Научная статья на тему 'Роль США в мировых медиапотоках и их влияние на аудиовизуальный рынок России'

Роль США в мировых медиапотоках и их влияние на аудиовизуальный рынок России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1236
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПОТОКИ / МАССОВЫЕКОММУНИКАЦИИ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕМЕДИА / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙРЫНОК / MEDIA FLOWS / MASS COMMUNICATIONS / AUDIOVISUAL MEDIA / AUDIOVISUAL MARKET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грицан А.В.

Раскрывается значение, направление и объём основных медиапотоков, распространённых в современном мире. Анализируется мировой рынок аудиовизуальной продукции, определяются ключевые акторы данной отрасли, оценивается их вклад в производство и экспорт медиатоваров. Особое внимание уделено средствам массовых коммуникаций с наибольшей аудиторией телевидению и кино. Отмечена ведущая роль США в экспорте медиапродукции в страны мира, оценивается степень влияния иностранного контента на аудиовизуальный рынок Российской Федерации, и рассматриваются основные тенденции его развития. Результаты исследованияполучены методом вторичного анализа статистических и социологических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE USA IN THE WORLD MEDIA FLOWS AND THEIR IMPACT ON RUSSIAN AUDIOVISUAL MARKET

In this article, we examine the significance, direction and scale of the main media flows in the world. An analysis is presented of the world market of audiovisual products and key actors of the field are identified. Particular attention in the article is paid to the television and film industry as means of mass communication with the widest audience. The author underlines the leading role of the USA in the export of media products to other countries, assesses the influence of foreign content on Russian audiovisual market and examines main tendencies of its development. In this study, the author used the method of secondary analysis of statistical and sociological data.

Текст научной работы на тему «Роль США в мировых медиапотоках и их влияние на аудиовизуальный рынок России»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки,2016, № 3 (43), с. 139-148 139

УДК 316.4 - 327.8

РОЛЬ США В МИРОВЫХ МЕДИАПОТОКАХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ

© 2016 г. А.В. Грицан

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь

anna.gritsan@gmail.com

Статья поступила в редакцию 09.02.2016 Статья принята к публикации 10.08.2016

Раскрывается значение, направление и объём основных медиапотоков, распространённых в современном мире. Анализируется мировой рынок аудиовизуальной продукции, определяются ключевые акторы данной отрасли, оценивается их вклад в производство и экспорт медиатоваров. Особое внимание уделено средствам массовых коммуникаций с наибольшей аудиторией - телевидению и кино. Отмечена ведущая роль США в экспорте медиапродукции в страны мира, оценивается степень влияния иностранного контента на аудиовизуальный рынок Российской Федерации, и рассматриваются основные тенденции его развития. Результаты исследования получены методом вторичного анализа статистических и социологических данных.

Ключевек слова: медиапотоки, массовые коммуникации, аудиовизуальные медиа, аудиовизуальный рынок.

Введение

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государства [1]. В результате обострившихся в последние годы противоречий между Западом и Россией и набирающих обороты «информационных войн» упрочение политического режима и поддержание общественного согласия в Российской Федерации как никогда зависит от повышения информационной безопасности. В числе национальных интересов страны в этой сфере - развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, а также повышение конкурентоспособности отечественной продукции телекоммуникационной отрасли. В этой связи доминирование ряда стран в мировом информационном пространстве, оттеснение России с внешнего и внутреннего информационного рынка можно рассматривать как угрозу развитию отечественной индустрии информации, а значит, политической и экономической безопасности. Особенно заметно такое доминирование в индустрии аудиовизуальных товаров, где особое место занимают телевидение и кинематограф, наиболее полно передающие тенденции массовой культуры. Она при помощи современных телекоммуникационных сетей создаёт опасность унификации культур, разрушения этнической самобытности и существенного сокращения культурного многообразия. В сложившихся условиях Россия сталкивается с

необходимостью адаптации своей традиционной культуры к условиям глобализации, балансируя между модернизацией и сохранением самобытности. Сокращение диспропорции в информационной сфере и повышение конкурентоспособности отечественной медиапродукции -важные задачи внутренней и внешней политики государства. Это делает исследование поля массовых коммуникаций Российской Федерации и её внутреннего рынка аудиовизуальных товаров особенно актуальным.

