Научная статья на тему 'Российская киноиндустрия как часть экономики страны'

Российская киноиндустрия как часть экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3004
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛЬМ / КИНОПРОИЗВОДСТВО / FILM / ИСКУССТВО / ART / КАЧЕСТВО / QUALITY / СINEMA / MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпушин Е. С., Кулакова А. И.

В статье анализируется развитие кинопроизводства и кинопроката в России. Приводятся данные о кассовых сборах, бюджетах и прибылях от производства отечественных картин, сравниваются структуры иностранного и отечественного кинопроизводства. Обозначен серьезный дисбаланс в тематике отечественного кино, его направленность только на внутренний рынок. Рассматриваются причины низкого качества кинопродукции, слабая система профессионального образования в области искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Film-Industry as a Part of the National Economy

Тhe practical information about developments of film production and film service in Russia are analyzed. Data about cash gathering, budgets and profits on manufacture of domestic pictures are cited. Comparison of structure foreign and domestic production is carried out. The conclusion about absence of balance in themes of domestic cinema, its orientations only on a home market is formed. To number of the reasons of poor quality of film production weak system of professional art education are ranked.

Текст научной работы на тему «Российская киноиндустрия как часть экономики страны»

Российская киноиндустрия как часть

экономики страны1

Е.С. КАРПУШИН, кандидат экономических наук, Невский институт управления и дизайна, Санкт-Петербург E-mail: karpushin.yevgeniy@rambler.ru А.И. КУЛАКОВА, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. E-mail: dj-lutik@mail.ru

В статье анализируется развитие кинопроизводства и кинопроката в России. Приводятся данные о кассовых сборах, бюджетах и прибылях от производства отечественных картин, сравниваются структуры иностранного и отечественного кинопроизводства. Обозначен серьезный дисбаланс в тематике отечественного кино, его направленность только на внутренний рынок. Рассматриваются причины низкого качества кинопродукции, слабая система профессионального образования в области искусства.

Ключевые слова: кинопроизводство, искусство, качество, фильм

Вклад российской киноиндустрии как экономической отрасли в величину ВВП страны пока невелик (0,06%) [4]. Учитывая, что из данных 0,06% только 15% кассовых сборов в РФ обеспечивают российские фильмы [2], то доля еще ниже: 0,009%. Сравнение нынешней ситуации с триумфами советского кино, а также с успехами США в данной области заставляет задуматься о причинах неудач отечественного производителя.

Российская киноиндустрия в стране и в мире

По посещаемости кинотеатров на душу населения СССР в 1960-е гг. занимал второе место в мире после Индии. Каждый зритель Советского Союза до 20 раз в год покупал билеты на просмотры новых фильмов, а общая сумма сборов от проданных билетов превышала 4,5 млрд руб. ежегодно [1]. В современной России такие внушительные объемы проданных билетов - нереалистичная планка [2]. Так, в 2009 г. билеты в кино приобрели

1 Авторы выражают благодарность студентам экономического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, участвовавших в обсуждении работы. За помощь в поиске материалов особую благодарность заслуживают А. Н. Банкрашкова, Н. Р. Караханова, К. В. Огородникова, Е. С. Туваева, В. В. Хараев.

ЭКО. - 2015. - №8 КАРПУШИН Е.С., КУЛАКОВА А.И.

132,09 млн человек, в 2010 г - 149,72, в 2011 г. и 2012 г - 160,88 и 162,24 млн человек соответственно.

При этом в 2013 г Россия вышла на второе место в Европе по количеству проданных билетов - 173,5 млн, что почти на 7% выше, чем в 2012 г [3] (на первом месте - Франция - 192,8 млн, третьем - Великобритания - 165,5 млн). Однако такая статистика объясняется не фактическим ростом посещаемости кинотеатров, а ужесточением требований к отчетности о финансовой деятельности для данных заведений: раньше многие руководители скрывали реальный объем проданных билетов в своих интересах [3]. Это говорит о необходимости корректировки представления о реальном положении дел с учетом возможных фальсификаций отчетности со стороны кинотеатров.

