Научная статья на тему 'Рейтинг муниципальных образований по степени развития территориальных общественных самоуправлений'

Рейтинг муниципальных образований по степени развития территориальных общественных самоуправлений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА / РЕЙТИНГ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тулохонов Олег Сергеевич

В статье дается правовое определение, а также раскрываются особенности количественного и половозрастного состава членов территориальных общественных самоуправлений в муниципальных районах Республики Бурятия, на основе статистических данных и социальных паспортов самих территориальных общественных самоуправлений. Далее выделяются методические подходы к формированию рейтинга муниципальных образований Республики Бурятия по степени развития территориального общественного самоуправления, на основе абсолютных и относительных показателей. Разработан алгоритм подсчета сводного индекса развития территориальных общественных самоуправлений в муниципальных образованиях Республики Бурятия, который рассчитывается как сумма всех характеристик (показателей) развития территориальных общественных самоуправлений. В результате оценки наблюдается диспропорция между территориями республики, по уровню их развития, которые непосредственно зависят от мер поддержки органами государственной власти и местного самоуправления. Полученные результаты рейтинга позволяют проводить своевременные консультации и готовить рекомендации по активизации органами местного самоуправления своих усилий, в целях развития институтов гражданского общества на их территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинг муниципальных образований по степени развития территориальных общественных самоуправлений»

Рейтинг муниципальных образований по степени развития территориальных общественных самоуправлений

со

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Тулохонов Олег Сергеевич

канд. экон. наук, кафедра экономической теории и региональной экономики, ФГБОУ вПо «Бурятский государственный университет», oltul@mail.ru

В статье дается правовое определение, а также раскрываются особенности количественного и половозрастного состава членов территориальных общественных самоуправлений в муниципальных районах Республики Бурятия, на основе статистических данных и социальных паспортов самих территориальных общественных самоуправлений.

Далее выделяются методические подходы к формированию рейтинга муниципальных образований Республики Бурятия по степени развития территориального общественного самоуправления, на основе абсолютных и относительных показателей. Разработан алгоритм подсчета сводного индекса развития территориальных общественных самоуправлений в муниципальных образованиях Республики Бурятия, который рассчитывается как сумма всех характеристик (показателей) развития территориальных общественных самоуправлений.

В результате оценки наблюдается диспропорция между территориями республики, по уровню их развития, которые непосредственно зависят от мер поддержки органами государственной власти и местного самоуправления. Полученные результаты рейтинга позволяют проводить своевременные консультации и готовить рекомендации по активизации органами местного самоуправления своих усилий, в целях развития институтов гражданского общества на их территориях.

Ключевые слова: количественная и половозрастная структура членов территориальных общественных самоуправлений в муниципальных районах Республики Бурятия, рейтинг развития территориальных общественных самоуправлений, система показателей развития территориальных общественных самоуправлений, территориальное общественное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление, как первичные общественные образования получили свое развитие в Республике Бурятия только в последние четыре года [2, 0.111]. В связи с этим, в региональном и муниципальном управлении Республики Бурятия, не накоплен опыт эффективной деятельности институтов гражданского общества, в том числе и органов территориального общественного самоуправления. В настоящее время, территориальное общественное самоуправление становится реальной силой, способствующей с одной стороны оказывать действенную помощь органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а с другой контролировать местную власть.

Сущность территориального общественного самоуправления содержится в правовом определении, которое закреплено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-Ф3, в статье 27 п.1 [1, С.40]. На наш взгляд данное правовое определение является достаточно емким, понятным и лаконичным, что и объясняет востребованность и популярность его в научной и учебно-методической литературе [2, С.112].

Развитая система территориального общественного самоуправления свидетельствует о наличии гражданского общества, высокой самоорганизации населения на определенной территории, его способности самостоятельно разрешать повседневные местные проблемы. Мы предлагаем рассмотреть основные элементы данной системы на материалах Республики Бурятия. Численность членов территориальных общественных самоуправлении Республики Бурятия на 1 января 2015 года составляла 93 217 человек. Доля членов ТОС от общего количества жителей имеющих право вступить в территориальное общественное самоуправление составляла 12,3%, то есть в процесс управления территорией включились 12,3% жителей республики старше 16 лет [3, С.3].

