Научная статья на тему 'Анализ информационной открытости деятельности органов местного самоуправления республики Бурятия'

Анализ информационной открытости деятельности органов местного самоуправления республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1095
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ДОСТУПНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / INFORMATION / MUNICIPALITY / ASSESSMENT / ADMINISTRATIVE DECISION / INDICATORS / AVAILABILITY / TRANSPARENCY / ADMINISTRATION / LOCAL AUTHORITIES ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тоглоева Дарья Петровна

В статье рассматривается информационная открытость деятельности органов местного самоуправления, проводится анализ информации, представленной на сайтах муниципальных образований Республики Бурятия. Сделан вывод о необходимости повышения доступности информации о деятельности органов местого самоуправления путем совершенствования системы оценки эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local Authorities in the Republic of Buryatia: Informational Transparency Analysis

The paper examines informational transparency of local authorities activity, performs analysis of information available on the Republic municipalities websites. The author deduces that it is necessary to increase availability of information about local authorities activity by improving the assessment system of local governments activities.

Текст научной работы на тему «Анализ информационной открытости деятельности органов местного самоуправления республики Бурятия»

УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012

ТоГлоЕвА Дарья Петровна

Аспирант кафедры налогов и налогообложения

восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления 670031, рФ, республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в Контактный тел.: (3012) 21-34-33 E-mail: dariatogl@mail.ru

Ключевые слова

информация

муниципальное образование оценка

управленческое решение

показатели

доступность

открытость

управление

деятельность органов местного самоуправления

Аннотация

В статье рассматривается информационная открытость деятельности органов местного самоуправления, проводится анализ информации, представленной на сайтах муниципальных образований Республики Бурятия. Сделан вывод о необходимости повышения доступности информации о деятельности органов местого самоуправления путем совершенствования системы оценки эффективности их деятельности.

Анализ информационной открытости деятельности органов местного самоуправления республики Бурятия

Возможность оперативно отслеживать и корректировать негативные тенденции в социальноэкономическом развитии определяется наличием надежной информационной базы и ее доступностью. Поэтому важнейший и завершающий этап мониторинга - распространение информации, доведение ее до конечных пользователей. Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека. Согласно Конституции РФ «каждый человек имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» [1, п. 4, ст. 29]. Реализация права граждан на информацию возможна путем создания механизмов информационной открытости. Мощный толчок для развития работ в данном направлении был дан принятием значительного числа законов, важнейший из которых Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с ФЗ № 149 граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, вправе получать от органов местного самоуправления (ОМСУ), их должностных лиц информацию, непосредственно затрагивающую их права и свободы [2, ст. 8]. Кроме того, было прописано, что информация о деятельности органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационнотелекоммуникационных сетях, должна предоставляться на бесплатной основе [2, п. 8, ст. 8].

На следующем этапе был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов МСУ» от 21 января 2009 г. № 8-ФЗ. Согласно данному закону все ОМСУ должны обеспечить доступ к информации о своей деятельности за исключением инфор-

мации, доступ к которой ограничен [3]. Таким образом, существует немало правовых актов, включая федеральные законы, подзаконные нормативноправовые акты, рассматривающих и регулирующих деятельность ОМСУ в сфере использования информации. Произошли существенные изменения во взаимоотношениях между ОМСУ, населением и бизнес-сообществом. В целом на сегодняшний день все заинтересованные лица имеют право на получение необходимой информации о развитии муниципального образования (МО).

В настоящее время предусмотрены следующие способы получения информации о социально-экономическом развитии МО [3]: обнародование в средствах массовой информации (СМИ), размещение и ознакомление с информацией в помещениях, занимаемых ОМСУ, по запросу, издание статистических сборников, интервью и размещение в сети Интернет.

Среди перечисленных единственный способ получить информацию из любой точки мира и в любое время - это сеть Интернет. Всемирная информационная сеть - источник, предоставляющий пользователю обширную и оперативную информацию по всем запросам, позволяющий оперировать комплексной многоплановой информацией. Доступность и простота использования позволили Интернету проникнуть во все сферы жизни человека.

