Научная статья на тему 'Территориальные общественные самоуправления Республики Бурятия: количественный и качественный состав'

Территориальные общественные самоуправления Республики Бурятия: количественный и качественный состав Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
302
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ЧЛЕНОВ ТОС / ГРАНТЫ / QUANTITATIVE AND SEX AND AGE STRUCTURE OF MEMBERS OF CBT GRANTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тулохонов О. С.

Цель статьи раскрыть особенности количественного и половозрастного состава, а также основные источники финансирования членов территориальных общественных самоуправлений в городских и сельских поселениях Республики Бурятия, а также выявить различные уровни их развития, которые непосредственно зависят от мер поддержки органами государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL SELF-GOVERMENT OF BURYATIA: QUALITATIVE AND QUANTITATIVE COMPOSITION

The purpose of the article reveal the particular quantitative and sex and age composi-tion, as well as the main sources of funding for members of territorial self-government in urban and rural settlements in the Republic of Buryatia, and to identify the different levels of development that are directly related to measures to support public authorities and local governments.

Текст научной работы на тему «Территориальные общественные самоуправления Республики Бурятия: количественный и качественный состав»

УДК 352

© О. С. Тулохонов

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ3

Цель статьи раскрыть особенности количественного и половозрастного состава, а также основные источники финансирования членов территориальных общественных самоуправлений в городских и сельских поселениях Республики Бурятия, а также выявить различные уровни их развития, которые непосредственно зависят от мер поддержки органами государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: количественная и половозрастная структура членов ТОС, гранты.

O. S. Tulokhonov

TERRITORIAL SELF-GOVERMENT OF BURYATIA: QUALITATIVE AND QUANTITATIVE COMPOSITION

The purpose of the article reveal the particular quantitative and sex and age composition, as well as the main sources of funding for members of territorial self-government in urban and rural settlements in the Republic of Buryatia, and to identify the different levels of development that are directly related to measures to support public authorities and local governments.

Keywords: quantitative and sex and age structure of members of CBT grants.

Территориальное общественное самоуправление является одной из форм инициативного участия населения в реализации местного самоуправления. Это первичный, наиболее простой, близкий и понятный для населения механизм решения вопросов местного значения, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.

Развитая система территориального общественного самоуправления свидетельствует о наличии гражданского общества, высокой самоорганизации населения, его способности самостоятельно разрешать повседневные местные проблемы.

Мы предлагаем рассмотреть основные элементы данной системы. Численность членов территориальных общественных самоуправлений Республики Бурятия на 1 января 2013 года составляла 93 217 человек. Доля членов ТОС от общего кол-ва жителей имеющих право вступить в территориальное общественное самоуправление составляла 12,3 %, то есть в процесс управления территорией включились 12,3 % жителей республики старше 16 лет.

В разрезе муниципальных районов, лидерами по численности членов территориальных общественных самоуправлений, являются Еравнинский, Зака-менский, Курумканский, Северо-Байкальский и Хоринский районы. Именно

3 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 1332-01303 «Муниципальное регулирование развития территориального общественного самоуправления в городских и сельских поселениях Республики Бурятия».

в этих районах, органы местного самоуправления уделяют внимание развитию гражданских инициатив. Проводятся консультационные мероприятия, разработаны и действуют меры стимулирующего воздействия, реализуется информационная политика и т.п. Вследствие этого, практически во всех поселениях вышеназванных районов, зарегистрированы и активно функционируют органы территориального общественного самоуправления, а также участвуют и побеждают в республиканских и муниципальных конкурсах.

