ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2013. № 6
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Е.А. Калабихина1,
аспирант кафедры мировой экономики экономического ф-та МГУ имени
М.В. Ломоносова
РЕЙТИНГ РОСТА И ФИНАНСИРОВАНИЯ
КИНОПРОИЗВОДСТВА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ
КИНОИНДУСТРИЕЙ
В статье рассматривается динамика мирового рынка производства кинофильмов, а также дается анализ роста и финансирования кинопроизводства в странах с развитой киноиндустрией. Автором статьи составлен рейтинг ведущих стран по выбранным ключевым показателям финансирования и формирования кинопроизводства. Первые позиции в рейтинге занимают США, Франция, Великобритания и Южная Корея. Лидером мирового рынка на данный момент по-прежнему являются США, но в последние годы кинорынок активно растет и за счет других стран.
Ключевые слова: финансирование кинопроизводства, мировой рынок кинопроизводства, развитие национальных рынков, рейтинг стран.
This article is devoted to dynamic of the global market of film production and special features of development and financing of national markets of film production. The author creates the ranking of countries in term of perspective of film production development and financing. The leaders are USA, France, Great Britain, and South Korea. At the last years the film production is growing not only in USA but also in other leading countries.
Key words: financing of film production, global market of film production, national markets of film production, countries' ranking.
Киноотрасль играет важную роль в экономике страны, например в создании рабочих мест в производстве и дистрибуторстве, в формировании сети предприятий малого бизнеса, в увеличении налоговой базы, в положительном сальдо торгового баланса. Специалисты отмечают хорошие перспективы развития данной отрасли: в ближайшие 10 лет произойдет рост доходности мировой киноиндустрии в полтора раза, будут динамично развиваться новые центры производства кинопродукции2.
В представленной работе рассмотрена динамика мирового рынка производства кинофильмов, включая анализ основных показателей развития и финансирования крупнейших национальных рынков
1 Калабихина Екатерина Андреевна, e-mail: [email protected]
2 See the Future. Top Industry Clusters in 2040 Revealed. Economic Views: Future Industry Clusters // PwC Website. 2010. September. URL: www.economics.pwc.com (дата обращения: 12.05.2013).
кинопроизводства. Также составлен рейтинг ведущих стран по выбранным ключевым показателям финансирования и развития кинопроизводства3. В статье использованы статистические данные Американской ассоциации кинопроизводства, Европейской аудиовизуальной обсерватории, данные различных исследований, открытых источников информации о бюджетах фильмов и кассовых сборах.
Мировой рынок производства кинофильмов
В 2012 г. кассовый сбор от фильмов, реализованных (вышедших в прокат) во всех странах4, достиг 34,7 млрд долл., что на 6% превысило сборы в 2011 г. (табл. 1). Рост был обеспечен не только североамериканским рынком, который составил 23,9 млрд долл., но и рынками других стран. Их кинорынок в 2012 г. вырос на 7% по сравнению с 2011 г.; кинорынок США и Канады вырос на 6% по сравнению с 2011 г.
Таблица 1
Кассовые сборы от всех фильмов, выпущенных в прокат в соответствующем году
Регионы Годы
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012/2011 2012/2007
США, Канада 9,6 9,6 10,6 10,6 10,2 10,8 6% 12,5%
(млрд долл.)
Другие страны (млрд долл.) 16,6 18,1 18,8 21 22,4 23,9 7% 44%
Доля от кассо- 63 65 64 66 69 69 0 10
вых сборов в
несевероаме-
риканских странах (%)
Всего (млрд 26,2 27,7 29,4 31,6 32,6 34,7 6% 32%
долл.)
Источник: адаптировано автором по данным доклада Американской ассоциации кинопроизводства (Motion Picture Association of America) "Theatrical Market Statistics. 2011-2012".
Снижение объема рынка в США в 2011 г. национальные аналитики объясняют краткосрочными циклами развития индустрии, уверяя, что длительный тренд показывает рост киноиндустрии5.
3 Статья написана по результатам диссертационного исследования в магистратуре ЭФ МГУ. Научный руководитель — профессор М.В. Кулаков.
4 Независимо от страны производства и дистрибутора.
5 McClintock P. Global Box Office Hit $32.6 Bil in 2011, Fueled by Exploding International Growth // The Hollywood Reporter: Website. 2012. URL: http://www.hoUy-woodreporter.com/news/global-box-office-china-international-growth-326-303324 (дата обращения: 23.03.2012).
