Российская киноиндустрия как часть
экономики страны1
Е.С. КАРПУШИН, кандидат экономических наук, Невский институт управления и дизайна, Санкт-Петербург E-mail: [email protected] А.И. КУЛАКОВА, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. E-mail: [email protected]
В статье анализируется развитие кинопроизводства и кинопроката в России. Приводятся данные о кассовых сборах, бюджетах и прибылях от производства отечественных картин, сравниваются структуры иностранного и отечественного кинопроизводства. Обозначен серьезный дисбаланс в тематике отечественного кино, его направленность только на внутренний рынок. Рассматриваются причины низкого качества кинопродукции, слабая система профессионального образования в области искусства.
Ключевые слова: кинопроизводство, искусство, качество, фильм
Вклад российской киноиндустрии как экономической отрасли в величину ВВП страны пока невелик (0,06%) [4]. Учитывая, что из данных 0,06% только 15% кассовых сборов в РФ обеспечивают российские фильмы [2], то доля еще ниже: 0,009%. Сравнение нынешней ситуации с триумфами советского кино, а также с успехами США в данной области заставляет задуматься о причинах неудач отечественного производителя.
Российская киноиндустрия в стране и в мире
По посещаемости кинотеатров на душу населения СССР в 1960-е гг. занимал второе место в мире после Индии. Каждый зритель Советского Союза до 20 раз в год покупал билеты на просмотры новых фильмов, а общая сумма сборов от проданных билетов превышала 4,5 млрд руб. ежегодно [1]. В современной России такие внушительные объемы проданных билетов - нереалистичная планка [2]. Так, в 2009 г. билеты в кино приобрели
1 Авторы выражают благодарность студентам экономического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, участвовавших в обсуждении работы. За помощь в поиске материалов особую благодарность заслуживают А. Н. Банкрашкова, Н. Р. Караханова, К. В. Огородникова, Е. С. Туваева, В. В. Хараев.
ЭКО. - 2015. - №8 КАРПУШИН Е.С., КУЛАКОВА А.И.
132,09 млн человек, в 2010 г - 149,72, в 2011 г. и 2012 г - 160,88 и 162,24 млн человек соответственно.
При этом в 2013 г Россия вышла на второе место в Европе по количеству проданных билетов - 173,5 млн, что почти на 7% выше, чем в 2012 г [3] (на первом месте - Франция - 192,8 млн, третьем - Великобритания - 165,5 млн). Однако такая статистика объясняется не фактическим ростом посещаемости кинотеатров, а ужесточением требований к отчетности о финансовой деятельности для данных заведений: раньше многие руководители скрывали реальный объем проданных билетов в своих интересах [3]. Это говорит о необходимости корректировки представления о реальном положении дел с учетом возможных фальсификаций отчетности со стороны кинотеатров.
В настоящее время трудно определить, сколько зарабатывают кинотеатры, так как они не платят НДС. Но по официальным данным известно, что у 2700 кинозалов, которые представляют отчеты о продажах билетов, выручка за 2011 г. составила 1,16 млрд долл., причем около 80% фильмов, которые показывают в России, - кинопродукция США. Сейчас наша страна по величине кинорынка занимает четвертое место в Европе, а в мире - восьмое [9].
Прирост сборов за билеты обусловлен увеличением не только числа посетителей кинотеатров, но и цен на билеты. Например, в 2009 г. было продано 138,6 млн билетов, средняя цена которых составляла 5,31 долл., в 2010 г. - около 162 млн по цене 6,37 долл., а в 2012 г. средняя стоимость билета приблизилась к 8 долл., что сопоставимо с западным уровнем [9]. Согласно прогнозам, сборы в кинотеатрах к 2015 г. составят около 54 млрд руб. Доля российского кинопроката увеличится лишь на 3-4%. Если государство сможет посодействовать решению проблем пиратства, организации проката, то доходы могут достичь и 75 млрд руб. (в 2013 г. в РФ был принят антипиратский закон, который должен содействовать развитию кинематографа) [10].
Несмотря на то, что в России число кинозалов и кинотеатров выросло с около 180 в 2002 г до более 650 к 2007 г, по данным исследований компании Movie Research (февраль 2013 г), на 100 тыс. человек приходится лишь 2,17 кинозалов, что вдвое меньше нормального уровня обеспеченности подобными заведениями [3].
Чего хочет зритель?
В 1990-е киноиндустрия пережила развал и раскол, что отразилось на качестве фильмов. Производство стало резко снижаться: если в 1992 г было выпущено 166 кинокартин, то в 1996 г. - всего 34 [1].
