14. Шкаратан О.И., Инясевский С.А., Любимова Т.С. Новый средний класс и информациональные работники на российском рынке труда // Общественные науки и современность. - 2008. - № 1. - С. 5- 27.
15. Уорнер Л. Социальный класс и социальная структура // Рубеж. - 1997. - № 10 - 11. - С. 42-57
References
1. Barber B. Struktura social'noj stratifikacii i tendencii social'noj mobil'nosti // Amerikanskaja sociologija: Perspektivy, problemy, metody. M., 1972.
2. Veber M. Izbrannye proizvedenija. - M.: Progress, 1990.
3. Giddens Je. Stratifikacija i klassovaja struktura // Sociologicheskie issledovanija. - 1992. - № 9.
4. Golenkova Z.T. Social'naja stratifikacija rossijskogo obshhestva. - M.: Let.sad, 2003.
5. Grigor'ev L., Salmina A., Kuzina O. Rossijskij srednij klass: analiz struktury i finansovogo povedenija. - M.: Jekon-Inform, 2009.
6. Gorshkov M.K. Srednij klass kak otrazhenie jekonomicheskoj i sociokul'turnoj modeli sovremennogo razvitija Rossii // Sociologicheskie issledovanija. - 2015. - №1. - S.35-44
7. Darendorf R. Jelementy teorii social'nogo konflikta // Sociologicheskie issledovanija. - 1994. - №5. - S. 142-146.
8. Zaslavskaja T.I., Gromova R.K. K voprosu o «srednem klasse» rossijskogo obshhestva // Mir Rossii. - 1998. - № 4. - S. 18-25.
9. Il'inyh S.A. Gendernaja koncepcija organizacionnoj kul'tury: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora sociologicheskih nauk / S.A.Il'inyh. - Novosibirsk, 2009.
10. Il'inyh S.A. Semejnye cennosti molodezhi: tradicii i transformacii / S.A.Il'inyh // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofija. Sociologija. Politologija. - 2012. - № 4. -vyp. 1 (20). - S. 220-232.
11. Il'inyh S.A. Kljuchevye ponjatija obshhestva potreblenija: issledovanie s pozicii sociologii / S.A.Il'inyh // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii. - 2011. - T. XIV. - № 5. - S. 29-40.
12. Maleva T.M., Ovcharova L.N. Rossijskie srednie klassy na razlichnyh jetapah jekonomicheskogo razvitija. - M., 2009.
13. Tihonova N.E. Gorodskoj srednij klass v sovremennoj Rossii. Analiticheskij doklad Instituta sociologii RAN. - M., 2006.
14. Shkaratan O.I., Injasevskij S.A., Ljubimova T.S. Novyj srednij klass i informacional'nye rabotniki na rossijskom rynke truda // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. - 2008. - № 1. - S. 5- 27.
15. Uorner L. Social'nyj klass i social'naja struktura // Rubezh. - 1997. - № 10 - 11. - S. 42-57
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.082 Рудакова О.Ю.1, Захаров В.М.2, Полевой И.Н.3
1ORCID: 0000-0002-1990-8065, Аспирант, 2 кандидат социологических наук, профессор,
3
кандидат экономических наук, доцент, Белгородский государственный национально исследовательский университет РЕЙТИНГ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УЧАСТИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КОНКУРСЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В статье рассмотрен рейтинг субъектов Российской Федерации по результатам участия региона в федеральном конкурсном отборе региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в зависимости от количества поданных заявок на конкурс и объемов финансовых средств, полученных регионом по итогам конкурсного отбора за период с 2011-2015 годы. На основании проведенного исследования субъекты Российской Федерации объединены по степени активности в 4 группы, которые позволяют выделить регионы с наиболее эффективными региональными программами поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ключевые слова: некоммерческие, организации, конкурс, господдержка, активность, субъекты.
Rudakova O.Ju.1, Zaharov V.M.2, Polevoj I.N.3
1ORCID: 0000-0002-1990-8065, Postgraduate student, 2PhD in Sociology, professor, 3PhD in Economics,
associate professor, Belgorod State University RATING ACTIVITY OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE RESULTS OF THE
COMPETITION FOR PARTICIPATION IN THE FEDERAL REGIONAL PROGRAMMES THE SUPPORT
FOR SOCIALLY NON-PROFIT ORGANIZATIONS
Abstract
The article describes the rating of the Russian Federation as a result of the region's participation in the federal competitive selection of regional programs to support socially oriented non-profit organizations, depending on the number of applications submitted for the competition and the volume offunds received by the region on the basis of competitive selection for the period of2011-2015 years. Based on the study of the Russian Federation subjects are united by the degree of activity in the 4 groups, which allow regions to identify the most effective regional programs to support socially oriented non-profit organizations.