Международные кассовые сборы увеличились на 32% в 2012 г. по сравнению с 2007 г.6, что обусловлено ростом различных иностранных рынков, таких, как Китай, Бразилия и Россия. Процент кассовых сборов в 2012 г. по сравнению с 2007 г. в США и Канаде также вырос на 12,5%, а в европейских странах — на 44%. Вклад несевероамериканских стран в 2012 г. составил 69%. Примечательно, что данный вклад последовательно рос все эти годы. В 2007 г., например, он составлял 63%.
Во всех странах, в том числе в США и Канаде, произошло увеличение кассовых сборов от фильмов, вышедших в прокат в 2012 г. (по сравнению с 2011 г.). Но основными «двигателями» развития индустрии стали Китай и Россия. В 2012 г. кассовые сборы в Китае выросли на 36%, поставив китайский кинорынок на первое место среди несевероамериканских кинорынков (табл. 2). Россия в десятке самых успешных стран этой группы заняла 7-е место.
Таблица 2
Десятка стран с самыми высокими кассовыми сборами от фильмов, выпущенных в прокат в этих странах в 2012 г. (исключая США и Канаду)
Страна Млрд долл.
Китай 2,7
Япония 2,4
Великобритания 1,7
Франция 1,7
Индия 1,4
Германия 1,3
Южная Корея 1,3
Россия 1,2
Австралия 1,2
Бразилия 0,8
10 ТОР 15,7
Источник: составлено автором.
6 Адаптировано автором по данным доклада Американской ассоциации кинопроизводства (Motion Picture Association of America) "Theatrical Market Statistics. 2011-2012".
Далее следует рассмотреть динамику кассовых сборов от продажи фильмов в прокате за последние 5 лет в таких регионах, как ЕМЕА (Europe, Middle East, Africa — Европа, Ближний Восток, Африка), Азиатско-Тихоокеанский, Латинская Америка7.
Наиболее активно растут латиноамериканский (на 73% в 2012 г. по сравнению с 2008 г.) и азиатско-тихоокеанский (на 53% за тот же период) рынки. Менее активен регион ЕМЕА (рост на 10%). Это связано, в частности, с тем, что латиноамериканский рынок развивается с низкого старта и имеет большой потенциал. За последний год (2012-й к 2011 г.) рост данного рынка составил 6%.
Сегодня латиноамериканский рынок составляет уже 12% всех несевероамериканских рынков, тогда как 6 лет назад он составлял всего 8% (рис. 1). Азиатский рынок также рос вместе со всеми неамериканскими рынками, но не вырывался вперед (38—43% за рассматриваемый период). Лидер рынка — регион ЕМЕА — терял свои позиции (с максимальных 54 до 45%) с 2007 по 2012 г.
Таблица 3
Основные показатели киноиндустрии в ЕС-27, США и России в 2008 г.
Показатели ЕС-27 США Россия
Население, млн человек 499,7 304,8 141,4
ВВП на душу населения, долл. 38 413 47 025 12 579
Продано билетов, млн 924,2 1364 123,9
Продано билетов на душу населения 1,85 4,47 0,88
Средняя цена билета, долл. 8,31 7,18 6,7
Кассовые сборы, млн долл. 7680,1 9793,5 830,1
Количество экранов 29 394 39 476 1890
в том числе: 11 541 29 212 277
количество экранов в торгово-раз-влекательных центрах
количество цифровых экранов 1006 5474 48
Число фирм, предлагающих VOD (видео по запросу) 240 н.д. 11
Доли рынка, которые приходятся на: 28,4 91,5 25,5
национальные фильмы, %
7 Регионализация Американской ассоциации кинопроизводства.
Окончание табл. 3
Показатели ЕС-27 США Россия
фильмы, произведенные в других странах, % 71,6 8,5 74,5
в том числе: 63,2 — н.д.
фильмы, произведенные в США, %
фильмы, произведенные в других странах, кроме США, % 1,6 1,3 н.д.
фильмы совместного производства с США, % 6,8 4,4 н.д.
фильмы, произведенные в Европе, % — 2,8 н.д.
Кассовые сборы, % от ВВП 0,040 0,068 0,047
Число жителей на 1 экран 17 000 7721 74 815
Количество произведенных (и выпущенных в прокат) фильмов 1145 610 78
Примечание. н.д. — нет данных.
Источник: составлено автором по данным доклада Европейской аудиовизуальной обсерватории (European Audiovisual Observatory) "Focus 2009. Wbrld Film Market Trends". В данном докладе доступны сопоставимые данные по странам и регионам в открытой публикации.