Таблица 1

Численность постоянного населения и членов территориальных общественных самоуправлений Республики Бурятия по муниципальным районам и городским округам по состоянию на 1 января 2013 года (человек)

№ Муниципальные Все- в Численность Числен- Доля

образования го том населения ность чле- членов

чис- имеющие нов ТОС ТОС

ле право от

0-15 вступить в общего

лет ТОС кол-ва жителей ( %)

1. Всего по республике 971810 216349 755461 93217 12,3

2. в том числе:

3. ГО «Город Улан-Удэ» 416079 82433 333646 32342 9,7

4. ГО «Город Северобайкальск» 24449 5182 19267 648 3,4

5. МО «Баргузинский район» 23026 5678 17348 1692 9,8

6. МО «Баунтовский эвенкийский район» 9161 2165 6996 864 12,3

7. МО « Бичурский район» 24390 5368 19022 529 2,8

8. МО «Джидинский район» 26575 7306 19269 2259 11,7

9. МО «Еравнинский район» 18097 4856 13241 5372 40,6

10. МО «Заиграевский район» 49403 11161 38242 1147 3,0

11. МО «Закаменский район» 27708 7926 19782 7789 39,4

12. МО «Иволгинский район» 40715 10061 30654 3320 10,8

13. МО «Кабанский район» 58901 12601 46300 4961 10,7

14. МО «Кижингинский район» 15902 4573 11329 2272 20,1

15. МО «Курумканский район» 14570 3833 10737 3663 34,1

16. МО «Кяхтинский район» 38855 9296 29559 5918 20,0

17. МО «Муйский район» 11869 2581 9288 906 9,8

18. МО «Мухоршибирский район» 24395 5789 18606 2825 15,2

19. МО «Окинский район» 5413 1594 3819 45 1,2

20. МО «Прибайкальский район» 26935 6389 20546 3318 16,1

21. МО «Северо-Байкальский район» 13454 2809 10645 3995 37,5

22. МО «Селенгинский район» 44639 10534 34105 1425 4,2

23. МО «Тарбагатайский район» 17069 3548 13521 1969 14,6

24. МО «Тункинский район» 22084 5953 16131 3049 18,9

25. МО «Хоринский район» 18121 4713 13408 5649 42,1

Источник: Источник: Бурятия. Население на 1 января 2011-2014 годов; социальные паспорта ТОСов

Минимальная доля членов территориальных общественных самоуправлений от общего количества жителей, наблюдается в Бичурском, Заиграевском, Муйском, Окинском, Селенгинском районах. Однако это не говорит, о том, что в этих муниципальных районах, зарегистрировано минимальное количество территориальных общественных самоуправлений. Здесь наблюдается нехватка информации об их составе и деятельности, что препятствует развитию гражданских инициатив в вышеназванных муниципальных образованиях.

Половозрастная структура членов территориальных общественных самоуправлений муниципальных районов Республики Бурятия уточнена в табл. 2. Общая доля женщин, во всех территориальных общественных самоуправлениях муниципальных районов Республики Бурятия, превышает долю мужчин. В общей структуре членов территориальных общественных самоуправлений, значительно преобладает доля экономики активного населения (от 62 % до 80 %). Доля пенсионеров варьируется от 14 % в Муйском районе, до 42 % в Тарбагатайском районе. Низкую активность проявляют молодые люди от 16 до 18 лет. Их доля варьируется от 2,3 % в Хоринском районе, до 11,9 % в Тарбагатайском районе.

Таблица 2

Половозрастная структура членов территориальных общественных самоуправлений муниципальных районов Республики Бурятия, %

№ Муниципальные Доля Доля Доля Доля Доля

образования женщин мужчин ЭАН пенсио- молодежи

( %) ( %) ( %) неров ( %)

( %)