За последние десятилетия существенно выросли темпы распространения информационно-коммуникационных технологий, объединив весь мир в единую сеть. Возникновение технологий, развитие и распространение различных медиа было сконцентрировано на Западе - в развитых странах Европы и Северной Америки. Созданная коммуникационная медиасеть служит каналом передачи данных между странами. Однако в движении и распространении информации наблюдаются особые закономерности, которые позволяют делать выводы о влиянии определенных акторов массовых коммуникаций и тенденциях их развития в мире и в России. Цель данной статьи - дать характеристику акторов, направлений и объёмов мировых медиапо-токов и оценить их влияние на медиарынок России. В фокус данного исследования попали аудиовизуальные медиаресурсы - телевидение и кино, поскольку их аудитория является наибольшей. Для достижения поставленной цели автором были решены следующие задачи: • проанализированы объёмы мировой торговли продуктами культуры;

• выявлены основные производители таких групп медиатоваров, как печатная продукция, телевизионные программы, кино;

• дана оценка последствий экспорта аудиовизуальных товаров США в разные страны мира, в том числе в Россию;

• проанализированы медиарынок России и доля иностранного контента в его аудиовизуальной части.

Теоретико-методологической базой данного исследования стали труды американского медиа-критика и социолога Герберта Шиллера о роли США в современном мире [2], а также работы профессора Калифорнийского университета Бена Багдикяна о концентрации власти над мировыми информационно-коммуникационными сетями [3], которые позволяют оценить влияние западных корпораций и их продуктов на мировую медиаиндустрию. Автор статьи опирается также на концепцию «свободного информационного потока», разработанную канадским социологом Винсентом Моско [4] и экспертом в области международных отношений профессором Хамидой Мовлана [5], утверждавшими, что западные медиа осуществляют одностороннее влияние на мировые рынки. Этот тезис подтверждают проанализированные в статье статистические данные таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, Всемирная торговая организация и т. д.

Из трудов отечественных авторов были использованы работы историка Семёна Гуревича, посвятившего их теории и экономике СМИ [6], а также экономиста и социолога Елены Вартановой, научные изыскания которой раскрывают разные аспекты медиаэкономики зарубежных стран, а также развития и становления информационного общества [7-9].

Среди работ отечественных авторов отмечается нехватка исследований, в которых были бы проанализированы доминирующие в мире ме-диапотоки. В трудах, посвящённых медиарынку России, как правило, значительное внимание уделяется отрасли рекламы и её доле на информационном рынке страны. Однако такие сферы, как телевидение и кино, существенно меньше изучены. Исходя из этого, научная новизна данного исследования заключается в том, что в статье впервые на основе обширных данных таких международных организаций и исследовательских центров, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО, Бюро экономического анализа США, Комиссия по международной торговле США и др., был проанализирован рынок аудиовизуальной продукции США с 1980 по 2012 г., дана оценка его влияния на разные страны мира, в том числе на

Россию. Исследование проведено методом вторичного анализа первичных статистических и социологических данных, которые рассматриваются автором под новым углом зрения для выявления новых зависимостей и тенденций. В рамках данной работы этот метод представляется наиболее эффективным, так как позволяет посредством анализа результатов ранее проведенных социологических исследований свести их воедино для достижения новых исследовательских целей и решения задач.

Мировые медиапотоки

Западные медиа с ведущей ролью США являются всемирными по сфере распространения и влияния. США лидируют в области экспорта аудиовизуальной продукции, а одним из наиболее ярких индикаторов распространения телевидения и других медиапродуктов США является значительное увеличение объёмов экспорта американских фильмов и телевизионных программ с 1980 г., что позволяет говорить о повышении влияния западной культуры во всем мире.

Объёмы мировой торговли продуктами культуры (фильмы, телевидение, печатные медиа, музыка) с 1980 по 1991 г. выросли практически втрое - с 47.8 до 213.7 млрд долларов [10, с. 4]. Конференция по торговле и развитию ООН (ЦЫСТАБ) подсчитала, что сумма всемирного экспорта продуктов и услуг индустрии культуры в 2005 г. достигла 424.4 млрд долларов (3.4% всего объёма мировой торговли) в сравнении с 227.4 млрд. долларов в 1996 г. Таким образом, за период 1996-2005 гг. индустрия культуры увеличила свою долю мирового рынка, в среднем вырастая на 8.7% в год в 20002005 гг. [11, с. 4].

Основные составляющие мирового экспорта и импорта аудиовизуальных товаров - печатная продукция (книги, газеты, журналы), телевидение (телепрограммы, телешоу, сериалы) и кино. Крупнейшие среди этой медиапродукции - телевидение и кино - наиболее распространены в странах мира и приносят наибольшую прибыль производителям.

Печатная индустрия

Печатная индустрия, имеющая самую длительную историю и оказавшая наибольшее влияние на развитие массовых коммуникаций, в настоящий момент продолжает концентрироваться в западных странах. В 2002 г. 61% мирового рынка книгопечатания занимала продукция, изданная в европейских странах. Ещё большая доля рынка приходилась на газеты и периодиче-

US International Services: Cross-border Trade in 2004 [Электронный ресурс] ll Survey of Current Business. Р. 72. (http:llwww.bea.govlscblpdfl2005l 100ctoberl1005_xborder.pdf).

Таблица l

Экспорт избранных медиап родуктов, 2002 г.