Как видно из табл. 3, в США больше доля современных и мультиплексных цифровых экранов, чем в ЕС-27. Вообще, использование цифровых экранов становится все более актуальным для киноиндустрии: за 5 лет их количество увеличилось почти в 5 раз в США/Канаде и в 18,5 раза в других странах.
Самый главный критерий, определяющий лидирующую позицию США в мировом кинопроизводстве, — доля рынка, приходящаяся на прокат национальных фильмов и составляющая 92% (в отличие от ЕС-27, где эта доля не превышает 30%). Еще один критерий лидерства — наличие высокой доли рынка фильмов, произведенных в США (или с участием США), на кинорынках других стран и регионов. Даже в таком масштабном и развитом в отношении кинопроизводства регионе, как ЕС-27, 70% фильмов в прокате — это фильмы, произведенные в США (63%) или совместно с США (7%).
Заметим, что в предкризисные годы (2004—2008) производство полнометражных художественных фильмов росло в Европе, Китае, Японии и сокращалось в США (рис. 2).
Рис. 1. Кассовые сборы от всех фильмов, выпущенных в прокат в 2007—2012 гг., регионы мира (кроме США и Канады), млрддолл., идоля региона в общем объеме кассовых сборов, %
Источник: регионализация Американской ассоциации кинопроизводства.
1145
1048
929
870
^611 699 673 658 N \ \ Ч N N 520
417 407 418
310 ,, 356,260 "ззо -------- 402 400
212
2004 2005 2006 2007 2008 Годы
.......... EU-27 ---США
-Япония -----Китай
Рис. 2. Производство полнометражных художественных фильмов в Европе, Китае, Японии и США в предкризисные годы (2004—2008), штук
Источник: построено автором по данным доклада Европейской аудиовизуальной
обсерватории "Focus 2009. World Film Market Trends". Примечание. По Японии — данные о реализованных фильмах (выпущенных в прокат).
Сводный рейтинг финансирования и развития кинопроизводства
Для анализа ситуации в мировой киноиндустрии автором статьи были составлены рейтинги стран по показателям «возврат финансовых средств», «развитие собственной индустрии производства фильмов и сети дистрибуции кинопродукции» (табл. 4). На основе данных Европейской аудиовизуальной обсерватории были выбраны страны с кассовыми сборами не менее 200 млн долл. в год (последние сопоставимые доступные показатели за 2008 г.). Далее были составлены рейтинги стран по следующим собранным или рассчитанным показателям: «кассовые сборы за год в долларах США», «средняя цена билета в долларах США», «кассовые сборы от продажи билетов в процентах от ВВП», «число проданных билетов на душу населения», «доля национальных фильмов на национальном рынке кинопродукции», «количество экранов», «количество цифровых экранов», «число жителей на один экран».
Таблица 4
Рейтинги ведущих стран по основным показателям финансирования кинопроизводства
Рейтинги Кассовые сборы, млн долл. Продано билетов на душу населения Средняя цена билета, долл. Кассовые сборы в % от ВВП Доля национальных фильмов, % Количество экранов Число жителей на один экран Количество цифровых экранов
1 9793,5 США 4,47 США 11,73 Япония 0,141 Индия 91,5 США 39 476 США 7721,1 США 5474 США
2 1882,7 Япония 3,97 Австралия 10,26 Нидерланды 0,093 Южная Корея 90,5 Индия 36 112 Китай 10 990 Испания 800 Китай
3 1743,7 Индия 3,18 Канада 9,51 Великобритания 0,074 Австралия 61 Китай 10 189 Индия 11 164 Австралия 298 Великобритания
4 1667,5 Франция 3,06 Франция 9,34 Австралия 0,068 США 60 Турция 5426 Франция 11426 Франция 188 Южная Корея
5 1561,5 Великобритания 3 Южная Корея 8,99 Германия 0,058 Мексика 59,5 Япония 4810 Германия 12 648 Канада 164 Германия
6 1163,3 Германия 2,81 Индия 8,79 Франция 0,056 Великобритания 45,4 Франция 4140 Испания 16 662 Великобритания 162 Франция
7 943,02 Италия 2,69 Великобритания 8,45 Италия 0,056 Франция 42,1 Южная Корея 3920 Мексика 17 069 Германия 98 Канада
8 906,6 Испания 2,37 Испания 8,41 Испания 0,054 Испания 31 Великобритания 3661 Великобритания 17 390 Италия 94 Япония