В разрезе муниципальных образовании Республики Бурятия, лидерами по численности членов территориальных общественных самоуправлении, являются такие районы, как «Еравнинский», «За-каменский», «Курумканский», «Северо-Байкальский» и «Хоринс-кий». Именно в данных муниципальных образованиях, органы местного самоуправления уделяют внимание и способствуют развитию гражданских инициатив на местах. Прежде всего проводятся консультационные мероприятия с населением и муниципальными служащими (помощь инициативным группам местного населения при регистрации в качестве некоммерческой организации или юридического лица в соответствующих органах власти, разработки проектно-сметной документации и т.п.), разработаны и действуют меры стимулирующего воздействия (муниципальные конкурсы, муниципальные субсидии и т.п.), реализуется информаци-

онная политика (презентации, семинары, круглые столы, научно-практические конференции на тему «роль территориального общественного самоуправления в муниципальном управлении» и др.) и т.п. В результате вышеуказанных мероприятии, практически во всех сельских поселениях вышеназванных муниципальных образований-лидеров, не только зарегистрированы, но и активно функционируют органы территориального общественного самоуправления, а также участвуют и побеждают в республиканских и муниципальных конкурсах.

Минимальная доля членов территориальных общественных самоуправлений от общего количества жителей, наблюдается в Бичурском,Заиграев-ском, Муйском, Окинском, Се-ленгинском районах. Однако это не говорит, о том, что в этих муниципальных районах, зарегистрировано минимальное количество территориальных общественных самоуправлений. Здесь наблюдается отсутствие информации (в органах местного самоуправления, республиканском портале) об их составе и деятельности, что препятствует развитию гражданских инициатив в вышеназванных муниципальных образованиях.

Половозрастная структура членов территориальных общественных самоуправлений муниципальных районов Республики Бурятия уточнена в таблице 2. Общая доля женщин, во всех территориальных общественных самоуправлениях муниципальных районов Республики Бурятия, незначительно превышает долю мужчин. В общей структуре членов территориальных общественных самоуправлений, значительно преобладает доля экономики активного населения (от 62% до 80%). Доля пенсионеров варьируется от 14% в Муйском районе, до 42% в Тарбагатайском районе. Низкую активность проявляют молодые люди от16 до 18 лет. Их доля варьируется от 2,3% в Хоринском районе, до 11,9% в Тарбагатайском районе [3, С.4].

Таблица 1

Численность постоянного населения и членов территориальных общественных самоуправлений Республики Бурятия по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2015 года (человек) Источник: Бурятия. Население на 1 января 2011-2014 годов; социальные паспорта территориальных общественных самоуправлений

№ Муниципальные Всего в том Числен- Числен- Доля

образования числе ность насе- ность членов

0-15 лении членов ТОС от

лет имеющие право вступить eï TOC TOC общего кол-ва жителей (%)

1. Всего но республике 971810 216349 755461 93217 12.3

2. в том числе:

3. "Город Улан -Удэ" 416079 82433 333646 32342 9,7

4. "Город Северобайкальск" 24449 5182 19267 648 3,4

5. "Бар|-узинский район" 23026 5678 17348 1692 9,8

6. "Баунтовский эвенкийский район" 9161 2165 6996 864 12,3

7. " Бичурский район" 24390 5368 19022 529 2,8

8. "Джидинекий район" 26575 7306 19269 2259 11,7

9. "Еравнинский район" 18097 4856 13241 5372 40,6

10. "Заиграсвский район" 49403 11161 38242 1147 3.0

¡1. "Закаменский район" 27708 7926 19782 7789 39.4

12. "Иволгинский район" 40715 10061 30654 3320 10,8

13. "Кабанский район" 58901 12601 46300 4961 10,7

14. "Кижингинский район" 15902 4573 11329 2272 20,1

15. "Курумканский район" 14570 3833 10737 3663 34.1

16. "Кяхтинский район" 38855 9296 29559 5918 20.0

17. "Муйекий район" 11869 2581 9288 906 9,8

18 "Мухоршибнрский район" 24395 5789 18606 2825 15,2

19. "Окинский район" 5413 1594 3819 45 1.2

20. "Прибайкальский район" 26935 6389 20546 3318 16,1

21 " С е не ро-Ба й кал ьски й район" 13454 2809 10645 3995 37,5

22. "Селенгинекий район" 44639 10534 34105 1425 4,2

23. "Тарбагатайский район" 17069 3548 13521 1969 14,6

24. "Тункинский район" 22084 5953 16131 3049 18.9

25. "Хоринский район" 18121 4713 13408 5649 42 Л

В общем, половозрастная структура членов территориальных общественных самоуправлений муниципальных образований (районов)Республики Бурятия, не отличается от половозрастной структуры общества в целом по республике.

Органы территориальных общественных самоуправлении сельских и городских поселении Республики Бурятия, ежегодно участвуя в республиканском конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление», получают (зарабатывают) в общей сложности 30 млн. рублей (безвозмездно).

Рассмотрев особенности количественного и половозрастного состава членов террито-

риального общественного самоуправления Республики Бурятия, мы предлагаем рассмотреть методические подходы к оценке уровня их развития.

Уровень развития территориального общественного самоуправления в муниципальных районах Республики Бурятия можно оценивать с помощью рейтинга. Данный рейтинг формируется на основе расчета и сравнения уровня развития территориальных общественных самоуправлений в муниципальных образованиях Республики Бурятия, основанный на сборе, описаний и оценки количественных показателей, которые рассмотрим далее.

Для составления данного рейтинга используется один

О À

es

S

i?

2 e

6

Таблица 2

Половозрастная структура членов территориальных общественных самоуправлений муниципальных районов Республики Бурятия, %

Источник: социальные паспорта территориальных общественных самоуправлений

№ Муниципальные До.11)1 Доли Доля ЭАН Доли Доли

образования жен- муж- (%) ненеио- моло-

щин (%) чин (%) не рои (%) дежи (%>

1. "город Улан -Уда" 52.6 47.2 70.6 25,6 3.8

2. "Баргуминский район" 54.8 45.2 69.1 20.1 10,8

3. "Баунтовский эвенкийский район" 50,8 49,2 67,0 28,4 4,6

4. " Бичурский район" 51,6 48.4 62,6 33,8 3,6

5. "Джидинский район" 51.6 48.4 76.4 18.5 5,1

6. "Еравнинекий район" 50.7 49,3 74.7 20,9 4,4

1. "Заиграевекий район" 52.1 47.9 70,7 24,1 5,2

8. "Закамснский район" 50.4 49.6 70.2 25.2 4,6

9. "ИВОЛГИНСКИЙ район" 51.4 48.6 75.4 17.1 7.5

10. "Кабанекий район" 55.6 44.4 65.9 30,4 3,8

11. "Кижинги некий район" 52,3 47,7 72,6 23,0 4,4

12. "Курумкапекий район" 56.0 44.0 64.8 32,8 2.5

13. "Кяхтинекий район" 52.6 47.4 68,3 27.6 4,1

14. "Муйский район" 52.1 47.9 80.4 14,0 5,6

15. "Мухоршибирский район" 51.5 48.5 72.6 23.7 3,7

16. "Окипекий район" 57.8 42.2 71,1 20,0 8.9

17. "Прибайкальский район" 53.1 46.9 72.1 24,5 3,3

18. "Северо-Байкальский район" 52,7 47,3 69,0 26.5 4.5

19. "Селенгинский район" 52,9 47.1 63,2 32,9 3,9

20. "Тарбагатайский район" 53.7 46.3 46.3 41,8 11,9

21. "Тункинский район" 53.7 46,3 65.2 29.8 5,0

22. "Хорннекий район" 51.2 48.8 74.8 22,9 2,3

Таблица 3

Объем денежных средств, полученных территориальными общественными самоуправлениями муниципальных районов в республиканском конкурсе, тыс. руб. Источник: Распоряжения Правительства Республики Бурятия «О Перечне победителей и призеров республиканского конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление»» от 14. 02. 2012г. №70-р; от05.04.2013 N204-р; от24.01.2014 № 27-р.

