Чудакова А.В.
Сущность понятия международного совместного кинопроизводства и
предпосылки его развития
Определение понятия международного совместного кинопроизводства
В самом общем смысле под международным совместным кинопроизводством понимается производство кинопроекта между двумя или более производственными кинокомпаниями из разных стран. В литературе существует несколько определений данного понятия, ниже приведены некоторые из них.
Международное совместное кинопроизводство является одной из форм международной кооперации (внешнеэкономических связей) в сфере кинематографии, а также одной из форм глобализации в киноиндустрии1.
Дж. Рено и Б. Лайтман определили копродукцию как наиболее эффективную стратегию по реагированию на процессы, проходящие в кино- и телеиндустрии2.
Также вопросами международного совместного кинопроизводства занимались такие ученые, как П. Шлейзингер3, Р. Коллинз, Н. Гарнхэм, и Г. Локсли4, Дж. Уотсон5, Дж. Талиа6, К. Хоскинз, С. Макфадейн и А. Финн7. Кроме того, Хоскинз и Макфадейн изучали преимущества и недостатки копродукции на основе опыта канадских продюсеров8; С. Строувер изучал американо-европейское совместное
кинопроизводство с точки зрения институциональной адаптации в торговле9.
В России практика организации совместного кинопроизводства и механизмы его финансирования на сегодняшний день еще не сложились. В настоящее время в нашей стране международное совместное кинопроизводство на законодательном
1 Lorenzen M. On the Globalization of the Film Industry // Creative Encounters Working Papers. 2009. No 8.
2 Renaud J.L., Litman B. Changing Dynamics of the Overseas Marketplace for TV Programming // Telecommunications Policy. 1985. № 9 (4). P. 245-261.
3 Schlesinger P. From Cultural Defence to Political Culture // Media, Culture and Society. 1997. No 19(3). P. 369-391.
4 Collins R., Garnham N., Locksley G. The Economics of Television: The U.K. Case. 1988.
5 Watson J. Co-production Europe // London: Independent Programme Producers Association (IPPA). 1990.
6 Talia J. Coproductions in the Australian Film and Television Industry: From the Past to the Future. Unpublished Doctoral Thesis. La Trobe University, Melbourne, Australia. 1997.
7 Hoskins C., McFadyen S., Finn A. International Joint Ventures in the Production of Australian Feature Films and Television Programs // Canadian Journal of Communication. 1999. Vol. 24. No 1.
8 Hoskins C., McFadyen S. Canadian Participation in International Co-productions and Co-ventures in Television Programming // Canadian Journal of Communication. 1993. No 18(2). P. 219-236.
9 Strover S. Institutional Adaptations to Trade: The Case of U.S.-European Co-productions // Paper presented to “Turbulent Europe” Conference, London. 1994.
уровне не регулируется. В нормативных актах отсутствуют определение и критерии совместного кинопроизводства и совместной кинопродукции (проект копродукции).
В 1994 году Россия присоединилась к Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве (далее — Конвенция), которая содержит ряд признаков (условий) совместного кинопроизводства. К таким признакам, в частности, отнесены:
- осуществление сопродюсерами долевых вкладов в производство фильма творческими, техническими и финансовыми ресурсами (ст. 6, 8 и 9 Конвенции);
- совместное владение оригинальным негативом фильма и фонограммой (ст. 7 Конвенции);
- распределение доходов или территорий (разделение стран проката) между сопродюсерами (ст. 9 и Приложение 1 к Конвенции).
Аналогичные требования к совместной кинопродукции предусмотрены и межправительственными соглашениями России с иностранными государствами о сотрудничестве в сфере кинематографии (с Болгарией, Италией, Францией, Канадой, Германией и странами СНГ).
С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение совместному кинопроизводству: совместное кинопроизводство (международное совместное
кинопроизводство, копродукция) — это согласованное и осуществляемое двумя и более продюсерами (каждый из которых называется сопродюсером) из разных стран за свой счет долевое участие в создании фильма финансовыми, материальными, творческими, организационными и иными ресурсами, предоставляющее сопродюсерам право на распоряжение исключительными правами на совместно созданную кинопродукцию (копродукцию) и на участие в доходах от ее использования.
Таким образом, совместным кинопроизводством признаются инвестиционные вложения в производство фильма, осуществляемые сопродюсерами на свой страх и риск10.