Регион Книги Газеты и периодические издания

Объём в миллионах USD Доля мирового рынка, % Объём в миллионах USD Доля мирового рынка, %

Европа б 599 61 3 096 70

Северная Америка 2 317 21 1 041 24

Азия 1 489 14 144 3

Латинская Америка и страны Карибского бассейна 310 3 78 2

Африка 35 0.3 б 0.1

Таблица 2

Регион Объём экспорта фильмов и телевизионных программ (миллионы USD)

Европа б 787

Азия и страны бассейна Тихого 1 835

океана

Латинская Америка 757

Африка 124

Ближний Восток 114

Все страны 10 480

ские издания, публикуемые в Европе, - 70%. Страны Северной Америки занимали вторую позицию и соответственно 21% и 24% мирового рынка печатной продукции (табл. 1) [12, с. 64].

С течением времени эти тенденции в сфере экспорта печатной продукции существенно не изменились. В 2006 г. более 56% мирового экспорта приходилось на долю пяти крупнейших экспортеров: США (16.7%), Соединенное Королевство (15.6%), Германия (13.6%), Франция (5.7%) и Китай (4.9%). Доминирующее положение в этом секторе продолжала занимать Европа (64%), за которой следовали Северная Америка (20%), Восточная Азия (10.7%), Латинская Америка и страны Карибского бассейна (2.7%), Центральная и Южная Азия (0.9%), страны бассейна Тихого океана (0.87%), Африка к югу от Сахары (0.35%) и арабские государства (0.23%) [13, с. 131]. Приведённые данные показывают, что большая часть мирового экспорта печатной продукции приходилась на страны Запада, где одну из лидирующих позиций занимали Соединенные Штаты Америки.

Телевидение

Наиболее потребляемые продукты культуры сегодня - телевизионные программы и кино. Крупнейшие медиакорпорации, транслирующие свою продукцию по всему миру, находятся на Западе (Comcast Corporation, The Walt Disney Company, Time Warner Inc., Viacom, News Corporation и т.д.). Американский медиакритик и социолог Герберт Шиллер отмечал, что эти

корпорации зачастую совместно с западными (в основном американскими) военными и политическими интересами подрывают культурную автономию стран Юга и приводят их в зависимость от аппаратного и системного обеспечения коммуникаций и медиа. Шиллер определял данную модель влияния как культурный империализм - «сумму процессов, в результате которых общество превращается в современную мировую систему, и то, как его правящая верхушка привлекается, подкупается, испытывает давление, принуждение и вынуждена перестраивать социальные институты, с тем, чтобы они соответствовали, а иногда даже продвигали ценности и структуру господствующего центра системы» [14, с. 9].

В 2004 г. американские телевизионные программы транслировались в 125 странах мира, куда были проданы за 10 480 млн долларов (табл. 2). Примерно 85% всех детских программ, 81% фильмов, около 75% телевизионных программ, проданных на мировом рынке, были произведены в США [15, с. 39]. При этом основным торговым партнёром США являлась Европа (6 787 млн долларов), а стоимость экспортированных товаров в 120 раз превысила стоимость импорта с континента (56 млн долларов).

Открытие аудиовизуального рынка панъевропейским и международным операторам значительно изменило телевизионную картину в Европе, в 20 раз увеличив количество каналов, доступных европейской аудитории, - с 93 каналов в 1993 году до более чем 1700 в 2005

Таблица 3

Экспорт/импорт американских фильмов и телевизионных программ _ в избранных странах, 2004 г. [16, с. 72]_

Страны Экспорт (миллионы USD) Импорт (миллионы USD)

Британия 1 820 34

Германия 970 2

Франция 914 14

Япония 894 27

Канада 861 29

Нидерланды 725 2

Испания 645 1

Италия 560 1

Мексика 284 9

Бразилия 197 6

Все страны 10 480 341

году, большую часть из которых составили развлекательные каналы. Именно это в значительной степени увеличило американское присутствие на европейском телевидении.

Ряд других стран также показывают высокие рейтинги экспорта продуктов культуры (табл. 3). Например, телевизионные продукты из Мексики широко распространяются в странах Латинской Америки и в испаноговорящих регионах США. Страны с огромным внутренним рынком, такие как Бразилия и Индия с их киноиндустрией, также имеют высокие показатели экспорта, но по-прежнему в значительной степени уступают США.

Всё более возраставшее влияние американских продуктов культуры привело к тому, что идеи Герберта Шиллера о «культурном империализме» постепенно сменились теориями зависимости и модернизации, на смену которым вскоре пришла критическая теория массовых коммуникаций, утверждавшая, что в современном мире происходит распространение «массовой культуры» и её превращение в товар. Этому способствовала и концентрация прав собственности на производство культурных ценностей в руках нескольких производителей. По мнению представителей франкфуртской школы Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера, распространение массовой культуры подрывает критическое вовлечение масс в важные социально-политические процессы и обеспечивает политически пассивное социальное поведение и подчинение рабочих классов правящей элите [17, с. 163].