В свою очередь государство должно создать условия для эффективного использования в Российской Федерации сети Интернет [2]. Все органы власти должны иметь собственные сайты, в том числе и ОМСУ. Официальный сайт ОМСУ - это «сайт в информационнокоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности ОМСУ, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежит ОМСУ» [3, п. 5, ст. 1]. Все районные администрации подключены к сети Интернет.

Local Authorities

in the Republic of Buryatia:

Informational Transparency Analysis

В целях реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти постановлением Правительства Республики Бурятития от 5 марта 2009 г. № 68 «Об официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия» был создан официальный портал органов государственной власти республики в сети Интернет -http://egov-buryatia.ru [4]. Поддержку функционирования, программнотехнологическое сопровождение сайта осуществляет Комитет информационных технологий и документальной связи (Администрация Президента и Правительства Республики Бурятия). Также данным постановлением реко-

мендовалось органам местного самоуправления размещать информацию о своей деятельности. Администрации всех районов республики представлены в сети Интернет страницами на официальном сервере органов государственной власти РБ. Среди целей функционирования данного сайта особо выделим такие, как повышение уровня открытости и доступности государственной власти, широкое и своевременное освещение ее деятельности и реализация права граждан на доступ к информации.

На наш взгляд, любое предоставление информации должно основываться на общих и наиболее значимых принципах [2, ст. 3; 3]:

Таблица 1 - Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления городского округа и муниципального района, % от числа опрошенных

^ Darya P. TOGLoEvA

Postgraduate of Taxes and Taxation Dprt.

East Siberia State University of Technology and Management 670031, RF, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, ul. Klyuchevskaya, 40v Phone: (3012) 21-34-33 E-mail.ru: dariatogl@mail.ru

Мyниципальноe образованиe 2009 2010

% рєйтинг % рєйтинг

Баргузинский Мр 41,5 18 29 18

Баyнтовский Мр 53,6 8 56,6 3

Бичурский мр 49,2 13 50 6

Джидинский Мр 33,8 21 33 16

Eравнeнский Мр 55,8 6 64 1

Заиграeвский Мр 58 4 39,2 13

Закамeнский Мр 45 17 49,1 8

Иволгинский Мр 29,7 22 22 22

Кабанский Мр 58,7 3 44,7 10

Кижингинский Мр 65,8 2 49,5 7

Курумкэнский мр 56 5 60 2

Кяхтинский Мр 38,7 20 26,1 20

Муйский мр ,9 О 2 23 31 17

Мухорши6ирский мр 51,1 12 36 14

окинский Мр 52,9 9 53,8 5

прибайкальский Мр 54,2 7 35,6 15

Ceвepо-Байкальский Мр 46,8 15 46,7 9

Оєлєнгинский мр 40 19 19,4 23

їарбагатайский Мр 45,5 16 24,3 21

тункинский Мр 51,9 11 27 19

Хоринский Мр 69,7 1 42 12

Го г. Улан-Удэ 52,2 10 55,7 4

Го г. Ceвepобайкальск 49 14 44,4 11

В среднем 48,5 40,1

Key words

INFORMATION

MUNICIPALITY

ASSESSMENT

ADMINISTRATIVE DECISION

INDICATORS

AVAILABILITY

TRANSpARENcY

ADMINISTRATION

LOCAL AUTHORITIES ACTIVITY

The paper examines informational transparency of local authorities activity, performs analysis of information available on the Republic municipalities' websites. The author deduces that it is necessary to increase availability of information about local authorities activity by improving the assessment system of local governments activities.

UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012

Источники

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Дашков и К0, 2004.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: фе-дер. закон от 27 июля 2006 г. № 149- ФЗ.

3. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов МСУ: федер. закон от 21 января 2009 г. № 129-ФЗ

4. Об официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия: постановление Правительства РБ от 5 марта 2009 г. № 68 (в ред. постановления Правительства РБ от 27 июля 2009 г. № 288).

5. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607.

6. Сводный доклад РБ о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2010 года. Режим доступа: egov-buryatia.ru.

7. Червяковский А. В. Регулирование доступа граждан к правовой информации, размещенной на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 4.