ЛЬ Мушши пильные образовании Сумма призовых н 2012 г. (тыс. руб.) Сумма призовых н 2013 г. (тыс. руб.) Сумма призовых в 2014 I; (тыс. руб.)

1 "Город Улан -Удэ" - 3320 2090

2. "Город СеверобаЙкалыж " 80 240 330

3. "Баргузинский район" 1020 1070 1420

4. "Баунтовский эвенкийский район" 320 280 230

5. "Бичурский район" 1050 900 1540

6. "Джидинский район" 1080 1560 1820

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. "Еравнинский район" 390 770 530

8. "Заиграевский район" 540 480 760

9. "Закаменский район " 2660 4030 2840

10. "ИВОЛГИНСКИЙ район" 80 410 520

П. "Кабанский район" 1020 1330 1680

12. "Кижингинекий район" 430 610 1340

13. "Курумканский район" 160 970 1110

14. "Кяхтипекий район" 980 2270 1890

15. "Муйский район" 0 0 80

16. "Мухоршибирский район" 200 670 810

17. "Окипекий район" 0 60 100

18. "Прибайкальский район" 120 510 770

19. "Северо-Байкальский район" 1250 2010 1640

20. "Селенгинский район" 870 1210 2010

21. "Тарбагатайский район" 480 790 370

22. "ТуНКинсКИЙ район" 40 1660 1890

23. "Хорипекий район" 280 3240 2430

абсолютный (общая сумма денежной премий выигранных территориальными общественными самоуправлениями в ежегодном республиканском конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление») и три относительных показателя, которые позволяют ранжировать муниципальные районы республики по уровню развития территориальных общественных самоуправлений.

Система показателей развития территориальных общественных самоуправлений в муниципальных образованиях Республики Бурятия позволяет охарактеризовать эффективность и результативность применения органами государственной власти и местного самоуправления мер стимулирования (регулирования) развития территориальных общественных самоуправлений, а также выполняет функцию «обратной связи» между субъектами управления и гражданским обществом [4,С.112].

Рассмотрим алгоритм составления рейтинга развития территориальных общественных самоуправлений. Рейтинг строится путем ранжирования муниципальных районов Республики Бурятия в порядке убывания по значениям интегральных индексов, которые рассчитываются следующим образом:

1. 11 - относительный показатель, учитывающий общую сумму денежной премией полученных территориальными общественными самоуправлениями муниципального района в ежегодном республиканском конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление». Здесь, в качестве основного метода перевода абсолютного показателя в относительный, используется формула заимствованная из квали-метрии, где разработано несколько подходов к количественному оцениванию качества.

Для сопоставления различных свойств, измеряемых в разных по размаху и размерности шкалах, используется отно-

сительный безразмерный показатель II, отражающий степень приближения абсолютного показателя Q¡, к максимальному Qmax¡, и минимальному Qm¡n¡ показателям. Относительный! показатель описывается зависимостью II = Щ, Qmax¡, Qm¡n¡), которая в случае применения упрощенного метода квалимет-рии может быть представлена нормирующей функцией:

I! = ^ - Qm¡n¡) / ^^ - Qm¡n¡);

Данный показатель характеризует успешную и насыщенную деятельность территориальных общественных самоуправлений в сельских и городских поселениях муниципального района. Другими словами побеждают в конкурсе те общественные самоуправления, которые документально доказали и подтвердили свою активную деятельность в решении вопросов местного значения.

2. 12 - доля поселений муниципального района, из общего числа, имеющих победителей и призеров республиканского конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление», %.