Идея «массовой культуры» актуализирует дискуссию об информационном потоке между странами. И хотя развитие культурной индустрии в странах Латинской Америки, Индии и странах СНГ создаёт некоторый контрпоток медиатоваров, их распространение и влияние заметно лишь на ограниченном геокультурном пространстве. В то же время западная медиа-

продукция продолжает распространяться по всему миру, увеличивая с каждым годом объёмы продаж и кассовых сборов, что особенно заметно при оценке индустрии кино.

Киноиндустрия

Один из ключевых факторов доминирования США на мировом рынке развлечений -киноиндустрия. Голливудские фильмы транслируются более чем в 150 странах мира, где в основном занимают большую часть рынка [18] (табл. 4).

Исследование, проведённое Европейским аудиовизуальным обозревателем, показало, что в десятку наиболее популярных фильмов в 34 странах Европы в 1996-2004 гг. вошли исключительно голливудские фильмы. К тому же пятёрка наиболее посещаемых европейских фильмов была англоязычной. В рамках ЕС около 72% фильмов, показанных в 2004 г., были голливудскими, около 25% - европейскими и лишь 2% приходилось на кинокартины, снятые в других частях мира [19]. В странах с относительно небольшой или вовсе неразвитой киноиндустрией зависимость от голливудских фильмов ещё более значительная. По данным ЮНЕСКО, более одной трети стран мира совсем не производят фильмы, например, Африка (состоящая из 53 государств) сняла лишь 600 фильмов за всю свою историю - меньше, чем Индия производит каждый год [12, с. 47].

В 2005 г. общемировые объёмы доходов от проката кинофильмов составили 23.2 млрд долларов. При этом кассовые сборы в Северной Америке составили 9.7 млрд долларов, в Европе -6.2 млрд долларов, а в Азии - 5.3 млрд долларов [20, с. 210]. Как уже указывалось выше, поток экспорта продуктов культуры распространяется, как правило, в одном направлении. В соответствии с отчётом Европейского аудиовизуального обозревателя за 2008 г., львиная доля

Таблица 4

Местные фильмы Иностранные фильмы

Голливуд Другие

Индия 93 7 -

США 83 10 (совместно с европейскими киностудиями) 7

Китай 55 45 -

Южная Корея 54 41 5

Франция 39 47 14

Япония 38 62 -

Германия 24 76 -

Италия 20 62 18

Испания 14 78 8

Британия 12 84 4

Россия 12 81 7

Канада 4 90 6

Австралия 1 89 10

74.0% 72.0% 70.0% 68.0% 66.0% 64.0% 62,0%

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис.1. Доля американских фильмов на национальных рынках

■ lililí

2011

кассовых сборов в таких странах, как Канада (88%), Австралия (84%), Россия (75%), Германия (73%), Испания (72%), Италия (71%) и Великобритания (65%), приходилась на США [21, с. 9].

Для оценки ключевых мировых медиапото-ков автором был проведён вторичный анализ статистических данных, предоставляемых ЮНЕСКО. Исследуемая база данных содержит информацию о рейтинге производителей кинопродукции более чем в 47 странах мира с 2005 по 2011 г., составленном в зависимости от количества посещений кинотеатров и соответствующей доли рынка, занимаемой страной-производителем. Анализ позволил выделить

28 стран1, для которых имелись данные не ме-

2

нее чем за три года , и составить реитинг производителей для каждой из них, подсчитав средний показатель занимаемой доли рынка. Исследование показало, что Соединенные Штаты Америки были основным производителем кинопродукции в каждой из стран на протяже-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии 7 лет. Представленная на рис. 1 диаграмма отражает результаты проведённого анализа. Для 28 стран было выведено среднее арифметическое значение доли рынка, занимаемой американским кино за период с 2005 по 2011 г. Это позволяет утверждать, что в исследуемый промежуток времени доля американских кинофильмов на национальных рынках этих стран не опускалась ниже отметки в 65% [22].

Полученные данные не оставляют сомнений в ведущей роли США в сфере экспорта товаров культуры. Основано это преимущество не только на могуществе американских медиакорпора-ций, но и на степени распространённости английского языка в мире. В исследованиях, проведённых в 2015 г. немецким социологом Улрихом Аммоном, отмечено, что английский язык - родной для 527 млн человек и самый изучаемый язык в мире, который штудирует порядка 1.5 млрд человек [23]. На английском языке говорят в 101 стране мира, при этом в 35 странах он имеет статус официального [24].

