Научная статья на тему 'Международное совместное кинопроизводство как фактор повышения конкурентоспособности национальной киноиндустрии в условиях глобализации и интернационализации мирового кинорынка'

Международное совместное кинопроизводство как фактор повышения конкурентоспособности национальной киноиндустрии в условиях глобализации и интернационализации мирового кинорынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВМЕСТНОЕ КИНОПРОИЗВОДСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В КИНОИНДУСТРИИ / ПРОЕКТЫ КОПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНОИНДУСТРИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное совместное кинопроизводство как фактор повышения конкурентоспособности национальной киноиндустрии в условиях глобализации и интернационализации мирового кинорынка»

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект 11-02-00667а) и РФФИ (проект № 13-06-00637).

Библиографический список

1. Акаев А.А., Садовничий В.А. Исследование сценариев развития России в условиях мирового кризиса. Аналитические доклады победителей конкурса «Россия в условиях мирового кризиса». - М.: РГНФ, 2009. - С. 252-284.

2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С.Ю. Глазьев. -М.: ВлаДар, 1993.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: В 4 ч. - 12-е изд. - М.: Ось-89, 2010. - 560 с.

4. Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования / А.А. Гусев. - М.: Международные отношения, 2004. - 208 с.

5. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

7. Постановление Правительства РФ № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», 1991.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации, № 197-ФЗ от 30.12.2001. Принят ГД ФС РФ 21.12.2001.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации, № 63-ФЗ от 13.06.1996. Принят ГД ФС РФ 24.05.1996.

10. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001.

11. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

А.В. Чудакова

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОВМЕСТНОЕ КИНОПРОИЗВОДСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНОИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО

КИНОРЫНКА

Ключевые слова: совместное кинопроизводство, глобализация в киноиндустрии, проекты копродукции, конкурентоспособность отечественной киноиндустрии.

В киноиндустрии выделяют четыре формы глобализации: глобализация вовлеченности в кинопроизводство, глобализация кинопотребления, глобализация организации кинопроизводства и глобализация кинопроизводства [4].

Глобализация вовлеченности в кинопроизводство объясняется тем, что кинопроизводство становится все более распространено глобально, т.е. число художественных

© Чудакова А.В., 2013

фильмов, произведенных для кинотеатров, телевидения и других каналов показа, растет в мире год от года. Причем этот рост происходит не только в крупных кинопроизводящих странах, в которых ежегодное число релизов (фильмов, вышедших в прокат) неуклонно растет уже более десяти лет (например, Индия и Китай), но и в маленьких странах, где киноиндустрия всячески поддерживается государством и другим финансовым стимулированием (например, Бельгия, Чехия, Венгрия).

Второй формой глобализации в киноиндустрии является глобализация кинопотребления, т.е. глобальный рост потребительских вкусов. Причем расширяется рынок не только массового потребления, теперь продюсеры также могут рассчитывать и на нише-вую аудиторию одновременно в нескольких странах. Это означает, что экспорт фильмов становится глобальным процессом, в котором фильмы производятся для мировой аудитории и выходят в прокат на многих зарубежных рынках одновременно. Несмотря на то что Голливуд занимает лидирующие позиции в экспорте своих фильмов на зарубежные рынки, другие страны также вовлечены в этот процесс.

Еще одной формой глобализации в киноиндустрии является появление глобальных форм организации. Наиболее заметной формой такой глобальной организации является появление глобальных корпораций. Поскольку голливудские производственные компании интернационализовали свою деятельность, горизонтально интегрируясь и ди-версифицируясь в мультимедийные корпорации, некоторые из них были приобретены или объединены с французскими, японскими и австралийскими бизнес-конгломератами. Однако рост таких мультимедийных глобальных корпораций географически неравномерен. В большинстве стран глобальные корпорации присутствуют в форме сильных дистрибуторских и маркетинговых дочерних компаний (филиалов), предлагая глобальные (обычно американские) продукты местному рынку. В некоторых странах глобальные корпорации присутствуют, сотрудничая с местными производственными компаниями (такие, как кино- и телекомпании, звукозаписывающие и издательские компании) в финансировании и дистрибуции относительно низко бюджетных местных продуктов исключительно для местного рынка.

