Научная статья на тему 'Рейтинг сельских территорий по уровню собираемости земельного налога'

Рейтинг сельских территорий по уровню собираемости земельного налога Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ / МЕСТНЫЕ НАЛОГИ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко О.В., Ильина И.В.

В статье представлен анализ состояния социально-экономического развития муниципальных районов Орловской области. Дана характеристика динамики и уровня собираемости местных налогов, определен рейтинг сельских территорий по доле земельного налога в общей сумме доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинг сельских территорий по уровню собираемости земельного налога»

УДК 631.14:633.1

РЕЙТИНГ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ПО УРОВНЮ СОБИРАЕМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

О.В. Сидоренко, доктор экономических наук, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и статистика» Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина e-mail: sov1974@mail.ru

И.В. Ильина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина e-mail: ktv3744@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ состояния социально-экономического развития муниципальных районов Орловской области. Дана характеристика динамики и уровня собираемости местных налогов, определен рейтинг сельских территорий по доле земельного налога в общей сумме доходов.

Ключевые слова: Орловская область, муниципальные районы, местные налоги, земельный налог, рейтинг.

RATING OF RURAL TERRITORIES ON THE LEVEL OF COLLECTION OF THE LAND TAX

O.V. Sidorenco, Doctor of Economic Sciences Orel State Agrarian University present name N. V. Parakhin I.V. Iliina, Candidate of Economic Sciences Orel State Agrarian University present name N. V. Parakhin

Annotation. The article presents an analysis of the state of socio-economic development of municipal districts of the Oryol region. The characteristic of the dynamics and level of collection of local taxes is given, the rating of rural territories by the share of land tax in the total amount of income is determined.

Keywords: Oryol region, municipal districts, local taxes, land tax, rating.

Орловская область занимает площадь 24,7 тыс. кв. км, входит в состав Центрального федерального округа, включает три городских округа и 24 муниципальных района, имеющих собственный местный бюджет, представляющий собой форму образования и расходования денежных ресурсов. Все собранные денежные средства на территории муниципальных районов предназначены для финансового обеспечения планируемых мероприятий в контексте социально-экономического развития региона.

Характеристика муниципальных районов Орловской области представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Общая характеристика социально-экономического развития муниципальных районов _Орловской области_

Муниципальные районы Площадь территории, кв. м Число муниципальных образований, ед. Численность населения, тыс. чел Естественный прирост (+), убыль (-), чел. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, руб.

Орловская область 24670,2 267 765,2 -4162 17484

Болховский 1182,2 15 17,3 -94 18393

Верховский 1072,4 12 16,0 -92 19610

Глазуновский 580,9 9 12,3 -59 17922

Дмитровский 1249,8 14 11,0 -59 18094

Должанский 908,4 9 10,7 -68 13925

Залегощенский 1138,0 12 14,3 -90 15600

Знаменский 817,1 8 4,6 -28 12582

Колпнянский 1176,7 11 13,4 -132 17865

Корсаковский 690,9 8 4,4 -30 19042

Краснозоренский 649,9 6 5,8 -66 17470

Кромской 969,0 14 20,7 -110 18820

Ливенский 1806,3 17 30,8 -218 18652

Малоархангельский 754,3 9 10,3 -51 15748

Мценский 1665,8 15 18,7 -95 22340

Новодеревеньковский 1024,9 9 9,9 -108 16282

Новосильский 778,3 9 7,8 -67 13856

Орловский 1700,3 18 70,5 -112 18434

Продолжение таблицы 1.

Покровский 1411,0 15 13,6 -117 22343

Свердловский 1061,4 9 15,6 -110 16124

Сосковский 611,6 8 5,5 -42 21915

Троснянский 769,7 9 9,4 -83 22924

Урицкий 838,4 9 19,1 -51 14059

Хотынецкий 791,3 10 9,4 -62 16818

Шаблыкинский 847,5 9 7,0 -83 14796

Устойчивость сельских территорий, их самостоятельность во многом определяется уровнем и собираемостью местных налогов, зачисляемые в их бюджеты. В Налоговом кодексе РФ предусмотрено два вида местных налогов - земельный и налог на имущество физических лиц [2]. Основой для расчета земельного налога используется кадастровая стоимость одного гектара соответствующей категории земельного фонда муниципального образования.

Земельный фонд хозяйствующих субъектов Орловской области, занимающихся сельскохозяйственным производством, составляет 2109,7 тыс. га в 2017 г., Из них 1997,7 тыс. га - сельскохозяйственные угодья, в том числе пашня - 1553,2 тыс. га. За последние пять лет в сельскохозяйственный оборот введено 3,1 тыс. га сельхозугодий, из них 2,2 тыс. га пашни (табл.2).

Таблица 2- Наличие земель, используемых хозяйствующими субъектами Орловской области, _занимающихся сельскохозяйственным производством_

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2013 г.

Общая площадь земли, тыс. га 2106,6 2105,5 2107,9 2109,8 2109,7 101,5

из нее сельскохозяйственные угодья, тыс. га 1994,6 1993,4 1995,9 1997,7 1997,7 101,6

в т.м. числе:

пашня 1551,0 1550,3 1551,7 1553,3 1553,2 101,4

залежь 53,9 53,9 54,1 54,1 54,1 103,7

многолетние насаждения 24,3 24,3 24,3 24,3 24,3 100,0

сенокосы 52,0 52,0 51,8 51,8 51,9 99,8

пастбища 313,4 312,9 314,0 314,2 314,2 102,6

Структура начисленных налогов в целом по сельскому хозяйству Орловской области показала, что наибольший удельный вес занимает налог на добавленную стоимость (табл. 3). По сравнению с 2015 г. произошло сокращение суммы этого налога на 23,8 %. Этим объясняется существенное снижение собираемости налогов в 2017 г. Земельный налог занимает в структуре налогов около четырех процентов, за последние три года наблюдается его рост в 1,4 раза.