Таблица 5

Доля фильмов на английском языке _

Год Количество снятых фильмов Количество фильмов на английском языке %

2007 2918 1044 36%

2008 3161 1014 32%

2009 3125 1010 32%

2010 3463 1336 39%

2011 3560 1296 36%

Вторичный анализ базы данных Института статистики ЮНЕСКО, проведённый автором статьи, подтвердил факт доминирования английского языка в кинематографе. Массив обработанных данных представляет собой информацию о количестве снятых фильмов более чем в 55 странах с указанием количества картин на английском языке, снятых в период с 2007 по 2011 г. Автором были выбраны 34 страны3, для которых имеются данные за каждый год, и подсчитано количество снятых фильмов и лент на английском языке. Полученные данные отражены в табл. 5 [25].

Как видим, число англоязычных фильмов в указанных странах с 2007 по 2011 гг. не снижалось ниже отметки в 32%, подтверждая тот факт, что английский язык - самый распространённый язык в киноиндустрии, что в значительной степени поддерживает доминирование американских продуктов на рынке аудиовизуальных товаров.

Всестороннее проникновение американских медиа, рекламы и телекоммуникационных сетей способствует распространению консьюмерист-ского подхода, что помогает США использовать «мягкую силу» для продвижения своих национальных и политических интересов [26]. Оборот американских продуктов культуры продолжает определять всемирную «повестку дня» и актуализирует вопрос их потребления в кросс-культурном контексте. Некоторые учёные считают, что мировое - национальное - местное взаимодействие продуцирует скорее «гетерогенный разрыв», нежели всемирную гомогенную культуру [27]. Другие исследователи настаивают на идее гибридизации, смешанной формы культуры, возникающей на основе адаптации западных медиажанров в местных языках, стилях и обычаях [28-30].

С другой стороны, критики утверждают, что транснациональные корпорации при поддержке соответствующих правительств осуществляют непрямой контроль над развивающимися странами, доминируя на рынках, в ресурсах (в том числе трудовых) и в производстве. Проникая на рынок, они подрывают культурную автономию стран Юга и создают зависимость как в области

технического, так и в области программного обеспечения коммуникаций и медиа, что получило название «транснационального корпоративного культурного доминирования» [14, с. 32]. И, как показывают проанализированные выше данные, это доминирование с самого момента возникновения телеграфа и до сих пор находится в руках стран Запада, среди которых ведущая роль принадлежит США.

Российский рынок аудиовизуальной продукции

Российский рынок аудиовизуальной продукции значительно вырос за последнее десятилетие, увеличив объём отечественных товаров на теле- и киноэкранах. Доля национального контента в эфире 6 крупнейших российских телевизионных каналов (Первый канал, Россия 1, НТВ, СТС, ТНТ, Рен-ТВ) в 2012 г. составляла 77%, а зарубежного - 23% [31, с. 69]. Анализ содержания телевизионного контента в эфире этих телеканалов показывает, что наибольшую долю зарубежных трансляций занимают полнометражные фильмы (83%), а также детские анимационные фильмы и сериалы (83.4%). Основной производитель этого контента - США. Их доля составляет 71%, тогда как на Великобританию и Францию приходится 6% и 5% соответственно [31, с. 71]. Вторичный анализ данных о рейтинге производителей кинопродукции показывает, что с 2007 г. доля голливудских фильмов на экранах российских кинотеатров не снижалась ниже отметки в 60%4 [32], принося наибольшую прибыль от проката. В 2013 г. сборы от проката фильмов в России составили 1.4 млрд долларов. Страна заняла 7-е место в мире по величине рынка кино [33, с. 5], при этом американские фильмы составили 70.8% кинорынка России [34, с. 292]. На рис. 2 представлены данные о прибыли производителей по годам.

Социологические исследования, в свою очередь, показывают, что отечественная кинопродукция, в отличие от голливудской, не пользуется большой популярностью среди россиян. К такому выводу можно прийти, проанализировав результаты опроса жителей

7,7

8,8

7,9 26,7 7,8

6 22,6

20 20,4

13,5

5,3 4,4 5,6 5,8

2009 2010 2011 2012 2013

■ Россия | Голливуд ■ Европа и проекты, совместно с США Рис. 2. Прибыль от показа фильмов в зависимости от производителя (млрд рублей) [35, с. 4]

городов восьми федеральных округов России, проведённого в 2011 г. [36]. Примерно 18% опрошенных (выборка составила 1500 человек) редко или никогда не смотрят их в кинотеатрах. Среди зрителей в возрасте 18-24 года этот показатель достигает почти 30%. Исследование показало, что 42% опрошенных не придают значения стране-производителю, но перевес всё же остается на стороне иностранных производителей, так как в десятке прокатных лидеров (первая половина 2011 г.) находятся только иностранные кинокартины [37, с. 7].

