Научная статья на тему 'Рейдерство в эпоху глобализации'

Рейдерство в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Л. А.

При переходе к рыночным отношениям происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности явлений как внутри страны, так и угроз за ее пределами. Одним из распространенных международных противоправных явлений стало рейдерство – это противоправный захват бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейдерство в эпоху глобализации»

2. Сычев П.Г. Отобрать и присвоить не проблема. Пробелы в законодательстве развязали рейдерам руки / П.Г. Сычев // Закон. - 2007. - Август. -С. 153-158.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

РЕЙДЕРСТВО В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Андреева Л.А.*

Филиал Российского государственного гуманитарного университета, г. Великий Новгород

При переходе к рыночным отношениям происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности явлений как внутри страны, так и угроз за ее пределами. Одним из распространенных международных противоправных явлений стало рейдерство - это противоправный захват бизнеса. Рейдерские захваты перешагнули границы государств, получили дальнейшее ускорение с изменением международного правового режима.

Ранее на практике встречались захваты отдельных предприятий, в настоящее время действия рейдеров распространились на отдельные группы предприятий (сети), на предприятия, связанные технологической цепочкой либо крупный бизнес, цепь рейдерских захватов перешагнула границы государств. Коррупция, как государственное правовое явление, содействует рейдерству, в ходе захвата бизнеса способствует преступным действиям, а также создает предпосылки для нарушений законодательства, скрывает факты рейдерства, либо тормозит ход расследования рейдерских захватов. Причины рейдерства лежат в структуре рыночных и административных отношений. В условиях масштабного кризиса, охватившего государства, проблема коррупции и рейдерства приняла новые масштабы и формы. Переоценка и падение определенных ценностей в обществе, слабость власти в центре и на местах, кадровая чехарда и неудачные реформы правоохранительной системы послужили причиной чрезвычайного роста данного вида коррупционных преступлений. Практика показывает, что цели рейдеров меняются, и завладение недвижимостью либо хозяйственным комплексом не становится основной и конечной целью. Действия коррупционеров многообразны в своих проявлениях, что создает определенные трудности для квалификации, определения правовой природы и юридической ответственности коррупционеров.

В международной практике проблемы рейдерства, зачастую, рассматриваются с точки зрения недружественных поглощений, не имеющих крими-

* Доцент кафедры Экономико-управленческих и правовых дисциплин, кандидат юридических наук.

нального характера. Напротив, в российской предпринимательской сфере, рейдерские захваты приобретают криминальный характер, совершаются по мотивам и способами, установленными в главе 22 УК РФ. Следовательно, рейдерство представляет собой международно-правовое явление, одновременно и социальное и криминологическое событие, поэтому его рассматриваем не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний против общества и государств. Общим основанием криминализации рейдерства является степень его общественной опасности, связанной с отрицательными последствиями развития рыночных отношений; с последствиями участия капиталов, имеющих криминальную природу и их отмыванием, в экономических отношениях; с отрицательными последствиями участия коррумпированных чиновников и сотрудников правоохранительных органов в захвате бизнеса [1, с. 149].

Причинами необходимости запрещения в уголовном законе и наказуемость рейдерства являются убеждение в неэффективности борьбы существующими уголовно-правовыми средствами; принципиальное изменение характера общественных отношений, ранее находившихся под охраной уголовного закона; изменения представлений степени общественной опасности и нравственной оценки рейдерства в мире. Преступные поглощения предприятий являются многоуровневой криминальной деятельностью, осуществление которой возможно при совершении целого ряда сопутствующих, не только экономических, но и других, в том числе и должностных, преступлений. Коррупция и криминальные захваты - взаимосвязанные явления, отражающие степень возможного воспрепятствования законной деятельности бизнесмена. В настоящее время рейдерство как вид преступной деятельности носит межгосударственный, организованный групповой характер, совершается, с использованием несовершенства законодательно-правовой базы, с привлечением государственных, административных и силовых ресурсов и в целом представляет реальную угрозу экономической безопасности. Глобальные изменения в экономическом пространстве приводят к изменению способов и методов рейдерской атаки.

Правовое регулирование вхождения России в ВТО на федеральном и региональном уровнях неизбежно приведут к новой атаке рейдеров. Приведение в соответствие нормативных актов требованиям ВТО, новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, о валютном регулировании и валютном контроле, о техническом регулировании, пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и другие нормативные правовые акты, а также акты органов государственной власти субъектов федерации, не гарантируют единой политики в области международного противодействия рейдерству. В основном, пакет

нормативных актов субъекта РФ направлен на регулирование государственной поддержки для юридических лиц, и этими мерами ограничено нормотворчество субъектов РФ, что неизбежно приведет к сращиванию коррупции и рейдерства в экономическом пространстве. В развитых странах основной формой рейдерства стало недружественное поглощение, в России широкое распространение получили «банкротные» схемы, мошенничество и принуждение к сделке. Как отмечает А.А. Лабутин, рейдерство «по-российски» не гарантирует достижение эффективной структуры собственности и при неблагоприятном стечении обстоятельств может запустить множественные циклы конфликтных перераспределений активов между экономическими агентами [3, с. 21]. Развитие и распространение рейдерства по российскому образцу стало возможным вследствие несовершенного законодательства, коррупции, наличия масштабного теневого сектора, особенностей менталитета российских граждан и необдуманной государственной политики как в различных секторах экономики, так и в макроэкономических аспектах.