Четвертый и последний аспект глобализации в киноиндустрии, который рассматривается в данной статье более подробно, - это глобализация кинопроизводства, т.е. международное совместное кинопроизводство, которое существует уже почти целый век, а в последние годы наблюдается его бум. Такие проекты международного совместного кинопроизводства (проекты копродукции) обусловлены либо творческими причинами, либо творческими и финансовыми причинами одновременно (для объединения творческих и финансовых ресурсов компаний из разных стран). Большинство же из них реализуются с целью использования мер государственной поддержки в определенной стране и/или налоговыми стимулами на определенной территории. Кинопроизводители находятся в поиске по всему миру региональных или национальных фондов/программ, которые предлагают финансовые стимулы с целью привлечения съемок картин на свою территорию. Голливуд также ввел другой вид глобализации кинопроизводства, а именно аутсорсинг убегающих производств на территорию других штатов и стран, которые предлагают конкурентоспособные цены (т.е. предотвращение ухода национальных производств за пределы страны).

Стоит отметить, что совместное кинопроизводство в силу своей коммерческой направленности ориентировано на международную аудиторию, а следовательно, тесно связано с продвижением проектов копродукции на международных рынках.

Так, государственная структура TelefilmCanada, осуществляющая реализацию государственной политики в области кинематографии в Канаде, заявила о том, что международный рынок является стратегическим приоритетом для Канады и что совместное производство является инструментом для финансирования высококачественных продуктов с целью их дальнейшей дистрибуции на международном рынке [1]. Важность зарубежных рынков для кинотеатрального проката подчеркивает тот факт, что рост общемировых кассовых сборов в 2011 г. до величины 32,6 млрд долл. (рост составил 3,2 % по сравнению с 2010 г.) оказался возможным благодаря увеличению кассовых сборов именно на зарубежных (не национальных) рынках примерно на 35 % [5].

Развитые кинематографии, такие, как кинематография США, становятся экспортерами кинопродукции, формируя за счет сборов за рубежом до 50 % общих доходов от проката фильмов. Кинопроизводство все больше основывается на копродукции и ориентируется на будущее продвижение на зарубежных рынках. А в случае недостаточного развития собственного кинопроизводства, внутренний рынок насыщается за счет импортной продукции.

Рост экспорта фильмов за пределами страны-производителя называется интернационализацией киноиндустрии [4]. В то время как интернационализация способствует расширению рынков сбыта фильмов, а, следовательно, должна обеспечивать возможности роста для небольших кинопроизводящих стран, в реальности же она в прошлом веке представляла собой господство очень ограниченного числа стран на зарубежных рынках. Объяснение этому очень простое: экспорт влечет за собой еще большую неопределенность спроса (по сравнению с существующей неопределенностью спроса на домашнем национальном рынке), поскольку предпочтения зрителей на различных мировых зарубежных рынках еще более непредсказуемы, чем внутри страны. С начала прошлого века Голливуд начал вкладывать значительные средства в крупномасштабный маркетинг и дистрибуцию фильмов, преодолевая экспортные барьеры путем присутствия в качестве локального дистрибутора и делая адаптированные для местной страны маркетинговые кампании фильмов на большом количестве зарубежных рынков. Поскольку американские кинокомпании уже давно начали свое покорение зарубежных рынков, Голливуд создал и удерживает экспортное преимущество по сравнению с другими крупными кинопроизводящими странами (Индия, Китай, Япония, Россия, Испания, Франция и Великобритания), причем Индия, Россия и Китай до сих пор не прилагали достаточных усилий и не вкладывали достаточных средств в продвижение национальных фильмов, чтобы иметь возможность экспортировать свои фильмы в сколь-нибудь заметных масштабах.

Киноиндустрия США обладает наиболее развитыми каналами продвижения своего продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно это является наиболее ярким проявлением того, что кинематография США - наиболее развитая в мире, несмотря на то, что по среднему количеству производимых ежегодно фильмов они находятся на втором месте. Доля фильмов, созданных с участием США, в общемировых сборах составила по оценочным данным более 70 %, причем по количеству произведенных фильмов США занимают долю около 14 %. Примечательно, что все 20 наиболее кассовых фильмов в мировом кинопрокате по итогам 2011 г. произведены с участием студий-мейджоров США (см. табл.) [3], а общемировые сборы этих 20 фильмов составили почти 7,7 млрд долл. или практически четверть от мирового валового сбора кинопроката. Столь высокая концентрация рынка свидетельствует о высокой интеграции американских прокатных компаний в международный кинорынок, что позволяет увеличить общие сборы в среднем в два раза по сравнению с доходами от кинопроката на внутреннем рынке. Создается

впечатление, что на рынке США достигнут некий предел роста, и дальнейшее развитие американские компании планируют, исходя из перспектив участия в росте зарубежных рынков.