По данным исследовательского центра Movie Research, доля отечественного кино (в кинотеатрах на территории России и стран СНГ, исключая Украину) в 2013 г. составила 18.5% и оказалась самой высокой за предыдущие четыре года [38]. В 2014 г. касса отечественного кино сократилась на 1.2%, а посещаемость снизилась на 3.4%: всего 34.98 млн человек посетили отечественные картины в сравнении с 155.57 млн человек, посетившими зарубежные [39]. При этом следует отметить, что 71% аудитории кинотеатров в России составляют зрители в возрасте 16-30 лет [40]. Примерно 58% зрителей в возрасте 45-60 лет и 74% зрителей старше 60 лет предпочитают в основном советское кино по телевидению [41].

Анализ данных социологических опросов позволяет увидеть следующие тенденции:

• большая часть населения России смотрит кино по телевидению, при этом следует обратить внимание на то, что иностранная кинопродукция появляется на экранах только в вечернее или ночное время, а в прайм-тайм транслируются российские и советские фильмы;

• кинотеатры в основном посещают зрители в возрасте 18-30 лет, и именно они являются основными потребителями иностранной кинопродукции, доля которой в российских кинотеатрах составляет более 60%;

• уровень популярности советского кино остаётся стабильным среди всех возрастных

категорий, при этом он наиболее низок среди молодых людей и максимально высок среди зрителей старше 60 лет;

• уровень популярности современного российского кино остаётся низким среди всех возрастных групп населения;

• доля полнометражных российских фильмов и анимационных фильмов и сериалов невысока: менее 1/5 на телевидении и около 1/3 в кинотеатрах.

Данные исследований говорят о том, что у населения России существует значительный спрос на аудиовизуальные товары, в частности на кино. Это подтверждают объёмы кассовых сборов, которые также говорят о том, что россияне платят в основном за иностранную кинопродукцию. Рынок российского кино с каждым годом растёт, но при этом его популярность не повышается, что может быть обусловлено, в том числе, сравнительно низким финансированием отечественного кинопроизводства. Если бюджет голливудских фильмов достигает сумм в 0.5 млрд долларов, то в России средний бюджет кинокартины составляет всего 104 млн рублей (3.3 млн долларов) [42, с. 52].

Выводы

Исследование показало, что на мировом рынке аудиовизуальной продукции (в том числе на российском) доминируют западные производители, среди которых лидирующую позицию занимают США. Американские медиапотоки не уменьшаются на протяжении уже трёх десятилетий, а, напротив, всё более распространяются по всему миру. Более 3/4 всех телевизионных программ и фильмов, проданных на мировом ме-диарынке в 2000-х гг., были произведены в США. Более семи лет доля американских кинофильмов на национальных рынках стран мира не опускается ниже отметки в 65%. В последние годы страны объединения БРИК (Бразилия, Россия, Индия и

Китай) находятся среди десяти основных аудиовизуальных рынков американского кино, при этом Россия занимает там 9-е место.

Американские медиапроизводители предлагают аудитории продукт массовой культуры, представляющий собой стандартизированную картинку, пропагандирующую ценности западного мира. В современных условиях технологического прогресса это создаёт опасность унификации культуры, а также сокращения культурного многообразия.

Российский рынок аудиовизуальных товаров значительно вырос за последнее десятилетие, однако, как показывают социологические исследования, представленная на нём продукция отечественной киноиндустрии не пользуется спросом у россиян. Качество российского кино остаётся сравнительно низким, что делает его мало популярным в стране. К тому же аудитория российского кино как на телевидении, так и в кинотеатрах всё меньше представлена возрастной группой 18-30 лет, которая отдаёт предпочтение иностранному кинопродукту.

На современном этапе Россия столкнулась с необходимостью адаптации своей традиционной культуры к условиям глобализации. Вопрос повышения конкурентоспособности отечественной медиапродукции должен стать приоритетной задачей внутренней политики Российской Федерации. Активные действия в этой сфере крайне необходимы для повышения информационной безопасности страны, роста и укрепления позиций отечественного медиапро-дукта на внутреннем рынке и его выхода на международный рынок. Для уменьшения доли зарубежного медиаконтента в России и повышения популярности отечественной аудиовизуальной продукции автор предлагает предпринять следующие шаги:

• повысить финансирование сферы киноиндустрии;

• активизировать работу государственных структур по продвижению отечественных телевизионных программ и кинопродукции на международном рынке;

• повысить конкурентоспособность кино- и телестудий посредством адаптации зарубежного опыта, привлечения экспертов в сфере дизайна, режиссуры, а также звёзд мирового кино;

• заключить международные договоры с иностранными кино- и телестудиями о создании совместных программ и кинофильмов;

• продумать систему привлекательной ценовой политики для потенциальных зарубежных покупателей контента отечественных телеканалов.

