Научная статья на тему 'Рейтинг - как важная оценка знаний студентов'

Рейтинг - как важная оценка знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА РЕЙТИНГА / ВУЗ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Махмуда Зоитовна

В статье сказано о том, какие задачи решает рейтинговая система в оценке знаний студентов. Перечислены подходы при разработке рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинг - как важная оценка знаний студентов»

РЕЙТИНГ - КАК ВАЖНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Шарипова М.З.

Шарипова Махмуда Зоитовна - старший преподаватель, кафедра практических дисциплин,

Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье сказано о том, какие задачи решает рейтинговая система в оценке знаний студентов. Перечислены подходы при разработке рейтинговой системы. Ключевые слова: рейтинг, рейтинговая система оценки знаний, методика расчета рейтинга, вуз, студент, преподаватель.

Одним из принципов обеспечения системы качества в образовании является учет и контроль текущих и итоговых результатов усвоения учебного материала. Основной формой контроля знаний студентов является рейтинговая система оценки знаний, т.е. получение итоговой оценки по результатам текущей успеваемости и работы в учебном году.

Рейтинговая система подразумевает учет всех полученных знаний и возможность сравнения между собой разных студентов. В основе любой рейтинговой системы лежит идея накопления текущих оценок, полученных студентами в течение всего периода изучения предмета и суммирование всех оценок по предмету с учетом нормировочных коэффициентов.

Рейтинговая система позволяет решить следующие задачи:

1) учитывать текущую успеваемость студента и активизировать его самостоятельную работу

2) более объективно и точно оценивать знания студента за счёт использования балльной шкалы оценок;

3) создавать основу для дифференциации студентов при переходе на многоуровневую систему обучения

4) получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика обучения

5) повысить объективность итоговой экзаменационной отметки.

При разработке рейтинговой системы по учебной дисциплине существует несколько подходов [1, с. 29]:

1. Весь учебный курс разделяется на разделы (контрольные точки) и проводится контроль по каждому разделу. В качестве контрольных точек обычно применяются промежуточные тестирования, результаты практических, расчетных работ, результаты зачетов и экзаменов. В каждой контрольной точке указывается максимальный балл, который может получить студент. Баллы в пределах учебного курса распределяются таким образом, чтобы максимальный суммарный балл по дисциплине был равен 100. В данном подходе учитываются только знания, которые студенты получили во время изучения учебной дисциплины в вузе.

2. Основные баллы подтверждаются студентом за приобретенные знания во время обучения, как в первом подходе, а дополнительные баллы рассчитываются с учетом посещаемости лекций, практических занятий, своевременной сдачи практических расчетов. Как и в предыдущем случае, баллы распределяются таким образом, чтобы максимальный балл составил 100. В перечисленных подходах существует элемент субъективизма. Это связано с назначением максимальных баллов по этапам контроля. Максимальный балл за отдельный контрольный этап устанавливает автор тестовой системы. Он определяет, насколько текущий этап контроля сложнее другого и важен при изучении дисциплины, как он будет влиять на итоговый рейтинг по дисциплине.

Для решения данной проблемы можно предложить следующую методику:

1. Для каждой контрольной точки разрабатывается ряд вопросов и заданий.

2. Для каждого задания (вопроса) указывается максимальный балл за правильный ответ.

3. Максимальный суммарный балл в контрольной точке определяется как сумма всех баллов за каждое задание, т.е. в предложенной методике всегда рейтинг студента на всех уровнях группировки (отдельная контрольная точка, дисциплина, направление, кафедра, факультет, вуз) находится в диапазоне от 0 (не пройдена ни одна контрольная точка) до 100 (получены максимальные баллы по всем контрольным точкам). Отпадает необходимость согласовывать баллы по каждой контрольной точке в разрезе отдельно взятой дисциплины. Предложенная методика совместно с электронным тестированием хорошо согласуется с автоматизированной системой рейтингового контроля знаний студентов вуза. При необходимости определения рейтинга можно учитывать и пропуски занятий студентов. Предложенная модель рейтинговой оценки знаний студентов является более объективной и сводит влияние человеческого фактора к минимуму. Методика хорошо согласуется с автоматизированными системами рейтинговой оценки студентов и легко встраивается в информационную систему вуза, что позволяет более объективно подходить к оцениванию знаний студентов.

Список литературы

1. Михайлов О. Подводные камни рейтинговой системы // Высшее образование в России.

Москва, 2008. № 8.

ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В КАЧЕСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ Курбанова Д.Ш.

Курбанова Дилафруз Шухратовна - преподаватель, кафедра теории и практики перевода, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье речь идёт о переводческой деятельности преподавателя вуза. При изучении иностранных языков студентам важно научиться правильно переводить текст. Ключевые слова: инновационная деятельность, педагог, система образования, вуз, студент, знания, умения.

Интеграция нашего государства в международное сообщество, развитие науки и техники требуют от молодого поколения хорошего владения профессиональной компетенцией для конкурентоспособного функционирования в поликультурном мире. Знание иностранного языка - одна из составляющих профессиональной компетенции специалистов любого профиля. Одним из важных критериев изучения иностранного языка в вузе заключается в умении правильно переводить любую литературу. Значит, умение сделать правильный перевод с одного языка на другой - это важное и необходимое на сегодняшний день искусство. Поскольку ежедневно человек сталкивается с новыми терминами или текстами по специальности, содержание которых можно было бы использовать в профессиональной деятельности. Для этого необходимо с учетом содержания текста осуществлять поиск новых технологий и инноваций в методах и методике учебно-воспитательного процесса. В Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан уделено особое внимание углубленному изучению иностранных языков, которое способствует продолжению курса дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышению доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда [1, с. 11]. Это формирует иноязычную коммуникативную компетенцию студентов для функционирования в поликультурном мире в профессиональной сфере и научной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.