ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КИНЕМАТОГРАФИИ
MAIN DIRECTIONS OF STATE SUPPORT SYSTEM IMPROVEMENT FOR CINEMATOGRAPHY
УДК 338:7;338:008
АЛЕКСЕЕВА Полина Александровна
старший преподаватель кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, polichal@ya.ru
1
ALEKSEEVA, Polina Aleksandrovna
Assistant Professor at the Producing Business of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, policha1@ya.ru
ПОКИДКО Вера Владимировна
аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, veranda_0303@mail.ru
POKIDKO, Vera Vladimirovna
Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, veranda_0303@mail.ru
Аннотация.
В статье представлены основные направления совершенствования системы государственной поддержки кинематографии. Приведен анализ отечественного и зарубежного опыта функционирования систем государственной поддержки кинематографии за рубежом. Представлены результаты сравнительного анализа отечественной и зарубежных систем государственной поддержки кинематографии. На основе полученных данных разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие отечественной киноотрасли.
Ключевые слова: государственная поддержка, кинематография, бюджетное финансирование, сфера культуры, эндаумент-фонды, медиаиндустрия, сфера кино.
Abstract.
The article presents the main directions of improving the state support system for Cinematography. It shows the analysis of domestic and foreign experiences
© Алексеева П. А., Покидко В. В., 2016.
of functioning of state support system for Cinematography abroad. It also gives the results of the comparative analysis of the domestic and foreign public support systems for Cinematography. Based on the data we developed a set of measures aimed at the domestic film industry development.
Keywords: state support for cinematography, government funding, the sphere of culture, endowment funds, media industry, sphere of cinematography.
В современных условиях развития медиаин-дустрии вопросы совершенствования системы государственной поддержки кинематографии становятся особенно актуальными. Проблемам современной киноотрасли посвящены многие исследования [1; 2; 3; 4]. Создание новых направлений совершенствования системы государственной поддержки будет способствовать развитию сферы кино и телевидения в целом.
Государственная поддержка кинематографии РФ осуществляется в нескольких направлениях: разработка законов и федеральных актов, регулирующих правоотношения в аудиовизуальной сфере; финансовая поддержка кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа, а также кинофестивалей и киносмотров; государственная поддержка совместного кинопроизводства.
Взаимодействие государства и киносообщества регулируется специальным Законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», ключевым положением которого является определение национального фильма -только подпадающие под установленные критерии произведения могут получать поддержку производства, проката и показа (до 70% от сметной стоимости). Производители национальных фильмов также получают возможность не платить НДС (18%) на всем протяжении жизненного цикла картин - от производства до проката и других форм реализации [5].
Льготы установлены и для предприятий, осуществляющих публичный показ - кинотеатры в России не платят НДС с доходов
от продажи билетов. Кроме того, с целью облегчить переход на цифровые технологии отечественных кинотеатров с 2011 г. в России введена нулевая ставка пошлин на ввоз цифровых кинопроекторов.
При демонстрации и реализации аудиовизуальных произведений любым способом (в кинозале, по телевидению, на дисках или в сервисах видео по запросу) зритель должен быть уведомлен о возрастной категории, для которой данная продукция предназначена. Требование к маркировке всей информационной продукции в России введено Законом от 22.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации» [6].
Федеральным органом исполнительной власти, в компетенции которого находится кинематография, в России является Министерство культуры, где образован соответствующий департамент, выполняющий функции регулятора отрасли (выдает удостоверения национального фильма, прокатные удостоверения, обязательные для проката фильмов в кинотеатрах и выпуска на видео), а также осуществляющий финансовую поддержку производства, проката и популяризации кинематографа.
С 2010 г. эти задачи Министерство культуры делит с Фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фондом кино). При этом важно отметить, что с 2013 г. данные полномочия по государственной поддержке кинопроизводства были более четко разграничены между Министерством культуры, теперь отвечающим за субсидирование дебютного, экспериментального, детского и документального кино, и Фондом кино,
занимающимся финансированием коммерческих игровых и анимационных картин, которые производят независимые продюсеры и так называемые лидеры отечественного кинопроизводства. Последние выбираются ежегодно по строгой системе критериев, включающей в себя зрительскую оценку и художественную ценность снятых кинокартин, а также опыт работы компании.