В последние годы, пережив очень сложный период, кинопроизводство стало постепенно возрождаться. Однако большая часть российских фильмов являются убыточными [4], что заставляет задуматься как о необходимости поддержки отечественного кино со стороны государства, так и о потребности общества в данном виде бизнеса (с экономической точки зрения) (рис. 1). Ведь если люди не смотрят кино (не покупают билеты), то, согласно экономическим законам, они признают труд кинематографистов общественно бесполезным.
-■-Производственные бюджеты
-□-Кассовые сборы
---- Доля производителей
Рис. 1. Кассовые сборы и бюджеты отечественных фильмов в 2002-2008 гг., млн руб.
В 1990-е чаще всего снимались фильмы, получившие название «чернухи», которые не представляли особой художественной ценности, а лишь отражали неприглядные стороны жизни и желание дистанцироваться от советского прошлого. Подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали популярности фильмов определенных жанров: триллер, боевик, детективный триллер, криминальная драма, комедия абсурда и т. п.
Говоря о предпочтении жанров кино, сегодня, как и раньше, со значительным отрывом от других жанров популярностью у женщин всех возрастов в России пользуются мелодрамы и комедии, а у мужчин предпочтения распределяются более равномерно - комедии, боевики, фантастика, детективы [2]. При этом комедии в России приносят больше дохода: за девять месяцев 2009 г. кассовые сборы за них составили 2442,7 млн руб. (боевики - 967,2 млн руб., фантастика - 863,6 млн руб., мелодрама - 409 млн руб.) [4].
Возросло не только число отечественных фильмов, появились и талантливые работы, некоторые были номинированы и награждены премией «Оскар» и другими престижными кинопремиями [5]. Можно отметить увеличение численности зрительской аудитории, а также бюджетов отрасли, быстрый рост кассовых сборов (в 2009 г - 722,29 млн долл., в 2010 г. - 945,7, в 2011 г -1145,29, в 2012 г - 1198,13 млн долл.) [2]. И все же утверждать, что кризис преодолён, и киноиндустрия вышла на новый устойчивый уровень развития, пока рано. Главной проблемой остается неспособность отечественных кинофильмов конкурировать с зарубежными. Доля голливудских фильмов в общих кассовых сборах в России стабильно составляла более 50% в 2007-2008 гг. и более 60% в 2009-2011 гг. Киностудии Европы и независимые киностудии США (без учета Голливуда) в 2007-2011 гг выручают около 20% кассовых сборов, а доля российских фильмов в общем объеме кинопоказа в РФ неуклонно сокращается - с 26% в 2007 г. до 15% в 2011 г.
Оценим доходы от кинопроката иностранных государств на примере США, а также «Топ-5» самых кассовых российских фильмов [12] в сравнении с самыми кассовыми картинами в мире [13].
В целом 2014 г. для российских фильмов оказался достаточно неплохим благодаря успехам фильма «Вий», кассовые сборы которого составили 1200 млн руб. [11]. Понравились российским зрителям и комедии, такие как «Кухня в Париже» (сборы -501 млн руб.), «Любовь в большом городе-3» (520 млн руб.) и «Горько!-2» (550 млн руб.). Пока доле российского кино в прокате удаётся держаться на уровне 2013 г.
Но при этом в пятерку самых кассовых фильмов в общем прокате вошел лишь один российский фильм «Вий» (интересно,
что у него был американский дистрибьютор), остальные кинокартины произведены в США. В отличие от самых кассовых российских фильмов, где превалировали комедии, по сборам в России лидируют картины в жанре фантастика, насыщенные спецэффектами: «Трансформеры: эпоха истребления» (сбор -1539 млн руб.), «Стражи галактики» (1357 млн руб.), «Малефи-сента» (1306 млн руб.), «Ной» (1208 млн руб.).
Кинокартины «Трансформеры: эпоха истребления», «Стражи галактики», «Малефисента» являются топовыми среди как российских, так и иностранных зрителей, отсюда можно сделать вывод, что фильмы в жанре фантастики, наполненные профессиональными спецэффектами, яркой графикой, с динамичным сюжетом, наиболее привлекательны для широкой мировой аудитории.
Для дальнейшего анализа рассмотрим подробнее данные о сборах самых кассовых российских фильмов за 2007-2013 гг. (таблица) [13].
Показатели самых успешных российских кинокартин
Название Бюджет, млн руб. Общие сборы, млн долл. Прибыль от проката, млн долл.