Keywords: non-profit, organization, competition, state, activity, subjects.
Развитие демократии в общественной жизни, происходящее в России за последние 15 лет, привело не только к усовершенствованию существующих общественных институтов, но и зарождению новых. Приоритетные направления региональной политики, новые направления деятельности, подходы к решению поставленных задач,
121
механизмы взаимодействия на региональном уровне - все это определило их неравномерное развитие. Этот процесс четко прослеживается на примере развития институтов некоммерческих организаций.
За прошедшие годы нами отмечается рост позитивного отношения со стороны как государства, так и его населения, к деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих свои проекты в социальной сфере. Государственная политика, направлена на популяризацию некоммерческих организаций с целью оптимизации деятельности государственных организаций, предоставляющих социальные услуги и дальнейшей передачи таких услуг на аутсорсинг.
Значительную роль в этом процессе играют региональные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и внедряют региональные меры поддержки и схемы взаимодействия между обществом и некоммерческими организациями. Именно от выбранных конкретных мер, направленных на поддержку некоммерческого сектора, зависит способность региона раскрыть потенциал таких организаций и использовать его для инновационного развития.
В качестве объекта исследования мы рассмотрим субъекты РФ, которые принимали участие во всех проводимых Минэкономразвития России конкурсах на право получения федеральной субсидии на условиях софинансирования региональных программ поддержки СО НКО. Конкурсы проходили в 2011, 2013-2015 годы [1]. Критерии конкурсного отбора для субъектов РФ выбраны таким образом, чтобы представленная информация о проделанной работе была наиболее полной и отражала все направления поддержки как на региональном, так и на муниципальном уровне. Рассматривая участие регионов в данном конкурсе, мы можем предположить, что субъект РФ победивший, более 2 раз, развивает новые, инновационные меры, направленные на формирование благоприятной среды для развития социально ориентированного некоммерческого сектора. Кроме этого, одним из главных условий для участия в конкурсе является наличие утвержденной программы поддержки СО НКО, с мероприятиями и механизмами, позволяющими некоммерческим организациям развиваться и приносить региону социальную пользу.
Так, в 2011 году 51 субъект РФ принял соответствующие программы поддержки СО НКО, а в 2015 году таких субъектов РФ стало уже 74 [2]. Общий размер предоставленной субъектам РФ субсидии на реализацию программ поддержки СО НКО за весь период составил более 2,4 млрд рублей.
Рис. 1 - Количество субъектов РФ, принявших участие в конкурсе Минэкономразвития России
В федеральном конкурсе на предоставление субсидий не принимали участие такие субъекты как г.Москва и Московская область, в виду имеющихся достаточных мер и объема финансовых ресурсов. Именно в этих регионах -высокие показатели результативности и сформировавшаяся система поддержки СОНКО.
Одним из положительных аспектов для рассмотрения активности субъекта РФ можно считать участие двух новых субъектов федерации: Республики Крым и г.Севастополя, органы исполнительной власти которых своевременно приняли программы поддержки СО НКО на региональном уровне. Что позволило не только принять участие в конкурсе, но и войти в число победителей.
80 60 40 20 0
"5Т
"49"
2011 год
66
-74-
-49-
2013 год
2014 год
74-.
-55-
2015 год
□ Участвовали в конкурсе
□ Признаны победителями
Рис. 2 - Динамика субъектов РФ, принявших участие в конкурсах региональных программ поддержки СОНКО
Анализируя конкурсные заявки субъектов РФ, можно отметить, что на сегодняшний день 82 субъекта РФ хотя бы один раз, принимал участие в конкурсном отборе. Следовательно, субъектами РФ ведется работа: принимаются государственные программы поддержки СО НКО, утверждаются планы мероприятий и «дорожные карты», однако, насколько эти меры ведут к динамичному развитию некоммерческого сектора в регионе и достаточно ли региональных мер, можно сделать вывод исходя из качества заявки каждого субъекта РФ, которая по замыслу организаторов должна отражать разно уровневое развитие сектора некоммерческих организаций.