• открытость и доступность информации;

• достоверность и своевременность представления;

• свобода поиска, получения, передачи и распространения информации;

• соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации.

В рамках осуществления СЭМ на этапе распространения информации следует рассмотреть степень соблюдения указанных принципов, исходя из того, что удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления ГО и МР, в том числе их информационной открытостью, является одним из показателей оценки эффективности деятельности ОМСУ [5]. В рамках нашего исследования интересны данные, полученные по результатам социологических опросов населения с целью анализа удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. В разрезе муниципальных образований и городских округов они представлены в табл. 1.

Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления в среднем по муниципальным образованиям Республики Бурятия в 2010 г. составила 40,1% (2009 г. - 48,5%) [6]. По сравнению с 2009 г. показатель ухудшился. В отчетном году органы местного самоуправления восьми муниципальных образований в сравнении с 2009 г. повысили уровень удовлетворенности населения информационной открытостью ОМСУ. В 5 из 23 муниципальных районов и городских округов половина и более населения положительно оценивают информационную открытость органов местного самоуправления городского округа и муниципального района. Лидером является Курумканский район - 66%. В 11 муниципальных районах удовлетворенность населения ниже среднего значения по муниципальным образованиям Республики Бурятия. Наименьшее значение зафиксировано по Селенгинскому району - 19,4% [6].

Оценка открытости деятельности ОМСУ только по результатам социологических опросов не всегда является объективной. С учетом того, что новые возможности хранения и передачи данных дала всемирная информационная сеть, а также того, что современные технологии позволяют оперативно по-

лучать запрашиваемую информацию, следует провести анализ открытости и простоты получения информации о социально-экономическом развитии муниципальных образований и деятельности органов местного самоуправления из сети Интернет - официальных сайтов МО (табл. 2).

Доступность данных подразумевает возможность без особых усилий получить интересующую информацию. В целях соблюдения данного принципа предусмотрено, что каждый городской округ и муниципальный район республики должен иметь свои официальный сайт и электронную почту. Наличие сайта в сети Интернет не всегда означает его функционирование. Так, например, по состоянию на 15 октября 2011 г. доступы к сайтам Тарбагатайско-го и Прибайкальского районов были заблокированы, фактически недоступны. Обратиться с запросом через Интернет можно только в 12 муниципальных образованиях.

Показателем открытости деятельности ОМСУ может служить проведение электронных торгов (аукционов). Наличие данных о средствах массовой информации МО, из которых также можно получить информацию, указываются только на восьми сайтах. Сайты должны содержать и специальные разделы, предназначенные для обратной связи и оперативного обмена с посетителями [7]. Немаловажное значение имеет информационная наполненность сайтов МО, т. е. размещенная на них информация, отражающая социальноэкономическое развитие муниципального образования.

В сети Интернет должна быть размещена следующая информация [3, п. 5, ст. 1]:

• общая информация об органе местного самоуправления;

• информация о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• статистическая информация.

Также не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды и деятельности органов местного самоуправления; информации, накапливаемой в муниципальных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций; иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами [2].

Таблица 2 - Открытость и доступность информации о деятельности ОМСУ МО республики

по данным сайтов муниципальных образований

Муниципальное образование показатели открытости и доступности информации

Наличие интернет-приемной размещение результатов аукционов (электронные торги) Наличие указания на местные сМИ Всего

Го г. Улан-Удэ + + + 3

Баргузинский Мр + + - 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Баунтовский Мр + + + 3