В настоящее время трудно определить, сколько зарабатывают кинотеатры, так как они не платят НДС. Но по официальным данным известно, что у 2700 кинозалов, которые представляют отчеты о продажах билетов, выручка за 2011 г. составила 1,16 млрд долл., причем около 80% фильмов, которые показывают в России, - кинопродукция США. Сейчас наша страна по величине кинорынка занимает четвертое место в Европе, а в мире - восьмое [9].

Прирост сборов за билеты обусловлен увеличением не только числа посетителей кинотеатров, но и цен на билеты. Например, в 2009 г. было продано 138,6 млн билетов, средняя цена которых составляла 5,31 долл., в 2010 г. - около 162 млн по цене 6,37 долл., а в 2012 г. средняя стоимость билета приблизилась к 8 долл., что сопоставимо с западным уровнем [9]. Согласно прогнозам, сборы в кинотеатрах к 2015 г. составят около 54 млрд руб. Доля российского кинопроката увеличится лишь на 3-4%. Если государство сможет посодействовать решению проблем пиратства, организации проката, то доходы могут достичь и 75 млрд руб. (в 2013 г. в РФ был принят антипиратский закон, который должен содействовать развитию кинематографа) [10].

Несмотря на то, что в России число кинозалов и кинотеатров выросло с около 180 в 2002 г до более 650 к 2007 г, по данным исследований компании Movie Research (февраль 2013 г), на 100 тыс. человек приходится лишь 2,17 кинозалов, что вдвое меньше нормального уровня обеспеченности подобными заведениями [3].

Чего хочет зритель?

В 1990-е киноиндустрия пережила развал и раскол, что отразилось на качестве фильмов. Производство стало резко снижаться: если в 1992 г было выпущено 166 кинокартин, то в 1996 г. - всего 34 [1].

В последние годы, пережив очень сложный период, кинопроизводство стало постепенно возрождаться. Однако большая часть российских фильмов являются убыточными [4], что заставляет задуматься как о необходимости поддержки отечественного кино со стороны государства, так и о потребности общества в данном виде бизнеса (с экономической точки зрения) (рис. 1). Ведь если люди не смотрят кино (не покупают билеты), то, согласно экономическим законам, они признают труд кинематографистов общественно бесполезным.

-■-Производственные бюджеты

-□-Кассовые сборы

---- Доля производителей

Рис. 1. Кассовые сборы и бюджеты отечественных фильмов в 2002-2008 гг., млн руб.

В 1990-е чаще всего снимались фильмы, получившие название «чернухи», которые не представляли особой художественной ценности, а лишь отражали неприглядные стороны жизни и желание дистанцироваться от советского прошлого. Подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали популярности фильмов определенных жанров: триллер, боевик, детективный триллер, криминальная драма, комедия абсурда и т. п.

Говоря о предпочтении жанров кино, сегодня, как и раньше, со значительным отрывом от других жанров популярностью у женщин всех возрастов в России пользуются мелодрамы и комедии, а у мужчин предпочтения распределяются более равномерно - комедии, боевики, фантастика, детективы [2]. При этом комедии в России приносят больше дохода: за девять месяцев 2009 г. кассовые сборы за них составили 2442,7 млн руб. (боевики - 967,2 млн руб., фантастика - 863,6 млн руб., мелодрама - 409 млн руб.) [4].