1. ГО «город Улан-Удэ» 52,6 47,2 70,6 25,6 3,8

2. МО «Баргузинский район» 54,8 45,2 69,1 20,1 10,8

3. МО «Баунт. эвенк. район» 50,8 49,2 67,0 28,4 4,6

4. МО « Бичурский район» 51,6 48,4 62,6 33,8 3,6

5. МО «Джидинский район» 51,6 48,4 76,4 18,5 5,1

6. МО «Еравнинский район» 50,7 49,3 74,7 20,9 4,4

7. МО «Заиграевский район» 52,1 47,9 70,7 24,1 5,2

8. МО «Закаменский район» 50,4 49,6 70,2 25,2 4,6

9. МО «Иволгинский район» 51,4 48,6 75,4 17,1 7,5

10. МО «Кабанский район» 55,6 44,4 65,9 30,4 3,8

11. МО «Кижинг. район» 52,3 47,7 72,6 23,0 4,4

12. МО «Курумк. район» 56,0 44,0 64,8 32,8 2,5

13. МО «Кяхтинский район» 52,6 47,4 68,3 27,6 4,1

14. МО «Муйский район» 52,1 47,9 80,4 14,0 5,6

15. МО «Мухоршиб. район» 51,5 48,5 72,6 23,7 3,7

16. МО «Окинский район» 57,8 42,2 71,1 20,0 8,9

17. МО «Прибайк. район» 53,1 46,9 72,1 24,5 3,3

18. МО «Сев.-Байк. район» 52,7 47,3 69,0 26,5 4,5

19. МО «Селенг. район» 52,9 47,1 63,2 32,9 3,9

20. МО «Тарбаг. район» 53,7 46,3 46,3 41,8 11,9

21. МО «Тункинский район» 53,7 46,3 65,2 29,8 5,0

22. МО «Хоринский район» 51,2 48,8 74,8 22,9 2,3

Источник: социальные паспорта территориальных общественных самоуправлений

В общем, половозрастная структура членов территориальных общественных самоуправлений муниципальных районов Республики Бурятия, не сильно отличается от половозрастной структуры общества в целом.

В целях поиска и привлечения молодых и инициативных людей, органам территориального общественного самоуправления и местного самоуправления необходимо систематизировать взаимоотношения с образовательными учреждениями. Здесь можно, не только использовать учащихся и профессорско-преподавательский состав, в качестве экспертов, партнеров, организаторов, то есть актива инициативной группы, но и сформированные и реализуемые модели работы с молодежью. Это взаимовыгодное направление взаимоотношений. Для учебных заведений появятся дополнительные сферы, где студенты и профессорско-преподавательский состав могут, применяя теоретические аспекты, развивать практические навыки и компетенции, а также возможности воздействовать как на деятельность органов местного самоуправления, так и на формирование гражданского общества.

В Республике Бурятия, органы государственной власти и местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления, активно работают с Бурятской государственной сельскохозяйственной академией имени В. Р. Филиппова. Учитывая отраслевую специфику и схожесть в основных направлениях деятельности, мы предлагаем использовать в полном объеме, все существующие и функционирующие научно-образовательные ресурсы Республики Бурятия.

Территориальные общественные самоуправления сельских и городских поселений Республики Бурятия, ежегодно участвуя в республиканском конкурсе «Лучшее территориальное общественное самоуправление», получали в общей сложности 30 млн рублей. Большую часть этой суммы выигрывают ТОСы таких районов, как Баргузинский, Бичурский, Джидинский, Закамен-ский, Кабанский, Кяхтинский, Северобайкальский, Селенгинский, Тункин-ский, Хоринский, а также г. Улан-Удэ. Минимальный объем грантов достается ТОСам таких районов, как Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Ивол-гинский, Муйский, Окинский, Тарбагатайский.

Таблица 3

Объем денежных средств, полученных территориальными общественными самоуправлениями муниципальных районов в республиканском конкурсе, тыс. р.

№ Муниципальные образования Сумма Сумма Сумма

призовых призовых призовых

в 2012 г. в 2013 г. в 2014 г.

(тыс. р.) (тыс. р.) (тыс. р.)

