Эти задачи могут быть решены как оперативно-розыскными мерами, так и следственными методами.
К средствам противодействия раскрытию и расследованию преступлений также можно отнести «заволокичивание» уголовного дела о преступлении в сфере грузовых и пассажирских перевозок на водном, воздушном и железнодорожном транспорте. Нужно помнить, что к признакам организации такого противодействия относятся: эффективные процессуальные действия защитника, последовательно уничтожающего доказательства, на которых строится обвинение; регулярные отставания следствия с реализацией необходимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий; утечка важной для следствия информации; низкое качество следствия в целом; неоднократная передача уголовного дела от одного следователя к другому одинаково невысокого уровня подготовки; затягивание организации следственно-оперативной группы, которая нужна для нормальной работы по раскрытию и расследованию преступления; вмешательство в ход рас-
следования лиц, непосредственно не отвечающих за его результаты, и др.
Описанные средства и методы противодействия следствию являются одним из самых опасных для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых ОПГ в сфере грузовых и пассажирских перевозок на водном, воздушном и железнодорожном транспорте, так как фактически лишают уголовное дело судебной перспективы. На наш взгляд и по мнению более чем 50% оперативных и следственных работников на транспорте, в такой ситуации пресечение мер противодействия раскрытию и расследованию преступлений и обеспечение следственной и судебной перспективы по означенным уголовным делам возможно только путем отстранения от работы по раскрытию и расследованию местных оперативных и следственных работников, принятия уголовного дела к производству следственно-оперативной группой другого оперативного и следственного подразделения при ЛУВД (ЛОВД) в порту и на станциях.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЙДЕРСТВУ
В РОССИИ
А.Ю. ФЕДОРОВ,
начальник кафедры совершенствования деятельности ОВД Уральского юридического института МВД России, капитан милиции,
кандидат юридических наук
Аннотация. Научная статья посвящена проблеме неправомерных захватов собственности (рейдерству) в России. Проанализированы понятие, динамика, закономерности развития рейдерства, обоснована актуальность разработки мер по противодействию этому явлению.
Ключевые слова: захват собственности, рейдерство, общественная опасность, экономическая безопасность, организованная преступность, коррупция.
ZEITGEIST OF DEVELOPMENT OF MEASURES TO COMBAT RAIDS IN RUSSIA
A.U. FYEDOROV,
the Ural Law College of the Ministry of the Internal Affairs of Russia
The Summary. Scientific article is devoted to the problem of illegal seizure of property (raids) in Russia. In the article the term, dynamics, regularity of development of raids are analysed а^ zeitgeist of development of measures to combat this phenomenon is based.
Key words: seizure of property, raids, public danger, economic security, organized crime, corruption.
В России криминальный бизнес рейдеров измеряется миллиардами долларов, нанося огромный ущерб промышленным предприятиям и экономическому росту страны1. Распространение неправомерных захватов (враждебных поглощений, недобросовестных перехватов корпоративного контроля) стало тенденцией последнего десятилетия в экономике России2.
В самих криминальных операциях (речь идет о целой индустрии) по недружественному поглощению собственности обычно задействованы непосредственно или опосредованно многие лица, в том числе должностные, разные предпринимательские структуры, контролирующие правоохранительные и судебные органы, а также криминалитет. Зачастую эта скоор-
динированная деятельность в рамках одной операции реализуется на обширном географическом пространстве — от Владивостока до Калининграда3.
Вопросы криминального захвата организаций стали объектом внимания высших должностных лиц государства. 2 февраля 2009 г. на заседании коллегии ФСБ России Президент РФ Д. Медведев сообщил о том, что главными проблемами в стране являются рейдерство и коррупция. При этом проблема рейдер-ства становится наиболее актуальной во время кризиса. Ранее, 11 ноября 2008 г., на встрече с президиумом Торгово-промышленной палаты РФ Президент РФ Д. Медведев заявил: «Действительно, сейчас это зло (рейдерство) существует не только в столицах, оно существует в обычных провинциальных городах, и это показывает, что эта болезнь дала уже метастазы. Это очень опасная болезнь, и, может быть, это прозвучит не вполне либерально, но за такого рода действия нужно сажать в тюрьму».
По мнению председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В. Плигина, в условиях мирового финансового кризиса количество незаконных захватов собственности будет увеличивать-ся4. Аналогичную точку зрения высказал глава Следственного комитета при МВД России А. Аничин, который добавил, что ожидается значительное увеличение количества уголовных дел по таким преступлениям, как рейдерский захват и отмывание денег. Это обусловлено тем, что организации во время кризиса будут ослабевать, особенно те из них, спрос на продукцию которых будет снижаться. Такие организации будут обесцениваться, и на этом фоне соответствующим образом будут предприниматься рейдерские захваты.