Возросло не только число отечественных фильмов, появились и талантливые работы, некоторые были номинированы и награждены премией «Оскар» и другими престижными кинопремиями [5]. Можно отметить увеличение численности зрительской аудитории, а также бюджетов отрасли, быстрый рост кассовых сборов (в 2009 г - 722,29 млн долл., в 2010 г. - 945,7, в 2011 г -1145,29, в 2012 г - 1198,13 млн долл.) [2]. И все же утверждать, что кризис преодолён, и киноиндустрия вышла на новый устойчивый уровень развития, пока рано. Главной проблемой остается неспособность отечественных кинофильмов конкурировать с зарубежными. Доля голливудских фильмов в общих кассовых сборах в России стабильно составляла более 50% в 2007-2008 гг. и более 60% в 2009-2011 гг. Киностудии Европы и независимые киностудии США (без учета Голливуда) в 2007-2011 гг выручают около 20% кассовых сборов, а доля российских фильмов в общем объеме кинопоказа в РФ неуклонно сокращается - с 26% в 2007 г. до 15% в 2011 г.

Оценим доходы от кинопроката иностранных государств на примере США, а также «Топ-5» самых кассовых российских фильмов [12] в сравнении с самыми кассовыми картинами в мире [13].

В целом 2014 г. для российских фильмов оказался достаточно неплохим благодаря успехам фильма «Вий», кассовые сборы которого составили 1200 млн руб. [11]. Понравились российским зрителям и комедии, такие как «Кухня в Париже» (сборы -501 млн руб.), «Любовь в большом городе-3» (520 млн руб.) и «Горько!-2» (550 млн руб.). Пока доле российского кино в прокате удаётся держаться на уровне 2013 г.

Но при этом в пятерку самых кассовых фильмов в общем прокате вошел лишь один российский фильм «Вий» (интересно,

что у него был американский дистрибьютор), остальные кинокартины произведены в США. В отличие от самых кассовых российских фильмов, где превалировали комедии, по сборам в России лидируют картины в жанре фантастика, насыщенные спецэффектами: «Трансформеры: эпоха истребления» (сбор -1539 млн руб.), «Стражи галактики» (1357 млн руб.), «Малефи-сента» (1306 млн руб.), «Ной» (1208 млн руб.).

Кинокартины «Трансформеры: эпоха истребления», «Стражи галактики», «Малефисента» являются топовыми среди как российских, так и иностранных зрителей, отсюда можно сделать вывод, что фильмы в жанре фантастики, наполненные профессиональными спецэффектами, яркой графикой, с динамичным сюжетом, наиболее привлекательны для широкой мировой аудитории.

Для дальнейшего анализа рассмотрим подробнее данные о сборах самых кассовых российских фильмов за 2007-2013 гг. (таблица) [13].

Показатели самых успешных российских кинокартин

Название Бюджет, млн руб. Общие сборы, млн долл. Прибыль от проката, млн долл.

всего в России за рубежом

«Сталинград» (2013) 30 68,13 51,76 16,37 38,13

«Ирония судьбы. Продолжение» (2007) 26 55,64 49,92 5,72 50,64

«Вий» (2014) 5 39,54 34,59 4,95 13,54

Данные таблицы показывают, что отечественные фильмы не пользуются популярностью за рубежом. Во-первых, потому, что отечественная киноиндустрия производит продукцию в расчете прежде всего на российскую аудиторию, в лучшем случае - на нескольких стран. Во-вторых, отечественный прокат озабочен коммерческим успехом только внутри страны - создатели фильмов в России не стараются стать успешными и узнаваемыми в мире, у них не стоит задача пропаганды российского кинематографа, поэтому кассовые сборы от таких фильмов, как «Сталинград» или «Вий», в сотни раз меньше, чем от топовых американских фильмов [14. С. 50].

Заметим, что недостаточное признание отечественных фильмов обусловлено слабостью кинобизнеса в целом, в том числе продюсерских центров, низким уровнем подготовки актеров,

режиссеров, сценаристов, композиторов, а также сложностями развития художественно-творческого потенциала в условиях кризиса [6. С. 93]. Очевидно также нежелание прикладывать усилия (а не только деньги) для исправления ситуации, поиска талантов, а это для повышения качества отечественного кино даже важнее, нежели кризис и объемы финансирования [7. С. 47].

