентов в деятельности молодежных общественных организаций конструктивной направленности, отсутствию правонарушений.

Участие университетов в системе менеджмента качества (ISO 9001), рейтингов (прежде всего, Webometrics) вынуждает отходить от общепринятых методик учета мероприятий социально-воспитательного характера. Возникла необходимость перевести условные человеко-участия в организацию мероприятий, его деятельность в рамках структуры студенческого самоуправления, активную гражданскую позицию, достижения во внеучебной деятельности в адаптированную числовую систему.

В последние годы ряд российских университетов тестируют собственные электронные системы ранжирования внеучебной деятельности [6].

Тестируемая в 2018-2019 годах в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы рейтинговая система социально-воспитательной деятельности студенческой молодежи позволит активизировать общественно-социальную деятельность студентов через применение системы требований и поощрительных мер стимулирования, определение уровня активности и достигнутых результатов.

Структура рейтинга. В реализуемом в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы проекте социально-воспитательная деятельность оценивается по деятельности студента в организации и участии в мероприятиях различного уровня, а также ее результативности.

В перечень основных направлений деятельности могут быть включены следующие компоненты:

участие в работе коллегиальных органов студенческого самоуправления, управления общественных организаций (объединений), зарегистрированных в установленном порядке в соответствии со статусом организации;

- членство в общественных организациях, имеющих статус общереспубликанских;

- участие в студенческих отрядах (строительные, сервисные, педагогические, экологические, сельско-хозяйственные и др.);

- участие в волонтерском движении (отряде);

- участие в спортивных секциях, спортивных кружках университета, творческих объединениях университета;

- участие в отрядах охраны правопорядка;

- участие в общественно значимых мероприятиях, патриотических акциях;

- организация и проведение общественно значимых мероприятий, патриотических и экологических акций;

- участие в спортивно-массовых, культурных мероприятиях;

- участие в подготовке и реализации студенческих проектов.

При этом данный перечень может дополняться и варьироваться с учетом специфики учебного заведения и/или даже решении необходимых задач (например, своевременное прохождение медицинских осмотров и др.).

Рис. 1 Электронная структура рейтинга

В перечень результативности целесообразно включить:

- наличие правонарушения у студента;

- победы (призовые места) на конкурсах, соревнованиях;

- награды (грамоты, благодарности) за плодотворную деятельность;

- иные виды поощрений.

При этом по результатам учета результативности студента по критерию «Наличие правонарушения» обязательно предусмотреть ранжирование (дисциплинарное/административное/уголовное) и внесение соответствующих отрицательных значений (например «минус 25/50/75 баллов соответственно»).

Ранжирование наград так же целесообразно разделить по ряду уровней:

- международный;

- государственный (республиканский);

- областной/городской;

- университетский;

- факультетский.

Система учета и подсчета рейтинга. Очевидная проблема любого рейтинг активности - учет «веса» (качества) мероприятий и их количества. Очевидно, что для каждого из мероприятий показатели качества и количества будут иметь абсолютно субъективный подход. Поэтому в каждом отдельном случае, важно правильно расставить приоритеты, не забывая как о студенческой позиции, так и о позиции разработчика.

Важным остается и вопрос подтверждения проведения мероприятия. Формальным основанием проведения или участия в мероприятии является локальный нормативный документ университета (приказ/распоряжение декана, проректора, ректора), внешний запрос (профильного министерства, органов власти, организаций, частных лиц), награды (грамоты, дипломы).

К сожалению, многие студенты, за исключением студентов-спортсменов, не мотивированы в получении такого рода подтверждений по разным причинам. При этом многие готовы подтверждать своё активное участие в мероприятиях исключительно фотоматериалами, записями в социальных сетях. Поэтому при формировании учёта важно определить критерии подтверждающих документов. С другой стороны, необходимо соблюдать важность своевременного заполнения рейтинга студентами. В этой связи с этим наиболее перспективным представляется внедрение электронной системы учета рейтинга с размещением её в личном кабинете пользователя.

Рис. 2 Личный цифровой кабинет студента

Вместе с тем, в рамках развития проектов цифрового университета целесообразно максимально снизить заполняемость показателей рейтинга непосредственно студентом. Например, по таким критериям как «Участие в волонтерском движении», «Участие в студенческих отрядах», «Участие в спортивных секциях, спортивных кружках университета, творческих объединениях», «Своевременное прохождение медицинских осмотров» списки студентов являются персонифицированными и могут быть внесены на основании локальных университетских приказов или баз данных.

Верификацию рейтинга студентов целесообразно проводить на нескольких уровнях: базы данных, куратор студенческой группы, заместитель декана по ИВР факультета, иных экспертов (специалистов управления воспитательной работы с молодежью). Верификация является неотъемлемой частью итогового

ранжирования. При этом целесообразно проведение ранжирования как в рамках группы (с обязательным доступом к нему куратора группы), так и в рамках факультета. Проведение общеуниверситетского ранжирования так же возможно в перспективе в связке с учебным и научным направлениями.

Управление этапами

Выбор года рейтинга: 2019/2020

Количество этапов: 4

| Студе нты / Б аз а АСУ X

] Кураторы групп X

J Заместители деканов X

| Эксперты X

Рис. 3 Этапы верификации рейтинга

Таким образом, создаваемая система учета внеучебной деятельности является одним из перспективных направлений в сфере воспитания студенческой молодежи. Она позволит не только учесть достижения студентов, но и станет стимулом для раскрытия имеющихся талантов, творческих, спортивных способностей.

Отметим, что рейтинг социально-воспитательной активности студенческой молодежи может стать подспорьем при мониторинге качества воспитательной работы в рамках государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

Список использованных источников:

1. Обухова Ю.О., Танова А.Г. Внеучебная деятельность студентов в современном университете: интересы и ожидания (на примере студентов СПбПу) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 4 (255). - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/ vneuchebnaya-deyatelnost-studentov-v-sovremennom-umversitete-interesy-i-ozhidaniya-na-primere-studentov-spbpu (дата обращения: 19.08.2019)

2. Новгородцева, Т.Ю. Модель рейтинговой оценки внеучебной деятельности / Т.Ю. Новгородцева, Е.Н. Иванова, И.Н. Лесников, А.В. Родионов // Наука и бизнес: пути развития. - 2016. - № 6 (60). - С. 16-18.

3. Завозкин С.Ю. Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов / С.Ю. Завозкин, А.М. Гудов // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции / Российский государственный профессионально-педагогический университет. - 2015. - С. 323-328.

4. Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ireg-observatory.org/en/index.php/ berlin-principles-russian (дата доступа: 19.08.2019)

5. Константинова Н.А. Об организации воспитательной работы со студентами вузов в свете Болонского процесса / Н.А. Константинова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2009. - № 5. - С. 136-139.

6. Рейтинг внеучебной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://privet.urfu.ru/traectories/checkratings/rank_unlearn/ (дата обращения: 29.10.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.