Данный показатель характеризует результативность не только органов территориальных общественных самоуправлений сельских и городских поселений муниципальных районов республики, но и эффективность, и результативность муниципального стимулирования (регулирования) развития самоорганизации жителей,через наличие (отсутствие) нормативных правовых актов регламентирующих развитие территориального общественного самоуправления поселений муниципального района, а также механизм реализации и контроля данных документов. В тех поселениях, где органы власти, разрабатывают и реализуют меры стимулирующего характера направленные на развитие территориального общественного самоуправления, там наблюдаются участники и призеры республиканского конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление» и

Таблица 4

Рейтинг муниципальных образований Республики Бурятия по степени развития территориальных общественных самоуправлений Источник: таблица разработана и подсчитана автором

№ Муниципальные образования 2014 2013 2012

место I место I место ]

1. "Хор и некий район" 1 3,27 2 3.12 4 2,13

2. "Закаменский район" 2 3,17 1 3,39 1 3,39

3. "Северо-Байкальский район" 3 2.74 3 2,67 2 2,64

4. "Тункинский район" 4 2.71 5 2,31 13 1.28

5. "Кяхгинский район" 5 2,62 4 2,64 3 2,28

б. "Джидинский район" 6 2,20 8 1,92 5 1.84

7. "Бичурский район" 7 2,19 12 1,59 8 1.6

8. "Селен 1И некий район" 8 2.16 15 1.48 9 1.58

9. "Кижингинекий район" 9 2.11 10 1,8 12 1.47

10. "КуруМИНСКИЙ район" 10 2.11 7 1.98 11 1,5

11. "Баргузинский район" И 2.05 9 1,83 7 1,69

12. "Кабанский район" 12 1.96 11 1.76 10 1.55

13. "Еравнинский район" 13 1.86 6 2.03 6 1,71

14. "ИВОЛГИНСКИЙ район " 14 1.60 14 1,54 15 1,14

15. "За и граенек и й район" 15 1,46 19 1,14 18 1,11

16. "Муйский район" 16 1,43 20 1,1 20 1,1

17. "Прибайкальский район" 17 1.41 16 1,39 19 1,11

18. "Мухоршибирский район" 18 1.41 13 1,57 14 1,17

19. "Окинский район" 19 1.02 21 0,77 21 0,51

20. "Тарбагатайский район" 20 0,% 18 1,15 16 1,13

21. "Баунтовский район" 21 0.94 17 1 18 17 1,12

наоборот, там где органы местного самоуправления бездействуют, не помогают органам территориального общественного самоуправления, либо вообще не зарегистрированы они, либо не участвуют в конкурсе.

3. 13 - доля поселений муниципального района из общего числа, в которых зарегистрированы и активно функционируют территориальные общественные самоуправления, %.

Данный показатель характеризует степень охвата(распро-страненности) территориального общественного самоуправления, по сельским и городским поселениям муниципального района.

4. 14 - доля членов территориальных общественных самоуправлений муниципального района, из общего числа жителей имеющих право вступить в территориальное общественное самоуправление, %.

Данный показатель характеризует уровень осведомленности, инициативности и активности жителей сельских и городских поселений муниципального района.

Сводный индекс развития территориальных обществен-

ных самоуправлений в муниципальных образованиях Республики Бурятия рассчитывается как сумма всех показателей:

1=11+12+13+14;

По сводному индексу проводится ранжирование, то есть муниципальному району Республики Бурятия с наилучшим значением индекса присваивается первое место, а муниципальному району с наихудшим значением присваивается последнее место. Результаты подсчетов показывают наличие большого разрыва между муниципальными районами-лидерами по развитию территориального общественного самоуправления и аутсайдерами (муниципальные районы - где слабо развито общественное самоуправление). Там, где органы местного самоуправления поддерживают и развивают институты гражданского общества, наблюдается активная деятельность населения в решении вопросов местного значения. И наоборот, где слабо регулируют (поддерживают), отсутствует инициатива, самоорганизация местных жителей (см. табл. 5).

В 2012-2013 гг. единоличное лидерство показывал «Закамен-

© £

9

5

V

2 е

6

ский район», среди всех муниципальных образований Республики Бурятия. Однако в 2014 году его опередил «Хоринский район». Также, среди лучших, были такие муниципальные образования, как «Северо-Бай-кальский район», «Кяхтинский район» и «Тункинский район». У всех вышеназванных муниципальных районов, во всех поселениях зарегистрированы и активно и успешно функционируют территориальные общественные самоуправления. Худшими районами согласно рейтингу признаны «Окинский район», «Тарбагатайский район» и «Баунтовский эвенкийский район» (см. табл. 4).