В СССР финансирование было не таким уж и большим, актеры кино не были богатыми людьми, однако отечественные фильмы, равно как и актеры, славились и за рубежом. И даже сейчас фильмы, снятые в СССР (например, об обычной деревенской жизни), вызывают у россиян ощутимо больший интерес, чем новые. Это подтверждает и статистика: согласно данным сайта №^ж1аёау. ги, 40% россиян предпочитают старые отечественные фильмы, 8% - новые, 36% - смотрят и старые, и новые.

Правда, высказываются мнения, что ситуация в российском кино не так уж плоха. Но тогда зачем же Правительство России хочет принудить кинотеатры показывать отечественное кино? Объявленная причина такой совместной идеи Минэкономразвития и Минкультуры [8] весьма странная - незначительное падение сборов от отечественных фильмов после первого показа (по сравнению с зарубежными). То есть кинотеатры, по мнению данных министерств, не умеют вести бизнес и якобы себе в убыток показывают зарубежные фильмы, снимая с проката отечественные. В действительности же россияне просто не идут смотреть отечественное кино (рис. 2).

■ Преимущественно отечественные

□ Предпочитаю отечественные, но иногда смотрю иностранные

□ Мне все равно

□ Редко смотрю отечественные

ЁЭ Никогда не смотрю отечественные

Рис. 2. Мнения россиян о кино [4],%

Наболевшие проблемы киноиндустрии

Слабость отечественного кино обусловлена в первую очередь его низким качеством. Этот вопрос очень сложный, поэтому следует остановиться на нем подробнее.

В аналитическом докладе о киноотрасли России [4] указано, что компания Movie Research в августе 2009 г. опрашивала людей в Москве и Екатеринбурге на предмет их мнения о качестве российских комедий (необходимо было ответить тремя словами). В ответах респондентов словосочетание «русская (российская) комедия» чаще всего ассоциировалась со словами «плохая», «некачественная», «несмешная», «пошлая». И в целом какой-либо убедительной связи между качеством фильма и его сборами нет (согласно мнению людей, не являющихся экспертами кино). Этот факт заставляет задуматься.

Вообще, при оценке качества кино существуют две противоположные точки зрения. Первая заключается следующем: эксперты кинематографического сообщества считают, что современное кино бездуховно, предлагает молодежи неправильные (деструктивные) модели поведения и приводит к упадку морали в обществе. Вторая - позиция бизнесменов - заключается в преобладании важности коммерческого успеха над моралью. И здесь Голливуд обходит Россию - в его фильмах, по мнению экспертов киноотрасли, идейная составляющая всегда четко прослеживается. А результаты проката отечественных фильмов, построенных на юморе «ниже пояса», падают с каждым новым фильмом [4].

Даже с экономической точки зрения нельзя идти на поводу частных коммерческих интересов кинодеятелей. Ведь самыми успешными видами бизнеса являются наркоторговля, проституция, продажа оружия и прочие незаконные виды деятельности, однако это не значит, что их не нужно запрещать. С точки зрения государства, важен общий экономический эффект, а не частный в отдельно взятой отрасли. Поэтому необходимы некая разумная регламентация искусства в области качества и тематики, оценка его влияния на состояние социума.

В настоящее время, несмотря на повысившийся уровень кинопроизводства, сотрудничество с иностранными партнерами

и другие положительные аспекты, перед российским кинемато-

графом остаются проблемы, не позволяющие выйти на мировой уровень в кинопрокате и создании фильмов. Причины тому - слабо налаженная система продюсирования, отсутствие современной высококачественной доступной техники для кинопроизводства на территории РФ, относительно малое количество павильонов, ориентация только на российский менталитет.

В России необходимо ориентироваться на мировые стандарты качества кинопроизводства, хотя бы потому, что производители западных фильмов получают во много раз большие прибыли.