Одновременно в 2013 г. была изменена система отбора проектов, претендующих на получение господдержки. Так, в настоящее время это происходит посредством организации публичных питчингов, в которых участвуют не только независимые фильмы, но и проекты лидеров отечественного кинопроизводства.
В то же время ужесточились правила поддержки производства документальных фильмов: с целью повышения их качества и зрительской востребованности было предложено в качестве условия ее (поддержки) получения требовать у продюсеров договор о предварительной продаже картин телеканалу, общедоступному на территории как минимум половины субъектов РФ; однако позже в постановлении правительства осталось лишь требование публичного показа на телеканале (эфирном или спутниковом), в кинотеатрах или клубах, в Интернете или даже просто в рамках кинофестиваля.
В настоящее время отечественный кинематограф, обеспеченный достаточно стабильной государственной поддержкой, активно развивается. Так, в 2012-2013 гг. производилось порядка 700 фильмов в год (из них около 400 документальных и более 100 анимационных лент), а также более 200 полнометражных игровых картин, включая ленты для кинотеатрального проката (около 90 в год) и предназначенные для телетрансляции, видеорынка и показа в Интернете [7].
Созданная система государственного финансирования кинопроизводителей позволила наращивать бюджеты без увеличения государственных средств, направляемых на поддержку кинопроизводства, и привела к росту количества успешных фильмов.
При этом в структуре распределения бюджетных ассигнований произошло некоторое изменение - она стала более структурирована, и учреждения в сфере культуры начали отделяться от мероприятий. Помимо учреждений и мероприятий в сфере культуры, значимой целевой статьей расходов бюджетных средств является реализация Федеральной целевой программы (далее - ФЦП) «Культура России (2012-2018 гг.)» (рисунок), которую планируется завершить к 2018 г. и которая является важнейшим звеном при решении многих проблем.
Таким образом, получающие государственную поддержку кинопроизводители-лидеры стабильно обеспечивают более 80% кассовых сборов отечественных фильмов в российском прокате, постоянно повышая количество выпускаемых фильмов, в том числе и картин, выходящих без государственной поддержки.
В современных условиях хозяйствования разработка направлений совершенствования системы государственной поддержки кинематографии должна основываться на анализе не только отечественного, но и зарубежного опыта функционирования рассматриваемой системы. В этой связи рассмотрим опыт таких стран, как Франция и Китай. Выбор этих стран для анализа зарубежного опыта государственной поддержки кинематографии объясняется тем, что Франция является безусловным лидером среди стран Европы в части объема доли национального кино в прокате, а Китай обладает, несмотря на общую изолированность собственного кинематографа от мирового сообщества, большой емкостью рынка и высоким потенциалом развития киноотрасли в целом.
Главным государственным агентством, занимающимся поддержкой киноиндустрии во Франции, является Национальный центр кинематографии Франции (CNC - Center National de la Cinematographie), созданный в 1946 г. Национальный центр кинематографии функционирует как независимое государственное агентство под управлением Министерства культуры и коммуникации
6000 -
5000 -
4000 3618,3 3000
5510,3
2000 1000 0
145
1280
I
467
Поддержка отечественных производителей культурных благ, кино
Подготовка кадров для современного отечественного
кино -федеральный
бюджет (М инистер ство культуы РФ)
Расширение доступности продукции и услуг кинематографии для населения России
Поддержка продвижения на мировой рынок отечественного кино
Итого по разделу
Объемы финансирования ФЦП «Культура России (2012-2018 гг.)», млн руб. [8]
Франции и выполняет следующие основные задачи:
• регулирование киноиндустрии; оказание поддержки киноиндустрии; стимулирование дистрибуции фильмов;
• сохранение и развитие киноотрасли страны;
• разработка законодательных актов;
• контроль исполнения кинокомпаниями налоговых обязательств;
• субсидирование фильмов с коммерческим потенциалом и авторского кино;
• продвижение и пропаганда французского кинематографа;
• выдача грантов проектам, определенными Министерством культуры как важные для культурной политики государства.