1. ГО «Город Улан-Удэ» - 3320 2090

2. ГО «Город Северобайкальск» 80 240 330

3. МО «Баргузинский район» 1020 1070 1420

4. МО «Баунтовский эвенкийский район» 320 280 230

5. МО « Бичурский район» 1050 900 1540

6. МО «Джидинский район» 1080 1560 1820

7. МО «Еравнинский район» 390 770 530

8. МО «Заиграевский район» 540 480 760

9. МО «Закаменский район» 2660 4030 2840

10. МО «Иволгинский район» 80 410 520

11. МО «Кабанский район» 1020 1330 1680

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. МО «Кижингинский район» 430 610 1340

13. МО «Курумканский район» 160 970 1110

14. МО «Кяхтинский район» 980 2270 1890

15. МО «Муйский район» 0 0 80

16. МО «Мухоршибирский район» 200 670 810

17. МО «Окинский район» 0 60 100

18. МО «Прибайкальский район» 120 510 770

19. МО «Северо-Байкальский район» 1250 2010 1640

20. МО «Селенгинский район» 870 1210 2010

21. МО «Тарбагатайский район» 480 790 370

22. МО «Тункинский район» 40 1660 1890

23. МО «Хоринский район» 280 3240 2430

Источник: Распоряжения Правительства Республики Бурятия «О Перечне победителей и призеров республиканского конкурса "Лучшее территориальное общественное самоуправление"» от 14. 02. 2012 г. №70-р; от 05.04.2013 N 204-р; от 24.01.2014 № 27-р.

Если данный показатель рассматривать в разрезе сельских и городских поселений, то картина выглядит следующим образом. Самые успешные территориальные общественные самоуправления работают в сельских поселениях: «Улюнское» Баргузинского района, заработавшие 1620000 рублей; «Ниж-некодунский сомон» Кижингинского района, а также «Краснопартизанское» Хоринского района, которые получили 1 270 000 и 1 260 000 рублей соответственно. Среди городских поселений выделяется город Гусиноозерск Селен-гинского района, ТОСы которого, в общей сложности заработали около 2-х миллионов рублей.

Рассмотрев количественный и качественный состав и особенности развития территориальных общественных самоуправлений муниципальных образований Республики Бурятия, выявили различные уровни их развития, которые непосредственно зависят от мер поддержки органами государственной власти и местного самоуправления.

В целях ликвидации дисбаланса в развитии территориальных общественных самоуправлений в сельских и городских поселениях Республики Бурятия, органам государственной власти и местного самоуправления необходимо активизировать меры поддержки в тех муниципальных районах, которые классифицированы как аутсайдеры и со слабым уровнем развития территориальных общественных самоуправлений. Здесь также будет полезен опыт передовых органов местного самоуправления и территориальных общественных самоуправлений муниципальных образований, которые могут поделиться с теми, которые нуждаются в усилении самоорганизации граждан на своих территориях.

Литература

1. Постановление Правительства Республики Бурятия от 19.08.2010 № 351 «О республиканском конкурсе «Лучшее ТОС»;

2. Распоряжения Правительства Республики Бурятия «О Перечне победителей и призеров республиканского конкурса "Лучшее территориальное общественное самоуправление"» от 14. 02. 2012 г. №70-р;

3. Распоряжения Правительства Республики Бурятия «О Перечне победителей и призеров республиканского конкурса "Лучшее территориальное общественное самоуправление"» от 05.04.2013 N 204-р;

4. Распоряжения Правительства Республики Бурятия «О Перечне победителей и призеров республиканского конкурса "Лучшее территориальное общественное самоуправление"» от 24.01.2014 № 27-р.

5. Тулохонов О.С., Базаров А.Ц. Развитие территориального общественного самоуправления в Республике Бурятия: состояние и основные этапы //Вопросы региональной экономики. 2013. Т. 14. № 1. С. 110-113.

6. Тулохонов О.С. Генезис территориального общественного самоуправления в России // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2013-1.

Тулохонов Олег Сергеевич, кандидат экономических наук, и. о. доцента кафедры экономической теории и региональной экономики Бурятского государственного университета. [email protected]

Oleg S. Tulokhonov, PhD in Economics, Docent of the Department of economics and regional economics of the Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.