В 2011 году через конкурсное предоставление субсидий поддержано 49 субъектов, в 2013 - 49, в 2014 и 2015 году, признаны победителями 45 и 55 субъектов РФ соответственно с увеличением конкурсных заявок до 74. Необходимо
122
отметить, что в конкурсе 2014 года 67 субъектов РФ повторно принимали участие в 2015 году, а 38 субъектов РФ уже были победителями конкурса в 2011 году.
Кроме этого, при анализе имеющихся данных о количестве субъектов РФ, победивших в конкурсах, мы можем выделить субъекты РФ, которые приняли участие во всех 4 конкурсах и стали победителями.
Из данных видно, что 38 субъектов РФ принимали участие во всех 4-х конкурсах, 22 субъекта РФ были участниками 3 конкурсов, 14 субъектов РФ принимали участие только в половине проведенных конкурсов, и по 5 субъектов РФ участвовали в 1 -м конкурсе или не принимали участие вообще.
□ Участвовали в 4-х конкурсах
□ Участвовали в 3-х конкурсах
□ Участвовали в 2-х конкурсах
□ Участвовали в 1-м конкурсе
□ Не принимали участия
Рис. 3 - Количество субъектов Российской Федерации, принявших участие в конкурсах, проводимых
Минэкономразвития России
В результат проведенного исследования субъекты Российской Федерации, принявшие участия во всех 4 конкурсах нами объединены в 4 группы по степени активности:
- I группа - «Регионы с высокой активностью»;
- II группа - «Регионы со средней активностью»;
- III группа - «Регионы с низкой активностью»;
- IV группа - «Регионы с очень низкой активностью».
Это позволяет определить наиболее активные регионы, которые признаны победителями во всех конкурсах, а следовательно, оценены экспертами как максимально эффективные в своей деятельности, направленной на поддержку СО НКО.
□ группа 1 - Регионы с высокой активностью
□ группа 2 -Регионы со средней активностью
□ группа 3 - Регионы с низкой активностью
□ группа 4 - Регионы с очень низкой активностью Рис. 4 - Группы активности субъектов РФ и их доли в общей сумме полученных объемов субсидий
Если рассматривать активность субъектов РФ в каждой группе опираясь на размер субсидии, полученной за весь период реализации программы Минэкономразвития России, то на долю I группы приходится 77,0% общей суммы полученной субсидии, на долю II группы - 18,7%, на долю III и IV группы - 2,8 и 1,4 процента соответственно. Лидирующие позиции в I группе занимают Нижегородская область, Республика Татарстан, Новосибирская область. Необходимо отметить, что данные субъекты РФ занимают лидирующие позиции по уровню взаимодействия некоммерческих организаций, органов власти и населения, а также по развитию новых направлений поддержки СОНКО [3].
При рассмотрении итоговых сумм субсидий у каждого субъекта РФ в группе, мы отметили, что замыкает I группу субъект РФ, которому предоставили по итогам всех четырех конкурсов субсидию в размере более 25,0 млн рублей. Однако, многие регионы из группы II имеют более высокие суммы субсидий, поэтому мы можем предположить, что ограничение на уровне более 25,0 млн рублей можно применить и к группе 2, включив в перечень «Регионы с высокой активностью» еще 7 субъектов РФ.
Отметим, что Белгородская область принимала участие во всех 4 конкурсах и получила из федерального бюджета более 33,0 млн рублей, что позволяет на основании нашего исследования включить субъект РФ в группу «Регион с высокой активностью».
Таким образом, в группу «Регионы с высокой активностью» включен 31 субъект РФ, что составляет 37,8 % от общего количества субъектов РФ, эффективно реализующий свои программы по развитию СО НКО. Тем не менее, ряд субъектов РФ (группы 3 и 4) не достаточно полно проработали систему взаимодействия с некоммерческими организациями и их меры признаны менее результативными. На наш взгляд, именно из-за отсутствия полной и достоверной информации о результатах взаимодействия, низкой открытости органов исполнительной власти, недостатка информации о совместных мероприятиях и о деятельности в целом, регионы получили низкие показатели при оценке конкурсных критериев, и как итог не попали в число победителей, а следовательно, уровень системного подхода к развитию некоммерческого сектора выглядит у этих регионов слабо проработанной и недостаточно эффективной, чем у регионов - лидеров.