Полученные результаты рейтинга позволяют органам региональной власти, местного самоуправления, населению оценить уровеньразвития территориального общественного самоуправления на их территории, а также корректировать меры стимулирующего характера проводимые (не проводимые) органами местного самоуправления (своевременные консультации и информационная политика, активизация органов местного самоуправления) на своих территориях, в целях ликвидации дисбаланса (большого разрыва между муниципальными районами-лидерами по развитию территориального общественного самоуправления и аутсайдерами) уровня развития территориаль-ш ного общественного самоуправления в муниципальных образованиях Республики Бурятия (усиленное внимание и помощь муниципальным образованиям-аутсайдерам рейтинга).

6 а

&

2 о

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция от 28.11.2015) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/ onine.cgi?req=doc;base=L£M;n=154813 (дата обращения: 12.12.2015).

2. Тулохонов, О.С., Базаров А.Ц. Развитие территориального общественного самоуправления в Республике Бурятия: состояние и основные этапы [Текст] / О.С. Тулохонов, А.Ц. Базаров //Вопросы региональной экономики. - 2013. - Т. 14. № 1. - С. 110-113.

3. Тулохонов, О.С. К вопросу о количественной и качественной оценки деятельности территориального общественного самоуправления / О.С. Тулохонов // Вестник-экономист Заб-ГУ. - № 6. - 2013. [Электронный ресурс] URL: http://vseup.ru/ static/articles/ tulokhonov_1_3.pdf/ (дата обращения: 18.11.2015).

4. Тулохонов, О.С. Экспертный метод оценки деятельности территориального общественного самоуправления [Текст] / О.С. Тулохонов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №2. - С.111-114.

5. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия [Электронный ресурс] URL: http://burstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/burstat/ru/ statistics/population/ (дата обращения: 10.11.2015).

The rating of municipalities by level of development territorial self-goverment Tulohonov O.S.

Buryat state university The article presents the legal definition, as well as expanded features of quantitative and sex and age composition of members of the territorial public self-government in

municipal districts of the Republic of Buryatia, based on the statistics given-governmental and social passports themselves territorial self-government.

Next, stand the methodological approaches to the formation of ranking municipalities of the Republic of Buryatia on the degree of development of local self-government, based on the absolute and relative performance. An algorithm for calculating the composite index of territorial self-government in the municipal entities of the Republic of Buryatia, which is calculated as the sum of all the characteristics (indicators) development of territorial self-government.

The evaluation observed disparity between the territories of the republic, according to their level of development. The results rankings allow timely advice and make recommendations to enhance the local authorities of their efforts in the development of civil society institutions in their territories.

Keywords: quantitative and qualitative structure of members of territorial self-government in the municipalities of Republic of Buryatia the rating of territorial self-government, the system of indicators of territorial self-government, territorial self-government.

1. The federal law of the Russian Federation of October 6, 2003 N 131-FZ «About the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation» (the current version of 28.11.2015)//the Official site of the Consultant Plus company. - Access mode: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=154813 (date of the address: 12.12.2015).

2. Tulokhonov, O.S., ATs's Markets.

Development of territorial public self-government in the Republic of Buryatia: state and main stages [Text] / O. S. Tulokhonov, ATs. Bazarov//Questions of regional economy. - 2013. - T. 14. No. 1. -Page 110-113.

3. Tulokhonov, O. S. K to a question about

quantitative and quality standard of activity of territorial public self-government / O. S. Tulokhonov//the Messenger economist of ZABGU. -No. 6. - 2013. [Electronic resource] URL: http://vseup .ru/static/ articles/tulokhonov_1_3.pdf/(date of the address: 18.11.2015).

4. Tulokhonov, O. S. Expert method of an

assessment of activity of territorial public self-government [Text] / O. S. Tulokhonov//Bulletin of the Buryat state university. - 2013. - No. 2. -Page 111-114.

5. Official site of territorial authority of

Federal State Statistics Service in the Republic of Buryatia [An electronic resource] of URL: http:// burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/burstat/ru/statistics/ population/(date of the address: 10.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.