Дьяков Сергей Николаевич, Фатькин Владимир Андреевич
Рязанский государственный радиотехнический университет Рязань, Россия
Система рейтинговой оценки знаний студентов
В работе предложена модель рейтинговой оценки знаний, позволяющая унифицировать методику расчета рейтинга студента на различных уровнях. Предложенная методика хорошо согласуется с автоматизированной системой рейтингового контроля.
Ключевые слова и словосочетания: рейтинговая система оценки знаний, методика расчета рейтинга, рейтинг.
Одним из принципов системы менеджмента качества в образовании в соответствие с ГОС-3 является учет и контроль текущих и итоговых результатов усвоения учебного материала. Основной формой контроля является рейтинговая система оценки знаний, т.е. получение итоговой оценки по результатам текущей успеваемости и работы в учебном году.
Рейтинговая система подразумевает учет всех полученных знаний и возможность сравнения между собой разных людей. В основе любой рейтинговой системы лежит идея накопления текущих оценок, полученных студентами в течение всего периода изучения предмета и суммирование всех оценок по предмету с учетом нормировочных коэффициентов [1].
Рейтинговая система позволяет решить следующие задачи:
1) учитывать текущую успеваемость студента и активизировать его самостоятельную работу;
2) более объективно и точно оценивать знания студента за счёт использования балльной шкалы оценок;
3) создавать основу для дифференциации студентов при переходе на многоуровневую систему обучения;
4) получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика обучения;
5) повысить объективность итоговой экзаменационной отметки.
При разработке рейтинговой системы по дисциплине существует несколько подходов [2, 3]:
1. Весь учебный курс разделяется на разделы (контрольные точки) и проводится контроль по каждому разделу. В качестве контрольных то-
чек обычно применяются промежуточные тестирования, результаты практических, расчетных работ, результаты зачетов и экзаменов. В каждой контрольной точке указывается максимальный балл, который может получить студент. Баллы в пределах учебного курса распределяются таким образом, чтобы максимальный суммарный балл по дисциплине был равен 100. В данном подходе учитываются только знания, которые студенты получили во время изучения дисциплины.
2. Основные баллы подтверждаются студентом за приобретенные знания, во время обучения, как в первом подходе, а дополнительные баллы рассчитываются с учетом посещаемости лекций, практических занятий, своевременной сдачи практических расчетов. В некоторых случаях вводят штрафные баллы, которые уменьшают максимальный балл. Как и в предыдущем случае, баллы распределяются таким образом, чтобы максимальный составил 100.
В перечисленных подходах существует элемент субъективизма. Это связано с назначением максимальных баллов по этапам контроля и назначением бонусных и штрафных баллов. Максимальный балл за отдельный контрольный этап устанавливает автор тестовой системы. Он определяет, насколько текущий этап контроля сложнее другого и важен при изучении дисциплины, как он будет влиять на итоговый рейтинг по дисциплине. Назначение бонусных и штрафных баллов - тоже индивидуальных подход каждого преподавателя, при разработке рейтинговой методики указывается только диапазон баллов.
Для решения данной проблемы можно предложить следующую методику:
1. Для каждой j контрольной точки разрабатывается к вопросов и заданий.
2. Для каждого задания (вопроса) указывается максимальный балл за правильный ответ (Ь).
3. Максимальный суммарный балл в контрольной точке определяется как сумма всех баллов за каждое задание, т. е.
4. Рейтинг і студента за прохождение } контрольной точки определяется выражением
я т“ = X ь,
(1)
к
(2)
100
ішах
5. Итоговый рейтинг i студента за изучение учебной дисциплины определяется по формуле
n к
ZZ b
r ----------100 (3)
г n
max
j
6. Общий рейтинг студента по выбранному уровню группировки рассчитывается по формуле
mnk
ZZZb,
'Г°=-т^---------1o° (4)
max
ZZ J
l J .
В предложенной методике всегда рейтинг студента на всех уровнях группировки (отдельная контрольная точка, дисциплина, направление, кафедра, факультет, вуз) находится в диапазоне от 0 (не пройдена ни одна контрольная точка) до 100 (получены максимальные баллы по всем контрольным точкам). Отпадает необходимость согласовывать баллы по каждой контрольной точке в разрезе отдельно взятой дисциплины. Предложенная методика совместно с электронным тестированием хорошо согласуется с автоматизированной системой рейтингового контроля знаний студентов вуза.
При необходимости определения рейтинга можно учитывать и пропуски занятий студентов. Например, итоговый рейтинг студента по дисциплине с учетом пропусков рассчитывается по формуле:
Ґ n к \
ZZ Ьг t
j г_________п
n t
Z Rmax <
пр
due
V J
loo
(5)
где Ьпр - количество пропущенных часов в рамках дисциплины;
1дис - общее количество часов дисциплины.
Этот расчет может быть автоматизирован при введении электронных журналов посещаемости занятий.
Предложенная модель рейтинговой оценки знаний студентов является более объективной и сводит влияние человеческого фактора к минимуму. Методика хорошо согласуется с автоматизированными систе-
мами рейтинговой оценки студентов и легко встраивается в информационную систему вуза.
1. Методические материалы к семинару «Разработка и внедрение системы качества в вузах на основе типовой модели системы качества образовательного учреждения» / под ред. В.С. Гурова; Рязанский государственный радиотехнический университет. - Рязань, 2010.
2. Михайлов О. Подводные камни рейтинговой системы / О. Михайлов // Высшее образование в России. - 2008. - №8. - С. 29.
3. Попов Ю. Рейтинговая система / Ю. Попов, В. Подлеснов, В. Садовников, Е. Андросюк, В. Кучеров // Высшее образование в России. - 2001. -№4. - С. 131 - 137.