Литература
1. Информация о количестве субъектов РФ, принявших участие в конкурсе Минэкономразвития России за период с 2011-2015 годы // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:IInko.economy.gov.ruIStatistics (дата обращения 12.01.2016).
2. Методические (информационные) материалы для СО НКО по взаимодействию со СМИ и органами власти .- М., 2011.- с.39
3. Итоговый отчет о выполнении работ по мониторингу реализации мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации // Центр гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ)». - Пермь, 2015.- 509 с.
4. Доклад о развитии институтов гражданского общества в России «Третий сектор» в России: текущее состояние и возможные модели развития // Фонд развития гражданского доступа. - [Электронный ресурс] URL: http:IIcivilfund.ruImat/20 (дата обращения 05.01.2016).
5. Сборник материалов VIII Всероссийской конференции «Межсекторное взаимодействие в социальной сфере» // Министерство экономического развития Российской Федерации.- М., 2015.- 161 с.
References
1. Informacija o kolichestve subektov RF, prinjavshih uchastie v konkurse Minjekonomrazvitija Rossii za period s 20112015 gody II Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] URL: http:IInko.economy.gov.ru/Statistics (data obrashhenija 12.01.2016).
2. Metodicheskie (informacionnye) materialy dlja SO NKO po vzaimodejstviju so SMI i organami vlasti .- M., 2011.- s.39
3. Itogovyj otchet o vypolnenii rabot po monitoringu realizacii meroprijatij po podderzhke social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij v sub#ektah Rossijskoj Federacii II Centr grazhdanskogo analiza i nezavisimyh issledovanij (GRANI)». - Perm', 2015.- 509 s.
4. Doklad o razvitii institutov grazhdanskogo obshhestva v Rossii «Tretij sektor» v Rossii: tekushhee sostojanie i vozmozhnye modeli razvitija II Fond razvitija grazhdanskogo dostupa. - [Jelektronnyj resurs] URL: http:IIcivilfund.ruImatI20 (data obrashhenija 05.01.2016).
5. Sbornik materialov VIII Vserossijskoj konferencii «Mezhsektornoe vzaimodejstvie v social'noj sfere» // Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii.- M., 2015.- 161 s.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / HISTORY
DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.121 Викторов А.Г.
ORCID: 0000-0002-5274-7080 Аспирант, магистр, Астраханский Государственный Университет ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКИХ ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КЛИМАТА НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ 1965-1985 ГГ.
Аннотация
В статье приводится анализ влияния организации советских ветеранов войны на общественно-политическую ситуации и формирование общественно-политического климата Нижнего Поволжья. Исследуются важнейшие аспекты общественно-политической жизни населения Нижнего Поволжья.
Рассматривает влияние организации советских ветеранов войны на ряд ключевых регионов Нижнего Поволжья (Волгоградская область, Астраханская область, Калмыкия), приводится анализ работы организации советских ветеранов войны в период 1965-1985 гг.
Ключевые слова: организации советских ветеранов войны, общественно-политическая жизнь, Астрахань, общественно-политическое взаимодействие.
Viktorov A.G.
ORCID: 0000-0002-5274-7080 Postgraduate, master, Astrakhan State University THE INFLUENCE OF THE ORGANIZATION OF SOVIET VETERANS OF WAR ON THE FORMATION OF THE SOCIO-POLITICAL CLIMATE OF THE LOWER VOLGA REGION 1965-1985
Abstract
This article provides an analysis of the impact of the organization of Soviet veterans of war on the socio-political situation and the formation of the socio-political climate of the Lower Volga region. The most important aspects of the social and political life of the population of the Lower Volga region.
Considering the impact of the organization of Soviet veterans of war on a number of key regions of the Lower Volga region (Volgograd region, Astrakhan region, Kalmykia), the analysis of the work of the organization of Soviet veterans of the war in the period 1965-1985.
Keywords: organization of Soviet veterans of war, social and political life, Astrakhan, social and political interaction.
Организации советских ветеранов войны - общественная организация бывших участников войны, у бъединявшая их усилия в развитии народного хозяйства СССР и в борьбе за уменьшение международной напряженности, всеобщего и полного разоружения.
Основной цель организации было вовлечение ветеранов в общественно-политическую, массово-политическую, социально-политическую и массовую работу с население регионов.
124