всего в России за рубежом
«Сталинград» (2013) 30 68,13 51,76 16,37 38,13
«Ирония судьбы. Продолжение» (2007) 26 55,64 49,92 5,72 50,64
«Вий» (2014) 5 39,54 34,59 4,95 13,54
Данные таблицы показывают, что отечественные фильмы не пользуются популярностью за рубежом. Во-первых, потому, что отечественная киноиндустрия производит продукцию в расчете прежде всего на российскую аудиторию, в лучшем случае - на нескольких стран. Во-вторых, отечественный прокат озабочен коммерческим успехом только внутри страны - создатели фильмов в России не стараются стать успешными и узнаваемыми в мире, у них не стоит задача пропаганды российского кинематографа, поэтому кассовые сборы от таких фильмов, как «Сталинград» или «Вий», в сотни раз меньше, чем от топовых американских фильмов [14. С. 50].
Заметим, что недостаточное признание отечественных фильмов обусловлено слабостью кинобизнеса в целом, в том числе продюсерских центров, низким уровнем подготовки актеров,
режиссеров, сценаристов, композиторов, а также сложностями развития художественно-творческого потенциала в условиях кризиса [6. С. 93]. Очевидно также нежелание прикладывать усилия (а не только деньги) для исправления ситуации, поиска талантов, а это для повышения качества отечественного кино даже важнее, нежели кризис и объемы финансирования [7. С. 47].
В СССР финансирование было не таким уж и большим, актеры кино не были богатыми людьми, однако отечественные фильмы, равно как и актеры, славились и за рубежом. И даже сейчас фильмы, снятые в СССР (например, об обычной деревенской жизни), вызывают у россиян ощутимо больший интерес, чем новые. Это подтверждает и статистика: согласно данным сайта №^ж1аёау. ги, 40% россиян предпочитают старые отечественные фильмы, 8% - новые, 36% - смотрят и старые, и новые.
Правда, высказываются мнения, что ситуация в российском кино не так уж плоха. Но тогда зачем же Правительство России хочет принудить кинотеатры показывать отечественное кино? Объявленная причина такой совместной идеи Минэкономразвития и Минкультуры [8] весьма странная - незначительное падение сборов от отечественных фильмов после первого показа (по сравнению с зарубежными). То есть кинотеатры, по мнению данных министерств, не умеют вести бизнес и якобы себе в убыток показывают зарубежные фильмы, снимая с проката отечественные. В действительности же россияне просто не идут смотреть отечественное кино (рис. 2).
■ Преимущественно отечественные
□ Предпочитаю отечественные, но иногда смотрю иностранные
□ Мне все равно
□ Редко смотрю отечественные
ЁЭ Никогда не смотрю отечественные
Рис. 2. Мнения россиян о кино [4],%
Наболевшие проблемы киноиндустрии
Слабость отечественного кино обусловлена в первую очередь его низким качеством. Этот вопрос очень сложный, поэтому следует остановиться на нем подробнее.
В аналитическом докладе о киноотрасли России [4] указано, что компания Movie Research в августе 2009 г. опрашивала людей в Москве и Екатеринбурге на предмет их мнения о качестве российских комедий (необходимо было ответить тремя словами). В ответах респондентов словосочетание «русская (российская) комедия» чаще всего ассоциировалась со словами «плохая», «некачественная», «несмешная», «пошлая». И в целом какой-либо убедительной связи между качеством фильма и его сборами нет (согласно мнению людей, не являющихся экспертами кино). Этот факт заставляет задуматься.
Вообще, при оценке качества кино существуют две противоположные точки зрения. Первая заключается следующем: эксперты кинематографического сообщества считают, что современное кино бездуховно, предлагает молодежи неправильные (деструктивные) модели поведения и приводит к упадку морали в обществе. Вторая - позиция бизнесменов - заключается в преобладании важности коммерческого успеха над моралью. И здесь Голливуд обходит Россию - в его фильмах, по мнению экспертов киноотрасли, идейная составляющая всегда четко прослеживается. А результаты проката отечественных фильмов, построенных на юморе «ниже пояса», падают с каждым новым фильмом [4].
Даже с экономической точки зрения нельзя идти на поводу частных коммерческих интересов кинодеятелей. Ведь самыми успешными видами бизнеса являются наркоторговля, проституция, продажа оружия и прочие незаконные виды деятельности, однако это не значит, что их не нужно запрещать. С точки зрения государства, важен общий экономический эффект, а не частный в отдельно взятой отрасли. Поэтому необходимы некая разумная регламентация искусства в области качества и тематики, оценка его влияния на состояние социума.