По словам председателя Совета Федерации, лидера партии «Справедливая Россия» С. Миронова, каждый год в России фиксируется свыше 60 тыс. рейдерских атак, в результате которых разрушаются стратегические организации, банкротятся эффективные производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей. При этом давление рейдеров на бизнес ежегодно отнимает у страны до 1% экономического роста.
За последние три года по фактам рейдерского захвата чужой собственности правоохранительными органами возбуждено около 900 уголовных дел. По состоянию на 12 ноября 2008 г., по информации Следственного комитета при МВД России, в производстве следственных органов находилось 417 уголовных дел, возбужденных по фактам рейдерской деятельности. Однако, как заявил директор департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты РФ, Н. Гетман, «до суда доходит менее 10 процентов этих дел». Вернуть утерянное в результате рейдерских захватов имущество удается еще реже.
Действительно, если количество прекращенных дел по экономическим преступлениям колеблется от 30 до 40%, то по захватам организаций этот показатель составляет 60—70%. В условиях отсутствия достаточной практики расследования, по убеждению заместителя начальника отдела Следственного комитета при МВД России П. Сычева, 30% дел, переданных в суд, — это объективно хорошая следственная работа. Потому что много дел в судах не рассмотрено, часто суды не знают, как к ним подходить, они или приостанавливают их, или под любыми предлогами пытаются вернуть обратно, на дополнительное расследование5. Всего в 2008 г. правоохранительными органами направлены в суд 56 уголовных дел по фактам криминального присвоения прав на управление и владение организациями, что составляет 12% общего числа уголовных дел, возбужденных по фактам рейдерства.
Этимология понятия «рейдерство» имеет отношение к пиратству — морскому разбою. Термин «рейдерство» восходит к англ. the raid — набег, внезапное нападение, причем идентичное значение и даже написание этого слова можно встретить в языках всех морских держав — испанском, немецком, французском. Рейдерами в Средние века называли самостоятельно действующие корабли, которые в отличие от пиратов служили правительству и нападали только на корабли и поселения, принадлежащие враждебной стране.
«Цель рейдерства, — пишет И. Можейко, — та же, что и корсара. Но если пират обогащается сам, а корсар делится добычей с владельцем судна и правительством, то рейдер состоит у правительства на службе и в распределении прибылей участвовать не должен. И еще одно различие: корсары и пираты редко топят судно, предварительно не обобрав его. Это противоречит духу их ремесла. Рейдер может просто уничтожать суда противника, не очищая его трюмы. Рейдерство свойственно в основном новому времени, когда стало ясно, что убыток противника — всегда прибыль»6.
Согласно словарю иностранных слов «рейдер — военный корабль, выполняющий самостоятельные боевые действия на морских и океанских путях сообщений, главным образом в целях уничтожения неприятельской морской торговли»7. Такое понимание рейдерства указывает на его связь с банкротством, и в этом смысле рейдерство есть уничтожение организации путем ее захвата и последующего разорения с целью получения сверхприбыли, о чем свидетельствует рентабельность этого явления, доходящая до 1000%8.
В настоящее время общепринятое определение рейдерства отсутствует. Распространенное в 1990-е годы определение рейдерства как всякого незаконного захвата собственности неточно. В то же время заимствования зарубежных определений вроде «приобретения акционерной компании без согласия ее акционеров путем агрессивной скупки акций на открытом рынке» являются узкими и просто игнори-
рующими российские реалии, а «вывод активов из владения законных собственников»9 — неоправданно широким, объединяющим законные и незаконные виды бизнеса.
В современной России под рейдерством часто понимают враждебное и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. По сути, рейдерство — это захват чужого бизнеса с необоснованным использованием юридических норм и институтов, извращающих их сущность10. Как видим, рейдерство объясняется через другие понятия — «враждебное поглощение», «недружественное поглощение», «корпоративный захват» и т.п.
В юридической литературе предприняты попытки сформулировать дефиницию. Так, Д.И. Степанов характеризует корпоративные захваты как один из способов недобросовестного перехвата корпоративного контроля, т.е. осуществляемого без согласия внутренних инвесторов и (или) выплаты им справедливой компенсации11.
В.В. Горбов трактует недружественное поглощение (применительно к акционерному обществу) как получение над акционерным обществом и (или) его имуществом и имущественными правами юридического и фактического контроля вопреки воле его основных акционеров путем использования несовершенства правового регулирования акционерных отношений и (или) путем нарушения законодательства12.