Бичурский Мр + - - 1

Джидинский Мр + - - 1

Еравненский Мр - - + 1

Заиграевский Мр - - + 1

Закаменский Мр + + + 3

Иволгинский Мр - + 2

Кабанский Мр + + + 3

Кижингинский Мр + - - 1

Курумканский Мр + + - 2

Кяхтинский Мр + + + 3

Муйский Мр + + + 3

Мухоршибирский Мр - + - 1

окинский Мр - + - 1

прибайкальский Мр - - - 0

северо-Байкальский Мр - - - 0

селенгинский Мр - + - 1

тарбагатайский Мр - - - 0

тункинский Мр + - - 1

Хоринский Мр + - + 2

Го г. северобайкальск + - - 1

Итого 12 11 8

Помимо вышеуказанного предусматривается размещение и обнародование докладов глав МО о результатах деятельности за отчетный период для оценки эффективности деятельности. Оценить эффективность деятельности можно путем анализа выбора правильного варианта управленческого решения как наиболее точного и оптимального для достижения намеченной цели. Необходимым условием контроля качества принятых управленческих решений является обнародование количественных показателей деятельности ОМСУ. Предлагаемый подход к оценке эффективности позволит общественности объективно судить о целесообразности выбора того или иного управленческого решения по существующим территориальным проблемам, намеченных направлений деятельности органов власти и процесса их реализации. Следует также размещать информацию о программе

социально-экономического развития (СЭР) МО. Для выяснения полноты отражения указанных данных проведем анализ сайтов МО (табл. 3).

Все МО размещают доклады глав МО, практически каждый ГО и МР старается размещать на сайтах информацию о муниципальных правовых актах. Только на сайтах восьми МО можно получить информацию о фактических результатах реализации программ СЭМ. Схемы территориального планирования являются залогом последовательной и обоснованной застройки территории, развития ее инфраструктуры. В получении данной информации могут бытьзаинтересованы пользователи при выборе места жительства, строительства домов, учреждений и размещения бизнеса. Указанную информацию представили только 3 МО (Тункинский, Хо-ринский и Закаменский).

Таким образом, существует прямая зависимость между качеством

References

1. The Constitution of the Russian Federation. Moscow: Dashkov i Ko, 2004.

2. On information, information technologies and information protection: Federal law of the Russian Federation No. 149 of July 27, 2006.

3. On access to the information about activity of state bodies and local authorities: Federal law of the Russian Federation No. 129 of January 21, 2009.

4. On the official website of the Republic of Buryatia public authorities: Government order No. 68 on March 5, 2009 (ed. of July 27, 2009 Government order No. 288).

5. On evaluation of efficiency of local authorities activity in city districts and municipal areas: Edict of the President of the Russian Federation No. 607 of April 28, 2008.

6. The Republic of Buryatia consolidated report on results of monitoring of local authorities activity efficiency in city districts and municipal areas in 2010. egov-buryatia.ru.

7. Tchervyakovsky A.V. Regulation of citizens access to legal information, published on websites of federal bodies of executive power // Zakony Rossii: opyt, analiz i praktika. 2010. No. 4.

UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012

УПРАВЛЕНЕЦ / 1-2/29-30/2012

Таблица 3 - Наличие элементов на сайтах МО республики

Муниципальное образование Муниципальные НПА Статистическая информация сс і то те ^ = ^ ^ ©£ = Доклад главы об оэд омсу Паспорт Реализация Программы сэр мо Схема территориального планирования го 02

1. ГО г. Улан-Удэ + + + + - + - 5

2. Баргузинский МР - - + + - + - 3

3. Баунтовский МР + - + + - + - 4

4. Бичурский МР - - + + - - - 2

5. Джидинский МР + - - + + - - 3

6. Еравненский МР - - + + - - - 1

7. Заиграевский МР + - + + - + - 4

8. Закаменский МР + - + + - - + 4

9. Иволгинский МР + - + + - - - 3

10. Кабанский МР + + + + - - - 4

11. Кижингинский МР + - + + - + - 4

12. Курумканский МР + + + + - + - 4

13. Кяхтинский МР + - + + + - - 3

14. Муйский МР + - + + - + - 4

15. Мухоршибирский МР - - - + - - - -

16. Окинский МР - - - + - - - 1

17. Прибайкальский МР - - - - - - - -

18. Северо-Байкальский МР + - + + + + - 5

19. Селенгинский МР - - - + + - - 1

20. Тарбагатайский МР - - - - - - - 1

21. Тункинский МР + - + + - - + 4

22. Хоринский МР + - + + + - + 4

23. ГО г. Северобайкальск + + + + - - - 4

Итого 15 4 17 16 5 8 2

организации аналитических, плановых и прогнозных работ и эффективностью управления МО. Важным условием достижения оптимальности и целесообразности принятия любого управленческого решения, обеспечивающего возможность быстрой актуализации целей и задач СЭР МО, является создание механизма контроля реализации всех стратегических документов.