9 888,21 Южная Корея 1,88 Италия 7,23 Канада 0,048 Канада 29,3 Италия 3410 Италия 23 354 Южная Корея 57 Италия
'и*
ON
Окончание табл. 4
Рейтинги Кассовые сборы, млн долл. Продано билетов на душу населения Средняя цена билета, долл. Кассовые сборы в % от ВВП Доля национальных фильмов, % Количество экранов Число жителей на один экран Количество цифровых экранов
10 830,13 Россия 1,67 Мексика 7,18 США 0,047 Россия 26,6 Германия 3359 Япония 26 508 Нидерланды 55 Мексика
11 790,16 Австралия 1,58 Германия 6,72 Польша 0,04 Польша 25,5 Россия 2625 Канада 27 117 Мексика 54 Австралия
12 755,54 Канада 1,41 Нидерланды 6,7 Россия 0,039 Италия 25,44 Польша 2278 Бразилия 36 766 Китай 48 Россия
13 662,16 Мексика 1,26 Япония 6,01 Турция 0,039 Япония 17,9 Нидерланды 2081 Южная Корея 37 798 Польша 39 Испания
14 432,72 Китай 0,89 Польша 5,89 Южная Корея 0,03 Германия 13,3 Испания 1908 Австралия 38 017 Япония 36 Нидерланды
15 395,14 Бразилия 0,88 Россия 4,41 Бразилия 0,029 Турция 10,3 Бразилия 1890 Россия 47 609 Турция 35 Индия
16 2421,11 Нидерланды 0,55 Турция 3,72 Мексика 0,027 Нидерланды 7 Мексика 1464 Турция 74 815 Россия 35 Бразилия
17 231,39 Турция 0,47 Бразилия 2,21 Китай 0,024 Бразилия 3,8 Австралия 1008 Польша 84 241 Бразилия 12 Польша
18 227,14 Польша 0,15 Китай 0,53 Индия 0,01 Китай 2,8 Канада 630 Нидерланды 116 420 Индия 1 Турция
Источник: рейтинги разработаны и построены автором по данным доклада Европейской аудиовизуальной обсерватории (European Audiovisual Observatory) "Focus 2009. World Film Market Trends".
Рейтинг кассовых сборов возглавляют США, Япония, Индия, Франция и Великобритания. Россия занимает 10-е место. На кассовые сборы влияют: численность населения страны, активность потребителей, наличие залов (экранов), средняя цена билета. Все указанные факторы объясняют высокие кассовые сборы в США, за исключением средней цены на билет (10-е место)8. По количеству экранов, количеству цифровых экранов, экранов на душу населения США также занимают первое место.
Активность потребителей видна из рейтинга проданных билетов на душу населения, в котором на первом месте стоят США. За ними следуют Австралия, Канада, Франция, Южная Корея и Индия. Китай из-за неравномерного развития регионов и разрыва в уровне и качестве жизни по регионам пока имеет значительный потенциал роста активности потребителей и развития сети кинотеатров. Страна стоит на 12-м месте по числу экранов на душу населения и на 18-м месте по числу проданных билетов. Хотя цена на билет невысока, в данном рейтинге Китай занимает только 17-е место. Наиболее низкие цены на билеты в кино зафиксированы в таких странах, как Индия, Китай, Мексика, Бразилия, Южная Корея9.
Сеть кинотеатров хорошо развита в США, Испании, Австралии, Франции и Канаде. Россия по этому показателю находится на 16-м месте, что связано с закрытием части кинотеатров, построенных в советское время. Однако по числу современных цифровых экранов Россия занимает 12-е место, что свидетельствует о восстановлении сети кинотеатров на основе современных технологий. Также современные технологии активно развивают Китай, Великобритания, Южная Корея, Германия.
Наиболее информативным показателем развития киноиндустрии является показатель доли национальных фильмов в общем числе фильмов в национальном прокате за год. США здесь снова занимают первое место. Далее следуют Индия, Китай (страны, представляющие возможное будущее развитие мировых центров кино), Турция, Япония и Франция — самая значимая европейская страна в области киноиндустрии.
Показатель «кассовые сборы в % от ВВП» позволяет оценить влияние киноиндустрии на экономику страны. В Индии, Южной Корее, Австралии, США и Мексике данная отрасль вносит значительный вклад в экономическое развитие (это зависит как от мощ-
8 Самая высокая цена на билет в 2008 г. была в Швейцарии, но данная страна не вошла в нашу выборку, поскольку ее кассовые сборы были ниже 200 млн долл. США в год.