М.А. Сергеев считает, что рейдерство — это противоправная деятельность, посягающая на установленный порядок назначения или избрания органов управления юридического лица или (и) порядок его реорганизации, выражающаяся в умышленном совершении ряда противоправных действий, направленных на удовлетворение личных корыстных интересов ограниченного круга лиц и приводящих к потере прав другими участниками корпоративных отношений на владение, распоряжение и пользование имущественными комплексами и в целом над оперативной деятельностью общества13.
В.В. Киселев указывает на то, что рейдерство допустимо трактовать как совершение действий, направленных против воли собственника на незаконное, вне пределов действия гражданского законодательства изменение права собственности на имущество акционерного общества, изъятие его в пользу другого лица, установление новым собственником полного контроля над этим имуществом в юридическом и физическом смысле14.
В. Константинов предлагает понимать под рейдер-ством крайне опасное социальное явление, связанное с криминальными проявлениями в сфере экономики страны, направленное на похищение чужого имущества путем незаконного изменения права собственности, в том числе недвижимости, с использованием обманных действий в правовой и судебной сферах государства, с последующим захватом собственности и
применением или угрозой применения сил и средств, опасных для жизни и здоровья человека, с причинением владельцам имущественного ущерба в крупном или особо крупном размере15.
А.Л. Балаян констатирует, что российское предпринимательское и уголовное право не содержат определения рейдерства, под которым следует понимать криминальное завладение собственностью юридического лица, совершаемое под прикрытием, как правило, нескольких гражданско-правовых сделок, по сути являющихся мнимыми и создающих видимость законного перехода собственности (организации, контрольного пакета акций, здания, сооружения, земельного участка и т.д.) от одного собственника к другому16.
А.А. Лабутин считает, что рейдерство (недружественное поглощение организаций, или их корпоративный захват) — это захват контрольного пакета акций или долей, кредиторской задолженности организации с целью установления над ней полного (фактического и юридического) контроля вопреки интересам и воле собственника или менеджмента этой организации17.
Нередко рейдерство представляют как частный случай распространенного во всем мире профессионального бизнеса по слияниям и поглощениям (теще^ апd асquisitiоns — М&А). Об этом, в частности, говорили многие участники конференции «Безопасность бизнеса во всех аспектах», состоявшейся 8 августа 2005 г. в Москве на Старой площади18.
В странах с развитой рыночной экономикой этот бизнес процветает и выполняет важную функцию постоянного оздоровления национальных экономик, так как неэффективные (в том числе из-за плохого управления), но располагающие привлекательными активами организации захватываются более успешными и санируются. Поэтому объемы М&А и их удельный вес в ВВП — важный показатель, увеличением или высоким уровнем которого гордятся. Рост количества сделок по слиянию и поглощению воспринимается как признак улучшения инвестиционного климата. Эксперты считают М&А важным инструментом корпоративного роста. Повышение объема этого рынка с 2,1 трлн долл. США в 2004 г. до 2,9 трлн в 2005 г. было расценено экспертами как свидетельство роста жизнеспособности мировой экономики.
В России рейдерство объективно связано со следующими угрозами экономической безопасности:
# повышение уровня безработицы;
# уклонение от уплаты налогов;
# увеличение коррумпированности государственных служащих и представителей судейского корпуса;
монополизация ряда сегментов рынка; разрушение и спад производства; утрата конкурентоспособности; деформация правовой идеологии и распространение правового нигилизма;
® дискредитация представителей федеральной и региональной власти, правоохранительных органов и судов;
® ухудшение инвестиционного климата; ® активизация процессов отмывания денег, полученных преступным путем.
Все это указывает на большую общественную опасность рейдерства, его разрушительный характер, свидетельствует о том, что такие инструменты рыночной экономики, как банкротство и поглощение, в условиях криминализированной экономики России превращаются в новые виды организованной преступной деятельности. Рейдерство в России достигло такого размаха, что захватчики не боятся выбирать себе в качестве целей даже предприятия оборонной промышленности. Причем нередко их инициаторами выступают не только коммерческие структуры, в том числе зарубежные, но и федеральные ведомства и организации, государственные предприятия топливно-энергетического комплекса.
Решая свои узкие задачи в ущерб интересам общества и государства, они создают угрозу безопасности страны. В процессе финансового оздоровления «НИИ радиоприборостроения» 80% его имущественного комплекса ушло за бесценок, утрачено уникальное оборудование, созданное не одним поколением ученых. А это ведущее предприятие в сфере противоракетной обороны19.