Юридическая основа для реализации копродукции
Реализация проектов копродукции осуществляется на основании официальных межправительственных соглашений между странами в сфере кинопроизводства. Так, Канада является лидером по числу подписанных межправительственных соглашений: у нее подписано 55 соглашений о совместном кинопроизводстве, у Франции — 30 таких
10 Комаров Е.С. Совместное производство фильма в России: Форма реализации и налогообложение // Менеджер. Кино. 2008. № 9.
соглашений, а у России — 6 (с Канадой, Францией, Италией, Болгарией, странами СНГ и Германией). США не имеют ни одного такого соглашения, тем не менее работают с другими странами в рамках неофициальных соглашений, которые называются co-venture (со-предприятие). В рамках Евросоюза страны могут реализовать проекты копродукции между собой на основании Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве.
Аудиовизуальная продукция, произведенная в соответствии с соглашениями о совместном производстве и сертифицированная соответствующими органами (чаще всего, министерствами культуры), получает статус «официальной копродукции» («статус совместного кинопроизводства»). Ключевым моментом межправительственных соглашений является признание официальной копродукции «национальным производством» в каждой из сотрудничающих стран, то есть фильм признается национальным и, следовательно, имеет право пользоваться всеми государственными льготами и преимуществами, которые законодательно предусмотрены в отношении национальных фильмов в каждой из стран-участниц. Такие выгоды могут представлять собой государственную финансовую поддержку, налоговые льготы и включение во внутренние телевизионные квоты. В России, например, данный статус дает льготу по освобождению от уплаты НДС и право претендовать на получение государственной финансовой поддержки, которая может достигать 70% от производственного бюджета фильма (в случае копродукции — 70% от участия российской стороны в проекте).
Наряду с преимуществами, межправительственные соглашения предусматривают целый ряд условий по сотрудничеству кинопроизводителей, которые иногда создают для них ограничения. Так, соглашениями устанавливаются минимальные размеры финансового, творческого и технического участия каждой страны-участницы. Как правило, в случае двусторонней копродукции продюсер с минимальным участием должен обеспечить не менее 20% финансирования проекта, а в случае многосторонней копродукции это минимальное участие должно быть не менее 10%.
Международное совместное кинопроизводство может также осуществляться со странами, с которыми такого соглашения нет. В этом случае проект не сможет получить статус «официальной копродукции», но он может получить статус национального фильма и воспользоваться государственными льготами в случае, если его параметры будут удовлетворять требованиям внутреннего законодательства страны
в отношении признания фильма национальным. В таком случае проект будет считаться 100% национальным, а не копродукционным.
Предпосылки развития копродукции
Совместное кинопроизводство стало частью международной киноиндустрии с 1950-х годов, когда Франция и Италия подписали первое соглашение о сотрудничестве в сфере кинематографии в период после Второй мировой войны с целью восстановления своих национальных киноиндустрий. К 1960 году совместное кинопроизводство стало «необходимостью для стран со скромной киноиндустрией и маленьким потенциалом рынка» и использовалось как стратегия национальных киноиндустрий «на всем протяжении истории европейского звукового кино»11.
Международное совместное кинопроизводство, активный рост которого наблюдается с начала 1990-х годов, отражает продолжающуюся интеграцию культурной и экономической деятельности в мировом масштабе. Во многих случаях совместное кинопроизводство является ответом на интернационализацию в странах со слабо развитым кинопроизводством, которые стремятся сохранить жизнеспособность киноотрасли и произвести фильмы с определенным культурным акцентом для национальных зрителей. В настоящее время совместное производство преимущественно преобладает среди стран с сильной экономикой и хорошо развитым аудиовизуальным сектором12.
Рост числа реализуемых проектов копродукции является частью более глобальных процессов киноиндустрии (финансовых и институциональных), формирующих индустриальную составляющую киноотрасли.
Такие экономисты, как А. Де Вани13, А. Гинзбург и Д. Тросби14, В. Уоллз15 отмечали, что высокая степень неопределенности спроса в отрасли формирует экономику киноиндустрии, а это в свою очередь приводит к высоким финансовым рискам инвестиций, особенно в производственном секторе отрасли.
11 Betz M. The Name Above the (Sub)Title: Internationalism, Coproduction, and Polyglot European Art Cinema // Camera Obscura - 46. 2001. Vol. 16. No і. P. 1-44.
12 Taylor P.W. Co-productions. Content and Change: International Television in the Americas // Canadian Journal of Communication. 1995. No 20 (2). P. 4і і-416.