В регионах Франции вопросами государственной поддержки кино занимаются 29 региональных советников искусств по кино, телевидению и мультимедиа. Одной из основных форм государственной поддержки кинематографии во Франции является выделение финансирования общественным кинематографическим организациям. В целом, финансовая помощь выделяется сроком на год,
ее объем рассчитывается исходя из годового плана организации. Фонд субсидирования кинопроизводства, которым распоряжается НКЦ, практически полностью формируется из налоговых сборов.
Во Франции существует так называемый «специальный добавочный налог» - СДН, который равен 10,72%. Самый важный аспект заключается в том, что дистрибьюторы обязаны отчислять этот налог с каждого проданного билета: и с проката французских картин, и с иностранных лент; и с широкого проката, и с ограниченного. В валовых кассовых сборах французского проката доля голливудского кино варьируется в среднем с 55 до 65%. Получается, что прокат американского кино финансирует национальное кинопроизводство во Франции [7]. Поскольку СДН является практически единственным источником финансирования НКЦ, контроль за валовыми кассовыми сборами и вычислением из них СДН становится основной задачей организации. Для выполнения этой задачи во Франции действует компьютерная система - единая билетная касса, аналог российского «электронного билета». Каждый билет, приобретенный
на территории Франции, регистрируется в этой системе.
Таким образом, перераспределение финансирования кинопроизводства от сборов с билетов означает, что оплачивает производство французских картин сам зритель.
Вторым источником финансирования деятельности НКЦ является телевидение. НКЦ собирает налог с товарооборота телекомпаний: он высчитывается с абонентской платы за подключение и пользование телеканалом, доходов от рекламы и смс-сервисов, спонсорских отчислений - т. е. практически со всех источников дохода телеканалов, за исключением социально важных программ и проектов. В результате ставка налога колеблется от 0,5-4,5% для дистрибьюторов (здесь применяется прогрессивная ставка налогообложения) до 5,5% для самих телеканалов (как государственных, так и частных). Налог также взимается с интернет-провайдеров, но только с той части абонентской платы, которая относится к услугам телевидения.
Таким образом, французское государство создало практически независимый от себя с финансовой точки зрения инструмент финансовой поддержки национального кинопроизводства. Запустив механизм наполнения фонда за счет налогов, государство оставило за собой только контрольную функцию.
Одним из основных видов инвестиций государства в кинопроизводство является автоматическая поддержка, сущность которой заключается в том, что фильм, соответствующий критериям автоматической поддержки, при входе на рынок будет производить сборы в кинотеатрах, на DVD и телевидении. Фонд автоматической поддержки составляют отчисления от билетных сборов, сборов с ТВ и DVD, которые отчисляются в пользу продюсера, обязанного их реинвестировать.
Также во Франции существует выборочная поддержка, суть которой заключается в том, что государство дает бесплатный заем, возвращаемый по результатам сборов от проката картины, получившей поддержку. Выборочная поддержка направлена на помощь
молодым режиссерам и создание экспериментальных кинолент. Суммы, выданные от НКЦ, возвращаются редко, но вид поддержки сохраняется, так как с его помощью улучшается жанровое разнообразие французского кинематографа.
Франция на данный момент является единственной страной в мире, создавшей Верховный орган распространения произведений и охраны прав в Интернете [9].
Следующим методом государственной поддержки кинематографии во Франции является привлечение организаций отрасли к разработке стратегических планов государственного агентства по кинематографии.
Также государство с целью поддержки кинематографии достаточно тесно сотрудничает с представителями индустрии. Взаимодействие с киносообществом приобретает в том числе и формы создания совместных организаций. Возможны различные варианты таких организаций: объединения, созданные по инициативе государства, членами которых являются и/или в работе которых принимают участие отдельные представители киноиндустрии или общественные организации индустрии; объединения, участниками которых на равных правах являются общественные организации индустрии и государственные агентства и фонды.
Еще одним важным моментом является осуществление образовательных программ, в том числе семинаров, мастер-классов, курсов лекций, основной целью которых является создание условий и возможностей для профессионального роста участников киноиндустрии.
Важное значение для развития киноиндустрии Франции играет информационная поддержка, оказываемая государственными агентствами по поддержке кинематографии путем публикации и размещения на своих интернет-сайтах статистических данных, результатов исследований, баз данных киноиндустрии.