9 Но чтобы узнать, в какой стране для потребителей наиболее доступны билеты в кино, необходимо измерить среднюю цену на билеты в кино в единой валюте по паритету покупательной способности данной валюты.
ного развития самой киноиндустрии, как в США, так и от относительно слабого развития остальных отраслей, как в Индии).
Итак, можно назвать около 20 ведущих стран в области кинопроизводства, которые в той или иной степени определяют развитие данной отрасли. Все они входят в представленную в статье выборку (см. список рейтингов). На основе указанных выше рейтингов путем сложения их показателей был составлен единый рейтинг для стран. В частности, автор статьи сложила рейтинги стран по показателям, в наилучшей степени отражающим перспективы развития кинопроизводства: «проданные билеты на душу населения», «число жителей на один экран», «количество цифровых экранов» и «доля национальных фильмов». Трактовка данных единого рейтинга следующая: чем ниже значение, тем выше уровень и перспективы развития киноиндустрии (табл. 5).
Таблица 5 Сводный рейтинг ведущих стран по финансированию кинопроизводства
Страна Рейтинг
США 4
Франция 20
Великобритания 24
Южная Корея 25
Германия 33
Австралия 33
Канада 33
Италия 35
Китай 35
Испания 37
Япония 40
Индия 41
Мексика 47
Нидерланды 49
Турция 53
Россия 54
Польша 56
Бразилия 65
Источник: рейтинг разработан автором.
Проданные билеты на душу населения демонстрируют активность потребительского рынка; число жителей на один экран —
степень развитости инфраструктуры проката фильмов; количество цифровых экранов — уровень развития новых технологий в данной отрасли; показатель доли национальных фильмов свидетельствует о самостоятельности и уровне развития национального компонента в кинопроизводстве и дистрибуторстве.
Из приведенной выше таблицы видно, что в четверку наиболее значимых стран входят США, Франция, Великобритания, Южная Корея. Россия занимает одно из последних мест. США, Франция и Великобритания могут служить примером реализации различных типов финансирования киноиндустрии: в США важную роль играет частный бизнес, во Франции высока доля прямого государственного участия, в Великобритании — косвенного государственного участия. Россия находится в состоянии перехода от государственной (советский период) к частной или смешанной модели.
Финансирование кинопроизводства в современном мире — трудная задача, так как возникают все новые трудности. В условиях глобализации растет число игроков на мировом рынке киноиндустрии, немаловажно и то, что появляются новые мировые центры кинопроизводства, увеличивается доля копродукции (фильмов, произведенных совместно двумя или более странами). Каждый год появляются новые быстроразвивающиеся технологии производства и дистрибуции кинопродукции, которые влияют на схемы привлечения и возврата денежных средств. Довольно много экономических проблем как для крупнейших студий, так и для небольших независимых компаний связано с мировым финансовым кризисом. Поскольку, по прогнозам исследователей, киноиндустрия к 2040 г. станет одной из пяти ведущих мировых отраслей экономики10, необходимо дальнейшее исследование финансирования кинопроизводства с учетом новых вызовов. В этой связи разработанный автором статьи рейтинг может оказаться полезным, так как позволит отслеживать динамику развития мировых центров кинопроизводства.
Список литературы
Аналитический доклад о состоянии киноотрасли России: Мат-лы конференции кинематографической общественности «Российская киноиндустрия 2009». М., 2010.
McClintock P. Global Box Office Hit $32.6 Bil in 2011, Fueled by Exploding International Growth // The Hollywood Reporter: Website. 2012. URL: http:// www.hollywoodreporter.com/news/global-box-office-china-international-growth-326-303324
10 See the Future. Top Industry Clusters in 2040 Revealed. Economic Views: Future Industry Clusters // PwC Website. 2010. September. URL: www.economics.pwc.com (дата обращения: 12.05.2013).
See the Future. Top Industry Clusters in 2040 Revealed. Economic Views: Future Industry Clusters // PwC Website. 2010. September. URL: www.economics. pwc.com
"Theatrical Market Statistics 2011" // Motion Picture Association of America Website. URL: www.mpaa.org/resources/5bec4ac9-a95e-443b-987b-bff6fb5455a9. pdf.
"Theatrical Market Statistics 2012" // Motion Picture Association of America Website. URL: www.mpaa.org/resources/3037b7a4-58a2-4109-8012-58fca3abdf1b. pdf.
"Focus 2009. World Film Market Trends" // European Audiovisual Observatory Website. URL: www.obs.coe.int/documents/205595/424287/focus.2009. pdf/865dc18a-83fc-4032-a6b1-0f5e0fbaaacb