13 De VanyA. Hollywood Economics: How Extreme Uncertainty Shapes the Film Industry. London, 2004.
14 Ginsbourgh A., Throsby D. Handbook of the Economics of Art and Culture. Vol. і. Amsterdam, 2006.
15 Walls W.D. Modelling Movie Success When Nobody Knows Anything: Conditional Stable-distribution Analysis of Film Returns // Journal of Cultural Economics. 2005. No 29 (3). P. 177-190.
Учитывая, что кинопроизводство — это капиталоемкий процесс, в большинстве случаев продюсеры не обладают достаточными финансовыми возможностями для реализации кинофильмов, поэтому они полагаются на деньги инвесторов или на государственные субсидии. Поиск финансирования для реализации проектов является непрерывным и главным вопросом для кинопродюсеров, так как банки не готовы финансировать кинопроекты из-за высокой степени неопределенности отрасли, и в то же время не расположенных к риску инвесторов, как правило, не привлекает отрасль, где «никто ничего не знает»16. Кроме того? опыт неудачных попыток инвестиций в киноиндустрию осложняет ситуацию, поскольку инвестиции в киноиндустрию получили репутацию «денег казино» (casino money) или «глупых денег» (silly money)11.
Таким образом, киноиндустрия характеризуется потребностью в больших капиталовложениях, которые трудно привлечь из-за значительной степени неопределенности отрасли, выражающейся в высоких рисках для инвесторов.
Рост копродукции может быть частично объяснен как успешное решение проблемы финансирования. Однако есть и вторая точка зрения, согласно которой, рост совместного производства наблюдается в связи с избытком финансового капитала, который «пришел в киноиндустрию» в поисках выгодных инвестиционных возможностей. Хотя на первый взгляд это кажется парадоксальным, на самом деле, эти две точки зрения взаимосвязаны и являются «сторонами одной медали»18.
Для начала выделим три основных типа совместного производства:
16 Ibidem.
17 Phillips R. The Global Export of Risk: Finance and the Film Business // Competition & Change. 2004. Vol. 8. No 2. P. 105-136.
18 Morawetz N. Finance, Policy and Industrial Dynamics - The Rise of Co-productions in the Film Industry.
Paper to be presented at the DRUID Summer Conference 2007 on “Appropriability, Proximity, Routines and Innovation”. Copenhagen, CBS, Denmark, June 18-20, 2007. URL:
http://www2.druid.dk/conferences/viewpaper.php?id=1671&cf=9.
Таблица 1. Типология проектов копродукции
Тип Характеристики
А: Совместное кинопроизводство, обусловленное творческими причинами • Творческие элементы фильма требуют иностранного участия; или существенные выгоды от творческого участия многих стран; • Низко/среднебюджетные фильмы, преимущественно европейские; • Финансирование одного отдельного проекта.
В: Совместное кинопроизводство, обусловленное поиском финансирования (индустриальный фактор) • Фильм структурирован как копродукция с целью объединения финансовых ресурсов из разных стран; творческие элементы выстраиваются так, чтобы найти финансирование; • Низко/среднебюджетные фильмы; • Финансирование одного отдельного проекта.
С: Совместное кинопроизводство, обусловленное поиском инвестиционных возможностей (фактор финансового рынка) • Фильм структурирован как копродукция с целью использования налоговых льгот; • Средне/высокобюджетные фильмы категории мейнстрим, нацеленные на международную аудиторию; • Проект входит в пакет фильмов, на который ищется финансирование.
Рост числа проектов копродукции произошел главным образом по двум категориям: проекты копродукции, обусловленные поиском финансирования
(индустриальный фактор), и проекты копродукции, обусловленные поиском инвестиционных возможностей (фактор финансового рынка). Безусловно, проекты, принадлежащие к одной из этих трех категорий, производятся не только по одной причине, а представляют собой комбинацию творческих и экономических факторов.
Для объяснения феномена копродукции в данной статье используется теория Дж. Шумпетера19, который отметил важность финансовых посредников/агентов (банкиры, финансисты) в обеспечении возможности инновационного предпринимательства. Впоследствии К. Перес выделила инновационных и консервативных финансистов, отмечая, что первые ищут инвестиционные возможности с более высокой степенью риска, а вторые — не расположены к риску20.