Примечания

1. Австралия, Австрия, Бельгия, Чили, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Латвия, Ливан, Литва, Мексика, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Украины, Великобритания, Венесуэла.

2. Для 23 стран имеются данные за все годы с 2005 по 2011; для Бельгии, Великобритании и Венесуэлы - данные за 2007-2011 гг., Чили - данные за 2006-2011 гг., Россия - данные за 2007-2009 гг.

3. Австралия, Азербайджан, Беларусь, Канада, Камбоджа, Чили, Китай, Чехия, Египет, Финляндия, Франция, Габон, Грузия, Гайана, Исландия, Индия, Ирландия, Израиль, Латвия, Ливан, Мальта, Мексика, Марокко, Новая Зеландия, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Южная Африка, Швейцария, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Венесуэла.

4. В 2007 г. - 60.1% (кассовые сборы - 8.4 млрд рублей), в 2008 г. - 62.3% (кассовые сборы - 12.4 млрд рублей), в 2009 г. - 71% (кассовые сборы - 16.9 млрд рублей).

Список литературы

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/6/5.html (дата обращения: 02.06.2015).

2. Schiller H. Mass Communications and American Empire. 2nd ed. New York: Westview Press, 1992. 214 p.

3. Bagdikian B. The media monopoly. 5-th ed. Boston: Beacon Press, 1997. 289 p.

4. Mosco V. The political economy of communication: rethinking and renewal. London: Sage, 1996. 307 p.

5. Mowlana H. Global communication in transition. The end of diversity? // Communication and Human Values. Vol. 19. London: Sage, 1996. 248 p.

6. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1999. 255 с.

7. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. 335 с.

8. Вартанова Е.Л. СМИ стран северной Европы в начале 2000-х гг.: реструктуризация рынка прессы? // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2002. № 5. С. 69-82.

9. Вартанова Е.Л. Телевидение цифровой эпохи: к постсетевой и интерактивной модели // От центрального к цифровому: Телевидение в России / Под ред. В. В. Струкова и В. В. Зверевой. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. С. 1-26.

10. International Flows of Selected Cultural Goods 1980-1998 [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001213/121362E o.pdf (дата обращения: 01.08.2015).

11. Creative Economy Report 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/Docs/ditc20082cer_ en.pdf (дата обращения: 20.08.2015).

12. International Flows of Selected Cultural Goods and Services 1994-2003 [Электронный ресурс] / UNESCO Institute for Statistics. - Montreal: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organiza-

tion, 2005. 98 p. URL: http://www.uis. unesco.org/Library/Documents/culture05_en.pdf (дата обращения: 01.08.2015).

13. UNESCO World Report: Investing in Cultural Diversity and Intercultural Dialogue. Paris: United Nations Educational, Cultural and Scientific Organization, 2009. 402 p.

14. Schiller H. Communication and cultural domination. New York: International Arts and Sciences Press, 1976. 127 p.

15. Bielby D.D. Global TV: Exporting Television and Culture in the World Market. New York: New York University Press, 2008. 288 p.

16. US International Services: Cross-border Trade in 2004 [Электронный ресурс] // Survey of Current Business. Р. 25-77. URL: http://www.bea.gov/scb/pdf/2005/ 100ctober/1005_xborder.pdf (дата обращения 20.07.2015).

17. Adorno T. Dialectic of enlightenment. Cultural memory of the Present / Edited by G. Noeri. California: Stanford University Press, 2002. 282 p.

18. Miller T., Govil N., Maxwell R. et al. Global Hollywood. 2nd ed. London: British Film Institute, 2004. 448 p.

19. Thussu D.K. Media on the move. Global flow and contra-flow. New York: Routledge, 2007. 256 p.

20. World Film Production/Distribution [Электронный ресурс] / Screen Digest. P. 210. URL: http://www.filmandmusicaustria.at/fileadmin/dateien/Sta tistik/WorldFilmProduction06.pdf (дата обращения: 28.07.2015).

21. Audiovisual services. Background Note by the Secretariat [Электронный ресурс]. URL: http://www. oecd.org/tad/services-trade/47559464.pdf (дата обращения: 15.07.2015).

22. Origin of top 5 countries of all feature films exhibited [Электронный ресурс] / UNESCO Institute for Statistics. URL: http://www.uis.unesco.org/DataCentre/ Excel/Culture/Top%205%20countries%20films%20exhi bited%20-%20Top%205%20des%20pays%20des%20 films%20vus.xlsx (дата обращения: 29.07.2015).

23. Noack R., Gamio L. The world's languages, in 7 maps and charts [Электронный ресурс] // The Washington Post, 2015. URL: https://www.washington post.com/news/worldviews/wp/2015/04/23/the-worlds-languages-in-7-maps-and-charts/ (дата обращения: 16.08.2015).