В настоящее время, несмотря на повысившийся уровень кинопроизводства, сотрудничество с иностранными партнерами
и другие положительные аспекты, перед российским кинемато-
графом остаются проблемы, не позволяющие выйти на мировой уровень в кинопрокате и создании фильмов. Причины тому - слабо налаженная система продюсирования, отсутствие современной высококачественной доступной техники для кинопроизводства на территории РФ, относительно малое количество павильонов, ориентация только на российский менталитет.
В России необходимо ориентироваться на мировые стандарты качества кинопроизводства, хотя бы потому, что производители западных фильмов получают во много раз большие прибыли.
Низкая экономическая эффективность и даже убыточность многих отечественных картин (в том числе и потому, что они не рассчитаны на продажи сопутствующих товаров и сувениров, не привлекают рекламодателей) заставляет производителей кино снимать картины очень быстро - в один-два дубля (в то время как в советском кино отдельные сцены переснимались порой десятки раз) с минимальными расходами времени и денег на сценарий, музыку, кастинг актеров, декорации и т. д.
Еще одной важной проблемой отечественной киноиндустрии является интернет-пиратство, из-за которого производители БУБ-дисков, видеопрокатчики, магазины несут огромные убытки. Более 78% россиян, имеющих выход в Интернет, предпочитают бесплатно смотреть фильмы в сети, не задумываясь о том, что нарушают закон и лишают заработка производителей фильмов [11. С. 308].
По данным Международного союза защиты прав интеллектуальной собственности, Россия находится на четвертом месте по количеству скачиваний нелегальных контентов. А на Западе именно эта составляющая дает львиную долю прибыли. Например, в 2007 г. в Калифорнии самые крупные киностудии получили доход размером в 42,3 млрд долл., из них только 10% приходится на кассовые сборы в кинотеатрах, оставшаяся выручка приходится на продажу лицензий кабельным и сетевым телекомпаниям и разработчикам видеоигр, БУБ-дисков, продукции кинотеатров, разнообразных игрушек и сувениров, связанных с кинофильмами, а также на доходы по контрактам с иностранными дистрибьюторами по распространению кинопродукции [16], что доказывает, какие возможности теряет российская киноиндустрия из-за пиратства.
Литература
1. Голт Дж. Киноиндустрия в России: основные этапы и история развития. URL: http://privetstüdent.com/kürsovyye/geografiia-kürsovye/1467-kinoindustriya-v-rossii-osnovnye-etapy-i-istoriya-razvitiya.html (дата обращения: 30.03.2015).
2. URL: http://www.in-cinema.ru/statistika (дата обращения: 29.03.2015).
3. Белавин П. Кинотеатры поставили на место. URL: http://www.ad-vertology.ru/article121107.htm (дата обращения: 27.03.2015).
4. Иванов О., Медкова Д. Аналитический доклад о состоянии киноотрасли России. URL: http://conf2009.kinobiz.ru/doklad.htm (дата обращения: 28.03.2015).
5. Дьяков А. Надежда. URL: http://cinemaplex.ru/2014/03/10/russia-prokat-2014.html (дата обращения: 26.03.2015).
6. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004. - 267 с.
7. Карпушин Е. С. Взаимосвязь качества труда и профессионализма сотрудников // Управление персоналом. - 2008. - № 12. - С. 47-48.
8. Россиян заставят смотреть отечественное кино. URL: http:// moygorod-online.ru/culture/kino.html (дата обращения: 27.03.2015).
9. URL: http://rosinvest.com (дата обращения: 30.03.2015).
10. URL: http://broadcasting.ru (дата обращения: 27.03.2015).
11. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами. - М.: «Омега-Л», 2004. - 664 с.
12. Лапин В. Самые кассовые российские фильмы 2014 года. URL: http://www.filmpro.ru/materials/33423 (дата обращения: 26.03.2015).
13. Самые кассовые фильмы. URL: http://www.kinopoisk.ru/box/best_to-tal/view_year/2014 (дата обращения: 28.03.2015).
14. Карпушин Е. С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. - 2014. - Т. 8. - № 11. -C. 49-52.
15. Карпушин Е. С., Антонова Е. С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. - 2015. - № 4. -С. 184-189.
16. Как формируются доходы и расходы фильмов в Голливуде. URL: http://ttolk.ru/?p=21756 (дата обращения: 29.04.2015).