В Китае управление киноотраслью осуществляется Государственным управлением
по делам радиовещания, кинематографии и телевидения, которое имеет 9 функциональных бюро: канцелярия, главная редакция, управление по делам кино, бюро общественного управления, бюро кадров и обучения, планово-финансовый департамент, научно-техническое бюро, бюро по иностранным делам, бюро охраны. Данное ведомство непосредственно подчиняется Госсовету и отвечает за изучение и разработку курса, политики по радиотелевещанию и выпуск кинолент и телефильмов, руководит радиотелевещанием и творческой работой радио, кино и телевидения, а также координирует их тематику, направляет реформу структуры в этой области, изучает и разрабатывает законы, законоположения в сфере управления радио, кино и телевидением, вырабатывает правила управления этими ведомствами, а также планы их развития; осуществляет контроль над программами радио и телевидения, спутникового телевидения, а также программами, передаваемыми по сети, осуществляет контроль и проверку радио- и телепрограмм из-за рубежа, утверждает создание и упразднение радио- и телестанций уездного уровня и выше, студий по созданию радио- и телепрограмм и по производству телефильмов; организует проверку содержания и качества выпускаемых в эфир по радио и телевидению кинофильмов, телефильмов, а также других программ. Принимает решения о выдаче или отмене лицензии на производство и демонстрацию кинофильмов, а также лицензий на производство и распространение телефильмов; руководит Центральной народной радиостанцией, Международным радио Китая и Центральным телевидением [10].
Таким образом, вопросами, связанными с киноиндустрией, в Китае занимается Совет Государственного управления КНР по делам радио, кино и телевидения и управление организациями в области киноиндустрии Китая, в функции которого входит: развитие киноиндустрии и составление долгосрочных планов развития и разработка соответствующей политики и нормативов; управление
производством и выпуском кинофильмов, контроль за выполнением работ; разработка тематики фильмов, планирование годового бюджета и плана производства; организация оценки отснятого материала и принятие последующего решения о продолжении съемок и выдаче разрешения на выход фильма в прокат или об отмене съемок; взаимодействие с региональными представителями; ответственность за управление технологией производства кино; управление внешнеэкономическим сотрудничеством в сфере производства, экспорта и импорта кинопродукции и другими видами международного сотрудничества и обмена; сбор и распределение средств на производство кинопродукции.
В Китае кинопроизводство относится к ведомству Министерства культуры. При этом, в отличие от многих стран, в Китае государство регулирует даты релизов с целью освобождения прокатного времени для национальных картин, т. е. все зарубежные кинокартины выходят в прокат только в том случае, если в прокате нет китайских фильмов или они уже собрали планируемые кассовые сборы.
В то же время важно отметить, что Китай берет на свой достаточно большой прокатный рынок только 35 иностранных картин в год, выплачивая иностранному производителю 25% от кассовых сборов, что в свою очередь является важнейшим фактором для развития национального кинематографа.
В этой связи основой кинематографа в Китае является Ассоциация китайского кино (China Film Association), созданная на добровольной основе членства профессионалов в области кино в июле 1949 г. и изначально называлась «Китайская ассоциация работников кино», членами которой в настоящее время являются 5632 человека. Члены Ассоциации успешно работают и получают важные награды в области кино как в стране, так и за рубежом в качестве сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров, операторов, художников, звукорежиссеров и звукооператоров, композиторов, преподавателей, искусствоведов, кинокритиков, а
также специалистов в области кинопроката, исследователей и др.
В состав Ассоциации входят: Китайское общество мирового кино, Кинематографическое литературное общество Китая, Китайское общество киноискусства, Китайское общество кинокритиков, Китайское общество кино и музыки, Китайский детский киноклуб, Общество китайских, японский и тайваньских исследований в области кино.
Важно отметить, что интегрируя деятельность кинематографистов, Ассоциация китайского кино ставит своей целью «укрепление связей, слежения и координации в работе» для дальнейшего развития и киноиндустрии, и ради удовлетворения духовных нужд и потребностей населения.
Высшим административным органом Ассоциации является Совет всекитайского собрания представителей и его Президиум, который поручает исполнительному заместителю председателя Ассоциации нести полную ответственность за текущую работу. Президиум, в свою очередь, назначается генеральным секретарем Ассоциации и является ответственным за повседневные дела. В состав Ассоциация также входят: канцелярия, департамент по связям с общественностью, департамент международных связей, кадров, подразделения публикаций и изданий, исследований в области кино. С 1956 г. существует Издательство китайского кино (China Film Press), публикующее специализированную литературу в сфере кино.