Согласно теории Шумпетера, предприниматели зависят от инновационных финансистов для финансирования высоко рискованных инноваций. Если эти инновации успешны, инновационные финансисты получают более высокую прибыль по сравнению с другими сферами их деятельности. Учитывая, что предпринимательская деятельность растет, инвестиции в новые инновации повторяются и начинают привлекать изначально не расположенных к риску инвесторов, которые хотят участвовать в возможности получить прибыль. Таким образом, начинается цикл роста и движения капитала в отрасли.
Применяя эту модель на уровне киноиндустрии, будем рассматривать продюсеров как инновационных предпринимателей, которые находятся в поиске инновационных финансистов. Инновация, которая несет в себе потенциал для преобразования отрасли, не является, тем не менее, техническим процессом. Но в случае рассмотрения инновации в самом процессе финансирования фильма, инновация, снижающая риск инвестиций в фильм, способствует притоку капитала в отрасль и получает дальнейшее распространение. Можно утверждать, что результатом этой финансовой инновации в киноиндустрии является рост проектов копродукции. Стоит отметить, что совместное кинопроизводство не является самой инновацией; финансовая инновация способствует развитию копродукции (например, введение налоговых и финансовых инструментов путем внесения изменений в законодательство).
Дополняя теорию Шумпетера, В. Кингстон отмечал важность институциональных изменений в обеспечении возможности для инновации: «Инвестиции в инновации сопряжены с риском, а снижение риска вызовет увеличение инвестиций. Если законодательные изменения приводят к такому снижению рисков,
19 Schumpeter J.A. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. New York, 1939.
20 Perez C. Finance and Technical Change: A Neo-Schumpeterian Perspective. Working Paper No 14. 2004. URL: http://www-cfap.ibs.cam.ac.uk/publications/downloads/wp14.pdf.
разумно ожидать, что в таком случае «кластер новаторов» (это понятие ввел Шумпетер) найдет возможность получить финансирование, в котором нуждается»21.
Перес назвала это «фазой вторжения», когда инновационные продюсеры и финансисты находят возможности для снижения рисков в киноиндустрии. Эти возможности были вызваны законодательными (введение налоговых льгот) и финансовыми инновациями, что привело к притоку денег в киноиндустрию, которые находились в поисках выгодных инвестиционных возможностей22.
Таким образом, можно сказать, что институциональные (законодательные) изменения открыли возможность для финансовых инноваций, которые и способствовали совместному кинопроизводству. А это, в свою очередь, привело к возросшему интересу инвесторов к копродукции. То есть первоначально наблюдался рост проектов копродукции, обусловленных поиском финансирования, а затем с введением во многих странах щедрых программ государственного субсидирования и финансовых стимулов произошел рост проектов совместного производства, обусловленных поиском инвестиционных возможностей.
Преимущества реализации проектов копродукции
Реализация проектов копродукции позволяет объединить финансовые, творческие и технические ресурсы стран-участниц для производства кинопроекта. Поэтому у продюсеров появляется возможность расширить и диверсифицировать источники финансирования картины, что особенно актуально в условиях глобализации киноиндустрии и тенденции увеличивающихся производственных бюджетов.
Таким образом, реализация проектов совместного кинопроизводства открывает широкие возможности для киноиндустрии каждой страны, а именно:
1. доступ к зарубежным источникам финансирования;
2. доступ к международному рынку кинотеатрального проката;
3. возможность сотрудничества с ведущими зарубежными студиями и компаниями;
4. внедрение и развитие новых механизмов финансирования кинопроектов;
5. приток иностранного капитала в отрасль и в экономику страны в целом;
6. знакомство с передовым зарубежным кинематографическим опытом;
1. обучение и повышение квалификации местных кинопроизводителей;
21 Kingston W. Schumpeter, Business Cycles and Co-evolution // Industry and Innovation. 2006. Vol. 13. No 2. P. 91-106.
22 Perez C. Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages. Cheltenham, 2002.
8. возможность участия в крупных международных кинопроектах;
9. расширение межкультурных границ;
10. укрепление имиджа страны на международном рынке.
Все это напрямую способствует интенсивному развитию национального кинопроизводства, повышению его конкурентоспособности, интеграции национального кинематографа в международную киноиндустрию и продвижению национального кинематографа за рубежом.
Поддержка проектов копродукции является одним из наиболее эффективных инструментов государственной политики в сфере кинематографии по повышению уровня и качества производимых картин, увеличению уровня производства в стране, расширению возможностей для международного кинотеатрального проката
национальных картин, повышению конкурентоспособности отечественной кинопродукции, а также по развитию кинопроизводственной инфраструктуры в стране и обучению профессиональных кадров.