Исполнительные органы субъекта РФ регулируют порядок налогового стимулирования организаций, осуществляющих производственную деятельность в субъекте РФ, механизм привлечения инвестиций в экономику субъекта РФ, порядок проведения конкурса инвестиционных проектов и программ, учета, использования и возврата средств специальных фондов субъектов РФ, льготного кредитования отдельных отраслей экономики, порядок осуществления компенсационных выплат части платы за пользование кредитами банков, предоставленных организациям, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, например, перерабатывающим организациям пищевой и легкой промышленности, организациям потребительской кооперации на сезонный закуп сырья, птицеводческим организациям для закупа кормов, за счет источников, определенных бюджетом развития субъектов РФ [2, с. 164]. Основным показателем вовлеченности регионов во внешнюю торговлю, с точки зрения анализа будущих обязательств России в ВТО, является доля импорта в потреблении на товарных рынках субъекта, отраслевая структура экономики региона, место в системе основных потоков товаров, местоположение и экономический потенциал субъекта РФ. Следовательно, возможно предположить, что деятельность рейдеров будет направлена на установление контроля за работой отдельных сетей, комплексов предприятий, как получающих дотации из бюджетов, так имеющих транснациональный характер, либо работающих под единой международной маркой. Для понимания последствий присоединения России к ВТО в региональном разрезе необходимо учитывать значительную неоднородность субъектов РФ, их криминализацию, разную вовлеченность в процессы внешней торговли. Эти различия должны учитываться для анализа последствий для субъектов РФ, прежде всего с точки зрения развития отраслей экономики и возможных рисков рейдерских захватов.

Правовое регулирование должно осуществляться с учетом вероятности последствий изменения условий доступа на внутренний рынок: усиление конкуренции на рынках, следствием которого может стать ухудшение позиций предприятий-производителей при поставках; изменение традиционных региональных товаропотоков, их переориентация с внутренних поставщиков на внешние, что повлечет изменение финансового состояния предприятий, находящих в субъектах РФ. Значимые последствия будут в регионах, где предприятия отраслей, подвергшихся вытеснению с локальных рынков, являются бюджетообразующими или градообразующими. В этом случае последствия могут носить двоякий характер: с одной стороны, снижение доходов бюджетов из-за сокращения объемов производства, с другой - рост бремени расходов бюджетов на социальные программы из-за возможного роста безработицы и других социальных проблем. Изменения внешнеэкономического режима (его тарифной и нетарифной составляющей) наиболее существенно будут сказываться на регионах, расположенных ближе к сложившимся пунктам пересечения таможенной границы различными категориями товаров. Именно эти «проблемные» регионы и предприятия станут легкой добычей рейдеров, поддерживаемых коррупционным чиновничеством.

Вместе с тем упускаются два принципиально важных аспекта: поскольку ВТО является межгосударственной организацией, правом доступа в орган по разрешению споров обладают только государства-члены; у государства-члена нет обязанности по обращению в орган по разрешению спора даже в тех случаях, когда имеются достаточные доказательства нарушения прав и интересов отечественных компаний со стороны других государств. Отсутствие обязанности государства по обращению в орган по разрешению споров может создать ситуацию, когда после присоединения России к ВТО государство по собственной инициативе не будет предпринимать необходимые шаги по устранению необоснованных ограничений, действующих в отношении российских товаров и услуг на рынках третьих стран. В рамках неформального механизма у бизнеса нет гарантий, что государство предпримет все необходимые меры для защиты интересов отечественных компаний, причем тогда бездействие практически невозможно оспорить в суде. Уголовно-правовые средства защиты практически недоступны предприятиям малого и среднего бизнеса. Вступление в ВТО не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства в структуре большинства отраслей отечественной промышленности в регионе, в то же время оно может серьезно сказаться на ряде отдельных отраслей, безопасности отдельных предприятий. Поэтому требуется разработка долгосрочной стратегии экономической безопасности субъекта РФ, учет интересов во внешнеэкономической сфере,

и, следовательно, выработка критериев регулирования правоотношений в условиях членства в ВТО и международного уголовного права по противодействию рейдерству.

Список литературы:

1. Андреева Л.А. Коррупция и рейдерство в условиях рыночных отношений [Текст] / Л.А. Андреева // Российское государство и право: традиции, современность, будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.Я. Музюкина, Е.С. Аничкина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. - С. 149-150.

2. Андреева Л.А. Проблемы правового регулирования вхождения в ВТО в региональном законодательстве [Текст] / Л.А. Андреева // Таможенные чтения - 2010. Россия и ВТО: непростой диалог: Сб. матер. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Том 1. Диалог России и ВТО: разнообразие мнений / Отв. ред. А.В. Аграшенков]. -СПб.: Санкт-Петербургский имени Бобкова филиал РТА, 2010. - С. 162-165.

3. Лабутин А.А. Рейдерство / А.А. Лабутин // Вестник ТИСБИ. - 2008. -№ 1. - С. 16-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.