Научная статья на тему 'Система рейтинговой оценки знаний студентов'

Система рейтинговой оценки знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
108
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА РЕЙТИНГА / РЕЙТИНГ / RANKING SYSTEM OF KNOWLEDGE ASSESSMENT METHOD OF CALCULATING THE RATING / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяков Сергей Николаевич, Фатькин Владимир Андреевич

В работе предложена модель рейтинговой оценки знаний, позволяющая унифицировать методику расчета рейтинга студента на различных уровнях. Предложенная методика хорошо согласуется с автоматизированной системой рейтингового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rating system of assessing students

In this paper, moderating estimation knowledge allows for a unified methodology for calculating the rating of the student at various levels. The proposed method is in good agreement with the automated system of rating control.

Текст научной работы на тему «Система рейтинговой оценки знаний студентов»

Дьяков Сергей Николаевич, Фатькин Владимир Андреевич

Рязанский государственный радиотехнический университет Рязань, Россия

Система рейтинговой оценки знаний студентов

В работе предложена модель рейтинговой оценки знаний, позволяющая унифицировать методику расчета рейтинга студента на различных уровнях. Предложенная методика хорошо согласуется с автоматизированной системой рейтингового контроля.

Ключевые слова и словосочетания: рейтинговая система оценки знаний, методика расчета рейтинга, рейтинг.

Одним из принципов системы менеджмента качества в образовании в соответствие с ГОС-3 является учет и контроль текущих и итоговых результатов усвоения учебного материала. Основной формой контроля является рейтинговая система оценки знаний, т.е. получение итоговой оценки по результатам текущей успеваемости и работы в учебном году.

Рейтинговая система подразумевает учет всех полученных знаний и возможность сравнения между собой разных людей. В основе любой рейтинговой системы лежит идея накопления текущих оценок, полученных студентами в течение всего периода изучения предмета и суммирование всех оценок по предмету с учетом нормировочных коэффициентов [1].

Рейтинговая система позволяет решить следующие задачи:

1) учитывать текущую успеваемость студента и активизировать его самостоятельную работу;

2) более объективно и точно оценивать знания студента за счёт использования балльной шкалы оценок;

3) создавать основу для дифференциации студентов при переходе на многоуровневую систему обучения;

4) получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика обучения;

5) повысить объективность итоговой экзаменационной отметки.

При разработке рейтинговой системы по дисциплине существует несколько подходов [2, 3]:

1. Весь учебный курс разделяется на разделы (контрольные точки) и проводится контроль по каждому разделу. В качестве контрольных то-

чек обычно применяются промежуточные тестирования, результаты практических, расчетных работ, результаты зачетов и экзаменов. В каждой контрольной точке указывается максимальный балл, который может получить студент. Баллы в пределах учебного курса распределяются таким образом, чтобы максимальный суммарный балл по дисциплине был равен 100. В данном подходе учитываются только знания, которые студенты получили во время изучения дисциплины.

2. Основные баллы подтверждаются студентом за приобретенные знания, во время обучения, как в первом подходе, а дополнительные баллы рассчитываются с учетом посещаемости лекций, практических занятий, своевременной сдачи практических расчетов. В некоторых случаях вводят штрафные баллы, которые уменьшают максимальный балл. Как и в предыдущем случае, баллы распределяются таким образом, чтобы максимальный составил 100.

В перечисленных подходах существует элемент субъективизма. Это связано с назначением максимальных баллов по этапам контроля и назначением бонусных и штрафных баллов. Максимальный балл за отдельный контрольный этап устанавливает автор тестовой системы. Он определяет, насколько текущий этап контроля сложнее другого и важен при изучении дисциплины, как он будет влиять на итоговый рейтинг по дисциплине. Назначение бонусных и штрафных баллов - тоже индивидуальных подход каждого преподавателя, при разработке рейтинговой методики указывается только диапазон баллов.

Для решения данной проблемы можно предложить следующую методику:

1. Для каждой j контрольной точки разрабатывается к вопросов и заданий.

2. Для каждого задания (вопроса) указывается максимальный балл за правильный ответ (Ь).

3. Максимальный суммарный балл в контрольной точке определяется как сумма всех баллов за каждое задание, т. е.

4. Рейтинг і студента за прохождение } контрольной точки определяется выражением

я т“ = X ь,

(1)

к

(2)

100

ішах

5. Итоговый рейтинг i студента за изучение учебной дисциплины определяется по формуле

n к

ZZ b

r ----------100 (3)

г n

max

j

6. Общий рейтинг студента по выбранному уровню группировки рассчитывается по формуле

mnk

ZZZb,

'Г°=-т^---------1o° (4)

max

ZZ J

l J .

В предложенной методике всегда рейтинг студента на всех уровнях группировки (отдельная контрольная точка, дисциплина, направление, кафедра, факультет, вуз) находится в диапазоне от 0 (не пройдена ни одна контрольная точка) до 100 (получены максимальные баллы по всем контрольным точкам). Отпадает необходимость согласовывать баллы по каждой контрольной точке в разрезе отдельно взятой дисциплины. Предложенная методика совместно с электронным тестированием хорошо согласуется с автоматизированной системой рейтингового контроля знаний студентов вуза.

При необходимости определения рейтинга можно учитывать и пропуски занятий студентов. Например, итоговый рейтинг студента по дисциплине с учетом пропусков рассчитывается по формуле:

Ґ n к \

ZZ Ьг t

j г_________п

n t

Z Rmax <

пр

due

V J

loo

(5)

где Ьпр - количество пропущенных часов в рамках дисциплины;

1дис - общее количество часов дисциплины.

Этот расчет может быть автоматизирован при введении электронных журналов посещаемости занятий.

Предложенная модель рейтинговой оценки знаний студентов является более объективной и сводит влияние человеческого фактора к минимуму. Методика хорошо согласуется с автоматизированными систе-

мами рейтинговой оценки студентов и легко встраивается в информационную систему вуза.

1. Методические материалы к семинару «Разработка и внедрение системы качества в вузах на основе типовой модели системы качества образовательного учреждения» / под ред. В.С. Гурова; Рязанский государственный радиотехнический университет. - Рязань, 2010.

2. Михайлов О. Подводные камни рейтинговой системы / О. Михайлов // Высшее образование в России. - 2008. - №8. - С. 29.

3. Попов Ю. Рейтинговая система / Ю. Попов, В. Подлеснов, В. Садовников, Е. Андросюк, В. Кучеров // Высшее образование в России. - 2001. -№4. - С. 131 - 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.