По данным российских спецслужб, рейдеры нацелены на захват более 200 российских оборонных предприятий. Эту цифру озвучил на общественных слушаниях, посвященных вопросу противодействия рейдерству, член Общественной палаты П. Астахов: «Чувствуя свою безнаказанность, захватчики обратили внимание на госсобственность — научно-производственное предприятие «Базальт», объекты Минобороны в Поволжье (военный санаторий «Волга», дворец спорта ЦСКА ВВС, речные порты и заводы оборонного назначения «ЭнергоПУЛ» и «Рефлектор» в Саратове, завод, выпускающий компоненты для переносных ракет «Игла» в Санкт-Петербурге)».
Росимущество 10 ноября 2008 г. заявило, что ФГУП «Кронштадтский морской завод», активы которого должны быть переданы Объединенной судостроительной корпорации, пытаются захватить рейдеры. Выступая в Государственной Думе в декабре 2008 г., Генеральный прокурор РФ Ю. Чайка отметил, что «...в Санкт-Петербурге преступное организованное сообщество хотело захватить 45 предприятий государственной важности»20.
В 2008 г. от рейдерства пострадали Московский оборонный завод «Маяк», ОАО «Климов», НИИ Шинной промышленности, НИИ «Спецстрой», НИИ «Синтез» и др. Подобные рейдерские действия могут привести не только к существенным нарушениям в экономической сфере, но и к реальной угрозе безопасности страны, подрыву устоев государства.
Таким образом, криминологическая обстановка является напряженной и диктует необходимость принятия быстрых и решительных мер, направленных на противодействие рейдерству.
1 См.: Котырев Е.Н. Повышение эффективности управления акционерным промышленным предприятием с использованием результатов внешнего аудита: Автореф. ... канд. экон. наук. — М.,2006. С. 19.
2 См.: Федоров А.Ю. Рейдерство в России // Правоохранительные органы: теория и практика. — Екатеринбург, 2008. № 2. С. 60—65.
3 См.: Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. — М., 2006. С. 134.
4 См.: Велетминский И. Операция «Антирейдер» // Российская бизнес-газета. 2008. № 682.
5 См.: Сычев П.Г. Рейдеры получают по заслугам // Слияния и поглощения. 2007. № 1—2. С. 104.
6 См.: Можейко И. Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пиратства в Индийском море и Южных морях (XV—XX века). — СПб., 1994. С. 4.
7 См.: Новый словарь иностранных слов. — Мн., 2005. С. 844.
8 См.: Ждакаев И.Вот вам и «священная» собственность // Российская Федерация сегодня. 2005. № 17. С. 14.
9 См.: Коробейникова С. Рейдеры — бросок в регионы // Сводка Информационного агентства «Росбалт». 2005. 21 окт.
10 См.: Делягин М. Рейдерство: «черный бизнес» России: Краткое изложение аналитического доклада. — М., 2006. С. 5.
11 См.: Степанов Д.И. Корпоративные споры и реформы процессуального законодательства // Вестник ВАС РФ.
2004. № 2. С. 125.
12 См.: ГорбовВ.В. Правовая защита акционерного общества от недружественного поглощения: Автореф. ... канд. юрид. наук. — М., 2004. С. 13.
13 См.: Сергеев М.А. Особенности методики расследования преступлений, связанных с присвоением прав на владение и управление предприятиями и организациями: Автореф. ... канд. юрид. наук. — Тюмень, 2008. С. 27.
14 См.: Киселев В.В. Нормы корпоративного законодательства не позволяют в полной мере противостоять рей-дерству // Как противостоять угрозе рейдерства: Мат-лы межрег. форума. — Н. Новгород, 2007. С. 80.
15 См.: Константинов В. Рейдерство — не мошенничество! // Законность. 2008. № 11. С. 40.
16 См.: Балаян А.Л. Преступные «недружественные поглощения» предприятий в Москве // Рос. следователь. 2008. № 13. С. 18.
17 См.: Лабутин А.А. Рейдерство // Вестник ТИСБИ. 2008. № 1.
18 См.: Криминальное банкротство и рейдерство: криминологическая характеристика и противодействие: Мо-ногр. / А.В. Бобков, И.М. Клейменов, А.Ю. Федоров. — Омск, 2009. С. 57.
19 См.: Колесников В. Приватизация должна быть максимально прозрачной // Российская Федерация сегодня.
2005. № 23. С. 46.
20 См.: Велетминский И. Указ. соч.