На сайтах муниципальных образований должна быть размещена и статистическая информация. Она должна содержать данные, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, а также сведения об использовании бюджетных средств. Представляется необходимым провести анализ наличия на сайтах МР и ГО республики информационных блоков, позволяющих получить информацию о социальноэкономическом развитии муниципального образования (табл. 4).

Из табл. 4 видно, что ни по одному информационному блоку информация не была размещена всеми МО. Информация о социальной сфере размещена на сайтах 19 муниципальных образований. Чуть меньше, 17 муниципальных образований, представили экономическую информацию. Практически не находит отражения на сайтах информация о правопорядке, экологии и демографии. Таким образом, ни один муниципальный сайт не обеспечивает пользователей необходимой информацией и не отвечает всем требованиям доступности. Также имеются сложности при поиске информации, отсутствует структура сайтов, имеются факты непредставления данных по важнейшим направлениям, и в целом не поддерживается оперативное информационное обновление сайтов в сети Интернет. Таким образом, целесообразно прописать обязательные элементы, которые должны быть размещены на сайте МО. Например, до-

клады глав МО, комплексные программы СЭР МО, формируемый органами статистики паспорт МО. Также следует структурировать сайты МО для облегчения навигации и обращения.

В современном информационном обществе информация является важнейшим инструментом управления. Качество, уровень и результативность управления во многом определяются наличием информации, поэтому неполное владение ею не может не отразиться на качестве принимаемых управленческих решений. Для решения существующей проблемы распространения информации, преодоления незаинтересованности ОМСУ в повышении качества работы в данном направлении предлагается предусмотреть соответствующие показатели в действующей региональной методике оценки эффективности деятельности ОМСУ.

Представляется необходимым для решения круга вопросов по повышению

Таблица 4 - Содержание социально-экономической информации, размещенной на сайтах

Наличие блоков информации, характеризующих СЭР МР и ГО республики

Муниципальное образование Экономика финансы Социальная сфера Правопорядок а р ас р ф н Демография я и © § кЭ го СО

1. ГО г. Улан-Удэ + + + - - + - 4

2. Баргузинский МР + + + - - - - 3

3. Баунтовский МР + - + - - - - 2

4. Бичурский МР + + + - - + + 5

5. Джидинский МР - - + - + + - 3

6. ЕравненскийМР + - + - + - - 3

7. Заиграевский МР + + + - + + - 5

8. Закаменский МР + - + - - - - 2

9. Иволгинский МР + - + - - - + 3

10.КабанскийМР - - + - - - - 1

11. Кижингинский МР + + + - + - - 4

12. Курумканский МР + - + - + - - 3

13. Кяхтинский МР + + + + + + - 6

14. Муйский МР + - + - - - - 2

15. Мухоршибирский МР - - - - - - - 0

16. Окинский МР - - + - - - - 1

17. Прибайкальский МР - - - - - - - 0

18.Северо-Байкальский МР + - + - + - - 3

19. Селенгинский МР + + - - - - - 2

20. Тарбагатайский МР - - - - - - - 0

21. Тункинский МР + - + - - - - 2

22. Хоринский МР + + + - - - + 4

23. ГО г. Северобайкальск + + + - + - - 4

Итого 17 9 19 1 8 5 3

качества проводимого СЭМ МО и эффективности деятельности ОМСУ внести предложение по включению в систему оценки следующих показателей:

• доступность информации о деятельности ОМСУ (уровень доступности следует определять, например, с помощью следующих показателей: наличие сайта и его обновляемость, наличие интернет-приемных, наличие ссылки на местные газеты);

• открытость деятельности ОМСУ (полнота размещения всех обязательных элементов (доклады глав, программы СЭР МО, паспорт МО), результаты проведенных электронных торгов и т.д.).

Ответственность за предоставление информации по указанным показателям возложить на Комитет информационных технологий и документальной связи.

Таким образом, включение данных показателей в систему оценки позволит повысить эффективность деятельности ОМСУ, будет способствовать открытости их деятельности и доступности информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UPRAVLENETS / 1-2/29-30/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.