Таблица 3 - Состав и структура налогов по сельскому хозяйству Орловской области

Показатели 2015г. 2016г. 2017г. 2017 г. в % к 2015 г.

Сумма, млн. руб. В % к итогу Сумма, млн. руб. В % к итогу Сумма, млн. руб. В % к итогу

Всего налогов и сборов 2910,9 100,0 2537,5 100,0 2598.9 100,0 89,3

в т.ч.

Налог на прибыль 27,4 0,9 41,9 1.6 42,1 1,6 153,6

Налог на добавленную стоимость 2038,5 70,0 1554,0 61,2 1554,3 59,8 76,2

Налог на имущество 153,6 5,3 141,5 5,6 174,0 6,7 113,3

Земельный налог 72,0 2,5 88,9 3,5 101,7 3,9 141,3

Налог на доходы физических лиц 549,6 18,9 627,2 24,7 652,7 25,1 118,8

Плата за землю была введена в России с 1 января 1992г. после принятия Федерального закона от 11.10.1991 г. №1738-1-ФЗ «О плате за землю» [1], Несмотря на относительно невысокую долю земельного налога в общем объеме денежных поступлений, он является важным и главным источником формирования доходной части местного самоуправления» [5]. Анализ уровня собираемости земельного налога по муниципальным районам Орловской области позволил построить их рейтинг [3,4], который формировался по критериям - доля земельного налога в общей сумме доходов, %; доля каждого муниципального района в уплате земельного налога, % (табл.4).

Таблица 4 - Рейтинг муниципальных районов Орловской области по уплате земельного налога

Муниципальные районы Доля земельного налога в общей сумме доходов,% Доля каждого муниципального района в уплате земельного налога,% Ранг по доле земельного налога в общей сумме доходов Ранг по доле муниципального района в уплате земельного налога Сумма мест Место в рейтинге

Болховский 2,7 0,32 11 14 25 10

Верховский 2,9 0,47 12 18 30 13

Глазуновский 2,0 0,19 6 10 16 5

Дмитровский 1,4 0,10 4 3 7 3

Должанский 3,2 0,30 15 12 27 11

Залегощенский 2,5 0,33 3 15 24 9

Знаменский 3,1 0,13 14 5 19 7

Колпнянский 3,8 0,48 21 19 40 18

Корсаковский 3,5 0,14 10 6 22 8

Краснозоренский 3,27 0,24 17 11 28 12

Кромской 2,5 0,38 8 16 24 9

Ливенский 2,9 0,72 13 23 36 15

Малоархангельский 2,1 0,18 7 9 16 5

Мценский 5,3 0,75 24 24 48 20

Новодеревеньковский 3,3 0,31 18 13 31 14

Новосильский 2,56 0,17 10 8 18 6

Орловский 4,3 1,62 22 22 44 19

Покровский 4,6 0,51 23 21 44 19

Свердловский 3,3 0,50 19 20 39 17

Сосковский 1,1 0,05 3 1 4 1

Троснянский 0,7 0,06 2 2 4 1

Урицкий 3,3 0,38 20 17 37 16

Хотынецкий 1,7 0,14 5 7 12 4

Шаблыкинский 0,2 0,11 1 4 5 2

Результаты исследований показали, что за рассматриваемый период наилучшие результаты по сумме рейтинговых показателей получены Мценским районом. Также высокий уровень рейтинговых значений достигнут Орловским и Покровским районами. Наиболее низкие результаты получены в Троснянским, Сосковским, Шаблыкинским и Дмитровским районами Орловской области.

Таким образом, несмотря на рост собираемости земельного налога в Орловской области за последние годы, наблюдается их высокая дифференциация по муниципальным районам. Земельный налог, относящийся к местным налогам, играет существенную роль в социально-экономическом развитии сельских территорий [6,7,8]. Поэтому необходимо предусматривать мероприятия, проведение которых будет способствовать росту собираемости налогов, поступающих в местные бюджеты [9]. Это, в свою очередь, будет повышать степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, и отражаться на их эффективной деятельности.

Литература

1.Федеральный закон от 11.10.1991 №1738-1-ФЗ «О плате за землю».

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.).

3. Гуляева Т.И., Сидоренко О.В. Производительность труда в зерновом подкомплексе: динамика, методика оценки, факторы роста // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 41. С. 36 -43.

4. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Понятие и классификация ресурсов процесса производства // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 18. С. 36-42.

5. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Эффективное использование земельных ресурсов как основа импортозамещения в АПК // Земледелие. 2018. № 4. С.4-8.

6. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Совершенствование механизма бюджетного финансирования аграрного сектора: региональный аспект // Вестник аграрной науки. 2018. №2. С.79 - 87.

7. Решетняк Л.А., Здоровец Ю.И., Гончаренко О.В. Совершенствование методических подходов к оценке уровня кредитоспособности сельскохозяйственных организаций. Белгород, 2017.

8. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Методические вопросы мониторинга устойчивого развития аграрного сектора региона // Аграрная Россия. 2014. №4. С.27-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сидоренко О.В. Методические направления комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 17. С. 37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.