Низкая экономическая эффективность и даже убыточность многих отечественных картин (в том числе и потому, что они не рассчитаны на продажи сопутствующих товаров и сувениров, не привлекают рекламодателей) заставляет производителей кино снимать картины очень быстро - в один-два дубля (в то время как в советском кино отдельные сцены переснимались порой десятки раз) с минимальными расходами времени и денег на сценарий, музыку, кастинг актеров, декорации и т. д.

Еще одной важной проблемой отечественной киноиндустрии является интернет-пиратство, из-за которого производители БУБ-дисков, видеопрокатчики, магазины несут огромные убытки. Более 78% россиян, имеющих выход в Интернет, предпочитают бесплатно смотреть фильмы в сети, не задумываясь о том, что нарушают закон и лишают заработка производителей фильмов [11. С. 308].

По данным Международного союза защиты прав интеллектуальной собственности, Россия находится на четвертом месте по количеству скачиваний нелегальных контентов. А на Западе именно эта составляющая дает львиную долю прибыли. Например, в 2007 г. в Калифорнии самые крупные киностудии получили доход размером в 42,3 млрд долл., из них только 10% приходится на кассовые сборы в кинотеатрах, оставшаяся выручка приходится на продажу лицензий кабельным и сетевым телекомпаниям и разработчикам видеоигр, БУБ-дисков, продукции кинотеатров, разнообразных игрушек и сувениров, связанных с кинофильмами, а также на доходы по контрактам с иностранными дистрибьюторами по распространению кинопродукции [16], что доказывает, какие возможности теряет российская киноиндустрия из-за пиратства.

Литература

1. Голт Дж. Киноиндустрия в России: основные этапы и история развития. URL: http://privetstüdent.com/kürsovyye/geografiia-kürsovye/1467-kinoindustriya-v-rossii-osnovnye-etapy-i-istoriya-razvitiya.html (дата обращения: 30.03.2015).

2. URL: http://www.in-cinema.ru/statistika (дата обращения: 29.03.2015).

3. Белавин П. Кинотеатры поставили на место. URL: http://www.ad-vertology.ru/article121107.htm (дата обращения: 27.03.2015).

4. Иванов О., Медкова Д. Аналитический доклад о состоянии киноотрасли России. URL: http://conf2009.kinobiz.ru/doklad.htm (дата обращения: 28.03.2015).

5. Дьяков А. Надежда. URL: http://cinemaplex.ru/2014/03/10/russia-prokat-2014.html (дата обращения: 26.03.2015).

6. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2004. - 267 с.

7. Карпушин Е. С. Взаимосвязь качества труда и профессионализма сотрудников // Управление персоналом. - 2008. - № 12. - С. 47-48.

8. Россиян заставят смотреть отечественное кино. URL: http:// moygorod-online.ru/culture/kino.html (дата обращения: 27.03.2015).

9. URL: http://rosinvest.com (дата обращения: 30.03.2015).

10. URL: http://broadcasting.ru (дата обращения: 27.03.2015).

11. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами. - М.: «Омега-Л», 2004. - 664 с.

12. Лапин В. Самые кассовые российские фильмы 2014 года. URL: http://www.filmpro.ru/materials/33423 (дата обращения: 26.03.2015).

13. Самые кассовые фильмы. URL: http://www.kinopoisk.ru/box/best_to-tal/view_year/2014 (дата обращения: 28.03.2015).

14. Карпушин Е. С. Посредники как часть экономической системы // Биржа интеллектуальной собственности. - 2014. - Т. 8. - № 11. -C. 49-52.

15. Карпушин Е. С., Антонова Е. С. Музыкальная отрасль: проблемы организации экономических отношений // ЭКО. - 2015. - № 4. -С. 184-189.

16. Как формируются доходы и расходы фильмов в Голливуде. URL: http://ttolk.ru/?p=21756 (дата обращения: 29.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.