Благодаря большому количеству департаментов и подразделений, Ассоциация имеет возможность объединить специалистов кино отрасли с целью дальнейшей выработки стратегии развития, профессионального роста специалистов, улучшения связей со зрителями, организации выставок и кинопоказов как китайских, так и зарубежных фильмов, проведения симпозиумов и семинаров. Большое внимание уделяется в этой связи увеличению количества профессиональных публикаций, а также росту количества связей со специалистами киноотрасли других стран и академических обменов.
Важное значение для развития киноотрасли играет то, что Ассоциация организует национальные кинопремии «Пусть расцветает сто цветов», «Золотой петух» и кинофестивали и содействует дальнейшему развитию китайской киноиндустрии.
Китайская ассоциация по защите авторских прав ведет наблюдение за законностью осуществления кинопроизводства, за деятельностью некоммерческих общественных организаций, созданных на добровольной основе, за соблюдением авторства продуктов кинопроизводства. Так, основными задачами Ассоциации по защите авторских прав являются: согласие между членами комиссии, обеспечение законности в области прав человека, оказание консультационных услуг; консультирование по развитию национальной киноиндустрии, защите авторских прав в конкретных случаях; организация сотрудничества с зарубежными партнерами и соответствующими международными организациями; участие в международных мероприятиях по защите прав на распространение и копирование кинопродукции.
Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на то, что общественные организации, такие как Ассоциация китайского кино и Китайская ассоциация по защите авторских прав, ведут активную деятельность по содействию развития национального кинематографа, в общем виде можно говорить не о поддержке со стороны государства, а о полном контроле за всей киноотраслью, начиная от непосредственно кинопроизводства и заканчивая продвижением его как на внутреннем, так и на международном рынке.
Проанализировав зарубежный опыт государственной поддержки в сфере кинематографии, можно выделить следующие направления совершенствования системы государственной поддержки кинематографии РФ.
Полагаясь на опыт французских коллег, одним из первых направлений совершенствования должно стать введение специального добавочного налога - СДН, который равен во Франции 10,72%. В случае введения данного
налога прокат американского кино в нашей стране будет обеспечивать финансовую поддержку отечественного кинематографа. Проследить за вычислением с цены билета этого налога представляется возможным, так как в системе ЕАИС (Единого электронного билета) зарегистрировано на данный момент порядка более 1500 кинотеатров РФ [6].
Еще одним важным направлением совершенствования системы государственной поддержки кинематографии в России является введение налога с товарооборота телекомпаний. При этом целесообразно высчитывать налог с тех телеканалов, которые обладают большей стоимостью рекламных площадей и занимают лидирующие позиции на рынке телерекламы.
Следующим направлением было бы создание специализированной структуры, контролирующей и регулирующей правовые отношения в сфере авторских и смежных прав, в частности, в сети Интернет. Так, в этом плане уже сделаны определенные шаги, в частности, принят с поправками (закон с поправками вступил в силу с 1 мая 2015 г.) Федеральный закон от 24.11.2014 № 364-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» [11], который гласит, что новым законом введена процедура досудебной блокировки интернет-сайтов с пиратскими фильмами и сериалами. Для того чтобы ресурс был признан пиратским, требуется соответствующее постановление суда о принятии «предварительных обеспечительных мер». При наличии данного решения провайдеры обязаны ограничить доступ к ресурсу, а правообладатели могут в течение 15 дней подать в суд иск о защите авторских прав. Однако не совсем понятно, какие меры обязан принимать провайдер, если в законе они не конкретизированы, тогда как в ряде зарубежных стран установлен совершенно другой, понятный и простой порядок защиты интеллектуальных прав в Сети.