24. CIA World Factbook [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/Library/publications/the-world-factbook/fields/2098.html (дата обращения: 21.02.2015)

25. Language of film production [Электронный ресурс]. URL: http://www.uis.unesco.org/DataCentre/Ex-cel/Culture/Language%20of%20film%20production%20 -%20Langue%20de%20production%20des%20films. xlsx (дата обращения: 29.07.2015).

26. Nye J. Power in the Global Information Age: From Realism to Globalization. London: Routledge,

2004. 240 p.

27. Appadurai A. Disjuncture and difference in the global cultural economy // Theory, Culture & Society. 1990. № 7. Р. 295-310.

28. Kraidy M. Hybridity: The Cultural Logic of Globalisation. Philadelphia: Temple University Press,

2005. 226 p.

29. Martin-Barbero J. Communication, Culture and Hegemony: From Media to Mediations / Trans. E. Fox //

Communication and Human Values.Vol. 14. London: Sage, 1993. 272 p.

30. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage, 1992. Р. 211.

31. Телевизионный рынок и video on demand в России [Электронный ресурс] / Европейская аудиовизуальная обсерватория. 133 с. URL: http://www.obs.coe.int/documents/205595/552774/RU+ TV+and+VoD+2013+KVG+Research+RU.pdf/b5d281b 6-432c-4bf8-bcce-a3895d2216bb (дата обращения: 01.06.2015).

32. Exhibition of feature films [Электронный ресурс] / UNESCO Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?DataSetCode=CU L_DS&popupcustomise= true&lang=en# (дата обращения: 25.07.2015).

33. Theatrical market statistics 2013 [Электронный ресурс] / Motion Picture Association of America, inc. 31 p. URL: http://www.mpaa.org/wp-content/uploads/ 2014/03/MPAA-Theatrical-Market-Statistics-2013_032 514-v2.pdf (дата обращения: 30.06.2015).

34. European Audiovisual Observatory, Yearbook 2013. Television, cinema, video and on-demand audiovisual services in Europe [Электронный ресурс] / European Audiovisual Observatory: Strasbourg, 2013. 335 p. -URL: http://lib.ugent.be/fulltxt/RUG01/002/084/022/ RUG01-002084022_2014_0001_AC.pdf (дата обращения: 14.06.2015).

35. Russian film market overview. 2013 results [Электронный ресурс] / Nevafilm Research, 2014. 8 p. URL: http://nevafilm.ru/english/reports/04-2014-russian-film-market-overview. 2013-results (дата обращения: 20.06.2015).

36. Российское кино в поисках зрителя [Электронный ресурс] / Исследовательский холдинг «Ро-мир». URL: http://romir.ru/studies/147_1314216000/ (дата обращения: 15.06.2015).

37. КиноСтатистика 1Н2011. Отчет о состоянии киноотрасли России [Электронный ресурс] / Movie Research Company, 2011 г. 18 с. URL: http://movieresearch.ru/catalog/uploads/file/255MovieSt atistics_1H2011_by_Movie_Research.pdf (дата обращения: 10.06.2015).

38. «Киностатистика-2013»: российская киноиндустрия в цифрах [Электронный ресурс]. URL: http://www.movieresearch.ru/news/154 (дата обращения: 01.08.2015).

39. Посещаемость кинотеатров в 2014 остановила свой рост впервые за 12 лет [Электронный ресурс]. URL: http://www.movieresearch.ru/news/165 (дата обращения: 11.06.2015).

40. Шафикова А. Киноаудитория России [Электронный ресурс]. 13 с. URL: http://www.moviere search.ru/catalog/uploads/file/199Kinoauditoriya.pdf (дата обращения: 01.06.2015).

41. Кино: что и как смотрят россияне [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/obshchestvo/11192 (дата обращения: 10.06.2015).

42. The film industry in the Russian Federation [Электронный ресурс] / Nevafilm, RFilms (Invest Collegium), Groteck. European Audiovisual Observatory: Strasbourg, 2010. 173 p. URL: http://nevafilm.ru/eng lish/reports/092010_film_industry_russia_2010/_titled_ attachments/russianfilmindustry_nevafilm2010.pdf (дата обращения: 20.06.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ROLE OF THE USA IN THE WORLD MEDIA FLOWS AND THEIR IMPACT ON RUSSIAN AUDIOVISUAL MARKET

A.V. Gritsan

V.I. Vernadsky Crimean Federal University

In this article, we examine the significance, direction and scale of the main media flows in the world. An analysis is presented of the world market of audiovisual products and key actors of the field are identified. Particular attention in the article is paid to the television and film industry as means of mass communication with the widest audience. The author underlines the leading role of the USA in the export of media products to other countries, assesses the influence of foreign content on Russian audiovisual market and examines main tendencies of its development. In this study, the author used the method of secondary analysis of statistical and sociological data.

Keywords: media flows, mass communications, audiovisual media, audiovisual market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.