Таблица

Общемировые сборы 20 наиболее кассовых фильмов по итогам 2011 г.

Название фильма Студия-производитель Общемировые сборы (долл. млн) Доля валовых сборов в США (%)

«Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2» Warner Bros. 964 40

«Пираты Карибского моря: На странных берегах» Walt Disney 804 30

«Трансформеры 3: Темная сторона Луны» Paramount 771 46

«Кунг-фу панда-2» Paramount 500 33

«Форсаж-5» UniversalPict. 419 50

«Смурфики» Sony Pict. 418 34

«Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1» Summit Entert. 371 74

«Тачки-2» Walt Disney 369 35

«Рио» 20th Century Fox 343 42

«Мальчишник-2: Из Вегаса в Бангкок» Warner Bros. 320 79

«Восстание Планеты Обезьян» 20th Century Fox 306 58

«Кот в сапогах» Paramount 275 53

«Король говорит» Weinstein 273 42

«Тор» Paramount 268 68

«Рапунцель: Запутанная история» Walt Disney 263 13

«Черный лебедь» Fox Searchlight 230 26

«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» Paramount 227 58

«Люди-Икс: Первый класс» 20th Century Fox 208 70

«Капитан Америка: Первый мститель» Paramount 192 92

«Девичник в Вегасе» UniversalPict. 169 70

Итого: 7690 47

Из 20 наиболее кассовых фильмов общемирового кинопроката по итогам 2011 г. три фильма были созданы американскими кинокомпаниями совместно с другими государствами («Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2», «Король говорит», «Миссия невыполнима: Протокол Фантома»), которые, в свою очередь, обеспечили затем значитель-

ные сборы на национальных рынках. Стратегия совместного производства используется крупнейшими студиями США уже на протяжении нескольких лет, и масштабы его только увеличиваются.

Стратегия развития кинопродукции всегда была характерна и для государств Европейского союза, масштаб внутренних рынков которых в большинстве случаев не позволяет окупить крупнобюджетные постановки. Фильмы производства США занимают лидирующее положение на европейском рынке, несмотря на ежегодные колебания их доли в 5-8 % (в 2011 г. доля американских фильмов в европейском кинопрокате составила 61,4 %), однако в последние годы доля национальных фильмов в Европе неуклонно растет и по итогам 2011 г. составила 28,5 %. В странах с наиболее развитой кинематографией эта величина колеблется от 15 % в Испании до 40,9 % во Франции. Во многом такой достаточно высокий показатель доли национальной продукции достигается и удерживается благодаря развитию совместного кинопроизводства в странах Евросоюза. Так, например, во Франции в 2009 г. было произведено 137 полностью национальных фильмов (внутреннее производство без участия зарубежных стран) и 93 проекта копродукции, что составило 40 % от общего числа произведенных проектов в стране за год. В Германии этот показатель (доля проектов копродукции в общем числе произведенных фильмов за год) равен 42 %, в Италии - 24 %, в Австрии - 59 %, в Бельгии - 75%, в Испании - 27 %, в Великобритании - 24 % [2].

Кроме того, важность и значимость совместного кинопроизводства для национальных киноиндустрий подтверждается существованием различных специальных программ поддержки и развития проектов совместного кинопроизводства, которые закреплены законодательно во многих государствах. Стоит отметить, что в условиях ограниченности рынков сбыта кинопродукции дополнительные конкурентные преимущества получили государства, уже обладающие развитой кинематографией, интегрированной в международный кинопроцесс. В настоящее время российская кинематография находится за бортом мировой киноиндустрии, а участие России в совместных международных проектах является скорее исключением. В условиях глобализации мировой киноиндустрии и экономики в целом дальнейшее развитие отечественной киноиндустрии, повышение конкурентоспособности национальных картин и их продвижение на международные рынки невозможно без интеграции российского кинематографа в мировую киноиндустрию в первую очередь путем развития международного совместного кинопроизводства.

Библиографический список

1. Co-production Guide. Partnering with Canada.Montreal: International Relations Division of Telefilm Canada with the collaboration of the Communications and Public Affairs Division, Telefilm Canada. 1999.

2. Focus 2010. World Film Market Trends // European Audiovisual Observatory, Marche du Film. 2010.

3. Focus 2012. World Film Market Trends // European Audiovisual Observatory, Marche du Film. 2012.

4. Lorenzen. M. On the Globalization of the Film Industry. - 2008.

5. Theatrical Market Statistics 2011. Motion Picture Association. - 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.