Так, правообладатели, обнаружив нарушение своих прав, обращаются к предполагае-
мому виновнику с требованием устранить их. Если реакции нет, правообладатели направляют интернет-посреднику уведомление по установленной форме. Посредники принимают меры по ограничению доступа к сомнительному контенту или удаляют его, чтобы избежать своей ответственности за содействие нарушению. Владелец такого контента приобретает право направить посреднику или правообладателю свои встречные возражения, которые ведут к восстановлению доступа к контенту, а спор передается на рассмотрение суда. После исследования всех обстоятельств дела решается судьба спорного контента, вплоть до блокирования доступа ко всему ресурса, если он будет признан активно вовлеченным в пиратство. Такой порядок следует признать вполне логичным и достаточно простым, учитывающим права всех задействованных лиц, одновременно минимизируя угрозу причинения вреда чьим-либо интересам.
Учитывая несовершенства в законодательстве, все же не следует отказываться от идеи создания определенной структуры, так как в первую очередь это позволит «разгрузить» от лишней работы Мосгорсуд, который, в соответствии с новыми поправками к закону, как раз и является органом, разрешающим споры в сфере интеллектуальной собственности.
Следующим направлением совершенствования системы государственной поддержки в сфере кинематографии может быть создание эндаумент-фонда (endowment) поддержки кинематографии.
Эндаумент (endowment) - это целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан.
Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго
целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета) и направлен на получение дохода за счет инвестирования средств [12].
Эндаумент призван обеспечить: частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений; финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода; формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности.
Преимуществом эндаумента является прозрачный характер его деятельности. Поскольку средства эндаумента могут быть направлены только в ту организацию, для поддержки которой он создан, то его невозможно использовать для минимизации налогообложения (когда налоги снижаются за счет расходов, якобы идущих на благотворительность; это актуально для тех стран, где благотворительность не облагается налогом).
Целевая направленность и ориентированность данного фонда исключительно на поддержку кинематографии обеспечит высокую заинтересованность к данной структуре со стороны кинематографистов, прежде всего, дебютантов и выпускников киновузов, которые при создании своих дебютных работ сталкиваются с проблемой финансирования.
Кроме того, в будущем необходимо создание таких фондов в каждом субъекте РФ, что позволит сделать кинематографию как экономическую отрасль привлекательной не только на федеральном, но и региональном уровне. Более того, кинопроизводство в каком -либо из регионов позволит создать новые рабочие места, что в условиях сложной экономической ситуации в регионах было бы не лишним. Особенно это касается регионов с высоким уровнем безработицы.
Таким образом, в рамках совершенствования системы государственной поддержки кинематографии предполагается привлекать в сферу культуры дополнительные финансовые вложения посредством введения специального добавочного налога; введения налога с товарооборота телекомпаний; создания специализированной структуры, контролирующей и регулирующей правовые отношения в сфере авторских и смежных прав, в частности, в сети Интернет; создания федеральных и региональных эндаумент-фондов по видам культурной деятельности; применения эффективной системы налоговых преференций (льготы по налогам для лиц, участвующих в создании культурных ценностей, для организаций культуры и коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью в сфере культуры).
Список литературы
1. Алексеева П. А., Данилов П. В. Сравнительный анализ методов государственного управления структурными составляющими медиаиндустрии: возможности и ограничения // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 38-43.
2. Алексеева П.А., Покидко В.В. Сущность риск-менеджмента в киноиндустрии // Петербургский экономический журнал. 2015. № 3. С. 54-58.
3. Евменов А. Д., Данилов П. В. Проблемы и перспективы развития российского кинообразования // Петербургский экономический журнал. 2016. №1. С. 6-11.
4. Данилов П. В., Ртищева Т. В. Особенности государственного регулирования развития кинематографии в странах Северной Америки // Петербургский экономический журнал. 2015. № 4. С. 48-55.
5. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 22.12.2010 г. № 436 -ФЗ «О защите детей от информации».
7. IEV MEDIA WEEK. URL: https://kievmediaweek.com/ru/news/397 (дата обращения: 20.12.2015).
8. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг)».
9. Шапрон Ж., Жессати П. Принципы и механизмы финансирования французского кинематографа / пер. с фр. Аллы Беляк и Жоэля Шапрона. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. 96 с.
10. Китайский информационный интернет-центр. URL: ttp://russian.china.org.cn/ (дата обращения: 10.01.2016).
11. Федеральный закон РФ от 24.11.2014 г. № З6З-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». URL: http://base.garant.ru/70804230/ (дата обращения: 10.01.2016).
12. Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/ news/689981/ (дата обращения: 10.01.2016).