Еще одним доказательством важности и значимости совместного кинопроизводства для национальных киноиндустрий является существование различных специальных программ поддержки и развития проектов совместного кинопроизводства, которые закреплены законодательно во многих государствах.
Первоначально копродукция рассматривалась с точки зрения усиления местных киноиндустрий и защиты от иностранной продукции, в особенности американской. В Европе совместное кинопроизводство также рассматривалось как возможность создания культурно самобытного продукта для местных рынков и возможность предотвращения засилия иностранных продуктов. Однако сегодня совместное производство все менее обусловлено культурными факторами, преследуя в основном экономические цели и представляя собой тенденцию в международном кинопроизводстве, которая приобретает глобальный характер.
Список литературы:
1. Комаров Е.С. Совместное производство фильма в России: Форма реализации и налогообложение // Менеджер. Кино. 2008. № 9.
2. Betz M. The Name Above the (Sub)Title: Internationalism, Coproduction, and Polyglot European Art Cinema // Camera Obscura - 46. 2001. Vol. 16. No 1. P. 1-44.
3. Collins R., Garnham N., Locksley G. The Economics of Television: The U.K. Case. 1988.
4. De Vany A. Hollywood Economics: How Extreme Uncertainty Shapes the Film Industry. London, 2004.
5. Ginsbourgh A., Throsby D. Handbook of the Economics of Art and Culture. Vol. 1. Amsterdam, 2006.
6. Hoskins C., McFadyen S. Canadian Participation in International Co-productions and Coventures in Television Programming // Canadian Journal of Communication. 1993. No 18(2). P. 219-236.
7. Hoskins C., McFadyen S., Finn A. International Joint Ventures in the Production of Australian Feature Films and Television Programs // Canadian Journal of Communication. 1999. Vol. 24. No 1.
8. Jaeckel A. The Search for the National in Canadian Multilateral Cinematographic Coproductions // National Identities. 2001. Vol. 3. No 2.
9. Kingston W. Schumpeter, Business Cycles and Co-evolution // Industry and Innovation. 2006. Vol. 13. No 2. P. 97-106.
10. Lorenzen M. On the Globalization of the Film Industry // Creative Encounters Working Papers. 2009. No 8. URL: http://openarchive.cbs.dk/bitstream/handle/10398/7775/Creative%2 0Encounters%20Working%20Papers%208.pdf?sequence=1.
11. Morawetz N. Finance, Policy and Industrial Dynamics — The Rise of Co-productions in the Film Industry. 2007. URL: http://www2.druid.dk/conferences/viewpaper.php?id=1671&cf=9.
12. Perez C. Finance and Technical Change: A Neo-Schumpeterian Perspective. Working Paper No 14. 2004. URL: http://www-cfap.ibs.cam.ac.uk/publications/downloads/wp14.pdf.
13. Perez C. Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages. Cheltenham, 2002.
14. The Elgar Companion to Neo-Schumpeterian Economics / ed. By H. Hanusch, A. Pyka. Cheltenham; Northampton, MA, 2007.
15. Phillips R. The Global Export of Risk: Finance and the Film Business // Competition & Change. 2004. Vol. 8. No 2. P. 105-136.
16. Renaud J. L., Litman B. Changing Dynamics of the Overseas Marketplace for TV Programming // Telecommunications Policy. 1985. No 9 (4). P. 245-261.
17. Schlesinger P. From Cultural Defence to Political Culture // Media, Culture and Society. 1997. No 19(3). P. 369-391.
18. Schumpeter J.A. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. New York, 1939.
19. Strover S. Institutional Adaptations to Trade: The Case of U.S.-European Coproductions. Paper presented to “Turbulent Europe” Conference. London. 1994.
20. Talia J. Coproductions in the Australian Film and Television Industry: From the Past to the Future. Unpublished Doctoral Thesis. La Trobe University. Melbourne, 1997.
21. Taylor P.W. Co-productions. Content and Change: International Television in the Americas // Canadian Journal of Communication. 1995. No 20 (2). P. 411-416.
22. Walls W.D. Modelling Movie Success When Nobody Knows Anything: Conditional Stable-distribution Analysis of Film Returns // Journal of Cultural Economics. 2005. No 29 (3). P. 177-190.
23. Watson J. Co-production Europe. London, 1990.